У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Морская политика
Количество страниц 260
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24070.doc 
Содержание Содержание
Введение...3

Глава I. Море и флот в ранней греческой истории...15

§ 1. Критская морская держава...15

§ 2. Морское дело в ахейских государствах II тысячелетия до н. э...47

§ 3. Гомеровская эпоха: преемственность в морском деле...64

§ 4. Возрождение морской политики в архаической Греции...73

Глава И. Морская политика Афин до Фемистокла...94

§ 1. Морское дело в раннеархаических Афинах...95

§ 2. Начальный этап афинской морской политики...121

Глава III. Морская программа Фемистокла...149

§ 1. Борьба Фемистокла за принятие морской программы...149

§ 2. Реализация морской программы...168

§ 3. Афинский военный флот...183

Глава IV. Превращение Афин в крупнейшую морскую державу

Средиземноморья... 197

§ 1. Создание I Афинского морского союза...197

§ 2. Превращение Делосской симмахии в Афинскую архэ...214

Заключение...238

Приложения...241

I. Библиография...241

И. Иллюстрации...260



Введение

География Греции такова, что создает уникальные возможности для развития мореплавания и прямо подталкивает к нему народы, населяющие; эту землю. Мы имеем в виду, прежде всего, чрезвычайную изрезанность береговой линии греческого материка. Ее длина превосходит длину береговой линии Италии, Пиренейского полуострова, хотя по площади Греция значительно уступает обоим (1/3 Италии и 1/6 Пиренейского полуострова).1 Поэтому в материковой Греции нет ни одного места, которое было бы удалено от морского побережья на расстояние свыше 90 км. С другой стороны, на Эгейском море трудно найти точку, которая отстояла бы от ближайшей суши более чем на 60f
км, — в этом море рассыпано великое множество островов, так что можно переплыть его, не теряя из вида землю.

Далее, большинство земель греческого материка и Эгеиды бедно земельными ресурсами,- и* если- какой-то минимум* для- населения: они- могли-обеспечить, причем, лишь в i условиях, когда демографический уровень не превышает известного предела, то рассчитывать на развитие многих составляющих общественной жизни, прежде всего, экономики, можно было, только наладив регулярные контакты с другими регионами.

В условиях, когда сообщение между различными областями Греции затруднено горными цепями, наиболее удобным, быстрым и дешевым путем, соединявшим греческие государства, было море (это тем более характерно для множества островных государств). Понятно, следовательно, что налаживание морских коммуникаций m контроль над важнейшими; из них могли принести

1 Gary М: The background of Greek and Roman history. Oxford, 1949. P. 45.

2 Андреев Ю; В. 1) Поэзия мифа и проза истории. JTi, 1990. С. 121; 2) Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб., 1999. С. 35-36.

4 ощутимые выгоды и во многом обеспечить решение внутренних проблем. Так

что греки обратились к морскому делу с самого начала цивилизации и превзошли в этом отношении все остальные древние общества.

Морская политика занимала ? видное место в жизни многих полисов, но особенно больших здесь успехов смогли достигнуть Афины в V в. Полностью сконцентрировав усилия на развитии морского дела, посвятив этому все свои силы, они за достаточно короткий срок добились превосходства в Восточном Средиземноморье.

Уничтожив флот персов, и приобретя, таким образом, огромный авторитет в эллинском мире, афиняне создали морской союз с целью освобождения находящихся в руках Персии греческих земель. С его образованием они получили великолепные возможности для установления полного контроля над морскими путями Эгеиды и не преминули ими воспользоваться. К концу Греко-персидских войн их власть простиралась на большинство государств региона. Между тем, сам. союз уже превратился в афинскую державу, где прежде независимые союзники были низведены до положения подданных членов; империи. Получая огромные средства, как непосредственно от них в виде дани, так и от морской торговли в Эгеиде, которую они жестко контролировали, афиняне получили возможность для форсированного развития государства и общества. Именно с историей I Афинского морского союза связано время наивысшего расцвета Афин, расцвета во всех отношениях — культурном, политическом, социально-экономическом. С ней связано развитие и самый блестящий период афинской демократии. Большинство лучших достижений; афинян, которыми мы не устаем до сих: пор восхищаться, стали возможны благодаря успехам афинской морской политики. Ее изучение, в этой связи, представляется как в высшей степени интересным, так и необходимым для понимания истории классической Греции, учитывая то место, которое в ней занимали Афины.

5 Основная источниковая база нашей работы представлена произведениями

древних авторов. Во всех без исключения частях исследования мы использовали сочинения Геродота и Фукидида. Они оставили особенно много информации по интересующей нас теме, причем информации наиболее достоверной из всей античной традиции.

Нисколько не умаляя научных достоинств первого из них, и в то же время учитывая новеллистический характер произведения «отца истории», следует согласиться с С. И. Соболевским в том, что степень достоверности труда Геродота целиком зависит от источников его информации. Т. е. достоинство его сообщений неодинаково в различных частях «Истории», и степень достоверности и происхождение его известий необходимо исследовать в каждом отдельном случае.3 Понятно, что большие сомнения у современных исследователей вызывают факты, сообщаемые Геродотом, которые относятся к древнейшему периоду греческой истории.

Нужно заметить, что вообще в рассказах древних об этих временах исторические реалии подчас трудно отделить от мифа. Но на этом основании ни в коем случае нельзя отвергать ценность традиции о крито-микенской эпохе, как это делает ряд слишком критически настроенных ученых (Ч. Старр, Ю. В. Андреев и др.). Археологические раскопки последних лет доказывают, что основная канва исторических событий минойской и ахейской эпох в произведениях античных писателей и поэтов вполне соответствует действительности.

Возвращаясь к Геродоту, заметим, что чем дальше идет изучение древней Эллады и Востока, тем больше обнаруживается добросовестность его сведений.

3 Соболевский С. И. Геродот // История греческой литературы. Т. 2. М., 1955. С. 68.
Учитывая это, нужно со всей серьезностью относиться к его рассказам даже о самых древнейших временах.

Сведения Геродота о державе Миноса представляют чрезвычайную ценность для изучения морской истории II тысячелетия. Еще большая зависимость наших знаний истории Греции от его сообщений ощущается, когда мы обращаемся к эпохе архаики. В частности, труд Геродота проливает свет на время вытеснения триерами пентеконтер во флотах греческих государств. Исключительно ему мы обязаны сохранением ценнейшей; информации о высочайшем месте, которое занимали навкрары в афинском государстве VII в., что позволяет сделать вывод о непрерывности традиций морского дела и о большой роли, которую оно играло в архаических Афинах. Рассказ Геродота о строительстве 200 триер в Афинах при реализации морской программы Фемистокла вступает в видимое противоречие с традицией о постройке 100 кораблей, представленной другими древними авторами. Но с обнаружением в 1960 г. так называемого декрета Фемистокла,4 который полностью подтвердил данные Геродота, мы теперь скорее вынуждены не отбрасывать это свидетельство, но пытаться примирить два варианта традиции.

Еще большего доверия заслуживает информация, которую содержит труд Фукидида, основоположника научно-исторического метода. Об отношении науки к знаменитому древнему историку прекрасно сказал С. Я. Лурье: «Во все те эпохи, когда изучалась древность, Фукидид оставался на первом месте среди классических авторов: он не только считается лучшим, непревзойденным историком древности, но авторитет его часто настолько преувеличивается, что всякая попытка критиковать его рассматривается чуть ли не как кощунство».5

4 Jameson М. Н. A decree of Themistokles from Troizen // Hesperia. VoL 29. №2, 1960. P. 198-223.

5 Лурье С. Я. История Греции. СПб., 1993. С. 621.
Действительно, Фукидиду можно доверять гораздо в большей степени, чем другим античным авторам, но отдельные ученые в; таком уважении к, безусловно, заслуживающему его историку заходят чересчур далеко. Так, некоторые события древней истории зачастую признаются не имевшими места и выдуманными традицией только на том основании, что о них ничего не говорит Фукидид (например, существование пританов навкраров в Афинах и их роль в подавлении мятежа Килона; Каллиев мир). С этим трудно согласиться, так как сочинение афинского историка посвящено исключительно истории Пелопоннесской войны, и от него нельзя ожидать исчерпывающей информации о событиях, прямо с ней не связанных. Впрочем, некоторую часть его труда занимают экскурсы, благодаря которым мы имеем массу ценнейших сведений о более ранних временах, начиная со II тысячелетия.

Фукидид сохранил в памяти истории имя изобретателя триеры -коринфянина Аминокла, указав также довольно точную дату ее появления.. Многие исследователи, правда, не согласны с такой ранней датировкой (VIII в.), но, учитывая основательную работу афинского историка над источниками, его научную акрибию (Thuc, I, 22, 2 — 4), этот факт следует признать истинным, тем более что никаких серьезных препятствий для этого не существует. Большую ценность имеет указание Фукидида о почти полном отсутствии триер в афинском флоте до Фемистокла. С этим заявлением вступает в противоречие сообщение Харона из Лампсака о наличии у афинян в 90-е гг. V в., по меньшей мере, 20 триер (Plut. Moral., 861 С — D). Но в данном случае, безусловно, предпочтение следует отдать данным Фукидида.

Фукидид являлся нашим основным источником при изучении различных аспектов, связанных с историей I Афинского морского союза и ростом афинского могущества. Здесь большую историческую ценность имеют также

8 речи, которые он влагает в уста видных политических деятелей, как бы это не

пытались оспорить отдельные современные историки.6

«Афинская политая» Аристотеля содержит очень важные сведения о существе института навкрарий, о его истории. В этом произведении философ с большой подробностью сообщает о путях реализации морской программы Фемистокла, что дополняет рассказ Геродота интересными и важными деталями.

Сочинения историков IV в., описывающих более ранние события, по большей части не сохранились. Но их использовал Диодор Сицилийский. Как исторический источник, его «Историческая библиотека» во многом уступает произведениям Геродота и Фукидида, но, несмотря на это, сообщения Диодора являются ценным дополнением к ним.

Это в равной степени относится к трудам Страбона и Павсания. Последний был для нас особенно ценным подспорьем при работе над первой главой, где речь идет о древнейшем периоде греческой истории.

С большой осторожностью нужно относиться к свидетельствам Плутарха, которые содержаться в его «Сравнительных жизнеописаниях». Он вовсе не ставил перед собой цели — выяснить истинный ход греческой истории, но старался, главным образом, со всех сторон показать характер описываемого им политика (ср.: Plut. Alex., 1). Так что его произведения наполнены разного рода анекдотами. Однако нельзя забывать, что Плутарх был образованнейшим человеком своего времени, он сообщает целую массу ценнейших фактов изистории Греции архаической и классической эпох. Часто он называет и первоисточник, при этом никогда ничего не выдумывая и не извращая фактов.7

Много ценной информации о морском деле содержат произведения поздних авторов, в частности; лексикографов, но к ней нужно относиться с максимальной осторожностью.

Следующую группу источников представляют эпиграфические документы. Афинское постановление VI в. о выведении клерухии на Саламин (Ditt. Syll.3, I, № 13) впервые документально подтверждает изобретенный афинянами способ колонизации, когда граждане, выселявшиеся в приобретенные заморские земли, не теряли гражданских прав в Афинах. Мы уже упоминали, в связи с характеристикой труда Геродота, о декрете Фемистокла. Этот важнейший документ позволяет оценить результаты реализации морской программы в Афинах, которые были достигнуты к 480 г., дополняя наши знания рядом неизвестных ранее деталей (ML, № 23). Постановление об Эритрах (Ditt. Syll.3, • I, № 41), Халкиде (Ditt. Syll.3, I, № 64), декрет Кления (ML, № 46) и др. отражают процесс постепенной концентрации власти в I Афинском морском союзе в руках Афин и свидетельствуют о фактическом превращении союзников в подданных афинян.

Большое значение для нас имел также археологический материал. Он являлся одним из основных наших источников при работе над первой главой, поскольку данные традиции о древнейшем периоде греческой истории крайне ^. скудны, переплетены с мифами, а зачастую и вовсе отсутствуют. Находки различных предметов, прежде всего, керамики за пределами места их производства позволяют судить о направлении морских путей, о контактах разделенных морем областей и степени их интенсивности в разное время.

7 Лурье О. Я. Плутарх и его время // Плутарх. Избранные биографии / Пер. С. Я. Лурье. М.; Л., 1941. С. 18.

10 Исключительную важность представляют данные археологии о морском деле в

Эгеиде в древнейшую эпоху. Об эволюции кораблестроительного искусства свидетельствуют изображения судов на так называемых кикладских сковородках, на минойских и микенских печатях, на «морской фреске» с о. Фера. Начиная с микенского периода рисунки кораблей встречаются уже и на вазах. Некоторое представление об уровне развития морского дела в ахейских государствах Греции дают также таблички с надписями линейного письма В.

Великое множество работ, как в зарубежной, так и в отечественной историографии, посвящено истории Греции и, в частности, Афин интересующего нас периода. А поскольку морская политика являлась важным фактором в жизни эллинов, то ее различные аспекты, так или иначе, весьма часто затрагиваются на страницах трудов современных исследователей.

А. Эванс, первооткрыватель минойской цивилизации, в своем фундаментальном труде8 уделил большое внимание морским контактам минойского Крита. Его гипотеза о существовании обширной морской державы в Эгеиде с центром в Кноссе, до известной степени, сохраняет свою актуальность и сейчас. Чрезвычайную ценность представляет ряд выводов Дж. Пендлбери о путях создания Критской державы и о ее международных связях.9

Важное значение имеет книга Дж. Бордмена, в которой собраны археологические свидетельства, позволяющие увидеть, насколько тесными были морские контакты греческих государств в архаическую эпоху.10

"Evans A. The palace of Minos at Knossos. Vol. 1 -4. L., 1921 — 1935. 9 Пендлбери Дж. Археология Крита / Пер. Я. М. Боровского. М., 1950.
Морское дело Греции было подвергнуто всестороннему изучению в обобщающих трудах Дж. Моррисона, Р. Вильямса и Л. Кессона.11 Непосредственно Афинам в этой связи посвящены работы Ml Эмита, Б. Джордана и Ч. Хааса.12

Количество работ, посвященных различным проблемам истории Дел осской симмахии и становлению Афинской архэ, и вовсе не поддается исчислению. Но нужно иметь в виду, что в трудах многих зарубежных ученых имеются существенные недостатки: чрезмерный субъективизм в суждениях относительно политической и духовной жизни древних, иногда парадоксальные, недостаточно обоснованные взгляды и слишком скептическое отношение к сообщениям античных авторов. Р. Сили, например, даже заявляет, что многое о Пелопоннесской войне современные исследователи знают гораздо лучше, чем Фукидид.13 Нельзя не упрекнуть некоторых западных историков и в модернизации (Н. Хэммонда, Д. Кэгена, который сравнивает Делосскую лигу с НАТО, а эллинский союз 481 г. с ООН14).

В отечественной историографии отдельные аспекты греческой морской политики рассмотрены С. Я. Лурье. В частности, некоторая часть его книги «Язык и культура микенской Греции» посвящена изучению морского дела ахейских государств. |5 Уделил свое внимание ученый и проблеме отношения

11 Morrison J. S., Williams R. Т. Greek Oared Ships. Cambridge, 1968; CassonL. Ships and seamanship in the Ancient world. Baltimore; L., 1995.

12 Amit M. Athens and5 the sea. A study in Athenian sea-power. Bruxelles, 1965; Jordan B. The Athenian Navy in the Classical Period. Berkeley, 1975; Haas Ch. J. Athenian naval power before Themistocles // Historia. Bd. 34. Hf. 1, 1985. S. 29-46.

13 Sealey R. The origin of the Delian League... P. 238.

14 Kagan D. The outbreak of the Peloponnesian war. L., 1969. P. 41.

15 Лурье С. Я; Язык и культура микенской Греции. М.; Л., 1957.
афинских союзников к власти Афин в Делосской симмахии.16 Его «История Греции» содержит ряд интересных и важных суждений об эволюции морской политики Эллады вообще и Афин в частности.

Древнейший период морской истории Греции нашел также отражение в работах Т. Д. Златковской, Т. В. Блаватской, А. А. Молчанова, Л. А. Гиндина и В. Л. Цымбурского.17 Особенно много труда изучению крито-микенской эпохи посвятил Ю. В; Андреев. Основные выводы, к которым пришел ученый суммированы в его последней солидной монографии. При исследовании роли моря и флота в Греции в III - II тыс. мы в значительной степени опирались на его работы. И хотя ряд заключений Ю. В. Андреева и вызывает возражения, но это ни в коем случае не умаляет его заслуг в разработке темы, которой посвящена первая глава нашей работы.

16 Лурье С. Я. Эксплуатация афинских союзников // ВДИ, 1947. №2. С. 13 - 27.

17 Златковская Т. Д. У истоков европейской культуры. М., 1961; Блаватская Т. В.1) Ахейская Греция во втором тысячелетии до н. э. М., 1966; 2) Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. М., 1976; 3) Греция в период формирования раннеклассового общества (XXX — XII вв. до н. э.) // История Европы. Т. 1. М., 1988 С. 138 — 173; Молчанов А. А. 1) Посланцы погибших цивилизаций. М., 1992; 2) Социальные структуры и общественные отношения в Греции II тысячелетия до н. э. (Проблемы источниковедения миноистики и микенологии). М., 2000; Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. М., 1996.

18 Андреев Ю. В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III - начало I тыс. до н. э.). СПб., 2002.

13 Проблемы, связанные с Великой греческой колонизацией и связями

греческого мира с Востоком, разбираются на страницах книг В. П. Яйленко.19 Динамика торговли Афин с Причерноморьем по данным находок афинской керамики прослеживается И. Б. Брашинским.20 В недавно изданной монографии Л. А. Пальцева всесторонне исследовала такие важные аспекты морской политики архаической Греции, как Лелантская война и борьба Афин с Мегарами за обладание Саламином.21

История I Афинского морского союза, внешняя политика Афин в период пентеконтаэтии часто становились предметом исследования отечественных ученых. Особенно нужно выделить работы А. Е. Паршикова, обширную статью М. В. Кондратюк23 и многочисленные статьи В. М. Строгецкого, посвященные этой теме. Из-под его пера вышла также книга, затрагивающая в известной степени наш сюжет.

19 Яйленко В. П. 1) Греческая колонизация VII - III вв. до н. э. М., 1982; 2) Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990.

20 Брашинский И. Б. Афины и Северное Причерноморье в VI - II вв. до н. э. М., 1963.

21 Пальцева Л. А. Из истории архаической Греции: Мегары и мегарские колонии. СПб., 1999.

22 Паршиков А. Е. 1) О статусе афинских колоний в V в. до н. э. // ВДИ, 1969. № 2. С.З - 19; 2) Аристотель (Ath. pol., 23, 5) и организация Первого Афинского морского союза // ВДИ, 1971. №1. С. 76 - 88.

23 Кондратюк М. В. Архэ и афинская демократия // Античная Греция. Т. 1. М., 1983. С. 327-365.

24 Строгецкий В. М.. Полис и империя в классической Греции. Н. Новгород, 1991.

14 Работы Б. Г. Петерса25 сильно нам помогли при изучении морского дела

древней Греции, особенно его технической стороны.

Тем не менее, несмотря на длительный пристальный интерес в науке к отдельным проблемам заявленной нами темы, даже и они не все получили должное освещение. Так, например, нам не известно ни одного исследования, в рамках которого была бы предпринята попытка серьезного изучения причин неучастия Афин в Великой греческой колонизации. Что же касается изучения морской политики Афин в целом, начиная с ее истоков, то этот вопрос пока не разработан ни в отечественной, ни в зарубежной историографии. Наша работа призвана восполнить этот пробел.

Очевидно, что именно успехи морской политики Афин позволили им стать сильнейшим греческим полисом к середине V в. В этой связи мы ставим перед собой задачу изучить постепенную эволюцию афинской морской политики и проследить основные этапы становления Афинской морской державы. Рубежом для нас будут являться 40-е гг. V в., когда могущество Афин достигло своего апогея. Особенную важность для нас представляет понимание причин, по которым именно Афинам было суждено достигнуть величайших успехов в морском деле. Для ответа на последний вопрос необходимо будет сначала обратиться к древнейшему периоду греческой истории, поскольку именно там, как нам представляется, заключена загадка будущего величия Афинской империи.

25 Петере Б. Г. 1) Морское дело в Древней Греции. Автореф. канд. дисс. М., 1968; 2) О морском деле в Эгейском мире // История и культура античного мира. М., 1977. С. 160 - 169; 3) Морское дело в античных государствах Северного Причерноморья. М., 1982.

15 Глава!

Море и флот в ранней греческой истории

Морская политика Афин, позволившая этому государству в V в. достигнуть положения величайшего во всех отношениях полиса Греции, имела свое начало в архаическую эпоху, но корни ее уходят еще в более раннее, гомеровское время. Впрочем, о морской политике в Эгеиде можно говорить уже с самого начала истории народов, живших в этом регионе. Бурное развитие морского дела, торговли, наконец, колонизация греками всего Средиземноморья в архаическую эпоху имеет параллели в крито-микенское время. На наш взгляд, здесь можно усмотреть и определенную преемственность. Поэтому необходимо начать работу с очерка, посвященного роли флота в древнейшей истории Греции, а, учитывая важность начального этапа в истории любого феномена, а также сравнительно малую изученность морского дела в период становления греческой цивилизации, нам кажется небесполезным уделить этому самое, серьезное внимание.

§ 1. Критская морская держава.

Первым в истории государством, положившим в основу своего существования морскую политику, стала держава Миноса. Но она родилась не на пустом месте. В ее становлении большую роль сыграла первая греческая цивилизация кикладян, передавшая минойцам свой, нужно сказать, весьма значительный для того времени, опыт в кораблестроении и морском деле.

Формирование самобытной кикладской культуры начинается на рубеже IV — III тыс., а своего расцвета она достигает в период 2700 — 2300 г. О ее тесной
связи с морем с самого начала свидетельствует расположение большинства островных поселений на берегу моря, многие из которых были укреплены.1

Развитие морского дела у населения кикладских островов достигло таких размеров, что появились первые в Европе изображения кораблей, причем на сакральных, по-видимому, предметах. Мы имеем в виду изображения судов на так называемых «кикладских сковородках», которые датируются серединой III тыс. (рис. I)2 Они дают нам возможность получить представление о начальном этапе эволюции античного кораблестроения. Корабли кикладян представляли собой довольно длинные ладьи с высокой кормой, приподнятым носом и с тараном в его выступающей части. Судя по рисункам, которые мы видели, число гребцов не намного превышало тридцать. Поднятая корма и задранный нос давали возможность судну идти при крутой волне и защищали от наката при его вытаскивании на берег и спуске в море. Возможно, поднятые на разную высоту нос и корма судна являлись своего рода стабилизаторами, которые в случае остановки его в море автоматически приводили одну из его

1 Андреев Ю. В. 1) Островные поселения Эгейского мира в эпоху бронзы. Л., 1989. С. 53 - 57, 61; 2) От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III - начало I тыс. до н. э.). СПб., 2002. С. 38 - 39; Barber R. L. N., McGilivray. The Early Cycladic Period: Matters of Definition and Terminology // AJA. Vol. 84. №2, 1980. P. 149.

2 Петере Б. Г. О морском деле в Эгейском мире // История и культура античного мира. М., 1977. С. 161- 166; Андреев Ю. В. 1) Островные поселения... С. 52; 2) Троя-Гиссарлык среди эгейских культур и цивилизаций бронзового века // Шлиман. Петербург. Троя. СПб., 1998. С. 44; 3) От Евразии к Европе... С. 43 -46.
оконечностей к ветру, уменьшая тем самым возможность захлестывания его волной через борт.3

Заслуживает внимания гипотеза Б. Г. Петерса. В верхней кормовой части судов изображены шесты, на которые насажены фигурки рыб, ас шестов свисают какие-то предметы, которые можно трактовать как весла, флажки или ленты. Б. Г. Петере же считает, что на некоторых изображениях с шестов свисают внутренности животных, на других - бараньи шкуры. А поскольку известно, что последние использовались в ночное время для конденсации из воздуха паров влаги, то ученый делает вывод, что перед нами изображения судов дальнего плаваниях запасами сохнущей рыбы и приспособлениями для добычи пресной воды.4 Так это или нет, но именно эти корабли кикладяне использовали для установления торговых, а может быть и военных (см. изображения тарана) контактов в Эгеиде и даже за ее пределами, о чем свидетельствует масса находок кикладских вещей во всех регионах • Средиземноморья.5

Великое множество кикладских вещей (мраморных идолов, каменных пиксид, керамики, бронзы, обсидиана и т. п.) найдено на Крите,6 что заставляет

3 Петере Б. Г. О морском деле... С. 161 - 166.

"Петере Б; Г. О морском деле... С. 161.

5Богаевский Б. Л. Крит и Микены. М.; Л., 1924. С.48:- 49; Чайлд Г. У истоков

европейской цивилизации / Пер. М. Б. Свиридовой-Грановой и Н. В. Ширяевой.

М., 1952. С. 84 - 85, 90, 331 - 332, 345, 349, 371; Блаватская Т. В. Греция в

период формирования раннеклассового общества (XXX — XII вв. до н. э.) //

История Европы. Т. 1. М., 1988. С. 139; Андреев Ю. В. Островные поселения...

С. 194.

6 Пендлбери Дж. Археология Крита / Пер. Я. М. Боровского. М., 1950. С. 108;

Блаватская Т. В. Греция... С. 139; Андреев Ю. В. 1) Островные поселения... О.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24070.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.