У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Консервативная партия Великобритании и Европейский Союз в 1990-2004 гг.
Количество страниц 303
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24081.doc 
Содержание Содержание
Введение...4

Глава I. Интеграционные процессы в Европе в 1990-2004 гг...39

1.1. Договор о Европейском союзе и его значение...39

1.2 Развитие европейской интеграции в середине 90-х гг. XX в.-начале

XXI в...:...61

Глава П. Специфика подхода кабинета Д. Мэйджора к интеграционным

процессам в 1990-1997 гг...89

2.1. Социально-экономическое направление...89

2.2 Общая внешняя политика и политика безопасности...114

2.3 Дальнейшая структуризация ЕС и роль в ней консервативной партии. ..137 Глава III. Евроскептицизм в Великобритании в 90-е годы XX в. - начале XXI в...'...'...162

3.1. Теоретические взгляды английских евроскептиков...162

3.2 Разногласия в консервативной партии по вопросам европейского

строительства...191

Глава IV. Европейская проблематика в консервативной партии после падения кабинета Д. Мэйджора...:...224

4.1. Позиция теневых кабинетов по вопросу развития европейской интеграции в 1997-2004 гг...224

4.2. Дискуссия по поводу Европейской конституции...244

Заключение...273

Приложение №1...303

Список сокращений

ЕАСТ - европейская ассоциация свободной торговли

ЕЕА - Единый европейский акт

ЕМОК (МОК) - Европейский механизм обменных курсов

ЕОУС - Европейское объединение угля и стали

ЕС - Европейские сообщества

ЕС - Европейский союз

ЕЦБ - Европейский центральный банк

ЕЭП - Европейской экономическое пространство

ЕЭС - Европейское экономическое сообщество

ЗЕС - Западноевропейский cok)3i

ЗСТ - Зона свободной торговли

НАФТА - Североатлантическим соглашением о свободной торговле

ОВПБ - общая внешняя политика и политика безопасности

ОЕЭС - Организация Европейского экономического

ЭВС - экономический и валютный союз

Введение

Опыт становления и укрепления интеграционных связей между европейскими государствами приобретает в условиях глобализации особую важность и актуальность. Переход от Европейского экономического сообщества к Европейскому союзу (ЕС) знаменует собой сложный, порой противоречивый процесс отказа государств от своих суверенных прав в различных отраслях и передачи их в ведение наднациональных органов власти. Евросоюоз - это межгосударственный союз, основанный на осознании европейцами общности их интересов и понимании, что такие интересы наиболее эффективно реализуются путем совместных согласованных действий и координации сил и средств. С большой долей уверенности можно сказать, что страны, входящие в ЕС, являются источником традиций современной политической культуры, а сам он становится мощным субъектом политики и экономики, самым удачным примером интеграции во всем мире. •.. .

Пройдя путь от отвлеченной идеи, возникшей на страницах публицистических и философских эссе, до целостной, динамично прогрессирующей экономической, правовой, гуманитарной системы, Европейский Союз находится на пороге принципиально нового периода своей истории. 13 и 14 июня 2004 г. прошли выборы в Европарламент по новому территориально - региональному принципу. В июне 2004 года была принята первая Конституция ЕС. Все более реальной становится перспектива создания интегрированного сообщества большинства европейских государств с системой управления, включающей наднациональные институты, согласованной внешней политикой, единой системой безопасности. Уже введена общая валюта, консолидируется экономическое и социальное пространство. На смену конкретным прагматичным идеям «прозрачных границ», либерализации передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы приходит осознание глубинного единства самих европейских народов, европейской идентичности как,явления принципиально нового, наднационального уровня. Уже в силу этого изучение проблем, связанных с европейской интеграцией, весьма актуально. .
Актуальность темы исследования дополняется и тем, что свое отношение к процессу европейской интеграции, переходящему в новое качество, необходимо определить и тем странам континента, которые не являются даже потенциальными кандидатами на участие в Европейском Союзе. Значение Европейского Союза для России тем более велико, что он принадлежит к числу ближайших соседей нашей страны и имеет с ней общие границы. Из ЕС Российская Федерация получает значительную часть зарубежных инвестиций. Большая часть российского экспорта идет в страны Союза, которые сами являются крупными экспортерами на российский рынок.

В условиях возросшей политической и экономической взаимозависимости государств и глобализации многих аспектов международной жизни, все это не может не привлекать внимание к процессам, которые происходят в рамках ЕС и к особенностям политики отдельных европейских государств, прежде всего ведущих.

Проблема углубления европейской интеграции всегда неоднозначно воспринималась государствами-членами. Она обострялась в периоды качественного углубления интеграционных программ. Таким этапом стало подписание и ратификация Маастрихтского договора в 1992-1993 гг. и постммастрихтский период. Маастрихтский договор стал .первым случаем в истории европейской интеграции, когда в рамках объединительного процесса ряду стран было позволено не участвовать в некоторых его направлениях. Великобритания и Северная Ирландия не подписали Соглашение о социальной политике1, а также вместе с Данией зарезервировали за собой право отказаться от участия в завершающем третьем этапе создания Экономического и валютного союза (ЭВС), который предусматривал введение единой валюты - евро2.

Создание экономическо-валютного союза, движение в направлении создания и проведения общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ), сотрудничества в области внутренних дел и юстиции - ознаменовало

1 См., например: Договор о Европейском Союзе // Европейский союз: прошлое, настоящее, будущее. М.: Международная издательская группа «Право», 1994. т.2. С. 226-231.

2 Протокол о некоторых положениях, относящихся к Соединенному Королевству Великобритании и Северной Ирландии // Европейский союз: прошлое, настоящее, будущее... С.221-223.
качественно новый период европейской интеграции. Проблемы эффективного сочетания национального и наднационального начал интеграционного процесса, определения принципов деления государственного суверенитета в рамках единой Европы, распространения интеграции на новые сферы общественной жизни, а также расширения состава ЕС вызвали ожесточенные споры среди стран-участниц интеграционного процесса.

Одним из государств, которое часто ставило под сомнение выбранный путь к интеграции, было Соединенное Королевство. Со времени своего вступления в Европейские сообщества в 1973 году страна относилась неизменно скептично к углублению интеграции в ЕС. О том, что Великобритании необходимо пересмотреть отношения с ЕС и привести их в соответствии с национальными интересами страны впервые заявила М. Тэтчер в начале 80-х г.г3. Эти заявления не остались только на бумаге. Так, например, «железной леди» даже удалось пересмотреть взносы Великобритании в общеевропейский бюджет в сторону их уменьшения. Не стал исключением и постммастрихтский период, особенно 1990-1997 гг., когда у власти находилось консервативное правительство Джона Мэйджора.

В большинстве интеграционных' проектов постмаастрихтского этапа развития интеграции Великобритания, как член Европейского союза, также приняла участие. Тем не менее, британское участие в строительстве единой Европы и британское понимание целей и направлений интеграционного процесса имело и имеет свою специфику. Отличие в подходах Соединенного Королевства к проблемам европейской интеграции по сравнению с его партнерами по Евросоюзу, существовало и существует как в концептуальном плане, так и на практике. Если руководители континентальных европейских стран в своих заявлениях делали акцент на «европейской идее», «единой Европе», то британские лидеры всегда стремились подчеркнуть свой сугубо прагматический подход к проблемам европейской интеграции. .

3 Thatcher M. In Defence of Freedom: Speeches on Britain's Relations With the World, 1976-1986. N.Y., 1987. P.45-
Помимо конкретных экономических или политических интересов «особая позиция» Великобритании отражала специфику национальной политической культуры, правового мышления, традиций внешнеполитической стратегии, столетиями сохранявших определенную дистанцию между «островным государством» и континентальной, романо-германской Европой. И хотя во взаимоотношениях Великобритании и ЕС в последнее десятилетие XX века произошло много изменений, британские политики по-прежнему с заметной сдержанностью относятся к углублению интеграционных процессов4.

Поскольку вплоть до 1997 года у власти в Великобритании находилось консервативное правительство, то довольно четко прослеживается преемственность британского политического курса в вопросах европейской интеграции. Джон Мэйджор во многом опирался и не мог не опираться, на наследие, которое оставила ему М. Тэтчер.

Стоит отметить, что Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии является наряду с Германией и Францией, одним из трех крупнейших государств - участников Союза. Но если Германия и Франция были «локомотивами» интеграции, то Великобританию скорее можно назвать «семафором» на пути углубления интеграционных процессов. Уже более 30 лет Соединенное Королевство возглавляет группировку евроскептиков в ЕС. Помимо нее в эту группу входят Ирландия, Швеция, Дания, которая обычно противостоят инициативам слишком тесной интеграции, федерализации Европы, угрожающей, по их мнению, национальной независимости государств.

Конечно, отношение Великобритании к Европейским Сообществам во многом определял курс, выбранный правящей на тот момент партией. Традиционно у власти в Великобритании попеременно находятся две партии - консерваторы и лейбористы. Они, побеждая на выборах, формировали собственное правительство, а лидер партии становился премьер-министром. Таким образом, внутренняя и внешняя политика правительства является продолжением партийной политики. В то же время, партия, не располагающая большинством в

4 Шевцов П.А. Великобритания между двух стульев // Русский журнал (www.russ.ru)
Палате общин британского парламента, формировала «теневой» кабинет. Он подобен кабинету, находящемуся у власти. Одна из его основных целей - подготовить программу мероприятий, которая будет реализована, когда партия придет к власти. Кроме того, партия, не располагающая большинством, но все же имеющая своих представителей в Палате общин, способна, хотя и в меньшей степени, чем правящая, оказывать влияние на политику государства.

Правительство Джона Мэйджора находилось у власти в Великобритании (1990-1997 гг.) в переломный для ЕС момент, когда европейская интеграции перешла на качественно новый этап. Этот этап интеграции принято называть постммастрихтским. Великобритания оказала значительное влияние на европейскую интеграцию в этот период. «Теневые» кабинеты, которые формировала консервативная партия после своего поражения на выборах 1997 года, также уделяли «европейскому» вопросу большое внимание. На сегодняшний день тори являются одной из самых значимых евроскептических политических сил Европы. Влияние их так или иначе сказывается как на политике в собственной стране, так и в Европе в целом. -

Настоящее исследование посвящено периоду с 1990 по 2004 год, то есть времени от подписания правительством Джона Мэйджора договора о создании ЕС, и последующей его ратификацией в 1993 в британском парламенте и до принятия Европейской Конституции в июне 2004 г.

После подписания и ратификации Маастрихтского договора перед Евросоюзом встало много проблем, ведь он оставил достаточно много неясных вопросов по поводу того, по какому пути должна идти интеграция европейских стран. Например, надо ли стремиться к созданию федерации или ограничиться конфедеративным устройством, нужна ли Европе своя армия и т.п. Ключевую роль в понимании пути и способов решения этих проблем сыграла Великобритания, роль которой в развертывании европейского строительства нельзя не оценить. Позиция консервативной партии Великобритании наиболее ярко выявила проблему соотношения создаваемых надгосударственных структур в Европейском Союзе и национальных интересов отдельно взятого государства.
Основная цель работы состоит в том, чтобы выявить специфику подхода британских консерваторов к европейской интеграции и участию Великобритании в этом процессе на конкретном этапе. Определяются и конкретные задачи исследования. Это: анализ факторов, которые определяли позицию консервативной партии Великобритании; характеристика сходства и различия позиций консервативной и лейбористкой партий по принципиальным вопросам европейской политики; определение главных направлений политики британских консерваторов по вопросам европейского строительства; анализ этапов политики правительства Д. Мэйджора в ЕС; выявление причин раскола в консервативной партии и его влияние на подход правительства Д. Мэйджора к процессу европейского строительства; обозначение главных приоритетов в европейской политике «теневых» кабинетов консервативной партии, которые в отечественной литературе специально не исследовались.

В работе сделана попытка рассмотреть идеологию консервативной партии по отношению к процессам европейской интеграции, а именно - евроскеп-тицизм, его теоретическое и практическое содержание. Это, на наш взгляд, тем более важно, так как евроскептицизм.британских консерваторов, является определяющим для всех евроскептиков Европы.

' Работа построена по проблемно - хронологическому принципу. Первая глава посвящена ключевым моментам развития Евросоюза на постмаастрихтском этапе, особенно тем моментам, по которым у Великобритании имелось свое особое мнение. Во второй главе анализируются основные направления европейской политики Великобритании \в период пребывания у власти кабинета Джона Мэйджора. В третьей главе рассматриваются теоретические взгляды британских евроскептиков, определяются основные течения в британском консервативном евроскептицизме, а также изучается борьба евроскептиков и евро-оптимистов в правительстве Д. Мэйджора в связи с подписанием и ратификацией Маастрихтского договора. Четвертая глава посвящена изучению европейского направления деятельности «теневых» консервативных кабинетов после падения правительства Д. Мэйджора, в ней анализируется позиция консерва-
тивной партии на европейском конвенте по разработке конституции ЕС, определяются взгляды консервативной партии по проблемам европейского строительства на современном этапе.

Говоря о состоянии изученности интересующей нас проблемы, следует отметить, что несмотря на обилие литературы общего характера, в отечественной и зарубежной историографии она еще не получила компетентного освещения. Работы отечественных исследователей, касающиеся данной темы условно можно разбить на две категории.

Во-первых, это обобщающие труды, посвященные европейской интеграции. Во-вторых, это исследования, в которых в той или иной мере затрагиваются взаимоотношения Великобритании,с Европейским Сообществом. Во вторую группу, также можно отнести не столь многочисленные работы, касающиеся европейской политики Джона Мэйджора и отношения консервативной партии к европейской интеграции в интересующий нас период.

В советской литературе на изучение интеграционных процессов в Западной Европе большое влияние оказал классовый подход. Вплоть до начала 80-х годов многие отечественные историки не признавали ЕЭС как объективную реальность. Говорилось о том, что эта «затея» находится «в кричащем противоречии с реальной обстановкой в современном мире»5, саму интеграцию, многие исследователи считали «межимпериалистическим заговором»6. Советские историки, следуя концепции кризиса капитализма предрекали ЕЭС печальное будущее: «хаос в хозяйственной жизни», «увеличение безработицы» и другие беды. И хотя такое отношение советских историков к интеграционным процессам в Западной Европе было характерно в основном для конца 50-х годов, первая оценка интеграции сильно повлияла на изучение этих процессов в дальнейшем. Их выводы, как бы, подтвердил экономический кризис, в начавшийся в Западной Европе в начале 70-х годов.

5 .См., например: Молчанов Н. О шумихе вокруг «общего рынка» // Новое время, 1957, №5, с. 6-9; Проблемы современного капитализма и рабочий класс. Прага, 1963. С. 298-299.

6 Менжинский Е. К вопросу об «общем рынке» в Западной Европе // Новое время, 1957, № 8, с. 15.
В то же время для советской науки вплоть до середины 80-х гг. западноевропейская интеграция не представляла того первостепенного значения, как, например, исследование рабочего движения в странах Европы. Многие историки советского периода рассматривали ЕЭС в качестве государственно-монополистической организации, чья деятельность являлась специфической формой борьбы за передел мира в условиях обострения межимпериалистических противоречий7.

Советские исследователи основывались на марксистской концепции интеграции. Их исследования представляли собой эклектическую смесь, которая включала, по крайней мере, три компонента: во-первых, несколько обязательных идеологических клише, содержавших ортодоксальную марксистско-ленинскую характеристику капитализма и его империалистической стадии; во-вторых, ряд более конкретных положений марксистской политэкономии и социологии, в той или иной степени отражавших реальные тенденции экономического, социального и политического развития стран Запада, в первую очередь западноевропейских; в-третьих, эмпирический анализ интеграционных процессов с соответствующими конкретными обобщениями, по сути, идеологически нейтральный и основанный, скорее, на чисто позитивистском подходе к изучению действительности. В лучших работах рассматриваемого периода явно преобладал именно последний компонент, и в этом смысле сложившуюся научную школу можно было бы назвать школой эмпирических исследований европейской интеграции. -

В трудах советских историков доперестроечного периода можно встретить совершенно различные оценки интеграционных событий. В монографиях и статьях причудливо переплетались;идеологические догмы и штампы того времени с реалистическими суждениями. И это не случайно. Далеко не всегда публикации отражали убеждения и взгляды их авторов. Создатели трудов по интеграции вынуждены были считаться с партийными "установками" — в то

7 См., например: Лебедев А.И. Общий рынок и проблемы суверенитета Англии //Проблемы британской истории. М: Наука, 1978; Шуверова В.Д. Борьба политических течений Великобритании по вопросу об общем рынке (1961-1975). М., 1979.
время с характеристикой особенностей мирового развития, содержавшейся в материалах XXIV (1971 г.), XXV (1976), XXVI (1981), съездов КПСС. Исследования интеграционных процессов в Западной Европе велись в большей или меньшей мере в контексте теории углубления общего кризиса капитализма.

Так, например, трудности в развитии интеграции, возникшие во второй половине 70-х гг., подчас интерпретировались как свидетельство "кризиса капиталистической (империалистической) интеграции", которая "не способна решить экономические проблемы и тем более устранить кризисные явления". Такие оценки были вынужденвы давать такие маститые исследователи того времени, как Ю.А. Борко, Л.И. Глухарев;)Ю.В. Шишков и другие8. Общий рынок рассматривался некоторыми авторами как "Европа трестов", раздираемая "антагонистическими противоречиями между его членами". Говорилось о том, что "капиталистическая интеграция не оправдала надежд ее инициаторов". Писали что "Общий рынок, отметивший свое двадцатилетие в 1977 г., пришел к юбилею с малоутешительными итогами" и т.д. Рисовалась мрачная картина европейской жизни. При этом цитировались в первую очередь высказывания западных "европессимистов", выражавших серьезные сомнения в созидательных возможностях ЕС.

Вместе с тем, нельзя не заметить, что в целом в советской научной литературе того времени шел интенсивный процесс накопления фактов, многие реалистично мыслящие исследователи в своих трудах просто уходили от каких-либо оценок интеграционных процессов в Западной Европе, излагая их в хро-нологическо-описательном виде. На этом сказались, по меньшей мере, два обстоятельства.

Во-первых, как писал академик Г.А. Арбатов "... с конца 60-х годов у нас началось развитие современной политической науки, впервые не схоластичной,

8 Борко Ю.А. Западная Европа: социальные последствия капиталистической интеграции. М., 1975; Глухарев Л.И. Западноевропейская интеграция и международные монополии. М.,1978; Шишков Ю.В. Формирование интеграционного комплекса в Западной Европе: тенденции и противоречия. М., 1979; США — Западная Европа: партнерство и соперничество. Под ред. Ю.П.Давыдова. М., 1978; Воронцов Г.А. США и Западная Европа: новый этап отношений. М, 1979; Уткин А.И. Доктрина атлантизма и европейская интеграция. М., 1979; Пань-ков B.C. Западная Европа в экономике современного капитализма. М., 1981; Барановский В.Г. Политическая интеграция в Западной Европе. М., 1983.
не догматичной, а обращенной к жизни, политической практике"9. Ко второй половине 70-х гг. в ряде научных центров СССР (ИМЭМО, ИСКАН, ИНИОН, МГУ) были осуществлены серьезные исследования экономических, социальных, политических аспектов западноевропейской интеграции, а также позиций ЕС на мировой арене.

Во-вторых, благодаря тому, что в написании партийных документов активную роль играли такие в целом чуждые догматизму люди, как Н.Н. Иноземцев, Г.А. Арбатов, О.Т. Богомолов, А.Е. Бовин и др., в советской литературе получил распространение тезис о "приспособлении капитализма к новым условиям". Он расширял возможности анализа путей адаптации ЕС к меняющимся реалиям. О значении этого фактора пишет А.Е. Бовин: "Во времена, о которых идет речь, ситуация в "общественных науках", количество возможных "степеней свободы", длина контролирующего поводка определялась "формулировками". Формулировка же задавалась либо партийными документами, либо выступлениями партийных лидеров. В таких условиях борьба за слова, изменение формулировок имели непосредственное практическое значение: расшатывался догматический каркас господствующей идеологии, в обра-
зовавшиеся щели начал проникать свежий воздух

В целом, в этот период было опубликовано свыше ста монографий и сотни статей, в которых содержался богатейший, умело систематизированный фактический материал, позволивший сделать немало точных наблюдений и выводов относительно содержания и форм региональной интеграции в Западной Европе, позиций и влияния отдельных государств (в том числе и Великобритании в ЕЭС) этапов ее развития, противоречий и методов их преодоления, экономических, социальных и политических последствий интеграции. Многие из советских исследователей, которых мы назвали выше, такие как В.Г. Барановский, Ю.А. Борко развили свои концепции европейской интеграции в перестро-

9 Арбатов Г.А. Свидетельство современника. М, 1991! С.243.

10 Бовин А.Е. Человек и его время. См. Н.Иноземцев. Цена победы в той самой войне. М., 1995. С.8.
ечный и постперестроичный период и добились больших успехов в этом направлении.

В конце 80-х гг. в период гласности, разрушившей жесткий режим идеологической монополии и политической цензуры, и в начале 90-х годов, сразу же после крушения коммунистической системы в целом, на основе этих исследований были подготовлены и опубликованы монографии и статьи, в которых подводились итоги 40-летнего развития европейской интеграции.

Большая заслуга в разработке европейских проблем принадлежит заведующему отделом ИМЭМО В.Г. Барановскому11. Он был среди тех советских исследователей, кто продолжил разработку европейских проблем после распада СССР в «новом ключе». В своей работе «Европа: формирование новой международно-политической системы» вышедшей в 1990 году автор говорит, что в Европе будут конкурировать между собой разнообразные механизмы многостороннего межгосударственного взаимодействия. «В числе наиболее жизнеспособных из них будут ЕС, НАТО, Совет Европы и ОБСЕ», - заключает В.Г. Барановский. >.

Книга этого исследователя «Западная Европа: военно-политическая интеграция» вышедшая двумя годами раньше затрагивает борьбу двух концепций европейской безопасности атлантической и европеистской. По мнению автора, из альтернатив дальнейшего развития системы европейской безопасности превалирует компромиссная ориентация на европеизацию НАТО. «Европейская военно-политическая интеграция - это не противовес НАТО», - считает автор. Из процесса, развивающегося под эгидой США, она превращается в процесс собственно западноевропейский. Bo-многом, эти слова подтвердило развитие европейской системы безопасности в 90-е годы, когда ЕС все более продвигался по пути создания собственной системы европейской безопасности (ОВПБ).

Хотя не все оценки перспектив развития западноевропейской интеграции данные советскими исследователями выдержали проверку временем, однако,

11 Барановский В.Г. Европейское сообщество в системе международных отношений. М., 1986; Западная Европа: военно-политическая интеграция .М., 1988; Европа: формирование новой международно-политической системы //МЭИ МО, 1990. №9 .'
многие выводы ученых сохраняют свою актуальность и теоретическую ценность и по сию пору.

Анализ нового этапа углубления и расширения европейской интеграции в 90-е годы, начавшегося в условиях коренного изменения геополитической ситуации в Европе после подписания Маастрихтского договора, стали предметом отдельных исследований в институте Европы РАН, результаты которых опубликованы в "Докладах Института Европы РАН".

В докладе, вышедшем под заголовком "Маастрихтский договор: трудности ратификации, поиски решений, перспективы"12, авторы поставили перед собой ряд задач: охарактеризовать процесс ратификации договора, уделив особое внимание тем государствам, где возникали наибольшие трудности с ратификацией; рассмотреть основные меры, предпринятые высшими инстанциями ЕС и правительствами членов Сообщества для достижения положительного результата; систематизировать трудности при ратификации договора; выяснить основные причины возникновения этих трудностей и степень их воздействия на ход реализации Маастрихтского договора.

Определенный интерес для нас представляет работа Д.А. Данилова "Западная Европа на постмаастрихтском этапе: развитие интеграции в сфере безопасности"13. В частности исследователь отмечает, что сдвиги в области ОВПБ «были оформлены серией саммитов ЕС на протяжении 90-х годов. Практически же перелом произошел после франко-британской встречи в верхах во французском городке Сен-Мало в конце 1998 г».

Необходимо также упомянуть о вышедшем в 2001 году коллективном труде «Европейский Союз на пороге XXI века. Выбор стратегии развития» 14. Он подготовлен сотрудниками института Европы РАН при участии ученых из других академических институтов (под ред. Ю.А. Борко и О.В. Буториной). Там анализируются итоги развития ЕС в 90-е годы и его перспективы в начале XXI

12 Маастрихтский договор: трудности ратификации, поиски решений, перспективы /Авт.коллектив: Борко Ю.А. (рук.), Баринов М.В., Бусыгина И.М., Буторина О.В.; Тяжелова В.В.. М., 1993. (Доклады Института Европы РАН,№1).

13 Данилов Д.А. Западная Европа на постмаастрихтском этапе: развитие интеграции в сфере безопасности. М.,1994. (Доклады Института Европы РАН, № 13).

14 Европейский Союз на пороге XXI века. Выбор стратегии развития. М, 2001.
века. Прежде всего, рассматривается процесс формирования экономического и валютного союза (ЭВС), начавшийся в 1990 г. и вступивший в финальную фазу 1 января 1999 г., дается прогноз развития ЭВС, и в первую очередь, становления евро как коллективной валюты входящих в него государств. Особо рассмотрено нынешнее состояние и перспективы развития партнерства и сотрудничества между ЕС и Россией. Сформулированы среднесрочные (10-15 лет) прогнозы развития европейской экономики и процессов европейской интеграции. Коротко существо прогнозов в том, что ЕС продолжит движение к более консолидированной и интегрированной Европе несмотря на сопротивление ев-роскептиков, но, в силу ряда внутренних и внешних обстоятельств, темпы его продвижения будут более медленными, чем в 80-е и 90-е годы закончившегося века. I

Что касается второй выделенной группы работ, то следует подчеркнуть, что изучение в советское время велось такими патриархами отечественного англоведения, как В.Г. Трухановский, В.И. Попов, Д. Маклэйн, В.М. Матвеева, СП. Перегудов. Назовем в этой плеяде и таких известных специалистов по проблемам современной британской истории и политике, как И.Е. Городецкая., Е.С. Ефимов, И.И. Жигалов, Н.К. Капитонова, Г.В. Колосов, М.В.Стрежнева, Е.С. Хесин15. Перу многих из них принадлежат также общетеоретические труды по истории европейской интеграции.

Так, например, М.В. Безрукова, О.В. Ермолович, В.Д. Шуверова и А.И. Лебедев рассматривают деятельность в институтах европейской интеграции как часть британской политики1 .При этом наибольшее внимание они уде-

15 Европейское сообщество: регулирование интеграционных процессов. М, 1986; Хесин Е.С. Великобритания: седьмой год подъема / ТМЭИМО, 2000, №8; Лебедев А.А. Очерки британской внешней политики. М., 1988; Попов В.И. Меняется страна традиций. (Заметки посла и ученого о Британии восьмидесятых). М., 1990; Попов В.И. Маргарет Тэтчер. Человек и политик. Взгляд советского дипломата. М., 1991; Трухановский В.Г. Английское ядерное оружие. М., 1985 ';'

16 Безрукова М.В. Англия и проблемы внешнеполитического сотрудничества в Европейском Сообществе. Ав-тореф. на соиск. степени канд. ист. наук, ИМЭиМО. М., 1981; Ермолович О.В. Англия и европейский парламент: проблемы и противоречия. Автореф. на соиск. степени канд. ист. наук, ИМЭиМО. М, 1985; Лебедев А.А. Вопрос об участии Англии в «Общем рынке» в англо-французских отношениях (1961-1967гг.). Автореф. на соиск. степени канд. ист. наук, ИМЭиМО, М, 1971; Лебедев А.И. Англия и ЕЭС: проблемы эволюции национальных государственно-политических институтов. Автореф. на соиск. степени канд. ист. наук, МГИМО, М, 1978; Лебедев А.И. Общий рынок и проблемы суверенитета Англии // Проблемы британской истории. М: Hay-
лили способности «европейского вопроса» вызывать разногласия между правительствами Великобритании и других государств-членов. К экономическим проблемам между Великобританией и ЕЭС обращался М.Д. Щуровский17. Он уделил значительное внимание анализу проблем и противоречий, которые должны были при этом возникнуть, и сделал вывод, что присоединение Британии к ЕЭС в качестве полноправного члена представляется очень маловероятным.

В работах этого периода отношения Британии с ЕЭС рассматриваются не просто в виде клубка противоречий, а комплексно, при этом в расчет берутся не только негативные, но и позитивные стороны европейского сотрудничества, как экономические, так и политические. К работам подобного рода можно отнести также труды О.Н. Голубович, В.Н. Зуева, Г.И. Стриженовой.18 Анализируя «британо-европейские» отношения, эти авторы относятся к ЕЭС менее скептически. Например, жесткую и непримиримую политику Маргарет Тэтчер в отношении европейской интеграции, Г.И.Стриженова объясняет не порочностью Сообщества как структуры, а стремлением британского правительства выторговать как можно больше преимуществ для относительно слабой (в рамках ЕЭС) экономики своей страны19.

Предпосылки формирования подхода консервативной партии к европейской интеграции и его основные направления исследовала М.В. Стрежнева20. Она полагала, что основы данного подхода вытекали из «внешней политики М. Тэтчер, которая предусматривала возрождение статуса Великобритании как великой державы». В соответствии с такой внешнеполитической концепцией, интеграция, по мнению консерваторов, была необходима для Великобритания
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24081.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.