У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Концепция Олимпийский игр и художественное оформление Олимпии
Количество страниц 377
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24083.doc 
Содержание Содержание

Введение 4

Обзор источников 11

Обзор использованной литературы 50

I. ОЛИМПИЯ АРХАИЧЕСКОЙ ЭПОХИ (600—480 гг. до н. э.) 100

1. Древнейшая история Олимпии. Возникновение Олимпийских игр 100

2. Монументальные сооружения эпохи архаики 120

2.1. «Герайон» — первое монументальное сооружение 120

2.2. Сокровищницы 130

2.3. Общественные и спортивные сооружения 141

3. Отдельные посвящения 149

3.1. Статуи олимпиоников 149

3.2. Посвящения полисов 162 П. V в. — РАСЦВЕТ СВЯТИЛИЩА (480—420-е гг. до н. э.) 171

1. Греко-персидские войны и изменения в программе Олимпийских

игр и в художественном оформлении святилища 171

1.1. Влияние греко-персидских войн на ситуацию в Греции. Роль Олимпии 171

1.2. Реорганизация игр и святилища 178

2. Раннеклассический храм Зевса — квинтэссенция олимпийских

идей классической эпохи 186

2.1. Внешнее оформление храма. Фронтоны и метопы 186

2.2. Интерьер храма. Статуя бога 216

3. Отдельные посвящения 242

3.1. Статуи олимпиоников 242

3.2. Полисные посвящения в честь военных побед (политические памятники) 250

3.3. Другие посвящения 267 III. ПОЗДНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ОЛИМПИЯ (420-е — 330-е гг. до н. э.) 279
1. Монументальные сооружения. Формирование завершенного 279 архитектурного ансамбля

1.1. Оформление идеологии панэллинизма, культурное сближение 279 греков 218

1.2. Новые сооружения в святилище 287

2. Отдельные посвящения 295

2.1. Статуи олимпиоников 295

2.2. Политические памятники 300

2.3. Другие посвящения. Почетные статуи 304

3. Филиппейон — рубеж эпох 305 Заключение 321 Библиография 328 Список сокращений 373 Список иллюстраций и карт 377 Приложение


ВВЕДЕНИЕ

Диссертация «Концепция Олимпийских игр и художественное оформление Олимпии» посвящена динамике развития архитектурно-пластического ансамбля Олимпии на протяжении архаической и классической эпох.

«Олимпия», «Олимпийские игры» — эти слова значат многое для современного человека, для всей человеческой цивилизации; они ассоциируются с единением людей в спорте, с волей к миру. «О спорт, ты мир!» — эти слова принадлежат барону Пьеру де Кубертену, с чьим именем связано возрождение Олимпийских игр в 1896 г. Этот год стал точкой отчета современных Олимпиад. Однако Олимпийские игры — очень древняя традиция, возобновившаяся с изменениями по истечении многих столетий со времени своего угасания. В этой связи обращение к предыстории современного олимпийского движения, к древнегреческим Олимпийским играм с целью выявления истоков провозглашаемых сегодня олимпийских идей представляет не только научный, но и общественно-культурный интерес. За чуть более чем столетнюю историю современного олимпизма его идеалы не раз подвергались испытаниям. Все чаще эти идеалы рассматриваются как провозглашаемые на словах, но на практике не всегда реализуемые. Поэтому исследование истории этих идеалов, главный из которых — идея мира, является актуальным.

Необходимо также оговорить, в каком плане мы будем рассматривать эту историю. Олимпийские игры в современном понимании — это, прежде всего, спортивные соревнования. Но и сегодня, и, тем более, в древности олимпизм был связан с разными аспектами жизни человека и общества. Наряду с чисто спортивной имеет значение культурная составляющая. А в рамках последней можно выделить визуальный аспект. Пиндар говорит об Олимпийском празднике как о зрелищном состязании — Qar\rov dycova (Pind. 01. III. 36). Некоторые визуальные символы прочно закрепились в современном олимпизме. Так, оливковый венок для нас символ мира. Неразрывно связаны с олимпийскими идеями общечеловеческого единства и мира олимпийский огонь
и олимпийские кольца. А символика последней Олимпиады, проводившейся в Афинах, — как и венок из оливы — имеет непосредственное отношение к греческой древности и даже непосредственно к древней Олимпии: символами Олимпиады стали изображения Афины и Феба1, а на медалях, которыми награждали спортсменов, чеканилось изображение статуи Ники Пэония, когда-то стоявшей в Олимпии. Эта статуя являлась одним из многочисленных памятников изобразительного искусства и архитектуры, составлявших художественный ансамбль олимпийского святилища.

Итак, объектом нашего исследования является художественное оформление Олимпии, архитектурно-скульптурный ансамбль святилища, предметом — концепция этого ансамбля, его идеологическая значимость. Основная проблема работы заключается в исследовании художественного оформления Олимпии с точки зрения воплощения в нем идей панэллинизма. Мы говорим о панэллинизме, так как то, что обращено сегодня ко всему человечеству, в Древней Греции было обращено только и исключительно к эллинам. Собственно слово «панэллинский» обозначает то, что имеет отношение ко всему греческому миру, затрагивает совокупность всех греков и в таком качестве определяет идентичность всех греков как некоего единства. Содержание «панэллинского» несколько менялось с течением времени, в разные эпохи те или иные аспекты выдвигались на первый план.

Особый интерес представляет для нас панэллинизм как идея мира между греками, жителями множества полисных государств. Поэтому цель диссертационной работы формулируется следующим образом: проследить динамику развития архитектурно-скульптурного ансамбля олимпийского святилища с точки зрения эволюции отраженных в нем идей, в первую очередь — показать роль художественного оформления святилища в функционировании Олимпийских игр как «миротворческого фактора» . В

1 Эти боги в определенной степени воплощают в себе древнегреческую цивилизацию; их образы играли существенную роль в Олимпии.

2 См.: Кузищин В. И. Древние Олимпийские игры как миротворческий фактор // Вопросы истории. 2000. № 8. С. 119—136.
соответствии с этим нашими конкретными задачами являются: рассмотрение по периодам совокупности памятников Олимпии — произведений архитектуры, скульптуры, в меньшей степени живописи, а также других предметов материальной культуры, украшавших Олимпию; привлечение материалов, характеризующих тот или иной период древнегреческой истории в целом, с тем чтобы дать представление об историческом фоне, на котором создавались элементы художественного оформления; выявление концепции отдельных памятников и всего святилища в конкретный исторический период.

С одной стороны, актуальность данной работы обусловлена значимостью олимпийской тематики для всей современной цивилизации, той ролью, которую играют олимпийские идеалы в современном мире, даже если они подвергаются критике. С другой стороны, рассмотрение Олимпии и Олимпийских игр под тем углом зрения, который предлагается в данной работе, не получило еще должного внимания в историографии. Активно разрабатываются общие вопросы истории Олимпийских игр; изучается искусство Древней Греции, продолжается археологическое изучение святилища Олимпии; в современной науке все большую роль играют проблемы семиотики искусства, визуальности, актуальность этих проблем в современных условиях возрастает. Зарубежная историография по самым разным аспектам истории Олимпии чрезвычайно обширна. Однако комплекс вопросов, которым посвящено данное исследование, во всей своей совокупности не рассматривался. Схожая тематика затрагивается в ряде публикаций3, но речь идет преимущественно об отдельных элементах художественного комплекса Олимпии и о небольших публикациях без обобщений; в работах обобщающего характера интересующие нас вопросы специально не выделяются. Если отдельно рассматривать отечественную историографию, то здесь соответствующие пробелы еще заметнее: к олимпийской тематике до недавнего времени обращались только отдельные авторы, большей частью затрагивая

См. обзор использованной литературы.
конкретные проблемы или, наоборот, рассматривая Олимпию в общих чертах, прежде всего, спортивную составляющую праздника.

В последнее время, однако, в российской науке намечается повышение интереса к углубленному изучению Олимпии и Олимпийских игр в их различных аспектах. Исследователями опубликован ряд статей по соответствующей тематике; в частности, к XXVIII летней Олимпиаде в Афинах был выпущен специальный номер журнала «Месогейос»4. В этом русле и выполнена данная работа. В диссертации рассматривается художественное оформление всего олимпийского святилища с точки зрения развития воплощенной в нем концепции'-, ПРИ этом в центре внимания находится зарождение и развитие панэллинских идей, отражавшихся и воплощавшихся в ансамбле Олимпии. При работе над диссертацией были использованы различные группы источников, учтены новейшие данные археологических исследований на территории святилища. Все это обусловливает научную новизну диссертации.

Обозначим более конкретно пространственные и временные рамки нашего исследования. Как понятно из названия темы, формулировки объекта и предмета работы, в центре нашего внимания — Олимпия, святилище в Элиде на северо-западе Пелопоннеса, расположенное в отдалении от населенных пунктов. По мере необходимости мы привлекаем данные по другим аналогичным центрам Греции — это в первую очередь афинский Акрополь и Дельфы. Что касается хронологических рамок, то это — время архаики и классики, время максимальной реализации функций Олимпии. В рамках двух больших эпох мы выделяем три периода: 1) VI в. до н. э., время кардинальных изменений в функционировании олимпийского святилища, начало формирования ансамбля Олимпии; разумеется, уделяется внимание и древнейшей истории святилища, важной для всей Греции эпохе формирования полиса, времени зарождения тех тенденций развития Олимпии, которые в

4 Mesogeios. Mediterranee: histoire, peuples, langues, cultures. 2004. Vol. 24. Les Jeux Olympiques dans l'Antiquite / sous la direction de V. I. Kuzishchin. P., 2005.
полной мере проявились впоследствии; 2) ранняя и высокая классика, приблизительно 480-е — 430-е гг. до н. э., период наивысшего расцвета святилища; 3) поздняя классика, 430-е — 330-е гг. до н. э., сложный период в истории Греции и Олимпии, время кризиса и поиска выхода из него.

Тема диссертационной работы определяет характер источников, важнейшими из которых являются археологические материалы, памятники изобразительного искусства и архитектуры. Методы работы с источниками — это комплексное использование различных типов источников (археологических, письменных, эпиграфических и нумизматических); критический анализ данных. Что касается методологии работы в целом, то мы опираемся на метод историзма и историко-сравнительный метод. За рамками данного исследования, как исследования прежде всего исторического, остается чисто искусствоведческий анализ памятников искусства и архитектуры. Теоретико-методологическая значимость диссертации вытекает из ее характера: мы попытались рассмотреть динамику развития крупного художественного комплекса в историческом контексте, в связи с определявшими принципы оформления этого комплекса идеями. Практическая ценность исследования заключается в возможности использовать материал и выводы работы при подготовке лекций и семинаров по истории, культуре, искусству античности; фактология работы основана частично на не использовавшихся в отечественной историографии материалах.

Структура основной части диссертации подчинена хронологическому принципу. В каждой главе отдельно рассматриваются произведения архитектуры и свободно стоящая скульптура. Выделяются параграфы, посвященные общеисторическим вопросам развития святилища в ту или иную эпоху. В первой главе рассматривается архаическая Олимпия. В первом (вводном) параграфе первой главы обзорно излагается ранняя история святилища — до конца VII в. до н. э. Второй параграф посвящен архитектурному оформлению Олимпии в позднеархаическую эпоху, появлению первых монументальных сооружений. В третьем параграфе речь идет об
отдельных посвящениях в Олимпию; это прежде всего свободно стоящая скульптура. Вторая глава, посвященная ранней и высокой классике, — ключевая в данной работе. В первом параграфе рассматривается ситуация, сложившаяся в Греции под воздействием греко-персидских войн, и, конкретнее, отражение этих событий на олимпийском святилище. Храму Зевса как квинтэссенции олимпийских идей эпохи расцвета посвящен второй параграф. В третьем параграфе представлены отдельные приношения; особое значение среди них имеют политические памятники. Третья глава, глава о поздне архаической Олимпии, начинается с рассмотрения изменений в архитектурном комплексе святилища на историческом фоне эпохи поздней классики. Второй параграф посвящен отдельным приношениям. Завершает работу параграф о Филиппейоне, маркирующем рубеж в истории святилища.

В сочинении автора II в. н. э. Флавия Филострата «Жизнь Аполлония Тианского» главный герой, находясь в Олимпии, обращается к некоему Исагору со следующим вопросом: «Скажи мне, о Исагор, что есть всенародный праздник (TravfiyupisO?» Исагор отвечает: «Клянусь Зевсом, это самое приятное и любимое богами из того, что есть у людей» — «Но из какого вещества (иХт|) этот праздник создан? Скажи, как если бы я спросил тебя, из чего создана статуя, а ты бы ответил, что она сделана из золота и слоновой кости» — «Но из какого вещества, Аполлоний, создается бестелесное?» — «Из самого великого и разнообразного: ведь в нем (в празднике. —Л. Г.) есть и священные участки, и храмы, и ристалища, и, конечно, [театральная] сцена, и группы людей, одни — из соседних областей, другие — из чужих земель и из-за моря. А кроме того, для него нужно много искусства и мастерства, и истинной мудрости поэтов, членов совета и участников философских споров, и состязаний обнаженных атлетов, и мусических состязаний, как это принято в Дельфах» — «Кажется мне, Аполлоний, — говорит (Исагор), — что всенародный праздник не только телесен, но и [создан] из более удивительного вещества, чем города, ибо созывает и соединяет самое хорошее из хорошего и самое славное из
славного»5 (VIII. 18). Это довольно полное, хотя и лаконичное, описание праздника в панэллинском святилище (в Олимпии, правда, не было драматических и институционализированных мусических состязаний). Неотъемлемая часть панэллинского святилища, материи, из которой оно создано, — это «священные участки», «храмы» и другие произведения человеческого «искусства и мастерства», анализу которых под определенным углом зрения и посвящена данная работа.
ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ

Тема нашей работы предполагает использование различных типов источников: археологических, письменных, эпиграфических, нумизматических.

Источниковая база по Олимпии расширяется в первую очередь за счет археологических материалов, поэтому памятники материальной культуры (в нашем случае это в основном произведения изобразительного искусства и архитектуры) имеют для нас первостепенное значение. В обзоре речь пойдет об источниках и материалах, соответствующих нашим хронологическим рамкам.

Ансамбль Олимпии интересен с чисто искусствоведческой точки зрения. «Эволюция Олимпии тесно связана с общим развитием искусства Древней Греции от ее древнейшего периода до гибели под ударами варваров. В характере облика этого всеэллинского святилища как в зеркале отразились основные особенности искусства греков»1. Но в данной работе акцент делается на других аспектах художественного оформления.

Материальная культура имеет исключительную ценность для воссоздания идей и концепций культуры; искусство является знаковой системой. Художественное оформление олимпийского святилища отражало эстетические, религиозно-мифологические (теологические), философские, общественно-политические, этические установки древних греков, их представления об идеале человеческой жизни, о собственной цивилизации и ее истории — в целом, их мировоззрение. Олимпия была «культурным, религиозным и политическим форумом эллинства», местом контакта идей2. Искусство, однако, не только отражает уже существующие принципы цивилизации, но и формирует их. Прежде всего, это касается монументального публичного искусства. Художественный ансамбль панэллинского святилища особенно хорошо подходил для этой цели, что вытекает из функций древнегреческого святилища вообще, а общегреческого тем более. Эстетически совершенные произведения искусства, иллюстрировавшие сознательно подобранные и

1 Соколов Г. И. Олимпия. М., 1980. С. 19.

2 Raschke W. J. Images of Victory: Some New Considerations of Athletic Monuments // AoO. P. 38.
переработанные в интересах социума мифологические сюжеты, имели «воспитательно-образовательную» функцию, подобно греческому театру. Идеальные образы богов, героев и людей должны были формировать определенные установки у граждан греческих государств.

Материальная культура не такой объективный источник, как кажется на первый взгляд. Искусство выражает определенную идею, которая может не соответствовать действительности. Об этом писал Фукидид, сравнивая масштабы и значимость застройки современных ему Афин и Спарты и указывая на «несоответствие» внешнего вида этих полисов и их реального значения в греческом мире (I. 10. 1—3). Так в художественном оформлении святилища могли воплощаться идеи, остававшиеся только идеалом, идеологической конструкцией.

История открытия Олимпии европейцами и изучения святилища до начала работы здесь миссии Германского Археологического Института освещается в ряде публикаций3. Начало систематических раскопок в Олимпии связано с именем Э. Курциуса, который еще в 1852 г. в Берлинской Академии в докладе с названием «Олимпия» указывал на необходимость исследования этого места, на значение Олимпии для Европы и Германии4. От 1875 г. отчитывается история раскопок в Олимпии Германским Археологическим Институтом; эта история излагалась в различных изданиях5. Выделяется несколько этапов раскопок: 1875—1881 гг., 1906—1929 гг., 1936—1943/44 гг., 1952—1966/84 гг., с 1985 г.

3 Fellmann В. Die Wiederentdeckung Olympias // 100 Jahre deutsche Ausgrabung in Olympia: Ausstellung 1.7—1.10.1972 veranstaltet von Organisationskomittee fur die Spiele der XX. Olympiade Miinchen 1972. Milnchen, 1972. S. 27—35; Kyrieleis H. Les fouilles allemandes a Olympie // Olympie. Cycle de huit conferences organize du musee du Louvre par le Service culturel du 18 Janvier au 15 mars 1999. P., 2001. P. 45—74; Pasquier A. Premieres decouvertes sur le site d'Olympie // Ibid. P. 13—44.

4 Curtius E. Altertum und Gegenwart. Gesammelte Reden und Vortrage. Zweiter Band. В., 1882. S. 129—157.

5 Fellmann B. Die Geschichte der deutschen Ausgrabung // 100 Jahre deutsche Ausgrabung in Olympia... S. 37—49; Kyrieleis H. Les fouilles allemandes a Olympie // Olympie. Cycle de huit conferences... P. 45—74; Mallwitz A. Ein Jahrhundert deutsche Ausgrabungen in Olympia // AM. 1977. Bd. 92. S. 1—31.
Результаты первых раскопок Германского Археологического Института были детально изложены в пяти объемных томах6. Каждый том с текстом сопровождается томом с иллюстрациями. В течение первых двух кампаний первого этапа работ были открыты храм Зевса, «Герайон», исследовалась прилегающая территория. В третью кампанию (1877—1878 гг.) изучалась терраса сокровищниц, Метроон, Филиппейон. В 1879 г. добавились Булевтерий, Портик Эхо и Пританей. Стадион тогда еще не раскапывался7.

Недостаточно изученными на первом этапе остались сооружения вне Альтиса. Целям популяризации достижений науки служила вышедшая в 1882 г. книга А. Беттигера об Олимпии и проводившемся здесь празднике8, которую смогла полностью заменить только работа Г.-Ф. Геррмана 1972 г. Первые работы в Олимпии подтвердили топографические данные Павсания, но разрушили надежды на обретение многочисленных произведений античного искусства, описанных Периэгетом. Тем не менее все находки мелкой пластики документировались самым тщательным образом. Согласно А. Фуртвенглеру, одному из ученых, работавших в Олимпии, данные мелкой пластики не позволяли датировать святилище временем ранее дорического завоевания. Но на втором этапе раскопок миссию возглавил разделяющий взгляды Э. Курциуса на большую древность Олимпии В. Дерпфельд9.

Второй период раскопок под руководством архитектора В. Дерпфельда (1906—1909 гг., 1921—1929 гг.) нашел отражение в двухтомном издании 1935 г.10 Работы велись в районе «Герайона», Пелопиона, Метроона, террасы

6 Olympia. Die Ergebnisse der von dem Deutschen Reich veranstalteten Ausgrabung / hrsg. E. Curtius und F. Adler. Textband 1. Adler F, Curtius E., Dorpfeld W., GraefP., Partsch J., Weil R. Topographie und Geschichte von Olympia. В., 1897; Olympia... Textband 2. Adler F., Borrmann R., Dorpfeld W., Graeber F., Graef P. Die Baudenkmaler von Olympia. В., 1892; Olympia... Textband 3: Treu G. Die Bildwerke von Olympia in Sthein und Thon. В., 1894; Olympia... Textband 4. Die Bronzen. В., 1890; Olympia... Textband 5. Dittenberger W., Purgold K. Die Inschriften von Olympia. В., 1896.

7 Kyrieleis H. Les fouilles allemandes a Olympic. P. 49.

8 BoetticherA. Olympia, das Fest unf seine Statte. В., 1882.

9 MallwitzA. Ein Jahrhundert deutsche Ausgrabungen in Olympia... S. 10—14.

10 Dorpfeld W. Alt-Olympia: Untersuchungen und Ausgrabungen zur Geschichte des altesten Heiligtums von Olympia und der alteren griechischen Kunst. Unter Mitarbeit von F. Forbat, P. Goessler, H. Ruter, H. Schleif, F. Wege. Bd. 1—2. В., 1935.
сокровищниц, Пританея и других объектов. Этот исследователь высказывался за большую древность Олимпии, в истории которой он находил пеласгическую эпоху, и существенно удревнял постройку «Герайона», относя ее к XI в. до н. э. Павсания В. Дерпфельд считал достоверным источником. Его оппонентом являлся А. Фуртвенглер, считавший, что во II тыс. до н. э. святилища в Олимпии не существовало. Многие оценки, реконструкции и датировки В. Дерпфельда являются необоснованными и со временем были опровергнуты. Однако некоторые его наблюдения оказались полезны для дальнейшего изучения святилища. Доказательство большой древности Олимпии В. Дерпфельд увидел в апсидальных сооружениях элладской эпохи. Связующим звеном между этим слоем и греческим должен был стать Пелопион I, микенский кенотаф, но находками керамики это не подтвердилось. Однако позднейшие отдельные находки микенской керамики и бронзы показали, что вопрос о древности Олимпии не решается так просто, как это представлялось

A. Фуртвенглеру11. Новейшие раскопки подтвердили в целом верность выводов

B. Дерпфельда относительно древнего тумулуса на месте Пелопиона, датируемого древнеэлладским периодом II (середина III тыс. до н. э.)12.

Цели третьего этапа работ в Олимпии, начавшегося в 1937 г., были сформулированы В. Вреде: исследование всех сооружений, особенно спортивных, ранних слоев в святилище, раскопки в окрестностях святилища. Руководить работами стал Э. Кунце13. Все этапы работ в святилище, проводившиеся с того времени, связаны между собой; полученные результаты публикуются в первую очередь в специальных отчетах Германского Археологического Института14, в посвященных Греции номерах «Известий Германского Археологического Института»13, в монографиях по конкретной тематике из серии «Олимпийские исследования», уже в обработанном виде16.

11 Mallwitz A. Ein Jahrhundert deutsche Ausgrabungen in Olympia... S. 15.

12 Kyrieleis H. Les fouilles allemandes a Olympic. P. 60.

13 Mallwitz A. Ein Jahrhundert deutsche Ausgrabungen in Olympia... S. 16.

14 Berichte iiber die Ausgrabungen in Olympia: I—XII. 1936—2003.

l15 Mitteilungen des Deutschen Archaologischen Instituts. Athenische Abteilung. Berlin. Olympische Forschungen:
Краткие отчеты о работах, проводимых в Олимпии, публикуются в «Археологическом Вестнике» . С одной стороны, расширяется площадь раскопок, исследуется территория поздней застройки, с другой — повторно изучаются уже открытые объекты.

Новой серии раскопок в Олимпии дала толчок Мюнхенская олимпиада 1936 г. Хотя они начались под эгидой Рейха, работа археологов оставалась не зависимой от идеологии нацизма. В 1936/37 г. проводились раскопки, результаты которых были опубликованы в первом томе «Олимпийских
отчетов» . Исследовалась структура обеспечения святилища водой, территория стадиона, были обнаружены многочисленные предметы вооружения и другие предметы из железа, котлы и треножники, произведения мелкой пластики.

В 1937/38 г. исследовались такие объекты, как стадион, так называемый «Южный портик», стена на террасе сокровищниц, восточная стена Альтиса и Портик Эхо, северо-восточная часть Альтиса, посвященное в святилище оружие с надписями, котлы, мелкая скульптура и бронзовые предметы, бронзовые рельефы, надпись на постаменте статуи победителя в борьбе Ферия с Эгины (V в.19) и одна ранняя элейская бронзовая монета с изображением головы Зевса20. Под валами стадиона были открыты многочисленные предметы

I. Olympische Forschungen / hrsg. von E. Kunze und H. Schleif. Bd. 1. В., 1944.

III. Willemsen F. Dreifusskessel von Olympia. Alte und neue Funde. В., 1957.

IV. Willemsen F. Die Lovvenkopf-Wasserspeier vom Dach des Zeustempels / hrsg. E. Kunze. В., 1959.

V. MallwitzA., Schiering W. Die Werkstatt des Pheidias in Olympia. Erster Teil. Text. В., 1964.

VI. Herrmann H.-V. Die Kessel der orientalisierenden Zeit. Erster Teil: Kesselattaschen und Reliefuntersatze. В., 1966.

VII. Heilmeyer W.-D. Frtihe olympische Tonfiguren. В., 1972. IX. BolP. C. GroBplastik aus Bronze in Olympia. В., 1978. XIV. Koenigs W. Die Echohalle. В., 1984.'

XIX. Hitzl K. Die kaiserzeitliche Statuenausstattung des Metroon. В.; N. Y., 1991. XXII. Moustaka A. GroBplastik aus Ton in Olympia. В.; N. Y., 1993.

17 Последние публикации: Berichte iiber die Ausgrabungen in Olympia // AA. 1995. H. 4. S. 805—808; 1998. H. 4. S. 539—543; 1999. H. 4. S. 587—588.

18 Bericht iiber die Ausgrabungen in Olympia. Herbst 1936. Friihjahr 1937.

19 Здесь и далее даты до н. э., если не указано иное.
II. Bericht iiber die Ausgrabungen in Olympia. Von E. Kunze und H. Schleif. Winter 1937/38.
вооружения. Южный портик был раскопан полностью21. Постройку стены на террасе сокровищниц тогда отнесли к периоду после 332 г.22

III отчет включил в себя данные по стадиону, являвшемуся главным объектом исследований, по Южному портику, в районе которого были завершены планомерные раскопки, по мелкой бронзовой пластике, находкам оружия, фрагментам крупных терракот23.

В IV отчете (за 1940—1941 гг.)24 дано подробное описание истории бань у Кладея, в числе которых — древнейшие в Греции банные постройки, опубликованы некоторые бронзовые статуэтки, приводены уточненные данные по скульптурам храма Зевса. Неожиданной находкой у стадиона стало мраморное сиденье спартанского проксена элейцев23.

V отчет отражает результаты работ 1941/42 г. и 1952 г.26 В 1941/42 г. руководили раскопками Э. Кунце и Г. Шляйф, в 1952 г. — Э. Кунце. В отчете содержатся материалы, касающиеся стадиона, фрагментов оружия, бронзовых рельефов, монументальной пластики. Отдельный параграф посвящен сделанной в это время важной находке, происходящей из эпохи греко-персидских войн, — коринфскому шлему из посвящения Мильтиада27. В этом томе также нашли освещение две монументальные скульптурные композиции — Зевс с Ганимедом и «группа воина»28. К имеющемуся материалу добавились новые фрагменты. Дискутируется вопрос об изначальной функции статуй как акротериев или отдельных посвящений и о вариантах их интерпретации. В V отчете опубликован целый ряд надписей, открытых с начала последней серии

21 ОЮег И. 1937/38. S. 28—41.

22 Ibid. S. 44.

23 III. Bericht iiber die Ausgrabungen in Olympia. Von E. Kunze und H. Schleif mit Beitragen von R. Eilmann. Winter 1938/39.

24IV. Bericht iiber die Ausgrabungen in Olympia. Von E. Kunze und H.Schleif mit Beitragen von R. Eilmann und U. Jantzen. 1940 und 1941. В W 35, 1944.

25 OlBer IV. 1944. S. 164—166.

26 V. Bericht iiber die Ausgrabungen in Olympia. Von E. Kunze mit Beitragen von H.-V. Herrmann und H. Weber. Winter 1941/42 und Herbst 1952. В W 35, 1956.

27 Kunze E., in: OlBer V. 1956. S. 69—74.

28 Ibid. S. 103—127.
раскопок29. Среди них — надпись на полукруглой базе посвящения из Аполлонии и надпись на базе Эрготела, которому посвятил оду Пиндар.

В 1952 г. начался четвертый этап раскопок. На этом этапе работы велись не сразу в нескольких местах, а каждый раз целенаправленно на одном участке30. Работы 1953—1955 гг. и последующих годов снова велись под руководством Э. Кунце. Помимо римского материала, в томе31 опубликованы данные по сооружениям у Кладея, найденному оружию, крупной терракоте и другой скульптуре, ряд надписей. К той же группе терракот, к которой относятся Зевс с Ганимедом и группа воина, причисляется статуарная группа, в которой была представлена Афина. Голова статуи была найдена в 1940 г. Эта находка анализируется в параграфе Э. Кунце, где также делается попытка реконструкции группы . Многочисленные изображения Зевса классической эпохи в массе своей до нас не дошли, но тем ценнее такие находки, как поздняя мраморная копия (голова) статуи (возможно, гермы) бога, относящейся к эпохе строгого стиля33.

Результаты работ 1956—1958 гг. нашли отражение в VII отчете34. Отчет содержит параграфы об архитектуре одной из сокровищниц, коринфских шлемах, мелкой бронзовой пластике, три публикации эпиграфических документов. Одним из основных объектов исследования была мастерская Фидия. А. Малльвиц еще раз обращается к реконструкции террасы сокровищниц35. Дополнением к найденному ранее шлему Мильтиада стал обнаруженный в 1960 г. шлем, посвященный в Олимпию афинянами из персидской добычи36. Роль Олимпии в отношениях между греческими государствами освещают обнаруженный в 1960 г. архаический документ,
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24083.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.