У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Деятельность общин американцев русского происхождения на Тихоокеанском побережье Северной Америки и Гавайских островах. 1867-1980-е гг.
Количество страниц 458
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24090.doc 
Содержание Содержание
2 ОГЛАВЛЕНИЕ:

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ...4

ВВЕДЕНИЕ...6

ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ...21

1.1. Анализ изученности проблемы...21

1.2. Литература...27

1.3. Электронные базы данных в сети Интернет = WEB SITES for Russian Emigration in the Pacific rim...43

1.4. Источники...46

1.4.1. Российская Федерация...47

1.4.2. Иностранные архивы и собрания...51

1.4.3. Полевые исследования...81

1.4.4. Периодические издания...87

1.4.5. Мемуары, дневники и заметки...92

1.4.6. Распределение источников и литературы по главам...94

ГЛАВА 2. ИММИГРАЦИЯ В АМЕРИКУ И ФОРМИРОВАНИЕ

РУССКОЙ ДИАСПОРЫ...105

2.1. Три волны русской иммиграции в США...105

2.2. Социально-культурная жизнь русской диаспоры...122

2.3. Общественно-политическая жизнь...144

2.4. Религии и конфессии...159

ГЛАВА 3. ГАВАЙСКИЕ ОСТРОВА...173

3.1. Начало иммиграции (1850- 1905), Н.К.Руссель-Судзиловский.. 173

3.2. Молокане на о. Кауаи (1905)...180

3.3. Массовый приезд русских на сахарные плантации (1908 — 16) и 185 репатриация (1917 - 18)...185

3.4. Социальная жизнь и церковь...206

3.5. Русская община в 1920 - 70-е годы...211
ГЛАВА 4. АЛЯСКА, ТИХООКЕАНСКОЕ ПОБЕРЕЖЬЕ КАНАДЫ, ШТАТЫ ВАШИНГТОН, ОРЕГОН И КАЛИФОРНИЯ...218

4.1. Русская община на Аляске...218

4.2. Британская Колумбия (Канада). Духоборы...226

4.3. Малые русские общины в штатах Вашингтон, Орегон и Калифорния...235

ГЛАВА 5. СИЭТЛ...250

5.1.Формирование русской общины...250

5.2. Общественная жизнь...254

5.3. Православие...269

• ГЛАВА 6. САН-ФРАНЦИСКО...276

6.1.Формирование русской общины...276

6.2. Общественно-политические организации...282

6.3. Православие...309

6.4 Культура и искусство. Литература и печать...319

ГЛАВА 7. ЛОС-АНДЖЕЛЕС И ГОЛЛИВУД...334

7.1. Формирование русской общины, молокане...334

7.2. Православие...357

7.3. Искусство и культура...363

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...373

ИСТОЧНИКИ И БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...381

ПРИЛОЖЕНИЕ 1: ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ НА

• ТИХООКЕАНСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ США (на рус.) (1868 - 1988)...408

ПРИЛОЖЕНИЕ 2: КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ И

РЕЛИГИОЗНЫХ ФОРМИРОВАНИЯХ...423

ПРИЛОЖЕНИЕ 3: ХРОНИКА СОБЫТИЙ...445

ПРИЛОЖЕНИЕ 4: СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ...458

4 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АВПРИ - Архив внешней политики Российской империи (Москва).

АР АС - Ассоциация русско-американских художников (Сан-Франциско).

APT - Артисты русского театра (Сан-Франциско).

ГАПК - Государственный архив Приморского края (Владивосток).

ГАРФ - Государственный архив Российской Федерации (Москва).

ГАХК — Государственный архив Хабаровского края (Хабаровск).

Ди-Пи - Displaced persons (Перемещенные лица).

ИРО - International Refugee Organization of United Nations (Международная организация помощи беженцам).

КВЖД- Китайско-Восточная железная дорога.

МРК - Музей русской культуры (Сан-Франциско).

НОРС - Национальная организация русских скаутов (Калифорния).

НСНП - Национальный союз нового поколения или национально-трудовой союз (Калифорния).

НТС - Народно-трудовой союз.

ОИАК - Общество изучения Амурского края (Владивосток).

ОКО - Общекадетское объединение.

ОКС - Общеказачий союз (Сан-Франциско).

ОРЮР — Организация российских (русских) юных разведчиков (Калифорния).

ОТПСР — Общество технической помощи Советской России.

РАК - Российско-Американская компания.

РАКПО — Русско-американское культурно-просветительское общество (Лос-Анджелес).

РГА ВМФ - Российский государственный архив Военно-Морского флота (Санкт-Петербург).

РГАСПИ - Российский государственный архив социально-политической истории (Москва).

РГВИА - Российский государственный военно-исторический архив (Москва).

РГИА - Российский государственный исторический архив (Санкт-Петербург).

РГИА ДВ - Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (Владивосток).

РЗИА - Русский зарубежный исторический архив (Прага).

РОВС - Русский общевоинский союз.

РОНО - Российское общенациональное объединение.

РПЗЦ - Русская православная зарубежная церковь.

СБОНР - Союз борьбы за освобождение народов России.

ТАРД — Товарищество артистов русской драмы (Сан-Франциско).

УНРРА - United Nations Relief and Rehabilitation Administration.

ХПИ - Харбинский политехнический институт.

ХСМЛ - Христианский союз молодых людей.

ЦГИА СПб. - Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга.

ШЬА - Hoover Institution Library and Archives (США).


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Наше время примечательно стремлением российского общества к переосмыслению истории - как своей страны, так и жизни россиян в других странах. Это понятно, так как Россия оказалась перед необходимостью выбора пути дальнейшего развития с учетом исторического опыта во всем его объеме, включая и положительные, и негативные аспекты. В относительно недалеком прошлом мощные волны подхватили огромные потоки наших соотечественников и распространили их по всему миру. Это дало уникальную возможность другим народам познакомиться с русской духовной культурой. Эмигранты о себе писали: «Российская эмиграция... Без собственной территории, без своего правительства, даже без единого представительства, разбросанная по всей земле, по всем пяти континентам. Российская эмиграция, в активной части своей разделенная на политические течения и группы, в не активной — частично ушедшая в быт, частично ассимилирующаяся в странах рассеяния. Признаем, что есть эмигранты, оторвавшиеся от эмиграции почти целиком, ушедшие в чужую жизнь, забывшие или забывающие родной язык, но я не верю, что из душ их начисто выметена наша русскость»1.

Важнейшим направлением исследования русской эмиграции является выявление особенностей трансформации традиционной культуры в условиях другой страны, в данном случае Америки. Перемещение огромного числа эмигрантов в довольно сжатом временном отрезке позволяет проследить как общие тенденции, так и особенности, свойственные той или иной волне. Интерес вызывает и изучение русского рассеяния как явления, смешанного в этническом и конфессиональном отношении. Именно такой конгломерат лег в основу компактного расселения иммигрантов в новой стране.

1 Самарин В. Нравственное осмысление 60-ти лет эмиграции // Рус. жизнь. - Сан-Франциско, 1981.-27 марта.
Несмотря на тщательную разработку а*мериканцами собственной истории, в том числе вклада в становление государства представителей разных народов (англичан, итальянцев, немцев, японцев и т.д.), совершенно не разработанной темой остается вклад русских и то традиционно русское, что они принесли в Америку. Являясь по численности и экономико-хозяйственному потенциалу одной из доминирующих составляющих населения, выходцы из России оказались наименее изученными в этнокультурном и социальном отношении по сравнению с выходцами из других стран. Для истории Америки, как и для учета причин миграции населения России, особенно важным остается анализ основ русской оседлости с сохранением традиций народного быта, а также изучение проблем ассимиляции.

Деятельность и последующая продажа Российско-Американской компании (РАК) заложили основы жизнедеятельности большинства русских общин в Америке. С этого времени начинается период знакомства американцев с русской культурой и русским языком. Во все периоды развития эмиграции — как экономической, так и политической, а в дальнейшем и бытовой - жизнь русских общин представляла собой своеобразный срез того, что происходило в царской России или Советском Союзе. Она была во многих аспектах противоречива, так как те проблемы, которые испытывала их родина, не могли не оставить отпечатка на жизни русских за рубежом. Тем не менее, за несколько столетий русская диаспора в США смогла не только сохранить внутри сообщества русскую культуру, но и внести существенный вклад в культуру страны пребывания, а также в мировую культуру. Этот уникальный опыт во многом поучителен и плодотворен.

К сожалению, русским энтузиастам не удалось в полной мере выполнить намеченное, и они не смогли сохранить все накопленное многими поколения. Ряд стран, выходцы из которых стали жителями США, проявили заинтересо-
ванность в развитии своих диаспор в этой стране и сохранении собственной культуры. С этой целью в некоторых городах Америки были построены национальные центры (Ирландии, Японии, Кореи и т.д.) По понятным причинам в СССР преследовали совершенно иные цели: там, напротив, были заинтересованы в уничтожении общественных формирований российского рассеяния и даже предпринимали шаги к разрушению культурного наследия российской диаспоры.

В настоящее время тема деятельности русских общин в Америке приобретает особую актуальность в связи с усилением национально-культурных процессов и движений, со стремлением к возрождению духовных ценностей и нравственных основ всего русского этноса. Исторический урок, которые россияне получили в результате эпохальных событий начала 20-го века, свидетельствует о том, что российские культурные ценности успешно конкурируют в условиях Запада. Следует учитывать и Азиатско-Тихоокеанский регион, который был ареной последнего этапа гражданской войны и последующего размещения почти миллионного русского населения в странах Дальнего Востока. Сложившаяся в этом огромном регионе локальная российская диаспора помогает определить закономерности, тенденции и особенности развития межэтнического взаимодействия и сохранения собственной русской культуры. Социальные катаклизмы, возникшие в результате окончания_второй мировой войны, привели к массовому перемещению русского населения из Европы и Китая на американский континент, на котором уже имелись все предпосылки создания устойчивой русской диаспоры, созданной еще в 19-м веке. В значительной степени эта миграция сопровождалась личными трагедиями, разрушающими традиционный быт и культуру. Хотя русские старожилы и православные институты смогли значительно облегчить жизнь иммигрантов в новых условиях, процесс адаптации происходил весьма болезненно, так как русские принесли с собой на новую землю все противоречия, характерные для России.
Говоря о российской или русской эмиграции, необходимо помнить об актуальности этой темы сегодня, когда Россия находится на переломном этапе развития. Надеясь обрести национальную идею и восстановить нравственное благополучие русского этноса, в нашей стране вновь заговорили о том опыте, который смог бы обеспечить жизнедеятельность всего народа. В этой связи особенно важным представляется обращение к опыту социально-культурной жизни российской или русской диаспор в Соединенных Штатах Америки, наиболее динамично развивающего государства, где успешно реализована идея мирного сосуществования представителей самых разных национальностей, порой с противоположными духовными ценностями и конкурирующими конфессиональными организациями.

С другой стороны, эти вопросы становятся весьма актуальными в свете усиления эмиграционных процессов и современной геополитической ситуации. Исследование опыта адаптации людей, взаимодействия разных этносов, сближения культур и сохранения национальных особенностей оказываются в ряду важнейших проблем изучения современности. Исторические и этнокультурные процессы в русских общинах Азиатско-Тихоокеанского региона в их взаимоотношении с другими народами в самой среде выходцев из России практически не изучалась. Между тем, многолетнее проживание русских иммигрантов рядом с другими народами, несомненно, привело к этнокультурному взаимодействию и взаимному обогащению. И хотя при этом утрачивались некоторые национальные особенности как тех, так и других, в конечном счете, это привело к современному благополучию Америки. Теперь настало время осознать эту Россию за рубежом - как еще называют российскую или русскую эмиграцию.

В некоторых случаях было трудно определить терминологию того или иного явления. Последнее время получили распространение следующие термины: Россия за рубежом (зарубежная Россия) и российская диаспора. Первый носит скорее культурологический характер. Более сложным является второй тер-
мин. В США существует много диаспор выходцев из России - еврейская, украинская, армянская и др. Они почти не поддерживают отношений друг с другом, замыкаясь в чисто национальных проблемах, и не идут дальше благотворительных мероприятий. Журнал «Континент» отмечает: «Признаемся себе: русская диаспора Америки не сложилась - да и не могла сложиться в силу вынесенных из России духовных и политических различий - в единую общность. В ней, в сущности, сосуществуют сегодня и ведут свой нескончаемый спор несколько отдельных диаспор, жизнь каждой из которых подчиняется собственным правилам и устоям. И, пожалуй, единственное, что позволяет выходцам из России, до сих пор очень разным, а нередко и прямо враждебным друг другу, сесть за единый круглый стол - это сама Россия, столь же раздираемая вечными противоречиями и столь же единая в этом раздоре»2.

Так как русский язык явился основой не только для общения выходцев из России различных национальностей, но и скрепляющим фундаментом подавляющего числа иммигрантов, было решено выделить отдельный термин — русская диаспора, предпочитая слово «русские» слову «россияне». Впервые такой термин к выходцам из России был применен в уставе Русского благотворительного общества, основанного в Сан-Франциско в 1883 г. Третья статья его устава гласила: «Под именем «русского» разумеется всякий, кто родился в России и состоит или состоял в ее подданстве, без различия религии или племени»3. Это означает, что членом русской диаспоры мог стать и представитель другой национальный диаспоры.

В свою очередь, русскую диаспору диссертант рассматривает на двух уровнях - большая русская община и малая русская община. К первой нужно

2 Российская диаспора в США: По материалам Международных Максимовских чтений // Континент. -2001. -№ 4 (101). - С. 283.

3U.S. National Archives. Records of Imperial Russian consulates in the United States. Reel 185 (Устав Рус. благотвор. о-ва в Сан-Франциско от 15 июня 1883).
отнести общины, которые характерны наибольшим количеством иммигрантов, как правило, более пяти тысяч взрослого населения. В них имеется большой процент централизации, широкий диапазон политической и общественной жизни. Как правило, они имеют несколько периодических изданий, которые конкурируют друг с другом, православных приходов разных юрисдикции и т.д. К большим русским общинам в указанном регионе нужно отнести Сан-Франциско, Лос-Анджелес и Сиэтл. Малые русские общины ведут более замкнутый образ жизни. Их общественный интерес замыкается в основном на благотворительности и религии. Общественная жизнь ведется вокруг православных приходов, играющих роль своеобразных социальных клубов. В большинстве из них нет русских периодических изданий, если не считать приходских информационных листков. К малым русским общинам относятся Ванкувер (Канада), Портленд (Орегон), Гонолулу (Гавайи), Джуно (Аляска) и др. В общественном значении все русские общины в США являются своеобразными сообщающимися сосудами. Подавляющее большинство событий в российской или русской диаспорах находило отражение в различных общинах Америки. В то же время изменения в политической жизни мира влияли на жизнь русских общин (первая мировая, гражданская, вторая мировая и «холодная» войны).

Под термином «российская эмиграция (эмигрант)» понимаются граждане, уехавшие из Российской империи или Советского Союза на постоянное местожительство в другую страну. Российская иммиграция (иммигрант) - это въехавшие на постоянное жительство в США или другие страны. Особенностью США является и то, что русские иммигранты здесь получали вид на жительство (грин-кард с правом работы), который практически ничем не отличался от полного гражданства, за исключением отсутствия избирательного права. Подавляющее число иммигрантов стремились получить через пять лет такое гражданство США. В то же время имелась большая категория лиц, которые подчеркивали, что они не являются полноправными гражданами США, так как
не хотят терять связи с Россией. Старым термином «русская колония» автор решил пренебречь как не отражающим сути жизни выходцев из России. Исключением являются цитаты, в которых дано это слово.

История эмиграции из России в Америку насчитывает столько же лет, сколько существуют США. На самом первом этапе большинство выходцев из России не были этническими русскими, а являлись национальными меньшинствами (евреи, финны, поляки и т.д.). На протяжении всей истории российской эмиграции - иммиграции огромное значение приобретает собственная идентификация каждого члена русской диаспоры, степень понимания своей русскости ими самими. В принципе русским может считаться представитель любой национальности, проживающей на территории Российской империи или СССР.

Анализ статистико-демографических сведений по Соединенным Штатам Америки изменяет принятое понятие волн перемещения граждан Российской империи и СССР. С середины 19 века до ноября 1917 г. в США проживало от 1 до 1,5 млн. выходцев из России. Поэтому решено было назвать их первой волной российской эмиграции. События гражданской войны и установление советской власти в России (1917 — 22) привели к перехмещению миллионов россиян по всему миру. Так появилась вторая волна российской эмиграции. Третья волна — это появление россиян на Американском континенте после завершения второй мировой войны (1945). Различным является и внутреннее содержание этих потоков российской эмиграции. Первая волна носила больше экономический характер. Подавляющее большинство в ней составляли крестьяне или неквалифицированные рабочие, приехавшие в Америку на заработки или в поисках лучшей жизни. Большой процент составляли лица, покинувшие Россию по религиозным причинам (молокане, староверы или духоборы) или национальным (евреи), число политических деятелей в этот период было очень незначительным. Вторая волна, напротив, была преимущественно политичен ской. Третья — отражает весь спектр предыдущих потоков россиян.
В связи с этим устанавливаются и хронологические рамки исследования. Учитывая особенности истории на Тихом океане, продажу РАКа, а также деятельность российской и русской диаспор во всем регионе, диссертант приходит к необходимости дифференцированного анализа отдельных общин. По основным задачам, формам и видам деятельности историю русской диаспоры на тихоокеанском побережье Северной Америки можно разбить на периоды: 1867-1917 гг.; 1917 - 1941 гг. и 1941 - 1980-е гг. За исходный хронологический рубеж данного исследования взят 1867 г., время продажи территорий РАКа и появление первых русских, которые выбрали постоянным местом жительства тихоокеанское побережье Северной Америки. Другой хронологической вехой стали события 1917 - 1922 гг. - революция и гражданская война на Дальнем Востоке, которая привела к тому, что часть русского населения была вынуждена покинуть Россию и обосноваться в других странах тихоокеанского региона, прежде всего в Японии, Корее, Китае и США. Начало тихоокеанской войны в 1941 г. прекратило перемещение гражданского населения в районе боевых действий, но завершение второй мировой войны в 1945 г. и поражение Японии стали причиной новых масштабных перемещений: подавляющему числу русских эмигрантов пришлось покинуть Китай и искать постоянное место жительства за пределами этой страны. Большинство из них предпочло эмигрировать в США. В 1980-е годы массовое перемещение бывших граждан России по указанному региону полностью прекратилось. По естественным причинам завершилась жизнь подавляющего числа деятелей русской диаспоры первой и! второй, а частично и третьей волн. Это явилось основанием ограничить тему/ исследования данным временем.

Географические границы исследования — тихоокеанское побережье американских штатов: Аляска, Вашингтон, Орегон, Калифорния, Гавайи, а также часть территории Канады (Британская Колумбия). Центрами российского рассеяния, имеющими большие русские общины, стали Сиэтл, Сан-Франциско
и Лос-Анджелес. Географические названия приведены в соответствии с современным написанием, за исключением названий, встречающихся в изданных работах, цитатах или опубликованных в другом виде.

Объектом исследования является русская диаспора и общины русских американцев на тихоокеанском побережье Северной Америки и Гавайских островах.

Предметом изучения избраны процессы, которые происходили в русских общинах, процесс их зарождения и развития в различных регионах, анализируется их самая разнообразная деятельность. В качестве одного из ключевых аспектов автор рассматривает проблему адаптации выходцев из России к новым условиям жизнедеятельности в другом государстве - в конкретных исторических, политических, социально-экономических и демографических условиях Америки. Анализ русской диаспоры ведется по мере прибывания массовых групп россиян и становления общественных сообществ, которые сохраняют значительную устойчивость и некоторую вариативность.

Цели и задачи исследования. Попытка написания настоящего исследования отражает желание автора дать представление о жизнедеятельности русской диаспоры на тихоокеанском побережье Северной Америки в различных ее проявлениях - от политической до творческой и духовной, описать ее социально-культурную инфраструктуру. Необходимость создания такой работы вызвана общим стремлением как историков, так и многих выходцев из России, Китая и их потомков воссоздать всю многообразную картину эмиграции, расширить ее информационное пространство. Исключением является прикладная деятельность иммигрантов (сельское хозяйство, промышленность и т.д.), которая входила в сферу хозяйства США или Канады. Почти не рассматривается диалог русской и американской культур, взаимное влияние их друг на друга. Диссертация составлена в соответствии с хронологическим принципом, начиная от зарождения российской эмиграции и появления первых русских общин
на тихоокеанском побережье Америки и до завершения, т.е. естественного ухода из жизни всех деятелей русских общин указанного периода. Этим выражается нравственно-общественная необходимость познания этого сложнейшего ис-торико-социального события во всех его противоречиях и тенденциях.

Основной целью настоящей работы является обобщение и осмысление общественного опыта русской диаспоры с середины 19 века до 80-х годов 20 века, с учетом состояния современной источниковой базы и литературы. Диссертант стремился решить следующие задачи:

- на основе современных подходов и состояния диаспоры американцев русского происхождения на тихоокеанском побережье Северной Америки определить степень изученности темы и наметить перспективы дальнейшей разработки данной проблематики;

- установить этапы и пути миграции выходцев из России в указанный регион;

- выявить общее и особенное в развитии русской диаспоры в рассматриваемом регионе и в контексте жизни русских в США;

- используя архивные материалы и источники, проследить, как формировались и изменялись общины русских американцев на разных этапах развития;

- провести сравнительный анализ и классифицировать деятельность общественных, политических, культурных и религиозных организаций указанных общин;

- дать краткий анализ опубликованных работ русских американцев;

- обобщить опыт и дать обзор развития русской диаспоры на тихоокеанском побережье Северной Америки;

- показать причины идеологического краха деятелей диаспоры в 1930-е, 1940-е, 1950-е, 1960-е годы;

- охарактеризовать основные причины неудач и ошибок в деятельности отдельных общин американцев русского происхождения.
Историография проблемы и ее источниковая база рассмотрены в 1-й главе настоящего исследования.

Методологическая база исследования. Воссоздавая в процессе исследования деятельность различных общин, автор старался объединить на концептуальном уровне разнородные теоретические постулаты и выработать инструментарий, помогающий понять все многообразие исторической действительности и учесть все факторы жизни выходцев из России. Определяя способы выявления и упорядочения исторического материала по избранной теме, диссертант исходил из того, что вопросы методологии весьма многообразны и сложны. В целом, исследование исторического опыта российской эмиграции, деятельности русских общин опирается на методологический плюрализм, на различные подходы и методы в соответствии с избранными ракурсами рассмотрения темы. Диссертант рассматривает деятельность русской диаспоры в Северной Америке в виде исследования проблем ее становления, выявления особенностей и закономерностей на фоне исторических событий и в виде событийно-повествовательной истории, в которой освещается хроника событий, а также факты из жизни и биографии некоторых известных эмигрантов.

Изучение русской диаспоры в Северной Америке, равно как и любой другой области знаний, было конкретно-историчным, а этапы становления диаспоры характеризовались как объективными, так и субъективными факторами. Очень важным в изучении жизни и деятельности американцев русского происхождения является сравнительный метод, поскольку в среде выходцев из России имелись не только сходные общественные институты, но наблюдалась и единство идеологического мышления, хотя общины и отстояли друг от друга территориально. При этом большую роль играет и цивилизационный метод, при котором не только обосновывается целостность картины деятельности диаспоры американцев русского происхождения, но и появляется возможность
полнее раскрыть ее разносторонние аспекты путем описания жизни ее отдельных членов.

Поскольку значимость развития эмиграции на Тихом океане проявилась не столько в начальный период переселения сюда выходцев из России, сколько в достаточно отдаленном времени, то диссертант счел необходимым использовать двоякий подход к раскрытию проблем русской диаспоры и ее оценки: ис-торико-ситуационный и историко-ретроспективный. Историко-ситуационный подход позволяет рассмотреть этапы становления русской диаспоры в контексте соответствующей исторической ситуации, адекватно воспринять историческую реальность в регионах российского Дальнего Востока. Историко-

* ретроспективный подход позволяет раскрыть суть развития русской диаспоры в Северной Америке с позиций нынешнего дня и сравнить соответствующие результаты в прошлом. Это позволяет значительно углубить и расширить объективное осмысление деятельности российских диаспор и дать ей всестороннюю оценку.

Диссертант использовал общенаучные принципы диалектики и историзма, что дало возможность проанализировать достижения русской диаспоры с использованием других научных дисциплин и выявить общее и особенное в деятельности русских общин на тихоокеанском побережье США. Опираясь на эти принципы, диссертант рассмотрел историю русской общины в динамике, в контексте сложных исторических связей и взаимозависимости, со всеми противоречиями.

Принцип научной объективности и деполитизированного подхода позво-

'* лил увидеть историю выходцев из России с позиций исторической достоверности, свободной от стереотипов и иллюзорных представлений. Значительную роль в проведении исследования сыграли конкретно-исторические методы изучения и анализа прошлого. Так, классификация облегчила сбор и систематиза-

Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24090.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.