У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Средства развития эмоционально – оценочной лексики дошкольников в многодетных семьях и в семьях, имеющих одного ребенка
Количество страниц 68
ВУЗ ДВГГА
Год сдачи 2010
Содержание ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития эмоционально –
оценочной лексики дошкольников 7
1.1 Значение эмоционально – оценочной лексики в речи человека 7
1.2 Роль семьи в развитии эмоционально – оценочной лексики дошколь-
ников 14
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Технологические основы развития эмоционально-оценочной лексики дошкольников в условиях семьи 35
2.1 Выявление состояния эмоционально – оценочной лексики дошкольников из многодетных семей и семей, имеющих одного ребенка 35
2.2 Опытно-экспериментальная апробация цикла комплексных занятий – тренингов по развитию эмоционально-оценочной лексики у дошкольников из семей, имеющих одного ребенка 41
Выводы по главе 2 60
Заключение 62
Список литературы 66
Приложение 69











ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования развития эмоционально – оценочной лексики у дошкольников обусловлена тем, что в настоящее время сформировалось целое поколение подростков, имеющих высокий IQ, обучающихся в высших учебных заведениях, но не умеющих выражать свои мысли. Они имеют затруднения при написании сочинений, публичных выступлениях, их язык беден, а вся гамма эмоций выражена одним словом: «Вау!». Мы можем наблюдать это при личном общении, эта тенденция отмечена преподавателями ВУЗов, школ, видно это при проведении социальных опросов, анкетировании и т. д. И процент молодежи, страдающей косноязычием и бедностью языка, к сожалению, растет год от года. Причин этого процесса можно найти много, например, развитие телевидения и компьютерных технологий, которые вытесняют печатные носители информации. Но ведь основы языкознания, любовь к родному языку закладываются в детстве, и ответственность за это лежит как на нас, педагогах дошкольного образования, так и на семейном окружении.
Семья является основной средой, в которой личность ребенка развивается во всех своих проявлениях, в том числе, эмоциональная составляющая личности. В развитии которой, в свою очередь, большую роль играет богатство эмоционально – оценочной лексики, которая служит средством выражения чувств, эмоций, переживаний ребенка, является основой для развития словесного творчества. Важно заметить, что на состояние эмоционально – оценочной лексики в семье оказывают влияние многие факторы, среди которых важную роль играет состав семьи. Мнения ученых по этому поводу расходятся, часть из них считают, что речь в целом и эмоционально – оценочная лексика, в частности, у детей из многодетных семей развиты хуже, чем у детей из семей, имеющих одного ребенка, другие придерживаются противоположного мнения.
Эмотивную функцию языка выделяют все авторы трудов по общему языкознанию, большую роль эмоционально – оценочной лексике в общей структуре языка отводят такие ученые как Л. С. Выготский в своем труде «Мышление и речь», Е. И. Вольф «Функциональная семантика оценки», М. Р. Львов «Основы теории речи» и другие ученые.
Проблема исследования: в настоящее время созданы и внедряются многие методики, направленные на всестороннее развитие ребенка, в том числе и на развитие эмоциональной составляющей личности. Однако эти методики являются авторскими, могут быть лишь дополнительными и не могут применяться в массовых детских образовательных учреждениях. Анализ литературы также показал, что существует множество методик по развитию словаря дошкольников в рамках общеобразовательных и альтернативных программ, но вопросы развития эмоционально – оценочной лексики в них затрагиваются лишь фрагментарно. Из этого следует, что работа в данном направлении педагогами детских образовательных учреждений и родителями в семьях, имеющих детей дошкольного возраста, не может осуществляться по причине отсутствия методического обеспечения данного процесса.
Тема дипломной работы: «Средства развития эмоционально – оценочной лексики дошкольников в многодетных семьях и в семьях, имеющих одного ребенка».
Объект исследования: процесс развития эмоционально – оценочной лексики дошкольников.
Предмет исследования: занятия - тренинги как средство развития эмоционально – оценочной лексики дошкольников.
Цель дипломной работы: изучить теоретические аспекты проблемы развития эмоционально – оценочной лексики дошкольников и разработать цикл комплексных занятий-тренингов по развитию эмоционально – оценочной лексики детей из семей, имеющих одного ребенка.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, лингвистическую, психолингвистическую литературу о речи и ее составляющих.
2. Изучить роль социокультурного потенциала семьи в развитии речи ребенка в целом и в развитии эмоционально – оценочной лексики в частности.
3. Выявить состояние эмоционально – оценочной лексики у дошкольников из многодетных семей и семей, имеющих одного ребенка.
4. Составить и апробировать в ходе опытно – экспериментальной работы комплексные занятия-тренинги по развитию эмоционально-оценочной лексики дошкольников из семей, имеющих одного ребенка.
Гипотеза исследования: развитие эмоционально-оценочной лексики у
дошкольников из семей, имеющих одного ребенка, будет эффективным, если:
- разработать цикл комплексных занятий-тренингов по развитию эмоционально-оценочной лексики у дошкольников из семей, имеющих одного ребенка;
- в содержание комплексных занятий-тренингов будут включены разнообразные методы развития эмоциональной составляющей личности дошкольника (авторский театр образного искусства Поповых, метод имаготерапии, игровые ситуации коммуникативного взаимодействия);
- комплексные занятия – тренинги по развитию эмоционально-оценочной лексики будут проводиться с активным включением родителей;
- будут разработаны методические рекомендации по развитию эмоционально-оценочной лексики у дошкольников в условиях семьи и детского образовательного учреждения.
Новизна исследования: разработан цикл комплексных занятий-тренингов
по развитию эмоционально-оценочной лексики у дошкольников.
Теоретическая и практическая значимость исследования: предлагаемый
цикл комплексных занятий-тренингов по развитию эмоционально – оценочной лексики у дошкольников может использоваться в условиях семейного воспитания, в работе педагогов дошкольных образовательных учреждений в рамках реализации раздела программы «Развитие речи дошкольников», а также рекомендоваться для применения на методических семинарах педагогов ДОУ, касающихся совершенствования образовательного процесса.
Методы исследования: теоретические – анализ, синтез, обобщение теоретической литературы по проблеме исследования. Эмпирические – тестирование, беседа, опытно – экспериментальная работа.
База исследования: МДОУ № 34, г. Владивосток.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы (44), приложения (5).
Список литературы Список используемой литературы
1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. – М: Наука, 1991 – 198 с.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М: Педагогика, 1998 – 325 с.
3. Артемова Г. М. О речевой многозначности оценочных прилагательных. // Русский язык в школе. – 1985 - № 5.
4. Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М: Класс, 1968 – 87 с.
5. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. – М: Класс, 1998 – 98 с.
6. Власенко И.Т., Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей. – М: Астрель, 1996 – 315 с.
7. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. – М: Наука, 1985 – 215 с.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений – М: Педагогика, 1982 – 763 с. Т. 2.
9. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М: Астрель, 1985 – 193 с.
10. Гвоздев А. Н. Наблюдения над общим характером усвоения грамматического строя. // Вопросы изучения детской речи. – М, 1961. – № 12.
11. Гуткина Н. И. Психологическая готовность детей к школе. – М: Астрель, 1993 – 136 с.
12. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. – М: ВЛАДОС, 1987 – 478 с.
13.Кадневский К. М. История тестов. – М.: Народное образование, 2004. – 464 с.
14. Карпова Н. Л. Основы личностно-ориентированной логопсихотерапии. Учеб. пособие. – М.: Флинта, 1997. – 160 с.
15. Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. – М: Просвещение, 1967 – 89 с.
16.Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. – М: Просвещение, 1985 – 253 с.
17.Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М: Педагогика, 1975 – 175 с.
18.Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. –М: Изд-во Моск. Ун-та, 1991 – 431 с.
19.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М: Педагогика, 1986 – 256 с.
20. Ляховская Ю. С. К вопросу изучения словаря ребенка старшего дошкольного возраста. – М: МГЗПИ, 1970 – 31 с.
21. Лямина Г. М Особенности грамматического строя речи у маленьких. // Дошкольное воспитание.- 1968 - № 8.
22. Львов М. Р. Основы теории речи. – М: Педагогика, 2002 – 423 с.
23.Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. – М: Педагогика, 1974 78 с.
24. Мягкова Е. Ю. Эмоциональная нагрузка слова. – Воронеж: Феникс, 1990 – 118 с.
25. Негневицкая Е. И., Шахнорович А. М. Язык и дети. – М: Просвещение, 1981 – 115 с.
26. Петренко Е. С., Галицкая Е. Г. Ресурсный потенциал семьи и образовательные траектории детей. // Вопросы образования. – 2007 - № 3.
27.Пиаже Жан. Речь и мышление. – СПб.: Лидер, 1997 – 198 с.
28.Психология детей дошкольного возраста./ Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. – М: Просвещение, 1964 – 365 с.
29. Приходько В. К. Приемы и средства создания словесной образности. – Хабаровск: Глобус, 2006 – 215 с.
30.Развитие общения у дошкольников./ Под ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И. – М: Просвещение, 1964 – 93 с.
31.Розенгард-Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста. – СПб.: Питер, 2002 – 156 с.
32. Сабитова Г. В. О семье и проблемах семейного воспитания. // Воспитание школьников. – 2008 - № 6.
33. Сабитова Г. В. Мониторинг жизнедеятельности семьи: концептуальные подходы. // Педагогика. – 2007 - № 3.
34. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М: Просвещение, 1986 -152 с.
35.Столяренко Л. Д. Психология – СПб.: Лидер, 2006 -592 с.
36. Хризман Т. П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. – М: Педагогика, 1991-232 с.
37. Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. – 2007 - № 4.
38. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М: Просвещение, 1995 – 53 с.
39. Шаховский В. И. Категоризация эмоций в лексико – семантической системе языка. – Воронеж: Феникс, 1987 – 235 с.
40. Швачкин Н.Х. «Развитие речевых форм у младшего дошкольника» //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – Сб. ст./Под. ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. – М: Высшее образование, 1995 – 326 с.
41. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М: Просвещение, 1989 – 617 с.
42. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М: Просвещение, 1960 – 596 с.
43. Ярмиева Р. М. Роль семьи в формировании и развитии языка. // Социологические исследования. – 2008 - № 1.
44. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей. – М: Просвящение, 2006 – 97 с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
5000





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.