У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Средства логопедической работы по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников
Количество страниц 64
ВУЗ ДВГГА
Год сдачи 2010
Содержание Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения нарушений письма и их преодоления у младших школьников.
1.1 Понятие об артикуляторно-акустической дисграфии. Этиология, механизмы, симптоматика артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников 6
1.2. Содержание логопедической работы по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников. 11
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Логопедическая работа по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников.
2.1 Выявление уровня сформированности артикуляторно-акустических навыков речи у младших школьников. 25
2.2. Логопедическая работа по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников 37
Выводы по главе 2 54
Заключение 56
Список литературы 59
Приложения 65


Введение
Актуальность исследования состоит в том, что в последние годы рез-ко возросло количество детей с недостатками произношения, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ, которые отрицательно сказы-ваются на усвоении навыков чтения и письма в дальнейшем. Учение о нару-шениях письма существуют уже более 100 лет. Однако и до настоящего вре-мени вопросы диагностики и коррекции этого нарушения являются актуаль-ными и сложными.
В дипломной работе рассматривается вопрос о преодолении артикуля-торно-акустической дисграфии у младших школьников общеобразователь-ной школы. Основным симптомом, характеризующим это нарушение, явля-ются дефекты звукопроизношения, так как между нарушениями устной речи и письма существует тесная связь и взаимообусловленность, то несформиро-ванность представлений о звуковом составе слова приводит к специфиче-ским нарушениям письма, которые являются самой распространенной фор-мой речевой патологии у младших школьников. Стойкий и специфический характер нарушений в усвоении орфографических знаний, умений и навыков у младших школьников не позволяют полностью усваивать не только право-писание, но и базовые знания всего курса родного языка в целом.
Целый ряд ученых, таких как Р.И. Лалаева, Л.А. Ковшиков, И.Н. Са-довникова, И.Н. Ефименкова, Т.Т. Мисаренко, А.И. Корнев и др. занимались вопросами изучения и преодоления артикуляторно-акустической дисграфии.
Проблема исследования заключается в том, что на протяжении мно-гих лет средства коррекционного обучения, направленные на устранение на-рушений письма остаются почти неизменными, в них учитываются лишь симптоматика дефекта, а не механизмы речевого нарушения. Это в свою очередь, обуславливает серьезные трудности обучения в целом, и препятст-вует полноценному овладению детьми академическими знаниями в области русского языка. Таким образом, на сегодняшний день существуют потребно-сти создания методического комплекса заданий и упражнений по преодоле-нию артикуляторно-акустической дисграфии, составленного в соответствии с учебной программой и учитывающего механизм патологического состояния письменной речи.
Тема дипломной работы: «Средства логопедической работы по пре-одолению артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников».
Объект исследования: процесс преодоления артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников.
Предмет исследования: методический комплекс заданий и упражне-ний по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы.
Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы пре-одоления артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников и составить методический комплекс заданий и упражнений для устранения данного речевого нарушения в условиях общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1. Изучить различные подходы к преодолению артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников в современной отечественной литера-туре.
2. Выявить взаимосвязь между уровнем развития фонетико-фонематической стороны речи и качеством усвоения учебной программы по русскому язы-ку.
3. Разработать и апробировать в ходе опытно-экспериментальной работы комплекс заданий, упражнений, направленный на преодоление специфиче-ских ошибок на письме у младших школьников общеобразовательной школы.
4. Определить эффективность проведенной опытно-экспериментальной ра-боты.
Гипотеза исследования: логопедическое воздействие по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников будет эффективным, если:
- будет разработан комплекс упражнений и заданий на основе ведуще-го механизма и симптоматики артикуляторно-акустической дисграфии;
- методический комплекс заданий и упражнений по преодолению арти-куляторно-акустической дисграфии будет использоваться не только на лого-педических занятиях, но и на уроках русского языка.
Новизна исследования: составлен методический комплекс заданий и упражнений по преодолению специфических ошибок на письме при артику-ляторно-акустической дисграфии у младших школьников общеобразователь-ной школы.
Теоретическая и практическая значимость исследования: предла-гаемый методический комплекс заданий и упражнений по преодолению ар-тикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников может исполь-зоваться для повышения эффективности образовательного процесса учите-лями начальной школы и логопедами, работающими с учащимися данной категории.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической, медицинской и психолингвистической литерату-ры; эмпирические - наблюдение, беседа, анализ результатов продуктов дея-тельности учащихся, опытно-экспериментальная работа.
База исследования: частная общеобразовательная школа «Эврика»
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список литературы (62), приложение (4).
Список литературы Список литературы
1. Аксенова А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 - 4 клас-сах: Книга для учителя. - 2-е издание, доп. - м.: Просвещение, 1991. - 1 76 с.
2. Алтухова Н.Г. Звуковая мозаика. Как эффективно подготовить ребенка к школе. Обучение чтению, предупреждающее появление дисграфических ошибок. - СПб.: Издательство «Лань», 1 998. - 1 28 с.
3. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе усвоения и вос-приятия устной речи (в норме и патологии). - М.: Просвещение, 1997. - 390 с.
4. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. - СПб.: «Детство - Пресс», 2003. - 64 с. + вкл. 8 с.
5. Буковцова Н.И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением язы-кового анализа и синтеза. // Практическая психология и логопедия. 2004. -№2(9). - с. 47-5 1.
6. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у де-тей. Опорные конспекты 16 занятий. - М.: «Гном Пресс», Новая школа», 1998. - 38 с.
7. Величенкова О.А. Комплексный подход к анализу и коррекции специфи-ческих нарушений письма у учащихся младших классов общеобразова-тельной школы: Автореф. дис... канд. пед. наук. М., 2002. - 24 с.
8. Волина В.В. Занимательное азбуковедение: Книга для учителя. - М.: Про-свещение. 1991. - 368 с.
9. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб.: «Детство - Пресс», 2003. - 144 с.
10. Волоскова Н.Н. Трудности формирования навыков письма у учащихся начальных классов: Автореф. дис... канд. пед. наук. -М., 1996. - 16 с.
11. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у школьников. Методическое пособие. Издание РГПУ им. А. И.Герцена.
12. Грабенко Т.М. «Зенкевич - Евстигнеева Т.Д. Коррекционные. развиваю-щие и адаптирующие игры. СПб.: «Детство - Пресс», 2002. - 64 с.
13. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической ра-боты в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. мето-дических рекомендаций. 240 с. СПб.: Детство - Пресс, 2002. (РГПУ им. А.И.Герцена).
14. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно про-износить звуки. Методическое пособие. М.: Мозаика - Синтез, - 1 12 с.
15. Ефименкова Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. - М.: Просвещение, 1991. - 239 с.
16. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся на-чальных классов: Пособие для логопеда. - М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2001. - 336 с.
17. Игнатьева ТВ. Программы общеобразовательных учреждений. Началь-ные классы. - М.: Просвещение. 2002. -318 с.
18. Иншакова О.Б. Проблемные вопросы изучения нарушений письма у младших школьников общеобразовательных школ. Практическая психо-логия и логопедия. 2003. - № 1-2 (4-5). - с. 37-41.
19. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с, ил.
20. Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.П. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. Учебно-методическое пособие для психологов, учителей классов коррекционно-развиваюшего обучения, логопедов и методистов по КРО. -Воронеж. Творческий центр «Учитель», - 2000. - 64 с.
21. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения. - ТЦ. «Учитель», 2001.
22. Коноваленко В.В. Дидактический материал по коррекции произношения звуков к, к', г, г', х, х\ - М.: «Гном - Пресс», 1999. - 48 с.
23. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовитель-ной группе (для детей с ФФН). Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. - М.: «Гном - Пресс», 1999. - 128 с.
24. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Экспресс-обследование звукопроиз-ношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 16 с, цветная встав-ка.
25. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. Учебно-методическое пособие. СПб.: ИД «МиМ»; 1997. - 286 с.
26. Лалаева Р.И. Дисграфия // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тек-сты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных пе-дагогических учебных заведений: В 2 тт. Т II / Под ред. Л.С.Восковой и В.И.Селеверстова. М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1997. - с. 502-51 1.
27. Лалаева Р.И. диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2003. - 224 с.
28. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. Методи-ческое пособие для учителя - логопеда. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с.
29. Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом. // Хрестоматия по логопедии (из-влечения и тексты): Уч. Пособие: В 2 т.т. Т 11 Под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селеверстова. - М.: ВЛАДОС, 1997. - с. 375-386.
30. Логопедия в школе: Практический опыт (Под ред. В.С.Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд.центр «МарТ», 2004. - 368 с.
31. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заве-дений (Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2002, -680 с.
32. Лобзякова М.И. Учимся правильно и четко говорить: Дидактические на-глядные материалы. - М.: Вентана - Граф, 2003. - 136 с.
33. Львов М.Р. Основы теории речи: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2002. - 248 с.
34. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр.—М.: Просвещение, 1988. - 159 с: ил.
35. Миронова С.А. Развитие речи на логопедических занятиях. Кн. для лого-педа. - М.: Просвещение, 1991. - 208 с.
36. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. посо-бие для студ. сред. пед. учеб. заведений
37. М.Ф.Фомичева, Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутепова и др.; Под. ред. Т.В.Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. 200 с.
38. Основы логопедической работы с детьми. / Под общей редакцией д. п. н. профессора Г.В.Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2002. - 240 с.
39. Педагогическая диагностика и коррекция речи. Из опыта работы. / Под общей ред. М.А.Поваляевой - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педа-гогического университета, 1997.
40. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. канн. пед. наук, доцента О.Б.Иншакова. М.: Московский психолого - социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2001. - 240 с.
41. Поваляева М.А. Дидактический материал по логопедии: Сказки о веселом Язычке. - Ростов-на-Дону.: Изд-во «Феникс». 2002. - 64 с.
42. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003. - 216 с.
43. Правдина О.В. Логопедяи. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак. пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.. «Просвещение», 1973. - 272 с.
44. Прищепова И.В. Об особенностях формирования учебно-практической деятельности у младших школьников с дизорфографией.// Практическая психология и логопедия. 2003.- № 3-4 (6-7). – с. 63-69.
45. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 2 класса
четырехлетней начальной школы - 3-е изд., стереотип. М.:
Дрофа, 2002. - 208 с.
46. Рамзаева Т.Г. Русский язык в начальной школе: Справочник к учебнику Т.Г.Рамзаевой. 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2002. - 160 с.
47. Репина ЗА. Нарушения письма у школьников: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбуру, 1999. 90 с,
48. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. - М.: Айрис - пресс, 2004. - 240 с. (Библиотека логопеда - практика).
49. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей (с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, л', р, р'): Речевой материал для дошкольного и младшего школьного воз-раста. - Волгоград: Учитель, 2003. - 91 с.
50. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 1 1 1 с.
51. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизно-шения: Наглядно - методическое пособие. - СПб.: «Детство - Пресс», 2004. - 72 с.
52. Сукач Л.М. Дидактический материал для исправления недостатков про-изношения, чтения и письма у младших школьников: Кн. для учителя. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1985. - 160 с.
53. Токарь И.Е. Нарушения письменной речи у школьников. // Логопедия. 203. - № 1-2. с. 90-96.
54. Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология». - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
55. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Дидактический материал, методическое руко-водство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей. Пособие для воспитателей и логопедов. Издание 3-е, переработанное. - М.: «Просвещение», 1989.
56. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практи-кум по логопедии: Учебное пособие для учащихся пед. училищ. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.
57. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. - М.: АРКТИ, 2002. - 136 с: ил. (Библиотека практикующего логопеда).
58. Хватцев М.Е. Аграфия и дисграфия. // Хрестоматия по логопедии (извле-чения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних спе-циальных педегогических учебных заведений: В 2 тт Т II (Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селеверстова. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1997. с. 348-375.
59. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
60. Чернова Э.И. Дидактический материал по логопедии. Техника обучения чтению. Серия «Мир вашего ребенка». Ростов-на-Дону: Изд-во «Фе-никс», 2003. - 80 с.
61. Ястребова А.В. Как помочь детям с недостатками речевого развития: По-собие для учителя (Изд. 2-е, испр. и доп. М.: АРКТИ, 1997. - 131 с.
62. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразова-тельной школы: Кн. для учителя - логопеда. - 2-е изд., доп. - М.: Просве-щение, 1984. - 159 с.
63. Ястребова А.В., Спирова И.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недос-татками речи. - М.: АРКТИ, 1997. - 131 с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
5000





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.