У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Средства развития лексико-семантической стороны речи у младших дошкольников с общим недоразвитием речи
Количество страниц 59
ВУЗ ДВГГА
Год сдачи 2010
Содержание Оглавление
Введение………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования лексико-семантической стороны речи у младших дошкольников с общим недоразвитием речи………………………………………………………………………………….6
1.1 Основные понятия исследования: общее недоразвитие речи, лексико-
семантическая сторона речи, дидактическая игра ……………………................6
1.2 Развитие лексико-семантической стороны речи при нормальном
онтогенезе………………………………………………………………………….10
1.3 Особенности развития лексико-семантической стороны речи у младших
дошкольников с общим недоразвитием речи ……………………………………13
1.4 Дидактическая игра как средство развития лексико-семантической
стороны речи у детей младшего дошкольного возраста ……………………….18
Выводы по 1главе……………………………………………………….................22

Глава 2. Практический аспект проблемы формирования лексико-семантической
стороны речи у младших дошкольников…............................................................24
2.1 Диагностика уровня сформированности лексико-семантической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста ………………………………….24
2.2 Коррекционно-педагогическая работа по развитию лексико-семантичес -
кой стороны речи у дошкольников средствами дидактических игр…………...32
Выводы по 2 главе.………………………………………………………………....56
Заключение………………………………………………………………………….58
Список литературы…………………………………………………………………60

Введение
В настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психолингвистического анализа получены важные данные о механизмах наиболее сложных форм речевой патологии. Интенсивно развивается логопедия дошкольного возраста: изучаются особенности речевого развития детей, определяются критерии ранней диагностики и прогноза речевых нарушений.
Актуальность: растет количество детей с речевыми нарушениями, среди которых дети с общим недоразвитием речи занимают особое место. Под общим недоразвитием речи понимают системное недоразвитие речи при котором страдают все компоненты речевой системы. Недоразвитие лексико-семантической стороны речи приводит к неполноценному усвоению речи как системы и формированию хаотичных знаний об окружающем мире, а это в свою очередь затрудняет обучение в школе и формирование личности в целом.
У детей с общим недоразвитием речи исследователи отмечают недостаточную сформированность речевой функциональной системы, бедность словаря, что характеризуется недостаточной сформированностью предметной, глагольной лексики, словаря признаков.( Левина Р.Е., Хватцев М.Е, Ушакова Т.Н.).
Для детей младшего дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи, игровая деятельность имеет большое значение и является необходимым условием развития лексико-семантической стороны речи. Игра как ведущая линия развития в дошкольном возрасте обладает важнейшей особенностью, отличающей ее от других видов деятельности,— в ней ребенок овладевает механизмом замещения.
В игре «смысловая сторона слова является господствующей, определяющей его поведение» (Л. С. Выготский), в игре происходит отрыв значения от реальной вещи[5]. Этот процесс очень важен для практического овладения ребенком знаковой функцией слова.
В игре детьми могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, сформирована предметная отнесенность, что позволит в дальнейшем, в процессе систематического развития речи, повысить уровень отработки значений. В процессе игры дети вступают в контакт по поводу игрушек, поэтому здесь наиболее мотивированно и естественно может быть организовано их общение.
Подбор тематики, определение содержания игр расширяют представления детей об окружающем мире и тех сторонах дейст¬вительности, которые малодоступны в повседневной жизни. В процессе действий с предметами и игрушками наиболее полно по¬знаются их назначение, свойства и отношения. В этом плане велика роль дидактической игры, которой уделяется значительное внимание в процессе воспитания и обучения.
Проблема исследования: заключается в том, что методы развития речи у детей младшего дошкольного возраста разработаны недостаточно. В литературе встречаются разнообразные средства, но не в полной мере используется потенциал дидактической игры.
Данная проблема позволила сформулировать тему: «Средства развития лексико-семантической стороны речи у младших дошкольников с общим недоразвитием речи».
Объект исследования: процесс развития лексико-семантической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет: дидактическая игра как средство развития лексико-семантической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста с речевой патологией.
Цель: изучить теоретический аспект проблемы формирования речи и разработать комплекс дидактических игр по развитию лексико-семантической стороны речи у младших дошкольников с речевой патологией.




Задачи:
1. Изучить состояние проблемы развития различных сторон речи у дошкольников на современном этапе.
2. Выявить особенности лексико-семантической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Изучить средства по развитию лексико-семантической стороны речи.
4. Разработать комплекс дидактических игр по развитию лексико-семантической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность.
В соответствии с объектом, предметом, целью и задачей была предложена гипотеза: развитие лексико-семантической стороны речи у младших дошкольников будет эффективным если:
- основным средством будет выступать дидактическая игра.
- подобранные дидактические игры будут направлены на расширение лексического значения слов активного словаря.
- подобранные игры будут направлены на формирование всех компонентов активного словаря (номинативного, атрибутивного и предикативного).
Новизна: разработан комплекс дидактических игр по развитию лексико-семантической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи в соответствии с тематическим планированием.
Теоретическая и практическая значимость данный комплекс дидактических игр может быть использован воспитателями, родителями, логопедами для устранения общего недоразвития речи.
Методы исследования теоретические - метод анализа, систематизации, обобщения литературы, эмпирические наблюдения, беседа, опытно – экспериментальная работа.
База исследования г.Фокино детский сад №1 "Солнышко".
Структура дипломной работы введение, две главы, заключение, список литературы [51] и приложения[4] .
Список литературы Список литературы
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.,АСТ: Астрель; 2006.
2. Блягоз А.Н. Профилактика речевых нарушений // Вестник АГУ. – Майкоп, 1 (5). - 2001. – С.219 – 220.
3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. -М., Просвещение, 1974.
4. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учеб.-метод. пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. - 144 с.
5. Вопросы дефектологии / Под ред. Л.С. Выготского, Д.И. Азбукина,Л.В. Занкова. М., 1930. № 6. 157 с.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 471 с.
7. Еремина В.Н. Развитие лексико-семантической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. – М.: Изд-тво МПС института; Воронеж: Из¬д-во НПО «МОДЭК», 2003. – 289с.
8. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
9. Забродина Л.В. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учеб.-метод. пособие / Л.В. Забродина, Е.С. Ренизрук. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. – С.159.
10. Жинкин Н.И. Грамматика и смысл // Язык и человек. – М., 1970. – Вып. 4. - С.30.
11. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1958. - 370 с.
12. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод. пособие. – М.: Соц.-полит. журн., 1994. – С. 96.
13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.
14. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. –Спб., «Каро», 2002.
15. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. — М.: Сов. Россия, 1979.- 192с.
16. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи: Учеб. пособие / Под ред. Ю.Ф. Гаркуша — М.: Ин-т общегуманит. исслед.: Секачев, 2002.
17. Курошина Е.Е. Формирование лексической системности у детей с общим недоразвитием речи // Логопедия: методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской – М.: Издательство МПСИ; Воронеж: 2003.
18. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004, – С.224.
19. Лалаева Р.И. Методические рекомендации по логопедической диагностике // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. метод. рекомендаций / Сост. В.П. Балобанова и др. - СПб.: Изд-во "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2000. - С. 5-14.
20. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.
21. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., 2003.
22. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 384 с./Под редакцией Рузской А.Г.
23. Лурия А.Р. Принципы отбора во вспомогательную школу. - М., 1973.
24. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клиническая и нейропсихологическая диагностика) - М., 1995.
25. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под. ред. Г.В. Чиркиной. - М., 2006.
26. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., Просвещение, 1991.
27. Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г.В. Чиркиной. - М., 2002.
28. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. - 368 с.
29. Падучева Е. В. О семантике синтаксиса. М., 1974. // Гл. I. С. 10-38; // Х. - С. 217-232.
30. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов-н/Д: "Феникс", 2004. - 448 с.
31. Правдина О.В. Логопедия: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1973.
32. Практикум по детской логопедии: Учебное пособие для студентов / В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Т.Н. Воронцова, Ю.Г. Гаубих; Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 272 с.
33. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М., Воронеж, 2001.
34. де Соссюр Ф. Курс общей лингвистики // Труды по языкознанию. -М., 1977. - С. 46-55; 70-103; 135-154; 170-172.
35. Сохин Ф.А. Основы развития речи дошкольников.— Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.
36. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994.
37. Спирова Л.Ф., Ястребова А. В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи. // Методы обследования нарушений речи у детей. – М., 1982.
38. Тихеева Е.И. Развитие речи детей . - М., Провещение,1981.
39. Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. - СПб., 1994.
40. Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи // Дефектология. – 2004. - № 5. – С. 4 – 15.
41. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. – М., 2004. – 234с.
42. Филичёва Т.Б., Каше Г.А. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей. - М.: Просвещение, 1991.
43. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Учись говорить правильно, Москва, МГОПИ, 1993. – 176с.
44. Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев "Методика развития речи детей дошкольного возраста", М., 1977 г.
45. Хватцев М.Е. Логопедия: уч. для пед. институтов. – М, 1937
46. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
47. Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет. — М.: Сфера, 2006.
48. Шмелёв Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. – М, 1973. – С.35.
49. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
50. Эльконин Д. Б. Развитие личности ребенка-дошкольника // Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. - М., 1965.
51. Эльконин Д.Б. Психология игры. -М., Владос, 1999г.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
5000





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.