У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Физиолог о—Биомеханическое оБоснов ание коррекции функциональных нарушений опорно-двизательного аппарата у детей и подростков
Количество страниц 99
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24768.doc 
Содержание Введение...4

Глава 1. Современные тенденции динамики функциональных

вертеброгенных нарушений у детей и подростков (обзор литературы)...8

1.2. Частота выявления вертеброгенных нарушений у детей и подростков .8

1.2. Вертеброгенные нарушения в условиях спортивной деятельности ... 15

Глава 2. Методы и организация исследований...21

2.1. Антропометрические измерения...21

2.2. Методы оценки нарушений осанки...21

2.2.1. В сагиттальной плоскости...21

2.2.2. Во фронтальной плоскости...24

2.3. Оценка сводов стопы...24

2.4. Определение маркеров синдрома дисплазии соединительной ткани...26

2.5. Исследование положения костей таза и функционального блокирования в крестцово-подвздошном сочленении...26

2.6. Оценка функциональной силы отдельных мышц и мышечных групп.27

2.7. Определение функционального блокирования отдельных двигательных сегментов различных отделов позвоночника...30

2.8. Статистические методы...34

2.9. Контингент обследуемых...34

Глава 3. Малые аномалии развития и соединительнотканная дисплазия у современных детей и подростков...36

3.1. Предпосылки...36

3.2. Результаты и их обсуждение...36

3.3.Заключение...54

Глава 4. Постуральные мышечные дисбалансы, функциональное блокирование и гипермобильность в отдельных позвоночно-двигательных

сегментах у современных детей и подростков...55

4.1. Предпосылки...55

3

4.2 Результаты и их обсуждение...56

4.3.Заключение...67

Глава 5. Принципы коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков...69

5.1.Предпосылки...69

5.1. Результаты исследований и их обсуждение...69

5.3. Заключение...94

Выводы...96

Практические рекомендации...99

Введение



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В настоящее время проблема оздоровления подрастающего поколения привлекает к себе самое пристальное внимание специалистов (Г.Д. Алексанянц, 1995; Г.Д. Алексанянц и др., 2001; Э.И. Аухадеев, 1993; Н.С. Ионина и др., 2000; Т.В. Ненашева и др., 1998). При этом особый акцент делается на снижении физической подготовленности детей и подростков, а также нарушениях опорно-двигательного аппарата (О.М. Андрющенко, М.Г. Дудин, Ю.Н. Зубжицкий, 1998; С.А. Бумакова, О.М. Андрющенко, 1997; В.В. Гонгальский, Л.А. Стеченко, 1995 и др.), которые в первую очередь связывают с недостаточным объемом двигательной активности. В связи с этим подавляющее большинство рекомендаций сводится к необходимости устранения гиподинамии в целом и целенаправленного укрепления мышечного корсета в частности.

Однако совершенно очевидно, что проблема оздоровления, даже когда речь идет только о нарушениях опорно-двигательного аппарата, значительно шире, и начинать ее решение необходимо с выделения среди детей и подростков определенных групп риска, обусловленных наличием малых аномалий развития, соединительнотканной дисплазии и т.п. Что же касается двигательной активности, то ее расширению должны предшествовать углубленное изучение удельного веса отдельных врожденных и приобретенных причин возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата, а также разработка методов их целенаправленного устранения.

Научная гипотеза. Предполагалось, что результаты проведенных исследований смогут создать физиолого-биомеханическую базу алгоритма коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков с различным уровнем двигательной активности.

Учитывая это, основной целью работы являлось определение частоты выявления у современных детей и подростков, как не занимающихся, так и

занимающихся различными видами спорта, врожденных и приобретенных эндогенных причин возникновения и стабилизации функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата, а также разработка алгоритма мероприятий, направленных на устранение последних.

В качестве конкретных задач исследования были избраны следующие.

1. Установить частоту выявления среди детей и подростков, не занимающихся спортом, малых аномалий развития опорно-двигательного аппарата, а также проявлений соединительнотканной дисплазии, и сравнить

^ь их в этом плане с юными спортсменами.

2. Провести сравнительный анализ частоты выявления у детей и подростков с различным уровнем двигательной активности физиолого-биомеханических нарушений опорно-двигательного аппарата в виде изменений положения позвоночника в сагиттальной и фронтальной плоскостях, постуральных мышечных дисбалансов, функционального блокирования и гипермобильности отдельных позвоночно-двигательных

Ф сегментов.

3. Обосновать с физиолого-биомеханических позиций алгоритм коррекционных мероприятий, направленных на устранение функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков, и разработать нетрадиционные упражнения, которые могут быть использованы в этих целях.

На защиту вынесены следующие положения.

1. Занятия спортом в детском и подростковом возрасте, независимо от

специфики мышечной деятельности, в подавляющем большинстве случаев

0

устраняют выраженные постуральные мышечные дисбалансы и

функциональное блокирование в крестцово-подвздошном сочленении, провоцирующие и стабилизирующие функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата. Однако параллельно они увеличивают число детей и

подростков с фиксационными изменениями в верхних позвоночно-двигательных сегментах шейного отдела позвоночника, что может явиться причиной гипермобильности в среднешеином отделе со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

2. Созданию истинно гармоничного мышечного корсета как одного из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния опорно-двигательного аппарата должно предшествовать предварительное выявление слабых звеньев врожденного и приобретенного характера, с присущими каждому из них дисбалансами мышц-антагонистов

ч)ь или одноименных мышц на различных сторонах.

3. С целью профилактики функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата необходимы: а) исключение афизиологичных поз и двигательных актов, б) систематическое тестирование на предмет выявления приобретенных факторов риска и в) периодическое использование специальных коррекционных упражнений, которые могут обеспечить устранение существующих и вновь возникших изменений со стороны

^ мышечной системы, взаиморасположения ведущих звеньев тела и объема

движений в них.

Научная новизна исследований заключается в том, что в них:

- проведен сравнительный анализ частоты выявления физиолого-биомеханических нарушений опорно-двигательного аппарата и эндогенных факторов риска их возникновения у детей и подростков, не занимающихся спортом, и юных спортсменов;

- показана позитивная и негативная роль спортивной деятельности в комплексе факторов, обусловливающих подобные нарушения;

- проведен физиолого-биомеханический анализ функционирования ряда мышц и мышечных групп при отдельных малых аномалиях развития нижних конечностей;

- разработаны специальные коррекционные упражнения,

базирующиеся на кранио-сакральном респираторном механизме и обоснован

алгоритм их использования при функциональных нарушениях опорно-двигательного аппарата.

Теоретическая значимость. Результаты проведенных исследований расширяют существующие представления о физиолого-биомеханических особенностях влияния спортивных нагрузок на функциональное состояние опорно-двигательного аппарата у детей и подростков.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты создают реальные предпосылки для: а) повышения эффективности занятий лечебной физической культуры с детьми и подростками с определенной патологией опорно-двигательного аппарата, б) уменьшения числа афизиологичных упражнений, используемых в системе школьного физического воспитания и спортивной тренировки и в) срочной коррекции возникших функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата.

Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 117 страницах компьютерного текста и проиллюстрирована 15 таблицами и 37 рисунками. Она состоит из введения, обзора литературы, методики исследования, трех экспериментальных глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, библиографического указателя и приложений. Список литературы включает в себя 100 наименований, в том числе 13 зарубежных источников.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования, касающиеся коррекции физиолого-биомеханических нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков, были внедрены кафедрой спортивной медицины и физической реабилитации КГУФКСТ в учебный процесс по дисциплинам «Лечебная физическая культура», «Мягкие мануальные техники» и «Частные методики физической реабилитации».

8

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДИНАМИКИ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВЕРТЕБРОГЕННЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ

И ПОДРОСТКОВ (обзор литературы)

1.2. Частота выявления вертеброгенных нарушений у детей и подростков

Согласно большинству квалифицированных исследований, вертеброгенная патология у детей и подростков занимает важное место в структуре их заболеваемости. В соответствии с данными официальной статистики, нарушения осанки и сколиозы среди детей РФ составляют 3,7% и 0,8% соответственно. Целевых выборочные углубленные обследования детей, проведенные отечественными и зарубежными учеными, свидетельствуют о значительно более высоком проценте лиц с деформациями позвоночника (В.А.Епифанов, Н.Я.Прокопьев, 1992; Ю.И.Поздникин с соавт., 1998, 1999; E.Ascani et al., 1980, 1983; M.Asher et al., 1989H.L.Brooks et al., 1975; W.P.Bunnell, 1986; Y. Floman et al., 1980; A.Chan et al., 1986; B.Ferris et al., 1988; D.Gore et al., 1981; J.E.Lonstein, 1988; J.E.Lonstein et al., 1982; T.S.Renshaw, 1988;).

В работе О.С.Мерзенюк (1990) показано, что нарушение осанки у детей младшего и среднего школьного возраста в форме сколиоза составляет около 40%.

По данным П.Г. Лопушанского и М. Гибадуллина (1992), во всех возрастных группах примерно у 30% детей отмечается какая-либо ортопедическая патология. Авторами выделена довольно большая группа детей с нарушениями осанки и сколиозом уже в 5-летнем возрасте, а среди детей, идущих в школу, деформации позвоночника и нарушения осанки выявлялись в 15% случаев, как и у 11 -ти летних. Наиболее постоянными и ведущими симптомами у детей при сколиозах были нарушения в области подвздошно-крестцового сочленения, часто сопровождающиеся перекосом линии таза.

Согласно результатам исследований В.В.Коваленко с соавт. (1993), 1,7% школьников страдают сколиозом и 35% - различными формами патологических осанок.

По данным А.Х. Амджад (2003), патологические состояния, относящиеся к классу «Болезни костно-мышечной системы» в структуре первичной заболеваемости детского населения Краснодарского края, составляют относительно небольшую долю, но при этом четко выявляется два обстоятельства. Во-первых, при исключении болезней органов дыхания, доминирование которых определяется прежде всего ОРЗ и гриппом, каждый пятнадцатый случай первичной заболеваемости у детей вызван костно-мышечной патологией. Во-вторых, именно этому классу болезней в течение рассматриваемого периода присущ один из самых высоких темпов увеличения заболеваемости, который составил 3,3 раза (с 10,2 до 33,6 на 1000 населения; р<0,05). При этом, согласно полученным автором результатам, рост всех показателей наблюдался как у юношей, так и у девушек. Однако темп их увеличения у подростков мужского пола был значительно выше. Если для девушек первичная заболеваемость увеличилась за 10 лет в 3,7 раза, болезненность в 3,1 раза, а частота контингента больных, требующих диспансерного наблюдения, в 3,4 раза, то у юношей рост составил, соответственно, 4,5, 5,4 и 5,7 раза

В настоящее время, отмечается далее, в структуре заболеваний, приводящих к постановке на диспансерный учет, у юношей патология костно-мышечной системы занимает первое место (17,9%), опережая находящиеся на втором месте болезни органов пищеварения и на третьем — болезни глаза и его вспомогательного аппарата (13,0%). Таким образом, более чем каждый шестой юноша из числа состоящих под диспансерным наблюдением в медицинских учреждениях Краснодарского края имеет существенные нарушения опорно-двигательного аппарата и нуждается в проведении комплекса лечебно-реабилитационных мероприятий.

10

В структуре болезненности юношей заболевания костно-мышечной системы занимают второе ранговое место после заболеваний органов дыхания (29,5%) и составляют 10,7%. Удельный вес данного класса заболеваний увеличился по сравнению с 1990-1991 гг. почти в 3 раза.

Несмотря на более низкие по сравнению с юношами показатели заболеваемости девушек, роль болезней опорно-двигательного аппарата при формировании патологии подростков женского пола также значительна. Как в структуре контингента диспансерных больных, так и болезненности, данный класс занимает пятое место с удельным весом, соответственно, 10,6% и 6,7%.

Автор также изучил документацию трех школ города Краснодара и показал, что патология опорно-двигательного аппарата в 43,19% случаев, явилась основанием для освобождения школьников от занятий физической культурой, при этом у 31,07% детей наблюдались сколиоз и функциональные нарушения положения позвоночника в обеих плоскостях. По этой же причине 32,37% детей были зачислены в специальную медицинскую группу, из них 12,95% имели сколиоз и функциональные нарушения положения позвоночника в сагиттальной и фронтальной плоскостях.

Поскольку анализ проблемы вертеброгенной патологии не может ограничиваться изучением нарушения положения позвоночника в сагиттальной и фронтальной плоскостях, отдельно следует остановиться на выявлении у детей и подростков других видов вертеброгенной патологии. Исследование этого вопроса целесообразно начинать с новорожденных, поскольку, согласно признаваемой большинством специалистов точке зрения, многие виды патологии позвоночника и таза являются результатом натальных травм.

Так, Г.Ф. Холкина и Д.М. Аранская (1990), наблюдая более 15 лет в специализированном отделении новорожденных детей с родовой черепно-

11

мозговой и спинальнои травмой, периодически выявляли у них повреждения позвоночника в виде подвывихов, переломов позвонков, травм дисков, но значительно чаще - в виде травматического блокирования позвонков на шейном уровне. Частое повреждение позвоночника в шейном отделе скорее всего связано с большой механической нагрузкой на этот отдел позвоночника в родах.

При рождении у большинства подобных детей было тугое обвитие пуповины вокруг шеи или (и) стремительные роды, затрудненное выведение плечиков, головы с применением акушерских пособий. Травматическое блокирование атланта выявлено и у 7 детей, извлеченных путем кесарева сечения.

Абсолютное большинство травматического блокирования локализовалось в атланто-аксилярном суставе, реже - в кранио-цервикальном сочленении и других позвоночно-двигательных сегментах шейного и грудного отдела. У 71 ребенка блокирование было одиночным, у 5 детей - в двух смежных сегментах, у 2 новорожденных - в трех позвоночно-двигательных сегментах. По направленности блокирования были экстензорными, симметричными или асимметричными. У одного ребенка наблюдалось ротационное блокирование атланта. Травматическое блокирование носило артрогенный характер, являясь следствием ущемления между суставными отростками позвонков капсулы сустава или менискоидов. Рентгенологически в блокированных позвоночно-двигательных сегментах определялась различная степень ограничения подвижности.

Р.Ф. Акберов (1991), обследовав 57 детей в возрасте от 4 до 14 лет, в 57,1% случаев обнаружил у них дистрофические изменения по типу деформирующих остеохондрозов в атланто-окципитальных и атланто-аксиальных сочленениях. Выпрямленность шейного лордоза была установлена у 50% , S-образная деформация - у 11,5%, кифотическая с угловым кифозом на уровне С4-С5 - у 23,1% обследованных детей. Симптом

12

лестницеобразного смещения тел позвонков выявлен в 15,4% наблюдений. Псевдоспондилолистезы обнаружены в 38,5% наблюдений. Снижение высоты межпозвонковых дисков на уровне С4-С5-Сб сегментов обнаружено в 38,5% наблюдений. Последствия натальной травмы шейного отдела позвоночника выявлены у 29% детей. Аномалии развития кранио-вертебральной зоны и шейного отдела позвоночника диагностированы у 34 из 57 детей.

Согласно М.А. Уткузовой (1992), результаты обследования 156 новорожденных детей показали следующее. Из всех детей неврологически здоровыми на первый день жизни было 21. 32 ребенка имели церебральную симптоматику. У всех остальных детей предполагалось повреждение позвоночника и спинного мозга на различных уровнях, у некоторых в сочетании с церебральными симптомами. Наиболее часто встречалась симптоматика, свидетельствующая о заинтересованности шейного отдела позвоночника со вторичным вовлечением стволовых структур вследствие ишемии в вертебро-базилярном сосудистом бассейне (63 ребенка). При этом наблюдались нарушения функции черепно-мозговых нервов в сочетании с диффузной мышечной гипотонией или пирамидной недостаточностью различной степени выраженности. У 18 детей был диагностирован верхнешейный уровень поражения спинного мозга на основании довольно выраженной пирамидной недостаточности, иногда до степени нижнего спастического парапареза на фоне благополучия общего состояния. При заинтересованности шейного утолщения (7 детей) выявлялся вялый парез верхних конечностей. Повреждение нижнегрудного отдела позвоночника и поясничного утолщения спинного мозга имели 15 новорожденных. У этих детей отмечался спастический или смешанный парапарез ног, отчетливая нейрогенная косолапость, снижение рефлексов опоры и ползания.

Э.И. Аухадеев (1993) наблюдал 84 ребенка и подростка в возрасте от 7 до 15 лет, лечившихся в клинике детской неврологии по поводу острого

13

нарушения кровообращения в центральной нервной системе, наступившего под влиянием механического воздействия на позвоночник. Физические нагрузки, вызвавшие нарушения, не были чрезвычайными и способными вызвать травму при здоровом позвоночнике. Путем клинического обследования с применением рентгенографии позвоночника, реоэнцефалографии и миографии у 62% детей и подростков было сделано заключение о перенесенной родовой травме позвоночника с наличием нестабильности в отдельных его сегментах и компенсаторных приспособлений. У остальных 38% можно было говорить о перенесенной родовой травме лишь предположительно, однако обнаруживались функциональные блокады в отдельных сегментах и выраженный мышечно-тонический дисбаланс на всем протяжении позвоночника. Почти у всех детей, за редким исключением, перед заболеванием отмечался ускоренный рост тела в длину на 12-15 см за несколько месяцев. Основная масса больных приходилась на возраст 12-14 лет (82%), когда отмечались выраженные предпубертатные изменения в организме.

В.В.Коваленко с соавт. (1993) на основании обследования 322 школьников с близорукостью отметили клинические проявления остеохондроза позвоночника у 21 из них (6,6%) , при этом изменения в шейном отделе имели место у 17 детей и подростков. Нарушения же осанки той или иной степени выраженности были обнаружены у 153 школьников (47,5%). У 84 учащихся (20,6%) был установлен синдром внутричерепной гипертензии, диагноз которой ставился на основании клинической картины и характерных изменений на глазном дне, но обязательно подтверждался результатами ультразвукового исследования головного мозга. Величина внутричерепного давления колебалась от 160 до 220мм.рт.ст. У 37 школьников был нарушен венозный отток из полости черепа.

Относительно причин различных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков существуют следующие точки зрения.

14

По мнению Э. Турзовой (1990), наиболее частой причиной функциональных нарушений двигательной системы является мышечный дисбаланс. Изменения мышечного баланса возникают в процессе жизнедеятельности как адаптация двигательной системы к динамическим и статистическим нагрузкам, изменению или умножению двигательной активности. Своеобразие двигательной активности закономерно приводит к перенапряжению некоторых мышечных групп и недостаточной активности других, что в результате сводится к формированию мышечных дисбалансов. Такая диспропорция вызывает развитие тенденции одних мышц к расслаблению, гипотонии (преимущественно фазических мышц), а других - к укорочению (преимущественно постуральных мышц). Развитие мышечного дисбаланса предполагает и развитие различных дегенеративных изменений в суставах, к которым они прикрепляются, что впоследствии вызывает изменения статических взаимоотношений, физиологической нагруженности определенных частей сустава. Мышечный дисбаланс сопровождается развитием неэкономичного двигательного стереотипа.

Первые признаки мышечного дисбаланса, отмечает автор, можно обнаружить у детей в дошкольном возрасте, когда появляются первые признаки боли и тяжести в мышцах. Доказано, что в целом нарушение подвижности с течением времени приводит к болезненности различных частей двигательного аппарата, манифестируя как локальный болевой синдром.

Эта точка зрения находит отклик в работе Э.И. Аухадеева (1993). Обследовав более 500 подростков, у 378 из них автор выделил явления мышечно-тонического дисбаланса, которые классифицировал следующим образом: 1) общая (диффузная) мышечная гипотония с повышенной подвижностью во всех суставах, чрезмерно увеличенными естественными кривизнами позвоночника, узкой грудной клеткой, Х-образными руками и ногами, рекурвациями в локтевых и коленных суставах, уплощенными

15

стопами и рядом других особенностей опорно-двигательного аппарата; 2) дисбаланс сосредоточен главным образом вокруг плечевого пояса в виде выраженной асимметрии форм и размеров плечевого пояса и рук, а также подвижности суставов; характерна сутулая форма спины с плоской грудной клеткой, позвоночник сколиотически искривлен с первичной дугой в верхнегрудном отделе; 3) дисбаланс сосредоточен вокруг тазового пояса, в форме асимметрии форм и размеров тазового пояса, ног, стоп, а также различий в подвижности суставов; в этом случае, как правило, имеется сколиотическое искривление позвоночника с первичной дугой в нижнегрудном и поясничном отделах.

По мнению Ю.Н.Максимова и В.Е. Петру в (1992), закреплению деформации у детей способствуют три основных причины формирования неоптимального двигательного стереотипа: 1) нарушение конфигурации таза в виде нутации или контрнутации (причем иногда оба вида блокад встречаются одновременно, с противоположных сторон); 2) укорочение одной ноги на 20 мм (врожденное); 3) блокада на уровне Co-i-2- И хотя отсутствие достоверного акушерского анамнеза, отмечают авторы, не позволяет утверждать, что эти причины, в частности патология таза и верхнешейного отдела позвоночника, являются результатом натальной травмы, все же в некоторых случаях родители указывают на применение определенных методов родовспоможения.

1.2. Вертеброгенные нарушения в условиях спортивной деятельности

Исследования, направленные на изучение физиолого-биомеханических нарушений опорно-двигательного аппарата у спортсменов, к сожалению, носят единичный характер (З.В. Касванде, Е.Н. Соловьева, 1991; О.Г. Коган с соавт., 1992; Е.Н. Носова, 1992; Э.И. Аухадеев, 1993; Е.И. Минц, О.О. Лагода, 1999; О.О. Лагода, 1999, 2000, 2001; О.О. Лагода с соавт., 2001).

16

Так, З.В.Касванде и Е.Н.Соловьева (1991), проведя функциональное рентгенологическое исследование шейного отдела позвоночника у 83 юных пловцов, у всех детей выявили функциональную недостаточность связочно-суставного аппарата, проявляющуюся в феномене патологической нестабильности, особенно выраженной при максимальном сгибании головы. Авторы рассматривают эти признаки как серьезные в плане развития остеохондроза шейного отдела позвоночника.

Основными критериями отбора детей в школу Олимпийского резерва, отмечают О.Г. Коган с соавт. (1992), являются повышенная гибкость и астеничность телосложения. В то же время среди детей, особенно дошкольного возраста, широко распространен синдром малой мозговой дисфункции, который сопровождается дискоординацией движений и нарушением последовательности включения мышц в локомоторные паттерны, что ограничивает резервные возможности адаптации организма к физическим нагрузкам. В связи с этим при исследовании очередной группы набора, указывают авторы, у 84% детей выявляются изменения статического стереотипа I—III степени, у 36% - атипичные локомоторные паттерны конечностей. Повышение активности мышечной деятельности у таких людей, несомненно, может провоцировать возникновение болевых мышечных синдромов. Это подтверждается тем, что среди детей первого года тренировок в поликлинику обратилось 15%, второго — 36% и третьего - 44%. Электромиографически установленная физиологическая склонность одних групп мышц к укорочению, а других - к расслаблению в условиях одинаковой нагрузки, отмечается далее, обусловливает возможность разного реагирования мышц, включенных в очередное движение, особенно в условиях его большой интенсивности и продолжительности. В связи с этим упражнения, направленные на «усиление всех мышц», без учета их физиологической склонности, часто приводят к формированию укороченных мышц, а упражнения, направленные на расслабление связочного аппарата,

17

формируют расслабленные мышцы. По данным авторов этой работы, из 100 обследованных спортивных гимнастов 2-го года обучения у 76% выявлены дисбалансы мышц в виде слоистого и нижне-перекрещенного синдромов. Из 40 пловцов в 28% случаев диагностирован верхне-перекрещенный синдром. У 40% обследованных атлетов, занимавшихся спортивной гимнастикой, наблюдалось опережающее включение укороченной подвздошно-поясничной мышцы в экстензию поясничного отдела позвоночника. При экстензии ноги спортсмен нередко производит ее преимущественно в грудо-поясничном переходе, вызывая перегрузку мышц и гипермобильность суставов данного региона. У 38% обследованных пловцов регистрируется опережающее включение мышцы, поднимающей лопатку, в абдукцию плечевого пояса. Это вызывает ротацию лопатки таким образом, что при каждом отведении руки каудально смещающийся акромиальный отросток компремирует суставную сумку плечевого сустава.

Неоптимальность совершаемых движений, заключают авторы, не только ограничивает возможность повышения спортивных результатов, но и сопровождается болевыми проявлениями. Купирование боли без коррекции неоптимальности движения является условием для ее рецидива, что и обусловливает частую посещаемость спортсменами лечебных учреждений.

Е.Н.Носовой в 1992 году было проведено обследование 250 детей в возрасте от 5 до 14 лет, занимавшихся фигурным катанием на коньках. Проводилось вертеброневрологическое, а при необходимости рентгенологическое обследование. Из 250 детей у 90 были выявлены различные вертебральные деформации (сколиоз, кифосколиоз, гиперлордосколиоз, кифоз, гиперлордоз). У всех 90 детей установлен неадекватный двигательный стереотип. Причинами его возникновения были асимметрия длины конечностей, плоскостопие, травмы нижних конечностей и патология внутренних органов.

Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24768.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.