У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Балеты Андрея Петрова
Количество страниц 150
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24858.doc 
Содержание Содержание
Введение...3

Глава I

Некоторые особенности развития жанра балета в отечественном

музыкальном театре 50-70-х годов...23

Глава П

Балет «Берег надежды» А. Петрова...48

Глава Ш

Балет «Сотворение мира»...74

Глава IV

Вокально-хореографическая симфония «Пушкин. Размышление о поэте».. 112

Заключение...137

Список литературы...150

Введение



3 Введение

Андрей Павлович Петров (2 сентября, 1930, Ленинград) - является одним из тех отечественных композиторов, которые оказали большое влияние на современное музыкальное искусство. Он принадлежит к числу ведущих композиторов, чья творческая жизнь началась в послевоенные годы. В его творчестве отразились процессы развития современного искусства, его новые пути. С момента окончания в 1954 году Ленинградской государственной консерватории (класс О. Бвлахова) ведет отсчет его многогранная и плодотворная музыкальная и музыкально-общественная деятельность. Андрей Павлович - народный артист СССР (1980). С 1964 года он является председателем правления Ленинградской организации Союза композиторов РСФСР. Позднее - секретарем правления Союза композиторов СССР (1969). В 1989 году Петров был избран депутатом Верховного Совета СССР, распущенного в 1991 году. А в 1992 году произошло возрождение музыкально-общественной организации России - Филармонического общества Санкт-Петербурга (совместно с Д. Лихачевым, Ю. Темиркановым, Ю. Львовым, М. Бяликом, Б. Березовским), где Андрей Павлович становится председателем, а затем — президентом Общества. В 1996 году его избирают почетным доктором Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.

Сама личность композитора и просто человека привлекает своей врожденной интеллигентностью, отзывчивостью и душевностью. С Андреем Павловичем легко общаются и сотрудничают. И сегодня он относится к числу самых известных музыкальных деятелей России, сумевших завоевать не только искреннюю любовь миллионов отечественных меломанов, но и широкое международное признание. «Петрова не только знают, его еще и любят, к нему привыкли; для многих в России и, особенно в Петербурге он остается источником душевного комфорта, воплощением жизненной устойчивости»1.

Поразителен универсализм Андрея Павловича Он проявляется в широте охвата различных музыкальных направлений, в многообразии творческих исканий. Широта и богатство творческих устремлений музыканта определяются многообразием его жанровых интересов. Его творчество отмечено стремлением к поиску новых тем, образов, жанров - будь то песня или симфоническое произведение, опера или балет. Наиболее известно песенное творчество композитора. И в этом жанре он выступил как великий песенник. Музыкант обращается и к эстрадной песне, и к музыке для кино. Широкую популярность приобрели его песни «А я иду, шагаю по Москве», «Голубые города», «На кургане». В 1967 году за эти песни композитор удостоен Государственной премии СССР.

Петров, как композитор, принял участие в создании таких замечательных кинофильмов, как «Берегись автомобиля», «Старая, старая сказка», «Внимание, черепаха!», «Укрощение огня», «Белый Бим Черное ухо», «Служебный роман», «Осенний марафон», «Гараж», «Вокзал для двоих» и др. За музыку к кинофильму «Небеса обетованные» (режиссер Э.Рязанов) Андрею Павловичу присудили кинематографическую премию «Ника» в 1992 году. Кинематограф принес композитору успех и популярность. Прозвучав с экрана, его мелодии, как правило, обретают самостоятельную жизнь. Они звучат на эстраде, радио, телевидении, записываются в студиях на диски и пластинки. В этом жанре музыка Петрова отличается своей демократичностью. Его песни легко запоминаются, эмоциональны, просты - особая черта его песенного творчества. Он работает в содружестве со многими известными режиссерами (Эльдар Рязанов, Георгий Данелия, Дж. Кьюкер). Упорная и настойчивая работа в кинематографе способствовала освоению интонационного стоя современности, песенных стилей, бытующих среди молодежи. Это по-своему отразилось на работе Петрова в других жанрах.

Андрей Павлович один из немногих композиторов, которые сочетают работу в концертно-филармонических жанрах и в музыкальном театре. Среди

концертно-филармонической музыки значительны такие произведения как симфонические поэмы (Поэма для органа, струнных, четырех труб, двух фортепиано и ударных, посвященная памяти погибших во время блокады Ленинграда, 1966; Симфоническая поэма «Радда и Лойко» по рассказу М.Горького «Макар Чудра», 1955; Концерт для скрипки с оркестром, 1980; камерно-вокальные и хоровые произведения. Оригинальна фантастическая симфония «Мастер и Маргарита» по роману М. Булгакова (1986). В этом произведении сконцентрировались характерные черты творчества Петрова -театрально-пластическая природа музыки. Премьера симфонии состоялась в авторском концерте в Большом зале Ленинградской филармонии (дирижер П. Коган). В дальнейшем, это произведение неоднократно исполняли известные дирижеры (В. Гергиев, М. Янсонс, А.Дмитриев, А. Кау, В. Зива и др.). В 1987 году на музыку этой симфонии хореограф Борис Эйфман поставил балет, показанный во многих странах мира.

Музыкальный театр в творчестве композитора занимает значительное место. Ему принадлежат балеты «Берег надежды» (либр. Ю.Слонимского, балетм. И. Вельский, 1959), «Сотворение мира» (балетм. Н. Касаткина и В.Василев, 1971), вокально-хореографическая симфония «Пушкин» (балетм. те же, 1979), а также опера «Петр I» (1975), опера-феерия «Маяковский начинается» (1983).

Опера «Петр I» принадлежит к жанру оперы-оратории, в которой применен принцип фресковой композиции. Основу этого произведения составило ранее созданное вокально-симфоническое сочинение — фрески «Петр I» для солистов, хора и оркестра на оригинальные тексты исторических документов и народных песен (1972). Композитора привлекла грандиозная противоречивая фигура преобразователя России. Андрей Павлович создал историческую народную оперу, продолжающую традиции Мусоргского, но с динамичным драматизма, написанную современным музыкальным языком с позиций художника XX века. Премьера оперы состоялась на сцене Ленинградского театра оперы и балета им.С.М.Кирова

(либретто и постановка Н. Касаткиной и В.Василева, художник -И.Сумбаташвили, хормейстер - А. Мурин, музыкальный руководитель -Ю.Темирканов). В 1976 году этот спектакль был удостоен Государственной премии СССР. В последствии опера была поставлена во многих городах страны, а также в Германии, Чехословакии, Болгарии, Швейцарии и Греции.

Показ эпохи через восприятие выдающегося музыканта ощущается и в опере-феерии «Маяковский начинается» (1983). Становление поэта революции раскрывается в сопоставлении сцен, где он предстает с друзьями и единомышленниками, в противостоянии с врагами, в диалогах-поединках с литературными героями. Эта опера отражает современное искание Петрова нового синтеза искусств на театральной сцене. Премьера состоялась в Ленинградском театре оперы и балета им. СМ. Кирова (к 200-летию театра). Либретто принадлежит М. Розовскому, постановка Н.Касаткиной и В.Василева, художник И. Иванов, хормейстер А. Мурин, музыкальный руководитель и дирижер Ю. Темирканов.

К жанру балета композитор обратился еще в начале своего творческого пути, и интерес к нему увеличивался, становился острее. Чем же привлекает жанр балета композитора?

В одной из бесед Андрей Павлович Петров вспоминает «...Первая причина связана с юношескими впечатлениями: после окончания Великой Отечественной войны я услышал музыку балета «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева, позже «Дафнис и Хлоя» М. Равеля, а также мне удалось познакомиться с музыкой Стравинского в записи. Все это произвело на меня большое впечатление, нежели чем симфоническая музыка... Известно, балет - это жанр синтетический и требует привлечения большого количества актеров. Я всегда испытывал чувство ответственности не только за то, какой должна быть музыка, как должен звучать оркестр, но и за многих исполнителей. Всегда очень нравится работать с талантливыми людьми, вместе находить что-то новое. Да, и судьба мне делала большие подарки в жизни. Так, посчастливилось сотрудничать с известными балетмейстерами,

очень непохожими друг на друга. Общение с ними оставило яркий след в моей памяти и во многом определило направленность художественных поисков... А когда я был еще студентом на 4 курсе Ленинградской консерватории мне довелось работать с настоящим профессиональным оркестром. В эти годы произошла встреча с известным балетмейстером Л.Якобсоном, которая также оставила глубокий след на мое творчество в этом жанре...»2.

50-70-е годы - золотые десятилетия балета, как отмечает композитор. «В этом жанре работали звезды хореографического искусства и лучшие мастера музыки. Все это меня вдохновляло и сблизило с наивысшим театральным жанром — балетом. И начав когда-то в нем работать, моя любовь к нему осталась навсегда ... »3.

Вкусы и привязанности Петрова в жанре балета устойчивы. Прежде всего, это творческие отношения к исторической традиции в ее современном преломлении. Главным завоеванием жанра балета он считает его симфонизацию на основе сквозного музыкального действия, достигнутого Чайковским. «Смелость и новаторство музыкального языка — говорит композитор, - вызвали в свое время смелость и новаторство хореографических решений, а они, в свою очередь, ориентировали композиторов на новые поиски в сфере музыкальной выразительности »4.

Уже на раннем творческом этапе перед А. Петровым стояла проблема сочетания традиций и новаторства. Пластическое ощущение образов и картин окружающей действительности выразилось в сочинении для оркестра «Пионерская сюита», которая показывает жизнь детворы. Ярче это представилось в следующей «Спортивной сюите». Они показаны на IV Всемирном фестивале в Бухаресте (1953) и привлекли внимание Ленинградского хореографического училища.

Когда Петров был еще студентом консерватории, он обратился к балетному жанру. Первый его опыт - «Заветная яблонька» (1953) уже связан с современной темой. Здесь передан мир юных натуралистов, которые

преобразуют природу Заполярья (либретто Р. Славский). Такая тематика подсказала композитору и современные песенные интонации. Музыке свойственна танцевальная мелодичность. Наиболее интересными здесь представляются сцены детских игр (в дальнейшем этот образ получит развитие и в балете «Берег надежды» и в «Сотворении мира» - сцены игр Адама и Евы), сюита «живых овощей» (с юмористическими оттенками), которая передает фантастический сон мальчика-натуралиста (юмор и фантастика далее в творчестве композитора станут характерными чертами балетного творчества Петрова). Премьера балета «Заветная яблонька» состоялась в детской самодеятельной студии Дворца культуры имени Горького.

После того, как Андрей Павлович побывал в Пушкинских горах (свадебное путешествие с Наталией Ефимовной), у него родилась идея балета «Станционный смотритель». В 1955 году на выпускном экзамене Ленинградского хореографического училища состоялась премьера нового балета. В этом произведении сильны влияния Чайковского и Глиэра. Картины, показывающие петербургский придворный быт, создан в духе французского романтического балета (интермедия «Любовь Розы»). В русском стиле написан танцевальный дивертисмент в сцене на почтовом тракте с разудалым плясом ямщиков и поэтичным хороводом девушек. Хореография «Станционного смотрителя» решена в академическом плане. Здесь есть и сольные вариации, и Adagio и т.д. В этом раннем балете Андрея Павловича привлекает мелодическая непосредственность. Особенно напевны лейттемы Вырина и Дуни. Сцена же мнимой болезни гусара Минского звучит в юмористических тонах. Выделяется и драматически взволнованный финал балета, где показано одиночество отца, покинутого дочерью.

Балет имел две редакции. Первая состояла из двух актов. В дальнейшем композитор и либреттист (Ю. Заводчиков) создали новую редакцию, где было уже три акта. Спектакль Хореографического училища был включен в репертуар театра оперы и балета имени СМ. Кирова (1956).

Все участники спектакля были студентами, за исключением роли Вырина. Балет имел успех у зрителей.

Ранние произведения А. Петрова в области балета способствовали освоению природы танцевального жанра. Каждое из них - ступень в стремительном восхождении композитора к вершинам мастерства. Следующие балеты стали подлинными художественными свершениями.

Балеты «Берег надежды», «Сотворение мира» и вокально-хореографическая симфония «Пушкин» являются этапными в истории развития отечественного балетного театра.

Уже балет «Берег надежды» привлек внимание музыкальной общественности. Созданный в тесном содружестве композитора с либреттистом (Ю. Слонимский) и хореографом (И. Вельский) - плод напряженных творческих поисков — он вызвал оживленную дискуссию. Авторы назвали спектакль «балет-поэма» и, тем самым, противопоставили его жанру драмбалета, преобладавшему в предшествующий период. Поэтический замысел, воплощенный в духе возвышенной поэмы, был воспринят как своего рода декларация. В этом балете на современную тему ярко воплотилась свойственная композитору романтика любви и подвига. В нем отразились тенденции тех лет, поиски новых стилей и жанров. Постановка И.Бельского резко выделялась на фоне многих иллюстративных хореографических спектаклей 40-60-х годов. Здесь возродился свободный танец, который передавал вдохновенные чувства. Балет носит условно-обобщенный характер, и это является его основной чертой, своеобразным завоеванием отечественно балетного театра XX века.

Центральным и особенно популярным в творчестве композитора является балет «Сотворение мира». Это сочинение стало вершиной в балетном творчестве Андрея Павловича. Переосмыслив традиции балетной классики, он выдвигает новый жанр балета с многогранным содержанием, которое включает в себя миф о сотворении мира и трагедию судеб народов мира, борющихся за свободу. Стимулом для создания столь яркого

10

произведения послужили рисунки французского художника-карикатуриста Ж. Эффеля. Они подсказали автору современное толкование действительности. Библейская легенда претворена в свете актуальных проблем XX века. В «Сотворении мира» композитор приблизился к достижению философского симфонизма тех лет. Многоплановость содержания определила характер музыки, ее полистилистику. В музыке балета объединяются различные стилистические слои и их структурные элементы. И в этом проявляется творческий метод А. Петрова, его композиторская индивидуальность.

Вдохновенная сила и неисчерпаемая глубина поэзии Пушкина всегда привлекала композитора Волновала и судьба поэта. Трагическая судьба Пушкина - великого национального гения, послужила основой для создания нового, третьего балета, названного именем поэта. Андрей Павлович назвал свое произведение «вокально-хореографическая симфония». Здесь композитор обращается к межжанровым связям — синтезу смежных видов искусств - поэзии и музыки, театра и симфонии. Так определился принципиально новый жанр балета. Вокально-хореографическая симфония «Пушкин» для чтеца, солистки, хора и симфонического оркестра - первая попытка музыкального осмысления образа Пушкина, его трагического образа в последние годы жизни. Это первое и уникальное размышление композитора в отечественном музыкальном театре о русском гении, который сыграл важную роль в истории русской музыкальной культуры. Синтетизм Петрова в этом балете - качественно новое явление отечественного музыкального театра XX столетия.

О творчестве Андрея Павловича существует достаточно обширная литература. Многочисленные статьи, рецензии, отзывы о музыке композитора, посвященные различным жанрам его творчества. Это работы М. Тараканова, В. Фомина, С. Катоновой, М. Друскина, С. Краюхина и др. Один из распространенных жанров литературы, касающихся личности и

11

творчества А. Петрова - беседа с композитором . В них Андрей Павлович много размышляет о процессах, происходящих в музыкальной жизни России, о задачах современной отечественной музыки и, непосредственно, говорит о своем творчестве. Сравнительно недавно вышел в свет сборник статей «Четыре слова про Андрея Петрова» по случаю 70-летнего юбилея композитора**. В него включены статьи Л. Гаккеля, Б. Кац о киномузыке композитора, Л. Мархасева о театральных произведениях и воспоминания Наталии Петровой.

Однако музыкально-театральным произведениям оказано наименьшее внимание. Литературы о балетном творчестве композитора практически нет. Очень мало материалов по истории их создания, аналитических музыкальных статей.

Вместе с тем, в книге под общей редакцией М. Друскина «Андрей Петров»*** предпринята попытка показать с различных сторон идейно-художественные искания и достижения крупного мастера отечественной музыки. В ней представлены статьи Е. Ручьевской, В. Фомина, С.Катоновой, где произведения рассматриваются в аспекте творческой эволюции композитора. В своеобразной исследовательской манере написана статья С. Катоновой «Образы. Драматургия. Музыка». Автор делает основные

* Арановский ML Я-коренной ленинградец / Советская музыка, 1981, №9; ДанькоЛ. Нужно времени и людям / Советская музыка, 1981, №3; Петров А. Главное дело жизни / Музыкальная жизнь, 1985, №3, февраль; Петров А. Российская провинция / Российская провинция, 1996, №2, март-апрель; Петров-Березовский. Об искусстве, о политике и деньгах / Вечерний Петербург, 1998, 11 июля, №123; Петров-Буханов. Композитор АЛетров / Культура и жизнь, 1978, №1; Колесникова Н. А. Петров / Комсомольская правда, 1971, 21 марта; Петров А. О музыке и о себе / Московский комсомолец, 1965, 27 ноября и др.

** Четыре слова про Андрея Петрова, Спб, 2000

*** ДрускинМ. Андрей Петров. Л., 1981.

12

заметки, касающиеся проблемы музыкальной драматургии балетов 50-70-х годов, в частности произведений А. Петрова. Большой вклад в изучение творчества композитора внесла работа Е.Ручьевской, которая содержит анализ современной музыки в различных жанрах.

Основополагающей для настоящего исследования является статья А.Петрова «Музыка и хореография современного балета»*, где он затрагивает вопросы развития балетного жанра, рассматривая его с композиторской точки зрения.

Среди многочисленных публикаций наибольший интерес представляют интервью с композитором, в которых речь идет непосредственно о театральных произведениях**.

Ценными представляются материалы, в которых сам композитор говорит о своей работе в театре***. Издан ряд работ, отражающих особенности различных постановок балетов Петрова, Например, выделим статью А.Илупиной о постановке балета «Сотворение мира», где отмечается выступление артистов, оформление спектакля****. Аналогичная статья

¦Петров А. Музыка и хореография современного балета, Л., 1974

** Друскин-Петров. Театр - это трибуна идей / Советская музыка, 1980, №9; Кичин В-Петров А. Сотворение мира / Литературная газета, 1981, 13 мая, №20; Бурякова Ю.Петров А. Балет вырастает из симфонии / Танец, 1990, №3-4, ноябрь; Мархасев Л.-Петров А. Монолог современника / Музыкальная жизнь, 1978, №18, сентябрь; Горчакова -Петров. Создать новую музыку / Советская Россия, 1973,13 ноября.

¦¦¦ Петров А. Единомыслие / Театральная жизнь, 1983, №12, июнь; Петров А. Круг исканий / Театр, 1983, №6 (композитор о своей творческой жизни в театре оперы и балета им. Кирова, где были поставлены «Берег надежды», «Сотворение мира», «Петр I»); Петров А Всегда родной для сердца звук / Смена, 1979,6 июня, №130 (о своей работе над вокально-хореографической симфонии о Пушкине); Петров А. Шестое чувство / Музыка в драматическом театре. Л., 1976, Петров А. Мой друг — театр / Советская Молдавия, 1981, 14 августа, и др.

¦•¦¦Илупина А. Сотворение мира / Музыкальная жизнь, 1971, №13, с.8-9.

13

Н. Шереметьевской по случаю премьеры вокально-хореографической симфонии <<Пушкин»*.

Обращаясь к балетному творчеству А. Петрова, нельзя пройти мимо фундаментальных материалов балетоведческого плана. В настоящее время существует солидный фонд теоретических и критических работ, где освещены узловые события жизни театра XX века, деятельность ведущих хореографов и исполнителей. Основы изучения отечественного балетного театра заложены трудами многих исследователей - в первую очередь Ю.И.Слонимского и В.М. Красовской**.

Вопросы искусства хореографии ставились широко и решались разносторонне, в том числе такими авторами, как Ю. Бахрушин, В.Ванслов, П. Карп, Г. Добровольская, Г. Кремшевская, Е.Суриц, В.Чистякова***. Обращает на себя внимание сборник «Советский балетный театр», который раскрывает проблемы балетоведения****. Центральное место в нем занимает тема современного балета второй половины XX века. Здесь освещена жизнь ведущих балетных коллективов страны — Большого театра в Москве и театра оперы и балета имени С.М.Кирова в Ленинграде, а также возникших рядом Московского музыкального театра имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко и Ленинградского Малого театра оперы и балета. Внимание авторов сосредоточилось, прежде всего, на деятельности ведущих

¦Шереметьевская Н. Вокально-хореографическая симфония «Пушкин» / Музыкальная жизнь, 1980, №3, с. 4-5.

¦¦Слонимский Ю. Советский балет. М: Л., 1950; Семь балетных историй. Л., 1967; Драматургия балетного театра. М, 1977

Красовская В. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. Л.; М., 1958; Русский балетный театр второй половины ХГХ века. Л.; М., 1963; Русский балетный театр начала XX века. Л., 1971.

¦¦¦Бахрушин Ю.А. История русского балета. М., 1965; Ванслов В. Балеты Григоровича и проблема хореографического театра. М., 1974; Карп. П. О балете. М., 1967.

¦¦¦¦ Советский балетный театр. М, 1976.

14

балетмейстеров и артистов балета, Жизнь балетного театра середины XX века, его проблемы освещены в статье «В середине века» ведущего балетоведа В.Красовской. Автор выдвигает в центр анализ хореографической работы Ю.Григоровича, И.Бельского, а также Л. Якобсона, Н. Касаткиной и В. Василева, О.Виноградова и др. Подробно прослеживается история их творческих проблем.

Отметим, что работы В. Красовской представляются значительными для изучения отечественного балетного театра. В ее книге «Профи танца»* блестящим образом сочетается научный стиль с простотой изложения исторических фактов. Эта работа дает возможность познакомится с критическими статьями, в которых прослеживается взаимосвязь между балетной критикой и развитием хореографического искусства. Представлены также развернутые портреты артистов балета, таких как Ирина Колпакова, Алла Осипенко, Габриэла Комлева, Юрий Соловьев, Аскольд Макаров, Михаил Барышников и др. Сборник посвящен творческим судьбам выдающихся артистов. Так, собранные вместе портреты мастеров разных поколений образуют историю развития театра Этапы развития петербургской балетной школы предстают на страницах этой книги в артистическом ракурсе.

Об искусстве хореографии 50-70-х годов и его определяющих тенденциях развития знакомит книга «Советской балет сегодня» балетного критика А. Соколова-Каминского**. Главная ее тема - балетмейстерское творчество на фоне основных художественных проблем хореографии.

Вопросы же музыки балета, ее драматургии, особенно советского периода, недостаточно разработаны. Композитор и музыковед Б.Асафьев впервые теоретически осмыслил эти проблемы***. Вслед за ним к этим

¦ Красовская В. Профи танца. Спб., 1999. •• Соколов-Каминский А. Советский балет сегодня. М., 1984 *¦¦ Асафьев Б. О балете. Л., 1974, с.76, 86 (Глебов И. Симфонические этюды. Пг.,1922).

15

вопросам обращались и другие музыковеды, в частности В.Богданов-Березовский*. Публицистический характер носят статьи И.Соллертинского по поводу балетных премьер**. Его рецензии отразили время, когда определились пути развития советского балетного театра. Тем не менее, музыкальная драматургия балета, по сравнению с оперной, менее освещена в теоретическом плане. Обычно к ней обращались в связи с творчеством того или иного композитора И здесь большую роль сыграли такие монографии как И. Вершининой, М. Друскина, Б. Ярустовского о И.Стравинском, И. Нестьева о С.Прокофьеве, Л. Карагачевой о К. Караеве и

др.***

Известны научные сборники об отечественном балетном творчестве, среди них - «Музыка советского балета»****, где наряду с проблемами истории балета анализируется музыкальная драматургия, «Музыка и хореография современного балета»*****, который включает в себя статьи о теоретических и практических проблемах балетного театра, а также содержит вопросы взаимосвязи музыки и танца в хореографическом спектакле.

Одна из основных тем - современность на сцене балетного театра. Здесь, в статье В. Ванслова «Новые черты музыки и хореографии в балетах о современности» прослеживается становление современной темы в балетах 30-60-х годов. Важный теоретический вопрос поднимает Л.Линькова в статье «О драматургии балета».Это одна из первых попыток обсуждения этой темы.

* Богданов-Березовский В. Статьи о балете. Л., 1962.

** Соллертинский И. Статьи о балете. Л., 1973.

¦¦¦ Асафьев Б. Книга о Стравинском. Л., 1977; Друскин М. Игорь Стравинский. Л., 1979; Ярустовский Б. И. Стравинский. М., 1969; Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева М., 1957; Карагичева Л. Кара Караев. М., 1960; Вершинина И. Ранние балеты Стравинского. М., 1967.

*¦** Музыка советского балета, Л., 1962.

***** Музыка и хореография современного балета. Вып.1, Л., 1974. Вып.2, Л., 1977. Вып.3, Л., 1979.

16

Значительна статья О.Берга «Взаимосвязь музыки и хореографии и музыкальное воспитание балетмейстера».

Отдельные статьи о балетном творчестве есть и в других сборниках: «Из истории музыки XX века», «Музыка и жизнь», «Русская и зарубежная музыкальная классика», «Музыкальный современник», «Музыка XX века», «История современной отечественной музыки»*. В них балетное творчество рассматривается с музыковедческой точки зрения.

Большой вклад в изучение отечественного балетного театра принесла книга С. Катоновой «Музыка советского балета»**. В ней рассматривается музыка как основа хореографического спектакля. Автор прослеживает многообразие идейно-образных решений музыкальной драматургии балета во взаимодействии традиций и новаторства. Здесь содержится анализ музыки балетов 20-40-х и 50-70-х годов. Отдельные очерки посвящены творчеству С. Прокофьева, А. Хачатуряна, К. Караева, С. Слонимского, Б.Тищенко, Р. Щедрина, А. Петрова

При всей обширности балетоведческой и музыковедческой литературы балеты А. Петрова в истории развития жанра отечественного музыкального театра практически не исследованы. Балетное творчество крупнейшего композитора второй половины XX века не получило специального научного освещения. Отсутствует монографическое исследование этой темы. А между тем, балеты Петрова завоевали большую популярность и стали репертуарными. Они показали новое качество взаимодействия балета с музыкальными жанрами, с драматическим театром, с хореографией. Естественно назрела потребность в многостороннем анализе балетного творчества выдающегося композитора.

* Из истории музыки XX века. М, 1971; Музыка и жизнь. Вып.1, Л., 1972. Вып.2, М., 1973; Русская и зарубежная музыкальная классика. Л., 1974; Музыкальный современник. Вып.2, М., 1977; Музыка XX века. М., 1977; История современной отечественной музыки. Вып.З, М., 2001.

**Катонова С. Музыка советского балета. Л., 1979.

17

Тема «Балеты Андрея Петрова» приобретает в настоящее время особую актуальность. Во-первых, ввиду возросшего интереса к художественным проблемам музыкального театра в целом и балетного, в частности. Во-вторых, вокруг жанра балета в период его расцвета сосредоточили усилия и поиски многие современные художники, которые провели реформу музыкального театра, обновляя театральный язык на новых уровнях — жанровом, образном, драматургическом, что сыграло огромную роль в дальнейшем развитии жанра. В силу этих обстоятельств дальнейшее изучение балета, как музыкального жанра, и как сценического воплощения музыкального спектакля в его взаимодействии с различными аспектами художественной и культурной жизни, является значимым, как в научном, так и в практическом плане. В связи с этим, становится невозможным оставить без внимания новаторский опыт А. Петрова, который внес в жанр балета удивительное ощущение нового времени, принципиальность мышления с крепкой опорой на традиции. Музыка композитора ярко театральна, в ней проявляются принципы эстетики Петрова - предметность, конкретность художественного мышления. Отсюда яркая образность музыки, интерес к драматургическим острым, гражданственным сюжетам и темам, тяготение к смежным искусствам, поэмное изложение материала - все это отличало его от других мастеров искусств. Поэтому так естественен растущий интерес к театральной сфере творчества композитора

Данная работа представляет собой первое монографическое исследование, посвященное балетному творчеству крупнейшего композитора второй половины XX века Андрею Павловичу Петрову. Центральное место занимает балет «Сотворение мира», являющийся одной из вершин отечественного балета XX века.

Цель исследования — дать целостное представление о балетах АЛетрова и выявить их роль в развитии отечественного балетного театра XX века.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24858.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.