У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Формирование конструктивно—декоративны к деталей северной домовой резьбы
Количество страниц 150
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24880.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Состояние вопроса

1.1. Существующие подходы и опенки исследования домовой резьбы

1.2. Технология художественной деревообработки.

1.3. Формообразование и технологичность изделия

1.4. Цель и задачи исследования.

Глава 2. Методология проведения экспериментальных исследований

2.1. Методика исследовательских работ (план).

22. Результаты исследований форм конструктивно-декоративных

деталей

2.3. Определение параметров экспериментальной формы

2.4. Организация технической части эксперимента

Глава 5. Физико-механические свойства и природные качества древесины сосны, их использование в домовой резьбе

3.1. Анализ свойств древесины сосны

3.2. Методы ручной работы выполнения художественной резьбы по дереву

3.3. Композиционные приемы формирования резного декора

3.4. Условия конструирования формы изделия из древесины

Глава 4, Современные технологии художественной

обработки

дерева и производство элементов и деталей домовой резьбы

4.1. Требования к производству деталей домовой резьбы

4.2. Условия, определяющие процесс выполнения работ

43. Особенности машинной обработки крупных деталей резного декооа.

Глава 5. Выбор рациональных соотношении художественных и технологических параметров

5.1. Комплексность решения как результат преобразования материала в изделие 5.2. Оценка полученных зависимостей

Глава 6. Обсуждение и рекомендации по использованию результатов исследования

Заключение. Выводы Список литературы Приложения

Введение



ВВЕДЕНИЕ

Среди многочисленных мастеров по художественной обработке материалов на Русском Севере особо отличались мастера по обработке дерева. Все северные селения по преимуществу были деревянные. Дух соперничества в новшествах и красоте своих построек никогда не оставлял северян и подвигал их на замечательные дела. Опыт деревообработки, накопленный ими за многие века в настоящее время переосмысляется, обобщается и адаптируется в современных условиях.

Пристальный анализ различных источников показывает, что множество рассматриваемых вопросов в системе технологии художественной деревообработки принадлежит как науке, так и области практического действия. Рационалистическая установка на создание информационно-стерильного окружения техномира теперь уже не кажется естественной. Стало набирать силу движение сделать окружающий мир, живым, говорящим, многоаспектным. За последнее десятилетие в науке и практике отчетливо проявился интерес к технологиям художественной обработки материалов, как в целом, так и по отдельным направлениям, в частности, по художественной деревообработке. Однако сколь бы парадоксальным это ни показалось, но до настоящего времени нет еще полного и обстоятельного представления о том, какое место технологии художественной обработки занимают в общей системе обработки древесины. Это связано с тем, что постоянно меняются взгляды на свойства тех или иных материалов. С осознанием общественной значимости освоения эстетических особенностей и природных качеств материала появилась острая необходимость внедрения технологий художественной деревообработки на современной промышленной основе, а также

необходимость осмысления научной и практической деятельности в данном направлении.

Проблемы художественной деревообработки на промышленной основе мало исследованны и весьма не просты из-за анизотропности древесины и ее влияния на психофизиологию человека. Традиционно она была связана с плотницкими и столярно-резчицкими работами. Технология художественной деревообработки имеет много оснований для ее исследования. В первую очередь сказывается недостаточная разработанность методологии изучения данного вопроса. В основном его рассматривают с позиций ручного труда. Во-вторых, требуется углубление знаний о взаимовлиянии в системе "материал - форма-технология", о соотношении машинного и ручного труда в технологии художественной деревообработки. В-третьих, вопросы данной технологии на промышленном уровне разработаны недостаточно и производители художественно-промышленных изделий из древесины испытывают острую необходимость в таких разработках.

Трудность исследования проблемы заключается еще и в том, что вопрос тяготеет как к сфере материальной так и духовной культуры, и это требует целостного взгляда на проблему, а соответственно, подхода с позиций эстетики созидания. Стремление выразить тектоническую красоту дерева как материала в системе формообразования приводит к созданию конструктивно-объемной пластики и пластики рельефа на деревянной поверхности. Эта возможность реализуется при наличии благоприятных условий, в том числе при обилии и доступности древесины как материала, богатства и разнообразия веками действующей северной традиции художественной обработки деревянных объемов и поверхностей. Очевидная устремленность архитектуры к красоте при этом не проявлялась в ущерб утилитарной полезности. Мастера плотники, столяры-резчики были ограничены законами тектонических возможностей материала, традициями, в которых они могли создавать нечто свое. Тем не менее, эти ограничения не мешали им делать выбор, основанный на знании и

понимании устоев и правил, на знании и понимании свойств материала, приемов и способов работы с ним, проявлять при этом технологическое "чутье" и эстетический вкус.

Актуальность исследования заключается в том, что за последние годы вновь повысился интерес к строительству деревянных домов, к оригинальному внешнему их убранству, в частности к домовой резьбе. Проблеме машинного производства конструктивно-декоративных деталей домовой резьбы не уделяется должного внимания, хотя в них есть немалая потребность. В этих условиях для максимальной рентабельности производства таких изделий время на освоение технологического процесса должно быть наикратчайшим, а качество их - наилучшим. При этом современный дизайн изделий предполагает оправданный компромисс между технологией, эстетикой и экономикой.

Параметры формирования деталей домовой резьбы, т.е. деталей крупной пластики из древесины в технологических исследованиях рассматриваются недостаточно. Следовательно, изучение получения крупных деталей резного декора и оценка их технологичности важны для реализации организационных проектов и технологий художественной деревообработки на уровне современного производства. В этой связи, оказываются важными как существующие наработки, так и технологические инновации.

Поиск эффективных методов и обоснование новых представлений в системе технологии художественной обработки дерева с учетом традиций деревообработки на Русском Севере является весьма актуальной проблемой и сопрягается с современными способами решения задач созидательной деятельности.

Цель исследования - разработка эффективного соотношения художественности и технологичности в формировании крупных деталей резного декора на примере домовой резьбы в деревянном зодчестве Русского Севера.

Основные задачи —

1. - На основе анализа специальной литературы, рисунков, чертежей,

технологических карт и реальных образцов северной домовой резьбы,

выявить и установить размерные показатели геометрии форм и

закономерности обработки деталей резного декора;

2.- Составить классификацию деталей северной домовой резьбы по характеру

форм; 3.- Обосновать использование конструктивных свойств древесины сосны в

деталях резного декора; 4.- Проанализировать методы получения конструктивно-декоративных

деталей домовой резьбы на основе прогрессивных технологий; 5. - Разработать методику выбора рационального соотношения

художественности и технологичности деталей домовой резьбы, приняв за основу базовые изделия.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- обосновано рациональное использование свойств древесины сосны и прогрессивных способов ее обработки при получении крупных деталей декора домовой резьбы;

- установлена взаимосвязь и соотношение основных параметров формирования декоративно-конструктивных деталей домовой резьбы;

- систематизированы и определены особенности видов художественной резьбы по дереву и на этой основе разработаны требования к современному производству деталей резного декора фасадов деревянных зданий.

- даны методы определения технологичности изделий художественной деревообработки.

Практическая значимость определяется тем, что:

8,

- обосновано практическое применение древесины сосны в производстве деталей домовой резьбы по методам прогрессивных технологий;

- получены практические подтверждения различных способов изготовления крупных деталей резного декора в условиях производственных мастерских;

- предложен перечень станков и опробированы в практической работе виды станков, дающих возможность получать качественные изделия декоративной пластики крупных размеров.

- выявлена взаимозависимость художественно-технологических фак- торов формирования деталей резного декора.

1. Апробация материалов: результаты исследования докладывались на производственном семинаре, на заседаниях и конференциях кафедры и факультета, проверка результатов осуществлялась на базе кабинетов и лабораторий АГТУ, ПТУ, а также путем внедрения в практику специальных производственных реставрационных и частных мастерских, на предприятии «Беломорские узоры».

Основные положения диссертационного исследования использовались в практике разработки и реализации Программ и методик по подготовке специалистов художественной деревообработки, на областных семинарах производителей и продавцов художественно-промышленных изделий. Достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивается исходными методологическими положениями, применением совокупности взаимодополняющих методов исследования и практической деятельности, соответствующих целям и задачам работы.

Глава 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА

1.1. Существующие подходы и оценки в исследовании вопросов домовой резьбы

Как известно, изучение деревянного зодчества, а вместе с ним и столярно-резчицких работ в России началось в основном с конца XIX в. К началу XX в. материалы о народном зодчестве были весьма скудны и разрознены. В это время академик И.Э.Грабарь писал: "Изучение народного искусства Севера находится в том зачаточном состоянии, когда приходится думать не столько о научном его исследовании, сколько о простом накоплении материала". [20, с.З]. Он же и еще целый ряд художников, архитекторов, историков-этнографов начинают изучение архитектуры и искусства Севера.

В 1935 г. Всесоюзная Академия архитектуры выпустила книгу М.П.Званцева "Домовая резьба". Издание в самом названии вводит соответствующий термин и посвящено непосредственно домовой резьбе определенного типа: так называемой "глухой резьбе" или иначе ее называют «корабельная резь». Этот тип резьбы имел распространение с конца XIX в. в Нижегородской губернии и примыкающих к этой территории районах. Эта резьба - образец позднейшей народной орнаментики. Автор рассматривает вопросы хронологии и мест бытования, композиции орнаментальных мотивов на фасадах домов, а также вопросы выполнения резных работ ручным способом.

Он считает данный тип резьбы относительно новым по сравнению с мотивами северной домовой резьбы. "Новая орнаментика не имела и не могла иметь связи с прежней орнаментикой избы северного типа".[29, с.23]. В целом автор основывается на искусствоведческих

to.

позициях.

Проблема исследования деревянной архитектуры в довоенный период была достаточно актуальной. В это время ставится вопрос о возможностях использования богатейшего наследия прошлого в советском строительстве, вопрос об учете и сохранении памятников деревянной архитектуры.

Ряд экспедиций на Русский Север с целью изучения народного искусства и архитектуры в 1928-1929 г.г. совершает вдумчивый исследователь и художник В.С.Воронов. Русское декоративное искусство стало главным делом его жизни. Сочетание живой практической деятельности с теоретическим обобщением своего опыта и научных наблюдений - отличительная особенность творческого облика В.С.Воронова. Самая значительная из его работ "Крестьянское искусство", увидевшая свет в 1924 г., составила по выражению И.Э.Грабаря, "целую эпоху" в искусствоведении. В 1933 г. им опубликована работа "Народная резьба".

В этих работах и ряде других его статей автор ставит, прежде всего, общие принципиальные вопросы развития различных сторон народного прикладного искусства и культуры, как специфического явления. Он говорит о методологии его изучения. Многие из проблем, намеченных Вороновым в его трудах, слабо разработаны еще и до сих пор. Исследователь делает важный вывод о том, что в 18-19 веках в народной культуре и искусстве сказалась большая и активная творческая энергия народа. Воронов подмечает важнейшую черту народного творчества - степень необходимости и уместности создаваемых вещей. Он не настаивает на консервации старого и отжившего, напротив говорит о дальнейшем активном развитии художественно-технического мастерства. "Приемы, навыки, методы и формы творчества безвестных художников-мастеров открывают вы-

11.

сокие и совершенно своеобразные художественные направления, зачастую родственные или предвосхищающие лучшие искания и достижения крупных русских художников в области изобразительного и декоративного искусства." [12, с. 33]. Одним из первых он замечает: "Подлинно оригинальный, здоровый и жизнерадостный характер" народного творчества мало находит такое же отражение в исследованиях. [13, с.28].

В 1934 г, издательство "ACADEMIA" выпустило в свет основополагающий труд автора Н.Н.Соболева "Русская народная резьба по дереву", где в широком контексте рассматривается названная проблема. [66.] Охват материала очень разнообразен: от резного убранства храмов и светских дворцов до резной деревянной игрушки. В книге собрано огромное количество литературного и изобразительного материала; в том числе анализируются фольклорные, летописные источники, документы, литература. Это своего рода - энциклопедия резьбы по дереву, в которой представлен, пожалуй, один из образцов ответа на постановку задачи о накоплении научного материала.

В этой работе еще нет того подразделения по регионам, проблема рассматривается в историческом, общерусском общеславянском потоке; уделяется большое внимание самобытности, социальной обусловленности исследуемого явления. Автор указывает: "Русская резьба, как и всякое народное искусство, является, прежде всего, детищем определенного хозяйственного уклада. Чтобы понять, как следует этот уклад и его роль в зарождении и развитии нашей резьбы, следует вспомнить, что вся работа резчика-художника... протекала в условиях непосредственного и постоянного общения с лесом". [66, с.9-10]. В работе Н.Н.Соболева не остаются без внимания и некоторые правовые вопросы деятельности мастеров резных дел. Так в Оружейную палату Москвы приглашались резчики из Вильны, Полоцка, Витебска и др.

12.

мест, причем с семьями и на постоянное жительство. "Желая возможно более прочно привязать иноземцев к месту их новой службы, московское правительство неукоснительно требовало от них принятия православия и принесения присяги. Обычай этот строго соблюдался, и от него никто не мог быть освобожден". [66, с.75].

В книге Соболева представлено множество образцов храмовой резьбы, частей и деталей интерьеров, богато орнаментированных предметов мебели и предметов культа. В ней рассказывается об использовании видов резьбы, о взаимовлиянии городской каменной и деревянной архитектуры, о заимствованиях форм зарубежной классической архитектуры и резного убранства. В этой связи автор указывает: "Если в XI-XIII в.в. на рисунок и технику наших мастеров влияли главным образом византийская и восточная плоская резьба, то с XIV века в России начинает зарождаться другой тип резьбы. Одним из источников этого типа является усиление западноевропейского влияния, начавшегося со времени крестовых походов и продвижения на восток западноевропейского капитала". [66, с.52]. Или еще такой пример: "Положительные результаты, достигнутые благодаря знакомству с западноевропейскими мастерами и образцами, позволили русским резчикам без особого труда перейти к передаче в деревне крупных декоративных форм и смелых завитков картушей и орнаментов искусно и ловко нарисованного проекта, которые появляются уже в петербургский период нашей истории". [66, с.99].

Энциклопедичности исследования способствует и то, что автор не стремится отделить городское, народное (крестьянское) и культовое направление в резьбе, а рассматривает проблему целостно, как тип деятельности человека по художественной обработке такого материала, как дерево.

К началу 1940-х годов назрела необходимость систематизировать

13.

накопившиеся к тому времени материалы по деревянной архитектуре. Так в 1942 г. вышла монография СЯ.Забелло, В.Н.Иванова и П.Н.Максимова «Русское деревянное зодчество». В ней обобщается и систематизируется материалы по жилым, хозяйственным, культовым и оборонительным сооружениям, выполненным в дереве. Исследование базируется на типологической основе. Вопросы домовой резьбы авторы рассматривают попутно. [26].

Еще в конце 20-х годов, исследуя народное жилище, архитектор Р.М.Габе отмечал, что в авангарде изучения материалов по деревянной архитектуре находится этнография и что совершенно необходимо сдвинуть это направление исследований в сторону прикладного искусства. Только при таком изучении возможен подход, как с научной, так и с художественной точки зрения и выявление более полных взаимосвязей. [15,с.1О9].

С середины XX в. широко развернулась работа по изучению и систематизации деревянной архитектуры Севера. Исследователи, изучающие памятники народного зодчества, попутно касаются и вопросов домовой резьбы, хотя на ней не заостряют внимания, например многочисленные работы архитектора А.В. Ополовникова. Обширный материал по архитектуре жилых и хозяйственных построек Севера собран комплексными экспедициями, проводившимися в это время Институтом истории искусств АН СССР. Итоговой работой данного периода стал фундаментальный труд-монография И.В. Маковецкого "Архитектура народного жилища", изданный в 1962 г. Кроме деревянной архитектуры Севера здесь представлены материалы и по архитектуре Поволжья.В этой работе, пожалуй, впервые целенаправленно и более конкретно рассматривается интересующий нас вопрос. Глава четвертая в книге И.В.Маковецкого озаглавлена -"Конструктивные и архитектурно-декоративные особенности жилых и

1k.

хозяйственных построек". Автор рассматривает формы и детали резьбы окон, наличников, балконов, частей кровли, ворот, дверей, крылец. Он внимательно анализирует и группирует взаимосвязи конструктивного и декоративного решения в убранстве самих построек и малых форм, как на Севере, так и на Нижегородчине. Хотя все материалы исследования представлены в контексте архитектуры, автор обращает внимание и на некоторые вопросы традиционной обработки древесины, использования ручных инструментов, культуры быта, организации поселений и вопросы психологии восприятия деталей резьбы. В целом в этой работе автор уделяет главное внимание вопросам типологии.

В 60-х - 80-х годах XX века вышло в свет много популярной и научно-популярной литературы по архитектуре Севера. В научной литературе главный способ исследования - типологический принцип.

По вопросам традиционной домовой резьбы можно обнаружить отдельные статьи в научных сборниках. Например: автор В.А.Крохин "Происхождение ведущих мотивов резьбы в русском деревянном зодчестве" - в сб. Сохранение памятников деревянного зодчества, 1989 г., рассматривает взаимосвязь формообразования резной пластики и форм живой природы. [37.]

Следующий автор А.Б.Пермиловская, "Декор северного дома" в сб. Народная культура Русского Севера, Архангельск, 1997 г. В основе повествования лежат опять же принципы типологии. Это изложение в некоторой последовательности общеизвестных фактов о резном декоре в деревянном зодчестве Севера, без попытки какого-либо анализа или постановки задач. [57.].

Из данного анализа можно сделать вывод, что проблемы декора в деревянном зодчестве рассматриваются в литературе в основном с точки зрения типологии. Вопросы технологии не находят подробного анализа, их касаются только мимоходом, не выстраивая определений.

Эти вопросы, на наш взгляд, должны раскрываться и анализироваться в исследованиях по художественной деревообработке.

1.2. Технология художественной деревообработки

За последнее десятилетие в науке и практике отчетливо проявился интерес к технологиям художественной обработки материалов, как в целом, так и по отдельным направлениям, в частности, по художественной деревообработке. Однако сколь бы парадоксальным это ни показалось, но до настоящего времени нет еще полного и обстоятельного представления о том, какое место технологии художественной обработки занимают в общей системе обработки материалов. Это связано с тем, что постоянно меняются взгляды на свойства тех или иных материалов. Долгое время в плане технологических процессов рассматривались, в основном, конструкционные особенности древесины, а в этой связи, соответственно - физико-механические и технологические ее свойства. Эстетические же характеристики и природное строение древесины, их изучение и освоение отдавались на откуп ремесленного и промыслового уровня. С осознанием общественной значимости освоения эстетических особенностей и природных качеств материала появилась острая необходимость внедрения технологий художественной деревообработки на современной промышленной основе, а также необходимость осмысления научной и практической деятельности в данном направлении.

Проблемы художественной деревообработки на промышленной основе малоисследованны и весьма не просты из-за анизотропности древесины и ее влияния на психофизиологию потребителя. Традиционно она была связана с плотницкими и столярно-резчицкими работами, а мастеров, красиво и чисто обрабатывающих деревянные изделия, называли краснодеревщиками. С давних времен и по сей день, отработав конструкцию и технологию

16.

возведения общего объема жилища, люди заботятся о его внешнем убранстве не меньше, чем об удобстве и долговечности. Не всякий застройщик обладал художественной фантазией, не у всякого хватало средств, чтобы прибегнуть к помощи архитектора-художника, но решительно все имеют потребность как-то выделить свой дом среди других. Технология соприкоснулась с эмоциями, с личностными качествами человека. Первоначально конструктивные элементы постройки, а затем и тесовая обшивка стен начинают служить целям декорирования, целям художественного освоения поверхности фасадов.

В поисках разнообразия внешнего вида домов строители стали прибегать к искусственной рустовке, к устройству карнизов, фризов, введению скульптурно-пластических обработок конструктивных элементов. Следует заметить, что декор, который подчеркивал индивидуальность дома, служил еще и художественным его завершением. Декор, будучи феноменом не столь глубоким, как сама форма и структура дома, развивался гораздо быстрее их. На первых порах стихийный, импровизированный, он приноравливался к самой архитектуре, к ее стилю и переходил из декоративного искусства в сферу профессиональной деятельности архитекторов и дизайнеров. В настоящее время он служит средством гармонизации архитектуры и среды, иначе говоря, средством дизайна фасадов.

Непосредственно при изготовлении деталей домовой резьбы формы их испытывают двойное действие:

1 - действие свойств материала,

2 - действие способов его обработки.

Архитектура и ее части, а также и дизайн предметно-пространственной среды, является одним из ярчайших проявлений общеэстетической диалектики "естественного" и "искусственного", т.е. природы и культуры; а относительно нашей темы — это с одной стороны природность материала, а с другой — технологии его обработки. "Природа и Культура буквально пронизывают друг друга." [67, с. 47.] Это пронизывание предполагает гармоничный синтез. При

17.

нарушении же естественной гармонии "наружу вырывается их жесткий потенциальный антагонизм". [67, там же]. Следовательно, материал, как основа конструктивно-декоративных деталей, и способы его обработки должны составлять единое целое и не противоречить друг другу. Этот подход воплотился в исторически сложившихся различных приемах и методах деревообработки, в том числе и в формах домовой резьбы. Домовая резьба стала необходимой как максимальное выражение свойств и эстетики материала, как художественное завершение архитектурного объема.

Анализируя взаимосвязь "материал и способы его обработки", мы обратили внимание на то, что домовая резьба здесь является своеобразным коррелятором комфортности зрительного восприятия и самого материала и объекта. С помощью домовой резьбы материал и архитектурный объект из него осваивается художественно.

Таким образом, человек вновь и вновь будет уделять внимание жилому дому и художественной обработке его фасадов. Такое внимание создает почву для решения эстетических и технологических задач, что не может быть поставлено под сомнение.

Художественная обработка дерева представляет собой один из самых древних и распространенных видов созидательной деятельности. Издавна мастера резчики-столяры изготовляли из дерева мебель, орудия труда, посуду, всевозможную утварь, игрушки, внутреннее и внешнее убранство жилища. Практически полезные вещи руками мастеров преображались. Из потребности преобразования (преображения) простого предмета плотницкой или столярной работы развивается самобытная область человеческой деятельности -художественная деревообработка. В процессе ее уделяется внимание максимальному выявлению всех качеств древесины, в том числе механических, технологических и эстетических, таких как пластика, текстура, цвет, фактура, природность самого материала.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24880.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.