У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Тема личности и империи в английском кинематографе 1930-80-к гг.
Количество страниц 153
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24882.doc 
Содержание Содержание
Оглавление

Введение...3

Глава 1 Классический английский кинематограф как средство пропаганды имперской идеи...26

Глава 2 Отражение идеологических перемен в послевоенном английском художественном кинематографе: развенчание традиционных идеалов...58

Глава 3 Путь к объективному осмыслению прошлого...1 Об

Заключение...128

Примечания...136

Библиография...142

Фильмография...153

Введение



Введение

Кинематограф как «социально-психологическая* модель совершенно определенного периода»1 отразил многие ключевые события истории XX в., в числе которых ряд перемен глобального исторического масштаба.

Одним из наиболее значимых событий этого периода стало крушение империй, прежде всего, западноевропейских, что привело к изменению векторов исторического и культурного развития в конце минувшего столетия.

Европейская культура пережила в XX в. кризис и закат, предсказанные и исследованные историками и социологами Х1Х-ХХ вв;, в частности, Н.Я.Данилевским, К.Н.Леонтьевым, О.Шпенглером, П.Сорокиным. По мнению Сорокина, "настоящий кризис носит не обычный, а экстраординарный характер. Это не просто экономические или политические неурядицы, кризис затрагивает одновременно почти всю западную культуру и общество, все их главные институты /.../. Если быть более точным, этот кризис заключается в распаде основополагающих форм западной культуры и общества последних четырех столетий."2

Поскольку, как показал историк искусства И.И.Винкельман, "искусство возникает, развивается и падает в связи с развитием общества"3, наиболее значительные явления;истории XX в., в том числе, крушение империй и переосмысление отношений личности и государства;, нашли [ свое отражение в одном из господствующих искусств XX в. - в кинематографе.

Отношения; киноискусства и империй в ХГХ-ХХ вв. малоизученны, особенно в России. В настоящее время сделаны первые попытки их анализа4. Однако, на зарубежном материале эта проблема за немногими исключениями5 вообще не исследовалась.

В то же время, из числа империй-участниц Первой мировой войны только Франция и Великобритания сохранили колониальную структуру до середины XX столетия, что не могло не сказаться на развитии

национального сознания и не отразиться в искусстве. Наиболее динамичное из искусств — кинематограф — в своем становлении запечатлело эволюцию имперского национального сознания. Отражение этого процесса в киноискусстве Англии и является предметом данного исследования.

Ведущие позиции в английском кино всегда занимала документалистика. Международную известность, приобрели работы школы Грирсона 1930-40-х гг., затем научно-популярные сериалы производства «Би-Би-Си» 1980-90-х гг. («Дикая природа» и др.) Соответственно, наибольшее число исследований английского кино посвящено документалистике в отличие от художественного кинематографа.

Вопрос имперской проблематики в английском киноискусстве практически не затрагивался ни зарубежным, ни отечественным киноведением. В многотомных трудах Р. Лоу и Р. Мэнвелла, Ж. Садуля, Е. Теплица и некоторых других исследователей содержится наибольшее количество информации по английскому кинематографу.

Богатые фактографией книги Лоу и Мэнвелла - первый в своем роде опыт написания истории раннего английского кино. Но, созданные в: 1940-х гг., они не содержат наблюдений и выводов, имеющих прямое отношение к теме нашего исследования.

Работы Ж. Садуля, который также рассматривает английское кино от зарождения вплоть до конца 40-х гг., ценны обширной фактографией i общего характера. Касаясь истории кинопропаганды времен англо-бурской войны, Садуль оценивает ее в ироническом ключе. Фильмы компании А. Корды он также довольно язвительно называет «пышными, космополитическими постановками» и утверждает в итоге, что английское документальное кино в гораздо большей степени отразило национальный характер, нежели игровое. Однако, как самостоятельная, тема эволюции имперской идеи и влияния ее на личность в английском кино Садулем

даже не затрагивается, хотя он и говорит о социальных проблемах, нашедших отражение в фильмах разных периодов (положение рабочих и т.п.), и отмечает антивоенную направленность отдельных картин.

О космополитизме английского игрового кино и отсутствии в нем «подлинной Англии» рассуждает и польский киновед Е. Теплиц. Анализируя киноискусство с позиций киноведения времен соцлагеря, в; отличие от западного уделявшего гораздо больше внимания идеологической составляющей произведений, Теплиц комментирует факты из истории английского кинематографа, (например, о сотрудничестве А. Корды и У. Черчилля) и анализирует фильмы, последовательно проводя мысль о слабости и искусственности английского кино, вызванных отказом Англии от былых традиций и; переменами во взаимоотношениях между классами (демократизацией общества). Достаточно подробно в рамках своего толкования; истории английского кино Теплиц исследует «колониальные драмы» 1930-х гг. Он критикует патернализм белых, называя эти ленты повторением «давно отзвучавших мелодий «Великой империи», мелодий «империалистического романтизма»6. Теплиц рассматривает взаимосвязь пропагандистской литературы Великобритании и ее отражения ^ в кинематографе, замечая, что фильм 3. Корды «Четыре пера» (1939) снят «в стиле рассказиков о завоевании Судана из шовинистических школьных хрестоматий»7. Однако, он не предлагает более глубокого анализа, который бы. позволил увидеть «подводные камни», определившие такой подход авторов к трактовке содержания упомянутой картины.

Тегошцем рассмотрен кинематограф; периода Второй* мировой войны.. Подробно> изучив картины патриотического содержания, исследователь называет лишь отдельные фильмы, в которых отразились элементы имперской пропаганды.8

И этими киноведческими работами практически исчерпывается интерес зарубежных историков кино к тематике, на наш взгляд,

обозначившей в английском кинематографе эволюцию национального сознания.

Отечественными киноведами, обращавшимися к истории английского кино, также исследован по преимуществу период 1930-х-40-х гг.9

Работы советских киноведов, и сегодня это особенно очевидно, неизбежно несут на себе печать обязательного «марксистско-ленинского подхода» к искусству капиталистических стран (от этого не свободны и исследования старейшего отечественного киноведа СВ. Комарова из истории кинематографа поствикторианского периода (глава в учебнике «История зарубежного кино», т.1, и вышедшая годом ранее брошюра «Кино Англии (1895-1914»). Определенным исключением является статья Г. Авенариуса о творчестве А. Корды, опубликованная в 1956 г10. Избежав «дежурной» критики в адрес буржуазного строя и империализма вообще, автор говорит о том, что Корда знал и использовал пропагандистскую роль кинематографа и его воздействие на общество, питая интерес к историческому прошлому Великобритании. Патриотический аспект этой пропаганды выдвигается на первый план в подробном анализе картины «Леди Гамильтон». Однако, «колониальные драмы» Авенариус рассматривает только как тематическую группу и называет их фильмами из жизни колониальных стран, опять же избегая идеологических оценок. Высоко оценивая весь британский период творчества Корды, Авенариус подчеркивает его положительные стороны, называя прогрессивным и новаторским.

Более основательно и конкретно тема империализма в отечественных исследованиях английского кино начинает звучать в 60-е гг. - в период распада империй и зарождения общественной борьбы в развивающихся странах. И.И. Трутко сурово критикует реакционные идеи Р. Киплинга и обличает искажения в показе жизни туземцев в «колониальных драмах» компании «Лондон филмз».11

Кинематограф Англии 60-х-80-х гг. анализировали Д. Шестаков и А. Дорошевич. Подробный разговор об отдельных картинах 60-х гг. можно найти в статьях Б. Галанова (например, о фильме Д. Лина «Лоуренс Аравийский».12 ) Оценивая роль имперской догмы о «бремени белого человека» в государственной идеологии Великобритании, Галанов строит на этом и свой анализ картины, которую понимает как гимн бескорыстному Белому Человеку, несущему тяжелый груз своей деятельности «на благо черных», невзирая на препятствия и непонимание со стороны военных бюрократов. Признавая, что герой «где-то спорит с традицией» идеальных положительных героев буржуазного кино13, Галанов все-таки делает вывод в духе 60-х гг. о том, что «Лоуренс Аравийский» — это «сладкая ложь» для поддержания рушащегося колониализма в годы «грандиозной борьбы идей».14

Отражение перемен внутри метрополии в английском кинематографе 60-х-70-х гг., рассмотрение эволюции героя и превращение его в антигероя-нонконформиста, вывод о бесперспективности молодежных бунтов мы находим в статье Д. Шестакова «Лицо - личина -личность?»15 Странно только, что Шестаков не затрагивает творчество Д1 Лина, тем самым словно не замечая наличия антитезы идеологии прошлого. По его мнению, 60-е гг. - значимый рубеж в истории английского кино: десятилетие борьбы идей, после которого начался спад, осознание бесперспективности бунта против устоев буржуазного общества с его традициями, утрата напряжения в идеологической борьбе.

Называя причиной постоянного кризиса английского кино «диктатуру буржуазного рынка» и «политическую игру», Шестаков противопоставляет театрализованным коммерческим фильмам, снятым для рынка независимые фильмы «рассерженных» с их выходом в реальность жизни трудовых слоев общества. Период послевоенного кино автор видит проникнутым «большой тоской» и считает, что хотя картины этих лет сильно проигрывают в художественном достоинстве фильмам

более поздним, запоминаясь только актерами-«звездами», они, тем не менее, также характеризуют эпоху перемен. К группе «звездных» фильмов Шестаков несколько несправедливо, на наш взгляд, относит «Поверженного идола» и «Выбывшего из игры» К. Рида и «Человека в белом костюме» А. Маккендрика (более объективную оценку этих работ дают И.И. Трутко и В.А.Утилов).16

Анализируя критику буржуазной повседневности и поведение антигероев в фильмах «рассерженных», Шестаков не касается темы империи, ограничиваясь термином «идеология», и указывает главной причиной бунта 60-х-70-х гг. классовую борьбу, ненависть простых людей к традициям буржуазии. Через призму антигероя он рассматривает фильм-антиэпос Т. Ричардсона «Атака легкой кавалерии» (1968) и антивоенный сатирический фильм Дж. Лоузи «За короля и отечество» (1964), в которых действительно уже со всей определенностью осуждаются империализм и империалистические войны.

Заканчивая статью анализом картин начала 70-х гг., Шестаков говорит о возникновении после Второй мировой войны признаков неустойчивости общественного сознания, отрицания английских обычаев и перехода к открытому бунту, к распаду традиционного общества. Но не упоминает о том, что это общество формирует Империю, которая также неизбежно и последовательно распадется.

Отправная точка исследования А. Дорошевича «Согласование времен: современное осознание моделей прошлого в английском кино 60-х-80-х гг.» - мнение о том, что фильм «непременно высвечивает социально-идеологические тенденции времени его создания».17 Его статья относит это положение к историческим фильмам, но, наверное, возможно приложить его к кинематографу в целом. На примере исторической темы Дорошевич анализирует кинопроцесс 1960-х-80-х гг., касаясь того влияния, которое оказали на его эволюцию перемены в истории Великобритании. Как и Д. Шестаков, А. Дорошевич пишет о

демифологизаци ура-патриотических стереотипов, привлекая фильмы Т. Ричардсона, Р. Лестера, Л. Нормана, Ч. Фрейда и других представителей послевоенного кинематографа Британии. В продолжение темы, начатой Шестаковым, Дорошевич делает вывод об отказе от распадающихся устоев старого британского общества. Но, поскольку статья написана уже в перестроечное время, не придает своему выводу политически ангажированной окраски. В картинах 1970-х-80-х гг. он подмечает ностальгические нотки по ушедшему прошлому Великой Британии, проявляющиеся как в подборе тем; так и в выборе кинематографических приемов, стилизующих экранное действие под «старое кино». Эти ностальгические нотки — закономерное явление, свойственное периодам, следующим за временем бунтов, резкой критики существующего порядка и распада последнего, - доказывает автор на примере фильмов П. Хаймса, Дж. Бурмана, Р. Аттенборо и Дж. Клейтона. Однако, как и в случае со статьей Д. Шестакова, фильмы о проблемах традиционного британского общества не анализируются как фильмы о распаде Британской империи.

Тема осуждения британского шовинизма и фанатизма, отражение процесса распада традиционных английских идеалов в кинематографе середины 60-х-середины 80-х гг. затронута в подробном анализе кинопроцесса этого периода, выполненном В.А.Утиловым в «Очерках

1 Я

истории мирового кино». В.А.Утилов рассматривает картины выдающихся мастеров - Т.Ричардсона, Д.Лина, Р.Аттенборо и ряд менее значимых работ, авторы которых критикуют ситуацию, сложившуюся в Британии в 60-е-70-е гг.

Изучение вопроса об отражении кризиса Британской империи в английском художественном кино нуждается в истолковании важного для диссертации круга определений, связанных с использованием термина "империя".

До настоящего времени не существует четко разработанной типологии явлений, обозначаемых словом «империя». Большинство исследований по

данному вопросу осуществлялось за рубежом. Классическим современные авторы признают определение империи, принадлежащее Ш.Н. Айзенштадту: «Политическая система, охватывающая большие, относительно сильно централизованные территории, в которых центр воплощен как в личности императора, так и в центральных политических институтах, образовывая автономную единицу.»18 К этому определению следует добавить, что империя - это многонациональное государство, в разной степени ориентированное на внешнюю экспансию в целях экономического обогащения и расширения сферы политического влияния. На сегодняшний день наиболее основательными отечественными исследованиями по проблеме империи и ее влияния на общественное сознание представляются работы СИ. Каспэ и С.А. Богомолова. СИ. Каспэ перечисляет ряд признаков империи, среди которых обязательной составляющей является представление народа-строителя империи о собственной имперской миссии, т.е. о долге создания и сохранения империи перед всем человечеством.

Данный признак мы берем за исходную точку для изучения устремленности Великобритании к мировому господству и фанатической веры в свою избранность. На гипертрофированном чувстве долга зиждется британская имперская идея, которая обязывает своих подданных к жертвенности, к предпочтению государственных интересов личным. Эти свойства британского менталитета мы наблюдаем в английской культуре, в частности, в произведениях английского кинематографа, на протяжении многих лет.

Необходимость внедрять в массовое сознание имперскую идеологию приводит к тому, что искусство становится одним из важнейших орудий пропаганды. Вместе с тем, художник не может не отразить в творчестве идеологию своего общества, как бы он к ней ни относился. Английский кинематограф, в силу названных выше свойств британского менталитета и характера киноискусства в целом, в полной мере проявил себя как

ю

искусство, образцово пропагандировавшее имперскую идею, а со временем показавшее и отрицательные стороны последней. Вместе с тем, поскольку развитие и расцвет английского кино пришлись на время кризиса и упадка Британской империи, в нем проявились качества, присущие имперскому искусству периода упадка, которое начинает повторяться, сохраняя присущую периоду расцвета монументальность или пытаясь имитировать ее. Искусство периода упадка становится поучающим и многословным, так как люди постепенно разочаровываются в имперском мифе, в частности, в тех идеалах, которые вырабатываются империей для хозяев и для подчиненных. Поскольку «начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа»20, а угнетение колоний со временем приводит к открытому вооруженному сопротивлению, империя рано или поздно начинает разрушаться. Чтобы поддержать имперский миф, государство в этот период прибегает к усиленной пропаганде имперских установок. Так же поступила и Великобритания, что видно на примере наиболее значительных фильмов этого периода.

Британская империя удовлетворяла всем основным признакам приведенного определения империи. В течение многих веков Британия покоряла территорию за территорией, начиная с Ирландии /XII в./ (С тех пор Ирландия - постоянная "горячая" точка в ее истории.)

В i основном, Британская империя сложилась в правление королевы Елизаветы I в XVI в. Впоследствии крупными приобретениями стали колонии в Америке и земли на Ближнем Востоке. Монополия на доставку и продажу рабов-негров в ХУШ в. принесла Англии колоссальные доходы. С этого же времени Британия начала придерживаться политики натравливания государств Европы на ту страну, которая осмеливалась конкурировать с Великой Британией.

Условно называемая "Первая Британская империя" завершила свое существование после образования Соединенных Штатов Америки,

11

конкуренция с которыми привела к тому, что финансовой опорой Англии стала Индия, "жемчужина в короне Империи", источник сказочных богатств, которые позволили Британии достичь максимально возможного процветания. Огромная сеть военно-морских баз позволяла контролировать порядок и безопасность торговых путей. У Британии появились все возможности для выполнения главной мечты, открыто высказанной в XIX в. — «английском» веке, викторианском веке, - мечты о мировом господстве. Конец XIX - начало XX столетий для Англии прошли под знаком ее реализации.

Своей кульминации стремление к мировому господству достигло в эпоху "нового империализма", - так называлась "политика укрепления связей метрополии и колоний в условиях новых политико-экономических отношений последней трети XIX в." (определение К. Бодельсена) .

Идеология Великобритании отличалась лживостью вполне в викторианском вкусе: захват земель объяснялся стремлением привить "дикарям" (в том числе, принадлежащим к культурам более древним, чем британская) * "передовую цивилизацию". Философ истории В. Шубарт писал, что англичане - это народ, который «свои разбойничьи набеги провозглашает священными - в этом суть английского мессианизма»22. Главным принципом политики Британии стала формула одного из самых ярых консерваторов лорда Пальмерстона: «У Англии нет ни постоянных друзей, ни постоянных врагов, а есть только постоянные интересы»23.

На этих основаниях рождался миф о могучей и справедливой Британской империи. Результаты пропаганды были осмыслены много позже, в XX в. Прекрасным выражением среднестатистического обывательского мнения служит цитата из романа Р. Олдингтона "Все люди - враги": "А что, собственно, вам не нравится в английском обществе? Англия - прекраснейшая страна, а мы - лучший народ в мире."24

На первое место «истэблишмент» XIX в. ставил поддержание престижа империи. Какая бы партия ни оказалась у власти, "и либералы, и

12

консерваторы были едины в необходимости обеспечения эффективного контроля элитой формы и содержания массового общественного сознания"25.

В 1896 г. в одном из своих программных выступлений видный политический деятель лорд Розбери заявил: "Британская империя - это мир"26. В каком-то смысле эти слова выражали настроения подавляющего большинства англичан.-Британская;держава занимала 1/6 часть мира, и маленькая островная метрополия управляла этой громадой.

Сторонники имперской мощи основывались на том, что «чувство империи, - как сформулировал У. Гладстон в своей знаменитой статье "Миссия Англии" 71878/, - может быть названо врожденным у каждого британца"27. В случае, если кто-то из подданных не мог похвастаться этим чувством, разнообразные средства пропаганды помогали ему «излечиться»-от «опасного» недостатка.

Читающая публика имела в своем распоряжении труды философов и социологов28, которые защищали тезис о беспредельном расширении границ, чтобы конкурирующие нации не могли достичь такого же величия.

Широкие круги англичан в повседневной жизни постоянно» сталкивались с имперской пропагандой: на уроках в школах, при чтении прессы, лубочных иллюстрированных изданий для простого народа, при посещении мюзик-холлов и ярмарок, где в доступных формах проповедовалась имперская идея. Для всех слоев общества Британия разработала свой универсальный способ пропаганды в виде постоянных напоминаний англичанам, что все они «составляют одну счастливую семью, /.. ./повторяя, что нация в целом едина» .

В 1896 г. в Англии появился кинематограф. Постепенно развиваясь, он унаследовал специфику, присущую английской культуре в целом. Эта специфика заключается в том, что, будучи по своим масштабам явлением камерным, сдержанным в выражении эмоций, английское искусство тем

13

не менее последовательно отражало все этапы социального развития Англии, пользуясь при этом ограниченным набором символов и сюжетных ходов.

В полной мере английскому кинематографу присущ и так называемый «английский стиль», который подразумевает простоту, рационализм, сдержанность в выражении эмоций, строгость и космополитическую универсальность.. Возможно, этот стиль — отчасти порождение английского характера, отчасти тоталитарного имперского влияния. При этом «личностный идеал Англии - свободный гражданин», который уважает закон и себя, держится особняком, чтобы не нарушить ни своего, ни чужого покоя. Для англичан характерно "душевное единообразие", англичанин - это "индивидуалист в рамках традиции",30 свободный только внешне.

Максимального развития "английский стиль" в культуре страны достиг одновременно с пиком могущества империи и в основных его проявлениях был усвоен кинематографом.

с

Ко времени появления последнего наиболее развитой областью культуры в Великобритании была литература, поэтому кино Англии с самого начала своего существования было тесно связано с литературой и широко использовало литературные приемы и формы. Во многом по этой причине идеологическая сверхзадача фильмов раскрывается по преимуществу через диалоги. /

Наибольшей популярностью в широких кругах читателей рубежа веков пользовалась литература неоромантического направления (авторы Р.Л. Стивенсон, А. Конан Дойл, Дж. Конрад прославляли добродетельный героизм персонажей, которые действовали в славные далекие времена или в дальних странах, сражаясь со злодеями: и природными стихиями). Особое место в неоромантическом направлении занимает проимперская «литература действия», виднейшим представителем которой был

14

Р. Киплинг, чья слава находилась в зените. Его называли "Сесилом Родсом в литературе". Полные энергии, герои Киплинга сражались в дальних краях с врагами и добывали славу Великой Британии. В 1899 г. Киплинг опубликовал свое знаменитое стихотворение, на долгие годы ставшее идеологической программой пропаганды имперских идей Британии:

Неси это гордое бремя -

Родных сыновей пошли

На службу тебе подвластным

Народам на край земли —

На каторгу ради угрюмых

Мятущихся дикарей,

Наполовину бесов,

Наполовину людей.

«Бремя белого человека» /пер. А. Сергеева/31

В 1966 г. Р. Фабер назвал это стихотворение "архетипическим символом "нового империализма"32.

Особенному успеху у читателей самых широких кругов способствовал стиль Киплинга: внешне бесхитростный, простой, без украшений эпитетами, приближенный к ритму народных песен, к ритму солдатского шага, к обычной повседневной речи. Таким образом, официальная имперская идеология сама нисходила к подданным, которые проникались искренним доверием, тронутые и воодушевленные этой простотой. Позже мы встретимся с таким приемом в пропагандистских британских фильмах, в основном, документальных. В целом неоромантическая «литература действия» значительно повлияла на формирование стиля коммерческого английского кино (приключенческие фильмы) и во многом способствовала появлению и формированию жанра исторического костюмного фильма.

15

Особое место в раннем пропагандистском кино Великобритании заняла мультипликация на патриотическо-политические темы. К примеру, в 1898 г. У. Пол, конструктор английской кинокамеры, выпустил мультфильм «Британия», в котором в центре внимания были государственные символы - Юнион Джек и британская геральдика. В мультфильме «Политические фавориты» изображались знаменитые общественные деятели тех лет.

В определенной степени имперское влияние обусловило развитие самых любимых публикой жанров документального кино - "видовых" и хроникальных картин - в необходимом для пропаганды направлении. "Видовые" знакомили зрителей метрополии с жизнью колоний. Английская хроника увозилась в колонии, "внушая почтительный трепет подданным ее величества, которые могли, например, лицезреть королеву на торжественных церемониях и военных парадах"33. Широкое распространение получила кинохроника, снятая в 1897 г. к шестидесятилетию правления королевы Виктории, - фильм раскупался другими странами, так что можно говорить об имперской пропаганде величия нации и за рубежом. Не менее известны в Англии были 40-футовые ленты производства У. Пола. В каталоге лент Пола 1898 г. выделены предметные рубрики, в том числе «колониальная», под которой числятся хроникальные съемки, связанные с колониями. Например, съемки кавалерийского отряда колониальных войск, которые проезжали во время торжеств в Лондоне Вестминстерское аббатство. Отмечены ленты, в которых показаны королевские экипажи, гвардия, принцы, эскорт и т.д. В аннотации к одному из эпизодов написано, что в нем запечатлено лицо королевы Виктории (!). Стремясь загладить неприятные впечатления после англо-бурской войны, хроникеры присылают из Индии отчет о пышном празднестве — «Торжественный прием в Дели», в котором рассказывается о прибытии высокопоставленных особ, показаны индусы-солдаты ее величества и т.д.

is

Документальные фильмы С. Хепуорта «Похороны королевы Виктории» (1901) и Дж. Уильямсона «Коронация Эдуарда VII» (1902) запечатлели конец одной эпохи и начало другой в имперской истории.

Во славу Британии и ее героев был снят в 1911 г. фильм "Экспедиция Скотта к Южному полюсу", куда вошли кадры, сделанные как самим Скоттом, так и Г. Понтингом, режиссером этой картины.

Названные ленты представляли собой масштабные для своего времени произведения. Имперскому искусству вообще свойственны большие проекты. Однако тот факт, что английское кино не развилось в искусство могущественной державы, проиграв! в борьбе киноимперии Голливуда, правой руке в деле пропаганды неоимперии Америки, свидетельствует о наличии неких неполадок в механизме огромного британского государства уже в начале XX в.

События англо-бурской войны показали, насколько трудно будет Великобритании добиваться намеченных целей. Весь мир удивлялся стойкости буров перед новейшими методами ведения войны.

К 1902 г. настроения в Британии изменились. Страна мечтала о мире, буры же упрямо сопротивлялись.

В это тяжелое время для гордившейся своей непобедимостью Британии впервые на авансцену пропаганды выходит кинематограф. Английское кино двояко отреагировало на происходящее: с одной стороны, выпускались фильмы, пропагандирующие войну в ура-патриотическом духе, с другой — появлялись ленты, затрагивающие последствия войны для общества. Так, Сесил Хепуорт, автор популярнейшей ленты "Спасенная Ровером", снял драму-агитплакат «К оружию», хронометраж которой составляет три минуты, а содержание укладывается в схему: молодой человек влюбился, получил согласие на брак, ушел добровольцем на войну, вернулся с победой, женился. Наиболее известными из работ Хепуорта периода 1900-1902 гг. являются сделанные по заказу два фильма о британской армии, в том числе, о флоте,
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24882.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.