У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Влияние двигательной активности на вариабельность сердечного ритма у детей первого и второго года обучения в школе
Количество страниц 141
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24939.doc 
Содержание СОДЕРЖАНИЕ

Введение...5

Глава 1. Обзор литературы...11

1.1. Двигательная активность как фактор функционального развития организма человека ...11

1.2. Генез сердечного ритма и механизмов экстракардиальной регуляции в развивающемся организме ...22

Глава 2. Организация и методика исследования...32

Глава 3. Результаты собственных исследований и их обсуждение. Изучение двигательной активности, физической работоспособности и вариабельности сердечного ритма у детей первого и второго года обучения в школе при различных двигательных режимах...42

3.1. Характеристика спонтанной двигательной активности у детей 7-9 лет в течение суток, и в различные периоды учебного года...42

3.2. Характеристика организованной двигательной активности у детей второго года обучения в школе...55

3.3. Влияние различных двигательных режимов на физическую работоспобность школьников 8-9 лет...63

3.4. Влияние различных двигательных режимов на хронотропную функцию сердца у детей 8-9 лет...69

3.5. Статистическая оценка вариабельности кардиоинтервалов на разных этапах двухлетнего цикла обучения и мышечной тренировки у детей 8-9 лет...81

3.6. Автокорреляционный анализ сердечного ритма на разных этапах двухлетнего цикла обучения и мышечной тренировки у детей 8-9 лет... 108

4

Заключение...119

Выводы...124

Список литературы...126

Приложения...141

Введение



ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время работы, посвященные физиологическому обоснованию здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания, востребованы как обществом, так и государством. Злободневность данных исследований во многом объясняется их медико-биологической значимостью (В.К.Бальсевич, 2000; Г.Г.Онищенко, 2001; M.Henneber et all., 2001; Ю.С.Ванюшин 2001; М.Ю.Карганов, 2001; R.-E.W.Kavey et all., 2003; Л.Л.Каталымов, 2004; Р.А.Абзалов, 2004; М.МБезруких, 2004; Ф.Г.Ситдиков, 2004; Д.А.Димитриев, 2004; Н.Т.Лебедева, 2004, И.Х.Вахитов, 2005 и др.). Физическое здоровье детского населения становится приоритетной государственной политикой, так как затрагивает будущее страны, ее социально-культурное и экономическое развитие. Модернизация отечественного образования, намеченная на период до 2010 года, представляется проблематичной без оптимизации двигательного режима детей, что требует решения вопросов физиологического обоснования мышечной активности.

Особенно острой остается проблема адаптации младших школьников к учебным нагрузкам на фоне ограничения двигательной активности или гипокинезии. Как показывают исследования, необходимая двигательная активность не обеспечивается режимом работы школ, особенно на начальной ее ступени (Р.А.Абзалов, 1971, 1985; А.Ф.Борисенко, С.Ф.Цвек, 1989; А.Г.Сухарев, 1972, 1991; Г.В.Цыганов, 1996; Т.Г.Кириллова, 2000; Ф.Р.Зотова, 2004; Л.А.Колосовская, 2004 и др.).

Режим дня детей при поступлении в школу кардинально меняется: естественные и обычные для ребенка двигательные раздражители в виде локомоторных актов резко уменьшают свою силу воздействия на организм. Общепризнано, что утомление у школьников во многом возникает по причине длительного статического напряжения. С общебиологических позиций на этапе онтогенеза, связанного с началом школьной жизни,

6

наблюдается искусственное воспрепятствование поступательному развитию локомоций ребенка.

Ограничение детей в любой другой биологической потребности (еде, питье, сне) вызывает естественный протест, как родителей, так и педагогов. Однако, ограничение у детей биологической потребности в движении, требующей обязательного удовлетворения для поддержания физиологического статуса, только находит свое понимание (Н.Б.Панкова с соавт., 2004). В то же время объективную социальную потребность в образовании, видимо, невозможно реализовать без изменения моторного развития растущего организма, что нуждается в экспериментальной проверке. В этой проблеме особое место должно быть отведено сердечнососудистой системе и ее механизмам регуляции как индикаторам адаптационных процессов (Р.М.Баевский, 1979-2004). Известно, что характер вариабельности синусового ритма в значительной степени зависит от функциональной активности вегетативной нервной системы, однако оценка регуляторных механизмов при этом носит дискуссионный характер. Несмотря на многочисленность физиологических работ по оценке вариабельности сердечного ритма у детей, в основном они выполнены без учета двигательной активности.

Привыкание детей к школе вызывает «перенастройку» всех регуляторных процессов организма. Сердце в связи с этим испытывает дополнительную нагрузку. Как на этом фоне добиться здоровьесберегающего эффекта? Так, известно, что в семь лет нежелательно использовать длительные мышечные нагрузки даже умеренной мощности. Вместе с тем, физические упражнения слабой интенсивности не обеспечивают увеличения функциональных возможностей сердца детей. Школьный урок физической культуры в силу разных причин (низкая моторная плотность, длительные интервалы между занятиями и т.д.) не обеспечивает достаточной мышечной нагрузки. Спортивная тренировка, напротив, благодаря высокой моторной плотности, обеспечивает эффект

7

долговременного действия. Но нередко на практике кумулятивный эффект обеспечивается не за счет функциональной зрелости органов и систем, а за счет исчерпания адаптационных ресурсов без учета онтогенетической энтропии детского организма (В.К.Бальсевич, 2000). В данном случае энергия метаболических процессов, которая должна расходоваться на рост и развитие, тратится на достижение максимального соревновательного результата. В то же время имеются данные на примере юных спортсменов-хоккеистов (Р.А.Абзалов, 1976, 1992), что есть и такие дети, которые достигают высоких спортивных результатов без ущерба для здоровья и функционального развития.

Несмотря на сложившееся устойчивое мнение, что гипокинезия в половозрелом организме есть по сути «состояние болезни» и срыва адаптации, (Н.Е.Панферова, 1977; Е.А.Коваленко, Н.Н.Гуровский, 1980; Г.И.Косицкий, 1987 и др.), необходимо учитывать, что в неполовозрелом организме ограничение двигательной активности реализуется на фоне естественных возрастных изменений, которые в значительной степени влияют на функциональное развитие и адаптационные способности детей.

Таким образом, учитывая недостаточную разработанность проблемы гипокинезии у детей первого и второго года обучения в школе нами реализован экспериментальный режим с постепенно усиленной двигательной активностью. В контрольных группах применялся режим с постепенно (умеренно) ограниченной двигательной активностью. Модель двигательного режима в экспериментальной группе в какой-то мере позволяла восстановить локомоторный режим под названием «неограниченная двигательная активность». Классификация двигательных режимов, которая нами использовалась, впервые была разработана по физиолого-педагогическому принципу профессором Р.А.Абзаловым (1985). В последующем получила развитие онтокинезиологическая теория профессора В.К.Бальсевича (2000), которая нашла методологическое отражение в нашей работе.

8

Цель исследования - изучение двигательной активности, физической работоспособности и вариабельности сердечного ритма у детей первого и второго года обучения в школе.

Задачи исследования:

1. Изучить возрастно-половые особенности проявления двигательной активности у школьников 7-9 лет в связи с учебной деятельностью.

2. Изучить влияние различных двигательных режимов на физическую работоспособность у детей первого и второго года обучения в школе.

3. Выявить возрастно-половые особенности вариабельности сердечного ритма в условиях различных локомоторных проявлений у детей, обучающихся в 1-2 классах.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Ограничение двигательной активности у детей первого и второго года обучения в школе вызывает изменения вариабельности сердечного ритма функционального характера.

2. Физическая работоспособность мальчиков и девочек 8-9 лет зависит от уровня спонтанной двигательной активности.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые:

- у детей 7-9 лет в условиях общеобразовательного учреждения на основе мониторинга спонтанной и организованной двигательной активности проведен двухлетний тренировочный процесс здоровьесберегающей направленности;

- у детей первого и второго года обучения в школе выявлен индивидуальный двигательный ритм, носящий адаптационно-компенсаторный характер;

установлен эффект аккумулирования мышечных нагрузок, обеспечивающий повышенный уровень как спонтанной (неорганизованной), так и организованной двигательной активности у детей 7-9 лет;

9

- выявлены особенности вегетативной регуляции сердечного ритма младших школьников в условиях систематической мышечной тренировки здоровьесберегающей направленности;

- выявлено, что у детей первого и второго года обучения в школе физическая работоспособность зависит от спонтанной двигательной активности.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные позволили исследовать локомоторный аспект физического воспитания школьников 7-9 лет. В программу по предмету «Физическая культура для общеобразовательных учреждений» внедрены теоретические положения моторного и функционального развития детей первого и второго года обучения в школе. Изучены особенности вегетативной регуляции сердечного ритма младших школьников в условиях систематической мышечной тренировки здоровьесберегающей направленности.

Апробация работы:

Материалы исследований доложены на: 14 научной конференции молодых ученых и специалистов Казанского государственного педагогического института (1993); Всероссийском симпозиуме «Растущий организм: адаптация к физической и умственной нагрузке» (Казань, 1994г); Всероссийской научной конференции «Нейрогуморальные механизмы регуляции сердца», посвященной 100-летию со дня рождения О.Д.Курмаева (Казань, 2004); Третьей всероссийской с международным участием школе-конференции по физиологии кровообращения, посвященной 250-летию Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова (Москва, 2004); Итоговой научно-практической конференции Казанского юридического института МВД России (Казань, 2004); Международном конгрессе «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке», (РАМН, Москва, 2004); XIX съезде Физиологического общества им.

10

И.П.Павлова (Екатеринбург, 2004); Всероссийской научной конференции «Теоретические основы физической культуры» (Казань, 2004).

Материалы исследований использовались при подготовке программы по предмету «Физическая культура для общеобразовательных учреждений», утвержденной и внедренной в учебный процесс Министерством образования Республики Татарстан.

Модель двигательного режима младших школьников, а также наши теоретические положения нашли апробацию в Московском институте открытого образования, ГУ НИИ общей патологии и патофизиологии РАМН (Н.Б.Панкова с соавт., 2004).

По теме диссертации автором опубликовано 11 печатных работ.

Структура и объем диссертации

Диссертация изложена на 145 страницах машинописного текста и состоит из введения, обзора литературы, собственных исследований, заключения, выводов, списка литературы, приложений.

Работа иллюстрирована 11 рисунками и 5 приложениями. Фактический материал сгруппирован в 17 таблицах. Список литературы включает 236 наименований, из них 202 отечественных и 34 зарубежные работы.

11 ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Двигательная активность как фактор функционального развития организма человека

Еще И.М.Сеченов обратил внимание на перспективность работ по изучению ритма мышечных сокращений и интервалов труда и отдыха с целью поиска оптимальной нормы двигательной активности и предупреждения утомления. Позднее, в 1928 году А.А.Ухтомским был окончательно сформулирован общебиологический принцип - «принцип усвоения ритма», лежащий в основе тренировки, производственного обучения, физических упражнений и трудовых актов человека. На этом основании профессором В.К.Бальсевичем выдвигается важное и принципиальное, на наш взгляд, положение. Он считает, что в основе возрастного развития и спортивного совершенствования могут лежать одни и те же принципы управления процессом формирования двигательных систем и их функций. По его мнению, таким общим принципом является принцип усвоения ритма, который актуален и в случае мышечной тренировки общефизической здоровьесберегающей направленности, что на детском контингенте изучалось фрагментарно.

При анализе состояния физического здоровья школьников следует исходить из концепции многокомпонентности и разнонаправленности воздействия двигательной активности и факторов окружающей среды на организм (Г.И.Косицкий, 1971, А.Г.Сухарев, 1972, 1991, 2004; A.Eder 1990; Н.Н.Куинджи, 1989; А.И.Зиятдинова, 1999; Eamon, 2001; Г.Г.Онищенко, 2001; Г.Д.Комаров с соавт., 2001; В.Р.Кучма, 2002; Р.ААбзалов, 2002; Н.Г.Цыренова, 2003; Г.Н.Крыжановский с соавт., 2003; Д.А.Димитриев с соавт., 2004 и др.). То есть проблема организации оптимального процесса физического воспитания развивающегося организма заключается в том, что на ритм моторного развития влияют многочисленные социальные, биологические, экологические и техногенные факторы. Последние часто

12

вступают между собой в антогонистические отношения, что приводит к истощению адаптационных ресурсов детского организма. Исследователем М.С.Омельянчик с соавт. (2004) выдвигается положение, что современные неблагоприятные экологические факторы, стимулируя и ускоряя адаптивные механизмы, в то же время способствуют включению механизмов преждевременного старения организма, называемого детской прогерией. Вместе с тем известно, что благодаря физиологическим механизмам пластичности, консервативности, избирательной мобилизации и самоорганизации (А.А.Маркосян, 1969; И.А.Аршавский, 1982; К.В.Судаков, 1999 и др.), адаптивные возможности развивающегося организма высоки и до конца не изучены.

Актуальность возраста «второго детства» продиктована сенситивностью этого периода, когда активизируются процессы созревания опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы в целом. Это влечет за собой отсроченные эффекты их развития в онтогенезе (И.О.Тупицын, 2000; И.А.Корниенко, 2000; М.М.Безруких, 2004 и др.). В функциональных системах поведенческих актов в это время отмечается повышение общей возбудимости, что служит предпосылкой развития новых нейродинамических структур. Именно в 7-9 лет раскрываются двигательные задатки и способности детей, закладывается основной фундамент моторного опыта человека, значение и актуальность которого для гармоничного развития личности трудно переоценить (Р.А.Абзалов, 2002).

Одной из важных проблем физиологии физической активности является гипокинезия - недостаточная двигательная активность современного человека. Это объясняется во многом разнонаправленностью развития в рамках общекультурного и физкультурного пространства мировой цивилизации. Так, в социуме присутствуют как динамичные социально-экономические факторы развития, носящие прогрессивный техногенный характер, так и деструктивные факторы пороговой «биологической цены» за эти темпы, что определяет научный поиск разрешения проблемы

13

здоровьесбережения в современном обществе. В контексте моторного развития современного человека можно выделить также две полярно-экстремальные кинезиологические точки. Это профессиональный, элитный по своей сущности, спорт и массовая, характерная большей частью для городских жителей, гипокинезия (К.Соорег, 1970; К.М.Смирнов, 1972; Р.В.Силла с соавт., 1980; R.J.Shephard, 1983; Н.М.Амосов, И.В.Муравов, 1985; Е.И.Чазов, 1985; Г.И.Косицкий, 1987; А.С.Чинкин, 1995; Х.А.Бекмансуров, 2001; Р.А.Абзалов, 2002 и др.). Имеются сведения, что вследствие гипокинезии увеличивается количество детей с дефицитом массы тела (Г.Н.Блинова с соавт., 2004).

Подвергая анализу локомоторную активность детей, необходимо уточнить, что означает сам термин «локомоция». В переводе с латинского языка «локомоция» означает передвижение (lokus - место, mozio -движение) - совокупность согласованных (скоординированных) движений и напряжений мышц и других тканей, благодаря которым живое существо меняет свое положение в пространстве (Н.Ф.Реймерс, 1991).

Литературный анализ показывает, что недостаточно изучены количественные и качественные характеристики двигательной активности развивающегося организма, влияние возрастно-половых факторов на локомоторную функцию детей 7-9 лет. Вместе с тем, приводятся результаты многочисленных работ по изучению механизмов и процессов формирования двигательных систем и их функций в онтогенезе человека от 3 до 65 лет (Р.М.Могендович, 1957; Н.И.Шлык, 1991, 1994, 2004; Ф.ГДембо, 1992; Р.Е.Мотылянская, 1979, 1994; H.Tanaka 1994; R.J.Sherhard, C.Bohard, 1996; R.Rausavljech et al., 1999; L.Raudstepp, T.Jurimai, 1998; R. M.Malina et al, 1998; М.Г.Мустафин, 1984; Ю.С.Ванюшин, 1986, 1998, 2001; Ф.А.Иорданская, 1998; И.П.Ратов, 1959-1999; Р.Р.Нигматуллина, 1999; Р.А.Абзалов, 1971-2004; R.Kavey, E. W. Daniels, S.R.Lauer et all., 2003; М.М.Безруких, Д.А.Фарбер, 2000; Х.А.Бекмансуров, 1973, 2001; И.Х.Вахитов, 1999, 2005 и др.).

14

В настоящее время имеется много работ, которые раскрывают механизмы адаптации кардиореспираторной, нейроэндокринной систем детей к школьным факторам в процессе введения инновационных педагогических технологий на фоне неблагоприятных влияний среды. Однако, экспериментальных исследований, посвященных изучению моторной функции и механизмов регуляции сердечного ритма младших школьников, недостаточно. Известно, что «школьная гипокинезия» вызывает у детей формирование долговременной пассивной адаптации, возникновение функциональных сдвигов и компенсаторных изменений в состоянии нервной, сердечно-сосудистой, гуморальной систем, опорно-двигательного аппарата (М.В.Шайхелисламова с соавт., 2000).

Известно, что удовлетворение любой потребности животных и человека выступает в роли полезного для организма приспособительного результата (К.В.Судаков, 1999). Это, несомненно, относится и к биологической потребности в мышечной активности (кинетический, динамический, статический режимы работы). Она в процессе жизнедеятельности определяет всю двигательную деятельность человека: будь то профессиональная, военная, бытовая, спортивная, творческая и т. д. Это подтверждает неоспоримую важность изучения и познания внутренних биологических механизмов развития двигательной сферы человека.

В литературных источниках часто применяется такой термин, как «привычная двигательная активность», то есть такая локомоторная активность, которая устойчиво проявляется в процессе жизнедеятельности. Привычная двигательная активность, в свою очередь, может не соответствовать биологической потребности (А.Г.Сухарев, В.Р.Кучма, 2000). Этот тезис ставит задачу разграничения, где есть привычная двигательная активность, а где - биологическая двигательная потребность как таковая. Мы полагаем, что в данном случае переплетаются биологические и социальные факторы, лежащие в основе сохранения здоровья, поэтому в рассматриваемом контексте следует разделять уровень развития моторных

15

способностей (биологический фактор) и степень проявления этих способностей (социальный фактор), что не одно и то же (Р.А.Абзалов, 2002). Термин «привычная двигательная активность» уместней употреблять как понятие гигиеническое, бытовое, ввиду того, что он не несет в себе достаточной физиологической нагрузки, что предопределило выбор нами термина «спонтанная двигательная активность».

Вопрос, является ли естественная или спонтанная двигательная активность детей стимулируемой, то есть увеличивающейся, возрастающей под воздействием педагогического фактора в виде мышечной тренировки, или она является консервативной, латентной величиной, - по литературным данным остается в плоскости эмпирических предположений. До конца не ясно, каким образом детерминируются у детей младшего школьного возраста два основных компонента кинезиологического потенциала: стимулируемый (организованная двигательная активность) и нестимулируемый (неорганизованная двигательная активность) (Р.А.Абзалов, 1985; В.К.Бальсевич, 2000). Необходимость понимания этих процессов продиктована потребностью в научной организации двигательного режима школьников, что особенно важно для детского спорта (Р.Е.Мотылянская, 1979; S.Ruminski, 1989; С.В.Хрущев, 1980; S.Malbran, 2001; И.Х.Вахитов, 2005 и др.).

Проблематика многолетних форсированных «спортивных» нагрузок, начало которых приходится на период детства, заключается в том, что не найдены доказательства положительного отставленного эффекта от таких воздействий. Это может объясняться выбором противоречивой методики мышечной тренировки, носящей, в лучшем случае, эмпирический, а в худшем - насильственный характер. Более того, проблема нагрузок в спорте усугубляется при резкой смене двигательного режима, а также на поздних этапах онтогенеза (К.Соорег, 1970; H.Mellerowicz, 1980; Ф.Г.Дембо, Э.В.Земцовский, 1992; В.К.Бальсевич, 2000).

16

Наиболее известные работы по изучению и физиолого-гигиеническому нормированию двигательной активности детей, выполненные в разные годы, принадлежат отечественным исследователям: Р.А.Абзалову (1971, 1987), Р.В.Силла (1968, 1980) А.Г.Сухареву (1972, 1991), Н.Т.Лебедевой (1973).

Так, в фундаментальных исследованиях члена-корреспондента РАМН профессора Сухарева А.Г. выявлена тесная корреляция между уровнем двигательной активности детей и развитием у них мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем, а также степенью иммунологических реакций и сопротивляемости организма. Профессором Абзаловым Р.А. впервые показана тесная связь между насосной функцией сердца, хронотропной реакцией и механизмами экстракардиальной регуляции в зависимости от различных двигательных режимов - от неограниченной двигательной активности, до гипокинезии развивающегося организма.

Литературный анализ показывает, что логика развития науки и практики в области моторной активности, разработка модельных характеристик и технологий физического воспитания не может обойтись без определенного заимствования элементов прогрессивных технологий из практики спортивной подготовки элитных атлетов и олимпийского резерва в системе физического воспитания в образовательных учреждениях (В.К.Бальсевич, 2000). Нам представляется, что спортизация физического воспитания в школе может в определенной мере решить проблему гипокинезии, что, однако, требует комплексного изучения и взвешенного подхода. Так, академик РАО Безруких М.М. считает введение новой педагогической технологии в виде спортизации физического воспитания в школе преждевременным и не апробированным шагом (доклад на Международном конгрессе «Здоровье, обучение, воспитание детей, подростков и молодежи в XXI веке» 12-14 мая 2004 г., г.Москва).

В рамках реализации федеральной программы «Молодежь России (2001 - 2005 г.г.)» под эгидой Государственного комитета по физической культуре и спорту России профессором Столяровым В.И. разработана инновационная

17

спартианская технология оздоровления детей и молодежи, которая внедряется в образовательных учреждениях города Москвы (О.И.Самусенков, 2004).

На сегодняшний день поиск оптимальных организационно-педагогических моделей физического воспитания в школе продолжается. Вместе с тем, имеются исследования (Л.А.Колосовская, 2004), что увеличение двигательной активности посредством введения в двигательный режим младших школьников ежедневных уроков физической культуры, положительно влияет только на детей 1-2 группы здоровья и отрицательно на детей 3-4 группы здоровья (нарушения проводимости миокарда и миграция водителя ритма сердца). Это объясняется методикой проведения уроков, не учитывающей решения здоровьесберегающих задач.

Имеющаяся на сегодняшний день урочная форма организации физического воспитания, как показывает литературный анализ, не в состоянии обеспечить полноценную компенсацию имеющегося дефицита моторной активности школьников. Вместе с тем полагаем, что перед урочной формой данная задача и не должна ставиться. Рассматривая этот вопрос с педагогических позиций, можно утверждать, что перед уроком физической культуры в школе выдвигаются, прежде всего, образовательно-дидактические задачи. Равно такие, как перед другими школьными предметами, реализующими свои программы обучения, например, по математике, иностранному языку, музыке и т.д.

Имевший место кризис общей теории физической культуры в конце прошлого века (Н.Н.Визитей, 1986; Г.Г.Наталов, 1998; Ю.В.Верхошанский, 1998; Л.П.Матвеев, 1998; Л.А.Бутченко, 1998; В.К.Бальсевич, 1999 и др.), оказал свое негативное влияние на развитие школьной системы физического воспитания. Но в начале XXI века стали наблюдаться положительные тенденции в развитии научного кинезиологического знания. Так, в области физкультурологии на основании взглядов П.Ф.Лесгафта сложилось мнение, что школьный урок физической культуры должен решать приоритетные

Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24939.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.