У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Теория пропорций Aльбректа Дюрера
Количество страниц 162
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24940.doc 
Содержание Содержание
4 ВВЕДЕНИЕ... 4

ГЛАВА 1. ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В

* ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖНИКОВ ЭПОХИ

ВОЗРОЖДЕНИЯ (на примере научно-творческого наследия Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера)... 14

1.1. Гармония численньк отношений в истории развития учения о пропорциях тела человека... 16

1.2. Трактаты Дюрера как научный итог художественно-(0, творческого поиска законов соразмерности в немецком

Возрождении... 31

1.3. Соотнесение «Тетрадей по анатомии» Леонардо да Винчи

с трактатами Альбрехта Дюрера о пропорциях человека.. 42 ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА В АСПЕКТЕ УЧЕНИЯ

О ПРОПОРЦИЯХ... 58

2.1. Анатомо-физиологические основы конституции человеческого тела (на основе научно-естественных исследова-

* ний)... 59

2.2. Изучение вопросов пропорциональности во второй половине XX в... 71

ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ПРОПОРЦИЙ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА НА МАТЕРИАЛЕ ТРАКТАТОВ И РИСУНКОВ ДЮРЕРА (к опыту реконструкции)... 91

3

3.1. Визуальное восприятие и способы изображения пропорций человека, изложенные в трактате «Руководство к измерению. ..»... 92

3.2. Анализ методов измерения человеческого тела, представленных в трактате «Четыре книги о пропорциях»... 105

3.3. Исследование гармонии численных отношений в рисунках, показанных в трактатах Дюрера... 119

ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 138

БИБЛИОГРАФИЯ... 140

СЛОВАРЬ... 154

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ... 162



Введение



Введение

Альбрехт Дюрер (1471 - 1528) является великим немецким художни-ком и учёным эпохи Возрождения. На время его творчества в Германии приходится расцвет искусства Возрождения, который был назван искусствоведами эпохой Дюрера. В искусствоведении имеются глубокие исследования творчества Альбрехта Дюрера, посвященные его трактатам. Первыми анализируются и каталогизируются гравюры Дюрера. Чуть позже появляются монографии, изучающие биографию Дюрера на фоне общественных и исторических событий его времени (Сидоров А.А., Либман М.Я., Людеке X., Ульман Э.). Во многих научных трудах рассматривается его творчество (Нес-селышраус Ц.Г., Сидоров А.А., Степанов A.M.), или освещаются его научные познания (Матвиевская Г.П., Фэнзен X., Юсти Л., Муспер X., Штек М). Почти все они представляют собой весьма интересные геометрические схемы, в которых выявляется структура композиции, но, как правило, не изучаются численные закономерности пропорций, показанные Дюрером в его рисунках.

Одни труды посвящены Дюреру - художнику, другие дают представление о Дюрере как о великом учёном своего времени. Тем не менее тема, которая рассматривала бы его не только как художника, но и как учёного, во взаимосвязи этих двух разных сторон, так ярко проявившихся в одном человеке, является недостаточно раскрытой. Так, в отечественных научных изданиях, изучающих теоретическое наследие Дюрера, не уделяется внимание выявлению метода пропорционирования, показанного художником в его рисунках, иллюстрирующих трактаты.

В этой связи наиболее интересными представляются работы немецких исследователей, такие как «Учение о пропорциях» Э. Ульмана (Ernst Ullmann «Die Lehre von den Proportionen»), «Золотое сечение» О. Хагенмайера (Otto Hagenmeier «Der Goldene Schnitt»).

5

Дюрер был не только великим художником, но и разносторонним учёным, исследовавшим многие актуальные проблемы современной ему науки. Он занимался геометрией, теорией перспективы, картографией, астрономией, конструировал, инструменты для проведения научных опытов.-Конечно,-всё

• • •.

это находило своё отражение в его творчестве, искусстве, в котором он про-

S

являл себя как мыслитель, изображая лишь то, что им продумано и понято. В

науке он искал ответы на вопросы, которые возникали у него из стремления понять законы гармонии окружающего мира. Эти законы были важны для него и как для профессионального художника, и как для творческого представителя гуманизма немецкого Возрождения.

Для его искусства были характерны два противоположных направле-

^ ния. Первое состояло в том, что, занимаясь поиском проявления закона про-

порциональности в человеческой фигуре, он как учёный пытался рационалистически объяснить мир. Второе выражалось в мистической вере художника в идеал красоты. Об этом свидетельствует частое обращение Дюрера к античным и мифологическим сюжетам.

Дюрер считал, что изобразительное искусство не может существовать отдельно от науки. В своём трактате «Книга о живописи» Дюрер пишет: «я намерен выбрать легчайший известный мне путь, чтобы показать, ничего не

* утаивая, как следует измерять и расчленять человеческую фигуру. И я прошу

также всех, кто владеет основами этого искусства и может показать это своими руками, изложить это ясно для всех, чтобы не нужно было больше идти длинным и трудным путём. Я надеюсь зажечь здесь маленький огонёчек. И если все вы будете вносить в это искусные улучшения, со временем из него может быть раздуто пламя, которое будет светить на весь мир» (Дюрер, 44, Т. 2, с. 12). По его мнению, каждый художник должен обладать некоторыми научными, математическими познаниями, что позволит ему более успешно творить в искусстве. Математические познания делают глаз художника более точным и помогают ему проанализировать свою работу. В своём художественном наследии Дюрер оставил множество рисунков, посвященных

6

поиску красоты и гармонии в пропорциях. Однако, он не оставил описаний математического метода, в котором бы обосновал результаты своих математических разработок.

ш

Несмотря на множество искусствоведческих работ, посвященных анализу творчества А. Дюрера, трудов по изучению пропорций в его трактатах «Руководство к измерению...» и «Четыре книги о пропорциях», в доступной литературе не выявлено. Настало время с научной точки зрения рассмотреть эти яркие стороны феноменальной личности Дюрера, провести анализ пропорциональности в работах выдающегося художника и учёного в целостном понимании его научно - графического наследия. Актуальность исследования.

ф Альбрехт Дюрер (1471 - 1528) - художник и учёный, педагог и теоре-

тик искусства. Характерной особенностью творчества и теоретических исканий Дюрера было не только опытное изучение гармонии в природе, но и математическая система построения композиции и пропорций. Дюрер оставил множество рисунков в качестве наглядных иллюстраций, раскрывающих поиск гармонии в пропорциях, не сформулировав определённого метода и полностью не обосновав результаты своих исчислений. Несмотря на обращение предшествующих исследователей к теории пропорций Дюрера, не было най-

* дено основы, составляющей соразмерность в рисунках Дюрера, иллюстри-

рующих его трактаты.

Изучение пропорциональности человеческого тела в рисунках Альбрехта Дюрера является востребованным в теории композиции, для дальнейшей разработки теории соразмерности - одного из ведущих средств изобразительного искусства. Знание пропорций человека, представленных в графическом и научном наследии Дюрера, важно при обучении молодых художников на всех этапах теоретического обучения и закрепления этих знаний при выполнении практических заданий.

При разработке и создании объектов архитектуры, дизайна, произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства теория пропор-

7

ций является одним из факторов создания гармонии произведений. В решении этой задачи должны быть с разных сторон обозначены те критерии соразмерности, которые всё ещё нуждаются в совершенствовании. Дальнейшее изучение теоретического наследия великих художников и теоретиков искусства Возрождения является дополнительным фактором и стимулом процес- сов исследования творений прошлого. Эти знания оказываются востребованными не только в искусстве, но и в смежных с ним областях — антропологии, археологии, спортивной метрологии (как науки об особенностях телосложения спортсменов). Кроме того, необходимо продолжить познание исторического материала фона, на котором происходило развитие художественного творчества и научных разработок Дюрера, обсудить их во взаимосвязи с другими мастерами эпохи Возрождения, прежде всего Леонардо да Винчи. Таким образом, данное исследование является необходимым этапом на пути познания основ теории пропорций, являющейся основой целостной композиции.

Степень научной разработанности проблемы.

Соразмерность тела человека является важнейшим предметом исследования не только в теории искусства, но и в художественном творчестве. В изучении научного и творческого наследия Дюрера наибольшее внимание уделялось художественному творчеству мастера немецкого Возрождения. Значительно меньше специальных работ, посвященных его научной деятельности, анализу его теоретических разработок в области изобразительного искусства.

К научным трудам, в которых освещаются в основном его научные познания, относится, например, исследование — М. Штек «Альбрехт Дюрер как теоретик искусства» (М. Steck. Albrecht Diirer als Kunsttheoretiker. Halle, 1948).

Большинство таких работ направлено на выявление интересных геометрических схем, на основе которых показывается структура композиции. Тем не менее, ещё недостаточно изучены численные закономерности про-

8

порций, присущие рисункам Дюрера. Наиболее интересными в этой области представляются работы немецких исследователей: «Сконструированные фигуры и головы в трудах Альбрехта Дюрера» Л. Юсти (Ludwig Justi. Konstruierte Figuren und Kopfe unter den Werken Albrecht Durers. Leipzig, 1902), «Учение Дюрера о математике и изобразительном искусстве» М. Ште-ка (Max Steck. Durers Geschtaltlehre der Mathematik und der bildenden Kiinste. Zurich, 1961), в которых авторы проводят анализ работ Дюрера. В первой работе - это анализ соотношения частей тела в фигурах, во второй - анализ перспективы и соотношения фигуры с пространством картины.

«Библиография» трудов о Дюрере, созданная Г.В. Зингером в 1903 году, содержит свыше 2 тысяч книг и статей о художнике. В работе А.А. Сидо- рова «Дюрер» (М.: ОГИЗ, 1937) приводится достаточно полная библиография основных трудов, посвященных творческому и научному наследию Дюрера. Значительное исследование творчества А. Дюрера провела Г.П. Матви-евская (Альбрехт Дюрер - учёный. М: Наука, 1987). В данном труде теория пропорций тела человека не обсуждалась. Внимание автора было обращено на работы Дюрера по геометрии (теория кривых, построение правильных многогранников, трисекция угла и другие задачи). Существенное место отведено вопросам разработке перспективы, шрифта, работам Дюрера по карто- графии.

Одни труды посвящены Дюреру - художнику, другие дают представление о Дюрере как о великом учёном своего времени. Тем не менее тема, которая рассматривала бы его не только как художника, но и как учёного, во взаимосвязи этих двух разных сторон, так ярко проявившихся в одном человеке, является недостаточно раскрытой. Так, в отечественных научных изданиях, изучающих теоретическое наследие Дюрера, не уделяется внимание выявлению метода пропорционирования, показанного художником в его рисунках, иллюстрирующих трактаты.

В этой связи наиболее интересными представляются работы немецких исследователей, такие как «Учение о пропорциях» Э. Ульмана (Ernst U11-

9

mann. Die Lehre von den Proportionen. Dresden, 1958), «Золотое сечение» О. Хагенмайера (Otto Hagenmeier. Der Goldene Schnitt. Miinchen, 1963).

В современных исследованиях существуют различные пути изучения пропорциональных зависимостей человека, например, рассматриваемые в работах Ле Корбюзье, И.Ш. Шевелёва, И.П. Шмелёва, П. А. Кудина. Имеются глубокие антропологические исследования тела человека и их метрические измерения у таких авторов как Э.Кречмер, Г.И. Акинщикова, М.Ф. Ива-ницкий и др. Однако, данные исследования ещё не нашли необходимого использования в теории искусства.

Объект исследования - научное и художественно-графическое наследие Дюрера.

Ф Предмет исследования — гармония пропорциональных отношений в

членениях тела человека, проявляющаяся в числах «золотого сечения», имплицитно содержащихся в рисунках и трактатах Дюрера.

Границы исследования определены изучением и анализом теории пропорций Альбрехта Дюрера.

Цель исследования - раскрыть числовую основу, выражающую пропорциональную взаимозависимость членений тела человека в рисунках Дюрера.

* Гипотеза исследования: основу соразмерности в рисунках Дюрера со-

ставляют пропорциональные отношения, выраженные числами «золотого сечения».

В решении поставленной цели и для подтверждения выдвинутой гипотезы исследования предполагается решение следующих задач:

1) рассмотреть основные положения учения о пропорциях Дюрера;

2) соотнести методы изучения пропорций в трактатах и рисунках Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера;

3) обобщить разработанные различными авторами критерии определения конституциональных типов человека;

10

4) сравнить современные представления о конституциональных типах человека с фигурами, показанными Дюрером в трактате о телосложении и пропорциях;

5) показать современные принципы анализа соразмерности тела человека и соотнести их с учением о пропорциях Дюрера;

6) проанализировать способы перспективного изображения натуры, показанные в трактатах Дюрера, и их роль в формировании его метода изучения пропорций;

7) представить соразмерность чисел в рисунках Дюрера как взаимосвязь

гармоничных пропорций.

Методологическая основа и методы исследования основывается на сочетании культурно-исторического, композиционно-художественного, герменевтического, сравнительного, типологического логико-математического подходов к изучению материала, связанного непосредственно или косвенно с темой диссертации.

Существенное влияние на методологию диссертационного исследования оказали математические работы таких авторов как Г. Вейль, А.В. Шубников, В.А. Копцик, К. Берка, О. Хагенмайер, а также работы, посвященные изучению физиологических и психологических особенностей человека: Э. Кречмер, Г.И. Акинщикова, Г.С. Туманян, В. Бунак. Несмотря на то, что антропологические труды последних авторов напрямую не связаны с областью данного исследования они позволили по-иному и целостнее увидеть проблему, точнее сравнить обе яркие стороны феноменальной личности А. Дюрера, полнее рассмотреть его художественно-теоретическое наследие, ближе подойти к тем основам теории пропорций, которые выдвинуты учёным-художником в его трактатах.

Научная новизна исследования:

- впервые подвергнута анализу теория пропорций, содержащаяся в теоретических трудах Альбрехта Дюрера;

11

- впервые основные конституциональные типы, показанные Дюрером, были соотнесены с современными представлениями о телосложении человека;

- впервые в схематических рисунках членений головы человека, сделанных Дюрером в трактате о пропорциях, выявлены числа «золотого сечения»;

- впервые множество разнообразных чисел членений тела человека, полученных при анализе рисунков Дюрера, путём их преобразования, сведено только к четырём первым числам последовательного ряда «золотых отношений».

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что предложенный в рисунках Дюрера метод анализа членений тела человека позволяет:

- расширить теоретико-методическую базу для исследования пропорций в произведениях изобразительного искусства;

- использовать числовые выражения пропорций, показанные Дюрером, в дальнейшей теоретической разработке соразмерности тела человека, связанной с особенностями его анатомического и физиологического строения;

- показать неисчерпаемость и своеобразие пропорциональности, которая реализуется одним и тем же мастером искусства в его научном и творческом опыте;

- обосновать необходимость использования теории пропорций Дюрера при разработке теории композиции в изобразительном искусстве.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертационного исследования могут занять определённое место в таких специальных художественных дисциплинах, как теория композиции, пластическая анатомия, перспектива; они могут быть использованы при написании учебного пособия о пропорциях, а также адаптированы к задачам пропорционирования в современной художественной практике.

Рекомендации по использованию результатов исследования. Пропорции «золотого сечения» охватывают все стороны имеющей границы,

12

целостной композиции, тем более при достижении гармонии в изображении фигуры человека. Поэтому предполагается, что использование результатов диссертационного исследования будет полезно при проведении теоретических бесед на практических занятиях по рисунку и живописи; для создания видео и мультимедийных учебно-методических материалов, наглядных пособий с изображением различных пропорциональных систем, в том числе - пропорций человеческого тела различной конституции «по-Дюреру»; при изучении творчества А. Дюрера в лекциях по истории и теории изобразительного искусства.

Апробация исследования. Основные положения исследования были представлены: в докладах на Международной научной конференции «Региональная информатика - 2000» (СПб., май 2000г.); Научно-педагогической конференции «Проблемы методологии педагогических исследований в художественном образовании» (СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, апрель 2002 г.); Международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование - 2002» (СПб., октябрь 2002 г.); на 60-ой научной конференции профессоров, преподавателей, научных работников, инженеров и аспирантов Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПб., февраль 2003 г.). Диссертация обсуждалась на кафедре рисунка РГПУ им. А.И. Герцена в рамках научного семинара.

На защиту выносятся следующие положения:

- три основных типа телосложения, изображённые в трактатах Дюрера, соответствуют современным представлениям о конституциональных типах человека;

- показано, что в рисунках Дюрера, иллюстрирующих его теорию пропорций, главные членения тела человека выражены числами «золотого сечения»;

- дано обоснование числовой закономерности, выявленной в рисунках Дюрера;

13

- проведена параллель между числовой закономерностью пропорций, показанной Дюрером, и математическими теориями, сформулированными в XX веке отечественными и зарубежными теоретиками пропорций.

Достоверность результатов и основных выводов диссертации обеспечивается выбранной методикой проведения исследования, которая базируется на комплексном анализе средств гармонизации произведений изобразительного искусства, теории композиции и эстетики; отвечает основным положениям пропорциональности как художественного средства творческого процесса. Выводы проведённого исследования подкреплены разработками в области теории искусства и математики, адаптированной к задачам анализа соразмерности художественных произведений.

14

ГЛАВА 1. ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖНИКОВ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (на примере научно-творческого наследия Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера)

В главе даются общие представления о художественной и научной жизни эпохи немецкого Возрождения, в которой сформировался один из великих представителей этого времени. Показываются научно-творческие связи между итальянским и немецким Возрождением, вершинами художественно-творческого мышления которых являлись Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер. Делается акцент на необходимости изучения их теоретического наследия, которое у мастеров Возрождения сочеталось с творчеством во взаимной обусловленности и единстве.

Немецкое Возрождение неразрывно связано с развитием искусства во всей Европе. Общие тенденции в европейской художественной культуре определялись и развивались в строгих границах средневекового канона. Однако, в XIV — XVI веках в европейских государствах, немецких землях начинается бурное развитие национальных культур, проявляется стремление освободиться от всеобъемлющего воздействия римской католической церкви. Это проявлялось, например, в усилении влияния заказчика на творчество художника, либо в обретении большей творческой свободы исполнителя. Поэтому искусство стран Европы, несмотря на то, что отдельные его школы шли разными путями, активно стремилось к становлению своего национального, в данном случае, немецкого Возрождения.

Для искусства немецкого Возрождения характерны: обращённость к реальности, выявление сущности человека как важного элемента мироздания, и в меньшей мере опора на античность. Художники использовали в своих произведениях сюжеты античной истории, но решали их с позиций на-

15

ционального творчества. Таким образом, античность играла важную, но не главную роль в искусстве немецкого Возрождения.

Тематика произведений остаётся в основном религиозной, но решается уже в более светском духе, в обращении к реальной действительности. Чтобы найти наиболее гармоничные пропорции фигуры человека, художники концентрируют внимание на его изображении в связи с пространством, что вызывает необходимость заниматься вопросами композиции.

Композиция - это построение художественного произведения, обусловленное спецификой вида искусства, содержанием, назначением произведения и замыслом художника (Словарь, 109). «Композиционное начало, подобно стволу дерева, органически связывает корни и крону, все ветви, ответвления, побеги изобразительной формы. Композиция есть форма существования картины как таковой - как органического целого, как смыслового единства.

Бессмысленно критиковать теорию искусства за то, что она именно теория и как таковая не отражает непосредственно чувственную прелесть искусства. Теорию искусства следует судить по законам, ею самой над собою признанным, то есть с позиций науки» (Даниэль, 38, с. 5 - 9.).

«Анатомирование» художественного произведения это необходимый шаг на пути познания его идеи и смыслового содержания. Искусствознание, понимаемое как область научного знания, нуждается и в точных данных о структуре изучаемого явления, а потому должно, образно говоря, «рассекать», «измерять» и «взвешивать», но только методами адекватными объекту изучения - искусству. В данном случае необходимо не абсолютизировать научный подход, а выделять с его помощью своеобразия форм, взаимосвязи и взаимовлияния компонентов и целого. Рассмотрение взаимосвязей выделенных компонентов ведёт к пониманию «психо-физиологии» произведения как художественного организма, позволяет понять его функциональную целостность в процессе его восприятия.

16

Живопись, адресованная прежде всего визуальному восприятию, часто создаёт иллюзию быстрого понимания - видимое как бы исчерпывает смысл произведения, между тем как шедевру литературы посвящают целые тома исследований. Подобное отношение к картине нередко сводится к описанию изображённого в нескольких абзацах текста. Поэтому более детальное рассмотрение и изучение художественного произведения является основой его понимания, что никоим образом не должно вступать в противоречие с его эмоционально-чувственным восприятием.

1.1. Гармония численных отношений в истории развития учения о пропорциях тела человека

Начальные вехи развития. По выражению Эрвина Панофского, история развития теории пропорций человека отражает историю стилей, понимая под теорией пропорций систему установления математических отношений между величинами различных членов тела. Важно знать, какой системы пропорций придерживались художники того или иного периода в искусстве, какие реальные пропорциональные отношения были предпочтительными в данное время, в чём состояло своеобразие пропорций, вносившее свою лепту в становление стиля эпохи искусства. «Существует, например, коренная разница между методом древних египтян и методом Поликлета. Разница столь значительная, а главное, такого свойства, что в ней находят своё отражение основные различия между искусством древнего Египта и классической античности». (Панофский, 101, с. 77)

Египтяне осуществляли разделение плоскости каменной плиты или стены путём нанесения сетки равных квадратов, которая предшествует рисунку, во многом предопределяет структуру конечного результата. Египетская сетка квадратов была нужна не только и не столько для механического переноса изображения. Она имела конструктивное значение и могла с успехом применяться как при установлении размеров, так и при определении

17

движений. Человеческая фигура, созданная египтянином, воспроизводит и форму и функцию изображённых персонажей. У египтян о соразмерности статуй судят не с точки зрения представления, получаемого в соответствии с реальным видением: «они пользуются одной и той же аналогией от наименьшей величины до наибольшей и создают симметрию, соразмерность

1

живого существа путём разделения всей величины его тела на 21 и ~ части»

(Михайлов, 92, с. 37).

Принципы изобразительного искусства греческой архаики ещё в некоторой мере напоминают нам египетское искусство. Развитие классического стиля, постепенно вытесняющего архаику, как раз и состояло в признании определяющими художественными ценностями тех пропорций, которые не применялись египтянами. Например, классическое греческое искусство стало учитывать изменение пропорций, вызываемых физическими движениями; перспективные сокращения форм и пространства — результата зрительного процесса, а также необходимость корректировать форму на основе оптического впечатления зрителя.

Характер античной теории пропорций связан с отчётливо выраженной установкой на нормативность и гармонию. Греческая художественная теория, начиная с элементарного изображения пропорций человеческой фигуры, разделённой естественным образом на торс и отдельные члены, далее стремится последовательно изучать особенности соотношения частей между собой и с целым. Приближённые представления о теории греков можно увидеть, обратившись к системе, в соответствии с которой выверены размеры фигур в первой книге трактата Альбрехта Дюрера о человеческих пропорциях. Все размеры этих фигур выражены в простых дробях общей длины, что для теории пропорций греков верно, но лишь отчасти.

Учение о числе вошло у древних греков в основание гармонии. На первых ступенях познания древние греки отметили красоту архитектоники космоса («космос» - порядок, прекрасно устроенный, «хаос» - беспорядок). Ос-
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24940.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.