У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Традиционный театр теней В арабских странах философско-эстетические аспекты зрелища
Количество страниц 176
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24973.doc 
Содержание Содержание
Введение.

Глава I.

Культурно-исторические условия возникновения и

распространения теневых представлений на Ближнем Востоке

Дальневосточные корни арабского театра теней...19

Влияние религиозной доктрины ислама...25

Понятие «тени» в арабской культуре и в языке...27

Виды представлений театра теней...32

Ритуальный календарь театра теней...36

Глава II.

Литературная основа представления

Традиции устных жанров в арабской литературе...48

Типология сюжетов...53

Композиция и жанровые особенности пьес...59

Типология персонажей...70

Глава III.

Театр теней как зрелище

Природа исполнительского искусства...81

Теневая кукла: эстетика и технология...90

Устройство игрового пространства...100

Способы художественной организации игрового пространства...103

Акустическая среда...105

Заключение...109

Библиография...114

Приложение 1. Сопроводительный иконографический материал...143

Приложение 2. Изложение сюжетов традиционных представлений

теневого театра...148

Приложение 3. Тексты пьес традиционного театра теней...176

Введение



Введение

Театр теней в странах бассейна Средиземного моря на протяжении многих веков являлся самым популярным видом народного театра. В Западной и Юго-Восточной Азии, откуда он пришел в арабские страны и уже позднее распространился далее на запад, некоторые формы традиционных теневых представлений почти в неизменном виде сохранились до сегодняшнего дня. Культурой же арабских народов это искусство почти утрачено.

Вместе с тем в профессиональной среде деятелей арабского театра заметен живой интерес к возрождению национальных традиций. В современной культуре грамотное обращение с забытыми видами фольклорного искусства требует глубокого изучения истории вопроса, детального анализа всех элементов спектакля, подробного исследования законов построения лежащего в основе представлений текста, тщательного восстановления забытых или полностью утраченных технологий.

В данном диссертационном исследовании анализируются культурно-исторические условия возникновения и распространения теневых представлений на Ближнем Востоке, разбирается литературная основа спектакля, выявляется уникальная зрелищная природа театра теней.

Актуальность настоящей диссертационной работы обусловлена практической востребованностью научного исследования, выявляющего взаимовлияние и взаимопроникновение отдельных явлений культуры разных стран и направленного в конечном итоге на восстановление в арабских странах многовековых театральных традиций.

Географические рамки диссертации включают в себя страны арабского мира, омываемые водами Средиземного моря. Древнейшие центры арабской цивилизации, основанные на этих землях, на протяжении многих столетий

4

играли определяющую роль в становлении культурных и торговых связей арабского Востока с азиатскими и европейскими государствами. Открытость внешнему миру и своеобразие культурных заимствований способствовали сохранению на этих территориях на протяжении нескольких веков и традиций театра теней.

Регион бассейна Средиземного моря является не только целостным природным и климатическим пространством, но также единым торговым, экономическим и политическим комплексом. Страны этого региона объединены литературным арабским языком и общей религией - исламом. Неудивительно, что в самых разных культурных явлениях этих стран обнаруживаются родственные черты. В то же время в средиземноморской части арабского мира традицию кукольного театра в целом и теневого в частности нельзя рассматривать как единую и однородную, ибо в каждой стране спектакли имеют яркие отличительные черты и уникальные особенности.

Так, например, турецкий театр теней, в котором главным героем представлений является Карагёз, оказал огромное влияние на развитие театрального искусства Сирии, Ливана и Палестины. В этих государствах выработались свои принципы построения пьесы, сложился оригинальный репертуар с относительно фиксированным набором персонажей, в технологии изготовления кукол сформировались свои особые законы. Так, в североафриканском регионе, включающем Арабский Магриб и Ливию, театр теней был известен в крайне упрощенной форме. Плоские теневые фигуры Туниса, Сфакса, Алжира, Константины, ливийского Триполи и других регионов в сравнении с роскошной орнаментикой египетских и красочностью сирийских кукол отличались предельной условностью и, соответственно, более ограниченной пластикой.

Несмотря на заметные различия в отдельных элементах теневых представлений, они получили широкое распространение во всех странах

региона, и продолжительное время являлись неотъемлемой частью религиозных ритуалов, государственных торжеств и семейных праздников.

Объединение столь обширного региона единой кукольной традицией и, в частности, представлениями с участием Карагёза (при разном спеллинге имени персонажа ), объясняется тем, что в самой природе теневого спектакля и его главного героя наиболее адекватно выражается специфика арабской культуры и национального менталитета. В этом типе зрелища жесткая традиционная форма спектакля, знакомая и привычная зрителям, всегда заполнялась живым актуальным содержанием, востребованным в самых разнообразных сферах социальной жизни. Как европейскую культуру трудно представить без карнавала и площадной комедии с Пульчинеллой и другими представителями этой кукольной семьи, так и арабскую театральную историю нельзя вообразить без театра теней, имеющего богатую интересную историю и в наши дни переживающего своего рода реанимационный период. Именно в нем наиболее ярко проявляется психология и отражаются философско-эстетические устремления нации.

Таким образом, в данной диссертации объектом исследования является театр теней как вид искусства, получивший наибольшее распространение в странах арабского мира, географически охватывающего государства Аравийского полуострова, Средиземноморского побережья и Северной Африки.

Предмет исследования - философско-эстетические аспекты арабского традиционного театра теней, его исторические корни, культурологические, социальные и религиозные факторы, определившие эстетику и национальную специфику зрелища.

1 В диссертации имя персонажа в спеллинге «Карагёз» используется для обозначения героя турецкого театра теней, а «Каракоз» - других национальных традиций.

Целью данного исследования является выявление и интерпретация содержательных составляющих спектакля арабского традиционного театра теней, а также изучение законов построения и исполнения теневого представления - уникального по своей религиозной и зрелищной природе. Ни географическая, ни хронологическая полнота охвата не ставились целью при изучении сущности явления.

При работе над диссертацией использовался междисциплинарный подход, в котором в качестве теоретических методов исследования применялись лингвистический, лексико-грамматический и

литературоведческий анализ текстов, сопоставительные и сравнительно-типологические описания действующих лиц и кукольных фигур теневых представлений; в качестве эмпирических - наблюдение за учебным процессом и экспериментальное обучение.

Научная новизна представленной работы заключается в комплексном исследовании технологических и художественных принципов, лежащих в основе традиционного теневого спектакля, в определении природы его уникальности, обусловленной как происхождением, так и многовековой историей взаимодействия с самыми разными формами и жанрами арабской народной культуры. Впервые в обиход российской театроведческой науки вводятся переводы на русский язык четырех пьес из репертуара театра теней, осуществленные автором диссертации.

Материал исследования. Диссертационное исследование проводилось на обширном источниковедческом материале, который включал в себя междисциплинарные работы по истории философии, религии, этнографии, фольклора и истории искусств изучаемого региона. Из специальных исследований автор опирался на работы, содержащие описания спектаклей, сделанные европейскими путешественниками, на труды востоковедов, на статьи и монографии арабских и европейских ученых - литературоведов, антропологов и театроведов, а также практиков театра. Помимо научно-исследовательских монографий, автор широко использовал

7

иконографический материал и собрание текстов пьес для театра теней на арабском языке.

Литература вопроса. Степень научной разработанности проблемы. Основным источником сведений о первых представлениях театра теней являются тексты арабских и европейских авторов, содержащие упоминания о спектаклях. Анализ и систематизация подобных свидетельств позволяет восстановить основные этапы зарождения арабских теневых представлений, пути развития этого вида искусства, его технологические и эстетические принципы.

Содержащаяся в трудах аш-Шаканди (умер в 1231 году), ат-Тифаши (1184-1253), аль-Хафаджи (умер в 1658 году) информация о первых теневых представлениях помогает сравнить ранее не встречающиеся в данном регионе виды театра с их аналогами, известными культуре других народов.

Воссоздание насыщенной атмосферы жизни восточных городов, колоритные описания народных праздников, ярмарок, национальных обычаев, являются историческим контекстом, необходимым для изучения арабских культурных традиций. Усилиями ученых, систематизировавших тексты и сюжеты театра теней, были возрождены имена великих мастеров -Шейха Сауда, Али ан-Нахля и Дауда аль-Манави, выступавших в Египте в XVI веке, Абу Абдель-Латыфа аль-Миамари, автора сирийских представлений рубежа XIX-XX веков. Изыскания арабских ученых дают возможность ознакомиться с репертуаром театра теней, оценить социальную значимость этого вида народного искусства, узнать имена прославивших его мастеров.

Наиболее исчерпывающий на сегодняшний день источниковедческий материал по истории театра теней на арабском и неарабском Востоке представлен в работе ливанского ученого Фарука Саада «Арабский театр теней»2. Это издание, включающее в себя обширный библиографический

2 Саад Ф. Арабский театр теней. Бейрут, 1986.

8

материал, сведения об авторах публикаций, обзор упоминаний о теневом театре в разные эпохи, статьи о мастерах и кукольниках, персонажах, пьесах и т.п., можно отнести к изданиям справочного характера. Оно имеет ярко выраженный описательный характер, не содержит научного анализа самого явления, не ставит целью выявление его истоков и причин его распространенности и популярности у арабов.

Самым теоретически изученным элементом теневых представлений является литературная основа спектакля. Большинство работ, посвященных арабскому театру теней, основано на литературоведческом анализе текстов и сюжетов пьес выдающегося мастера арабского театра теней Ибн Данияля Мосульского (1248-1311).

Первое детальное исследование рукописей пьес Ибн Данияля на арабском языке было предпринято Ибрагимом Хамадой и описано в книге «Театр теней и пьесы Ибн Данияля»3. Важно отметить, что из цензурных соображений автор купировал значительную часть сценического текста, полагая, что непристойности, содержащиеся в пьесах, оскорбительны для общественного вкуса. Тем не менее, эта работа, хоть и не в полном объеме, но впервые дала возможность арабскому читателю познакомиться с творчеством крупнейшего деятеля египетского театра теней.

Рассмотрение пьес для теневых представлений в контексте традиций арабской литературы было предпринято египетским исследователем Али ар-Райи. Автор прямо указывает на их связь с арабским литературным жанром макамы. В книге «Комические жанры от театра теней до Нагиба ар-Рихани»4 А. ар-Райи прослеживает закономерности развития египетской арабской комедии от средних веков до начала прошлого столетия. Большой научный

3 Хамада И. Театр теней и пьесы Ибн Данияла. Каир, 1960.

4 аль-Райи А. Комические жанры от театра теней до Наджиба аль-Рихани. Каир, 1971.

9

интерес представляет работа того же автора «Театр в арабском мире»5, одна из глав которой посвящена ранним театральным формам, где автор отмечает, что театр теней был известен в аббасидском государстве еще в VIII-X веках и считался самым возвышенным из всех видов зрелищных форм той эпохи.

Немецким востоковедам Паулю Кале6 и Георгу Якобу7 удалось записать сюжеты арабских теневых представлений в Египте, Сирии, Ливане, Ливии и Тунисе. Благодаря многолетней экспедиционной работе Пауля Кале, в распоряжении ученых оказалась уникальная рукопись «Диван кадс», содержащая тексты теневых пьес на египетском диалекте арабского языка и редчайшая коллекция теневых кукол, относящихся к разным эпохам теневых представлений в Египте. В настоящее время она хранится в Германии, в Кёльнском музее театрального искусства.

В самом начале XX века Георг Якоб составил обширный библиографический указатель по восточному театру теней8 Его книги и статьи, посвященные пьесам Ибн Данияля, являются ценным материалом для изучения сочинений знаменитого арабского писателя9. Восстановление и

5 аль-Райи А. Театр в Арабском мире. Кувейт, 1980.

6 Kahle P. Das islamische Schattentheater in Agypten // Zeitschrift fur Assyriologie. Bd. III. Apr., 1913. S. 103-109; Kahle P. Das Krokodilspiel //Nachr. Konig. Gesellschaft d. Wiss. Gott., Phil.-hist. klasse, 1915-1920. S. 277-359.

7 Jacob G. Das Schattentheatre in Seiner Wanderung vom Morgenland Zum Abendland. Berlin: Mayer & Muller. 1901; Jacob G. Der Leuchtturn von Alexandria ein Arabisches Schattenspiel aus dem Mittelalterlichen Agypten. Stuttgart: Kohlhammer, 1930.

8 Jacob G. Geschichte des Schattentheaters. Berlin: Mayer & Muller, 1907.

9 Jacob G. Al-Mutajjam, ein Altarabisches Schauspiel fur die Schattenbuhne Bestimmt von Muhammad Ibn Danijal. Erste Mitteilung iiber das Werk. Erlangen: Mencke, 1901; Jacob G. 'Agib ed-Din al-Wa'iz bei Ibn Danijal // Der Islam, Bd. IV, 1913, S. 67-71.

10

сохранение оригинальных текстов теневых представлений долгое время представляло цель научных исследований. В XX веке европейскими и арабскими учеными были опубликованы многие рукописи таких текстов. В собрания, составленные Куртом Прюфером, Энно Литтманном, Куртом Леви, Эдмоном Соссеем, Вильгельмом Гёнербахом, Хусейном Хиджази, Муниром Кайялем10, вошли не только архивные рукописи, но и тексты, исполненные рассказчиками специально для записи. Следует отметить также специальное издание, содержащее краткое изложение сюжетов пьес для театра теней, подготовленное М. Кведенфельдтом, Фридрихом Керном, Отто Шписом и Ахмедом Теймуром11

10 Prtifer С. Ein Agyptisches Schattenspiel. Erlangen: Mencke, 1906. - 151 s.; Littmann E. Ein Arabische Schattenspiele. Berlin: Mayer & Muller, 1901.-83 s.; Littmann E. Das Malerspiel. Ein Schattenspiel aus Aleppo // Sitzungsber. d. Heidelberger Ak. d. Wiss., Philos-hist. klasse, Mar. 25, 1918. - 50 s.; Littmann E. Ein arabisches Karagoz-spiel // Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft. Bd. LIV, 1900, S. 661-680; Levy K. La'bat elhota. Ein tunisisches Schattenspiel // Festschrift fur Kahle, Leiden, 1935, P. 119-124; Saussey E. Une farce de Karagueuz en dialecte arabe de Damas // Bulletin d'Etudes Orientales de Damas, vols. VII-VIII, 1937-1938, P. 5-37; Hoenerbach W. Das Nordafrikanische Schattentheater. Mainz, 1959; Хиджази Х. Театр теней и происхождение арабского театра. Дамаск, 1994; Кайяль М. Пьесы театра теней: Каракоз и Айваз в записанных вариантах. Бейрут, 1995.

11 Quedenfeldt M. Das Turkische Schattenspiel im Magrib // Das Ausland, 63 jahrg. Stuttgart, 1890. S.904-908, 921-927; Kern Fr. Das Agyptische Schattentheater // anhang zur Horovitz J. Spuren griechischer Mimen im Orient. Berlin. Mayer & Muller. 1905; Spies O. Tunisisches Schattentheater // Public d'hommage off. au P. W. Schmidt, Vienna, 1928, S. 693-702; Теймур А. Театр теней, игры и куклы у арабов. Каир, 1957; Теймур А. Игры арабов. Каир, 1948.

11

Оригинальные тексты алеппского театра теней, существующие в варианте грамзаписи 60-х годов XX века, в свою очередь также были опубликованы Аделем Абу Шанабом, Франсуа и Шерифом Хазнадарами, а также Сальманом Катайя12.

Таким образом, тексты арабских теневых представлений в настоящее время доступны либо в виде рукописей как отдельные манускрипты13 или в

Абу Шанаб А. Старинный арабский театр - Каракоз. Дамаск, без даты. Khaznadar F. & Ch. Le theatre d'ombres. Paris. 1978. Катайя С. Тексты театра теней из Алеппо. Дамаск, 1977.

13 Книга пьес Ибн Данияля «Призрак тени». Сохранились четыре рукописи этой книги:

Дом национальной книги. Каир (библиотеке Теймура). Шифр: 16/игры, Теймур; Рукопись библиотеки мечети аль-Азхар в Каире. Упомянута в указателе книг библиотеки в 1949 году; Стамбульская рукопись 1424 года, обнаруженная Йозефом Горовицем [Joseph Horovitz] в 1906 г; Рукопись 1441 года, хранится в Эскуриальской библиотеке в Мадриде, найдена ливанским священником Мишелем Газири (ум. 1794 г.) при составлении каталога арабских рукописей библиотеки в 1760-1770 гг... «Диван Кадс изречений шейха Сауда, шейха Али Нахля и виртуозного мастера Дауда аль-Манави». ...^j**u jj-ill ?& t>

12

составе текстов по истории арабской литературы14 и представляют источниковедческий интерес как архивные материалы; либо в опубликованном варианте; единичные представления - в аудиозаписях, сделанных вживую во время выступлений кукольников и отражающих атмосферу и специфику бытования слова в этом типе импровизируемого спектакля.

Теоретические и концептуальные вопросы арабского традиционного искусства представлены в академических исследованиях в гораздо меньшей степени.

Египетский фольклорист Абдуль-Хамид Юнее в своей статье «Театр теней и театральная жизнь до появления новых театров»15 впервые вводит в научный обиход термин «опосредованное представление» и утверждает, что сочетание непосредственной актерской (кукольник) и опосредованной игры (использование кукольных и масочных персонажей) отражает специфику философской интерпретации жизни у арабов-мусульман и наглядно иллюстрирует связь стремлений человека и воли Бога.

Исследуя понятие «опосредованное представление», А.-Х. Юнее обращает внимание на дальневосточные корни теневых представлений, прослеживает историю распространения театра теней из Египта в другие страны, а также в общих чертах представляет описание жанровых особенностей и сюжетов представлений. Выделяя два направления в театре

театра теней. Рукопись. Дом национальной книги. Каир. Шифр: 970/поэзия, Теймур.

14 Например, Абдель-Баки аль-Исхаки включил текст пьесы «Трапезные беседы с матерью Муджбира» j^-> ?\ З-otL» в свой труд «Диван о стихосложении и поэтах предшественниках. Рукопись. Национальная библиотека. Париж. Шифр: АгаЬе 4852.

15 Юнее А.-Х. «Театр теней и театральная жизнь до появления новых театров» // «альАраби», 1960. № 19. С. 14-19.

13

теней - светско-серьезное, удовлетворяющее вкусу консерваторов, и народно-сатирическое, адресованное желающему повеселиться простому зрителю, А.-Х. Юнее приходит к выводу о том, что в арабском традиционном театре теней преобладала последняя, народная тенденция. Вступая в полемику с Ибрагимом Хамадой, автор объясняет притеснения, которые испытывал театр теней со стороны властей, не аморальностью представлений, а их острой сатирической направленностью. Это издание чрезвычайно важно для понимания социального содержания арабского теневого театра.

Попытку осмысления национальных культурных традиций, причины отсутствия арабского театра в том виде, каким его знали в Европе, предпринимает Джекоб Ландау в монографии «Исследования о театре и кинематографе у арабов»16.

Долгое время предметом научного изучения служил вопрос о происхождении арабского театра теней. Рассматривая развитие театрализованных форм в странах Средиземноморья, немецкий исследователь Герман Райх выдвигает гипотезу о происхождении театра теней именно из бассейна Средиземного моря, откуда он распространился далее на восток. У этой теории, однако, отсутствуют фактические доказательства - нет никаких следов существования театра теней в Египте эпохи фараонов, в древней Греции и в Византии.

Другая оригинальная версия - об арабском происхождении искусства теневого театра и последующем его распространении на территории Османской империи - принадлежит турецкому исследователю Метину Анду. Она подкреплена богатым историческим материалом и изложена в монографии «Карагёз» 7, переведённой на английский и французский языки. Эта книга обогащает представление современных европейских

16 Landau J. Studies in the Arab Theater and Cinema. Philadelphia, 1958.

17 And M. Karagoz: Turkish Shadow Theatre. Turkey, 1979.

14

искусствоведов и театральных практиков о тех культурных процессах и факторах, которые оказали влияние на формирование арабских и турецких театральных традиций.

Действительно, этот вид театра подробно описан наблюдателями и изучен исследователями. Он и сейчас остается актуальной темой театроведческой науки. Каждый год выходят монографии, посвященные отдельным национальным традициям или даже отдельным династиям, выступающим с тенями. Помещенная в интернете наиболее полная библиография по истории вопроса насчитывает более 1000 пунктов18.

Тем не мене, целый ряд аспектов зрелища до сих пор должным образом не рассматривался специалистами: связь эстетики и технологии, обусловленность структуры текста и представления спецификой бытования зрелища одновременно в обрядовой (религиозной) и праздничной (светской) среде, жанровые особенности представлений и так далее.

Библиография об арабском театре теней на русском языке включает лишь единицы названий. Не имея продолжительной истории в России, театр теней лишь изредка привлекал внимание специалистов - как правило, этнографов и востоковедов. Единичные работы российских ученых посвящены, в основном, экзотическим традициям - в странах Дальнего, Среднего и Ближнего Востока. Изданная в 1977 году монография Т.А.Путинцевой «Тысяча и один год арабского театра» лишь частично восполняет этот пробел. Некоторая часть этого исследования посвящена ранним театрализованным формам народной культуры, в том числе и театру теней.

При написании данной работы методологически чрезвычайно полезными оказались книга Е.В. Ревуненковой «Миф - обряд - религия»19, и

1 9

www.ignca.nic.in/bibsp001 .htm

Ревуненкова Е.В. Миф. Обряд. Религия: некоторые аспекты проблемы на материале народов Индонезии. М., 1992.

15

статья А.Д. Авдеева «Индонезийский театр "ваянг кулит"»20. В первой работе исследуется сакральный характер театральных явлений, определяются функции театра в жизни архаичных обществ, соотношение театра и ритуала, мифа и обряда, религиозный контекст этих связей, изучается влияние ритуала и древних театральных форм на современную театральную эстетику. Во второй работе вопросы технологии, устройства кукол и сцены рассматриваются в контексте эстетики театра кукол и художественных особенностей кукольных представлений.

Немаловажное значение для изучения вопроса имеет книга И.Н. Соломоник «Традиционный театр кукол Востока: Основные виды театра плоских изображений»21, которая представляет собой наиболее полное аналитическое описание отдельных видов кукольного театра Индии, Ирана, Таиланда, Индонезии и Кампучии. Основываясь на тщательном разборе многочисленных литературных, музейных и архивных источников, автор описывает систему выразительных средств и структурные особенности языка этого искусства, выявляет способы художественного воздействия и законы эстетического восприятия театрального представления.

Важную роль для понимания комической природы сюжетов теневого театра имеет фундаментальный труд М.М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса»22. Несомненно, что многие используемые ученым методологические подходы применимы при анализе схожих явлений культуры в арабском мире соответствующего периода.

20 Авдеев А.Д. Индонезийский театр "ваянг-кулит" // Советская этнография. 1966. №5. С.43-57.

21 См. Соломоник И.Н. Традиционный театр кукол Востока: основные виды театра плоских изображений. М., 1983.

22 Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

16

Театр теней обладал широкой популярностью в целом ряде арабских стран, но в то же время являлся заимствованной формой. Действительно, между арабским традиционным театром теней и некоторыми его дальневосточными разновидностями обнаруживаются многие схожие элементы. Заимствование культурных институтов или отдельных их составляющих возможно лишь в том случае, когда в принимающей культуре созданы определенные благоприятные условия для их ассимиляции. При этом заимствованный материал заметно видоизменяется, подвергается воздействию целого комплекса исторических, социальных, религиозных и культурных факторов, которые и определяют философскую и эстетическую специфику нового явления. На материале театра теней арабских стран изучению этих процессов и посвящено данное исследование.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и трех приложений.

Во Введении обосновывается актуальность исследования, формулируется его предмет и объект, констатируется современное состояние изученности вопроса и приводится анализ литературы по теме.

В Первой главе диссертации «Культурно-исторические условия возникновения и распространения теневых представлений на Ближнем Востоке» выявляются дальневосточные корни арабского традиционного театра теней, интерпретируется роль ислама в его становлении, раскрывается философское значении тени в арабском языке, культуре и театральной эстетике, приводятся краткие описания разновидностей теневых представлений и их ритуальный календарь.

Во Второй главе «Литературная основа представления» анализируется традиционные устные жанры арабской литературы, приводится типология сюжетов и персонажей, анализируется композиция и жанровые особенности пьес.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24973.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.