У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Образ в искусстве орнамента
Количество страниц 181
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24982.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение... 3

Глава 1.Специфические особенности образности в искусстве орнамента...23 1.1 Отношение искусства орнамента к действительности...25

1.1.1 Предмет искусства орнамента...25

1.1.2 Основные источники формирования образов и принципы художественного отбора в орнаменте...32

1.1.3 Изобразительность в искусстве орнамента...44

1.2 Метод творческого мышления и принципы художественного

обобщения в орнаменте...49

Глава 2. Образная структура орнамента...67

2.1 Структурные элементы и категории содержания...71

2.1.1 Идея...71

2.1.2 Пафос...76

2.1.3 Специфика выражения субъективного в искусстве орнамента..79

2.2 Структурные элементы и категории формы...81

2.2.1 Изображенный мир как элемент образной структуры орнамента...81

2.2.2 Художественная концепция пространства

в искусстве орнамента...81

2.2.3 Художественная концепция времени в искусстве орнамента ...96

2.2.4 Движение и ритм как образные составляющие...103

2.2.5 Система выразительных средств и художественных

приемов искусства орнамента...111

Глава 3. Орнамент в художественном синтезе...118

3.1 Орнамент и украшение...118

3.2 Орнамент и вещь как компоненты синтеза...137

Заключение...163

Библиография...168

Приложение...181

Введение



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В диссертационной работе рассматриваются специфические особенности художественной образности в искусстве орнамента. В исследовании предпринята попытка теоретического обобщения эмпирического материала и комплексного анализа орнаментального искусства с целью выявления его видовой специфики.

Противоречивость взглядов современного теоретического искусствознания на видовые особенности искусства орнамента, природу его образности, характер идейно-художественного содержания во многом обусловлены спецификой самого феномена, многообразием его проявлений, материального претворения и функционирования. Попытки видовой локализации орнамента в системе искусств затруднены целым рядом факторов.

Емкие полисемичные образы орнамента не поддаются однозначной интерпретации, часто являются вербально непереводимыми. Орнаментальные изображения отличаются концентрированной смыслосодержащей и смыслообразующей конкретной формой выражения, и передача смысла другими средствами чаще всего затруднена или невозможна, что значительно осложняет исследование художественного образа. В ходе исторического развития многие орнаментальные мотивы и композиции, утрачивали первоначальный смысл, подлежали переосмыслению в новом контексте.1 В связи с этим определение происхождения многих образов и их интерпретация требуют привлечения косвенных источников изучения.

1 «Французский археолог А.Брейль, - пишет Формозов А.А., — проследил этапы схематизации изображения косули в позднепалеолитическом искусстве Западной Европы - от силуэта зверя с рожками до некоего подобия цветка. Немецкий этнограф Карл фон Штейнен с удивлением рассказывал, что у индейцев Южной Америки узор, напоминавший ему разводы на шкуре змеи, почему-то ассоциировался со свиньей, а начертания иного рода - с летучей мышью, аллигатором и т.д.». (Формозов А.А. Памятники первобытного искусства на территории СССР. - М., 1980. -136с, ил. - с. 81).

4

Отсутствие собственных форм бытия в виде отдельного произведения породили заблуждение (которое не разрешено и на сегодняшний момент) о принципиальной несамостоятельности орнамента: «Сам по себе ... орнамент не существует, и существовать не может».2 До сих пор широко распространено мнение о видовой неполноценности орнамента как об исторически недоразвитом типе творческой деятельности, более того, известна точка зрения на орнамент как на одно из выразительных средств декоративно-прикладного искусства и архитектуры.3

Такое понимание роли орнамента, его положения как феномена целиком подчиненного материальному предмету, объясняется во многом и подходом к анализу его особенностей с позиций станковых форм изобразительного искусства. Между тем орнамент является самостоятельной художественной структурой, обладающей собственной образностью и сложной системой выразительных средств. Выведение формальных особенностей искусства орнамента через принадлежность вещи не подтверждается и художественной практикой, которая показывает, что орнамент не растворяется в предмете, он способен переносится с одного предмета на другой, вступая в другие типы синтеза, с разными видами искусств, способен сохранить образность, выразительность и определенную степень цельности в ситуациях, которые являются разрушительными для произведений других видов искусств — во фрагменте, схеме, прорисовке. Эту черту орнамента верно подметили в своем исследовании Береснева В.Я. и Романова Н.В., которые пишут, что «будучи переведенными в различные материалы и логические системы,

2 Каган М.С. О прикладном искусстве. - Л. 1961 - с.90

3 «Орнамент - узор участвует в создании художественного образа какого-либо объекта, но не решает самостоятельной художественной задачи до конца в своих собственных формах. Орнамент - одно из средств художественной выразительности». (Алексеев С.С. Архитектурный орнамент. -М., 1954 -с. 17). См. также: Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М., 1993. - 144 с, ил. - с. 46-56.; Светлова Л.П. Азбука орнамента. - М., 1998. -128с, ил.; Фокина Л.В. Орнамент. — Ростов н/Д., 2000. - 96с. и другие.

5

образы орнамента остаются неизменными в том смысле, что соединяют в себе практическое, духовное, созидательное и выразительное».4

Одной из основных проблем, с которой сталкиваются исследователи орнамента, является неразработанность эстетики и поэтики самого орнамента, что приводит к сужению возможностей анализа и интерпретации памятников. Анализ орнаментального образа проводится с позиций других видов искусств, чаще всего узко понимаемого реализма, что приводит нередко к искажению трактовки и обеднению содержания орнаментального образа. Перенос критериев «правдивости» и «содержательности» из сферы искусств, «воспроизводящих жизнь в формах жизни», становится причиной обвинений орнамента в «бессмысленности», беспредметности и формальности как феномена «чистого декоративизма». Подход к данному феномену как монофункциональному, сведение орнамента в смысловом и функциональном отношении к декоративному элементу, «простому украшению» приводит к обедненности, информационной избыточности, семантической одномерности орнаментального изображения.

Без разработки теоретических проблем, осознания специфики образности орнамента существенно задерживается развитие исторических исследований орнаментального искусства, представляющего собой обширную область художественного наследия. Без создания теоретической базы для разработки критериев искусствоведческого анализа орнамента существенно затрудняются интерпретация его идейно-художественного содержания и выявление специфики формообразования.

Несмотря на сужение сферы применения и диапазона функций, выполняемых современным орнаментом, данный вид искусства не исчерпал возможностей дальнейшего развития и сегодня. Существуют обширные области эстетической деятельности, в которых орнамент не

4 Береснева В Л., Романова Н.В. Вопросы орнаментации ткани. — М., 1977. - 192 с, ил.

только активно применяется, но и составляет основу художественного решения. Возросший интерес к историческим и национальным стилизациям в области формирования предметно-пространственной среды, дизайна и декоративно-прикладного искусства предполагает знание истории развития искусства орнамента, его художественных и стилистических особенностей. На современном этапе возникла необходимость углубленного анализа художественного языка и художественных приемов орнаментального искусства.

Орнамент имеет не только широкое применение в художественной практике, существенна и его педагогическая роль в усвоении художественного наследия прошлого, в формировании профессиональных навыков специалистов целого ряда направлений. Программы по изучению искусства орнамента входят в качестве необходимого звена в образовательную систему многих учебных заведений при подготовке специалистов в^ области дизайна, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, полиграфии и т.д. Изучение и практическое освоение художественного языка орнамента является составной частью эстетического воспитания и развития творческих способностей школьников и дошкольников. Предоставляемый методический материал свидетельствует о противоречивости и неоднозначности понимания специфики орнамента.

В современном мире в глобальный обмен информацией оказываются вовлеченными разнохарактерные художественные культуры и феномены. Установка на их восприятие - открытость и гибкость, что требует большей внутренней избирательности, повышает роль научно обоснованных оценок.

Особенно остро сегодня стоят задачи развития и сохранения традиций художественной культуры. Специфика художественного образа в орнаменте, его исторический и национальный характер, его связь с основами мировоззрения, духовной культуры и эстетических

представлений делают орнамент важным духовно-материальным атрибутом культуры, хранителем культурной, художественной памяти нации.

Научные разработки в области теории орнамента предоставят новые возможности интерпретации и анализа обширного пласта художественного наследия, что сыграет важную роль в дальнейшем развитии теории и истории искусства.

Художественный образ, одно из центральных понятий в теории искусства, сохраняя на современном этапе дискуссионный характер, получает дальнейшее развитие, обогащаясь результатами исследований, которые проводятся в разных областях знаний - искусствоведении, литературоведении, философии, психологии и т.д. Большое значение для уточнения и расширения этого многозначного и многомерного понятия имеет научное осмысление особенностей и природы художественной образности отдельных видов искусств. Теоретические исследования специфики орнамента могут обогатить искусствознание, выявив новые аспекты такой основополагающей категории, как художественный образ.

Таким образом, актуальность диссертационной работы обусловлена необходимостью:

- создания теоретической базы для разработки методологических принципов анализа и интерпретации художественного образа орнамента;

- выявления основных методов художественного обобщения, системы выразительных средств и художественных приемов орнамента с целью освоения исторического наследия орнаментального искусства и совершенствования художественного языка современного орнамента;

- разработки критериев анализа и искусствоведческой оценки для систематизации и классификации исторического и современного орнамента;

8

— углубления теоретического осмысления специфики искусства орнамента с целью преодоления противоречий в данной области.

Степень научной разработанности проблемы. Исследования орнамента проводятся специалистами разных областей знаний — искусствознания, истории, археологии, этнографии, философии, культурологии и т.д. Однако многие аспекты искусствоведческого осмысления теории орнамента и особенно проблем художественного образа остаются на сегодняшний момент малоразработанными.

Художественное наследие орнамента огромно и разнообразно, однако генезис и динамика развития данного эстетического феномена не является предметом специального изучения, орнамент рассматривается чаще всего как определенный исторический этап развития собственно изобразительного искусства5. Орнаменту как начальной исторической стадии развития изобразительного искусства уделено большое внимание в работах по теории стиля с социологическим методологическим подходом.6 Большая часть литературы по орнаменту носит описательный характер, констатируя формальные изменения, данные исследования мало уделяют внимания проблемам развития его художественной образности, орнамент не подвергается функциональному анализу, не уделяется должного внимания взаимоотношениям орнамента с предметом. Исследования стилистических изменений, фиксируемых как обновления иконографии и принципов формообразования в тех или иных разновидностях декоративно-прикладного искусства, касаются особенностей

5 Всеобщая история искусств. Т. 1 - 6. — М., 1956 — 1966; Искусство стран и народов мира. В 4 томах. Т. 1 -4.-М., 1962-1978; Искусство стран и народов мира. Т. 1-4.-М., 1962-1978; Русское декоративно-прикладное искусство. Т. 1 - 3. - М., 1962 - 1965 и т.д. До недавнего времени практически единственной работой по истории собственно искусства орнамента являлась работа Соколовой Т.М. (Соколова Т.М. Орнамент-почерк эпохи.-Л., 1972).

6 Работы Тэна И. (Лекции об искусстве (1867)), Гаузенштейна В. (Искусство и общество. (1923)), Иоффе И. (Культура и стиль. (1927); Синтетическая история искусств. Введение в историю художественного мышления. - Л., 1933.) Фриче В. Социология искусства. - М.- Л., 1926 и др.

декорирования, принятых для данного вида творчества, а не эволюции искусства орнамента.7

Освоение и реализация специфики искусства орнамента долгое время ограничивались художественной практикой. В период возникновения и формирования теоретического осмысления природы и специфики разных видов искусства орнамент в качестве самостоятельного, автономного объекта теоретизирования не выделялся. Важным аспектом для понимания эстетического смысла и специфических особенностей образности орнамента является установление этимологии терминов «орнамент» и «декор» на основе косвенных источников — эстетических трактатов и отдельных фрагментов, касающихся соотношения категорий «красоты» и «украшения» и отражающих критерии, предъявляемые к украшению на разных этапах развития художественной культуры.8

В XVIII — первой половине XIX века одновременно с целенаправленным формированием художественного языка орнамента9 теоретически осмысляется эстетическая природа его образности,10 роль данного вида искусства как важнейшего средства воспитания массового «вкуса», как основного стилеобразующего фактора,11 делаются попытки обобщения взглядов на принципы стилизации.12 Результатом поисков

7 де Моран А. История декоративно-прикладного искусства: пер. с фр. - М., 1982., ил.; Бирюкова Н.Ю. Западноевропейское прикладное искусство XVII — XVIII веков. - Л., 1972 и др. Среди трудов отечественных ученых в данной области необходимо отметить работы Соболева Н.: Очерки истории орнаментации тканей.(1934); Русский орнамент. Камень. Дерево. Керамика. Железо. Стенопись. Набойка. - М.,1948. и др.

8 Витрувий. Десять книг об архитектуре. - М., 1936. Традиция экфразиса и коллекционирования образцов орнаментальных мотивов и композиций для художников и ремесленников (Например, Книга рисунков Виллара де Оннекура XIII века) продолжена и в более позднее время. Многочисленные свидетельства и описания работ художников-практиков - письма Донателло, Микеланджело и др. — отражают характер орнамента того времени, критерии оценки его эстетического качества. Альберта Леон-Баттиста (Десять книг о зодчестве. В 2 т. / пер. Зубова В.П. Т.1. - М., 1935.) целую главу посвящает проблеме украшений, определяя основные функции данного вида искусства.

9 Работы Лебрена Ш. (1619-1690), Лепотра Ж. (1618-1682), Оппенора Ж.-М. (1672-1742), Ватто А. (1684-1721), Буше Ф. (1703-1770), Дюсерсо Ж.А., Мейссонье Жюст-Орель (1693-1750), Кове и др.

10 Гете И. Простое подражание природе, манера, стиль. // Собр. соч., т. 10. - М., 1975 — 1980. — с. 27-28.; И.Кант. Критика способности суждения. - М., 1994 -367с.

11 Публикации «Орнаментов Ж. Берена» (1711); Жан Делажу. Отдельные детали архитектуры. (1734); его же. Декоративные мотивы (1736).

12 Жан Пиллеман (1728-1808) Стилизованные цветы в китайском стиле для шелка и ситцев. (1760); Персье Ш. (1764 - 1838) и Фонтен П. (1762 - 1853). Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки. (1812 г).

10

закономерностей формального выражения гармонии явилась книга Хогарта У. «Анализ красоты» (1753 год), 13 одним из объектов анализа теоретика является орнамент как наиболее ясное выражение визуальной формулы прекрасного. В трактате уделено внимание такой важной для эстетики орнамента категории, как разнообразие, и отражению ее в орнаментальных образах.

Во второй половине XIX века усиливается интерес к проблемам орнамента и декора в связи со сложением в художественной культуре многих стран таких явлений, как эклектизм и историзм, противопоставившим нормативной эстетике сдающего свои позиции классицизма новую эстетику, основанную на постулате «свободы выбора форм», кризисом стилевой системы и синтеза искусств, усугубившегося новыми принципами изготовления предметов декоративно-прикладного искусства в условиях промышленного производства. Вторая половина XIX века была периодом, в который был собран широчайший исторический материал по орнаментальному искусству разных стран и народов, на основе которого делались попытки теоретического осмысления его видовой специфики.14 Задача орнамента виделась в преображении утилитарной вещи в художественную методом соединения конструкции и декора,15 что во многом определяло характер его образности. А. Лоос16 рассматривает орнамент как «преступление» против искусства и пишет о необходимости разработки принципов «внутреннего орнамента», т.е. перехода закономерностей структуры орнамента в структуру формы вещи.

13 Хогарт У. Анализ красоты.-Л., 1987.-254 с.

14 В 1889 году в России опубликованы «Краткие очерки орнаментальных стилей по Овен-Джонсу, Расине, Де-Калону, Перро и Шинье и пр.». В 1898 - 1899 гг. была осуществлена публикация книги Лоренца Н.Ф. «Орнамент всех времен и стилей».

15«...под словом орнамент мы понимаем те части произведения архитектурного или промышленного искусства, цель которых есть украшать, но не оставлять неизбежно необходимой составной части целого. Поэтому орнамент есть нечто вделанное в конструктивный остов или нечто добавленное к нему, чрез это возбуждается фантазия зрителя и обыкновенное строение может быть доведено до произведения искусства». (Шуберт-фон-Зольдерн. Стилизация растений. - М., 1894. - 157 с. илл. - с. 78). 16 Лоос А. Архитектура. // Мастера архитектуры об архитектуре. Зарубежная архитектура конца XIX — XX века. Избранные отрывки из писем, статей, выступлений, трактатов. / сост., ред. Иконников А. — М., 1972. - 590 с. с илл., 47 л. илл, - с. 150.

11

Огромную роль в решении проблем промышленного искусства, новых задач декора и орнамента и их взаимоотношений играли работы Рескина

1*7 1С

Дж., Земпера Г., Ван де Вельде, Луиса Салливена, трактовавшими орнамент как «символическую структуру», указывая на содержательное значение его образного мышления, и У. Морриса, рассматривавшего проблемы орнамента в связи с проблемами социальными.19 Ими были выдвинуты новые эстетические и художественные принципы образности орнамента - искренность, изучение природы и декоративность, исполненная смысла. Эстетические программы и манифесты различных художественных направлений являются важным источником изучения теории орнамента. Роль орнамента, его способность обновления искусства

20

осмыслялась и художниками-практиками.

По мнению многих философов, теоретиков культуры и искусства конца XIX - начала XX века, отличительные особенности орнамента являются важным критерием для разработки типологии культур. Проблемам орнамента большое внимание уделяет Вельфлин Г., чьи работы в области истории и теории искусства сыграли важную роль в развитии искусствознания.21 Заметный след в теоретическом осмыслении орнамента оставили работы Ригля А.,22 применившего в качестве основной методики принятые в биологии принципы классификации организмов. Ригль устанавливает связь между типами формообразования в орнаменте и «способами созерцания природы», основами мировоззрения определенного исторического периода. На основе проведенного анализа он

17 Земпер Г. Практическая эстетика. - М., 1970.

18 Ван де Вельде в работе 1901 года «Ренессанс в современном прикладном искусстве» и Луис Салливен в целом ряде статей указывают на необходимость восстановления истинного смысла и назначения орнамента и обязательности его разработок на этапе создания проекта вещи.

19 Работа У. Морриса 1881 года «Несколько кратких советов по поводу составления узоров» и др.

20 Например, размышления Врубеля М. о природе образного языка орнамента. Интересны взгляды В.Кандинского на орнамент в свете разработки им эстетических основ нового искусства. (Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М., 1992. - 110 с).

21 «Ренессанс и барокко» (1888); «Основные понятия истории искусств» (1915); «Классическое искусство», «Искусство Ренессанса в Италии и германское чувство формы» (1922) и др.

22 «Вопросы стиля. Основные положения к истории орнамента» (1893); «Возникновение искусства барокко в Риме» (1908).

12

формулирует теорию «художественной воли» как основного стимула развития и изменения стиля. Шпенглер О. рассматривает орнамент как выражение «духа времени», как основу возникновения и развития стиля.24Орнамент как проводник стилевых особенностей является предметом специального рассмотрения в трудах по истории художественных стилей.25 Большое значение для разработки теоретических проблем художественного образа в искусстве орнамента имеют работы в теоретическом искусствознании, касающиеся общих проблем стиля.26 Теория стиля на современном этапе обретает все большую актуальность, эстетическая природа орнаментального искусства определенного периода, связи его образности с основополагающими проблемами современной ему художественной культуры находят отражение в работах, посвященных особенностям генезиса и развития отдельных стилей и стилевых направлений.28

Проблемы формирования нового стиля на рубеже XIX — XX веков во многих странах сопровождались усилением тенденции нарастания интереса к национальной художественной культуре, к проблемам культурной самоидентификации, что отразилось и на характере исследований в области искусства орнамента, которое рассматривалось как важный духовно-материальный знак, выражение основ национальной

23 Подробный анализ исследований Ригля А. и оценка их роли в развитии искусствознания — См. Зедльмайр Г. Искусство и истина. Теория и метод истории искусства. - СПб, 2000. — 272 с. 24«Из обоих изначальных человеческих стимулов к художественному творчеству - подражательного и символического - стиль порождается последним, то есть влечением к орнаментике». - Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. - с. 257.

25 Кон-Винер. История стилей изобразительных искусств.- М., 1998. - 220с, ил.; Гартман К.О. Стили: В 2-х частях. - М., 1998. - 302с.,ил ; Грубе Г. и Кучмар А. Путеводитель по архитектурным формам. — М., 1990 и др.

26 Виппер Б.Р. Борьба течений в итальянском искусстве XVI века.// Ренессанс. Барокко. Классицизм. — М., 1966; его же Архитектура русского барокко. — М., 1978; Ротенберг Э. Западноевропейское искусство 17 века. - М.:, 1971; Маца И. Очерки по теоретическому искусствознанию. - М., 1930; Вагнер Г. Канон и стиль в древнерусском искусстве. - М., 1987; Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. -М., 1970; Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. — М., 1994 и др.

27 Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура. - Т.1 - СПб, 1998. - 672с. и др.

28 Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы. — М., 1989. - 294 с, ил; Кириченко Е.И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве начала века. — М., 1997. - 432 с.

13

культуры, национального мировоззрения, эстетических взглядов. Благодаря широкому распространению, глубокой внедренности в жизнь народа, устойчивости мотивов и композиций орнамент являлся важным показателем своеобразия национального искусства, его развития, межкультурных контактов и взаимных влияний культур. В России в этот период объектами специальных исследований становятся русское крестьянское искусство29 и история русского национального орнамента.30 В 1872 году увидел свет труд, имевший широкий резонанс в обществе и оставивший заметный след в истории русской культуры, определивший целое направление в области исследования орнаментального искусства — «Русский народный орнамент» В.В. Стасова, в котором автор акцентирует внимание на художественной самоценности и самостоятельности орнамента как вида искусства. В данной работе впервые прозвучала мысль о связи содержания образов русского орнамента с дохристианскими верованиями.31

Ценный материал для теоретического исследования орнамента предоставляют научные работы в области археологии и истории, в которых предпринята попытка семантического анализа отдельных мотивов и орнаментальных комплексов и установления связи архаических пластов орнамента с космологическими и мифологическими представлениями.32 Развитие направления исследования орнамента как исторического

29 Осуществлены публикации образцов декоративно-прикладного искусства из частных коллекций (Альбом вышивки Шацкого уезда Тамбовской губернии, публикация коллекции Шабельской Н.Л. и др.) Важное значение имеют многочисленные государственные и частные этнографические экспедиции, материалы которых были опубликованы в этот период.

30 Осуществляются публикации «Истории русского орнамента. Элементарная часть». (1865-1869); Бутовский В.И. «История русского орнамента с X по XVI столетие по древним русским рукописям» (1870), альбом Солнцева «Русские древности» и др.

31 Работу в области истории орнамента Стасов В.В. продолжает публикацией «Славянского и восточного орнамента по рукописям старого и нового времени» в двух томах в 1884 -1887 гг.

32 Среди многочисленных научных работ по данному направлению необходимо отметить труды Городцова В.А., Бобринского А.А. (О некоторых символичеких знаках общих первобытной орнаментике всех народов Европы и Азии. // Труды Ярославского областного съезда. — М.: 1902), Кричевского Е.Ю (Орнаментация глиняных сосудов у земледельческих племен неолитической Европы.// Ученые записки ЛГУ. Серия исторических наук, 1949, № 85), Рыбакова Б.А. Древние элементы в русском народном творчестве. Женское божество и всадники. — СЭ 1948 № 1 с.90-106; Язычество древних славян.; Язычество Древней Руси. (60-е гг).). и других.

14

источника продолжается преимущественно в работах Чернецова В.Н.33 и Иванова СВ.,34 в которых проблемы изучения истории и реконструкции архаических пластов духовной культуры коренного населения Сибири теснейшим образом переплетаются с проблемами семантической трактовки орнаментальных изображений.

На VII Международном конгрессе антропологических и этнографических наук (Москва. 1964 год) был поднят вопрос об орнаменте как историческом источнике. В докладе Богуславской И.Я. рассмотрена проблема трансформации отдельных орнаментальных мотивов, связанных с языческой мифологией и возможности переосмысления сюжетов в ходе развития, способность орнаментальной формы приобретать новое содержание.35 Архаические пласты орнаментального искусства и их сохранение в народном декоративно-прикладном творчестве составляют объект изучения многих отечественных исследователей,36 которые осуществляют попытки систематизации и дифференцирования архаических орнаментов и более поздних наслоений, уделяя особое внимание выявлению формальных признаков для хронологической систематизации орнамента и возможностям интерпретации семантики мотивов.

В 20-е годы XX века в отечественной науке усилился интерес к орнаменту как этнографическому источнику.37 30-е годы XX века

33 Чернецов В.Н. Орнамент ленточного типа у обских угров. // Советская этнография, 1948 № 1 с. 139-152.

34 Иванов СВ. Орнамент Сибири как исторический источник. М.-Л. 1963; его же. Историко-этнографический атлас Сибири. М., 1961 и др.

35 Богуславская И.Я. О трансформации орнаментальных мотивов, связанных с древней мифологией в русской народной вышивке. М., 1964.— 11с.

Амброз А.О символике русской крестьянской вышивки архаического типа. // Советская археология, 1966 № 1 с. 61-76; его же. Раннеземледельческий культовый символ «ромб с крючками». // Советская археология, 1965 № 3 с.14-27; Богуславская И.Я. О трансформации орнаментальных мотивов, связанных с древней мифологией в русской народной вышивке. М., 1964. — 11с, ее же. Русская народная вышивка; Даркевич В.П. Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси.// Советская археология, 1960, № 4, с. 56-59.; Зарубин Л.А. Солнце и зори в праславянском и славянском изобразительном искусстве. // Советское славяноведение. -1975. -№ 1; Богуславская ИЛ. О трансформации орнаментальных мотивов, связанных с древней мифологией в русской народной вышивке. М., 1964. — 11 с.

37 Клетнова Е.Н. Символика народных украс Смоленского края. - Смоленск, 1924; СмирновВ.И., Калиткин Н. Орнамент шитья костромского полушубка. — Кострома, 1926 и др.

15

отмечены повышенным интересом к культовой значимости орнамента, его магической функции и связанным с данной функцией содержанием отдельных мотивов и композиций в целом. Данные исследования, успешно продолжавшиеся в 50-60-е и 70-90-е годы, трактуют орнамент как изменяющееся явление и касаются особенностей развития и национального своеобразия орнаментального искусства народов и народностей, проживающих на территории СССР и РСФСР.39 Своеобразие и устойчивость орнаментальных форм позволяет использовать орнамент как важный атрибут национальной культуры в исследованиях проблем этногенеза.40 Самостоятельную область этнографических исследований составляет разработка вопросов генезиса той или иной системы орнамента, определение ее места среди орнаментов других народов, установление степени распространения определенных узоров в разных этнических группах, а также выявление однотипных орнаментов, встречающихся в культуре не связанных друг с другом этнических областей.

Важное значение в теоретическом осмыслении проблем орнамента как специфического художественного феномена имеют работы, касающиеся проблем образности в народном искусстве,42 особенности и ведущие черты которого, такие, как полифункциональность, синкретизм,

38 Гринкова Н.П. Отражение производственной деятельности руки в русской орнаментике.// Советская этнография, 1935, № 1. - с.60-89.; Динцес Л.А. Изображение змееборца в русском народном шитье. // Советская этнография, 1948, № 4. - с. 36-37 и др.

39 Бурятский народный орнамент. (1972), Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. (1969), Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми. (1994) Ремпель Л.И. Архитектурный орнамент Узбекистана. (1961), Татарян З.Р. Символы и симметрии орнамента в армянском прикладном искусстве. (1989) и др.

40 Иванов СВ. Киргизский орнамент как этногенетический источник. // Труды Киргизского археолого-этнографической экспедиции. Т.З. - Фрунзе, 1959; Валеев Ф.Х. Народный орнамент казанских татар в конце XVIII — нач. XX века. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. истор. наук.- Казань, 1965. и др.

41 Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как исторический источник. // СЭ 1975 № 3 с.№ 34-44: Ее же. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. — М., 1978.-206 с.

42 Воронов B.C. О крестьянском искусстве. — М., 1972; Бадяева Т.А. Орнамент в народном искусстве. // Народные художественные промыслы. Теория и практика. Сб. научных трудов к 50-летию НИИХП. -М., 1982 - с. 104 - 118; Семенова Т.С. Об орнаменте.// Народное искусство и его проблемы. — М., 1977; работы Салтыкова А.А. (Образ в декоративно-прикладном искусстве.// Избранные труды. - М., 1962.), Василенко В.М. (О содержании в русском крестьянском искусстве XVIII -XIX веков.// Русское искусство XVIII - первой половины XIX века. - М., 1971) и др.

16

коллективная основа творчества, закономерности развития и функционирования, роднят его с искусством орнамента.

Исследования орнамента как исторического, археологического, этнографического источника, которые проводились с привлечением памятников материальной культуры, устного народного творчества, образцов крестьянского искусства, вскрыли глубокую содержательность мотивов и орнаментальных композиций, их связь с архаическими религиозными и магическими представлениями. Однако, эти исследования не касаются их эстетического смысла и художественных качеств, не подвергают анализу формальное строение, саму структуру орнамента, которые являются важной содержательной составляющей

орнаментального образа. Искусствоведческие типологические, стилистические, иконографические исследования не пересекаются с этими исследованиями смысла вне образности.

Трудно переоценить роль в изучении системы выразительных средств орнамента исследований формообразования орнаментальных композиций и методов гармонизации формы на основе симметрийных преобразований,43 теоретической базой которых послужили работы в области феномена симметрии Шубникова А.В.44 и других ученых45. Однако закономерности построения форм и композиции не рассматриваются авторами как смыслосодержащие элементы структуры художественного образа, вычленение из структуры орнамента математической составляющей и чрезмерное преувеличение роли рационального начала в орнаментальном искусстве часто лишает орнамент образности.

43 Береснева BJL, Романова Н.В. Вопросы орнаментации ткани. - М., 1977. - 192 с, ил.; Береснева ВЛ., Яглом И.М. Симметрия и искусство орнамента. // Ритм, пространство, время в литературе и искусстве. -Л, 1974-299 с. и др.

44 Шубников А.В., Копцик В.А. Симметрия в науке и искусстве. - М.: Наука, 1972. — 340 с.

45 Работы Урманцева Ю.А., Шафранского И.И., Хэмбриджа Д., Вейля Г., Смолиной Н.И. и др.

17

Видовая специфика искусства орнамента раскрывается в теоретических работах Флоренского П.А., который трактует орнамент как глубоко содержательное, философское по характеру художественной образности искусство, уровень развития которого является признаком цельности культуры, ее органичности. 46 Важную роль в теоретическом осмыслении искусства орнамента сыграли исследования проблем формообразования и художественного языка, разработка теории композиции, теории синтеза искусств Фаворского В.А.47 В шестидесятые годы XX века в журнале «Декоративное искусство СССР» прошла дискуссия на тему «Быть ли орнаменту?», которая была связана с вопросами осмысления проблем монументального искусства, синтеза искусств и архитектуры в этот период. В связи с поставленными задачами особое внимание было уделено проблемам развития орнамента.48 Теоретическое осмысление орнамента как вида искусства и попытки видовой локализации его в системе искусств предприняты и в области эстетики. Существенную роль в определении особенностей орнаментального искусства сыграли работы Кагана М.,49 где орнамент определен как несамостоятельный вид искусства, одно из выразительных средств искусства декоративно-прикладного и зодчества.

Начиная с семидесятых годов XX века усиливается интерес к поэтической стороне орнамента. Огромное значение для этого направления исследований имеют статьи и монография Герчука Ю.Я., обобщившая материалы предшествующих публикаций автора и пополнившаяся введением дополнительных глав, представляющих собой отдельные очерки по орнаменту разных стилей и народов.50 В работах
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24982.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.