У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Готическая скульптура в культовый интерьеран Франции
Количество страниц 191
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25003.doc 
Содержание Содержание
Готическая скульптура в культовых интерьерах Франции.

Вступление -1

Глава I. Сложение готического стиля во Франции

1. Основные этапы развития культовой архитектуры

1.1 Романский период - 7

1.2 Готический период -10

2. Истоки готической скульптуры

2.1 Основные скульптурные школы -14

2.2 Капители романского периода -2 8

3. Заключение -34

Глава II. Готическая скульптура в интерьерах культовых построек Франции

1. Скульптура 1150-1280 годов. Ранняя готика

1.1 Скульптура основных кафедральных соборов Франции -36

1.2 Композиционные особенности и сюжеты монументально-декоративной скульптуры -56

1.3 Заключение -1Ъ

2. Скульптура 1280-1400 годов. Высокая готика

2.1 Композиционные особенности и сюжеты монументально-декоративной скульптуры -16

2.2 Скульптурная программа частных капелл -96

2.3 Гробницы и надгробные изобралсения -99

2.4 Персоналии скульпторов -107

2.5 Заключение -111

3. Скульптура 1400-1530 годов. Пламенеющая готика

3.1 Композиционные особенности и сюжеты монументально-декоративной скульптуры -113 3.2Гробницы и надгробные изображения -140 3.3 Персоналии скульпторов -146 3 .4.Заключение -149

4. Тенденции развития формообразования скульптурных произведений в готический период во Франции

4.1 Развитие скульптурного формообразования -152 на протяжении готического периода во Франции

4.2 Приемы и характер стилизации при построении образа

в скульптурной пластике в готический период -160

4.3 Заключение -166

Глава III. Синтез скульптуры и архитектуры в интерьерах готических соборов Франции.

1. Эволюция композиционных приемов и художественных средств взаимосвязи архитектуры и скульптуры

в готических культовых интерьерах -168

2. Место скульптуры в готическом соборе

2.1 Локализация скульптуры в готическом соборе -172

2.2 Эволюция роли и места скульптуры

в готическом соборе -181

3. Общие приемы и различия в решениях экстерьерной и интерьерной скульптурной

программы соборов -183

4. Заключение -188

Заключение . -191

Готическая скульптура в культовых интерьерах Франции. Вступление, -Общая характеристика работы.

Введение



Работа посвящена скульптурной пластике, находившейся в интерьерах культовых построек на территории Франции и выполненной в готический период. В ней проводятся исторические и стилистические исследования, раскрывается вопрос семантики, приемов формообразования, их развития во времени и географических модификаций. Отдельно рассмотрен вопрос скульптурно-архитектурного синтеза в интерьере соборов, анализируются его стилистические градации, происходившие с течением времени. -Актуальность исследования.

Готический стиль, один из самых противоречивых и оригинальных, до сих пор вызывает неослабевающий интерес со стороны искусствоведов, культурологов, художников и историков. Готика с эпохи Ренессанса и до конца XVIII - начала XIX веков ассоциировалась с варварским наследием, отрицающим законы красоты и целесообразности, несмотря на то, что в скандинавских странах она просуществовала до XVII, а в Англии ее рецидивы проявлялись на протяжении XIX столетия.

XIX век, заинтересованный ломкими силуэтами готических построек, отвечающими эстетическим предпочтениям переломной эпохи декаданса, не только начинает изучать средневековое искусство, но и активно заимствует технические и стилистические приемы, методы работы средневековых мастеров. Период эклектизма в европейском и русском искусствах ознаменовывается появлением неоготического направления, синтезирующего готические формы с новейшей конструктивной основой. Национально-романтическое направление модерна цитирует отдельные элементы готики в архитектуре и в скульптурном убранстве, в мебели и в мелкой статуарной пластике. В 1970-80 годы европейский постмодернизм нередко заимствует некоторые приемы из арсенала готического стиля. Современная архитектура и интерьерное проектирование, как европейской, так и российской формации, продолжают использовать

отдельные приемы формообразования, сложившиеся в Средние века и переосмысленные эпохой модерна.

До сих пор многие вопросы, несмотря на большое количество литературы, посвященной европейской готике, недостаточно освещены. Нет однозначного мнения относительно зарождения составляющих готического стиля. Семантика и символический подтекст форм не получили окончательной расшифровки, заказчик и его роль в создании шедевров готического искусства до конца не выяснены, соотношение геометрических построений и непосредственного восприятия действительности при работе над созданием образа средневековых архитектурных конструкций не найдено. Большинство опубликованных работ посвящено четырем направлениям, по которым готический стиль раскрылся с наибольшей силой - архитектуре, скульптурным программам западных порталов, витражам, иллюминированным манускриптам. В стороне от этих фундаментальных исследований оказалась интерьерная готическая пластика, хотя ее стилистика и семантическое наполнение претерпевали неоднозначные изменения в процессе развития.

Готика становится переломным этапом для пластики. Синкретизм архитектуры и скульптуры предыдущих эпох, обуславливающий монументальность формообразования скульптурной программы, трансформируется в систему отдельных видов искусств, взаимодействующих отныне друг с другом по принципу дополнения. Пластические приемы формообразования приобретают камерный станковый характер, который раскроется в полную силу в период Возрождения и в последующих за ним стилистических направлениях барокко и классицизма. Именно в заключительный период готики можно говорить о развитии в европейском искусстве, впервые после падения Римской империи, круглой скульптуры.

Актуальность этого исследования заключается не только в раскрытии темы интерьерной пластики в готических соборах Франции, но и в освещении основополагающего вопроса синтеза искусств, степени их взаимопроникновения и взаимовлияния на характер формообразования. В

работе сделана попытка сопоставить тенденции развития стилистических приемов и методов формообразования, направленных на полноту раскрытия образа, готики с другими периодами. Подобные параллели позволяют приоткрыть законы, определяющие конструкцию формы, направленную на передачу образа, и психологию ее воздействия на восприятие.

Важным материалом в работе послужили труды зарубежных медиевистов и отечественных искусствоведов. Вопрос конструкций, художественных приемов и синтеза был разработан Лясковской О. А. в исследовании "Архитектура. Скульптура. Витраж", развитие стилистических приемов отражено в трудах Юваловой Е.П., особенно, на страницах книги "Сложение готики во Франции", структура построения готического интерьера проиллюстрирована Соловьевым Н. К. в труде "Очерки по истории интерьера. Древний мир. Средние века", практический аспект творческого созидания и семантические категории готической эпохи разработаны Муратовой К. М. в работе "Мастера французской готики XII-XIII века. Проблемы теории и практики художественного творчества".

Среди работ зарубежных авторов выделяются труды Э. Маля, иллюстрирующие символический и семантический контекст произведений. Вопрос архитектурной конструкции и проектирования рассмотрен в переводных трудах О. Шуази и Э. Виолле-ле-Дюка, в работах М. Обера, Л. Гродески, П. Курманна, А. Мишеля, Л. Поля. Сравнительному анализу формообразования романского и готического стилей посвящены работы А. Фосийона. Вопрос территориальных и хронологических особенностей готической скульптуры проиллюстрирован многотомным трудом Ж. Бодуа. Вопрос хронологических изменений в ко1гтексте романской и готической флоры проиллюстрирован исследованиями Д. Жалаберт. Раскрытию тенденций в развитии пластических приемов посвящены многочисленные работы Ж. Дюби, Р. Жюля, Р. Жюлиана, Л. Лефрансуа-Пийона, Э. Панофски, Ф. Салэ. Вопрос взаимовлияний между различными эпохами рассмотрен в работах В.

Зоэрландера, Ж. Шиллера. Эти исследования являются блестящими научными трудами и составляют незаменимую базу при изучении средневековья, но, благодаря специфике затронутых тем, они оставляют в тени вопрос интерьерной пластики.

Важным теоретическим источником для этой диссертации послужили ежеквартальный журнал "Bulletin Monumental", издаваемый с конца XIX столетия и посвященный вопросу средневекового искусства, акты коллоквиумов, проходящих каждый год во Франции, посвященных готике. -Объект исследования.

Объектом исследования в диссертации выступили основные готические культовые постройки (Сент-Шапель в Париже, Нотр-Дам в Шартре, Нотр-Дам в Реймсе, Нотр-Дам в Амьене, Нотр-Дам в Лаоне, и другие), расположенные на территории Франции и наглядно демонстрирующие основополагающие моменты, присущие той или иной сложившейся школе, коллекции музеев Лувр, Клюни, монастыря Августинцев и т.д. -Предмет исследования.

Предметом исследования этой работы является скульптурная интерьерная пластика культовых готических построек Франции. В работе рассмотрена скульптурная программа архитектурных элементов, отдельно стоящие круглые скульптуры и мелкая статуарная пластика. Внимание уделено и образцам погребального искусства.

Помимо изучения формообразования, авторских приемов, техники исполнения, семантики в работе проводится исследование синтеза скульптуры и архитектуры внутри собора, связь между формообразованием экстерьерной и интерьерной скульптурной программами, взаимовлияние между изобразительными приемами скульптуры, живописи, витража, миниатюр. Значительное место в работе уделено сложению готического стиля, его развитию и постепенному вымещению ренессансными формами. Проводятся параллели между развитием изобразительных тенденций и историческим и социальным фоном. Ссылки на искусство и изобразительные приемы других культур

позволяют раскрыть общие механизмы в развитии формы, взаимодействии сознания и объекта, психологии воздействия художественного приема. -Цель исследования.

Цель работы заключается в исследовании развития скульптурного формообразования в готический период в культовых постройках на территории Франции, синтеза искусств в интерьере соборов и организации внутреннего пространства, поиск параллелей и отличий, существовавших между интерьерной и экстерьерной готической пластикой. Одним из аспектов работы является анализ постепенно возрастающей роли скульптуры в синтезе искусств. Значительная доля внимания уделена исследованию источников появления готического стиля в средневековой пластике и причинам его замещения ренессансными формами. Рассматривается вопрос семантического и символического наполнения готической пластики и изменений, происходивших в нем с течением времени. -Методика исследования.

Данная работа была построена на методе системного комплексного анализа отобранного материала, позволяющего не только создать достоверную картину развития стиля в пластике, добиться но и культурологического осмысления фактических данных, раскрытия внутренних предпосылок и течений.

Исследование всего скульптурного материала носило натурный характер.

В качестве фактического материала были использованы:

- анализ скульптурных примеров французской готической пластики в соборах Нотр-Дам и Сент-Шапель, церквях св. Петра, Сен-Северен, Сент-Эсташ, Сен-Жермэн-л'Оксеруа, Сен-Жермен-де-Прэ в Париже, Нотр-Дам в Шартре, Нотр-Дам в Амьене, Нотр-Дам в Реймсе, соборов св. Этьена в Бурже, Нотр-Дам в Лаоне, Сент-Жервэ-э-Сен-Протэ в Суассоне, св. Петра в Бовэ церковь св. Пике в Пикардии.

- анализ примеров готической пластики, экспонируемых в музее Лувра, в музее Клюни и в музее Августинцев.

- сбор фотоиллюстративного материала изучаемых объектов,

- изучение литературного материала, посвященного европейскому искусству Средних веков, исторического и архивного материала (работа велась с русскими изданиями, переводными трудами и с материалами на французском и английском языках, ранее не переводившимися на русский язык).

-Границы исследования.

Хронологически работа лимитирована начальным этапом зарождения готики в Европе - 40ми годами XII века и первой половиной XVI века -временем упадка готического стиля. В главе "Сложение готического стиля во Франции" кратко изложен предшествующий готическому романский период, датируемый X-XII веками.

Географически границы исследования определены территорией средневековой Франции, основными центрами, где сложились скульптурные школы, и соборами, где они наиболее ярко проявились. -Научная новизна исследования.

Тема интерьерной готической скульптуры на территории Франции ранее практически не освещалась в русском искусствоведении, на ее предмет не было создано и достаточное количество зарубежных публикаций. Существующий литературный искусствоведческий материал разрознен и отрывочен. Впервые в данном исследовании интерьерная пластика рассматривается в качестве самостоятельного объекта изучения. Исследуемый материал хронологически и тематически систематизирован. В работе проанализированы ранее мало освящавшиеся вопросы синтеза скульптуры и архитектуры во внутреннем пространстве соборов, семантическое развитие их образа. Впервые эволюция пластического формообразования готической скульптуры прослеживается с момента зарождения и формирования вплоть до периода регресса. -Практическая значимость диссертации.

Практическая ценность работы заключена в возможности использования ее материалов в дальнейшем исследовании архитектуры и скульптуры готики, вопросов синтеза искусств в средневековый период. Результаты и

материалы диссертации представляют интерес для искусствоведов,

архитекторов, скульпторов. Они могут быть использованы для чтения

лекций по истории зарубежного искусства, при подготовке специалистов в

области искусствоведения, дизайна интерьеров, архитекторов,

скульпторов.

- Структура работы.

Диссертация, объемом 189 страниц, состоит из введения, трех глав и заключения, дополненных примечаниями и библиографией. Два альбома с фотографическим материалом выступают в качестве приложения.

Глава I. Сложение готического стиля во Франции.

1. Основные этапы развития культовой архитектуры. Романский период.

1137 год - год освящения церкви Сен-Дени - можно считать точкой отсчета нового стиля1 в искусстве Запада. Стиля, который в XVI веке, в период Ренессанса, получил название готического. Это название подчеркивало его отрицание правильных классических форм и выдавало его варварское, то есть, "готское" происхождение. Вплоть до конца XVIII-начала XIX века этот термин носил негативную окраску. Историки не признавали в готических соборах произведение искусств, но лишь слепую, необузданную и девственно невежествешгую стихию. Только в конце XVIII века стали появляться первые научные труды, посвященные эпохе Средневековья. Появились первые попытки систематизации произведений готической эпохи, создания определенной научной терминологии. В XIX веке, после веков забвения и отрицания, готическое направление становится "a la mode". Художники назарейской школы пытаются имитировать средневековую артель с ее уставом и универсальным подходом в работе. Впрочем, XVIII век отчасти уже адаптировал эту модель, создав институт масонства с его символикой и жесткой иерархией. Изучение готического искусства продолжается и в настоящее время, раскрывая все новые и новые грани этого направления.

Готический стиль зародился на территории королевского домена Иль-де-Франс и впоследствии распространился на территорию всей Франции,

Германии, Англии, Испании, Восточной Европы и, отчасти, Италии. Он сменяет собой романский стиль, господствовавший в X-XII веках на территории всей Франции.2 Притом, что общий характер романской архитектуры был монументальным, структура строений казалась системным набором автономных объемов, приведенных к геометрической гармонии. В готике эти суверенные объемы сливаются в одно целое, границы стираются, форма, как в экстерьерной части собора, так и в интерьере, становится цельной.

Романское искусство характеризуется разделением по архитектурным школам, географически детерминированным и основанном на том или ином типе церковных построек. Оно хронологически делится на две фазы. Первая фаза начинается второй половиной X века, совпадая по времени с концом династии Каролингов и приходом в 987 году к власти Гуго Капета — родоначальника династии Капетингов, и длится до первой четверти XI века.4 Начало второй фазы приходится на вторую четверть XI века, окончание - на третью четверть XII века. Она ознаменовывается разделом христианской церкви, произошедшем в 1054 году, на восточную ортодоксальную и западную римско-католическую ветви.5 В основе географического подразделения, создавшего жесткие стилистические и конструктивные границы в архитектуре лежали сложившиеся торговые связи между различными провинциями Франции и другими европейскими странами и Востоком, феодальная раздробленность.

Так в Перигоре были распространены зальные однонефные церкви. Они перекрывались куполами на парусах — влияние архитектуры Византии, с которой через Венецию Перигор поддерживал торговые связи. Однако в отличие от Византии строительство в Перигоре велось из камня. Основные памятники — церковь Сен-Фрон в Периге, собор Сен-Пьер в Ангулеме, Сент-Илар в Пуатье.

Архитектура Оберни, как правило, представлена трехнефными базиликами с трансептом. Центральный неф был затемнен из-за отсутствия базиликального разреза и использования эмпор с маленькими верхними окнами. В нем применялся цилиндрический свод, в боковых

8

нефах — крестовые, а на эмпорах - полусводы. Хор, окруженный обходом деамбулатория и венцом капелл, возвышался на манер трибуны на несколько ступеней относительно общего уровня главного нефа.6 Травея средокрестия была перекрыта куполом на тромпах. Наиболее яркими образцами романской архитектуры Оверни являются дошедшие до нашего времени соборы Нотр-Дам-дю-Пор (Notre-Dame-du-Port) в Клермон-Ферране, Сен-Сатурнин (Saint-Saturnin), Сен-Остремуан (Saint-Austremoine) в Орсивале, Сен-Поль в Иссуаре и церковь Сен-Нектар (Saint-Nectaire) в Пюи-де-Дом.7

Архитектурная школа Лангедока отличалась применением трехнефного плана с трансептом. Центральный неф, перекрытый цилиндрическим сводом, был более высоким, что способствовало хорошему освещению в интерьере. Боковым нефам церквей Лангедока соответствовали крестовые своды. Основные памятники — церковь аббатства св. Петра, церковь аббатства св. Марии.

Бургундская школа характеризуется базиликами с трехнефным, в исключительных случаях, с пятинефным планом с трансептом. Здесь впервые были найдены приемы локализации распора сводов и его распределения на стены посредством контрфорсов. Реализация идей локализации распора сводов осуществлялась также при помощи введения в устои полуколонок, соответствовавших гуртам и подпружным аркам. Цилиндрические своды были облегчены и подняты за счет придания им стрельчатого очертания. Боковые своды перекрывались крестовыми сводами. В дальнейшем эта схема будет наследована готической архитектурой. Средокрестие было подчеркнуто высоким шпилем. Основные памятники — так называемая, третья церковь Клюни, Нотр-Дам в Паре-ле-Мониаль, Сен-Лазар в Отэне, св. Магдалины в Везуль, Сен-Филибер в Турню.

Архитектура Пуату и Шаранта отличается присутствием зальных церквей, где центральный неф, перекрытый цилиндрическим сводом, был одной высоты с боковыми нефами.8 Боковые нефы с подпорными полусводами или с крестовыми сводами великолепно передают распор

центрального нефа на стены, укрепленные контрфорсами. Но подобное решение не являлось идеальным, так как при этом страдала освещенность внутреннего пространства. Основные памятники - Сен-Савен-сюрТартен в Вьенне, Сент-Эвтроп в Сэнте.

Архитектура Прованса аналогична архитектуре Бургундии, Как правило, церкви Прованса - это однонефные базилики (реже трехнефные в плане постройки) с мощными контрфорсами, с полуциркульной восточной апсидой. Все нефы перекрыты цилиндрическими сводами, реже встречается структура с полуцилиндрическими перекрытиями в боковых нефах церквей. Основные архитектурные памятники - Нотр-Дам-де-Дом в Авиньоне, Сен-Трофим в Арле, собор Спасителя в Эксе.

Архитектура Нормандии, наследуя структуру трехнефной базилики, отличается от построек остальных регионов Франции отсутствием венца капелл вокруг обхода хора. Нередко в ранний романский период своды центрального нефа перекрывались стропильной конструкцией. Основные памятники - церковь Сент-Этьен и Сент-Трините в Кане, собор в Фекампе.

К 30-ым годам XII века в домене короля Иль-де-Франс на смену романскому искусству приходит готика. При этом романский стиль вовсе не иллюстрировал тенденции к упадку, но, наоборот, к этому времени достиг своей кульминации.

Готический период.

Первое упоминание о географическом первоисточнике готического стиля встречается в рукописи немецкого историка и летописца Буркхарда Альского. На одной из ее страниц он упоминает епископа церкви св. Петра в Витфене Ричарда Дедешеймского в связи с предпринятой им в 1270 году перестройкой церкви.

"...Вдохновленный искусством архитектуры французского города Парижа, созвал он каменщиков отовсюду и заказал им базилику на французский манер..."

К 30-ым годам XII столетия, к периоду расцвета романского стиля, относится начало радикальной перестройки западного фасада

10

каролингского храма - хранительницы реликвий св. Дионисия - Сен-Дени,9 построенной в 775 году. Распространенная модель реконструкции, которая начиналась от восточных апсид и шла к западным порталам, здесь претерпела изменения. Перестройка хора базилики была предпринята лишь в 1140 году.

Стрельчатая арка, нервюрный свод, контрфорсы — все эти элементы не были изобретены в одночасье, но существовали и ранее. Стрельчатая арка, вошедшая в арсенал европейских форм, пришла с востока и использовалась в испанской архитектуре, в постройках на территории южной Франции и ранее. Нервюрными сводами впервые, в 1130-1133 годах, был перекрыт центральный неф собора в Дареме, в Англии. Мощные контрфорсы определяли внешний облик монументальных романских построек. Тем не менее, основная заслуга готики состоит в том, что именно в ХП-ХШ веках впервые стиль совмещает все эти разрозненные структуры и приводит их к единой конструктивной функции облегчения тяжести сводов и распределения распора на отдельные точки сопротивления.

"Заслуга готики в области развития архитектуры во многом связана с успешным решением главных задач, стоявших перед средневековым культовым строительством, - стремлением перекрыть интерьеры сводами при максимальном их естественном освещении. Достижение этой цели стало возможным при помощи приемов локализации распора сводов и его перенесения на отдельные элементы конструктивной структуры, высвобождения стен от статистических нагрузок".1

Рост города, повышение статуса класса буржуазии и одновременно с этим ужесточение авторитарной политики королевской семьи послужили сложению городского собора с его определяющей во многом ролью в социальной жизни общества, с его символикой универсума и "суммирующими" элементами изобразительной программы. Вся территория королевского домена, провинции северной Франции, земли центральной Луары и восточные, граничащие с Германией домены сразу за реконструкцией и освящением королевской базилики адаптировали

11

новый стиль. Позднее всего готика распространилась на территории Бургундии и в южных провинциях, где романский стиль был наиболее разработан, а политика южных провинций предполагала монументальные укрепленные постройки.

Начало готики в архитектуре отличается синтезом романской конструкции и отдельных новых элементов. Так массивные романские стены с небольшими оконцами вверху стены сочетаются с нервюрными сводами. Стрельчатые арки участвуют в формировании лишь конструктивных элементов здания, декоративные порталы и аркады сохраняют полуциркульный абрис. Романским наследием является и крипта, в которой находились захоронения или помещались больные, ожидающие своего исцеления в один из церковных праздников (Нотр-Дам в Шартре). Распространенная в раннюю готику четырехчастная структура стены (Нотр-Дам де Пари, Нотр-Дам в Лаоне) — аркада галереи, эмпоры, трифорий и ярус верхних окон - в период высокой готики заменяется более лаконичной и выразительной трехчастной структурой, - ярус эмпор, предположительно используемый как место хранения вещей пилигримов, упраздняется. Теперь внешняя трехчастная структура порталов полностью отвечает внутреннему пространству собора. Перенос распора сводов и его локализация на контрфорсах позволили максимально облегчить стены, что привело к увеличению верхних окон и появлению сквозного застекленного трифория. Причиной возникновения последнего послужила и замена односкатной кровли над боковыми нефами на шатровую, а также упразднение чердачного пространства над ними. Безусловно, это предполагало большую освещенность собора и придавало дополнительный эстетический момент: ажурные переплетения аркады, выделяющиеся на световых витражных пятнах окон трифория.

Встречавшийся в романскую эпоху пятинефный план заменен трехнефным, более отвечавшим цифровой символике и, с функциональной точки зрения, благоприятствующим лучшей освещенности собора, подчеркивающим его вытянутость вверх. Пятинефный план остается лишь в соборах, которые перестраивались в точном соответствии с планом

12

романских построек, прежде расположенных на этом месте (собор в Бурже, Нотр-Дам де Пари). В период высокой готики он остается только в хоровой части некоторых соборов (Соборы Нотр-Дам в Реймсе, Амьене, Нуайоне, Шартре). Так называемая, "связанная система", когда одной травее центрального нефа соответствовали две травеи боковых, отмечавшая собой романский период и раннюю готику, в период высокой готики замещается структурой, где одной травее центрального нефа соответствовало по одной травее боковых нефов. Упраздненный в период ранней готики трансепт (Нотр-Дам де Пари, Собор в Бурже) в высокую готику возвращается, соответствуя освященной схеме латинского креста. Обход деамбулатория с венцом капелл, отвечавший сложившемуся культу святых, претерпевает некоторые изменения. Если ранее капеллы являлись изолированными объемами с небольшими окнами, то теперь план деамбулатория напоминает структуру трех-, пяти- или семилепесткового цветка. Капеллы словно перетекают одна в другую, залитые светом высоких окон.

Изменяется структура западного входа, нартекс упраздняется, систематизируется конструкция порталов. С течением времени трансформируется и нервюрная сеть сводов в готических соборах. Как правило, диагональные арки сводов имели полуциркульное очертание, а щековые - стрельчатое. В XIV веке в средокрестии собора в Амьене появляются дополнительные нервюры — лиерны и тьерсоны. В период пламенеющей готики нервюрный рисунок сводов еще более усложняется, не неся при этом никакой другой цели, кроме как декоративной (Сен-Жермен-л'Оксеруа в Париже),

Нередким в период ранней готики были чередование различных по толщине устоев, круглых в плане, согласно нагрузке приходящихся на них в соответствии со "связанной системой". Высокая и пламенеющая готика отказывается от этой системы, устой обрастает многочисленными колонками, переходящими на сводах в нервюры, их план напоминает структуры многолепесткового цветка.

13

Подобные архитектурные трансформации во внутреннем пространстве соборов не могли не повлиять на месторасположение и характер формообразования скульптуры, которая, особенно на раннем этапе готического искусства, определялась синкретическим синтезом с конструкцией.

2. Истоки готической скульптуры.

Основные скульптурные школы. - Вопросы взаимовлияний в искусстве.

Одним из основных вопросов в теории искусств является вопрос заимствования и переосмысления тех или иных сюжетов, методов формообразования, семантических категорий изобразительным искусством из предыдущих эпох и культур (так называемый, вопрос "реновации"). Изучение истории Средних веков: раннего христианского искусства, романской и готической культуры, также наполнено подчас взаимоотрицающими теориями о классическом заимствовании, восточном влиянии, варварском наследии и теориями эволюционных локализованных культур, развивающихся внутри отдельных регионов, независимо друг от друга.

В первой половине IV века скульптурные изображения, как правило, ограниченные рельефной пластикой, становятся более линеарными и графичными. Формообразование, за счет ухода от объема в изображение на плоскости, становится декоративным и двухмерным.11 Скульптурное начало объема, плоти, сенсуальное, тактильное восприятие, свойственное южному менталитету, и характеризующее такие культуры, как греческую, римскую и т. д., сталкиваются, после захвата Римской империи вестготами, с более абстрактным, мнемоничным восприятием северных народов. Сознание, рожденное местами, чья природа была более скудной и не отличалась богатством форм для визуального восприятия, работало на ассоциациях, зачастую порожденных сознанием. Подобная схема "интеллектуального реализма" определяла плоскостное формообразование. Этим и объяснялся тот факт, что орнамент северных стран чаще построен на абстрактных геометрических элементах или
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25003.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.