У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Становление и развитие живописи в Западной Сибири в XVII начале XIX века
Количество страниц 202
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25037.doc 
Содержание Содержание
Оглавление

Введение...3

Глава 1. Тенденции взаимодействия различных художественных направлений в церковной живописи Западной Сибири XVII - начала XIX

веков...32

1. 1. Обзор исторической ситуации и сведения об иконописцах...34

1. 2. Становление западносибирской иконописи и иконография сибирских

святынь...47

1. 3. Стилистическая характеристика ранней сибирской иконы и ее

трансформация в XVIII веке...55

1. 4. Влияние украинского барокко и католических форм и сюжетов на

иконопись Западной Сибири...82

Глава 2. Влияние социокультурных элементов на разнообразие художественных форм западносибирской живописи XVII - начала XIX веков...106

2. 1. Художественная жизнь западносибирских городов XVIII - начала XIX

веков...107

2. 2. Время возникновения и формы первых светских произведений

западносибирской живописи...125

2. 3. Портреты Ермака как выражение противоречивого характера

западносибирской культуры...144

2.4. Влияние художественной каноничности на характер

живописного языка...161

Заключение...176

Библиография и источники...180

Список сокращений...196

Приложение...197

Иллюстрации...202

Введение



Введение

Современное искусство постмодернизма, отражая проблемы цивилизационных процессов и глобализации, все чаще культивирует псевдоориентиры вывернутой наизнанку реальности, характеризуя результат постмодернистского сознания. В нем нет места большим стилям, которые являлись квинтэссенцией искусства, опрокидываются все ценностные иерархии, размываются культурные, этические, эстетические границы. Проблема сохранения культурной среды человечества является актуальной, решение ее невозможно без опоры на традиции. Поэтому огромным резервом для поиска новых ценностных ориентиров становится художественное наследие предшествующих эпох. Искусство Сибири и его частные проявления в виде живописного наследия сибиряков особенно показательны и поучительны.

Становление и развитие живописи в Сибири XVII - начала XIX вв., проходившие в условиях присоединения и освоения нового края, дали тот специфический культурно-исторический сплав, в котором нашли отражение взаимодействия художественных культур русских с местными этническими группами и пришлыми в Сибирь народами. Экстраполирование традиций и обычаев создало весьма оригинальную картину сибирского искусства, в которой нашлось место как традициям, так и инновациям. Изучение этих особенностей периферийной ветви русского искусства представляет огромный научный интерес и с позиции выявления специфики художественной культуры Сибири, и с точки зрения расширения представлений об исторических процессах в общероссийском искусстве.

В музейных коллекциях западносибирских городов из числа общероссийской живописи можно вычленить произведения сибирские.

Условия зарождения сибирской живописи, ее существование, развитие и формирование особенностей являются актуальными вопросами искусствознания западносибирского региона.

Актуализировал значимость поднимаемой проблемы и вопрос восстановления учета и систематизации церковных ценностей в сибирских храмах. Важность этой практической работы сегодня осознается церковью, а это, в свою очередь, позволяет включить огромный арсенал церковной живописи в научный оборот.

Актуальность проблемы состоит и в малоизученности стилистики разноплановых живописных произведений. Материалы реставрационного и комплексного исследования живописи, каталогизация музейных коллекций, исследование произведений частных коллекций и церковных ценностей, а также широкое репродуцирование живописного наследия должны стать предметом исторического и теоретического анализа.

Объект исследования - западносибирская живопись XVII - начала XIX веков.

Предмет исследования - специфика проявлений характера живописи в зависимости от сакральной или светской ее направленности.

Цель данного исследования заключается в выявлении своеобразия живописи Западной Сибири XVII - начала XIX веков и характеристике ее с новых методологических позиций, используя научные достижения в области как искусствознания, так и смежных гуманитарных наук.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

> дать обзор исторической ситуации, способствовавшей возникновению живописных произведений в Сибири;

> определить круг иконописцев и художников, работавших в XVII-начале XIX веков в данном регионе;

> охарактеризовать влияние европейских художественных центров на иконопись и живопись Западной Сибири в XVII- начале XIX веков;

> дать характеристику художественной жизни западносибирского региона в XVII-начале XIX вв.;

> классифицировать произведения иконописи и живописи и дать описание их основных типологических и стилистических характеристик;

> определить влияние историко-социальных аспектов на идейный, жанровый и образный строй произведений.

Хронологические границы исследования - XVII - начало XIX веков.

Территориальные границы исследования - Западная Сибирь в ее естественно-географических параметрах.

Методология и методы. Методология исследования основана на современной концепции культурного наследия, _ предусматривающей комплексность и междисциплинарность подходов к проблеме его изучения и сохранения (Д. И. Лихачев, Ю. А. Веденин, В. Г. Рыженко, Т. М. Степанская и др.) Кроме того, были использованы теоретические положения искусствоведческой науки, изложенные в трудах В. Н. Лазарева, Н. А. Деминой, В. Г. Брюсовой и др. - области иконописи; Т. В. Алексеевой, Г. Островского, Н. А. Перевезенцевой и др. - области светской живописи и живописного примитива. Методика базируется на историко-культурном и искусствоведческом анализе, который включает в себя принципы историзма, конкретности и объективности. Каждое явление рассматривается в хронологическом аспекте, с учетом местных особенностей и в совокупности с другими культурными явлениями, а также в связи с - исторической действительностью эпохи, и общекультурными методами, которые включают в себя анализ, синтез, комплексность, сравнительный подход к изучаемому материалу и его обобщение. К исследованию произведений живописи привлечен метод атрибуции. Произведения живописи интересуемого нас периода очень редко датировались и подписывались мастерами, поэтому возникают значительные трудности с определением места и времени создания произведений. Для выделения устойчивых стилистических

тенденций необходимо учитывать целый комплекс признаков: 1) технологических - использование определенных пород дерева, способ обработки досок, наличие или отсутствие ковчега, техника наложения красочного слоя, способ нанесения покровной пленки; 2) иконографических - способ изображения того или иного сюжета; 3) художественных -особенности колорита, рисунка, композиции, трактовка пластических форм и др.; 4) эпиграфических - способы выполнения надписаний и текстов. Обобщение стилистических признаков однородных групп живописных произведений и материала письменных источников дает возможность точнее определить время создания каждого памятника.

Современная концепция исследования культурного наследия опирается на достижения разных областей гуманитарных наук, поэтому методология данной работы представляет собой комплексный подход.

Новизна работы определена тем, что

> впервые в отечественном искусствоведении предприняла попытку комплексного анализа живописного наследия Западной Сибири XVII-начала XIX веков, с использованием исторических, искусствоведческих, культурологических аспектов исследования материала;

> междисциплинарные подходы позволили проследить этапы зарождения и развития живописи в Западной Сибири, синтезирование художественных образов, заимствованных в соседних культурах;

> в научный оборот введены источники, ранее не использованные исследователями: иконописные и живописные произведения из коллекций западносибирских музеев, собраний действующих церквей Тюменской области, фонда иконописной школы при Тобольской духовной семинарии, материалы Государственного архива Тюменской области в г. Тобольске;

> расширен круг имен иконописцев и живописцев, работавших в XVII -начале XIX веков;

и/ ,.

У классифицорованры произведения иконописи и живописи с описанием их

типллогических и стилистических характеристик; > определено влияние социо-культурной ситуации на идейный, жанровый и

образный стощгфоизведений.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в накоплении результатов, которые пополняют отечественную историю искусства новым историко-художественным материалом. Он позволяет представить сибирскую живопись как явление, входящее в процесс развития русского живописного искусства.

В ходе исследования были выявлены произведения, находящиеся в аварийном состоянии. Определение уровня их исторической и художественной значимости, позволило принять совету по науке ТГИАМЗ экстренные меры по реставрации девяти высокохудожественных произведений. Изучение фонда живописи ТГИАМЗ дало возможность

описать, систематизировать и ввести в ее научный оборот.

/ Результаты исследования легли в основу специальных курсов

«Искусство Западной Сибири», «История сибирского иконописания», «Художественная культура народов Тобольской губернии», преподаваемых на художественно-графическом факультете Тобольского государственного педагогического института им. Д. И. Менделеева.

Источники исследования разнообразны - художественно-изобразительные: иконы, картины, скульптура; письменные: неопубликованные и опубликованные (архивные) документы и материалы, отражающие иконописное дело и живописные работы в Западной Сибири.

Автор данной диссертационной работы, будучи в течение 9 лет научным сотрудником ТГИАМЗ, имела возможность изучить одну из самых значительных в Сибири по количеству и качеству коллекций сибирской живописи. В настоящее время, являясь преподавателем Тобольского государственного пединститута им. Д. И. Менделеева и иконописной школы при Тобольской духовной семинарии, имеет возможность работать с фондом

церковно-археологического кабинета иконописной школы, который составляет 1145 единиц хранения, следить за процессом реставрации, что дает возможность более детально изучить технико-технологические процессы создания иконы.

Участие автора диссертационной работы в 1980-е годы в программе Министерства культуры РСФСР по постановке на учет движимых памятников истории и культуры позволило собрать сведения об иконописных произведениях в действующих церквях г. Тобольска. Более чем через десять лет эта работа была продолжена по инициативе Тобольского епархиального начальства. В результате проведенного обследования восьми действующих храмов Тобольска и Тюмени были составлены «Описи объектов, имеющих историческую, художественную, культурную ценность». Они представляют собой подробные списки произведений церковного искусства с указанием размеров, техники исполнения, состояния сохранности и фотофиксации.

Перечень используемых архивных материалов, привлеченных автором данной диссертации, составляет 11 фондов из собраний центральных и местных государственных архивов. Среди них есть материалы, выявленные непосредственно автором и введенные в научный оборот впервые.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. В процессе становления и развития западносибирской живописи четко обозначены четыре этапа: I. 1605 г. - последняя четверть XVII века; П. последняя четверть XVII века - 1703 год; III. 1703 год - вторая половина XVIII века; IV. Вторая половина XVIII - начало XIX.

2. Тобольску принадлежала в течение XVII - XVIII веков ведущая роль не только в развитии живописи, но и организации художественной жизни, что подтверждается новыми выявленными в ходе исследования материалами.

3. В XVII веке на сибирскую иконопись оказали влияния художественные традиции Русского Севера (Новгород, Великий Устюг. Вологда) и

центральной России (Москва, Владимир). В течение XVIII века это влияние расширилось за счет юго-западных областей (Киев, Чернигов) и преобразилось нововведениями в живописи, привнесенными из столицы (Петербург).

4. В XVIII веке в сибирскую иконопись проникли светские мотивы местного характера.

5. В XVIII веке в Сибири профессиональные художники почти отсутствовали. Социальный состав, занимающийся изобразительным искусством, представлял, как правило, среднее сословие: ремесленники, мещане, купцы, что приводило к снижению профессионального уровня произведений, наделяя их свойствами примитива.

6. Художественная жизнь в Сибири носила замкнутый характер, что придавало искусству признаки консерватизма и приводило к репродуцированию привнесенных западноевропейских и русских художественных традиций и стилей.

Степень изученности проблемы. Живописное наследие сибирского искусства по идейно-смысловому содержанию и морфологии изобразительного языка является составной частью русской живописи. Особенности исторического и территориального характера повлияли на формирование своеобразия художественной культуры сибирского региона. Однако исследований на эту тему немного, поскольку проблемой художественной культуры в свете изобразительного искусства занимаются в основном искусствоведы. В Сибири становление искусствоведческой науки связано, в первую очередь, с научной деятельностью художественных музеев и картинных галерей. В западносибирском регионе они возникли в 50-70-е годы XX века, выделяясь из сферы краеведческих, специфика которых во многом отличается от первых. Дальнейшее развитие искусствознания зависело от образования искусствоведческих кафедр в университетах сибирских городов. В 1980-е годы на региональных конференциях искусствоведы стали поднимать проблему самобытности сибирской

художественной культуры. С этого времени усилился интерес к изучению местного художественного наследия, о чем свидетельствуют первые крупные монографии, положившие начало истории и теории сибирского искусства. Они выявили многие проблемные вопросы в истории сибирского искусства.

Более изученными оказались архитектура и русское народное искусство, материалы по живописи носят отрывочный характер, но как уже было сказано являются составной частью русского искусства. Поэтому, отражая степень изученности проблемы, необходимо осветить как исследования общего порядка, связанные с проблемами русской живописи, ее стилистических и иконографических трансформаций, вызванных историко-культурными поисками XVII - начала XIX веков, так и характер направленности региональных искусствоведческих трудов по данной теме.

История изучения русского церковного искусства имеет ряд особенностей, отличающих ее от историографии русской церкви. Современная периодизация церковного искусства соответствует не церковной истории, а хронологическим этапам истории России, подразделяясь на историю древнерусского искусства, искусства XVIII-XX веков. Произведения церковной живописи X-XVII веков - это памятники, , характеризующие иконопись в целом, что обусловлено религиозным характером культуры Древней Руси. При переходе к новому времени в XVIII в. история искусства приобрела характер истории стилей, на первый план вышла личность художника-творца, определяющего художественное своеобразие произведения вне зависимости от церковного или светского назначения. Традиционное церковное искусство было вытеснено на периферию культуры, и в силу этого, не привлекало особого внимания исследователей.

Рост интереса к русскому церковному искусству связан с открытием в начале нашего столетия подлинного «лика» древнерусской живописи. Это открытие привело к возникновению нового направления в изучении

10

церковного искусства - богословию иконы. Впервые была четко сформулирована специфика предмета и выявлена реальная и неразрывная связь между церковным искусством и жизнью церкви.

Вследствие революции 1917 г. и воцарившейся атеистической идеологии произошло отторжение произведений церковного искусства от церкви, что привело к отсутствию отражения этой связи в искусствознании и ограничению понятия церковного искусства рамками средневековья. Связь с церковной жизнью нарушалось, как только исследуемые произведения хронологически выходили за пределы XVII в. Примером тому служит сибирская икона. Она не рассматривалась как часть единой картины истории церковного искусства XVII-XX вв. и воспринималась в виде отдельного изолированного явления.

Церковное искусство древнерусского периода (X-XVII вв.) является наиболее разработано. В XIX веке изучение древностей приобретает целенаправленный характер. Одним из первых примеров обобщения древнерусского искусства является справочник П. И. Кеппена «Список русским памятникам, служащим к составлению истории художеств и отечественной палеографии» [114].

В 40-е гг. XIX в. изучение и сохранение памятников старины становится государственной программой, инициатором которой выступил сам государь Николай I. Это дало мощный импульс развитию реставрации памятников монументальной живописи и икон, а также исследовательской и издательской деятельности. В 1849 г. было начато издание «Древностей Российского государства», состоящее из атласов цветных литографированных рисунков, выполненных по акварелям академика Ф.Г. Солнцева, и отдельных книг с текстом.

Представителем науки о русских древностях, отличающимся чисто научным подходом, был И. М. Снегирев. Он посвятил свои работы исследованию русского иконописания как художественному явлению: «О стиле византийского художества, особенно ваяния и живописи, в отношении

и

к русскому» [259], «О значении отечественной иконописи: Письма к графу А. С. Уварову» [258], «Памятники древнего художества в России» [260], «Памятники московской древности с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы» [261], очерки к томам «Древностей Российского государства» [257]. Ставя перед собой задачу исторического исследования, автор рассматривает различные школ/ - корсунскую,

новгородскую, московскую, строгановскую- Т^ считая, что они последовательно сменяют друг друга, развиваясь от собственно византийской (к которой целиком принадлежит новгородская школа) к так называемой «фряжской» живописи в XVII в.

Доскональное изучение памятников церковного искусства лежит в основе работ другого исследователя середины XIX в. - И. П. Сахарова. Его труд «Исследование о русском иконописании» [244] явился следующим шагом в изучении истории русского церковного искусства. В центре внимания исследователя также находится понятие «школ» и их последовательной смены в истории искусства. Автор привлекает новый источник для изучения русской иконописи - иконописный подлинник, благодаря которому внимание исследователей обращается на технику иконописания.

В этом же ряду находится труд Д. А. Ровинского «Обозрение иконописания в России до конца XVII века» [230]. История собственно русского иконописания, по мнению автора, начинается с XVI в., а предшествовавшая эпоха определяется как время ученичества.

В эти же годы активно развивается церковная наука о христианских древностях, ярким представителем которой был епископ Чигиринский Порфирий (Успенский). Большое значение для науки имело опубликованное ученым средневековое руководство для иконописцев «Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом, 1701-1733 года» По инициативе святителя Филарета (Дроздова) в 1855 г. вышел научный каталог собрания

12

«Указатель для обозрения московской Патриаршей (ныне Синодальной) ризницы и библиотеки» [269], составленный синодальным ризничим, архимандритом Саввой (Тихомировым). Этот фундаментальный труд стал образцом описания и каталогизации музейных собраний.

Работа с архивными источниками И. Е. Забелина выявила много фактического материала по истории иконописи, который затем публиковался в периодическом журнале «Русский художественный архив». Для данного исследования «Материалы для иконописи» [84] имели практическое значение, в них найдено подтверждение существования в Тобольске во второй половине XVII века высокопрофессиональных иконописцев. Так, Мирон Кирилов из Тобольска был призван к работе в Оружейную палату. По оценке В. Трутовского, привлечение туда талантливых мастеров создавало из нее «своего рода Академию Художеств» [292].

Подлинное рождение науки о церковном искусстве связано с именем Ф. И. Буслаева, разработавшего сравнительно-исторический метод исследования иконописи, который впервые позволил определить ее своеобразие. Ученый пришел к выводу о глубинной связи изображения и слова как специфической черте средневековой культуры. Работы Ф. И. Буслаева «Общие понятия о русской иконописи» [24], «Русский лицевой Апокалипсис: Свод изображений из лицевых апокалипсисов по русским рукописям с XVI-ro века по XIX-й» [25], «Исторические очерки русской словесности и искусства» [23], «Изображение Страшного суда по русским подлинникам» и многочисленные статьи, изданные впоследствии в собрании сочинений заложили фундамент науки о византийском и древнерусском искусстве. Заслугой Ф. И. Буслаева является создание научной школы, определившей развитие иконографического метода. К числу учеников и исследователей, сформировавшихся под его влиянием, относятся Н. П. Кондаков, А.И. Кирпичников, Н. В. Покровский, В. Т. Георгиевский.

Н. П. Кондаков был первым ученым, который открыл для мировой науки византийское искусство, тем самым установив приоритет русской

13

науки в византологии. Основные работы по византийскому искусству: «История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей» [121], «Византийские церкви и памятники Константинополя» [117]. Помимо глубокого анализа конкретных произведений на широком историческом фоне, в этих трудах ученый разработал научный метод иконографического исследования. Глубокое знание византийского искусства позволило Н.П. Кондакову ясно осознать корни древнерусского искусства и поставить его изучение на историческую основу. Н.П. Кондаков становится признанным авторитетом и в области изучения русских древностей. В работах «Русские древности в памятниках искусства» [126], «Русские клады» [125], «О научных задачах истории древнерусского искусства» [123], «Лицевой иконописный подлинник: Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: Ист. и иконогр. Очерк» [122], «Изображение русской княжеской семьи в миниатюрах XI века» [118], «Иконография Богоматери» [119] и в обобщающем труде «Русская икона» [124] разработанный ученым метод был успешно применен к изучению русского церковного искусства.

К иконографическому направлению науки принадлежат труды Н. П. Лихачева, посвященные истории искусства: «Материалы для истории русского иконописания» [152], «Историческое значение итало-греческой иконописи» [151] Преподаватель Московской Духовной академии А. П. Голубцов, возглавлявший кафедру литургики, в своих статьях «О греческом иконописном подлиннике» [55], «Из истории изображения креста», «Древнехристианская символика Воскресения» [53], «Из истории древнерусской иконописи»[54] исследует как частные иконографические темы, так и теоретические основы изучения церковного искусства. Ученый одним из первых обратил внимание на значение описей церковного имущества как источника достоверных сведений о памятниках искусства и разработал методику исследования их текстов.

Наиболее значительным представителем науки о церковном искусстве был Н. В. Покровский. Предвосхищая открытия XX в., ученый считал, что

14

именно в искусстве находит свое полное выражение Православие. Фундаментальное исследование «Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских» [209] является до настоящего времени непревзойденным трудом по христианской иконографии, выдающимся достижением мировой науки.

В развитии отечественной науки о христианских древностях большая роль принадлежит ученым археологическим обществам, расцвет которых приходится на вторую половину XIX в. Русское археологическое общество в Петербурге, Московское археологическое общество, Общество древнерусского искусства при Московском Публичном музее, Общество любителей древней письменности и искусства ставили своей задачей изучение памятников, содействие развитию и популяризации науки. В трудах, издаваемых различными обществами, были опубликованы исследования, статьи и выступления основателя Московского общества графа А. С. Уварова, труды хранителя Оружейной палаты Г. Д. Филимонова, который был автором многочисленных статей, в числе которых фундаментальная работа о Симоне Ушакове [305], и публикаций иконописных подлинников [304], а также работы А. В. Прахова, В. Т. Георгиевского, В. В. Стасова, В. Н. Щепкина, Е. К. Редина, Д. В.Айналова.

Много внимания уделял древнерусскому искусству Д. В. Айналов. В Санкт-Петербургском университете вышел курс его лекций «История русской живописи от XVI по XIX столетие» [7]. Его ученики. Л. А. Мацулевич, В. К. Мясоедов и Н. П. Сычев продолжили изучение древнерусской живописи на новом материале, непосредственно связанном с реставрацией памятников.

Завершая обзор русской дореволюционной научной литературы, посвященной иконописи, следует отметить, что в конце XIX - начале XX вв. большое место занимает публикация исторических и статистических сведений о памятниках церковной старины. Среди работ такого типа важнейшее место принадлежит публикациям Успенских: Успенский В.И.

15

Очерки по истории иконописания [302]; Успенские М.И. и В.И. Заметки о древнерусском иконописании: Св. Алимпий и Андрей Рублев [297]; Успенский А.И. Очерки по истории русского искусства [298]; Царские иконописцы и живописцы XVII в. [301]; Словарь патриарших иконописцев XVII в. [299].

В первые десятилетия XX в. активно проводилось раскрытие древних икон. Ведущим ученым становится в эти годы И. Э. Грабарь. Под его редакцией в 1910 г. было начато издание «Истории русского искусства» [102]. Историю древнерусской живописи - «Русская живопись до середины XVII в.» - написал для этого издания П. П. Муратов. В работах П. П. Муратова, а также А. В. Грищенко исследование иконографии было полностью вытеснено формальным анализом [64].

Уже в начале XX в. в русской науке наметилось разделение в иконе «предмета культа» и художественного явления (например, работы П. П. Муратова). В довоенный период помимо многочисленных статей, посвященных отдельным новооткрытым памятникам, выходит несколько обобщающих работ по древнерусскому искусству: монография И. Грабаря «Феофан Грек» [63] и его статья «Андрей Рублев» [62]; исследования Г. Жидкова «Московская живопись середины XIV в.» [83], «Живопись Новгорода, Пскова и Москвы на рубеже XVI-XVIbb.» [82]; статья А.И. Анисимова «Домонгольский период древнерусской живописи» [14]; книги А.И. Некрасова «Возникновение московского искусства» [183], «Древнерусское изобразительное искусство» [184].

Самым ярким событием послевоенного времени стало академическое издание «Истории русского искусства», первые четыре тома которой были посвящены древнерусскому искусству. Разделы, посвященные иконописи, были написаны в основном В. Н. Лазаревым.

Работы В. Н. Лазарева определили основное направление советской медиевистики в 1960-1970 гг. и оказали влияние на мировую науку. Факты церковной истории, тексты церковных деятелей, затрагиваемые автором

16

вопросы иконографии являются историческим фоном, на котором существует и развивается художественная жизнь. Им написаны обобщающие труды - «Искусство Новгорода» [138]; «История византийской живописи» [139]; «Феофан Грек и его школа» [141]; «Андрей Рублев и его школа» [137]; «Древнерусские мозаики и фрески XI-XV вв.»; «Русская иконопись от истоков до начала XVI века» [140].

В исследовательских работах советских ученых этих лет можно выделить несколько направлений. М.В. Алпатов в «Этюдах по истории русского искусства» [13], в «Искусстве Древней Руси» [12], Н.А. Демина в «Андрее Рублеве и художниках его круга» [68] подходят к произведениям древнерусского искусства с точки зрения эмоционально-эстетической. В.И. Антонова, Н.Е. Мнева, Т.В. Николаева сосредоточивают внимание на предметной стороне, обусловленной жанром их работ: Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи: Государственная Третьяковская галерея [16]; Антонова В.И. Древнерусская живопись в собрании Павла Корин [15]; Николаева Т.В. Древнерусское искусство в собрании Загорского музея [185]. В работах Л.С. Ретковской, Е. Овчинниковой преобладает исторический аспект. В работе О.И. Подобедовой «Московская школа живописи при Иване IV» [207] иконопись исследуется как историко-культурное явление, изучение которого требует анализа исторических и политических обстоятельств, литературных и богослужебных текстов, иконографической интерпретации. По инициативе О.И. Подобедовой в 1963 г. начали выходить сборники «Древнерусское искусство» (ДРИ), в которых отражены все направления отечественного искусствознания в этой области.

В 1970-1990-е гг. изучение древнерусского искусства вышло на качественно новый уровень по объему и глубине научного анализа исследуемого материала. Преобладающее стилистическое направление исследований обогатилось обращением к иконографии. Разделы, посвященные иконографии, и отдельные работы на эту тему вновь привлекли внимание к содержательной стороне древнерусского искусства. Это
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25037.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.