У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Иконография преподобного Трифона Вятского Чудотворца в культовой живописи XVII-XX веков
Количество страниц 218
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25067.doc 
Содержание Введение...3

Глава 1. Преподобный Трифон Вятский чудотворец — предварительные исторические сведения и рукописная традиция...27

1.1. Культовая живопись Вятской земли...27

1.2. Историческая часть иконографии преподобного Трифона Вятского...39

1.3. Житие преподобного Трифона Вятского — источник иконографии...57

Глава 2. Иконография преподобного Трифона Вятского XVII — XVIII веков...70

2.1. Изображения Трифона Вятского в контексте иконографии преподобных...70

2.2. Изображения преподобного Трифона и блаженного Прокопия Вятских чудотворцев...82

2.3. Иконография храмовых образов «Явление Божьей Матери преподобному Трифону»...96

Глава 3. Иконография преподобного Трифона Вятского XIX — XX веков...113

3.1. Житийная икона преподобного Трифона Вятского и ее историко-бытовой характер...113

3.2. Настенная живопись Успенского собора Трифонова монастыря: особенности иконографической программы прославляющего цикла...124

3.3. Образ преподобного Трифона Вятского. Новые открытия в культовой живописи XIX - XX веков...141

Заключение...154

Библиографический список использованной литературы...156

Приложение 1. Монументальная живопись Успенского собора Трифонова

монастыря: иконография сюжетов...177

Приложение 2. Богоматерь с Трифоном Вятским в раме с клеймами жития:

иконография сюжетов...182

Приложение 3. Иллюстрации...202

Список иллюстраций...214

Список сокращений...218

Введение



Введение

Современные актуальные тенденции исследования культовой живописи выделяют из всего иконописного наследия памятники, сюжеты и темы которых коренятся в отечественной действительности. Отсюда, важна значимость художественных явлений, составляющих культуру отдельных регионов: изучение в провинции местных направлений и школ, вносит, тем самым, вклад в общероссийскую науку. Вопросы осознания множественности «региональных культур»(1), необходимости их всесторонней разработки, задачи изучения краевого прошлого ставились еще в первые десятилетия прошлого века(2). Тогда же зазвучал «<...> убежденный призыв не забывать исторического изучения духовной культуры <...>»(3). Тем не менее, по известным объективным причинам исторического хода страны, полноценное исследование произведений провинциальной культовой живописи стало возможным лишь с возрождением духовной культуры в конце XX столетия. Восстановление храмов открыло (с большими оговорками) доступ к памятникам, находящимся в немузейных собраниях.

Образ первого святого Вятской земли — преподобного Трифона Вятского чудотворца — в краевом историко-культурном наследии занимает важнейшее место и является одним из основных факторов понимания своеобразия микрокультуры, сложившейся в эпоху средневековья на Вятке. Имя Трифона Вятского (1546—1612) связано с историей заселения северных земель русскими, созданием монастырских обителей. В истории церкви Трифон Вятский известен как просветитель; основанный им первый на Вятке монастырь, положил начало утверждению духовной православной культуры края. Помимо миссионерской, монастырь вел огромную хозяйственную, образовательную деятельность, стимулировал развитие церковного изобразительного и декоративно—прикладного искусства. Сегодня возрожденный монастырь —

4

важнейший историко-архитектурный ансамбль города, который, если не формирует, то существенно влияет на его облик.

В комплексе с духовным, историческим, архитектурным наследием, существует пласт художественно — литературных памятников, связанных с именем Трифона Вятского: житие, дошедшее в нескольких списках и редакциях(4), а так же культовая живопись: иконопись XVII - XX веков и монументальная стенопись(5). Агиография святого, полная жизненных коллизий и драматических ситуаций, оригинальными решениями вошла в произведения церковной живописи. При этом образ святого Трифона - одна из малоизученных частей местного изобразительного искусства. В 90-е годы XX века неисследованность культовой живописи на Вятке вообще, и образа преподобного Трифона в частности, стала очевидной на фоне серьезных научных разработок в области истории, архитектуры, этнографии, ремесел, фольклора, то есть того, что формирует региональную культуру. Показательным является следующий факт: в изданной в 1994 — 2002 годах Энциклопедии земли Вятской в 11-ти томах(б) нет ни одной искусствоведческой статьи, посвященной местной культовой живописи, за исключением обращений историков к иконописанию, как к ремеслу.

Актуальность темы нашего исследования определяется необходимостью осмысления процесса формирования, роли и места иконографии первого святого вятской земли - преподобного Трифона Вятского Чудотворца в святоотеческой иконографической традиции.

Целенаправленное, исследование иконографии святого Трифона не проводилось, до сих пор даже не ставился вопрос о том, каким же был полный состав бытовавших иконографических вариантов его образа. При этом иконография Трифона, как местночтимого святого, составляет особую ветвь развития вятского искусства и вполне заслуживает искусствоведческого внимания.

Было бы несправедливым не учитывать объективную сложность и особенности в истории изучения церковного искусства. Памятники культовой

5

живописи XIX - начала XX веков с изображением преподобного Трифона Вятского принадлежат периоду, который, как «поздний» традиционно был вытеснен на периферию научного знания, и прежде чем исследовать и определять художественную значимость поздних произведений, их необходимо было выявить и ввести в научный оборот. Кроме того, произведения XVII-XVIII веков, из числа известных, инерционно оценивались, по большей части, с точки зрения стилевого своеобразия. Примечательной же особенностью современного изучения культовой живописи является новый интерес к иконографическому методу, базирующемуся на историческом аспекте церковного предания.

Объектом настоящего исследования является культовая живопись, связанная с историей и духовной культурой Вятской земли.

Предметом исследования является иконография преподобного Трифона Вятского в памятниках станковой и монументальной живописи XVII — XX веков, в аспекте выявления, описания, систематизации и изучения изображений святого.

Хронологические и территориальные рамки исследования определены временем появления изображений первого вятского святого в местной культовой живописи: XVII век — нижняя граница исследования; верхняя граница - вторая половина XX века — время создания позднейшего из выявленных и представляющих иконографическую ценность произведений, интересующей нас темы. Территориально границы исследования включают Архангельскую, Кировскую, Вологодскую, Пермскую области. Архангельская земля - родина святого, на Вятских и Пермских землях преподобный подвизался и почитается, Вологодская земля - места странничества монаха и, возможно, создания некоторых храмовых образов Трифона Вятского.

Цель настоящего исследования - реконструкция полной иконографии местночтимого святого преподобного Трифона Вятского чудотворца периода XVII-XX веков. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

6

1. Установление полной типологии образов Трифона Вятского по храмовым описям.

2. Выявление на территориях бытования и определение в условную самостоятельную группу памятников культовой живописи с изображением преподобного Трифона Вятского.

3. Сюжетная идентификация и систематизация полученного изобразительного ряда по иконографическим признакам.

4. Выявление динамики развития иконографии преподобного Трифона Вятского: появление новых иконографических типов и их вариантов на основе изменения изводов в период XVII - XX веков, установление причин их появлений, изменений и исчезновений.

5. Прочтение и анализ сюжетов произведений, определение их источников в самостоятельных памятниках и в виде клейм житийных циклов.

6. Определение традиционности и специфичности иконографии местночтимого святого Трифона Вятского, ее места и значимости в иконографии «преподобных» и русских исторических святых в целом.

Степень научной разработанности темы, связанной с личностью Трифона Вятского, представлена в комплексе составляющих. Издания редакций «Жития...»: П. Д. Шестаков, Ф. Е. Кибардин, В. Я. Струминский, И. М. Осокин; исследования «Жития...» как памятника агиографии XVII века: В. О. Ключевский; В. В. Низов, М. Д. Каган-Тарковская, Г. А. Охотина(7); Вопросы почитания вятского святого: Г. П. Федотов, И. М. Осокин, Л. Н. Спасская(8); Материалы к биографии Трифона Вятского в исторических исследованиях и исследователей его жизнеописания: А. А. Спицын, Г. Е. Верещагин, А. А. Дмитриев, П. Н. Луппов, М. Чемоданов, А. К. Одоев, И. М. Осокин, В. Я. Струминский, А. И. Вештомов, В. И. Шабалин, Л. В. Зубарев; А. В. Эммаусский, А. А. Марков, С. А. Гомаюнов(9). Вопросы истории и архитектуры Трифонова монастыря, его вотчин и последующего монастырского строительства: А. С. Верещагин, А. А. Спицын, Д. К. Зеленин,

7

К. Н. Селивановский; А. Г. Тинский, А. Д. Милов, А. Ю. Каптиков, И. В. Берова(Ю).

Особо остановимся на всех обращениях искусствоведов, исследовавших культовые памятники с образом преподобного Трифона Вятского. Вопросами бытования икон преподобного Трифона Вятского занималась сотрудник Кировского областного художественного музея Г. Г. Киселева(П). Интересным, но единовременным научным вниманием к храмовым иконам с изображением преподобного Трифона перед Богоматерью, стала публикация Н. Н. Менчиковой(12). Обстоятельную историческую справку по истории создания росписи алтаря Успенского собора Трифонова монастыря опубликовала Н. П. Мартынова(13). Вопрос стиля стенописи исследуется в статье О. Н. Сверчковой(14). В качестве самостоятельной проблемы развитие иконографии Трифона Вятского никогда не рассматривалось.

Диссертация интегрирует данные разнородных типов источников. Произведения, составляющие ядро изобразительного ряда иконографии преподобного, принадлежат коллекциям: Кировского объединенного историко-архитектурного и литературного музея, Кировского областного художественного музея, частных коллекций вятских коллекционеров, элементов декоративного убранства действующих и недействующих храмов Вятской и Пермской епархий.

Архивные данные использованы по документам Государственного архива Кировской области (фонды 170, 237, 237, 247, 340, 393, 431, 897, 1258,1404), а так же Вятского Епархиального архива Московского патриархата (фонды 9, 16). Подробно исследовалась агиография Трифона Вятского, а так же литературные, историко-культурные источники Вятки дореволюционного периода и Новейшего времени, источники личного происхождения: мемуары, дневники, письма из личного архива и произведения собственной коллекции потомственных иконописцев села Палех Ивановской области В. Б. и О. М. Париловых.

8

Материалы и результаты научно-исследовательских экспедиций автора соотнесены с опубликованными результатами экспедиционной работы первых десятилетий XX века И. М. Осокина. Экспедиционная работа проводилась нами на территориях Архангельской (2002г.), Кировской (1999-2004гг.), Вологодской (2003г.), Пермской областей (2001г.). Ход экспедиционной работы был снят на видеопленку, материалы легли в основу двух документальных фильмов(15).

Чрезвычайно существенны данные, полученные при непосредственных консультациях, а также при переписке со специалистами: А. Ю. Каптиков (Уральская государственная архитектурно-художественная Академия), М. И. Мильчик (город Санкт-Петербург, Научно-исследовательский институт «Спецпроектреставрация»), О. А. Колесова (Музей Палехского искусства), Л. Н. Сыроватская, О. А. Малкова, Г. Н. Чебыкина (Великоустюжский историко-архитектурный и художественный музей), Т. М. Кольцова (Архангельский музей изобразительных искусств), Е. Н. Парконен, О. И. Котяхова, В. Н. Земцова (Сольвычегодский историко-художественный музей), Г. А. Мохова, О. В. Крупина (Кировский художественный музей), Т. М. Долматова (Слободской краеведческий музей), Е. Е. Симахина, Ю. Ф. Страздынь (Лальский краеведческий музей), священник Б. Бартов (город Кунгур), священник А. Дудин (Вятский епархиальный архив), Е. В. Наместникова (Кировский краеведческий музей), Н. П. Гурьянова (Кировская областная научная библиотека), Н. В. Никулина (библиотека поселка Верхне-Чусовские Городки).

Методология в рамках междисциплинарного исследования, интегрирует данные разнородных источников и областей наук: искусствоведения, истории (краеведения), культурологии, литературы (агиографии), церковной археологии; основным подходом для нас стал — иконографический. Принципы иконографического подхода, изучающего каноны и особенности изображения, а так же описывающего их и систематизирующего, заложены в публикациях российских ученых XIX - XX веков. Историография исследований, ставших теоретическим фундаментом для нашей работы включает труды Ф. И. Буслаева, Н. П. Кондакова, Т. В. Покровского, В. Н. Лазарева, В. И. Антоновой, Н. Е.

9

Мневой, Э. С. Смирновой, Л. М. Евсеевой, Г. И. Вздорнова, Г. В. Маркелова(16). Полный состав образов Трифона Вятского выявлен с помощью методики анализа архивных описей храмового имущества. Иконографический подход послужил инструментом, который позволил классифицировать изобразительный ряд. В процессе проведенной систематизации, мы условно разделили все изображения на две группы: иконографические типы и «исторические» сюжеты(17). Определение вятского типа икон иконографического извода «Богоматерь Боголюбская» проводилось на основе уже определенных вариантов: Московский, Соловецкий, Ростовский, Псково-Печерский(18). Изображение архитектуры Успенского собора Трифонова монастыря и города Хлынова на данном типе икон рассматривались с учетом работ вышеназванных исследователей истории и архитектуры монастыря, а также трудов специалистов, занимающихся целенаправленно видовыми изображениями архитектуры на иконах(19). Единоличные изображения отца вятского монашества в чине «преподобный» изучались нами с учетом наработок и искусствоведческого опыта аналогичных исследований(20). Совместные изображения святого Трифона и блаженного Прокопия Вятских чудотворцев потребовали изучения церковных, литературоведческих и искусствоведческих работ по исследованию юродства, как явления, и отображения его в изобразительном искусстве(21). По всем указанным направлениям работы привлекались включенные в поле актуальных знаний электронные версии публикаций.

Определение источников иконографии, прочтение содержания клейм житийных циклов носило характер разыскания, в задачи которого входило выяснение состава программы клейм, изучение циклов со стороны отбора сюжетов из литературного источника, установления приемов иллюстрирования текста жития и потребовало проработки литературы искусствоведческого направления, рассматривающего вопросы взаимодействия агиографии и изобразительного искусства. Отнесем сюда так же публикации ученых, изучавших «Житие...» и его редакции(22). В ходе экспедиционной работы, а

10

так же при прочтении содержания монументального цикла Успенского собора Трифонова монастыря, применялись методы фотофиксации и видеосъемки. Для описания ключевых памятников использовались элементы формально-стилистического анализа. В изложении всего материала диссертации применяется хронологический принцип.

Автор видит научную новизну исследования в совокупности нескольких составляющих: определена значимость и место иконографии преподобного Трифона Вятского как составляющая иконографии отечественных святых; выявлены ее традиционность и специфика в контексте изображений преподобных. Определена и реконструирована иконография преподобного Трифона Вятского, включающая памятники, бытовавшие и бытующие в период XVII-XX веков. Целенаправленное разыскание и вовлечение в научный оборот новых памятников и нового фактического материала позволило восполнить недостающие звенья полной иконографической картины. В диссертации исследован процесс формирования иконографии первого вятского святого преподобного Трифона и его младшего современника блаженного Прокопия Вятского в период XVII-XX веков. Принцип целостности исследования образа Трифона Вятского в культовой живописи, объединяющий как монументальные, так и станковые произведения на протяжении всего периода бытования, применяется впервые. Исследование изображений преподобного Трифона, организованное по сквозному иконографическому подходу и создающее сюжетно-тематическое разнообразие образа, также до настоящего времени не применялось. Детализация процесса развития иконографии Трифона Вятского привела к новым полезным результатам, выводам, и обобщениям по вопросам: выявления основополагающих компонентов формирования иконографии преподобного, сложения основных типов икон, определения источников сюжетов отдельных памятников и в виде клейм житийных циклов, переосмысления значимости произведений позднего иконописания в их сюжетном и пластическом разнообразии.

11

Структура диссертации: введение, три главы основного содержания работы, заключение, список использованной литературы, три приложения самостоятельной научной значимости с поклейменным прочтением иконографии повествовательных циклов и тридцати двух иллюстраций к тексту. Далее помещены: список иллюстраций, список сокращений.

Первая глава «Преподобный Трифон Вятский чудотворец — предварительные исторические сведения и рукописная традиция» освящает вопросы развития церковной живописи на Вятке, дает историко-биографическую справку о преподобном Трифоне, рассматривает сложение культа первого вятского святого, а также — списки и редакции его жития. В разделе «Культовая живопись Вятской земли» представлен исторический обзор и основные этапы развития вятского иконописания. Выделяется период конца XVII — XVIII веков, как время роста количества мастеров и подъема уровня иконописания в связи с активным храмовым строительством на Вятке; именно в данный период начинает формироваться иконография преподобного Трифона.

В параграфе «Историческая часть иконографии преподобного Трифона Вятского» излагаются биографические сведения и история канонизации святого. История почитания святого анализируется в хронологической последовательности, ибо именно культ стимулирует появление памятников культа, в частности наш предмет — церковную живопись. Нас интересует время и причины появления новых изводов. Каждый век в силу определенных причин давал новые памятники культовой живописи, как в количественном отношении, так и в их разнообразии.

Параграф «Житие преподобного Трифона Вятского — источник иконографии» ключевой в данной главе. «Житие и подвиги и отчасти чудеса преподобного отца нашего архимандрита Трифона, Вятского чудотворца и начальника обители Успенья Богородицы, что в городе Хлынове» дошло до нас в пяти списках и трех редакциях. Рассматривается проявление интереса к тексту, как к памятнику агиографии XVII века. Для исследователя — иконографа

12

агиография, питающая содержание культовой живописи, анализируется применительно к изобразительному искусству, как выражение взаимоотношений искусства слова и живописи. С целью установления степени и характера взаимоотношений двух искусств исследованы сюжеты для живописи последовательно в соответствии с текстом. Рассмотрев содержательную часть текста, руководствуясь хронологически-последовательным изложением событий, мы определяем девятнадцать эпизодов «Жития...», ставших иконографической основой для живописных решений. Сюжеты легли в основу повествовательного цикла декоративного убранства Успенского собора Трифонова монастыря города Вятки, житийной иконы двенадцати клейм храма Всех Святых Верхне - Чусовской Казанской Трифоновой женской пустыни поселка Верхне-Чусовские Городки Чусовского района Пермской области, а также существовали в виде икон самостоятельных изводов на Вятке, Перми, Архангельске.

Вторая глава «Иконография преподобного Трифона Вятского XVII — XVIII веков» рассматривает основные иконографические типы и их варианты, разнообразие решений внутри изводов. Каждому самостоятельному типу изображения посвящен отдельный раздел.

Назначение материала «Изображения Трифона Вятского в контексте иконографии преподобных» — исследовать изображения Трифона Вятского применительно к иконографическому типу или чину «преподобный». Выявляются факторы сложения иконного облика святого, изменение образа «во времени». Собранное разнообразие изводов систематизируется на основе композиционных построений, выявляются их составляющие элементы. В задачу данной главы входит также установление принципов расположения образов Трифона Вятского в системе храмовой декорации.

Далее в параграфе «Изображения преподобного Трифона и блаженного Прокопия Вятских чудотворцев» рассматриваются памятники одного из самых распространенных изводов собственно вятской тематики — совместном изображении двух первых местных святых — преподобном Трифоне и

13

блаженном Прокопии. Подробно исследуется история данной иконографии: время и причины ее появления, выявление характерных особенностей извода, анализ отдельных памятников, территория бытования. Отмечается развитие двух типов изводов: минейного типа и в молении, любопытным представляется стилистическое разнообразие изобразительного ряда в рамках данной иконографии. Выявляется образец для создания иконного образа блаженного Прокопия Вятского - преподобный Сергий Радонежский.

Последняя глава части — «Иконография храмовых образов «Явление Божьей матери преподобному Трифону»» представляет исследование памятников, являющихся ключевыми и наиболее значимыми по уровню художественных достоинств. Четыре храмовых иконы конца XVII—XVIII веков в технике темперной живописи изображают коленопреклоненного преподобного Трифона Вятского перед Богоматерью с архитектурными видами города Хлынова и Успенского монастыря; демонстрируют принадлежность к одному иконографическому типу. Выявляется специфика вятского варианта общерусского извода, поиск объяснительных причин появления данной иконографической программы на Вятке при отсутствии сюжета в «Житии...». Кроме того, иконография памятников одного сюжета имеет два различных варианта сложения. Иконы подтверждают усиленное развитие культа почитания Трифона Вятского как местночтимого святого.

Третья глава «Иконография Трифона Вятского ХГХ-ХХ веков» содержит три части. Первая называется «Житийная икона преподобного Трифона Вятского и ее историко-бытовой характер». Житийная икона Трифона Вятского документально прослеживается с XVIII века, однако дошла до нас в виде позднего списка, поэтому отнесена к настоящей главе. Для исследователя иконографии — это бесценное разнообразие «исторических» сюжетов в составе клейм, существенно расширяющее весь зрительный ряд образов святого. Житийная икона, введенная нами в научный оборот, происходит из храма Всех Святых Казанской Трифоновой женской пустыни на реке Чусовой. Состав сюжетов иконы отражает «пермский период» жизни святого, двенадцать клейм

14

иконы являются оригинальными композициями, созданными специально для иллюстрации жизнеописания преподобного Трифона Вятского, отражают период его жизни 1570 - 1579 годы. Прочитанная нами, согласно агиографии, икона сочетает в себе реальную историю и легенду, является наглядным примером локального развития иконографии и бытования образа святого.

Вторая часть главы «Настенная живопись Успенского собора Трифонова монастыря: особенности иконографической программы прославляющего цикла» рассматривает большой монументальный житийный цикл, посвященный святому, выполненный в 1895 году мастерской палешанина Льва Парилова в вятском храме-памятнике над мощами святого. Последовательно излагаются следующие вопросы: история создания стенописи, новые данные о мастерах, методах и приемах их работы. Проблемы исследования были вызваны наличием не просматриваемых на большой высоте надписей, искажением текстов при переписке и перепечатке ошибочных источников, а так же имперсональностью образов. Трудности вызвало прочтение содержания житийного цикла, выявление особенностей организации его иконографической программы и сравнение содержания иконописных клейм с клеймами стенописи и текстом единого иконографического источника - литературного жития.

В последнем разделе главы «Образ преподобного Трифона Вятского. Новые открытия в культовой живописи XIX-XX веков» представлен круг памятников, введенных нами в научный оборот в 1999-2003 годы во время экспедиционной работы по местам почитания преподобного Трифона Вятского: Кировской, Пермской, Архангельской, Вологодской областям. Процесс сложения иконографии Трифона к концу XIX века завершился, однако, удалось обнаружить интересные иконографические варианты уже сложившихся образцов. Введенные в научный оборот произведения станковой и монументальной живописи позволяют существенно обогатить зрительный ряд изображений первого Вятского святого, пополняют интересную группу произведений позднего иконописания, обозначают ее научную ценность. Образцы культовой живописи пермских, вятских и приезжих мастеров, а также

15

привозных икон XIX - начала XX веков весьма интересны с позиций вольного использования подлинников, иконографической и стилистической подвижности.

Заключительная часть диссертации содержит выводы, позволяющие в целом оценивать иконографию местночтимого вятского святого XVII-XX веков как изобразительную систему, развивающуюся в рамках восточнохристианского святоотеческого канона, но получившую свои локально-специфические черты. Художественный уровень и количество введенных в научный оборот памятников достойно представляют произведения церковного искусства русской провинции (23).

Апробация основных положений и отдельных вопросов диссертации отражена в выступлениях на научных конференциях в городах: Москва, Киров, Вологда(24).

Положения, выносимые на защиту:

1. Иконография первого вятского святого преподобного Трифона Вятского Чудотворца, реконструированная на основе теоретической и экспедиционной работы, представляет важный пласт памятников искусствоведческой, художественно — литературной, исторической и духовной значимости.

2. Новый уровень классификации изображений преподобного Трифона Вятского демонстрирует сложение устойчивых типов икон, идущих от византийской и древнерусской иконографической традиции, и оригинальных композиционных решений, истоками которых является агиография святого.

3. Иконография образа преподобного Трифона Вятского чудотворца XVII - XX веков, как местночтимого святого, представляет в целом достаточно развитую и разнообразную картину, традиционную в контексте отечественной иконографии преподобных, но имеющую свою локальную специфику, отражающую запросы и уровень церковного искусства, и в целом — художественные потребности русской провинции.

16

Практическая значимость исследования:

Материалы и выводы исследования могут представлять интерес для обобщающих работ по иконографии отечественных святых. Так же возможно их использование в музейной практике, научной и учебной работе, при составлении курсов по истории, культуре и искусству Вятского края. Выборочно материал включен в авторскую программу «Сюжеты культовой живописи» с 2000 года признанной лучшей авторской программой городского уровня и имеющей победителей российского уровня в 2002 и 2004 годах в городе Москве. Автором начата работа по составлению каталога «Преподобный Трифон Вятский Чудотворец. Культовая живопись XVII— XX века», организованного по иконографическому принципу. Содержание каталога предполагает: изобразительный ряд, историческую справку о святом, историю канонизации, обзор редакций жития, представление иконографии святого. Материалы экспедиций автора легли в основу двух документальных фильмов, прошедших на Государственном телевизионном канале «Вятка»: «Благоизволи очам прозрети...(Хождение к иконе)»(2002г.) и «Работаем туристами»(2003)г. Фильмы стали лауреатами на городском и межрегиональном кинофестивалях.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25067.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.