У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Особенности психофизиологической адаптации студентов к условиям обучения с разным уровнем двигательной активности
Количество страниц 145
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25114.doc 
Содержание Содержание
ВЕДЕНИЕ 5-9

ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 10-45

1.1. Особенности психофизиологической адаптации к умственной и мышечной деятельности 10-18

1.1.1. Морфофункциональные и психофизиологические особенности у лиц с преобладанием умственной деятельности . 11-13

1.1.2. Морфофункциональные изменения в организме при физических нагрузках 13-18

1.2. Физиологические аспекты двигательной активности 19-25

1.3. Особенности психофизиологической адаптации студентов к учебной деятельности 25-45

1.3.1. Морфофункциональные особенности юношеского возраста 27-33

1.3.2. Роль индивидуального психофизиологического статуса студентов в адаптации к учебной деятельности 33-39

1.3.3. Двигательная активность как фактор оптимизации здоровья и адаптации

студентов 39-45

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 46-64

2.1. Общая организация исследования 46

2.2. Методы исследования 47-64

2.2.1. Определение уровня двигательной активности 47-49

2.2.2. Методы изучения морфологических особенностей организма 49-51

2.2.3. Математический анализ показателей сердечного ритма 52-54

2.2.4. Методы оценки гемодинамических показателей и функциональных резервов сердечно-сосудисто и с истемы 55-57

2.2.5. Методики исследования нейродинамических функций 58-60

2.2.6. Методики исследования психофизиологических функций 60-61

2.2.7. Исследование психологических особенностей 61-64

2.3. Статистические методы 64

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 65-113

3.1. Особенности соматического и психофизиологического статуса студентов физического факультета и факультета физической культуры и спорта 65-71

3.2. Особенности психофизиологической адаптации студентов физического факультета 71-96

3.2.1. Характер приспособительных реакций к учебной деятельности у студентов физического факультета с разным уровнем двигательной активности 71-80

3.2.2. Особенности взаимосвязи показателей, характеризующих состояние физиологических функций студентов физического факультета с разным уровнем

двигательной активности 80-88

3.2.3. Характер приспособительных реакций к учебной деятельности у студентов физического факультета с учетом типа функционального реагирования 88-96

3.3. Особенности психофизиологической адаптации студентов факультета физической культуры и спорта 96-113

3.3.1. Характер приспособительных реакций к учебной деятельности у студентов факультета физической культуры с разным уровнем двигательной активности 97-102

3.3.2. Особенности взаимосвязи показателей, характеризующих состояние физиологических функций студентов факультета физической культуры с разным уровнем двигательной активности 102-111

3.3.3. Характер приспособительных реакций к учебной деятельности у студентов факультета физической культуры с учетом типа функционального реагирования 111-113 ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 114-124 ВЫВОДЫ 125-126 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 127-145

Введение



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы

Особенности формирования приспособительных реакций на информационные и физические нагрузки при действии различных эндогенных и экзогенных факторов представляют одну из фундаментальных проблем в физиологии труда и спорта [Судаков К.В.,1984; Данилова Н.Н.,1992].

Адаптация, как к физическим, так и к умственным нагрузкам сопровождается характерными приспособительными изменениями функциональных систем, которые, накапливаясь в течение определенного времени, приобретают специфический характер и становятся своего рода индикаторами оценки функционального состояния организма человека [Никифорова О. А., 1995].

Выявление устойчивых комплексов отдельных морфофизиологических параметров, обусловленных индивидуально-типологическими различиями, способствует пониманию специфики механизмов адаптации организма к деятельности различного характера и с достаточной мерой объективности позволяет прогнозировать ее успешность и эффективность [Кураев Г.А., 2001].

Одним из существенных условий формирования и совершенствования механизмов адаптации к умственным нагрузкам является двигательная активность, которая может выступать либо как оптимизирующий, либо как дезадаптивный фактор - при нерациональном ее применении [Диордица Л.В., 2002].

Рациональная физическая активность, приводящая к увеличению мощности и стабильности механизмов общей адаптации за счет совершенствования функций центральной нервной системы, позволяет поддерживать не только состояние здоровья, но и обеспечивать высокую

производительность определенного вида деятельность [Виру А.А., 1981; Виленский М.Я., 1991; Куликов В.П., 1998].

Учитывая, что умственная деятельность студентов становится все более сложной по структуре и характеру, а значит, и более зависимой от условий, в которых она протекает, важно выяснить, какое влияние оказывает двигательная активность на умственную работоспособность учащихся и соответственно адаптацию к учебному процессу. В доступной литературе недостаточно изучено влияние различных режимов двигательной активности на приспособительные возможности организма студентов при интенсивных учебных нагрузках. В частности, практически отсутствуют данные, характеризующие особенности психофизиологической адаптации к учебной деятельности у лиц, занимающихся спортом и ведущих малоподвижный образ жизни.

Актуальность и недостаточная изученность данной проблемы послужили предпосылкой для настоящего исследования. Цель работы заключалась в изучении особенностей психосоматического статуса и адаптивных возможностей организма студентов в условиях обучения с различным уровнем двигательной активности. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

1. Исследовать особенности индивидуального соматического и психофизиологического статуса у студентов в зависимости от преобладания умственной либо физической деятельности на факультете.

2. Изучить характер психовегетативных приспособительных реакций студентов при различных уровнях двигательной активности.

3. Выявить степень адекватности объема двигательной активности студентов с учетом индивидуального типа функционального реагирования и специфики обучения на факультете.

Научная новизна исследования

Впервые показано, что в зависимости от объема организованной двигательной активности в процессе обучения в вузе у студентов формируются три основных типа приспособительных реакций, которые существенно различаются по состоянию механизмов вегетативной регуляции, нейродинамическим характеристикам и показателям когнитивной сферы, уровню функциональных резервов организма студентов.

Установлено, что у студентов, независимо от преобладания умственной или физической нагрузки, наиболее тесная зависимость между успешностью психофизиологической адаптации к выбранному профилю обучения и типом функциональной реактивности наблюдается при среднем уровне двигательной активности, тогда как в условиях гипо- и гипердинамии такая связь менее выражена.

Определен адекватный режим двигательной активности с учетом преобладания умственной либо физической деятельности в учебном процессе.

Теоретическая и практическая значимость

Результаты исследования существенно расширяют теоретические представления о роли двигательной активности как фактора оптимизации психофизиологической адаптации учащихся к условиям обучения в высшем учебном заведении.

Полученные в работе данные позволяют прогнозировать успешность деятельности студентов в различных профилях обучения в зависимости от индивидуального типа функционального реагирования и уровня организованной двигательной деятельности.

Представленные материалы имеют практическое значение при разработке физкультурно-оздоровительных мероприятий, адаптированных к условиям обучения на разных факультетах.

Материалы настоящего исследования используются при проведении

спецкурса «Медико-биологические основы физической культуры и спорта» в гимназии №62 г. Кемерово и при чтении лекций по дисциплинам медико-биологического блока на факультете Физической культуры и спорта Кемеровского госуниверситета. Положения, выносимые на защиту:

1. Специфика обучения на факультете способствует формированию определенного психофизиологического статуса студентов, который предопределяет характер приспособительных реакций в процессе обучения в вузе.

2. Характер зависимости между успешностью психофизиологической адаптации к выбранному профилю обучения и типом функциональной конституции определяется объемом организованной двигательной активности студентов.

Объем и структура диссертации

Диссертация состоит из введения, 4-х глав, выводов и библиографического указателя литературы, включающего 204 отечественных и 20 иностранных источников. Работа изложена на 145 страницах машинописного текста, включает 15 таблиц, 13 рисунков. Апробация работы

Основные материалы диссертации доложены и обсуждены на Всероссийской конференции «Физиология организмов в нормальных и экстремальных состояниях» (Томск, 2001); Межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых и студентов «Проблемы совершенствования Олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири» (Омск, 2001); Региональной научно-практической конференции «Физическая культура, спорт Сибири на рубеже столетий» (Кемерово, 2002); Международной научно-практической конференции «Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи» (Томск, 2002); III Конгрессе молодых ученых и специалистов «Науки о человеке» (Томск, 2002); IV съезде физиологов Сибири и Дальнего Востока (Новосибирск, 2002);

8

Межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых «Проблемы медицины и биологии» (Кемерово, 2003); X Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2003); Региональной научно-практической конференции «Региональные проблемы перехода к устойчивому развитию» (Кемерово, 2003); Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы обеспечения качества университетского образования" (Кемерово, 2004).

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Особенности психофизиологической адаптации к умственной и

мышечной деятельности

Адаптация, как к физическим, так и к умственным нагрузкам представляет собой реакцию целостного организма. Однако специфические изменения в тех или иных функциональных системах могут быть выражены в различной степени. Накапливаясь в течение определенного времени, они приобретают специфический характер и становятся своего рода индикаторами оценки функционального состояния организма человека [Никифорова О. А., 1995].

При повышении «цены деятельности» - возрастании психофизиологических затрат - результативная сторона работы в течение долгого времени может не ухудшаться. Однако это происходит за счет истощения внутренних ресурсов, увеличения периода восстановления работоспособности [Розенблат В.В., 1975].

Оптимальная реализация адаптивных системных реакций человека обеспечивается динамическим взаимодействием функциональных систем, формирующих сложные корреляционные отношения в соматовегетативной, двигательной и психоэмоциональной сферах деятельности организма [Коган А.Б., Думбай В.Н.1978; Русалов В.М,, 1979; Меерсон Ф.З., 1986].

Динамика такого системного взаимодействия имеет ряд как общих, так и специфических особенностей в разных режимах функционирования организма [Судаков К.В., 1984; 2000].

Характерные особенности реакции на информационные и физические нагрузки определяются как индивидуально - типологическими различиями, так и исходным функциональным состоянием организма, которое в

10

значительной мере предопределяет успешность выполнения деятельности [ЧораянО.Г.,2001].

1.1.1. Морфофункциональные и психофизиологические особенности у лиц с преобладанием умственной деятельности

В настоящее время к умственной деятельности относят любую деятельность, связанную с приемом и переработкой информации, требующую преимущественного напряжения сенсорного аппарата памяти, внимания, показателей эмоциональной сферы и активизации процессов мышления. Умственная деятельность сопряжена с активной работой головного мозга [Демина Л.Д., Кайгородова Н.З., 1983; Данилова Н.Н., 1985].

Многие исследователи подчеркивают, что первичные функциональные изменения, происходящие в организме человека при умственной деятельности, следует искать не в сдвигах вегетативных процессов, а в процессах нервной регуляции, и прежде всего в динамике изменений высшей нервной деятельности, которая сопровождается изменением функционального состояния различных органов и систем организма [Киколов А.И., 1978; Ильин Е.П., 1978].

Умственная работа связана с деятельностью головного мозга, которая сопровождается усилением расхода энергии. Однако в отличие от физической работы, это не всегда отражается на общем энергетическом балансе организма человека [Егоров А.С., 1973]. Так умственная деятельность проявляется в определенных нейродинамических, нейрофизиологических состояниях головного мозга. Эти состояния имеют свои корреляты в виде усиления кровоснабжения мозга и повышения энергетического обмена нервных клеток [Дядичкин В.П., 1987].

Кроме того, следует подчеркнуть, что любая умственная деятельность сопровождается определенным нервно-психическим напряжением. Наиболее

11

важными коррелятами нервно-психического, эмоционального напряжения являются разнообразные изменения в деятельности сердечно-сосудистой системы [Симонов П.В., 1989; Гусева Е.П., 1989], дыхания и других вегетативных органов и систем. Как правило, вегетативные сдвиги при умственной деятельности не носят специфических черт по сравнению с физической работой. Следовательно, отличительные особенности умственной и физической работы человека находятся преимущественно в сфере изменений нейрофизиологических и психических процессов [Загрядский В.П., 1982].

Установлено, что преимущественно умственная деятельность откладывает отпечаток на морфологические особенности человека. Так среди индивидов занимающихся умственным трудом и ведущих малоподвижный образ жизни сравнительно высок процент представителей грудного соматического типа [Клиорин А.И., Чтецов В.П., 1979].

Умственная работоспособность определяется свойствами высшей нервной деятельности человека. В отечественной и зарубежной литературе приводятся экспериментальные данные относительно проявления некоторых типологических свойств нервной системы в особенностях внимания [Бехтерева Н.П., 1979;1985; Карпенко А.В., 1988; Gupta S., 1985].

Согласно этим данным, хронометрические характеристики объема, переключаемости и избирательности внимания оказались связанными с силой нервной системы по возбуждению (чем выше показатели силы, тем быстрее справляются испытуемые с соответствующими заданиями); чем выше уровень динамичности возбуждения и степень неуравновешенности в сторону возбуждения, тем быстрее испытуемые справляются с заданием на объем внимания.

Имеются также некоторые данные, характеризующие взаимосвязь особенностей памяти с определенными свойствами высшей нервной деятельности, проявляющиеся в некотором преимуществе лиц с «сильной»

12

нервной системой по возбуждению в случае запоминания бессмысленных слогов (механическая память). В то же время при запоминании осмысленного материала отсутствует значимая связь показателей успешности запоминания с показателями силы по возбуждению [Ильюченок Р.Ю., 1979].

Согласно данным многочисленных исследований, эффективность решения новых для испытуемых мыслительных задач в условиях ограниченного времени при прочих равных условиях стоит в положительной связи с показателями силы возбуждения. Степень силы, помимо того, находится в обратной связи с внушаемостью [Дядичкин В.П., 1990].

Типологические свойства высшей нервной деятельности, детерминируя нейродинамические характеристики, такие как память, внимание, личностные особенности, равно влияют и на становление, реагирование вегетативных функций организма человека [Ильин Е.П., 1981;2002].

Особенности реагирования нервной системы при умственном труде, в основном соответствует симптомам изменения этой системы при «гипокинетическом синдроме», описанном Л.А. Иоффе [1977], который является отражением детерминированности организма, обусловленного недостатком движений. При гипокинезии ухудшается состояние центральной нервной системы, снижается тонус коры головного мозга, возникает синдром астенизации и вегетативно - сосудистой дистрофии, что ведет к нарушению координации во взаимодействии отдельных систем организма [Иоффе Л.А., 1977; Коваленко Е.А., 1980; Меркулова Р.А. и др., 1989].

1.1.2. Морфофункциональные изменения в организме при физических нагрузках

Физические нагрузки вызывают перестройки различных функций организма, особенности и степень которых зависит от мощности и характера двигательной деятельности спортсмена [Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2001].

13

Преимущества тренированного организма перед нетренированным характеризуется тремя основными свойствами:

1) тренированный организм может выполнять мышечную работу такой продолжительности и интенсивности, которая не под силу нетренированному организму;

2) тренированный организм отличается более экономным функционированием физиологических систем в покое и при умеренных, непредельных физических нагрузках и способностью достигать при максимальных нагрузках такого высокого уровня функционирования этих систем, который недостижим для нетренированного организма;

3) у тренированного организма повышается резистентность к повреждающим воздействиям и неблагоприятным факторам [Меерсон Ф.З., 1988, Солодков А.С., 2001].

Конкретный вид спорта имеет свои особенности, однако существуют и общие специфические особенности спортивной деятельности:

а) человек испытывает регулярные интенсивные и максимальные физические нагрузки;

б) воля и сознание человека в спортивной деятельности являются ведущими факторами, управляющими его телом и моторикой;

в) спортивная деятельность обязательно сопровождается эмоциональными переживаниями, вызванными борьбой за наивысший результат и др. [ВяткинБ.Д.,1976].

Данные, накопленные в спортивной конституциологии, позволяют сделать вывод о том, что представителям многих спортивных специализаций присущ свой, отличный от представителей других специализаций и от обычных популяций вариант распределения соматических типов с выраженным преобладанием одного из них. Это обстоятельство указывает на то, что соматический тип является «селективным фактором» в разных видах спорта. С увеличением мастерства и уровня спортивных достижений размах

14

вариаций соматических типов сужается, и они становятся более однородными и специализированными. В некоторых видах спорта обнаруживаются сходные распределения соматических типов [Клиорин А.И., Чтецов В.П., 1979].

В целом можно с уверенностью утверждать, что внешние изменения морфофункциональной структуры выражены тем в большей степени, чем более высоких результатов достиг спортсмен в избранном виде спорта. Единой точки зрения на причины, обуславливающие морфологические и, следовательно, конституциональные различия у спортсменов разных специализаций, нет. Одни исследователи видят причины этих различий во влиянии спортивных упражнений, другие - в отборе, третьи — в совместном действии указанных факторов. Представляется, что более правы те, кто указывают на совместное влияние специфических спортивных упражнений и отбора. Воздействие этих факторов на конституциональный тип на разных возрастных этапах неодинаково [Маркосян А.А., 1969; Тристан В.Г., 2000].

В результате долговременной адаптации к физическим нагрузкам сердце приобретает большую максимальную скорость сокращения и расслабления и в условиях максимальных нагрузок обеспечивает большой диастолический и минутный объемы крови [Меерсон Ф.З., 1975; Капелько В.И., 1978; Сауля А.И., 1989].

Повышение максимального уровня функционирования сердца сочетается при тренированности с экономизацией его функций в покое и при непредельных нагрузках, что характеризуется более низкими, чем у нетренированного организма, значениями общей работоспособности сердца, интенсивности функционирования его структур, и соответственно меньшими энергозатратами [Меерсон Ф.3.,1986; Белоконь Н.А., 1987].

Длительные занятия спортом обуславливают закономерные изменения деятельности вегетативной нервной системы, регулирующей работу аппарата кровообращения. Это проявляется, прежде всего, брадикардией в покое и

15

меньшим приростом пульса при непредельных нагрузках, что связано с адаптационными изменениями активности пейсмекера и его нейрогуморальной регуляции [Пшенникова М.Т., 1986; Быков Е.В., 1998; Hull E., 1972].

В сочетании с некоторой гипотонией и меньшим увеличением частоты сердечных сокращений в ответ на нагрузки данное обстоятельство обеспечивает снижение индекса напряжения миокарда, который определяет уровень потребления миокардом кислорода [Jongensen Ch., 1977; Евдокимова Т.А., 2000].

Примером такой экономизации является длительное сохранение на высоком уровне артериального давления у тех спортсменов деятельность которых связана с вовлечением в работу большинства мышечных групп и для которых это обстоятельство играет огромное значение в поддержании должного уровня кровообращения в работающих мышцах [Загрядский В.П., Сулимо-Самуйлло З.К., 1982].

Экономность работы тренированного сердца определяется перестройками в органах и тканях функциональных систем организма, ответственных за адаптацию, обеспечивающую эффективную утилизацию кислорода и эффективное его использование [Ванюшин Ю.С., 1998; 1999].

С психофизиологической точки зрения, решающаю роль в регуляции физиологических функций организма при физической работе принадлежит центральной нервной системе и высшим ее отделам, с которыми связана умственная деятельность человека. Различные изменения в деятельности коры головного мозга при физической работе обусловлены не только интенсивностью и длительностью работы, но и индивидуальными особенностями человека, типом нервной системы [Никифорова О.А., 1995].

Результаты исследований позволили выявить определенную зависимость между показателями высшей нервной деятельности спортсмена и особенностями реагирования системы кровообращения на дозированную

16

умственную нагрузку. У лиц, обладающих более низким уровнем функциональной подвижности нервных процессов, наблюдается смещение вегетативного баланса в сторону выраженных симпатических влияний, что свидетельствует о снижении адаптивных возможностей у данных спортсменов [Рубанович В.Б., 1997].

По уровню точностных характеристик психомоторных показателей вполне правомерно судить об уровне мастерства спортсмена в пределах одного вида спорта. Параллельно с ростом мастерства совершенствуются психомоторные и сенсомоторные процессы, которые регулируют и информационно обслуживают наиболее существенные параметры деятельности [Гордон СМ., Ильин А.Б., 2003].

Таким образом, физическая работа сопровождается выраженными функциональными сдвигами со стороны вегетативных функций, перестройкой регуляторных функций центральной нервной системы. Многообразие изменений характеризует закономерности функционирования организма как единого целого, включая непосредственные реакции обеспечения функциональной нагрузки, компенсаторные и мобилизационные реакции и т.п. [Цонева Т.С., 1992].

В настоящее время доказано, что при интенсивных физических нагрузках у людей снижается эффективность памяти [Ильюченок Р.Ю., 1979; Боев В.М., 1980; Солодков А.С., 2001]. Вместе с тем, у спортсменов с более высокими показателями выносливости наблюдаются и более высокие резервные возможности мозга [Цонева Т.С., 1979; Сологуб Е.Б,1981].

Вид спортивной деятельности оказывает влияние на функциональные свойства нервной системы, в частности на подвижность нервных процессов. Это связано с тем, что в процессе спортивной деятельности происходит тренировка данного свойства [Курчи Л., 1966; Mellerowics H., 1980]. Двигательная активность, лабилизующая нервную систему на уровне первой сигнальной системы, повышает функциональную подвижность нервных

Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25114.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.