У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Роль функциональной асимметрии мозга и силы нервнык процессов в формировании адаптивный реакций у студентов
Количество страниц 165
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25197.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 5

Глава 1. Обзор литературы 10

1.1. Психофизиологические аспекты умственной деятельности 10

1.2. Особенности формирования психовегетативных функций

у студентов в процессе учебной деятельности 18

1.3. Полушарная асимметрия — основа адекватного восприятия, оценки информации и приспособления к внешнему миру 31

1.4. Взаимодействие полушарий мозга в процессе анализа поступающей информации 40

1.5. Индивидуальный профиль асимметрии 45

1.5.1. Проблема оценки функциональной асимметрии

и индивидуального профиля асимметрии 45

1.5.2. Индивидуальный профиль асимметрии

как маркер адаптивной стратегии 46

1.5.3. Взаимосвязь индивидуального профиля асимметрии

с конкретными видами деятельности 49

Глава 2. Материалы и методы исследования 56

2.1. Методы оценки функциональной асимметрии мозга 57

2.2. Методы оценки психоэмоциональной сферы 59

2.3. Оценка уровня тревожности 61

2.4. Определение силы нервных процессов 62

2.5. Методы анализа сердечного ритма 65

2.6. Оценка эффективности учебной деятельности 68

2.7. Биометрические методы 68 Глава 3. Результаты исследования 69

3.1. Определение профилей функциональной асимметрии мозга 69

3.2. Характеристика вегетативного реагирования на умственную нагрузку и стресс у студентов в зависимости от профиля функциональной асимметрии мозга 81

3.2.1. Отражение индивидуальных особенностей функциональной асимметрии мозга в характере вегетативного реагирования

на умственную нагрузку и стресс у студентов 1 курса 82

3.2.2. Отражение индивидуальных особенностей функциональной асимметрии мозга в характере вегетативного реагирования

на умственную нагрузку и стресс у студентов 3 курса 87

3.3. Характер вегетативного реагирования на умственную нагрузку и стресс у студентов в зависимости от профиля функциональной асимметрии мозга и силы нервных процессов 101

3.4. Эффективность учебной деятельности у студентов с различной силой нервных процессов и

профилями асимметрии мозга 120

Глава 4. Обсуждение результатов 124

Выводы 135

Список литературы 137

Приложение 165

Введение



СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ,

используемых в работе

ВНД - высшая нервная деятельность

РГМ - работоспособность головного мозга

АМо - амплитуда моды

Мо - мода

ИН - индекс напряжения

ИВР - индекс вегетативной регуляции

ВПР - вегетативный показатель ритма

ПАПР - показатель адекватности процессов регуляции

ЧСС - частота сердечных сокращений

ИПА - индивидуальный профиль асимметрии мозга

ФА-профиль — функционально-асимметричный профиль

ФА - функциональная асимметрия мозга

ЦНС - центральная нервная система

ФС - функциональная система

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. Учебная и профессиональная адаптация как один из видов адаптации, включающей социально-психологический и психофизиологический компоненты (Юревиц и др., 1993), является важным направлением в научных исследованиях.

На основании предложенных В.Г.Асеевым (1986) критериев оценки успешности адаптации к учебной деятельности можно выделить показатели эффективности адаптации к процессу обучения в общеобразовательных и высших учебных заведениях: успешность (текущая и экзаменационная успеваемость); стабильность в процессе учебы функционального состояния организма учащихся (отсутствие резких сдвигов в соотношении психофизиологических функций); отсутствие ярко выраженных признаков утомления при выполнении учебной деятельности.

Вместе с тем следует отметить, что любая устойчивая адаптация к условиям обучения и сфере своей профессиональной деятельности имеет для организма свою «цену», которая может проявляться в прямом изнашивании функциональных систем, на которые в процессе адаптации приходится наибольшая нагрузка (Бодров, 1995; Медведев, 2003).

Четкое разделение показателей продуктивности и показателей «цены», «стоимости» адаптации к условиям обучения не всегда прослеживается: в работах многих авторов компоненты адаптационного процесса смешиваются, поэтому нужны новые подходы к поиску интегральных параметров, определяющих способность индивида адаптироваться к условиям конкретной образовательной среды. Один из возможных подходов, предлагаемых Г.М.Зараковским и В.И.Медведевым, - это оценка личностно-психологического и психофизиологического потенциала, включающего личностную, интеллектуальную и адаптивноресурсную составляющие, в процессе

реализации комплекса неспецифических и специфических изменений организма (Меерсон, 1986; Селье, 1960).

Большое место в литературе занимают поиски механизма, регулирующего многоплановые реакции, определяющего состояние жизненной устойчивости организма. К наиболее признанным относятся теории ведущей роли центральной нервной системы, вегетативной и кортико-висцеральной регуляции, эндокринных механизмов адаптации, интегрирующей роли отдельных функциональных систем (Анохин, 1979).

Очевидно, что эффективность (соотношение полезного результата и затраченных адаптивных ресурсов) учебной деятельности определяется взаимодействием двух основных структурно-функциональных компонентов: специфических механизмов, реализующих эту деятельность (специфической функциональной системы) и неспецифических механизмов, обеспечивающих управление адаптивными ресурсами (функциональная система обеспечения деятельности). В случае, если специфическая функциональная система не справляется со своей задачей, функциональная система обеспечения деятельности активируется, при этом возрастают затраты функциональных резервов, а эффективность учебной деятельности снижается (при сохранении результативности) (Литвинова, Березина, 1999; Казин и др., 2002).

Следует подчеркнуть, что индивидуальные особенности реагирования могут формироваться в результате неодинакового вовлечения психофизиологических, базовых психологических и вегетативных систем (Березина, 2000; Иванов, 2002).

Очевидна необходимость использования методов психофизиологической диагностики для выявления роли показателей индивидуального психофизиологического статуса в прогностической оценке успешности деятельности, «стоимости» этой деятельности, возможности развития дезадаптационных синдромов.

Для прогностической оценки адаптационных возможностей студентов в процессе учебной деятельности немаловажную роль играют особенности

функциональной асимметрии мозга, психоэмоциональная сфера и сила нервных процессов, как указывается в работе Иванова В.И. (2002).

Вместе с тем, остаются без достаточного анализа вопросы, касающиеся влияния индивидуальных психофизиологических и личностных характеристик на особенности вегетативного обеспечения процесса адаптации к умственной деятельности с учетом индивидуальных профилей функциональной асимметрии мозга.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы явилось изучение связи профиля функциональной асимметрии мозга с характером психофизиологических функций у студентов и ее роли в формировании когнитивной деятельности.

В связи с целью были поставлены следующие основные задачи:

1) выделить профили функциональной асимметрии мозга у студентов и определить их индивидуально-типологические особенности;

2) исследовать особенности вегетативных реакций у студентов в состоянии относительного покоя, при выполнении дозированной умственной нагрузки, экзаменационного стресса и в восстановительном периоде, относящихся к разным профилям функциональной асимметрии мозга на 1 и 3 курсах;

3) изучить особенности вегетативного реагирования у студентов, относящихся к разным профилям функциональной асимметрии мозга с различной силой нервных процессов в зависимости от успешности деятельности;

Научная новизна работы. Впервые выявлены и описаны устойчивые типы, отличающиеся по доминированию сенсорной и моторной асимметрии по полушариям и характеризующиеся различными стратегиями когнитивной деятельности. Это проявляется в различиях успешности адаптации студентов с данными типами асимметрии к учебной деятельности.

Впервые было показано, что описанные функционально-асимметричные типы специфически проявляют свои особенности в зависимости от силы основных нервных процессов.

Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования существенно расширяют теоретические представления о роли функциональной асимметрии мозга и параметров вегетативной регуляции в механизме формирования долговременных приспособительных реакций. Выявлены адаптивные типы успешности учебной деятельности студентов естественного профиля; возможности возникновения дезадаптивных сдвигов в процессе обучения. Выделены профили функциональной асимметрии мозга, дающие возможность на основании оценки психофизиологического статуса индивида прогнозировать успешность его деятельности в процессе обучения на факультете естественнонаучного профиля.

Разработанная программа по определению функциональной асимметрии мозга (Литвинова и др., 2001) нашла применение во многих научно-исследовательских, учебных заведениях, ведомственных организациях для решения вопросов дальнейшего изучения биологических основ индивидуальных различий между людьми, в выявлении роли индивидуально-типологических свойств в трудовой, учебной и спортивной деятельности.

Результаты исследования включены в курс лекций по физиологии центральной нервной системы, которые читаются в Кемеровском государственном университете, а также нашли отражение в отчетах по грантам «Технологии живых систем» и «Интеграция».

В практическом отношении представляется целесообразным использовать результаты работы в качестве основы для проведения профотбора старшеклассников в классы естественного профиля с целью прогнозирования и предупреждения возможных отклонений в процессах адаптации к умственной деятельности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Профиль межполушарной асимметрии мозга определяет индивидуально-типологические особенности и характер вегетативного реагирования.

2. Специфика адаптационно-приспособительных реакций студентов к умственной деятельности зависит от силы нервных процессов и профиля функциональной асимметрии мозга.

3. Соотношение сенсорной и моторной асимметрии, уровень силы нервных процессов и характер вегетативного реагирования связаны с успешностью деятельности студентов естественнонаучного профиля обучения, что дает основание использовать их для целей профессионального психофизиологического отбора.

Апробация работы. Материалы диссертации обсуждались на XVIII Съезде физиологического общества имени И.П.Павлова (Казань, 2001); на IV Съезде физиологов Сибири (Новосибирск, 2002); на XXIX научно-практической конференции студентов и молодых ученых (Кемерово, 2002); на XIX Съезде физиологического общества имени И.П.Павлова (Екатеринбург, 2004).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 17 работ.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Психофизиологические аспекты умственной деятельности

К умственному труду относят деятельность, связанную с приемом и переработкой информации и требующую преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, активации процессов мышления, эмоциональной сферы и в то же время не требующую значительных физических усилий.

Наиболее важными критериями умственного труда являются информационная структура деятельности, характер ответственности за принятые решения, влияние трудовой деятельности на состоянии здоровья человека в ближайшем и отдаленном будущем (Навакатикян, Крыжановская, 1987).

Умственная деятельность человека тесно связана с интеллектуальными функциями (Дворяшина, 1971), уровень развития которых определяют его способности к приспособлению к разнообразным ситуациям, обучению и успешному выполнению задач в различных видах деятельности (Пономаренко, Алешин, Жданько,1996).

Умственная деятельность является результатом взаимодействия множества систем организма. В частности, В.И.Медведев (1982) определяет функциональную организацию деятельности как систему интегративных комплексных характеристик и качеств человека, обуславливающих различные стратегии организации и способствующих выполнению работы.

Но даже при координированном взаимодействии всех систем органов, посредством которого осуществляется умственная работа, основная нагрузка приходится на мозговые структуры, которые выполняют и роль исполнительного органа в умственном труде, и регулируют согласованную деятельность систем организма, поскольку представляют собой в совокупности

10

сложную самоорганизующую динамическую информационную систему (Данилова, 1992).

Нервная система человека - один из наиболее активных и совершенных механизмов реализации интеллекта. Высшая форма функционирования этой системы - психическая деятельность человека. Информационные процессы мозга определяют такие характерные особенности психики, как целеполагание, мобилизация памяти и прогнозирование ситуаций, анализ условий среды, принятие оптимальных решений, эмоциональное реагирование как выбор стратегии, "фантазирование", адаптация, а также "интуиция" (Братко, Кочергин, 1977).

Умственный труд характеризуется значительной функциональной реактивностью, а также определенными требованиями к развитию основных свойств нервной системы, высокими мыслительными нагрузками, напряжением таких психических функций, как память, внимание. (Литвинова, Казин, Шорин, Панина, 1994).

Один из основных процессов познавательной деятельности - процесс восприятия. Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей непосредственно из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции. Мыслительная деятельность включает в себя операции сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, конкретизации и обобщения. Реализация этих операций требует совместного участия двух языков: символьно-операторного и образного (Алешин, 1997).

Вся стратегия интеллектуального акта в его существенных, собственно мыслительных (в отличие от сенсорных) звеньях представляется прямой функцией передних отделов мозга, особенно лобной коры (Небылицын, 1990).

Д.Б.Богоявленская (1977) выделяет три уровня мышления: репродуктивный, эвристический, креативный (высший уровень интеллектуальной активности), который ярко выражен у тех, кто не ограничивает свою деятельность рамками заданной ситуации. Характер и уровень умственной активности зависит от доминирующих потребностей и умственных способностей человека.

11

Посредством функции памяти реализуется репродуктивная активность. Творческая активность, как основа творческого труда, реализуется при напряжении всех функций: памяти, внимания, эмоционального статуса и т.д. (Навакатикян, Крыжановская, 1987). При творческой деятельности ярко проявляются качества творческой личности: перцептивные, интеллектуальные, характерологические, мотивационные; творческие способности (Низамов, 1980).

При различных формах творческой активности наиболее высокого уровня достигают интеллектуальная деятельность. Период взрослости является наиболее продуктивным в отношении высших достижений интеллекта. Интеллектуальная деятельность, особенно ее высшие творческие формы, глубоко связана с личностью человека. Связи интеллекта и личности проявляются в мотивации умственной деятельности, зависящей от установок, потребностей, интересов личности, уровня ее притязаний, что во многом определяет активность интеллекта. В свою очередь, характерологические свойства личности и структура ее мотивов зависят от отношения этой личности к действительности, от опыта познания, мировоззрения и общего развития (Рыбалко, 1990).

Умственная деятельность представляет сложное единство психофизиологических функций, составляющих фундамент всего ансамбля интеллекта. Под воздействием высших психических функций претерпевают изменения низшие по уровню функции. Преобразование межфункциональных структур представляет основу психического развития (Ананьев, 1972).

Одним из ведущих показателей умственного труда является работоспособность. Ее можно определить, с одной стороны, как способность человека к выполнению некоторого нормированного объема работ, с другой -максимально возможного (Навакатикян, 1987). Профессиональную работоспособность чаще всего определяют как способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности (Егоров, Загрядский, 1973).

12

Таким образом, показателем работоспособности является эффективность деятельности. Работоспособность изменяется в течение времени, проходя ряд характерных фаз:

1.Мобилизации (предстартового и стартового состояния);

2.Гиперкомпенсации (врабатывания);

3.Компенсации (оптимума);

4.Субкомпенсации (поддержание определенного уровня работоспособности);

5.Декомпенсации и срыва. (Леман, 1967; Лемов, 1977; Гриненко, 1974; Косилов, 1979; Егоров, 1973; Горизонтов, 1973).

Уровень текущей работоспособности зависит от трех составляющих: 1) уровня активации эмоциогенных и мотивационных структур; 2) уровня функциональных резервов; 3) формы приспособления к деятельности, определяемой текущим видом адаптации (Навакатикян, Крыжановская, 1987).

Показателями работоспособности являются не только скоростные характеристики переработки информации, но и качество выполнения работы, а также психофизиологические характеристики (параметры внимания, памяти). Как показали многочисленные исследования, на работоспособность значительно влияют различные индивидуальные физиологические и психологические качества, особенно в ситуациях, вызывающих психологический стресс.

Факторный анализ матриц, включающих показатели работоспособности и личностных особенностей наблюдаемых, позволил выделить четыре группы переменных, влияющих на работоспособность (Бобков с соавт., 1984).

1. В первую группу входят разнонаправленные связи самооценки состояния с показателями силы нервных процессов, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, уровнем нейротизма, реактивной и личностной тревожностью, внутренним перегруженным профилем внимания.

2. Вторая группа включает показатели оперативной памяти, силы возбуждения и подвижности нервных процессов.

13

3. Третья группа состоит из характеристики уровня перцептивного внимания и внутреннего профиля внимания.

4. Четвертая группа включает показатели скорости мышления, уровня ошибок переключения и личностной тревожности.

На работоспособность значительно влияют свойства нервной системы, рассматриваемые И.П.Павловым (1951), как врожденные особенности нервной системы, воздействующие на формирование индивидуальной организации поведения.

В большинстве случаев умственный труд относительно равномерен, не отягощен жестким темпом и ритмом работы. При его выполнении санитарно-гигиенические условия обычно благоприятные, поэтому физиологические изменения, происходящие в организме работников на протяжении многих лет их профессиональной деятельности, в основном определяются перманентным умственным трудом и влиянием возраста. Установлено, что с возрастом все физиологические показатели постепенно снижаются. Это можно объяснить возрастными изменениями, связанными с уменьшением функциональной подвижности нервных процессов. Время сенсомоторных реакций на протяжении рабочего дня у мужчин и женщин различных возрастных групп зависит от характера воспринимающего анализатора, сложности задания, степени утомления в про-цесссе рабочего дня. С возрастом время реакций увеличивается (Навакатикян, Крыжановская, 1979).

Определенный уровень работоспособности при различных видах деятельности формируется на фоне конкретного функционального состояния организма. Функциональное состояние определяется В.И.Медведевым (1983) как интегральный комплекс наличных характеристик и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности.

Умственная деятельность человека сопровождается не только изменением внешних показателей работоспособности, но и нарушениями функционирования сердечно-сосудистой системы (Розенблат, Солонин, 1975), нейро-

14

физиологических и психофизиологических характеристик (Гостев, 1982; Соловьева, 1983).

Эмоциональное напряжение при выполнении умственной работы действует на вегетативные функции. Установлено, что при переходе от одного вида деятельности к другому, высокая эффективность выполнения заданий наблюдается в случае перестройки тонуса вегетативного отдела ЦНС (симпатического на парасимпатический). При монотонной работе изменение функционального состояния имеет свои закономерности. Установлено, что при усложнении задания наблюдается тенденция повышения уровня активации ЦНС (Славуцкая, Киренская, 1981). Показатели сердечного ритма могут применяться для оценки рабочего напряжения различной выраженности, развивающегося при умственном труде.

Возможно прогнозирование уровня умственной работоспособности по частоте сердечных сокращений, зарегистрированной перед выполнением задания (Воронин, Соловьева, 1981). Урежение частоты сердечных сокращений указывает на снижение качества выполнения простых сенсомоторных реакций, а учащение частоты сердечных сокращений - на ухудшение работоспособности. Таким образом, динамика работоспособности коррелирует с изменением целого ряда физиологических и психофизиологических характеристик.

Наиболее часто употребляемым показателем работоспособности является эффективность труда. Под эффективностью понимается соответствие результатов общественно полезной деятельности человека степени его приспособленности к выполнению стоящей перед ним задачи. Сравнивая определение эффективности и работоспособности умственного труда, можно отметить существенное различие этих понятий, состоящее в том, что решение поставленной задачи не всегда требует максимальной мобилизации функциональных возможностей организма. Одним из показателей эффективности деятельности является оценка, основанная на предъявлении задания с обратной связью. В качестве показателя эффективности труда может

15

использоваться средняя экспозиция предъявляемого сигнала за большой промежуток времени. Длительная напряженная умственная работа (3-6 ч) ухудшает ряд психофизиологических функций - память, внимание, условно-рефлекторную деятельность, что оценивается как проявление утомления -временного снижения работоспособности (Розенблат, 1982).

Причиной утомления является недостаточность процессов восстановления, которое оказывается не в состоянии восполнять физиологические затраты (Навакатикян, 1987). Касимов С.А. (1979) полагает, что первым признаком утомления при умственном труде является нарушение функции нервного торможения. Сдвиги, вызванные утомлением, обратимы (Бубеев, 1996; Прохоров, 1983; Березин, 1988; Навакатикян, 1987; Берзинь, 1981; Сергеев, Ананьев, 1981, 1987).

Для различных типов умственной деятельности не может быть единых показателей умственной работоспособности. Для студентов, умственный труд которых характеризуется высоким нервно-эмоциональным напряжением, высокими требованиями, предъявляемыми к восприятию, мышлению, работоспособность зависит от уровня психофизиологических функций: внимания, памяти, подвижности нервных процессов, скорости реакции и др. Степень утомления оценивается по процентному изменению по отношению к началу работы следующих физиологических показателей: объема кратковременной памяти, латентного периода простой и сложной зрительно-моторной реакций, времени выполнения теста на концентрацию и переключение внимания. В большинстве случаев интеллектуальная деятельность оказывает положительное влияние на психическое и соматическое состояние человека. Она вызывает изменения сердечной деятельности, тонуса сосудов и гемодинамики. Это связано со многими причинами: потребностью организма повысить кровоснабжение головного мозга, нередко с сопутствующими эмоциональными реакциями и утомлением, нарушением процессов регуляции (стадия дезадаптации), длительным пребыванием в малоподвижном состоянии (Федоров, 1997). Выделяется три стадии в процессе длительной умственной

16

работы: 1) стадия возбуждения; 2) стадия стабилизации; 3) стадия утомления, дезадаптации (Николаев, 1994).

Утомление следует считать сложной приспособительной функцией организма (Розенблат,1975). Оно проявляется как снижение работоспособности высших корковых центров, вызванное, очевидно, развитием процессов торможения. При обработке информации корковыми модулями, именно процессу торможения принадлежит значительная роль (Серков, 1984). Вид трудовой деятельности отражается на характер утомления, так как функциональные изменения локализуются в звеньях, несущих наибольшую нагрузку в обеспечении деятельности человека. Поэтому в зависимости от вида выполняемой работы можно различать утомление умственное и физическое, различие между которыми определяется соотношением глубины функциональных изменений в разных анализаторах, физиологических системах, отделах центральной нервной системы и др.

Термином "общее утомление" (Медведев, 1977) нередко обозначают временные функциональные изменения, характеризующие снижение работоспособности при различных видах работ. Они проявляются в изменениях самочувствия, а также физиологических и психологических показателей и их взаимосвязи, включая нарушения, выявляемые при тестовых нагрузках.

1.2. Особенности формирования психовегетативных функций у студентов в процессе учебной деятельности

Период ранней зрелости - с 18 до 21 года - период студенчества, характеризуется наименьшим объемом внимания в познавательной деятельности (Ананьев, 1972; Майдиков, Литвинова, Казин, Панина, 1997).

Труд учащихся и студентов требует напряжения основных психических функций - памяти, внимания (особенно его концентрация и устойчивость), восприятия. Кроме того, учебный процесс часто сопровождается стрессовыми ситуациями (экзамены, зачеты) (Cahir, Morris, 1991). Оптимум сенсорных

Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25197.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.