У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название СРЕДСТВА УСТРАНЕНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ IV УРОВНЯ
Количество страниц 167
ВУЗ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 26875.doc 
Содержание Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы устранения предпосылок возникновения аграмматической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи 6
1.1 Основные понятия исследования: общее недоразвитие речи, дисграфия, профилактика нарушений письма. 6
1.2 Средства профилактики аграмматической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи. 32
Выводы по 1 главе 39
Глава 2. Логопедическая работа по устранению предпосылок аграмматической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровня. 41
2.1 Выявление состояния лексико-грамматической стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровня. 41
2.2 Особенности применения методического комплекса коррекционных заданий, игр и упражнений в устранении предпосылок аграмматической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровня. 52
Выводы по 2 главе 75
Заключение 77
Список литературы 80
Приложение
85




Введение
Актуальность исследования заключается в том, что предпосылки к возникновению аграмматической дисграфии выявлены у 55,5 % детей, поступивших в общеобразовательную школу. Чаще всего предпосылки нарушения письма выявляются у детей с общим недоразвитием речи, при котором наблюдается искажение морфологической структуры слова (изменение падежных окончаний, нарушение предложных конструкций, изменение падежа местоимений, числа существительных, нарушение согласования), замена префиксов, суффиксов, нарушение синтаксического оформления речи (трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении). Ошибки устной речи находят отражение на письме, когда диагностируется аграмматическая дисграфия. Очень важно как можно раньше приступить к коррекционной работе по устранению предпосылок возникновения аграмматической дисграфии, так как ошибки на письме могут привести не только к трудностям изучения родного языка, но и всей школьной программы в целом. При этом отставание ребенка от сверстников в учебе провоцирует возникновение у него расстройств поведения и характера, отсутствие желания дальнейшего обучения в школе, негативно сказываясь на его личности и социализации в обществе.
Однако практика показывает, что коррекционная работа по устранению общего недоразвития речи в дошкольном возрасте не всегда дает желаемый результат, обусловлено это, прежде всего, сложностью речевого дефекта. Дети, получая логопедическую помощь в детском саду, приходят в школу, имея предпосылки возникновения аграмматической дисграфии, что и составляет проблему нашего исследования. В связи с этим на сегодняшний день потребностям специалистов – логопедов детских садов и школ, оказывающих помощь детям с общим недоразвитием речи, отвечает создание научно-обоснованного методического комплекса коррекционных заданий, игр и упражнений, направленного на устранение предпосылок аграмматической дисграфии и учитывающего механизм и симптоматику патологического развития письменной речи у данной категории детей.
Данная проблема определила тему дипломной работы: «Средства устранения предпосылок аграмматической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровня».
Объект исследования - процесс логопедической работы по устранению предпосылок возникновения дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – методический комплекс коррекционных заданий, игр и упражнений как средство логопедической работы по устранению предпосылок возникновения аграмматической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровня.
Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы преодоления предпосылок возникновения аграмматической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи и создать методический комплекс коррекционных заданий, игр и упражнений для логопедической работы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме преодоления предпосылок возникновения аграмматической дисграфии у детей с общим недоразвитием речи.
2. Изучить и определить наиболее оптимальные средства устранения предпосылок возникновения аграмматической дисграфии у младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи IV уровня.
3. Создать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность методического комплекса коррекционных заданий, игр и упражнений, направленного на устранение предпосылок возникновения аграмматической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровня.
Гипотеза исследования: процесс устранения предпосылок возникновения аграмматической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровня будет эффективным, если:
- основанием для создания методического комплекса будут являться: исследования ведущих ученых в области профилактики и коррекции нарушений письма, таких как Л. Н. Ефименковой, А. Н. Корнева, И. Н. Садовниковой, и др.;
- логодидактические принципы (системности, онтогенетический, этиопатогенетический) будут лежать в основе предлагаемого комплекса;
- коррекционные задания, игры и упражнения методического комплекса будут систематически включаться в структуру логопедических занятий по преодолению общего недоразвития речи IV уровня у младших школьников.
Новизна исследования: создан методический комплекс коррекционных заданий, игр и упражнений по преодолению предпосылок возникновения аграмматической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровня.
Теоретическая и практическая значимость исследования: предлагаемый комплекс коррекционных заданий, игр и упражнений может применяться как в логопедической практике общеобразовательной школы и детского сада в целях диагностики и профилактики нарушений письменной речи у младших школьников, так и в учебном процессе педагогических ВУЗов при подготовке студентов по специальности «Логопедия» на практических занятиях по разделам «Общее недоразвитие речи», «Нарушение письменной речи».
Методы исследования: теоретические – анализ, обобщение и синтез специальной литературы; эмпирические – диагностирующие контрольные работы, изучение продуктов деятельности учащихся, изучение школьной документации, опытно-экспериментальная работа
База исследования: МОУ СОШ № 69, г. Владивостока.
Список литературы Заключение
В ходе исследования было рассмотрено понятие – общее недоразвитие речи и его влияние на овладение письмом детьми младшего школьного возраста. Раскрыта симптоматика общего недоразвития речи. При различных уровнях ОНР наблюдаются различные речевые нарушения: от полного отсутствия речи до сформированной речи, с элементами фонетико-фонематического недоразвития и лексико-грамматического недоразвития. Степень нарушения письма зависит от уровня ОНР.
В дипломной работе были раскрыты и вопросы, касающиеся этиологии, механизмов и симптоматики дисграфии у младших школьников. Механизмом аграмматической дисграфии является недоразвитие грамматического строя речи. Симптоматика резко выражена и устойчива.
Выделяют основные направления работы по преодолению предпосылок аграмматической дисграфии, т.е. развитию грамматического строя речи, работа над словоизменением, словообразованием и синтаксисом. Работа идет на уровне слова, словосочетания и предложения. Здесь используют различные средства работы – логопедические занятия, задания, игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи.
Задание – задача, сформулированная обучающим и предписанная для выполнения обучаемому в процессе обучения.
Игра – деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальность. Игра занимает большое значение в коррекционной работе с детьми с ОНР, так как на первых этапах обучения в школе остается ведущей деятельностью детей. Игра является самым продуктивным средством получения, закрепления и автоматизации знаний, так как всегда интересна для ребенка.
Упражнение – повторное выполнение действий с целью его усвоения. В большей степени упражнения направлены на закрепление и автоматизацию полученных знаний.
Применение вышеперечисленных средств работы является обязательным условием для эффективного преодоления предпосылок аграмматической дисграфии, т.к. спонтанное развитие грамматического строя речи у детей с IV уровнем общего недоразвития речи невозможно.
В работе доказана необходимость профилактики дисграфии, т. е. устранение предпосылок к возникновению нарушения письменной речи на самых ранних этапах, а именно коррекция грамматического строя речи. В связи с эти был разработан методический комплекс коррекционных игр, заданий и упражнений, направленный на преодоление предпосылок аграмматической дисграфии у младших школьников с ОНР IV уровня.
Была проведена опытно-экспериментальная работа по преодолению предпосылок аграмматической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровня, в ходе проведения которой удалось доказать эффективность комплекса коррекционных заданий, игр и упражнений.
В результате первичного обследования группы детей с общим недоразвитием речи IV уровня в количестве десяти человек с помощью заданий, позволяющих выявить ошибки в формировании грамматического строя речи, было выявлено, что дети обладают низким и средним уровнем развития умений словообразования, словоизменения и синтаксиса. Дети, входящие в экспериментальную группу показали следующее результаты: 50% детей (3из 6) – низкий уровень развития грамматического строя речи, 50% детей (3 из 6) – средний уровень развития грамматического строя речи в целом. 100% детей контрольной группы (4 из 4) показали средний уровень развития грамматического строя речи. Результаты первичного обследования легли в основу плана коррекционной работы.
В формирующем эксперименте участвовали дети, входящее в экспериментальную группу. В ее состав вошло 6 человек.
Задания, игры и упражнения направленные на развитие грамматического строя речи, т.е. устранение предпосылок аграмматической дисграфии входили в структуру логопедических занятий на школьном логопункте.
За время проведения работы по развитию грамматического строя речи было отмечено увеличение речевой активности детей. Повторная диагностика показала, что среднего уровня достигли 100% детей (6из 6) экспериментальной группы. Дети контрольной группы остались на прежнем среднем уровне – 100% детей (4 из 4).
В ходе дипломной работы достигнута поставленная цель, т. е. изучены теоретические аспекты проблемы преодоления предпосылок аграмматической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи и апробирован методический комплекс коррекционных игр, заданий и упражнений в процессе профилактической работы с младшими школьниками, имеющими общее недоразвитие речи. Были достигнуты все поставленные задачи: раскрыты основные понятия исследования; изучена научно-методическая литература по проблеме профилактики аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи; рассмотрены средства профилактики аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи; разработан методический комплекс коррекционных игр, заданий и упражнений, направленных на профилактику аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи и опытно-экспериментальным путем проверена эффективность данного методического комплекса.
Также удалось подтвердить гипотезу данного исследования.





Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе, овладения детьми чтением и письмом. – М: Известия АПН РСФСР, 1955. – 267 с.
2. Арямова О.С. Причины орфографических ошибок младших школьников. - М., 1985. – 194 с.
3. Городилова В. И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. — СПб., 1996. – 134 с.
4. Грушевская М.С. Недоразвитие речи у младших школьников и его преодоление. – Алма–Ата: Мактеп, 1989. – 61с.
5. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. М., 1989. – 156 с.
6. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда / Л. Н. Ефименкова. – М. : Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 335 с.
7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников (дети с общим недоразвитием речи): Пособие для логопедов. М., 1981.
8. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М., 1972. – 201 с.
9. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990. – 239 с.
10. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.
11. Каше Г. А, Никашина Н. А, Шуифер Р. Й., Евлахова Э. А. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся / Под ред. П. Е. Левиной. М., 1960. – 135 с.
12. Кобзарева Л. Г. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения:[Практ. пособие] / Л. Г. Кобзарева, М. П. Резунова, Г. Н. Юшина. - Воронеж: Учитель, 2001. - 80 с.
13. Колповская И.К, Спирова Л. Ф. Характеристика нарушений письма и чтения. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. 2 /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селеверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 656 с.
14. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.
15. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001.- 224 с. 7
16. Лалаева Р.И. Дисграфия. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. 2 /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селеверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 656 с.
17. Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников. - СПб.: СПбГУПМ, 1999. - 36 с.
18. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. 2 /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селеверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 656 с.
19. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды/ Ред.-сост. Т.В. Чиркина, Р.Б.Шошин. –М.: АРКТИ, 2005. -224с.:ил.
20. Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. 2 /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селеверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 656 с.
21. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 208 с.
22. Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов / Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С., Бурина Е.Д. и др. - СПб.: КАРО, 2006. -112 с.
23. Логопедия в детском саду 3(3), 2004
24. Логопедия: Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред, Л. С. Волковой; В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – кн.4: нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. – 304 с.
25. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.; Под ред. Л. С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х книгах. Книга I. М.: Просвещение: Владос, 1995. – 384 с. 17
26. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.; Под ред. Л. С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х книгах. Книга II. М.: Просвещение: Владос, 1995. – 147 c.
27. Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. – М.: Просвещение, 1950. – 137 с.
28. Мазанова Е.В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонениями в развитии. Тетрадь № 4. – М.: ООО «АКВАРИУМ БУК», К.: «Дом печати – ВЯТКА», 2004. – 40 с.
29. Милостевенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта раб. – СПб.: Фирма «Стройлеспечать», 1995. – 53с.
30. Муравьева Н. Н.. Логопедическая работа с первоклассниками, имеющими недостатки речи и письма// Недостатки речи и письма у детей: из опыта логопедической работы/ Под редакцией Р. Е. Левиной. – М.: Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР, 1956. – 243 c.
31. Настольная книга логопеда: справ.- метод. пособие / авт.- сост. Л. Н Зуева, Е. Е. Шевцова. – М: АСТ: Астрель: Профиздат, 2005. – 398 с.
32. Никашина Н. А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников// Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы/ под ред. Левиной Р.Е. - М.: Просвещение, 1965. - 189с.
33. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – СПб.: Питер, 2004. – 352 с.
34. Практическая психология и логопедия №1-2 (4-5) 2003 г.
35. Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи: Учебно–методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005. – 144 с.
36. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 1997. - 256 с.
37. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. / И. Н. Садовникова. –М.: Просвещение, 1979. – 154 с.
38. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. – М.: Гном и Д, 2003 (Практическая логопедия)
39. Токарева О. А. Расстройства чтения и письма. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. 2 /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селеверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 656 с.
40. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи// Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999. – 125 с.
41. Фуреева Е.П., Шипилова Е.В., Филиппова О.В. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педгогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе / Е.П. Фуреева и др. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 208 с.
42. Хватцев М. Е. Аграмматизм. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. 2 /Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селеверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 656 с.
43. Хватцев М.Е. Логопедия. Пособие для студентов пед. инст. и учителей спец. школ. — М.: Просвещение, 1951. – 345 с.
44. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
45. Ястребова А. В. коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984. – 237 с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
3000
Скачать бесплатно 26875.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.