У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Влияние общих способностей на воспитание и личностное развитие
Количество страниц 28
ВУЗ МГУЭСИ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 27742.doc 
Содержание СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
I. ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД СПОСОБНОСТЯМИ………………5
II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ
СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ВОЗМОЖНОСТИ ИХ
РАЗВИТИЯ С ЦЕЛЬЮ ВЛИЯНИЯ КАК НА
УСПЕВАЕМОСТЬ, ТАК И НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ………9
2.1 Возможности мышления………………………………………………..9
2.1 Регуляторные способности старших школьников и усвоение
знаний в школе……………………………………………………………..14
2.3 Познавательные способности…………………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...28


ВВЕДЕНИЕ
Существованием и развитием психологии способностей как научного направления отечественной психологии мы обязаны в первую очередь Б. М. Теплову и его школе. Второе имя - имя К. К. Платонова, чья книга «Проблемы способностей» долгое время оставалась главным руководством для преподавателей и психологов-практиков. Хотя К. К. Платонов был в большей мере популяризатором, чем теоретиком, и в большей мере практиком, нежели экспериментатором и методистом (что сказалось на содержании его монографии), роль его работы в возрождении и поддержании интереса психологов к психологическим и прикладным проблемам способностей очень велика.
В 60-70-е годы 20 века исследовательская работа в области психологии способностей разделилась на ряд частных направлений: изучение математических, психических, литературных и прочих способностей. В этой связи следует упомянуть о В. Д. Шадрикове. Отечественная психология обязана ему разработкой и осуществлением ряда исследовательских программ в области профессиональных и общих способностей, а главное - возобновлением работы по осмыслению теоретических оснований психологии общих способностей.
Можно было бы назвать не один десяток российских исследователей, внесших свой вклад в разработку проблем психологии и психодиагностики способностей.
В течение последних 5-6 лет психологами (как в нашей стране, так и за рубежом) получены новые результаты в области психологии способностей, креативности, интеллекта. Активно работала в этом направлении лаборатория психологии способностей Института психологии РАН. Кроме того, вышли в свет фундаментальные монографии В. Д. Шадрикова, В. С. Юркевич, Э. А. Голубевой, М. А. Холодной, В. Дружинина и других авторов, а также коллективные труды под редакцией Н. А. Лейтеса, Р. Б. Богоявленской.
Исследуя выбранную тему, нами была обнаружена недостаточная изученность данной темы, как в теории, так и на практике. Ситуация расхождение как в категориальном аппарате, так и в выводах исследователей, явно налицо.
Одним из новых направлений явилось в последние годы изучение интеллекта. Достаточно хорошо изученной можно считать область исследования памяти. О коммуникативных способностях старших школьников мы встретили только общие рассуждения.
Таким образом, предложенная тема еще ждет своих исследователей.
Список литературы ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принято различать общие и специальные способности.
Общие способности необходимы для широкого круга занятий. В психологии к общим способностям относят интеллект, обучаемость, креативность. Эти качеcтва важны во всех видах образовательной и трудовой деятельности. Успешность выполнения деятельности определяют и мотивация, и личностные особенности,
Специальные способности - это качества, обеспечивающие успех в узком круге видов деятельности.
Способности человека не являются врожденными. Чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность, быстрее ею овладевает, а процесс овладения деятельностью и сама деятельность даются ему субъективно легче, чем обучение или работа в той сфере, в которой он не имеет способности. Способности можно и нужно развивать.
В отношении старших школьников на первое место наука ставит значимость развития интеллекта.
В подростковом и раннем юношеском возрасте завершается формирование когнитивных процессов, и прежде всего мышления. В эти годы образуется внутренняя речь как основное средство организации мышления и регуляции других познавательных процессов. Возникает полноценное теоретическое мышление. Наряду с этим идет активный процесс формирования научных понятий, содержащих в себе основы научного мировоззрения человека в рамках тех наук, которые изучаются в школе. Приобретают окончательные формы умственные действия и операции с понятиями опирающиеся на логику рассуждений и отличающие словесно-логическое, абстрактное мышление от наглядно-действенного и наглядно-образного.
Интеллектуальное развитие детей подросткового и юношеского можно ускорить по трем направлениям - понятийный строй мышления, речевой интеллект и внутренний план действий – путем комплексного подхода к занятиям риторикой, письменного изложения мыслей, осмысления понятий, развития воображения, развития норм и практики практического интеллекта.
Так же, в науке и практике, накоплено достаточно фактов, свидетельствующих о важном значении памяти в успешности школьного обучения. Память предлагается рассматривать как одно из условий развития общих регуляторных способностей человека. В психологических работах память рассматривается как компонент общих и специальных способностей. Она включается в общую способность к усвоению знаний – обучаемость. В целом у школьников с более высокой обучаемостью наблюдается и более развитая память. При факторном анализе различных познавательных функций память выделена в качестве «первичной умственной способности». Память также входит в состав специальных способностей: музыкальных, математических, языковых. Способности и память имеют единую нейрофизиологическую основу - в виде природных предпосылок.
Памяти отводилось и отводится большое место в школьном обучении. Роль памяти велика не только для закрепления прошлого опыта, но и для создания нового. Исследования т показывают, что после 12 лет овладение различными мнемическими приемами, которые ранее не были сформированы, приводит к значительному увеличению продуктивности смыслового запоминания и память начинает постепенно приближаться к памяти взрослого человека.
Познавательные процессы -восприятие, память, воображение, мышление, внимание влияют непосредственно на успеваемость старших школьников. В этом возрасте, при условии приоритета проблемного обучения перед традиционным, они могут приблизиться к характеристикам познавательных процессов взрослого. В развитии памяти увеличивается роль отвлеченного словесно-логического, смыслового запоминания. Внимание становится избирательным, произвольным, развивается и совершенствуется способность к переключению и распределению внимания. Мыслительная деятельность старших школьников усложняется: мышление приобретает все более активный, самостоятельный и творческий характер. Мыслительная деятельность характеризуется более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, нарастающей тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать, доказывать истинность или ложность отдельных положений, делать глубокие выводы, связывать изучаемое в систему. Развивается критичность мышления. Все это является предпосылкой формирования мировоззрения.
Большую эффективность усвоения знаний и значительные возможности развития мышления содержит именно проблемное обучение, поскольку: 1) оно связано с возникновением познавательной потребности и оптимальной степенью интеллектуальной активности учащегося, удовлетворяющей ее; 2) при проблемном усвоении учебного материала обеспечивается усвоение общих закономерностей, способов и условий действий, что создает большие возможности использования усвоенных знаний и способов действия для решения новых задач, и следовательно, повышение общей успеваемости старших школьников.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 624 с.
2. Бодалев А. А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей// Вопросы психологии.-1984.- № 1.-С.34-45.
3. Барахсанова Е.А. Современные подходы на основе использования интеллектуальных игр в образовании. - М.: Педагогический эксперимент, 1998. - 156 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. /Под редакцией Д.И. Фельдштейна. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,1997. - 352 с.
5. Брунер Дж. О познавательном развитии //Исследование развития познавательной деятельности.- М.: Наука, 1971, C. 25-99.
6. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 624 с.
7. Гусева Е. П. Особенности свойств нервной системы у подростков и их соотношения с некоторыми характеристиками познавательной деятельности: Автореф. канд. дис.- М.: МГУ, 1979.-36 с.
8. Завалишина Д. Н. Психологическая структура способностей //Развитие и диагностика способностей.- М.: Наука,1991, С.99-112.
9. Игнатенко А. М. Возрастные особенности памяти учащихся среднего и старшего школьного возраста: Автореф. канд. дис.- Л.: ЛГУ, 1972.- 24 с.
10. Лейтес Н. С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьников // Вопросы психологии -1985. -№ 1. -C. 9-19.
11. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 608 с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1000
Скачать бесплатно 27742.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.