У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Технология обучения восприятию музыки детей старшего дошкольного возраста
Количество страниц 72
ВУЗ МГУЭСИ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 28298.doc 
Содержание ДИПЛОМ
Технология обучения восприятию музыки детей старшего дошкольного возраста
Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие восприятия в психолого-педагогической литературе 7
1.1. Особенности физического и психического развития 7
1.2. Особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста 20
Глава 2. Технология обучения восприятию музыки 32
2.1. Обоснование технологии музыкального развития детей старшего дошкольного возраста средствами классической музыки 32
2.2. Диагностика музыкальных способностей 34
Глава 3. Опытно-экспериментальная проверка эффективности технологии развития детей старшего дошкольного возраста средствами классической музыки 50
3.1. Постановка эксперимента 50
3.2.Содержание и анализ результатов констатирующего эксперимента 52
Заключение 57
Литература 60
Приложение 64




Введение

АКТУАЛЬНОСТЬ
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребенка.
В современных педагогических исследованиях уделяется особое внимание проблеме синтеза искусств. Это область еще не до конца изученных возможностей и путей приобщения дошкольников к богатствам художественной культуры. Возможность объединять различные виды искусств на занятиях по изобразительному творчеству и музыке, танцу и литературе, всегда привлекала внимание теоретиков и практиков педагогики, а также ученых смежных областей. Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства — это частный случай такого подхода.
Развитие психологии современного человека закладывается в раннем возрасте и предопределяется педагогическими характеристиками воздействия на него общества, воздействия на него окружающих людей и, прежде всего самых близких для ребёнка людей, его семьи. Тем самым подтверждается роль, которая оказывается психологом-педагогом в формировании личности, формировании психологических её характеристик.
В воспитании и развитии дошкольника важны все факторы воздействия на ребенка – как семейное воспитание, так и воспитание в условиях дошкольного учреждения.
Особенно указанное воздействие важно в младшем возрасте, когда психика ребенка находится в состоянии интенсивного развития и то или иное воздействие на этот процесс может оказать значительное влияние на восприятие ребенком мира, на его участие в совместной, коллективной деятельности и, в том числе, на его участие в физкультурной деятельности группы в условиях детского дошкольного учреждения.
В современных условиях жизни, диктующих высокий уровень урбанизации, подчас, плохую экологическую обстановку (что особенно актуально для нашего города) выделяется множество факторов отрицательного воздействия на здоровье ребенка, здоровье дошкольника.
Дошкольное образование – как составная часть системы общего образования играет важную роль, так как в его рамках выявляются природосообразные качества и особенности ребенка, обеспечиваются условия их развития, осуществляется широкомасштабная программа готовности ребенка к школе. На современном этапе в мире готовность к школе понимается как совокупность двух составляющих: готовности учиться и готовности к школе. Готовность учиться – есть врожденная способность человеческого интеллекта усваивать знания и овладевать навыками и умениями. Готовность учиться у всех людей разная, и она усиливается многими факторами: хорошее здоровье и доступ к медицинским учреждениям, хорошее питание, экономические возможности родителей и наличие у них работы, поддерживающая семья, наличие услуг и политики поддержки.
В большей степени психологическая подготовка ребенка к школьному обучению и актуализация уровня развития его личностных качеств, происходит на этапе реализации дошкольного образования детей 5-6 лет.
Изучались влияние музыки на особенности детских рисунков (Н.Э.Басина, Н.А.Ветлугина, С.И.Назарова, О.А.Суслова и др.), на изменения чувствительности зрения к восприятию цвета, его насыщенности, яркости, мерцания в зависимости от громкости, высоты звука, соотношений обертонов и т. д., психологические особенности единовременного восприятия музыки и цвета (А.Н.Леонтьев). Были предприняты попытки установить соответствие между цветом и музыкой на основе формальных свойств как на заре развития экспериментальных исследований (Платон, И.Ньютон, И.-В.Гете), так и в последующее время — на основе более сложных характеристик, в том числе и субъективных (А.Бине, Р.Гиль, Д.Хмельницкий и др.).
В отечественной педагогике имеется ряд исследований, посвященных взаимосвязи изобразительного искусства и музыки. Музыка рассматривается как способ создания определенного настроения на занятиях по изобразительной деятельности, как средство активизации фантазии ребенка (С.П.Козырева, Т.С.Комарова, Р.М.Чумиче-ва), при этом музыка выступает в качестве фона на занятиях по рисованию и по отношению к ним является не более чем дополнительным прикладным приемом. Наиболее часто можно встретить рекомендации педагогов по включению литературы и танца в интегрированную художественную деятельность детей. Исследования специалистов в области психологии и педагогики музыки доказывают необходимость более серьезного подхода к проблемам синтеза разных видов искусств в связи с глубоким влиянием, оказываемым музыкой на человека, и взаимодействием со всеми психофизиологическими функциями организма (В.И.Петрушин, Г.С.Тарасов, Б.М.Теплов и др.). В исследованиях по психологии цветовосприятия отмечается недооценка цвета как мощного фактора эмоционального воздейст- вия на психику (Л.Н.Миронова, В.Тернер, А.Г.Устинов, Г.Фрилинг и К.Ауэр, П.В.Яньшин и др.).
Цель исследования – изучение методики обучения восприятию музыки детей старшего дошкольного возраста.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить уровень развития музыкальных способностей старших дошкольников.
3. Опытно-экспериментальная проверка эффективности технологии развития детей старшего дошкольного возраста средствами классической музыки.
Объект исследования - процесс развития музыкальных способностей старших дошкольников.
Предмет исследования – эффективность технологии обучения восприятию музыки детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования.
Качество восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста зависит от технологии обучения.
Методы исследования.
Теоретические:
- анализ педагогической литературы по теме исследования;
- интерпретация литературных источников;
- обобщение;
Эмпирические:
- наблюдение;
- тестирование;
- беседа;
База исследования. ДОУ Детский Сад № 256 г. Брянска.
Этапы исследования.
1. Изучение и обобщение учебной и научной психолого-педагогической литературы по проблеме.
2. Осуществление экспериментальной работы с целью выявления уровня музыкальной подготовленности старших дошкольников для восприятия музыки.
3. Обобщение и интерпретация теоретического и практического исследования, выявление научной ценности проделанной работы, разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей.
Теоретическая значимость, научная новизна исследования.
1. В работе проанализирован, обобщен, систематизирован научный материал по проблеме развития музыкальных способностей старших дошкольников.
Практическая значимость исследования.
1. Составлен диагностический инструментарий для оценки уровня развития музыкальных способностей старших дошкольников.
3. Разработаны методические рекомендации для педагогов ДОУ.
На защиту выносится:
1. Восприятие музыки у детей старшего школьного возраста зависит не только от врожденных качеств личности, но и от правильности подобранной технологии обучения.
2. Результаты педагогического эксперимента, подтверждающие эффективность разработанной методики.
Структура квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Список литературы Заключение

Проблема способностей всегда была и остается острой и жизненно важной: перед каждым индивидом постоянно возникает необходимость в удовлетворении жизненных потребностей и вместе с тем практическая возможность их удовлетворения, сказывается зависимость от условий жизни, наличия способностей и умений.
Психологическая и педагогическая науки до сих пор занимались проблемой специальных способностей – музыкальных (Б.Теплов ), литературных (В.Ягункова), математических (В.Крутецкий). Способность к нескольким видам деятельности, распространенная в эпоху Возрождения и изредка проявляющаяся в более позднее время, отмечается в истории культуры, как уникальная. Одаренность Леонардо да Винчи и Микеланджело, В.Гёте и М.Ломоносова, не подвергалось специальному исследованию. Взаимовлияние свойственных им способностей и их взаимодействие не изучались, поэтому и личность этих выдающихся людей не раскрыта во всей полноте и осталось до сих пор необъяснимым явлением.
В своей работе я попыталась подчеркнуть всю важность выявления и развития музыкальных способностей. Занятия с раннего детства, вовлечение в них тех игровых приемов, о которых я уже говорила, раннее воспитание способности сконцентрироваться на чем-либо – все это, в совокупности с великим искусством будить и поддерживать интерес ребенка к какому-либо виду деятельности, способствует тому, чтобы его развитие продолжалось все первые годы жизни до тех пор, пока ребенок сам не будет сознательно желать и стремится к этому развитию.
Не стоит судить обо всех музыкальных способностях по первому впечатлению. На мой взгляд, ребенок может сразу и не показать весь свой потенциал возможностей. Все те вступительные испытания, которые проводятся при наборе учеников в музыкальные школы, рисуют лишь приблизительную картину способностей детей. Здесь играет роль и недостаточная подготовленность, и волнение. Некоторые дети в возрасте 5-6 лет очень стесняются. В общем, причин можно найти немало. Поэтому необходимо каждому ребенку дать возможность обучения, в процессе которого и будет ясна картина. И здесь ответственность ложится на преподавателя и родителей ребенка. Формирование способностей требует от родителей и учителей упорной и терпеливой работы.
В течение длительного времени надо упорно развивать и формировать личность маленького человека и вместе с ним стремиться к достижению больших результатов, которых чаще всего можно добиться не очень быстро.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что выявление предположительно имеющихся способностей возможно лишь тогда, когда их развитие уже можно диагностировать, то есть уже заметен достигнутый уровень.
Знания и умения уже проявившихся сильных сторон ребенка важно не только для анализа. Они позволяют определять перспективу дальнейшего стимулирования способностей. Учет проявившихся способностей ребенка необходим не только для их развития, но и для того, чтобы направить его дарование в соответствующее русло.
Выбор темы обусловлен тем, что я рассматриваю профессию педагога-музыканта в широком социальном контексте. И считаю, что текущий момент придает этой профессии особую социальную значимость, не только, как специалиста узкого профиля, но и как возможного организатора новых образовательно-инновационных проектов. В связи с этим, изучение передового общечеловеческого педагогического опыта является крайне важным для формирования особого типа творческого мышления людей, от которых в 21 веке во многом будет зависеть возрождение духовных ценностей в нашем отечестве.
Мы отметили, что музыка в состоянии помочь сбалансировать психоэмоциональное состояние и поведение ребенка. Например, чересчур подвижный и расторможенный малыш, благодаря восприятию музыки, может успокоиться, а нерешительный и неконтактный ребенок, предприняв действия, продиктованные образно-эмоциональным состоянием конкретного музыкального сочинения, может значительно повысить свой собственный тонус, уровень бодрости. А также, в целом, музыкальная «подсказка», звучащая во время того или иного действия на занятии, стимулирует навык вслушивания в музыку, способствует развитию воображения, возникновению добрых и положительных ассоциаций.
В большой степени поведение ребенка определяется и его индивидуально- психологической направленностью, темпераментом. Поэтому и подходы к детям разного типа неодинаковы.
Так, дети, относящиеся к сангвиникам, флегматикам, являются сильными – они хорошо переносят возрастные нагрузки, поэтому могут иметь соответствующий их возрасту режим дня, длительность, сложность занятий. Для детей с этим типом темперамента чередование видов деятельности (восприятие музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения) позволяет выстраивать динамику музыкального занятия таким образом, при котором оно может быть построено на смене настроений, использовании контрастной по настроению музыки (расслабление и возбуждение) или на создании кульминации, когда происходит постепенное эмоциональное насыщение и возрастание двигательной активности, сменяющееся к концу занятия расслаблением (от спокойной, тихой музыки и плавных движений до энергичных, высвобождающих энергию движений, и к концу занятия снова постепенное успокоение и расслабление).




Литература

1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. Кемерово, 1981, 198 с.
2. Бальсевич В.К., Королева М.Н., Майорова Л.Г. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет // Теория и практика физической культуры, 1986, № 10, c. 21-25.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
4. Венгр Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.:, 1998. С. 36.
5. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
6. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., 1967.
7. Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики. Развитие восприятия и деятельность. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка.// Избранные психологические труды.: В 2 т. М., 1986. Т.1.
8. Запорожец А.В. "Психология", М., Учпедгиз, 1953 г.
9. Зеленин В. Применение на физкультурных занятиях нестандартного оборудования. // Дошкольное воспитание. – 1991. - №4.
10. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М.: Медицина, 1989.
11. Караманова Л.В. Пути повышения эффективности подвижных игр // Дошкольное воспитание. – 1986. - №11.
12. Кечеджиева Л., Ванкова М., Чипранова М. Обучение детей художественной гимнастике (пер. с болгарского). - М.: ФиС, 1985, 93 с.
13. Кожухова Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание №3. 2000.
14. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. – М. 1983.
15. Лагутин А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении // Теория и практика физической культуры, 1994, № 7, c. 8-11.
16. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. "Дошкольное воспитание", 1997, № 9;
17. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995.
18. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1986, 304 с.
19. Панкратьев Е.И. Педагогические проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры, 1990, № 11, c. 13-15.
20. Пенькова Л. Подготовка дошкольных работников к творческой профессиональной деятельности // Дошкольное воспитание. 1999. №2.
21. Пимонова Е.А. Содержание и методика физического воспитания детей 5-7 лет: Автореф. канд. дис. М., 1990, 23 с.
22. Популярная медицинская энциклопедия. П/р Б.В.Петровского. М. 1981.
23. Принцип развития в психологии./ Под ред. Л.И.Анцыферовой. М., 1978.
24. Психология. Словарь / Под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошенко. - 2-е изд., испр. и доп. - М. 1990.
25. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания./ Под ред. Л.А.Венгера. М., 1986. С. 40.
26. Сигимова М. Загадки Морского Царя. К проблеме общения воспитателя со старшими дошкольниками в процессе познавательных игр-занятий на экологические темы (конспект познавательной игры-занятия для детей старшего дошкольного возраста) // Дошкольное воспитание, 1995, № 2, c. 9-11.
27. Смирнова Е.О., Собкин В.С., Асадулина О.Э. Специфика эмоционально личностной сферы дошкольника. // Вопросы психологии. 1999. №6.
28. Субботский Е.В. Как рождается личность (некоторые психологические аспекты формирования личности ребёнка). – М., 1978.
29. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. – М. 1991.
30. Тарасова О. Онтогенез музыкальных способностей.  М.: Педагогика, 1988.  176 с.
31. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т.  М.: Педагогика,1985.  Т.1.  328 с.
32. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей Под редакцией А. В. Запорожца. Москва «Просвещение»1976.
33. Филлипова С. О проблемах физического совершенствования детей в дошкольных учреждениях. // Дошкольное воспитание 1999. №4.
34. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии./ Под ред. И.И.Ильясова и В.Я.Ляудис. М., 1980.
35. Шарманова С.Б. Особенности использования средств ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. СПб.: НИИФК, 1995, 17 с.
36. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод. пособие для учителей и воспитателей. – М.: Просвещение,1974.
37. http://preporation.begimotik.ru
38. http://www.domisolka.nm.ru/Diagnostika/Tarasova.html
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
3000
Скачать бесплатно 28298.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.