У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Гендерные особенности коммуникативных навыков подростков
Количество страниц 38
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 28435.doc 
Содержание Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Гендерные особенности коммуникативных навыков подростков……….…6
1.1. Психологические особенности подросткового возраста…..……..6
1.2. Динамика коммуникативной сферы личности подростков………………………………………………………………13
1.3. Динамика гендерной идентичности в подростковом возрасте возрасте…………………………………………………………………19
2. Эмпирическое изучение гендерных особенностей коммуникативных навыков подростков……………………………………………………………24
2.1. Организация исследования……………………………………….24
2.2. Анализ результатов……………………………………………….25
Заключение…………………………….………………………………………..28
Список литературы……………………………………………………………30
Приложение 1………………………………………………………………….32
Приложение 2………………………………………………………………….39




Введение
Актуальность темы исследования. В последнее время публикуется все больше работ, посвященных изучению гендерных особенностей личности подростков. В центре внимания ученых вопросы гендерных особенностей коммуникативной сферы личности подростка. Известно, что модели и приоритеты гендерной социализации мальчиков и девочек отличаются, а в традиционных культурах даже полярны. В результате гендерной социализации мальчики и девочки овладевают определенными качествами, которые образуют различные типы гендерной идентичности (С.Бем, Э. Гиденс, И.С. Клёцина, Е.Р. Ярская-Смирнова).
Современная психология не имеет единой теории гендерной социализации. Гендерную идентичность понимают как результат отождествления личностью себя с определенным полом, отношение к себе как к представителю определенного пола, освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик (Т.В. Бендас, Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина). Сложность изучения компонентов гендерной идентичности личности подростков связана с тем, что существовавшие ранее традиционные образцы маскулинности/феминности в современных условиях во многом изменились и продолжают меняться. Это создает серьезные трудности для подростка, пытающегося интегрировать в личности различные социальные роли, образцы поведения и черты.
Подростковый возраст в большинстве отечественных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и зарубежных (Ш. Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Ст. Холл, Э. Шпрангер, Э. Эриксон) психологических подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности.
Именно в подростковом возрасте закладываются личностные особенности, связанные с ответственностью, рефлексивностью, целостностью Я-концепции, как важные качества зрелой личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Е.И. Исаев, Д.И. Фельдштейн, В.Л. Хайкин, Э. Эриксон). От развития коммуникативной сферы в подростковом периоде зависит дальнейшая социализация подростка и интеграция его в современном обществе.
Общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности.
Таким образом, цель данного исследования - изучить гендерные особенности коммуникативной сферы личности подростка.
Объект исследования – гендерные особенности подростков.
Предмет исследования - коммуникативная сфера личности подростка.
Гипотеза исследования: особенности коммуникативной сферы подростков связаны с типом гендерной идентичности личности подростка.
Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
Теоретические:
1) рассмотреть существующие в психологической науке подходы к изучению особенностей подросткового возраста;
2) выявить коммуникативные особенности, свойственные подросткам;
3) рассмотреть существующие в психологической науке представления о гендерной идентичности в подростковом возрасте;
Эмпирические:
1) подобрать и апробировать комплекс диагностических процедур, направленных на изучение проявления коммуникативных особенностей личности и типов гендерной идентичности у подростков;
2) выявить взаимосвязь типов гендерной идентичности подростков с их коммуникативными особенностями;
3) проанализировать и описать специфику взаимосвязи типов гендерной идентичности подростков с их коммуникативными особенностями.
Методологическим и теоретическим основанием исследования является гендерный подход в психологии (Т.В. Бендас, Ш.Берн, Е.А. Здравомыслова, И.С. Клёцина, И.С. Кон, В.А. Лабунская, Л.Н. Ожигова, Л.В. Попова, Е.Р. Ярская-Смирнова и др.), рассматривающий гендерную идентичность личности как продукт социального конструирования.
В работе использовались следующие психодиагностические методы: методика определения психологического пола О.Г. Лопуховой; методика Т. Лири (направленная на изучение маскулинных и феминных характеристик образов-Я).
Система методов, применяемых в исследовании, была определена его исходными методологическими предпосылками, а также целями и задачами как всего исследования, так и отдельных его этапов.
Базой для исследования выступили учащиеся девятых классов школы-гимназии №4 Йошкар-Олы. Общий объём выборки - 20 подростков в возрасте от 15 лет (11 девочек, 9 мальчиков).
Список литературы Заключение
В подростковом возрасте происходит формирование личностных смыслов жизни. Этот период характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Психическое развитие подростка определяет характер взаимоотношений с окружающими его людьми, в которые он вступает на различных этапах своего развития.
Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний. Общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития.
В подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В данном возрасте подростки проходят особую школу социальных отношений. В своей среде взаимодействуя друг с другом подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Переходя из детского мира во взрослый, у подростков расширяется круг общения. Наиболее важным становится для них общение со сверстниками, которое превращается в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни.
Существовавшие ранее традиционные образцы маскулинности/феминности в современных условиях во многом изменились и продолжают меняться. Это создает серьезные трудности для подростка, пытающегося интегрировать в личности различные социальные роли, образцы поведения и черты. Без правильного понимания природы половых/гендерных различий не может быть и правильного понимания природы сексуальности.
Мы предположили, что особенности коммуникативной сферы подростков связаны с типом гендерной идентичности личности подростка.
В результате эмпирического исследования среди учащихся девятых классов школы-гимназии №4 Йошкар-Олы, нами были получены следующие данные.
Большинство мальчиков в классе обладает маскулинными чертами характера, а большинство девочек – фиминиными.
Девочки более общительны и коммуникабельны, чем мальчики.
Мы построили графики, отражающие результаты диагностики типов гендерной идентичности подростков с их коммуникативными особенностями, и выяснили, что гендерная идентичность и коммуникативная активность девятиклассников взаимосвязаны.
Таким образом, наша гипотеза о том, что особенности коммуникативной сферы подростков связаны с типом гендерной идентичности личности подростка, нашла свое подтверждение.
Цель работы достигнута, задачи, стоящие в начале исследования, выполнены. Однако, данная работа не претендует на окончательный результат. Мы считаем, что для продолжения исследования целесообразно увеличить выборку школьников и сравнить результаты гендерной идентичности девятиклассников с результатами 10-ти и 11-ти классников.




Список литературы
1. Аристов С.А., Сусов И.П. Коммуникативно-когнитивная лингвистика и разговорный дискурс // Лингвистический вестник. Вып.1. Ижевск, 2004. С.3-15.
2. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.:ВЛАДОС, 2006. -176с.
3. Березин Р.И. Дифференциация актуального лексикона подростка по сфере общения // Литературные образы и языковые категории. Пермь, 2001. С.136-144.
4. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения//Вопросы психологии. 2004, №1.-С. 122-127,
5. Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности – фемининности / Практикум по гендерной психологии Под ред. И.С.Клециной. СПб., 2003. С. 277-280.
6. Доценко Т.И. Активные процессы в лексиконе подростка. Тезисы докладов межд. конф. IV Шмелевские чтения. М., 2002. С.52-53.
7. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. М, 2003.-367с.
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. -480с.
9. Зубова В.М. Психолого-педагогический подход к реализации личностно-ориентированной модели коммуникации в непрерывном образовании//Развитие личности и проблемы непрерывного образования. Новосибирск, 2007.-С. 177-178.
10. Каган М.С. Мир общения: проблемы поло ролевых отношений. М.: Политиздат, 2008. -319с.
11. Каган М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 2004.-319с.
12. Какорина Е.В. Трансформация лексической семантики и сочетаемости (на материале языка газет) // Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995). М., 2003. С.67-89.
13. Кан-Калик В. А Учителю о педагогическом общении, М.: Просвещение, 2002. С. 137-139.
14. Карасик В.И. Структура институционного дискурса // Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2005. С.25-33.
15. Кичатинов Л.П. Динамика коммуникативных потребностей развивающейся личности // Текст. Высказывание. Слово. М., 2003. С.97-104.
16. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействия. Екатеринбург, 2006.-154с.
17. Левашова С.А."Психология и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг".//Ярославль, Академия развития. Академия холдинг., 2002.-378с.
18. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 2001.-582 с.
19. Роджерс К. К науке о личности//История зарубежной психологии. М., 2006. С. 209.
20. Сериков В.В. К Методологии построения теории и практики личностноориентированного образования//Этнопедагогика -педагогика жизни. Элиста, 2001. С. 24-28.
21. Якиманская И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников.//Вопросы психологии. 2004, №2.
22. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб.: Полиус; Изд-во Михайлова В.А., 2008.-639с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1000
Скачать бесплатно 28435.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.