У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Межличностные отношения у подростков
Количество страниц 77
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 28447.doc 
Содержание СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Проблема межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных авторов ….7
1.2. Особенноси межличностных отношений в подростковом возрасте 12
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ПОДРОСТКОВЫХ ГРУППАХ 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ результатов исследования 34
2.3. Психологическая коррекция межличностных отношений в подростковом коллективе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 62




ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Развитие личности тесно связано с процессом общения и системой представлений о самом себе. Связь общения с системой представлений о себе отчётливо выступает в подростковом возрасте.
Подростковый возраст называют периодом "бури и натиска" — это крайне сложное время, время бурных перемен во всех сферах жизни. Разные люди, в силу индивидуальных различных особенностей, переживают этот период по-разному — для кого-то он проходит относительно спокойно, другие же ощущают, что "почва уходит из-под ног".
Одним из важнейших новообразований подросткового возраста является так называемое чувство взрослости. Подросток ощущает, что он уже не ребёнок, он стремится к самостоятельности, к тому, чтобы с его желаниями и потребностями считались окружающие. Однако, социально, психологически и материально он зависит от родителей и вынужден подчиняться их требованиям. Это противоречие является причиной частых конфликтов.
Возникшее чувство взрослости вызывает более или менее сильное стремление к самоутверждению. Острое прохождение кризиса, отсутствие взаимопонимания может привести к разнообразным нарушениям в поведении.
В данном возрасте начинается как бы второе "рождение личности", которое выражается в стремлении и появлении возможности осознавать свои мотивы. Это связано с формирующейся способностью к самосознанию, саморуководству и самовоспитанию. Главные функции самосознания — это познание себя, совершенствование себя, поиск смысла жизни. В этом возрасте актуализируется процесс развития "идеального Я", т.е. появляется осознанный личностный идеал, сопоставление с которым своего «Я» часто вызывает неудовлетворённость собой и стремление себя изменить.
Появляется потребность в принадлежности к группе. Подростки ещё не достаточно ясно осознают "образ Я" и часто чувствуют себя более защищёнными в среде себе подобных. Подросткам пока ещё трудно вычленить свое «Я» из "Мы". В этом возрасте группа является главным регулятором поведения у многих подростков.
Анализ научной, публицистической литературы показывает, что общение со сверстниками прямым или косвенным образом влияет на развитие подростка как личности. Следовательно, развивая общение, мы можем оказывать влияние на развитие личности, самооценки и самопознания. В свою очередь это должно повысить компетентность подростков в разных сферах деятельности, в частности учебной.
Существенный вклад в разработку теоретических и методологических вопросов психологии личности подростка был сделан: А.С. Арсеньевым, Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, И.С. Коном, А.Н. Леонтьевым, А.А. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.А. Бодалевым, Б.Г. Ананьевым, И.И. Мечниковым, Л.С. Сапожниковым, Д.И. Фельдштейном, 3. Фрейдом, Н.М. Шкуленда, К. Роджерсом и др.
Разработка теории референтной группы (референтного общения) в современной западной социальной психологии связывается, прежде всего, с именами таких авторов, как Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли, в отечественной психологии данная проблема изучалась - Е.Д. Щедриным, Г.М. Андреевой, А. А. Чечулиным, О.В. Соловьёвой и др.
Несмотря на то, что проблема самооценки и общения в подростковом возрасте разработана достаточно полно, не хватает теоретических и практических исследований, оценивающих референтное общение как фактор развития самооценки старших подростков, что определяет актуальность и тему исследования.
Цель исследования – изучить особенности межличностных отношений в разновозрастных подростковых группах.
Объект исследования – сфера межличностных отношений в подростковом возрасте
Предмет исследования — межличностное взаимодействие в группе сверстников
Гипотезы: 1) существуют различия в межличностных отношениях в группах подростков разного возраста; 2) специально разработанная психокоррекционная программа способствует улучшению межличностных отношений в подростковых группах.
Исходя из названной цели, в работе решаются следующие основные задачи:
1. Осуществить анализ литературы по проблеме развития межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных авторов.
2. Выявить особенности межличностных отношений в старшем подростковом возрасте;
3. Разработать программу коррекции межличностных отношений в подростковых коллективах.
4. Проанализировать результаты и сформулировать выводы.
Методы исследования: наблюдение, тестирование, беседа; моделирующий эксперимент; методы математической обработки экспериментальных данных.
Методологическими принципами исследования являются принятые в отечественной психологии принципы личностного подхода (Б.Г. Ананьев); системного похода (Э.Г.Юдин); объективности исследования и детерминизма (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
Методики исследования: Для достижения цели нашего исследования нами использовались следующие методики, тесты и опросники: 1) тест А. Ассингера "Оценка агрессивности в отношениях", 3) тест Т. Лири "Диагностика межличностных отношений", 3) Тест "Уровень самооценки".
Обработка данных происходила с использованием критерия Стьюдента.
Практическая значимость исследования. Прикладное значение настоящего исследования заключается в возможности использования его результатов в работе со старшими подростками и юношами в психоконсультировании, психокоррекции, а также с целью оптимизации процессов учебной деятельности в подростковом возрасте и в ранней юности.

Характеристика выборки: 40 учащихся среднего и старшего подросткового возраста Мари-Турекской средней школы, Республика Марий Эл. Исследуемые были разделены на 2 группы: группа 1, подростки 11-12 лет (всего 20 человек) и группа 2, подростки 13-14 лет ( всего 20 человек).
Список литературы ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение, проведя теоретические и практические исследования, необходимо сделать следующие выводы:
Человеческая индивидуальность и личность в целом всегда были объектом пристального внимания наук о человеке.
В исследовании принимали участие подростки в количестве 40 человек. Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что большинство подростков экспериментальной группы, участвующих в нем, выявили агрессивность и неуравновешенность, стремление к лидерству в общении, к доминированию.
В качестве средства развития референтного общения и, следовательно, адекватной самооценки в нашем исследовании использовался психологический тренинг, осуществляемый по разработанной нами и апробированной программе.
Результаты эксперимента показали, что в группе подростков:
Наблюдается излишняя агрессивность и неуравновешенность, жесткость по отношению к другим людям, так же выражено стремление подростка к лидерству в общении, к доминированию. У 85 % (группа 1) и 65% (группа 1) подростков выявлены положительное значение результата по фактору "доминирование", что свидетельствует о выраженном стремлении человека к лидерству в общении, к доминированию. И 15% (35%) показали отрицательный результат по факиру «доминирование», что указывает на тенденцию к подчинению, отказу от ответственности и позиции лидерства.
По фактору «дружелюбие» у 75 % (5%) отмечено проявление агрессивно-конкурентной позиции, препятствующей сотрудничеству и успешной совместной деятельности, и лишь у 25 % (95%) данный показатель говорит о стремления личности к установлению дружелюбных отношений и сотрудничеству с окружающими.
В группе 2 высокий уровень самооценки показали 40% - в группе 1 – 45 % подростков, средний уровень – 55% (50 – группа 1), и низкий уровень самооценки выявлен у 5% подростков.
Для психологической коррекции межличностных отношений в подростковом коллективе нами была разработана программа развивающего психологического тренинга «Развитие образа «Я» в процессе общения у подростков.
Основными личностными качествами этих подростков стали независимость суждений, стремление к общению, к равенству в межличностных отношениях, к достижению познания своего — «Я» и успешному развитию своей личности.
Гипотеза исследования о том, что психологическая коррекция может улучшить межличностные отношения членов подросткового коллектива - полностью подтвердилась.
Таким образом, гипотеза доказана, цели достигнуты, задачи решены.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдрахманова, В.Г. Зависимость самооценки от интерличного и интраличного сравнения детей. /В.Г. Абдрахманова//. Вопр. психологии. - 2005. - № 2. - С. 138-142.
2. Алмазов, Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. / Б.Н. Алмазов. - Свердловск, 1998. -150 с.
3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. У Б.Г. Ананьев. - Л., 1968. — 339 с.
4. Андреева, Г.М. Социальная психология. У Г.М. Андреева. — М.: АспектПресс, 2002. - 363 с.
5. Андрущенко, Т.Ю. Исследование самооценки младших школьников в учебной деятельности./ Т.Ю. Андрущенко // Вопр. психологии. -2000. - № 4. - С. 90-99.
6. Арсеньев, А.С. Подросток глазами философа. У А.С. Арсеньев. — Алма-Ата, 1996.- 450 с.
7. Беличева, С.А. Сложный мир подростка. У С.А. Беличева. — Свердловск: Урал, кн. иэд-во, 1984.-128с.
8. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии. У С.А. Беличева. - М.: Социал. здоровье России, 1994.—221 с.
9. Белобрыкина, О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста: метод, пособие. / О.А. Белобрыкина. - Новосибирск: ГЦРО, 2000. -132 с.
10. Белобрыкина, О.А. Развитие самосознания в детском возрасте. / О.А. Белобрыкина. - Новосиб. пед. ун-т. -2003. -215 с.
11. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Р. Берне. —М., 1986. —420 с.
12. Божович, Л.И. Особенности самосознания у подростков. / Л.И. Божович //. Вопр. психологии. -1953. —№ 1. -С. 98-107.
13. Болыпунова, Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки: уч. пособие. / Н.Я. Болыпунова. — Новосибирск: Изд-во НПУ, 2000.-372с.
14. Братусь, Б.С., Павленко В.Н. Соотношение самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномальном развитии. / Б.С. Братуеь, В.Н. Павленко // Вопр. психологии. - 1996. - № 4. - С. 146-154.
15. Волков, Б.С. Психология подростка. / Б.С. Волков. - М.: Пед. о-во России, 2002. -160 с.
16. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В б-ти т. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика. Т. 1.1982.487с. Т.2.1982. 504с. Т. 3.1983. 367с.
17. Гинзбург, М.Р. Развитие самоопределения подростков. / М.Р. Гинзбург. — М., 1988. -18 с.
18. Дашкевич, О.В. Экспериментальный анализ психологической структуры самооценки спортсмена и её проявления: тез. докл. к XX Междунар. психол. контр. / О.В. Дашкевич. - М., 1992. - С. 62-45.
19. Дерманова, И.Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межличностные отношения. / И.Б. Дерманова. - СПб.: Изд-во Течь", 2001. - 40 с.
20. Дилова, М. Самооценка и компетентность личности. / М. Дилова //. Актуальные вопросы личности: сб. науч. тр. - М., 1997. - 242 с.
21. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга. / О.В. Евтихов. - СПб.: Изд. «Речь», 2004 г. -256 с.
22. Залуничева, Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности. / Е.А. Залуничева. -М., 1995. -24 с.
23. Захаров, В.П. Социально - психологический тренинг. / В.П. Захаров, Н.Ю. Хрящева. - Л., 1999. - 235 с.
24. Злободина, Е.Г. Общение как фактор развития личности. / Е.Г. Злободина. -Киев: Наук, думка, 1982. -115 с. - (АН УССР, Ин-т философии).
25. Йолова, Х.Г. Соотношение самооценки и некоторых компонентов умственных способностей. /Х.Г. Йолова. -1999. -19 с.
26. Карелин, А.А. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. / А.А. Карелин. - М.: ACT, 1997. - 304 с.
27. Карелин, А.А. Психологические тесты. / А.А. Карелин. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - Т. 1. - 312 с., Т. 2. - 248 с.
28. Келли, Г. Две функции референтной группы. Тексты. / Г. Келли. - М.: Аспект-Пресс, 2004. - 324 с.
29. Климов, Е.А. Основы психологии: уч. для вузов. / Е.А. Климов. - М.: Физкультура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 295 с.
30. Ключникова, Г.П. Соотношение оценки, самооценки и коммуникативных черт личности подростка: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. / Г.П. Ключникова. Г.П.-Л, 1979-14 с.
31. Ковалёв, А.Г. Психология личности. У А.Г. Ковалёв - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1995. -288 с.
32. Козлов, А.А. Молодой человек: становление образа жизни. / А.А. Козлов, А.В. Лисовский. -М.: Политиздат, 1996. -167 с.
33. Козлов, Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. / Н.И. Козлов. -Екатеринбург: Изд - во Ард Лтд, 1997. - 138 с.
34. Кон, И.С. Открытие «Я». / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
35. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. / И.С. Кон. — М.: Политиздат 1984. - 335 с.
36. Кон, И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя. / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989.-255 с.
37. Кон, И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей. / И.С. Кон. — М.:Просвещение, 1980. -191 с.
38. Либерман, Д. Дж. Самоучитель: как обрести уверенность в себе: пер. с англ. / Д. Дж. Либерман. - М.: ООО ACT, 2000. - 272 с.
39. Лидере, А.Г. Психологический тренинг с подростками: уч. пособие для студентов ВУЗа. / АГ. Лидере. - М.: Изд - во «Академия» 2003 г. - 256 с.
40. Липкина, А.И. Критичность и самосознание в учебной деятельности. / А.И. Липкина, Л.А. Рыбак. - М., 1998. -142 с.
41. Липкина, А.И. Психология самооценки школьника / А.И. Липкина. - М., 2004. - 35 с.
42. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. / М.И. Лисина, - М, 1986. — 144 с.
43. Личко, А.Е. Подростковая психиатрия: руководство для врачей. / А.Е. Личко. -2-е изд., доп. и перераб. - Л.: Медицина. Ленингр. отд-ние, 1985. - 416 с.
44. Ломов, Б.Ф. Личность в системе общественных отношений./ Б.Ф. Ломов // Психол. журн. - 1981. - Т. 2, № 1. - С. 3-17.
45. Максимова, Н.Ю. Оценочная деятельность учителя и формирование самооценки школьника. / Н.Ю. Максимова // Вопр. психологии. — 2003. — № 5. -С. 42-48.
46. Мнацаканян, Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. / Л.И. Мнацаканян. — М.: Просвещение, 1991. -191 с.
47. Мудрик, А.В. О воспитании старшеклассников: книга для классных руководителей. / А.В. Мудрик. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1981. -176 с.
48. Мухина, B.C. Возрастная психология. / B.C. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Изд. центр "Академия", 2001. - 624 с.
49. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы./ В.Н. Мясищев. - Л.: 1960. - 428 с.
50. Немов, Р.С. Психология. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, Владос, 1999. - 576 с.
51. Ольшанский, Д.В. «Я-сам!». Очерк становления и развития детского «Я». / Д.В. Ольшанский. - М., 2006. - 93 с.
52. Петровский, А.В. Развитие личности и проблемы ведущей деятельности. / А.В. Петровский // Вопр. психология. - 1997. -№ 1. - С. 15-26.
53. Поршнев, Б.Ф. Социальная психология и история. / Б.Ф. Поршнев. - М.: Наука, 1996.- 213с.
54. Психология:словарь./Под. ред. А.В. Петровского.-М., 2001.-549с.
55. Психология подростка: хрестоматия. / Сост. Ю.И. Фролов. - М.: РПА -1997. -526 а
56. Психологический словарь. / Под. ред.: В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 440 с.
57. Радченко, С.В. Взаимосвязь самооценки и мыслительного процесса при решении задач / С.В. Радченко. -М., 2001. -19с.
58. Раусте фон Вихт, М.Л. «Образ-Я» как подструктура личности. / М.Л. Раусте фон Вихт//. Проблемы психологии. -М., 2002. -№ 4 -С. 104-111.
59. Резниченко М.А. Особенности самооценки старших школьников при овладении способами учебной работы. / М.А. Резниченко // Вопр. психологии. — 2003. — №3.-С. 35-44.
60. Римский P.P. Альманах психологических тестов. / P.P. Римский, С.А. Римская. -М.:КСП, 1995.- 400 с.
61. Рогов, Е.И. Система работы психолога с детьми разного возраста. / Е.И. Рогов //. Кн.1. -3-е изд. -М.: гуманит. изд. центр Владос, 2000. - 384 с.
62. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. - М., 1999. -704с.
63. Рувинский, Л.И. Психология самовоспитания. / Л.И. Рувинский, А.Е. Соловьёва. -М.: Просвещение, 1982. -143 с.
64. Рыбалко, Б.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: уч. пособие. / Е.Ф. Рыбалко. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. - 256 с.
65. Савонько, Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников раннего возраста. /Е.И. Савонько // Вопр. психологии. -1999. -№ 4. -С. 107-116.
66. Сапожникова, Л.С. Самооценка и притязания подростка. / Л.С. Сапожникова //. Психологические особенности самопознания подростка. / Под ред. М.И. Боришевского. — Киев, 1990. -166 с.
67. Сафин, В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте. / В.Ф. Сафин /У. Вопр. психологии. -2002. -№ 1. - С. 69-75.
68. Серебрякова, Е.А Уверенность в себе и условия её формирования у школьников. / Е.А. Серебрякова / Учён. зап. Тамбов, пед. ин-та. - 1956. - Вып. 10.-С. 41-73.
69. Сильвестру, А.И. Основные формы развития образа самого себя у дошкольников. / АИ. Сильвестру / Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. — М., 1980. — С. 119-139.
70. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. У В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев.- М.: Изд-во «Школа-Пресс», 1995. -384с.
71. Словарь - справочник по психодиагностике. У Л. Бурлачук, С. Морозов. -СПб.: Питер, 2003. - 528 с.
72. Собиева, Т.А. Формирование самопознания и самооценки советских школьников /Т.А. Собиева. -М., 1983. -24с.
73. Соловьёва, О.В. Обратная связь в межличностном отношении. / В.М Соловьёва. -М.: Иэд-воМГУ, 1992. -112 с.
74. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание. / А.Г. Спиркин. - М., 1972. - 303 с.
75. Столин В.В. Самосознание личности. / В.В. Столин. - М.: Изд-во МГУ, 1993. -286с.
76. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. / Д.И. Фельдштейн. -М., 1989. -206 с.
77. Чечулин, А.А. Мир общения: социально-психологический аспект. У А.А. Чечулин. -Новосибирск: Сиб. хронограф, 2003. -156 с.
78. Чеснокова, И.И. Проблемы самосознания в психологии. / И.И. Чеснокова. — М., 1977. -144 с.
79. Чеснокова, И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе. / И.И. Чеснокова // Принцип развития в психологии. - М., 1998. - 368 с.
80. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании: уч. пособие. / Н.И. Шевандрин. - М.: Владос, 1995. - 541 с.
81. Шибутани, Т. Социальная психология. / Т. Шибутани; Пер. с англ. В.Б. Ольшанского. - М.: ACT; Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 539 с.
82. Шкуленда Н.М. Психологические особенности общения подростков с различной направленностью / Н.М. Шкуленда. - Киев, 2005. - 25 с.
83. Шорохова, Е.В. Проблема «Я» и самосознание. / Б.В. Шорохова / Проблемы самосознания. -М., 1966. -С. 113-121.
84. Шрейдер, Ю.А. Человеческая рефлексия и две системы этического сознания. У Ю.А. Шрейдер // Вопр. философии. - 2000. - № 7. - С. 32-41.
85. Щебетенко, А.И. Тесты. У А.И. Щебетенко. - Пермь: Алгос, 2005. -198 с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
2500
Скачать бесплатно 28447.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.