У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Акцентуация характера у трудновоспитуемых подростков
Количество страниц 76
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 28455.doc 
Содержание Содержание
Введение……………………………………………………………………3-6
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы акцентуации характера у трудновоспитуемых подростков..……………………………………….5-42
1.1. Характеристика психологических особенностей трудновоспитуемых подростков………………………………………..5-10
1.2. Особенности акцентуации характера в подростковом возрасте...11-29
1.3. Динамика акцентуаций характера………………………………...29-37
1.4. Особенности акцентуации характера у различных категорий трудновоспитуемых подростков……………………………………….37-42
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование особенностей акцентуации характера у трудновоспитуемых подростков…………………………43-66
2.1. Организация и проведение исследования. Описание групп испытуемых и методов исследования…………………………………43-45
2.2. Анализ результатов исследования………………………………..46-60
2.3 Рекомендации по коррекции выраженных акцентуаций характера у трудновоспитуемых подростков……………………………………….61-66
Заключение………………………………………………………………67-69
Библиография…………………………………………………………...70-74
Приложение 1…………………………………………………………...75-77
Приложение 2…………………………………………………………...78-82
Приложение 3…………………………………………………………...83-84






Введение
Исследование акцентуаций характера является сложнейшей социально – психологической и медицинской проблемой. Многие подростки имеют аномальные проявления характера, что, безусловно, сказывается на их поведении в обществе, взаимодействие с окружающими, успеваемости в учебной деятельности и др.
Актуальность данного вопроса заключается в том, что в период становления характера, его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом в подростковом возрасте, выявляются очень ярко. Со временем черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволяет говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера» [44, с.173].
Вопрос изучения подростковой трудновоспитуемости имеет междисциплинарный характер, поскольку исследование этой проблемы ведется в рамках таких наук, как социология, психология, педагогика, патопсихология, право, каждая из которых имеет свои методологические подходы к ее определению, изучению, свою терминологию и свое понимание механизмов образования трудновоспитуемости в подростковом возрасте.
А. Е. Личко в своих работах отмечал тот факт, что акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера подростков чрезмерно усилены. Вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повы¬шенной устойчивости к другим.
Актуальность поставленных проблем обуславливает выбор темы дипломной работы - «Акцентуация характера у трудновоспитуемых подростков».
Этой проблеме посвящены работы следующих авторов: Кочетова А.И. «Перевоспитание подростка» [20], Белёчевой С.А. «Основы превентивной психологии» [6], Степанова В.Р. «Психология трудных школьников» [52].
Предмет исследования: особенности акцентуации характера у различных категорий трудновоспитуемых подростков.
Объект исследования: акцентуации характера подростков.
Цель работы: изучение особенности акцентуаций характера у различных категорий трудновоспитуемых подростков.
Гипотеза исследования: у различных категорий трудновоспитуемых подростков имеются особенности акцентуации характера, которые можно выявить уже в младшем подростковом возрасте.
Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:
• Проведение теоретического анализа в зарубежной и отечественной литературе.
• Подбор диагностического материала.
• Проведение исследования.
• Анализ полученных результатов.
Исходя из поставленной цели, определим следующие задачи:
1. Теоретический анализ проблемы акцентуаций характера у различных категорий трудновоспитуемых подростков.
2. Подбор диагностических средств для изучения особенностей мотивационной сферы подростков 15-17 лет.
3. Проведение экспериментального исследования акцентуации характера у подростков, учащихся первого курса училища №8 г. Йошкар-Олы.
4. Психологический анализ особенностей акцентуаций характера у различных категорий трудновоспитуемых подростков.
Методы исследования:
1. Теоретические – анализ литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические – методы сбора данных (эксперимент).
3. Методы математической (статистической) обработки результатов.
Список литературы Заключение
В современных условиях трудновоспитуемыми подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностями.
Трудновоспитуемый подросток видит себя и свои отношения с окружающими совсем в ином свете, чем это есть на самом деле, что приводит к сопротивлению ученика педагогическим воздействиям. Упрямство, противопоставление своего поведения общепринятым нравственным нормам есть следствие невозможности добиться положения хорошего ученика, к которому стремится каждый школьник.
Итак, существует защитный механизм личности, состоящий в искажении представлений подростка о реально существующих отношениях.
Акцентуации характера подростков зачастую приводят к конфликтам, мешают учебному процессу и создают трудности в межличностных отношениях. Межличностные отношения в среде подростков оказывают колоссальное влияние на формирование личности молодого человека, его взглядов на дальнейшую жизнь, отношение к окружающим, уровень самооценки. Проблемы в межличностных отношениях способствуют появлению комплексов, заставляют искать признания подростка как личности в криминальной среде, религиозных сектах, часто являются одной из главных причин приема наркотиков, алкоголя.
Классификация типов акцентуаций, как и всякая научная систематика, оправдывает затраченный на нее труд, если открывает перспективы для ее практического использования. Будучи крайними вариантами нормы, акцентуации характера сами по себе не могут быть клиническим диагнозом. Они являются лишь почвой, предрасполагающим фактором для развития психогенных расстройств. В подростковом возрасте, наблюдается явное различие акцентуаций характера у девочек и мальчиков.
В результате экспериментального исследования по определению типов акцентуации характера у различных категорий трудновоспитуемых подростков, учащихся ПТУ№ 8, нами были сделаны следующие выводы:
У педагогически запущенных подростков наблюдаются проявления на уровне асоциального поведенческого характера, а также в отношении к учебной деятельности и в отношении требований, предъявляемых учителями и классными коллективами. Наряду с диагностически значимыми признаками позволяющими различать педагогическую и социальную запущенность, в ходе исследования личностного развития подростка по методике Вильдавской Л.З., удалось выявить также и сходные признаки, различия по которым не значимы. Эти проявления выступают в роли «сигналов - признаков», на основе которых происходит формирование стереотипа «трудный подросток».
У большинства учащихся возникают проблемы во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, учителями), сверстниками; присутствует наличие низкой успеваемости и безразличного отношения к учебе, больше половины испытуемых характеризуются неадекватными формами поведения и проявлением агрессии. В данной выборке налицо основные признаки трудновоспитуемости.
В результате исследования эмоциональной направленности личности по методике Додонова, мы можем сделать вывод о том, что эмоции наших респондентов базируются на потребностях: в общении, дружеских отношениях, сочувствующем собеседнике; потребности в преодолении опасности, на базе которой возникает позднее интерес к борьбе; телесном и душевном комфорте; и стремлении ко всему необычному, таинственному.
По результатам акцентуации характера с помощью патохарактерологического диагностического опросника А.Е. Личко, были выявлены четыре доминирующих типа акцентуаций характера у трудновоспитуемых подростков: эпилептоидный: лабильный: гипертимный: лабильно-неустойчивый.
В результате исследования жизненных ценностей по методике М.Рокича, значимые ценности для трудновоспитуемых подростков основаны на их личных потребностях, без учета интересов окружающих.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: у трудновоспитуемых подростков имеются особенности акцентуации характера, которые можно выявить уже в младшем подростковом возрасте, что полностью подтверждает нашу гипотезу. Цель исследования достигнута, задачи решены.







Библиография
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Смысл, 1997
2. Аистова Л.С. Квалификация хулиганства: Учеб.-практ. пособие. СПб., 1998.-264с.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.1, Под ред. А. А. Бодалева, Б.Ф.Ломова.- М.: Педагогика, 1980.
4. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды. Под.ред. А.А.Бодалева. – Воронеж: МОДЭК 1996.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Издательство Московского университета, 1980.- с.416.
6. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Издательство Московского университета, 1980.
7. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000.-326с.
8. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступле¬ния и наказания. М.: ПЕНАТЕС-ПЕНАТЫ, 2000. -428с
9. Асмолов А. Г. Психология личности. — М., 1990. —276с.
10. Безруких М. Я и другие, или Правила поведения для всех. М.: Маяк, 1991.- 348с.
11. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Редакционный центр Консорциума , Социальное здоровье России», 1993.- с. 85-93.
12. Беличева С.А. Сложный мир подростка. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1984.- с.129.
13. Бодалев А.А. Личность в общении. – М.: Педагогика, 1983.- с.268-272.
14. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. 209с
15. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности.- М.:Международная педагогическая академия, 1996.
16. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.:
Просвещение, 1968.-464 с.
17. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. – М.: Мысль, 1978.
18. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Собрание сочинений в 6 томах, Т.2 – М.: Педагогика, 1982.
19. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. М., 1984.-348с.
20. Ганин А.Л. Личность и творчество. Творческие этюды. – Новосибирск, 1989.- с. 38-43.
21. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – 2-е издание. – Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1988.- с. 58.
22. Давыдов В.В. Личности надо выделаться//С чего начинается личность?- М.: Политиздат, 1979.
23. Давыдов В.В. Психологический словарь. – М.: Педагогика, 1983.
24. Долгинова О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юноше-ском возрасте. Дис. канд. психол. наук. - СПб. Нева, 1996.
25. Драгунова Т.Б. Проблема конфликта в подростковом возрасте. – М.: Вопросы психологии, 1972, №2.
26. Дубровина И.В. Мы живем среди людей. Кодекс поведения.- М.:Политиздат, 1989.
27. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. – М.: Знание, 1989. – с. 64.
28. Дымнова Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской // Вопросы психо¬логии. 1998. №2.-с.65-68.
29. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. М., 1996. -436с.
30. Захаров А.И. Как предвидеть отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение, 1991.- с. 127.
31. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Методическое пособие. – М.: «Фолиум», 1994- 347с.
32. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. (Серия: Над чем работают, о чем спорят философы) М.: Политиздат, 1988.
33. Кон И. С. Ребенок и общество.- М.: Просвещение, 1988.
34. Кон И.С. "Психология ранней юности" - М. Просвещеиие,1980.
35. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение. 1980. - 207 с.
36. Кон И.С.Психология юношеского возраста. – М.: просвещение, 1979.- с. 176.
37. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. – М.: педагогика, 1989.- с. 120.
38. Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. М., 2001.-326с.
39. Кудрявцев В. Н. О противоправности преступлений // Правоведение. 1999, № 1.
40. Леонгард К. Акцентуировенные личности. – К.: Высшая школа Головное издательство, 1989.- с.53-67.
41. Леонтьев А.А. Психология общения. – 3-е изд. — М.: Смысл, 1999.
42. Лидерс А.Г. Три модуса групповой психологической работы с подростками // Журнал практического психолога. - 2000. - № 10-11. - С. 68-238с.
43. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. – Л.: Медицина, 1979.- с. 26-49.
44. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1983.- с. 256.
45. Личко А.Е. Эти трудные подростки. Записки психиатора. – Л.: Лениздат, 1983.- с.78.
46. Малышева С.В. «Образ Я» и представление о сверстнике у подростков, переживающих одиночество. Автореф. канд. психол. наук. - М., 2003. – 265с.
47. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. – Пермь, 1990- с. 131.
48. Методические указания по исследованию черт характера. – Алма-Ата, 1990.- с. 83.
49. Миронов А.И. Критические периоды детства. – М.: Знание. 1989.- с. 24-27.
50. Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени: профилактика общественного поведения. – М.: Просвещение, 1990.- с.76.
51. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1984.
52. Немов Р.С. “Психология” т.1, М., “Просвещение” “Владос”, 1995.
53. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера. – Тбилиси, 1989.- с. 24-89.
54. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопр. психоло¬гии. 1992. № 1.
55. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1998.-296с.
56. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: ТУ «Сфера», 2000.- с. 148-157.
57. Патохарактерологические исследования у подростков. Под ред. Личко А.Е. и Иванова Н.Я., Л., 1981.
58. Пахальян В.Э. Изучение акцентуаций характера у подростков в работе школьного психолога. – М.: МИП NB Магистр, 1992.- с. 56-123.
59. Подросток на перекрестке эпох. Проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков. - М.: Генезис, 1997. - 287с.
60. Практическая психология образования. \ Под ред. Дубровиной И.В,- М.: ТЦ «Сфера»,1997.-528с.
61. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. А.М. Столяренко. М., 2001.-362с.
62. Проблемы психологии современного подростка /Под ред. Д.И. Фельдштейна, Г.И. Кузнецовой, М.Г. Тайчинова.— М.: Политиздат, 1982.
63. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.- с. 158.
64. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Николаенко М., 2001.-336с.
65. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 288-318.
66. Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982.-337с.
67. Психология современного подростка./ Под редакцией Д.И. Фельдштейна – М.: Педагогика, 1978.- с. 15-73.
68. Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990.
69. Психология: Словарь. Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. -468с.
70. Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Эксмо, 1999.-315с.
71. Ремшилдт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994. - 317с.
72. Рождественская Н.А. Как понять подростка. - М.: Знание, 1995. - 74 с
73. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зару¬бежной психологии // Вопр. психологии. 2001. № 1.с.34.
74. Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. Уч. пособие. Под ред. Л.А. Головиной, - СПб, «Речь», 2002. -604с.
75. Соковнин В.М. Социализация, общение, педагогика//Вопросы педагогики и психологии общения. Научные труды. — Фрунзе, 1975.
76. Соковнин М.В. О природе человеческого общения: Опыт философского анализа. Фрунзе, 1974.
77. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.- с. 178-195.
78. Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: В 3т. Т. 3. – М., 1981..
79. Толстых Н.Н. Современные исследования по психологии развития. – М.:Научная жизнь, 1986, №6.
80. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. М., 2004. — 351 с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1500
Скачать бесплатно 28455.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.