У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Развитие логического мышления детей дошкольного возраста
Количество страниц 59
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 28472.doc 
Содержание СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Понятие мышления, его виды и формы 5
1.2 Этапы развития детского мышления 14
1.3 Особенности мышления дошкольников 24
2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 31
2.1. Условия и методики, использованные для экспериментального исследования 31
2.2. Экспериментальное исследование 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 52




ВВЕДЕНИЕ

Мышление - верх блаженства и радость
жизни, доблестнейшее занятие человека.
Аристотель
Дошкольный возраст — важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.
Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учё-ных к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый «этаж», занимающий своё место в структуре целостной личности. На этом «этаже» формируются психические свойства и способности, необходимые не только для перехода к следующему «этажу», но и для всей будущей жизни, имеющие непреходящее значение.
Крупнейший учёный А.В. Запорожец в своих работах пишет, что «целью дошкольного обучения должна быть амплификация , то есть обогащение, мак-симальное развёртывание тех ценных качеств, по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив» [9, с. 82].
Мышление — «процесс познавательной деятельности индивида, харак-теризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности» [11, с.211-212].
Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка. Опираясь на опыт, имею-щийся у ребёнка, взрослые передают ему знания, сообщают ему понятия, до ко-торых он не смог бы додуматься самостоятельно и которые сложились в ре-зультате трудового опыта и научных исследований многих поколений.
Под влиянием воспитания ребёнок усваивает не только отдельные поня-тия, но и выработанные человечеством логические формы, правила мышления, истинность которых проверена многовековой общественной практикой. Под-ражая взрослым и следуя их указаниям, ребёнок постепенно приучается пра-вильно строить суждения, правильно соотносить их друг с другом, делать обос-нованные выводы.
Вот почему тема «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста», выбранная для данной работы, является актуальной .
Цель работы — исследование теоретических и практических аспектов формирования логического мышления детей дошкольного возраста.
В работе были поставлены следующие задачи:
 изучение теоретических основ развития у дошкольников логического мыш-ления;
 экспериментальное изучение процесса формирования логического мышления.
Объектом исследования является процесс формирования логического мышления у старших дошкольников.
Предмет исследования — особенности формирования логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальное исследование проводилось на базе подготовительной группы ДОУ №1 «Пчелка» (г. Йошкар-Ола). Количество детей — 15. Возраст — 6-7 лет. Исследование проводилось в феврале 2009 года.
Список литературы ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Открываемые мышлением свойства окружающего мира очень важны, так как позволяют человеку успешно приспосабливаться к нему. Благодаря мышлению мы можем предвидеть те или иные факты и события, потому что мышление всякий раз , как бы добывает знания, являющиеся общими для целого класса явлений, а не только для одного какого-то случая.
Активное взаимодействие, преобразование предметов, различные дей-ствия человека являются существенной особенностью мышления, ведь только в ходе действий с предметами выявляются несовпадения чувственно данного, по-знаваемого в ощущениях и восприятии, и ненаблюдаемого, скрытого. Эти не-совпадения явления и сущности вызывают поиск, мыслительную активность человека, в результате которой достигается познание, открытие существенно нового.
У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышле-ние, с опорой на зрительные представления, образы. С началом школьного обу-чения у ребенка начинает формироваться новый тип мышления — словесно-логический. Обучение в школе преимущественно направлено на развитие именно данного вида мышления. Все операции с символами (буквами, цифрами) осуществляются при помощи словесно-логического, абстрактного мышления.
Становление и совершенствование мышления зависят от развитости у ребёнка воображения. Главные линии развития мышления в дошкольном детстве можно наметить следующим образом: совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредствованной памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путём использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.
Для того, чтобы изучить процесс формирования логического мышления у дошкольников, мы прибегли к практическому исследованию. Нашей целью было исследовать, как влияет на уровень логического мышления проведение специальных развивающих занятий.
Экспериментальное исследование проводилось на базе подготовительной группы ДОУ №1 «Пчелка» (г. Йошкар-Ола). Количество детей в экспери-ментальной группе — 15. Количество детей в контрольной группе — 15. Возраст — 6-7 лет. Исследование проводилось в феврале 2009 года.
Совместно с воспитателем на основе предварительных исследований и наблюдений нами был разработан перспективный план занятий по развитию логического мышления дошкольников и было проведено 9 занятий в экспери-ментальной группе..
После окончания цикла занятий мы провели сравнительную диагностику, цель которой — сравнить уровень развития логического мышления до-школьников экспериментальной группы, в которой мы проводили развивающие занятия, с детьми контрольной группы, в которой занятии не проводились.
Для проведения экспериментального исследования мы применили сле-дующие методики: методика «Домино», разработанная Е. Г. Самсоновой и усо-вершенствованная Т. Н. Овчинниковой, методика «Недостающие детали» (А. К. Болотовой) и методика «Найди такую же», разработанная Угаровой Г.М.
По итогам проведенного исследования по методике «Домино» мы при-шли к выводу о том, что уровень развития логического мышления в экспери-ментальной группе достаточно высок, уровень детей с высоким и очень высоким развитием мышления достигает 80%, тогда как в контрольной группе — всего 33%, там большинство детей имеет средний уровень развития (60%).
Методика «Недостающая деталь» также показала, что уровень развития логического мышления в экспериментальной группе более высок, (уровень детей с высоким и средним развитием мышления достигает соответственно 33% и 47%), чем в контрольной группе (всего 20% и 27% соответственно), где боль-шинство детей имеет низкий уровень развития мышления (53%).
По результатам диагностики по третьей методики видно, что уровень развития логического мышления в экспериментальной группе превышает уро-вень развития в контрольной группе.
В целом мы пришли к выводу, что проведение специальных обучающих и развивающих занятий положительно влияет на уровень развития логического мышления старших дошкольников.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 328 с.
2. Болотова А. К., Макарова И. В., Угарова Г.М. Прикладная психология. — М.: Аспект-Пресс, 2001. — 383 с.
3. Венгер Л. А. Умственное развитие дошкольников. — М., 1974. — 275 с.
4. Вилюнас В.К. Развитие мышления и воображения у детей. — Ярославль: «Академия развития», 1996. — 239 с.
5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии //Собр. Соч. Т. 4. — М.: Пе-дагогика, 1984. — С. 243-426.
6. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. — М., 1956. — 540 с.
7. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий //Исследование мышления в советской психологии. — М., 1956. — С. 236-278.
8. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л. А. Венгера и В. В. Холмовской. — М.: Педагогика, 1978. — 237 с.
9. Запорожец А. В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте //Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М.-Л., 1958. — С. 81-91.
10. Кравцова Е.Е. Мышление дошкольника. — М.: Педагогика, 1977. — 276 с.
11. Краткий психологический словарь /Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г.Ярошевского. — Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — 560 c.
12. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. — В 2 т. — М.: Педагогика, 1983. — 427 с.
13. Люблинская А. А. Умственные способности и возраст. — М.: Педагогика, 1971. — 218 с.
14. Методы изучения и диагностики психического развития ребенка /Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — М.: Педагогика, 1975. — 319 с.
15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, от-рочество. — М., 2000. — С.164.
16. Овчинникова Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 208 с.
17. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста /Под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. — М.: Педагогика, 1988. — 346 c.
18. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1969. — 372 с.
19. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания /Л. А. Венгер, Е. Л. Агаева, Н. Б. Венгер и др. – Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Педагогика, 1986. — 223 с.
20. Рубинштейн С.Л. Психология. — М.: Просвещение, 1991. — 790 с.
21. Смирнова Е. О. Психология ребенка от рождения до 7 лет. — М.: Шко-ла пресс, 1997. — 381 с.
22. Умственное воспитание дошкольников /Под ред. Н. Н. Поддъякова. — М.: Педагогика, 1972. — 341 с.
23. Философский словарь /Под ред. проф. А.Г. Смирнова. — М.: Энциклопедия, 1996. — 560 с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1000
Скачать бесплатно 28472.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.