У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Тренинг логического запоминания
Количество страниц 69
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 28473.doc 
Содержание Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
1. Теоретические основы изучения логического запоминания у детей подросткового возраста…………………………………………………………..5
1.1. Характеристика сущности и содержания процессов памяти в психолого-педагогической литературе……………...................................5
1.2. Основы и особенности логического запоминания ..……………….15
1.3. Проблема успешного обучения детей подросткового возраста…..26
1.4. Возможности развития логического запоминания и успешности обучения у детей подросткового возраста………………………………31
2. Экспериментальное исследование влияния тренинга логического запоминания на успешность обучения у детей подросткового возраста…….38
2.1. Описание групп испытуемых и методов исследования……………38
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования………..…43
2.3. Описание формирующего эксперимента…………………………...46
2.4. Контрольное исследование успешности обучения у детей подросткового возраста…………………………………………………..47
Заключение……………………………………………………………………….52
Литература……………………………………………………………………….55
Приложение 1……………………………………………………………………59
Приложение 2……………………………………………………………………60
Приложение 3……………………………………………………………………69




Введение
Сегодня многими исследователями отмечается снижение уровня успеваемости, особенно в средних и старших классах.
Вместе с тем, не вызывает сомнения, что независимо от ведущей парадигмы, на основе которой в среднем общеобразовательном учебном заведении осуществляется учебный процесс, успеваемость является одним из наиболее значимых критериев эффективности учебной деятельности. Соответственно, низкий уровень школьной успеваемости говорит о снижении эффективности учебной деятельности школьников и, в целом, системы школьного образования, что может быть обусловлено целым рядом причин.
Актуальность проблемы. В современном мире с каждым днем растет поток информации, лавиной обрушивающийся на сознание подростков. В то же время постоянно повышаются школьные требования к запоминанию учебного материала. Механическое запоминание уже не справляется с тем объемом информации, которую нужно запомнить современному школьнику. Любая деятельность, которая осваивается подростком: чтение, письмо, занятие физической культурой, спортом, трудовая деятельность - основана на том, что сам смысл изучаемого материала сохраняется в памяти. Поэтому необходимо развивать логическое запоминание, направленное на смысл изучаемого материала, а не на его внешнюю форму.
Цель исследования: Изучить влияние тренинга логического запоминания на успешность обучения подростков.
Объект исследования: Учащиеся 6-х классов средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования: процессы логического запоминания, обусловливающие успешность обучения в современной общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: Успешность обучения учащихся в средних классах в значительной степени зависит от уровня логического запоминания, и будет более эффективной после тренинга, направленного на развитие логического запоминания.
Задачи исследования:
1. Изучить основы и особенности процессов памяти и логического запоминания в психолого-педагогической литературе;
2. Изучить проблему успешного обучения детей подросткового возраста и возможности развития логического запоминания;
3. Экспериментальным путем исследовать влияние тренинга логического запоминания на успешность обучения у детей подросткового возраста;
4. Проанализировать результаты исследования и сделать вывод.
Методологическую основу исследования составили теории развития памяти (Л.С.Выготский [6], З.М. Истомина [14], А.Н.Леонтьев [25]. А также принципы комплексности и объективности изучения феномена успеваемости учащихся средних классов. В соответствии с работами ряда авторов (Н.К. Корсаков [17], Ю.В. Микадзе [31], Е.Ю. Балашова [2]).
Экспериментальная база: МОУ СОШ № 20, 6-А класс, 30 учеников.
Практическая значимость: полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при разработке программ оказания помощи учащимся в развитии их логического запоминания и повышения уровня успеваемости школьников.
Список литературы Заключение
Итак, мы видим, что все виды памяти различают в зависимости от того, что запоминается и насколько долго помнится. Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Успешность запоминания определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей.
Логическая память в отличие от механической направлена на запоминание не внешней формы, а самого смысла изучаемого материала.
Запоминается, как и осознается, прежде всего то, что составляет цель нашего действия. Поэтому, если данный материал включен в целевое содержание данного действия, он может непроизвольно запомниться лучше, чем если при запоминании - цель сдвинута на самое запоминание. Но то, что не включено в целевое содержание действия, в ходе которого совершается непроизвольное запоминание, запоминается хуже, чем при пноизвольном запоминании, направленном именно на данный материал. Все зависит в первую очередь от того, как организовано и на что направлено действие субъекта, в ходе которого совершается запоминание. Поэтому и непреднамеренное, непроизвольное запоминание, может не быть делом только случая. Его можно косвенно, опосредованно регулировать. Это много сложнее, но и много плодотворнее, чем требование произвольного запоминания при котором самое запоминание становится основной целью действий.
Наиболее целесообразным является подход к рассмотрению способностей с позиции взаимозначимости для успешной деятельности врожденных и приобретенных (выработанных в процессе деятельности) психологических качеств. С этой точки зрения, эффективность учебной деятельности школьника зависит как от генетически обусловленных качеств и свойств личности, так и от уровня знаний и навыков, приобретенных в процессе этой деятельности. Следовательно, школьная успеваемость может рассматриваться не только как критерий эффективности учебной деятельности, но и как критерий психофизиологического и личностного развития ребенка. Поэтому независимо от того, какой педагогической парадигме отдается предпочтение в конкретном общеобразовательном учебном заведении, школьная успеваемость остается критерием эффективности деятельности как педагогического коллектива, так и учебной деятельности школьника, т.е. является показателем успешности совместной деятельности ученика и учителя.
Таким образом, можно констатировать, что достижение успешности обучения как результата личностно ориентированного образования затруднено противоречиями между целями, принципами, содержанием и организационными моделями обучения в школе. Обозначенные противоречия свидетельствуют о необходимости научного осмысления и разработки модели (моделей) процесса обучения в школе, обеспечивающей успешность каждому учащемуся. Наиболее важным для решения этой проблемы является вывод ученых и практиков о том, что результативность образовательных учреждений, с одной стороны, проявляется, а с другой стороны, зависит от уровня потребности ребенка в образовании и собственном развитии.
Эту потребность в первую очередь призвана формировать школа, и, как показывает практика, решение задачи связано с тем, насколько вызывает у ребенка интерес та деятельность, в которую его погружает школа, и насколько успешным в этой деятельности он себя ощущает.
Мы предположили, что успешность обучения учащихся в средних классах в значительной степени зависит от уровня логического запоминания, и будет более эффективной после тренинга, направленного на развитие логического запоминания. И провели экспериментальное исследование мнестических процессов шестиклассников на базе средней школы №20 г.Йошкар-Олы.
По результатам проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:
На первом этапе исследования по всем трем методикам у большинства школьников был отмечен средний уровень памяти. Низкий уровень памяти имели 20% шестиклассников.
На втором этапе исследования, после тренинга логического запоминания, в результате контрольной диагностики по всем трем методикам, низкий уровень не выявлен. Большинство школьников имеет средний уровень памяти. Высокий уровень памяти отмечен более, чем у трети школьников.
Таким образом, после тренинга логического запоминания, нами была зафиксирована положительная динамика уровня диагностики мнестических процессов шестиклассников.
Мы убедились, что действительно, успешность обучения учащихся в средних классах в значительной степени зависит от уровня логического запоминания, и будет более эффективной после тренинга, направленного на развитие логического запоминания. Гипотеза исследования доказана, задачи решены. Цель исследования достигнута.






Список литературы
1. Аткинсон В., Скот Дж. Познай себя: Развитие памяти и интеллекта. СПб.: Респекс. - 2004. – 384с.
2. Балашова Е.Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях.\\ Педагогика и психология.-2008. №10. С.36-38.
3. Блонский П.П. Произвольное и напроизвольное запоминание в школьном возрасте.\\ Вопр. психологии.- 2008. №7. С.36-40.
4. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения школьников.\\ Вопр. психологии - 2000. - №5. - С.45-49
5. Возрастные и индивидуальные различия памяти.\\ Под ред. А.А. Смирнова - М: Просвещение,-2004. - 300с.
6. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Память примитивного человека. Культурное развитие специальных функций: память \\ Психология памяти./ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М: ЭксмоПресс,- 2007. - с.816
7. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. \\ Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М: ЧеР, - 2006. -816с.
8. Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т.2 - М.: Педагогика,- 2002.-504с.
9. Детская психология: Учебное пособие / Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; - Минск: Университетское изд.,- 2002. - 399с.
10. Джонс Э. Жизнь и творения великих психологов. М.: Гуманитарий.-2007, -368с.
11. Житникова Л.Н. Учите детей запоминать. - М: Просвещение,- 2000.- 196с.
12. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М: Наука,- 2003.- 276с.
13. Исследование памяти. / Отв. ред. И.Н. Корж. - М: Наука,-2000. - 216с.
14. Истомина З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в школьном возрасте. - М: Просвещение,-2007.- 156с.
15. Истомина З.М. Развитие памяти. - М: Просвещение,-2005. - 120с.
16. Как сохранить и улучшить память. Практические рекомендации и упражнения. - М: Евразия, -2004. - 320с.
17. Корсаков Н.К. Проблема школьной успеваемости. \\ Учительская газета. -2007. №27 С.4-5.
18. Корниенко Н.А. Развитие памяти у детей школьного возраста. М.:Росмэн,-2006 – 384с.
19. Козаренко В.А. Память, мышление, речь. \\ Вопр. психологии.-2007. №2. С. 19—21.
20. Краткий психологический словарь. Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение.- 2003, - 230с.
21. Лебедева О. О возможностях развития образной памяти. //Вопр.психологии, -2005, №8. С.52-54.
22. Лезер Ф. Психология личности и деятельности школьника. М.: София,- 2005. – 362с.
23. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М: Смысл,-2000. - 512с.
24. Леонтьев А.Н. Пробелы развития психики. - М: Из-во Моск. Ун-та,-2001.- 584с.
25. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Психология памя-ти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М: ЧеР,- 2004. - 816с.
26. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.: Просвещение,- 2000 – 473с.
27. Маслова В.И., Вайберг М.И. Игры и упражнения по развитию памяти у школьников. – Чебоксары: «КЛИО»,-2007.- 16 с.
28. Матвеева Л.Г., Выбойщик И.В., Мякушкин Д.Е. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. М.: АСТ-ПРЕСС, Южно- Уральское книжное издательство,- 2004. - 330с.
29. Матюгин И.Ю. Запомининие цифр. - М.: Эйдос.- 2005. – 340с.
30. Матюгин И.Ю. Тактильная память. -М: Эйдос.- 2001. – 288с.
31. Микадзе Ю.В. Феномен успеваемости учащихся средних классов. М.: АСТ-ПРЕСС, Южно- Уральское книжное издательство,- 2008. - 240с.
32. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение,-2001-246с.
33. Немов Р.С. Практическая психология: Пособие для учащихся. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,- 2002. -320с.
34. Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студ. высш. и средн. спец. учеб. заведений. - М: ТЦ «Сфера», -2000. - 528с.
35. Раевский А.Н. Роль памяти человека на разных этапах его жизни. М.: Наука,- 2005 – 254с.
36. Развитие логической памяти у детей. / Под ред. А.А. Смирнова. – СПб.: Нева,-2006. - 256с.
37. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: в 2-х книгах М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – кн.1: система работы психолога с детьми разного возраста.-384с.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер,- 2000. - с.720
39. Рубинштейн С.Л. Память // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М: ЧеР,- 2003. - 816с.
40. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. - М: Просвещение, -2005.- 156с.
41. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М: Просвещение,-2006. -375с.
42. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М: ЧеР,-2005.-620с.
43. Тесты для детей: сборник тестов и развивающих упражнений. / Сост.: Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева И.Я. - СПб: «Дельта», -2004. -384с.
44. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей - Ярославль: Академия развития, -2006. — 288с.
45. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. - Ярославль: Академия развития,-2007.-240с.
46. Чистякова М.Н. Психогимнастика. - М: Просвещение,-2000. - 128с.
47. Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: Развитие и диагностика. - М: Педагогика,-2002. - 176с.
48. Эльконин Д.Б. Развитие высших психических функций. Екатеринбург. Деловая книга,-2008 – 346с.
49. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: ЛЕНАТО АСТ; Фонд «Университетская книга»,-2006. -288с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1000
Скачать бесплатно 28473.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.