У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Особенности общения старших подростков
Количество страниц 49
ВУЗ МИПУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 28475.doc 
Содержание Содержание
Введение………………………………………………………………..……3
1. Теоретические подходы к проблеме изучения особенностей общения старших подростков……………………………………………………..….5
1.1. Психологические характеристики общения………………..…...5
1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста………………………………………………………………..14
1.3. Роль общения в психическом и личностном развитии подростка......................................................................................……..22
2. Эмпирическое изучение особенностей общения старших подростков……………………………………………………….................32
2.1. Организация исследования……………………………………...32
2.2. Анализ результатов……………………………………………....33
Заключение…………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………...39
Приложение 1………………………………………………………………42
Приложение 2………………………………………………………………50







Введение
Актуальность темы исследования. В последнее время публикуется все больше работ, посвященных изучению особенностей общения подростков. Долгие годы психологи и педагоги уделяли основное внимание общению детей со взрослыми. Ведущая роль взрослого в психическом развитии ребенка несомненна. Однако вопрос о том, какое, значение имеет для подростка общение со сверстниками, интересовал психологов всегда, и на него нет окончательного ответа, поэтому этот вопрос актуален и сегодня.
Проблема общения относится к числу важнейших для подростка и старшеклассника сфер жизнедеятельности. Все психологи едины в признании значения общения в формировании личности подростковом и юношеском возрасте. Эти периоды весьма существенны для формирования основных структурных компонентов личности. Актуальность изучения особенностей общения подростков резко возрастает на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д.
Подростковый возраст в большинстве отечественных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и зарубежных (Ш. Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Ст. Холл, Э. Шпрангер, Э. Эриксон) психологических подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности.
Именно в подростковом возрасте закладываются личностные особенности, связанные с ответственностью, рефлексивностью, целостностью Я-концепции, как важные качества зрелой личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Е.И. Исаев, Д.И. Фельдштейн, В.Л. Хайкин, Э. Эриксон). От развития коммуникативной сферы в подростковом периоде зависит дальнейшая социализация подростка и интеграция его в современном обществе.
Общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности.
Таким образом, цель данного исследования - изучить особенности общения старших подростков.
Объект исследования: общение старших подростков.
Предмет исследования: специфика общения подростков со сверстниками.
Гипотеза исследования: в старшем подростковом возрасте девочки более общительны чем мальчики
Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть существующие в психологической науке подходы к изучению общения;
2) выявить психологические особенности, свойственные подросткам;
3) изучить роль общения в психическом и личностном развитии подростка;
4) подобрать и апробировать комплекс диагностических процедур, направленных на изучение проявления коммуникативных особенностей личности подростков;
Базой для исследования выступили учащиеся девятых классов Кужмарской средней школы республики Марий Эл. Общий объём выборки - 20 подростков в возрасте от 15 лет (11 девочек, 9 мальчиков).
Список литературы Заключение
Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.
Человек отличается от животных наличием у него особой жизненно важной потребностью в общении, а также тем, что большую часть своего времени он проводит в общении с другими людьми.
В конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него ещё нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Недостаток общения может привести к задержкам умственного и физического развития, заболеваниям. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям, к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные, способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями подростки сами превращаются в личности.
Таким образом, можно сказать, что в процессе общения личность возникает, развивается и самоутверждается. В процессах общения подростка со сверстниками вырабатываются коммуникативные умения и навыки, формируются знания об окружающих и о собственном «Я» путем сравнения себя со сверстниками, а затем и со взрослыми. Став активной зрелой личностью, человек через общение влияет на других не только налаживанием контактов с различными людьми и передачей им информации, но и передачей себя, своей личности.
Мы предположили, что в старшем подростковом возрасте девочки более общительны чем мальчики
В результате эмпирического исследования особенностей общения старших подростков у большинства преобладает стремление к общению. Для большинства девочек характерным является стремление к общению и выражена потребность быть в обществе других людей.
Девочки отличаются большей общительностью по сравнению с мальчиками. Общительность подростков зависит от потребности быть в обществе других людей.
Таким образом, выдвинутая гипотеза нашла подтверждение. Цель работы достигнута, задачи выполнены.






Список литературы
1. Аристов С.А., Сусов И.П. Коммуникативно-когнитивная лингвистика и разговорный дискурс // Лингвистический вестник. Вып.1. Ижевск, 2004. С.3-15.
2. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.:ВЛАДОС, 2006. -176с.
3. Березин Р.И. Дифференциация актуального лексикона подростка по сфере общения // Литературные образы и языковые категории. Пермь, 2001. С.136-144.
4. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения//Вопросы психологии. 2004, №1.-С. 122-127,
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Наука., 2000. – 357с.
6. Доценко Т.И. Активные процессы в лексиконе подростка. Тезисы докладов межд. конф. IV Шмелевские чтения. М., 2002. С.52-53.
7. Драгунова Т. В. Подросток. (1976). М., Мысль., 2003. - 469.
8. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. М, 2003.-367с.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. -480с.
10. Зубова В.М. Психолого-педагогический подход к реализации личностно-ориентированной модели коммуникации в непрерывном образовании//Развитие личности и проблемы непрерывного образования. Новосибирск, 2007.-С. 177-178.
11. Каган М.С. Мир общения: проблемы поло ролевых отношений. М.: Политиздат, 2008. -319с.
12. Каган М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 2004.-319с.
13. Какорина Е.В. Трансформация лексической семантики и сочетаемости (на материале языка газет) // Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995). М., 2003. С.67-89.
14. Кан-Калик В. А Учителю о педагогическом общении, М.: Просвещение, 2002. С. 137-139.
15. Карасик В.И. Структура институционного дискурса // Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2005. С.25-33.
16. Кичатинов Л.П. Динамика коммуникативных потребностей развивающейся личности // Текст. Высказывание. Слово. М., 2003. С.97-104.
17. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение. 2000. - 207с.
18. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействия. Екатеринбург, 2006.-154с.
19. Левашова С.А."Психология и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг".//Ярославль, Академия развития. Академия холдинг., 2002.-378с.
20. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 2001.-582 с.
21. Малышева С.В. Чувство одиночества у подростков// Материалы IX Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. «Ломоносов». Секция «Психология». - М., 2002, С. 105-107.
22. Подросток на перекрестке эпох. Проблемы и перспективы социально-
психологической адаптации подростков. - М.: Генезис, 1997. - 287с.
23. Ремшилдт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.: Мир, 2004. - 317с.
24. Роджерс К. К науке о личности//История зарубежной психологии. М., 2006. С. 209.
25. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну.-К.: Рад. шк". 1985.-557 с
26. Сериков В.В. К Методологии построения теории и практики личностноориентированного образования//Этнопедагогика - педагогика жизни. Элиста, 2001. С. 24-28.
27. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304с
28. Якиманская И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников.//Вопросы психологии. 2004, №2. С.6-8.
29. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб.: Полиус; Изд-во Михайлова В.А., 2008.-639с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
500
Скачать бесплатно 28475.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.