У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Развитие навыков устной и письменной речи
Количество страниц 54
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 28495.doc 
Содержание Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы обучения младших школьников навыкам устной и письменной речи …...…………………………………………………. 6
§ 1. Психолого-лингвистические основы речевой деятельности……… 6
§ 2. Проблемы в формировании речевой деятельности………………19
§ 3. Роль учебника в работе по формированию навыков устной и письменной речи …………………………………………………………...27
Глава II. Экспериментальное исследование развития навыков устной и письменной речи у младших школьников…………………………….……….36
§ 1. Методы оценки уровня развития речи у младших школьников……36
§ 2. Анализ результатов экспериментального исследования развития речевых навыков младших школьников………………………………….40
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………………48
Приложение 1…………………………………………………………………….51
Приложение 2…………………………………………………………………….54






Введение
Проблема развития устной и письменной речи учащихся приобретает в наши дни все большую актуальность. Глубокий непрекращающийся интерес ученых разных отраслей знания — философов, психологов, педагогов, методистов — к вопросам развития речи у школьников убедительно говорит о том, что это направление научных исследований получило широкое распространение и признание. Естественным поэтому, является стремление как можно лучше осмыслить основные его аспекты и выявить их сущность.
Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речевой деятельности.
Актуальность исследования продиктована увеличением роли устного слова в культурной жизни страны, так как наиболее ценимым в наше время стало умение говорить без подготовки, спонтанно. По свидетельствам видных отечественных психологов (А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна), механизм порождения спонтанной речи не проще, а в значительной мере сложнее порождения письменной речи. Умение же строить спонтанно связные речевые произведения есть «проявление речевой способности высшего порядка» (К.Ф. Седов). Следовательно, детей необходимо учить строить связные устные высказывания в целях повышения их коммуникативной компетенции.
Основной целью всего обучения русскому языку в начальной школе является формирование у учащихся грамотной письменной речи и умения свободно и связно выражать свои мысли в устной форме в соответствии с ситуацией общения. Однако в процессе обучения имеющихся знаний детей становится недостаточно, поскольку ученики при создании собственных речевых произведений не опираются на теоретические знания о правилах построения высказывания, о структуре, типе и стиле предстоящего высказывания и т.п., что, в конечном итоге, сказывается на качестве создаваемых высказываний: их уровень достаточно низкий по сравнению с возможным. В письменной речи присутствуют орфографические ошибки. Данные факты доказывают необходимость разработки специальной методической системы развития связной устной речи младших школьников в процессе работы над повышением грамотной письменной речи и созданием связных устных высказываний.
Объектом исследования является процесс развития навыков устной и письменной речи учащихся начальных классов.
Предмет исследования - методическая система развития навыков устной и письменной речи младших школьников.
Цель исследования заключается в разработке научно обоснованной и экспериментально проверенной методической системы развития навыков устной и письменной речи учащихся начальных классов.
Гипотезой исследования является предположение о том, что целенаправленная, последовательная и систематическая работа по обучению младших школьников устной и письменной речи будет эффективной, если в процессе обучения будет использоваться соответствующая система упражнений по развитию устной и письменной речи.
Поставленная цель, предмет и гипотеза исследования предполагали решение следующих основных задач:
- изучить состояние проблемы в теории и на практике;
- выявить роль и значение развития навыков устной и письменной речи в учебно-воспитательном процессе;
- определить, в какой мере реализуется формирование навыков устной и письменной речи в начальной школе.
Важнейшими источниками исследования являются:
- литература по вопросам теории и методики проблемы;
- школьная программа 1-4 Т.Г. Рамзаевой «Русский язык»;
Методологическую основу исследования составляет деятельностный подход к проблеме развития устной и письменной речи в рамках теории речевой деятельности (Л.И. Айдарова, Т.В. Ахутина, Л С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Залевская, И.А. Зимняя, С.Д. Кацнельсон, Г.В. Колшанский, А.А. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн и др.)
База исследования: 1-«А» класс школы №20 г.Йошкар-Олы, всего 24 школьника.
Практическая значимость исследования определяется методическим материалом (адаптированными теоретическими знаниями об устном высказывании, разработанной системой упражнений, специально отобранным по сформулированным нами критериям практическим дидактическим материалом), разработанной автором экспериментальной программой обучения, которая может быть использована для совершенствования учебных пособий, программ и учебников для начальной школы.
Список литературы Заключение
Итак, проблема развития устной и письменной речи учащихся приобретает в наши дни все большую актуальность. Глубокий непрекращающийся интерес ученых разных отраслей знания — философов, психологов, педагогов, методистов — к вопросам развития речи у школьников убедительно говорит о том, что это направление научных исследований получило широкое распространение и признание. Естественным поэтому, является стремление как можно лучше осмыслить основные его аспекты и выявить их сущность.
Человек всю свою жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатством языка. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются определёнными побуждениями. Таким образом, для развития речевой деятельности ребенка необходима мотивация речи. Для развития навыков речевого общения младших школьников необходима система учебных воздействий на учащихся, нужна планомерная работа, чётко и определённо дозирующая материал, нужно соблюдение ступеней в формировании речи.
Итак, несмотря на значительное внимание к речевому развитию учащихся, наблюдаемое в последние годы, проблемы развития речевой деятельности при изучении разделов русского языка решаются не полностью. Так значительная часть учащихся начальной школы не владеет достаточно чёткой членораздельной речью. Это отражается и на навыках письменной речи: плохая дикция часто является причиной ошибок типа описок. Таким образом, словарная работа органически связана со всеми видами работы по развитию связной речи и является лишь одним из аспектов многогранного целого. Поэтому целенаправленное изучение в школе языка, и в частности грамматики, вызывает существенные изменения в речевой деятельности детей.
Для реализации задач развития речевой деятельности на уроках русского языка основную роль играет учебник, как ведущее средство обучения. Предметом постоянного внимания является лексическое значение слова, его употребление в тексте, связь между предложениями в тексте, между словами в предложении, роль текстовых синонимов.
Неоценимым достоинством учебников являются тексты, взятые из лучших произведений классической, художественной, научно-популярной литературы, произведения устного народного творчества. Это создаёт положительный эмоциональный настрой учащихся на уроке, приобщает к литературному языку, обогащает память языковыми и синтаксическими конструкциями образцовых текстов. Через тексты учащиеся знакомятся с правильным произношением и учатся правильному употреблению слов.
В учебниках присутствует система заданий и специальных упражнений, позволяющих развивать все виды речевой деятельности школьников, а также умение детей свободно пользоваться разным языком в различных ситуациях общения. Формирование речевых умений происходит в процессе написания изложений, что помогает учащимся осознавать особенности построения текста и способствует развитию умения писать связные фразы.
Таким образом, учебный комплект по русскому языку (автор Т.Г.
Рамзаева) способствует и повышению языкового образования и развитию речевой деятельности младших школьников.
Мы провели экспериментальное исследование особенностей формирования навыков устной и письменной речи в начальной школе.
База нашего исследования: 1-«А» класс школы № 20 г.Йошкар-Олы, всего 24 школьника. Мы предположили, что целенаправленная, последовательная и систематическая работа по обучению младших школьников устной и письменной речи будет эффективной, если в процессе обучения будет использоваться соответствующая система упражнений по развитию устной и письменной речи.
На первом этапе экспериментального исследования мы провели диагностику речевого развития у первоклассников в начале учебного года – в октябре месяце. Затем, спустя четыре месяца - в марте, на втором этапе исследования, мы вновь провели диагностику речевого развития у всех детей из этого класса и сравнили полученные результаты.
При диагностике развития речи по методике «Определение понятий» мы выяснили, что треть первоклассников в начале учебного года имеют низкий уровень развития речи. Так же мы выяснили, что у большинства первоклассников достаточно высокий словарный запас, однако, примерно пятая часть детей имеет низкий словарный запас.
Далее, спустя четыре месяца, мы повторили исследование по этим методикам и сравнили полученные результаты. Так, по методике «Определение понятий» мы выяснили, что количество первоклассников со средним уровнем развития речи не изменилось, а осталось стабильным. Зато наблюдается положительная динамика в увеличении числа детей с высоким уровнем развития речи, и – в снижении количества детей с низким уровнем речи.
По итогам двух этапов диагностики словарного запаса мы выяснили, что несмотря на незначительное снижение количества детей со средним уровнем развития речи, наблюдается положительная динамика за счет снижения числа детей с низким уровнем словарного запаса и повышением числа детей с высоким уровнем словарного запаса.
Таким образом, в результате проведенного экспериментального исследования, мы сделали вывод о том, что при использовании в процессе обучения специальной системы упражнений по развитию устной и письменной речи у младших школьников, уровень их речевого развития будет повышаться.
А значит, наша гипотеза о том, что целенаправленная, последовательная и систематическая работа по обучению младших школьников устной и письменной речи будет эффективной, если в процессе обучения будет использоваться соответствующая система упражнений по развитию устной и письменной речи – нашла свое подтверждение. Цель работы достигнута, задачи выполнены.



Список литературы
1. Акимова М.К Козлова В.Т. Диагностика умственного развития детей. – СПб.: Питер, 2006 г.-240 стр.
2. Ахутина Т.В. Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно – вербальных функций: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учебных. Заведений. – М: Издательский центр «Академия», 2003.-260с.
3. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. – М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 2001.-110с.
4. Бурлакова Н.С. Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. – Спб.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001 г. – 352 с.
5. Закожурникова В.А. «Работа над предложением и связной речью в начальной школе». М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.-336с.
6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.-268с.
7. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в первом классе. Развитие речи. – М.: ТЦ “Учитель”, 2004 г.-248с.
8. Житко И.В., Ярмолинская М.М. 200 развивающих упражнений для подготовки ребенка к школе: Развитие речи; Обучение грамоте: Знакомство со звуком, слогом, словом, предложением; Подготовка руки к письму; Формирование представлений о многообразии окружающего мира, умения обобщать, классифицировать предметы и объекты: Практическое пособие – Мн.: Юнипресс, 2001.-148 с.
9. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. – Спб: Речь. – 64 с.
10. Ильякова Н.Е. Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5 – 6 лет. От прилагательных к рассказам-описаниям. – М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2004. – 8с.
11. Колесникова Е.В. Готов ли ваш ребенок к школе? – М.: Ювента, 2001 г. – 32 с.
12. М.Р. Львов «Речь младших школьников и пути её развития» - М., Просвещение, 1985 г.-280с.
13. М.Р. Львов «Тенденции развития речи учащихся в начальной школе» - М., Просвещение, 1980 г.-218с.
14. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. – Москва: Гардарики, - 2000. – 255 с.
15. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2005, 384 стр.
16. Мухина В. Таинство детства. В двух томах. Том 2. – М.: У-Фактория, 2005 г. – 448 стр.
17. Н.И. Жинкин «Язык – речь – творчество» - М., Просвещение, 1998 г.-216с.
18. Н.И. Политова «Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка» - М., Просвещение, 1984 г.-270с.
19. Н.Н. Ушаков «Вопросы методики развития связной устной речи на уроках русского языка в начальной школе» - М., Просвещение, 1980 г.-250с.
20. Н.С. Рождественский «Речевое развитие младших школьников» - М., Просвещение, 1980 г.-289с.
21. Овчинникова Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. М.: Академический Проект, 2001 г. – 192 с.
22. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. – М.: “Феникс”, 2002 г.-226
23. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Владос, 2000 г.-179с.
24. Психология детства. Практикум. / Под ред. А.А. Реана. – СПб: прайм-евро ЗНАК, 2003. – 224с.
25. Романова И.А. Шпаргалки по психологии и педагогике: Учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 32с.
26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 2007. – 688 с.
27. Смирнова Е. О. Детская психология. Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб, заведений. – М.: Гуманит, изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
28. Смирнова Е. О. Лаврентьева Т.В. Дошкольник в современном мире. – М.: Дрофа, 2006. — 270 с.
29. Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.// Логопедия. - 2005 г. - №1 – с. 17 – 26.
30. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М.: ТЦ Сфера, 2004. — 96 с.
31. Ладыженская Т.А. /«Методика развития речи на уроках русского языка» - М., Просвещение, 1991 г.-164с.
32. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. – М.: Апрель-Пресс, Издательство Института психотерапии. – 2005 г.– 224 с.
33. Тестирование детей. - Феникс, 2005 г. - 347 с.
34. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 2003.-265с.
35. Урунтаева Г.А. Школьная психология: Учеб. Пособие для студ. Пед. Учеб. Заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
36. Программа 1-4 «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой и обеспечивающие её учебники и методические пособия.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
500
Скачать бесплатно 28495.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.