У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Образ преподавателя
Количество страниц 31
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 28609.doc 
Содержание Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Образ как компонент бытия……………………………………………...5
1.1. Образ как отражение действительности……………………………….5
1.2 Возникновение структуры образа……………………………………..10
2. Образ как психологический процесс восприятия……………………...13
2.1 Многоаспектность процесса восприятия……………………………...13
2.2 Стереотип как центральный итоговый компонент восприятия……..19
3.Значимые характеристики преподавателя в восприятии студента……22
3.1Компетентный преподаватель………………………………………….22
3.2 Некоторые итоги исследования образа преподавателя в практике…27
Заключение…………………………………………………………………29
Список использованной литературы……………………………………...31



Введение

Существенные преобразования, произошедшие в культурной, социально-экономической и политической жизни России предопределили появление новых ценностей в образовании. Возрастают требования, предъявляемые к личности педагога, качеству его профессиональной деятельности, компетентности.
Успешность педагогической деятельности в вузе зависит не только от профессиональных знаний и навыков. Во многом она определяется адекватным отражением участников педагогического процесса, к которым, в первую очередь, относятся студенты и преподаватели. Правильное восприятие и понимание педагога, точное построение образа субъектом восприятия во многом обеспечивают успех обучения и воспитания студентов. Поэтому особую значимость приобретают исследования образа субъектов педагогической деятельности (С.И.Гусева, Б.А.Еремеев, В.Л.Ситников, И.Ю.Шилов и др.).
Проблема образа преподавателя имплицитно присутствует в трудах выдающихся педагогов и психологов (Б.Г.Ананьев, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский), которые подчеркивали особую роль, выполняемую образом учителя в учебно-воспитательном воздействии на обучаемого.
В отечественной педагогической психологии и педагогике преподаватель обычно рассматривается в связи с изучением его профессиональных способностей (Ф.Н.Гоноболин, Н.В.Кузьмина, Л.А.Регуш и др.); особенностей педагогической деятельности (Т.Н.Бондаревская, В.И.Гинецинский, З.Ф.Есарева, И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмина, О.Н.Майкина, А.А.Реан, В.А.Якунин и др.); педагогического общения (Я.Л.Коломинский, А.К.Маркова, Г.И.Михалевская, Е.А.Петрова, А.А.Реан, Н.В.Федорова, О.В.Фролушкина и др.); профессионально значимых качеств личности (Ф.Н.Гоноболин, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, Г.И.Михалевская и др.). Личность педагога исследовалась Н.П.Кураленковой, Л.В.Лидак, Л.М.Митиной, Е.И.Роговым и др.
Проблема восприятия и понимания личности педагога школьниками и студентами стала предметом исследований ряда авторов (В.П.Битуев, П.Р.Галузо, Г.Г.Гусева, Б.А.Еремеев, Б.П.Ковалев, С.В.Кондратьева, Х.ЭЛахт, М.П.Пикельникова, Г.М.Понарядова, А.И.Урклин и др.).
В тоже время, практически не изучены содержание и структуры образов преподавателей разной модальности в сознании студентов вузов различного профиля, а также соотношение образа преподавателя с Я-образом студента.
Учитывая, что образ это один из главных регуляторов деятельности и отношений личности, а образ педагога в сознании студентов, в свою очередь, является одним из важнейших факторов, влияющих на отношение не только к педагогу, но и к учебной деятельности, нам представляется целесообразным изучение особенностей образа преподавателя в сознании студентов.
Список литературы Заключение

Понятие «образ человека» в последнее время стал достаточно широко применяться для обозначения облика человека, характерного для той или иной культуры в целом или для определенных этапов ее развития. В качестве синонимов этого понятия выступают «модель человека», «парадигма человека». «Образ человека» резюмирует итоги философской и религиозной рефлексии, а также результаты самопознания человека в других областях. В жизни, литературе, науке, в быту выделяют четыре основных аспекта понятия «образ человека».
1. Гносеологическая природа человека. В данном аспекте представлена традиция, идущая от Канта, характеризовать предмет как образ этого предмета.
2. Целостность человека, доступная прежде всего искусству и религии, так как понятие «образ человека» позволяет преодолеть фрагментарность понимания сущности и природы человека.
3. Типичный и идеальный человек. Характеристика, с одной стороны, наиболее распространенного типа человека в данной эпохе и данной среде, а с другой стороны, характеристика соответствующего идеала, образцового человека.
4. Проявление сущности человека. Сущность - проявление внутреннего в человеке, образ - внешнего. Сущность остается устойчивой и однозначной для всех эпох и народов, проявляясь в бесконечном многообразии образов человека. Познание сущности происходит через осмысление образов.
Решение инновационных проблем высшего образования, во многом, связано с изучением специфики разноуровневых отношений в системе «преподаватель-студент», а также с определением оценок и образов их восприятия.
В образах и представлениях о другом человеке отражаются все компоненты структуры личности и характер ее связей с другими людьми в процессе общения и совместной деятельности.
В современной психологии накоплено много научных данных об особенностях межличностного восприятия в различных видах деятельности. Эти данные демонстрируют неотделимость перцептивных процессов от реального хода жизни и деятельности человека.
Центральное понятие в теории межличностной перцепции - стереотип. Содержание стереотипа формируется у субъекта в ходе его общения с людьми, в ходе оценки их качеств, а также усвоения «общепринятых» оценок тех или иных качеств.
Наиболее распространенным стереотипом образа преподавателя является определение его как компетентной личности, в характеристики которой приписывают любой стереотип – от эталона одежды до качества профессионального образования и преподавания. Исследования показали, что существуют скрытые, «реальные» и декларируемые представления студентов о педагоге. Формирование образа преподавателя связано с личным возможностями личности в процессе общения, со стереотипами коллектива, с утвержденными критериями профессиональной компетенции, с индивидуальными представлениями о культурных, духовных и социальных ценностях каждого студента.
Вузовская и научная практика подтверждает значимость исследований личности преподавателя вуза.



Список использованной литературы

1. Байденко В.И., Ван Зантворт Дж. Модернизация профессионального образования: современный этап. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003.- 256 с.
2. Бодалев А.А. Об особенностях понимания преподавателем студента / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 4.- Л.: ЛГУ, 1998, С. 32-45.
3. Бондаренко О.Р. Психосемантические аспекты исследования образа учителя / Вестн. Моск. Ун-та.- Сер. 14.- Психология .- 1986.- №1.- С. 30-35.
4. Брунер Дж. Психология познания.- М.: Наука, 1977.- 402 с.
5. Гудвин Д.Исследования в психологии.- СПб.: Наука, 2004. - 517 с.
6. Килошенко М. И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты.- СПб.: АСТ, 2001.- 237 с.
7. Крушельницкая О.Б., Панасюк А.С. Условия эффективности перцептивного общения преподавателя со студентами // Психологическая наука и образование. - 2003. - №3. - C. 17-27.

8. Кутейникова И.Х. Профессиональная нравственность как важный элемент педагогической квалификации // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы межрегиональной науч.- практ. конф.Ч.1. - Челябинск, 2002, С. 44-48.
9. Парнюк Н. В. Образ преподавателя в сознании студентов//Актуальные проблемы борьбы с преступностью. - СПб: Фонд Университет, 2002. -С. 344 -
355.
10. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. - М.: Наука, 1983. - 326 с.

11. Петрова Е. А., Коробцева Н. А. Необходимый имидж, или Как произвести нужное впечатление с помощью одежды. - М.: Взгляд, 2000.- 218 с.
12. Петровская Л. А. Компетентность в общении.- М.: Педагогика, 1989.- 349 с.
13. Психология межличностного познания /Под ред. А. А. Бодалева.- М.: Педагогика, 1981.- 456 с.
14. Рябикина З.И. Социально-перцептивный эталон личности преподавателя ВУЗа. Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1983.- 18 с.
15. Фролов А.Г., Хомочкина С.А., Матушанский Г.У. Адаптации преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей школе // Образовательные технологии и наука.- Казань.- 2006.- № 9(2). – С.259-269.
16. Чернилевский Д.В., Морозов А.В. Креативная педагогика и психология.- М.: МГТА, 2001.- 367 с.
17. Шлыкова Н. Л. Восприятие преподавателя студентами: Автореферат дис. канд. психол. наук.- Иваново, 1998.- 18 с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
500
Скачать бесплатно 28609.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.