У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Создание кукол в технике скульптурный текстиль как эффективное средство развития детского творчества
Количество страниц 47
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2011
Бесплатно Скачать 28868.doc 
Содержание Введение

1.2 Понятие творческой деятельности
1.3 Условия развития творческих способностей детей

2.1 Обоснование выбора темы.


Глава III. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей детей в процессе создания куклы в технике скульптурный текстиль.

3.1 Анализ программ и методической литературы по теме диплома.
3.2. Теоретические аспекты подготовки к экспериментальной работе.
3.3 Методика и результаты проведения эксперимента по созданию куклы в технике скульптурный текстиль.

Заключение



Введение

В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия народных мастеров - уникальные произведения искусства, которые украшают нашу жизнь. В народном творчестве выражаются исконная тяга человека к красоте, желание раскрыть свои творческие способности. Музыка, художественное слово, изобразительное искусство — источники особой детской радости. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, лепку, музицирование. При этом он раскрывает себя, постигает собственные возможности.
Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. На занятиях лепкой вышеперечисленные качества развиваются особенно. Так как любой предмет имеет объем, он воспринимается ребенком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании школьника формируется образ. Создание текстильной скульптуры, как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предметов между собой, определяют их размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путем. Занятие лепкой способствуем развитию чувства осязания обеих рук. Еще одна специфическая черта создания кукол — ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.
Творить и созидать — это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Создавать кукол из текстиля — доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы. Это особое состояние, божий дар, который нужно беречь и приумножать.
Работа по текстильной пластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что она способствует развитию творчества школьников.
1. Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
2. Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
3. Синхронизирует работу обеих рук;
4. Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
5. Развивает творчество ребенка.
Степень изученности проблемы.
На сегодняшний день изучению развития детского изобразительного творчества посвящено большое количество работ педагогов и психологов.
В современном мире, где рядом с надеждами живёт тревога о судьбах человечества и планеты, наиболее прогрессивно мыслящие люди видят всю важность воспитания будущих поколений в духе гуманизма. Доктор философских наук, эстетик Е.М. Торшилова показывает, что приоритет общечеловеческих ценностей связан с таким более широким и более универсальным, чем идеология, пониманием человека и единства человеческого рода, которое в равной мере базируется на его биологическом, психофизиологическом и культурном единстве. В условиях эстетического развития и эстетического воспитания, в отличие от других форм воспитания, задействованы все эти уровни развития человека как представителя рода.
Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. «Я убеждён, - пишет один из крупнейших представителей английской теоретической мысли Херберт Рид, - что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет... Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизованная нация, не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни».
Эстетическая деятельность – это духовно-практическая, эмоционально-рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов, а целью - гармонизация своих отношений с миром, моделирование образа «Я», формирование «Я - концепции творца».
Известно, что эстетическое отношение к действительности, рассмотренное с позиции активности субъекта, является основополагающим началом в его всестороннем развитии (Ю.Б. Борев, А.И. Буров, В.В. Бычков, В.В. Ванслов, Н.И. Киященко, А.Ф. Лосев, В.К. Скатерщиков и др.). Эстетическое отношение к действительности позволяет детям проявлять творческую активность в любом виде деятельности (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Б.М. Теплов и др.; Н.А.Ветлугина, А.Н. Зимина, Т.С. Комарова, Б.Т. Лихачёв, Б.М. Неменский, В.А. Разумный и др.).
Во многих философских, психологических и социологических исследованиях рассматривается проблема развития творческой личности средствами искусства, которое имеет значительный развивающий и воспитывающий потенциал с широким спектром воздействия на сферу интеллекта, чувств и способностей человека (А.В. Антонова, Э.А. Верб, О.В. Дивненко, Б.Т. Лихачёв, А.А. Мелик-Пашаев, Ю.Х. Фохт-Бабушкин и др.).
Психологические основы проблемы формирования творческой активности школьников представлены в работах Б.Г. Ананьева, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, Д.В. Колесова, Г.А. Урунтаевой и др.
Педагогический аспект художественно-творческого развития школьников излагается в трудах Н.А. Ветлугиной, А.А. Грибовской, Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, О.П. Радыновой, Е.А. Флёриной, Н.Б. Халезовой, Т.Я. Шпикаловой, И.А. Лыковой и др.
На наш взгляд актуальность проблемы очевидна. Развитый ребенок в целом - залог дальнейшего успешного обучения в школе. Но не следует забывать о том, что детский сад как основной «институт» на пороге школы может дать толчок к развитию творчества будущего поколения.
Это подтверждается тем, что работа по созданию текстильно й куклы в современных условиях педагогического процесса внесена в рамки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что способствует формированию и развитию у детей основных ЗУН, ее роль в творчестве детей недостаточно изучена.
Объектом исследования является развитие творчества у детей школьного возраста.
Предметом исследования является создание кукол в технике скульптурного текстиля как средство развития детского творчества в школьном возрасте
Цель работы – охарактеризовать создание кукол в технике скульптурного текстиля, как средство развития творческих способностей школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. На основе анализа литературы изучить теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов.
2. Охарактеризовать творческую деятельностьдетей.
3. Рассмотреть условия для развития творчества детей школьного возраста.
4. Проанализировать содержание и методику обучения детей созданию кукол в технике скульптурный текстиль.
5. Провести педагогический эксперимент.
Методы исследования использовались следующие:
1. Анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирическое наблюдение над педагогическим процессом;
3. Систематизация и классификация материалов исследования в аспекте рассматриваемой проблемы.
Практическая значимость работы заключается в том, что практические методы и приемы исследования могут быть использованы для усовершенствования воспитательно-образовательного процесса по художественному восприятию разных видов искусства, развитию детского изобразительного творчества при создании кукол.
Список литературы Заключение

Если говорить о создании кукол как о средстве развития творчества ребенка, значит, ничего не сказать. Порой достаточно увидеть счастливое личико ребенка, его восторг от созданного им образа, и ты понимаешь, как много смог ты сделать для него. Лучшей наградой для педагога служат достижения его учеников. И зачастую, можно видеть, насколько важно для ребенка быть правильно понятым, увидеть восторженное лицо воспитателя, от положительной оценки своей деятельности. Такой положительный настрой благотворно влияет на эмоциональное развитие ребенка. Ну а положительные эмоции залог обеспечения творческого интереса, достижение поставленных целей и задач.
Целью дипломной работы было проведение экспериментального исследования и апробирования методики обучения учащихся созданию кукол в технике скульптурный текстиль. В ходе исследования мы провели диагностику развития детского творчества, формирующий этап эксперимента состоящий из 10 уроков и контрольное диагностирование.
Результаты исследования показали повышение уровня развития детского творчества. Создание кукол в технике скульптурного текстиля позволяет сформировать благоприятную социальную и богатую по материалу предметную среду, которая способствует развитию эмоционального мира ребёнка и подталкивает его к разнообразной творческой деятельности. Они развивают наблюдательность у детей, их чувственный мир, расширяют кругозор и обогащают практический опыт общения с окружающим миром, наполняют восприятие и воображение таинствами и загадками.
Способы выполнения кукол позволяет ребёнку приобрести знания не только в области данного предмета, но и знания о бытовом окружении, приобрести навыки по самообслуживанию и взаимопомощи. Дети начинают понимать, что все предметы могут использоваться не только по прямому назначению, но и косвенному. Появляется понятие вариативности.
Составление кукольных композиций интересная, таинственная, сказочная деятельность, которая очень богата по разнообразию многовариантности в технике исполнения. Она способна увлечь и активизировать детей. Таким образом, создание кукол является средством формирования и развития творчества у детей школьного возраста. Она развивает собственную активность, самоконтроль, любознательность, коммуникативность, оригинальность мышления, настойчивость, трудоспособность, позитивную я-концепцию, а также развивает чувство ритма, цвета, формы, композиции, словом всё то, что необходимо творческому человеку. Создание кукол доступно школьникам - это способ детского самовыражения. Ребёнок выражает своё отношение к тому, что его окружает и рассказывает о том, что он чувствует. Система занятий по лепке обеспечивает систематическое обращение к эмоциональной сфере ребёнка – осознанию им собственных чувств.
На занятиях нужно создать атмосферу взаимного доверия: независимость ребёнка в осуществлении выбора, безоценочности, принятия, безопасности, поддержки. Взрослый занимает позицию рядом, а не над. Он помогает детям осознать и выразить свою индивидуальность, соблюдая принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное, гуманистический принцип и принцип развивающего обучения, ориентируется на зону ближайшего развития каждого ребёнка.
Таким образом, мы приходим к выводу, что лепка является средством развития творческих способностей ребенка. Современное общество заинтересовано в том, чтобы воспитать ребенка как гармонично развитую во всех отношениях, а главное творческую личность. Ребенок – это воплощение фантазии, творчества и воображения, и педагог является его наставником в формировании его творчества.



Список литературы

1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Журнал практического психолога. - 1998. - № 4. - С.83.
2. Батоев Г.Б. Развитие творческого воображения учащихся. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд., 1986. - 144 с.
3. Белова Е.С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста Е.П. Торренса // Психологическая диагностика. - 2004. - № 1. - С. 21-40.
4. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. - М.: Фолио-Аст, 2002.
5. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? - М., 1993. - 198 с.
6. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Творчество в искусстве - искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана и др. - М.: Смысл, 2000. - С.186-198.
7. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
8. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
9. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа - просто устойчивое словосочетание. // Педагогика. - 1998. - № 3. - С.36.
10. Боно Э. де. Серьезное творческое мышление / Перевод с англ. - М.: Попурри, 2005. - 415 с.
11. Буш Г.Я. Творчество как диалогическое взаимодействие. Автореф. дис. ... докт. филос. наук. - Минск, 1989.
12. Варламова Е.П. Принцип рефлексивных контрастов в развитии творческой уникальности человека // Журнал практического психолога. - 1998. - № 3. - С.48.
13. Венгер А.Л., Мухина В.С. Психология: учебное пособие для педагогических училищ. – М., 1990.
14. Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 5.
15. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1972.
16. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - С.807-819.
17. Галкина Т.В., Алексеев Л.Г. Изучение влияния тестовой ситуации на результаты исследования креативной личности. Методы психологической диагностики. Вып. № 2. - М.: ИП РАН, 1995.
18. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – СПб., 2002.
19. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. - 1987. - № 1.
20. Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия: Сб. науч. тр. / РАН. Ин-т психологии; Ред.-сост. А.Н. Воронин. - М., 2001. - 275 с.
21. Интеллект и творчество: Сб. науч. тр. / РАН. Ин-т психологии; Отв. ред. А.Н. Воронин. - М., 1999. - 289 с.
22. Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 1983.
23. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество.- М.: Карапуз- Дидактика, 2006
24. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества.- М.: Владос, 2006
25. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. - Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования, 1994. - 344 с.
26. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 1995.
27. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М, 2005 г.
28. Комарова Т.С., Савенкова А.И. Коллективное творчество детей. – М., 2000.
29. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей» (методика) – М., 2004.
30. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Развитие творческого мышления школьников. - Л.: Знание, 1987. - 38 с.
31. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1992.
32. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // Научное творчество / Под ред. С.Р. Микулинского. - М., 1969.
33. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Просвещение, 1978.
34. Лысенко Е.Е. Игра как вид творческой деятельности. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1988.
35. Лютова Е.К. К вопросу о взаимосвязи интеллекта, креативности и личностных черт у детей // Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия: Сб. науч. тр. / РАН. Ин-т психологии; Ред.-сост. А.Н. Воронин. - М., 2001.
36. Матейко А. Условия творческого труда. - М.: Мир, 1970. - 300 с.
37. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопросы психологии. - 1989. - №6. - С.29-33.
38. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. - М.: Изд-во МПСИ, 2003.
39. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. - Минск.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 432 с.
40. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М.: Знание, 1981
41. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье. - М.: Педагогика, 1987. - 144 с.
42. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учебное пособие для педагогических училищ / Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова и др. – 3-е изд. М.: Просвещение, 1991.
43. Моляко В.А. Психология решения школьниками творческих задач. - Киев: Радянска Школа, 1983.
44. Николаева Е.И. Психология детского творчества. –СПб: Речь, 2006
45. Ожиганова Г.В. Подражание поведению взрослого как механизм формирования креативности у детей. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1999.
46. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 416 с.
47. Пономарев Я.А. Исследование психологических механизмов творческого (продуктивного) мышления. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М.: МГУ, 1958.
48. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976. - 280 с.
49. Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. О.К. Тихомирова. - М.: Наука, 1975. - 256 с.
50. Психология творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 1990. - 224 с.
51. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1991. - 155 с.
52. Разумникова О.М., Шемелина О.С. Личностные и когнитивные свойства при экспериментальном определении уровня креативности // Вопросы психологии. - 1999. - № 5.
53. Селье Г. От мечты к открытию. - М., 1987.
54. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль, 1996. - 192 с.
55. Столович Л.Н. Жизнь - творчество - человек: функции художественной деятельности. - М.: Политиздат, 1985. - 415 с.
56. Туник Е.Е. Диагностика творческого мышления: Креативные тесты. - М.: Чистые пруды, 2006.
57. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1972.
58. Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур // Вопросы психологии. - 1991. - № 6. - С.103.
59. школу./под ред. Комарова Т.С., Соломенниковой О.А.,- Ярославль.2006.
60. Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. - 1991.- № 1.- С.27.
61. Щебланова Е.И. Теория и тесты творческого мышления Е.П. Торренса // Психологическая диагностика. - 2004. - № 11. - С. 3-20.
62. Щебланова Е.И., Аверина И.С. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма. - М.: ИНТОР, 1995.
63. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. - М.: Знание, 1971.
64. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. - М.: Флинта, 1997. - 287 с.
65. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С.28-3
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
2000
Скачать бесплатно 28868.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.