У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Совершенствование рыночного механизма земельных отношений
Количество страниц 100
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2011
Бесплатно Скачать 28895.doc 
Содержание СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 6
1.1 Понятие и содержание оценки земель 6
1.2 Показатели и методика оценивания земли 18
1.3 Роль земли в формировании рыночных отношений 32
2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ 38
2.1 Показатели экономической эффективности использования земли 38
2.2 Оценка земельных угодий 56
2.3 Формирование структуры земельной собственности в процессе реорганизации сельскохозяйственных предприятий 66
3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 73
3.1 Регулирование земельных отношений и совершенствование земельного законодательства 73
3.2 Современное развитие земельного рынка 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93
ПРИЛОЖЕНИЯ 98



ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночной экономике, появление частной земельной собственности и новых форм хозяйствования в России выдвинули множество проблем, одной из которых является создание совершенной модели рыночного механизма земельных отношений. В мировой практике разработан четкий механизм экономических отношений в землепользовании: целевое использование земель, ограничение земельных площадей, передаваемых в собственность максимальными размерами, строгая ответственность за нарушение земельных законодательных норм и др.
Рациональное использование земельных ресурсов непосредственно влияет на развитие не только аграрного сектора, но и остальных отраслей народного хозяйства Российской Федерации. В современных условиях, когда сельское хозяйство находится в тяжелом состоянии, а природные богатства остаются для российского государства единственным и надежным источником валютных поступлений важность исследования данного вопроса возрастает. Тема рыночного механизма земельных отношений в настоящее время находится в центре острых дискуссий.
Разное мнение существует по поводу того, можно ли продавать землю, или нельзя, должен ли быть земельный оборот рыночным. Эти вопросы в своей основе являются скорее политическими, чем экономическими, так как практически 80 % земли в настоящее время находится в частной долевой собственности. Помимо этого, земли сельскохозяйственного назначения, используемые садовыми кооперативами как дачи, личные подворья продаются и продавались еще со времен советского периода. Российская жизнь и мировая практика подтверждает, что формы хозяйствования, как впрочем, и формы собственности на землю должны быть и могут быть самые разнообразные.
По прошествии времени аграрной реформы 90-х годов прошлого столетия, стали более заметны ошибки и промахи управления земельными ресурсами и регулирования земельных отношений, противоречия и существенные недостатки российского земельного законодательства. Большое внимание в то время уделялось значимости роли частной собственности на землю в аграрных преобразованиях с целью повышения эффективности отечественного сельскохозяйственного производства.
В настоящее время первоочередное значение приобретает ориентация на потребности хозяйственной практики, а именно на поиски путей преодоления экономического кризиса. Используемые для оценки результаты хозяйственных критериев и показатели экономического развития зачастую не соответствуют экономическим законам, в полной мере не отражают направленность современной экономики рыночным условиям ведения хозяйства. Тем не менее, следует отметить, что показатели и критерии, соответствующие объективным процессам экономики, происходящим в нашей стране, не гарантируют перехода к эффективному ведению хозяйства. Остро необходим действующий механизм их реализации, внедрения его в систему хозяйствования. Актуальность данной темы подчеркивается тем, что на сегодня уже недостаточно ограничиваться констатацией взаимосвязи эффективности с отношениями собственности, экономическими законами и категориями. Необходимы углубленные исследования этих взаимосвязей, их отражения на уровне хозяйственного механизма. Особенно это важно по отношению к основному средству производства, которым является земля.
Теоретические, методические и практические аспекты механизма повышения эффективности использования земельных ресурсов в сельскохозяйственном производстве рассмотрены в работах Басманова А., Батчаева Х.М., Башорова В., Боголюбова С.А., Варламова А.А., Газалиева М.М., Ерохина С., Лемешева М.О., Сулина М.А., Чогут Г.И. и других ученых. Однако многие вопросы остаются недостаточно разработанными.
Цель работы – исследовать особенности рыночного механизма земельных отношений в Российской Федерации.
В соответствии с целью работы предполагается решение следующих задач:
– обосновать теоретический базис земельных отношений;
– выявить особенности определения эффективности использования земель;
– разработать направления улучшения рыночного механизма земельных отношений в Российской Федерации.
Предметом исследования является совокупность социально-экономических отношений, складывающихся в процессе использования земельных ресурсов.
Объектом исследования являются земельные ресурсы Российской Федерации.
Список литературы ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главная цель земельных преобразований в Российской Федерации состоит в обеспечении рационального использования и охраны земель как важнейшего природного ресурса, создании правовых, экономиче¬ских, организационно-технологических и других условий для воспроизводства и повышения плодородия почвы, сохранения сельских, лесных и других земель, улучшения природной среды, развития сельских и городских поселений.
Земля как единый фонд является особым объектом управления, который используется самим государством и предоставляется другим лицам в порядке целевого использования с осуществлением при этом функций по внутренней организации земельных участков. Поэтому управление объективно становится не только функцией собственника, но и, наряду с земельным контролем, самостоятельным правомочием Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.
Управление земельными ресурсами Российской Федерации, в основном, направлено на:
а) увеличение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет всех уровней за счет вовлечения в гражданский оборот неиспользуемых земельных участков, повышения эффективности их использования;
б) сокращение потерь финансовых средств от проведения встречных расчетов между пользователями земельными ресурсами и органами власти города;
в) вовлечение в арендные отношения льготных категорий землепользователей, использующих участки для целей, не соответствующих заявленным при предоставлении льгот;
г) введение экономически обоснованных нормативов по эксплуатации и содержанию городских земельных ресурсов;
д) оптимизацию структуры земельных ресурсов;
е) формирование инфраструктуры управления:
– развитие рыночной инфраструктуры и негосударственного сектора экономики;
– определение социально-экономических стандартов (нормативов), обеспечиваемых городом для населения;
– создание благоприятных экономических и организационных условий для функционирования хозяйствующих субъектов, развития малого и среднего предпринимательства;
– совместимость и объединение баз данных различных город¬ских ведомств в единое информационное пространство, и обеспечение оперативного доступа к данным;
– развитие института управляющих;
ж) усиление контроля органов власти за выполнением условий закрепления земельных ресурсов на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, передачи в доверительное управление, аренду, лизинг, договоров купли-продажи, в том числе обязательств покупателя в части использования приобретенного земельного участка, за выполнением инвестором взятых на себя обязательств, планов приватизации;
з) совершенствование нормативно-правовой базы управления земельными ресурсами, формирование организационных и финансовых условий, обеспечивающих эффективное управление землей.
и) организацию информационной системы, базирующейся на следующих основных принципах:
– единая система идентификации земельных участков, основанная на кадастровом делении;
– однократность ввода информации;
– ответственность за полноту и достоверность введенной информации;
– обеспечение доступа пользователя к информации и блокирование несанкционированного доступа;
– обеспечение интегрированного перекрестного контроля достоверности информации в системе.
Для эффективного управления земельными ресурсами используется весь спектр способов, методов и механизмов, предоставляемых законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
При определении наиболее эффективного использования принимаются во внимание:
– преобладающие способы землепользования в ближайшей окрестности оцениваемого объекта недвижимости;
– существующие нормы зонирования (разрешенные виды использования);
– градостроительные и природоохранные ограничения по застройке земельного участка;
– ожидаемые изменения на рынке недвижимости;
– существующее использование недвижимости.
Определение рыночной стоимости земельного участка основывается на следующих принципах.
Принцип полезности – рыночную стоимость имеют земельные участки, которые способны удовлетворять потребности пользователя (потенциального пользователя) в течение определенного времени.
Принцип спроса и предложения – рыночная стоимость земельного участка складывается в результате взаимодействия спроса и предложения на рынке и характера конкуренции продавцов и покупателей.
Принцип замещения – рыночная стоимость земельного участка не может превышать наиболее вероятных затрат на приобретение объекта эквивалентной полезности.
Принцип ожидания – величина рыночной стоимости земельного участка зависит от ожидаемой величины, срока и вероятности получения ренты от него.
Принцип внешнего влияния – рыночная стоимость земельного участка зависит от влияния внешних факторов.
Принцип соответствия – оцениваемый объект (участок земли) имеет наивысшую стоимость при условии его некоторого сходства с окружающими объектами по использованию, по размеру и стилю, при минимальных затратах на его освоение. Иначе говоря, если все экономические факторы, обусловливающие максимальную полезность и доходность данного участка, сбалансированы наилучшим образом.
Принцип наиболее эффективного использования – рыночная стоимость земельного участка определяется исходя из его наиболее эффективного использования.
Земельным законодательством Российской Федерации предусматривается следующий механизм оценки земельных участков:
1. Для проведения оценки земельных участков образуются оценочные комиссии, в состав которых входят государственные и независимые эксперты, имеющие соответствующие лицензии. Председатель и члены оценочной комиссии должны быть компетентными и обладать опытом оценки земельных участков и связанных с ними объектов недвижимости.
2. Оценочная комиссия готовит заключение о цене застроенных и незастроенных земельных участков, а также о правах на земельный участок, если эти сведения запрашиваются собственниками, владельцами, пользователями земельных участков, компетентными органами, судами и другими лицами. Собственники, пользователи земли предоставляют оценочной комиссии необходимые документы и сведения для проведения оценки.
3. Основой определения цены конкретных земельных участков служат рыночные цены. Для установления цены используется сравнительная оценка по аналогии с известным земельным участком или оценка по доходности земельного участка.
4. Оценочная комиссия осуществляет ведение и сбор информации о ценах на земельные участки и связанные с ними объекты недвижимости на основе поступающих в органы государственной регистрации прав на земельный участок договоров купли-продажи. Полученная информация накапливается в банке данных и наносится на карту. По этим данным ежегодно определяется среднетерриториальная цена земельных участков. Комиссия составляет сборник среднетерриториальных цен земельных участков, который передается органам налоговой инспекции в целях контроля налогообложения и публикуется для информирования населения.
5. В случае продажи земельного участка по более высокой цене доход, полученный сверх среднетерриториальной цены земельного участка, поступает в соответствующий бюджет.
Введение права частной собственности на землю, во-первых, выступило основой фермеризации российского сельского хозяйства, во-вторых, стало стимулом быстрого развития личного подсобного хозяйства. Вместе с тем частная поземельная собственность привнесла негативные моменты, на них-то и указывают противники введения частной собственности на землю.
Главная проблема для Российской Федерации состоит в том, чтобы земельный рынок стал действенным и регулируемым рынком.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Проспект, 2001. – 48 с.
2. Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (ред. от 05.04.2011) // СЗ РФ от 29.10.2001, № 44. – Ст. 4147.
3. Градостроительный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 21.04.2011) // СЗ РФ от 03.01.2005, № 1 (часть 1). – Ст. 16.
4. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ (ред. от 18.07.2005) // СЗ РФ от 29.07.2002, № 30. – Ст. 3018.
5. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ (ред. от 28.12.2010) // СЗ РФ, 1998, № 31. – Ст. 3813.
6. Федеральный закон «О землеустройстве» от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ (ред. от 23.07.2008) // СЗ РФ от 29.07.2002, № 30. – Ст. 3018.
7. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о контроле за проведением землеустройства» от 29.12.2008 г. № 1061.
8. Постановление Правительства Российской Федерации «О государственном земельном контроле» от 15.11.2006 г. № 689 // СЗ РФ, 2006, № 47, ст. 4919.
9. Указ Президента Российской Федерации «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» от 28.04.2008 № 607.
10. Доклад о состоянии и использовании земель хозяйственного назначения. – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2010. – 100 с.
11. Бакланов П.Я., Бровко П.Ф., Воробьева Т.Ф. и др. Региональное природопользование: методы изучения, оценки и управления: учебное пособие. – М.: Логос, 2003. – 160 с.
12. Басманов А. Концепция планирования работ по государственному мониторингу земель // Международный сельскохозяйственный журнал, 2004. – №1. – С. 52-54.
13. Батчаев Х.М. Либерализация земельного рынка и повышение эффективности землепользования в регионе // Международный сельскохозяйственный журнал, 2006. – № 6. – С. 51-52.
14. Башоров В. Совершенствование механизма управления земельными ресурсами // Международный сельскохозяйственный журнал, 2003. – № 3. – С. 46-49.
15. Беленький В.Р., Лойко П.Ф. Многоукладное землепользование России: концепция земельных преобразований и управления земельными ресурсами. – М.: Былина, 2001. – 254 с.
16. Боголюбов С.А. Направления совершенствования земельного законодательства в Российской Федерации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2005. – № 9. – С. 37-39.
17. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов высших учебных заведений – М.: Юрайт, Центральный институт непрерывного образования общества «Знание» России, 2005. – 399 с.
18. Бороздин С.В. Земельные отношения и аграрные реформы: Монография. – М.: Аванта-плюс, 2008. – 480 с.
19. Бронштейн М.Л. Земля и хозрасчетные отношения. – М.: Колос, 1978. – 167 с.
20. Буздалов И. Природная рента как категория рыночной экономики // Вопросы экономики, 2004. – № 3. – С. 24-35.
21. Бундина О.И. Совершенствование земельного налогообложения в сельском хозяйстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2005. – № 2. – С. 42-43.
22. Варламов А.А. Нормативно-правовое обеспечение государственного земельного кадастра – как основа недвижимости // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2005. – № 9. – С. 42-45.
23. Варламов А.А. Учет земельной ренты при оценке земельных участков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2006. – № 5. – С. 34-37.
24. Викулов Д., Самойлов С. Земельно-оценочные работы основа экономического регулирования земельных отношений // АПК: экономика, управление, 2002. – № 3. – С. 61-66.
25. Вирченко М.И., Шестакова Н.В. Модель для расчета рентных оценок земли: Сибирская конференция по прикладной и индустриальной математике. – Т. 1.. Новосибирск: Изд. ИМ СО РАН, 1997.
26. Волкова Н., Широкова Е. Формы хозяйствования и эффективность землепользования // АПК: экономика, управление, 2003. – № 5. – С. 59-63.
27. Волков С.Н. Земельные отношения как базовый фактор устойчивого развития сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2007. – № 4. – С. 5-7 (1); № 5. – С. 9-12 (2).
28. Воробьев Е.М., Гриценко А.А., Ким М.Н. Экономическая теория: Учебное пособие. – Харьков: ФОП Чиженко С.Ю., 2008. – 392 с.
29. Газалиев М.М. Земельные отношения – важнейшее звено аграрной экономики // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2007. – № 12. – С. 50-52.
30. Газалиев М.М. Мониторинг земель – основа сохранения и роста экономического потенциала сельского хозяйства // Экономка сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2007. – № 10. – С. 80-83.
31. Гаранькин Г. Структура землепользования в российских агрохозяйствах // АПК: экономика, управление, 2006. – № 1. – С. 56-60.
32. Гриценко Г. Управление земельными отношениями на муниципальном уровне // Международный сельскохозяйственный журнал, 2007. – № 4. – С. 53-54.
33. Добрынин В.А., Дунаев П.П., Беляев А.В. и др. Экономика сельского хозяйства. – М.: Агропромиздат, 1990. – 476 с.
34. Добрынин В.А. Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства и пути ее повышения. – М.: МСХА, 2001. – 45 с.
35. Ерохин С. Рынок земли: проблемы и пути формирования // АПК: экономика, управление, 2007. – С. 31-33.
36. Иванов Е. Актуальные вопросы эффективного использования качественной оценки сельскохозяйственных земель // Международный сельскохозяйственный журнал, 2003. – № 3. – С. 51-52.
37. Квочин А.Н., Садыков И.А. Стоимостная оценка сельскохозяйственных земель с учетом их местоположения // Экономка сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2006. – № 5. – С. 41-43.
38. Коптев-Дворников В.Е., Цыпкин Ю.А. Оценка земель сельскохозяйственных предприятий. – М.: Юнити, 2000. – 119 с.
39. Кухтин П.В., Левов А.А., Лобанов В.В., Семкина О.С.Управление земельными ресурсами: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005.
40. Левов А.А., Семкина О.С., Кухтин П.В. Управление земельными ресурсами. – СПб.: Питер, 2006. – 448 с.
41. Лемешев М.О. О нетоварном характере земельных отношений // Международный сельскохозяйственный журнал, 2006. – № 4. – С. 56-58.
42. Львов Д.С. О формировании системы национального дивиденда // Вестник ГУУ. Институциональная экономика. – 2002. – № 1.
43. Мальцев. К.В.Системный подход в исследовании рыночного оборота земли. // Системный анализ в проектировании и управлении: Труды XI Междунар. науч.-практ. конф. Ч. 2. –СПб.: Изд-во политехн. ун-та, 2007. –С. 95-103.
44. Методические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения. – М.: ВНИЭТУСХ, 2005.
45. Минаков И.А. Экономика отраслей агропромышленного комплекса. – М.: Колос, 2004. – 464 с.
46. Миронова 3. Производственные типы сельхозорганизаций и их кооперация // АПК: экономика, управление, 2008. – № 1. – С. 45-47.
47. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов – 2007: Стат. сб. / Росстат. – М., 2007.
48. Сулин М.А. Землеустройство. – СПб.: Издательство «Лань», 2005. – 448 с.
49. Филонич В.В. Рыночный механизм аграрного землепользования в России: концепция формирования, социально-эколого-экономические императивы. – Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ. – 2004.
50. Хачатуров Т.С. Экономика природопользования. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 271 с.
51. Черемушкин С.Д. Теория и практика экономической оценки земли. – М.: Соцэкгиз, 1983. – 279 с.
52. Чогут Г.И. Оценка эффективности использования сельскохозяйственных земель // Экономка сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2007. – № 2. – С. 49.
53. Шишов Л.Л., Карманов И.И., Дурманов Д.Н. Теоретические основы и пути регулирования плодородия почв. – М.: Агропромиздат, 1991. – 184 с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
3000
Скачать бесплатно 28895.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.