У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ СВАРЩИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА)
Количество страниц 63
ВУЗ РГППУ
Год сдачи 2011
Бесплатно Скачать 29030.doc 
Содержание РЕФЕРАТ

Дипломная работа содержит 50страницы машинописного текста, 3 таблицы, список из 27 использованных источников, 3 приложение (23 страниц).
Ключевые слова: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА, ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА, ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, ТЕХНИКА, МЫШЛЕНИЕ, ТЕХНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО.
В работе проведен анализ научно-методической литературы по проблеме развития технического мышления учащихся.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………… 4
1. Психолого-педагогические аспекты развития технического
мышления…………………………………………………………………..
11
1.1.Интеллектуальные ресурсы как компонент социально-профессиональной компетентности……….……………………………... 11
1.2.Техническое мышление как психологическое понятие…………. 17
1.3. Диагностика в педагогике………………………………………… 22
2. Методическое сопровождение программы …………………………… 28
2.1. Методы диагностики технического мышления ………..……… 28
2.2. Методы развития технического мышления …………..………..… 32
2.3. Программа кружка технического творчества…………….……… 41
Заключение ………………………………………………………………... 46
Библиографический список………………………………………………. 48
Приложения ……………………………………………………………….. 50









ВВЕДЕНИЕ

Философия науки и философия техники занимают сегодня одно из ведущих мест в современной философии. Поэтому человек стремящийся углубить свое образование и внести свой пускай и небольшой вклад в науку должен обратить пристальное внимание на этот вопрос. Неудивителен, поэтому выбор темы философии техники и технического знания для аспиранта технического вуза, так как в этой теме затрагиваются если не все, то многие проблемы, с которыми ему неизбежно предстоит встретиться при осмыслении своей научной и профессиональной деятельности.
Необходимо отметить, то обстоятельство, что если наука - древний объект философского исследования, то техника и технические знания стали предме¬том профессионального философского анализа сравнительно не¬давно. Долгое время само соединение слов философия и техника казалось противоестественным, так как термин “философия” является олицетворением теоретического освоения действительности, а термин “техника” – практического. Однако, на современном этапе развития стало ясно, что развитие техники невозможно без глубоких теоретических исследований, а для проведения исследований необходима современная техника. Конечно же, мыслители Древней Греции, эпохи Возрождения, и Нового времени обращались к рассмотрению теоретических и фи¬лософских проблем техники, однако, первые зачатки именно “фило¬софии техники” возникли в XIX веке в Германии, Франции, в на¬чале XX века - в России. Середина нашего столетия породила могучий всплеск внимания к этой про¬блеме. Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Томас Веблен, Олвин Тоф¬флер и ряд других философов поставили острейшие проблемы об онтологическом статусе и гене¬зисе техники, ее сущности, феноменологических характеристиках и перспективах будущего развития.
Бурное развитие и усложнение техники и технических знаний обусловило их всеобъемлющее влияние на современный мир. Страны, обладающие передовой техникой и технологией имеют возможность доминировать в мире и диктовать свои правила другим, и к сожалению в какой-то мере и нам. Определяющее воздействие техники испытывают такие социальные сферы и институты как экономика, экология, наука, политика и т. д. Технические знания все глубже проникают в обыденное сознание людей. В нашем веке это принципиальным образом изменяет социальный статус техники, превращает ее в фактор, определяющий будущее человечества. Немаловажно и другое обстоятельство. Современная техника все больше создается усилиями коллективного творчества, особенно если речь идет о сложных системах. Она требует огромных затрат, нередко основывается на таких интенсивных процессах, которые могут быть опасны и разрушительны. Техника всегда связана с человеком. Люди и техника взаимодействуют между собой не только на производстве, но и в быту, в повседневной жизни. Это общение усиливается вместе с растущей интеграцией техники в общественной жизни.
В своей работе мы исходим из актуальных на сегодняшний момент вопросов развития техники и технических знаний.
Во-первых, необходимо всесторонне изучить понятие техники и технического знания в философии.
Во-вторых, необходимо рассмотреть различные концепции и направления в философии техники, потому что без их усвоения невозможно нормально рассуждать о специфике технического знания.
В-третьих, невозможно рассматривать технику и техническое знание статически, без учета их исторического развития. Техника возникла и развивалась вместе с человеком, проходила в своем развитии различные этапы и формы. Поэтому необходимо провести обзор истории развития техники и технического знания.
В-четвертых, техническое знание не существовало первоначально, оно формировалось в процессе технической деятельности человека. В процессе формирования оно прошло путь от устной информации, передаваемой от поколения к поколению, до систематизированных технических наук, построенных по образу и подобию фундаментальных наук.
Когда речь идет о культуре, политике, искусстве, морали, религии, мифологии, идеологии и прочих областях человеческой деятельности, будь то сфера духа или же практики, то представляется весьма уместным говорить о влиянии особенностей национального менталитета, т.е. склада ума и психики, на указанные выше области. Другое дело - область техники, технического мышления. И если это влияние некоторыми учеными и исследователями культуры и общества распространяется даже на науку, в том числе и естественного цикла, то каких-либо исследований, касающихся особенностей национального менталитета в сфере технического мышления, технического творчества.
Митчем К. указывает на некоторые особенности, которые бросаются в глаза, стоит только обратиться к истории под этим углом зрения. Изменение и совершенствование техники, в первую очередь изучалось влияние на технику таких факторов, как социогенный, гносеогенный, биологический, идеологический, политический, религиозный, моральный, юридический и др.,- в то время как влияние национального фактора на развитие техники, проявление национальных особенностей в техническом мышлении вовсе не учитывалось. Так, по мнению русского инженера Петра Энгельмейера, впервые в России в конце XIX в. начавшего профессионально использовать термин "философия техники", "сфера техники в конечном счете восходит к человеческой воле и внутреннему стремлению человека к техническому творчеству" [1].
На необходимость привлечения к анализу развития техники национального фактора косвенно указывает и Д.М.Федяев: "Технические средства, принципиально однотипные, могут различаться многочисленными "нюансами", причем разница в нюансах может быть не менее, а даже более существенной, чем разница принципов действия. Если принцип действия определяется в основном природными законами, на которые опирается "хитрость разума", вся система нюансировки детерминирована как социальными, так и национальными факторами. ...Каждый шаг вперед по пути технической эволюции сделан вполне конкретным народом, отличающимся своими специфическими особенностями" [2].
Обратимся также к исследованиям этнографов, которые используют такой термин, как этноэкономика, от которого рукой подать, по нашему мнению, до термина "этнотехника", оправдываемый возрастанием влияния этнического своеобразия в труде (а также и технике) благодаря, в частности, как это ни странно может показаться на первый взгляд, компьютеризации [3].
Научно-техническая мысль и ее инженерно-конструктивное воплощение несут на себе отпечаток национального и культурно-особенного.
Удивительную особенность строя русской мысли, принципиальную незавершенность и несказуемость "последнего слова" подметил М.М.Бахтин, а Г.Д.Гачев развернул, сделав предметом анализа, в концепции национального космо-психо-логоса. Русский ум мыслит по логике, совершенно отличной от логики Запада: начинает не с утверждения, а с отрицания, отвержения.
И не так уж и важно, от своего ли отталкивается или от западного, чужого. "Даже ракета недаром у нас изобретена. Ее принцип движения - самоотталкивание" [5]. С яростного отрицания, с отталкивания начинается у нас творчество, в том числе и техническое. Но сколько же обвинений на головы отечественных изобретателей: то украли, другое присвоили. И уже легендарный М.Т.Калашников оправдывается, что, мол, знаменитый АК-47 не "перепечатка" с немецкой системы МП-43 и МП-44, которые появились только в 1944 г., тогда как первые опытные образцы Калашникова (карабин и пистолет-пулемет) были уже в 1942 г., а в настоящее время их можно увидеть в Петербурге в Историческом артиллерийском музее [6].
Одной из тенденций современного развития техники является уменьшение ее габаритов (объема, веса), упрощение конструктивных решений. Наиболее яркие примеры дает в этом отношении электроника. Есть надежда, что алгоритм мышления русского изобретателя, в основе которого желание свою лень перехитрить - решить задачу в сокращенном и упрощенном варианте, жадный интерес ко всему новому, а вместе с тем отрицание и "отталкивание" его с тем, чтобы "переиначить", привнести свое - другое, придет, наконец, в резонанс с тенденциями развития мировой науки и техники и с потребностями развития самого российского общества.
Главный же вывод, к которому мы приходим на основе рассмотрения фактов, заключается в том, что западный менталитет технологичен, в то время как русский менталитет мифичен. Поэтому западноевропейцы и американцы созидают и поступают благодаря обстоятельствам, а русские - вопреки. В том, видимо, наша сущность - если что-то невозможно, значит, это нужно осуществить!
В настоящее время возрастает значение проблемы формирования творческой технической деятельности учащихся, так как это одно из мощных средств приобщения к производительному труду и развитию личности. Данной проблеме посвящены фундаментальные психологические исследования [1,3, 4, 6, 7], в которых особое значение придается обучению творческой деятельности. В результате такого обучения происходит формирование способностей к изобретательству и конструированию, развитие технического мышления и творческого отношения к труду. Вместе с тем проблема творческой технической деятельности учащихся включает в себя целый ряд вопросов, требующих дальнейшего теоретического и практического разрешения. Так, в исследованиях, проведенных под руководством Н.А. Менчинской [2, 5],было показано, что в процессе обучения нередко возникает такое психологическое явление, как инерция действия, которое затрудняет поиск новых решений. Психологически инерция действия может сравниться с законом инерции (К.И. Поварнина), инерцией внимания (Н.Н. Ланге), состоянием инерции (Б.Г. Ананьев), инерцией мышления (А.А. Люблинская), доминантой (А.А. Ухтомский), стереотипом (И.П. Павлов), установкой (Д.Н. Узнадзе), переносом (Е.Н. Кабанова-Меллер) и феноменом тормозящего влияния прошлого опыта, что особенно ярко проявляется в творческой технической деятельности учащихся.
Усложнение современного производства детерминирует проблему подготовки технически грамотного специалиста, способного решать технические задачи в нестандартных, стихийных ситуациях.
Объектом исследования является педагогический процесс в образовательном учреждении начального профессионального образования.
Предметом исследования – разработка технологии развития технического мышления учащихся.
Гипотеза: разработка и внедрение технологии развития технического мышления учащихся может быть осуществлена при условии последовательного проектирования модели и алгоритма деятельности педагога и комплексного методического обеспечения его деятельности.
Цель работы - проектирование педагогической технологии развития технического мышления учащихся.
Задачи работы:
1. Анализ литературы по проблемам проектирования и использования педагогических технологий развития технического мышления учащихся, обеспечивающих их саморазвитие и оценке результата образования в развивающей педагогической системе.
2. Построение модели обучения в педагогическом процессе.
3.Проектирование комплексного методического обеспечения технического мышления учащихся профессии «сварщик» в педагогическом процессе.
Работа основывается на исследованиях в области профильного обучения на старшей ступени общего образования и работах таких авторов, как С.Н.Чистякова, П.С.Лернер, Н.Ф.Родичев, А.В.Гапоненко, О.Д.Палло, Е.О.Черкашин, И.Д.Чечель; использованы Государственные образовательные стандарты Свердловской области, использованы исследования Рогова Е.И. в области педагогической диагностики; Петрусинского В. В. в области применения игровых технологий; исследования И.А.Зимней по вопросам педагогической психологии, Марковой А.К. по вопросу структуры педагогической деятельности; проанализирована информация об эксперименте по внедрению предпрофильного обучения в образовательных учреждениях в периодической печати.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 27 наименований и приложений.
Список литературы ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ХХ век может быть охарактеризован как всё расширяющееся использование техники и технических знаний в самых различных областях социальной жизни. Техника начинает всё активнее применяться в различных сферах управления. Она реально начинает воздействовать на выбор тех или иных путей социального развития. Эту новую функцию техники и технических знаний иногда характеризуют как превращение их в социальную силу. При этом усиливаются мировоззренческие функции техники и её роль как непосредственной производительной силы.
Современная философия техники рассматривает развитие техническое познание как социокультурный феномен. И одной из важных её задач является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового технического познания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс.
Философия техники не ставит своей обязательной задачей чему-то учить. Она не формулирует никаких конкретных рецептов или предписаний, она объясняет, описывает, но не предписывает. Философия техники в наше время преодолела ранее свойственные ей иллюзии в создании универсального метода или системы методов, которые могли бы обеспечить успех для всех приложений во все времена. Она выявила историческую изменчивость не только конкретных методов, но и глубинных методологических установок, характеризующих техническую рациональность. Современная философия техники показала, что сама техническая рациональность исторически развивается, и что доминирующие установки технического сознания могут изменяться в зависимости от типа исследуемых объектов и под влиянием изменений в культуре, в которые техника вносит свой специфический вклад.
В ходе моих исследований данной темы развитие технического мышления учащихся ОУ НПО профессии «сварщик» мною отмечено следующее: разработка и внедрение технологии развития технического мышления учащихся может быть осуществлена при условии последовательного проектирования модели и алгоритма деятельности педагога и комплексного методического обеспечения его деятельности.





БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Анохин В. В. Философские проблемы инженерно-технического труда. -М.: Высшая школа, 1983. –234с.
2 Арзаканян Ц. Философия техники как новая область знания. // Вестник высшей школы, 1990, № 4, с. 58 – 66.
3 Бек Х. Сущность техники. // Философия техники в ФРГ. -М.: Наука 1989.
4 Волков Г. Н. Истоки и горизонты прогресса. - М.: Политиздат 1976. 335 с.
5 Вопросы философии. Философия техники, 1993. № 10
6 Вригт. Г. Х. – Философия техники Николая Бердяева. №4, 1995 С.69
7 Данилевский В.В. Русская техника. Л., 1948. Цит. по: Миронов В.Б. Техника и человек. М., 1988. С. 230.
8 Кампиц П. – Хайдеггер и Витгенштейн: критика метафизики – критика техники – этика. Вопросы философии №5, 1998, с.49-55
9 Лебедев О. Т. Научно-техническая революция и философские проблемы формирования инженерного мышления. - М.: Высшая школа, 1973.
10 Ленк Г. – Проблема ответственности в этике экономики и технологии. №11 1998, с. 30-42
11 Мелещенко Ю. С. Техника и закономерности её развития. Л., 1970. 248 с.
12 Мелещенко Ю. С. Человек, общество, техника. Лениздат, 1965 г. 344 с.
13 Митчем К. Что такое философия техники? М.: Аспект-пресс, 1995, 149 с.
14 Николин В.В., Федяев Д.М. Техника в потоке истории (социальные факторы технической эволюции). Челябинск-Омск, 1992. С. 74.
15 Рапп Ф. Техника и естествознание //Философия техники в ФРГ. М., 1989. С.278-279.
16 Рогозин В.М. Методологический анализ проблем философии техники. Методология и социология техники. Новосибирск 1990.
17 Рогозин В.М. Философия техники и культурно-исторические реконструкции развития техники, Вопросы философии, 1986, № 3, с. 19-28
18 Стёпин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. М., 1995.
19 Урмаев А.С. Основы моделирования на аналоговых вычислительных машинах. М., 1974. С. 11-12.
20 Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия 1983 г.
21 Хайдеггер М. Семинар в Ле Торе, 1969. Вопросы философии, 1993, №10, С. 123 – 151.
22 Х.Ортега-и-Гассет Размышления о технике //Вопросы философии, 1993, №10, с.32-68
23 Штерекер Э. Философия техники: трудности одной философской дисциплины. – Философия техники в ФРГ. М., 1989
24 Энгельмейер П.К. В защиту общих идей в технике //Вестник инженеров. 1915. №3. с. 99.
25 Энгельмейер П.К. Задачи философии техники //Бюллетени политехнического общества. 1913, №2.
26 Яних П. – Человек и Автомат: размышления о замене человека техническим устройством. // Вопросы философии. 1996, №3, с. 29-34
27 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994 г. 527 с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
2500
Скачать бесплатно 29030.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.