У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Женский социальный выбор и значение в нем посреднической функции
Количество страниц 58
ВУЗ Красноярский государственный Университет
Год сдачи 2005
Содержание Содержание:

Введение……………………………………………………………………………..3
Гл. I. «Женщина»- культурный конструкт…………………………………………8
I.1. Понятия «род», «пол», «гендер»……………………………………………8
I.2. Анализ сложившихся в обществе полоролевых стереотипов…………...11
I.3. Особенности гендерной социализации женщин…………………………23
Гл.II. Возрастные новообразования как идентификационные ресурсы………..31
II.1.Базовое противоречие и его оформление как движущая сила смены
возрастов на основе анализа возрастных теорий…………………………31
II.2.Понятие «идентификация» в свете психоаналитических теорий………..35
II.3.Новообразования и идентичность в подростковом возрасте…………….38
II.4.Особенности протекания подросткового возраста у девочек……………46
Гл.III. Посредничество и его роль в гендерной социализации………………….55
III.1.Развитие представлений о посредничестве в культурно- исторической
концепции……………………………………………………………………..55
III.2.Модель посредничества Б.Д. Эльконина, применительно к поредничеству в гендерной социализации женщин……………………………..66
Гл.IV. Экспериментальная часть…………………………………………………76
IV.2.Методы исследования и их обоснование………………………………...76
IV.3.Исследовательская программа……………………………………………79
IV.4.Анализ результатов исследования……………………………………….80
IV.5.Выводы……………………………………………………………………..96
IV.6. Заключение………………………………………………………………..98
Список литературы..………………………………………………………100
Приложения………………………………………………………………..102






Введение.

Выбор темы магистерской диссертации « Женский социальный выбор и значение в нем посреднической функции» обусловлен, во- первых, половой принадлежностью автора, а во- вторых, малым количеством исследований по вопросу женской социализации, ее механизмов, ресурсного обеспечения.
Вообще, гендерные исследования появились в нашей стране недавно. Обращение к проблеме половых различий и исследования в этой области начались в конце 60- х годов на Западе, в связи с развитием феминистского движения и сексуальной революцией, потрясшей страны Западного мира. В нашей стране в это время шло строительство социализма, главным лозунгом которого было равенство людей, в том числе и в отношении пола, поэтому вопросы различия полов сознательно не поднимались. С середины 80- х годов, с переходом на новую стадию развития общества, прообразом которого выступает Запад, появился интерес к вопросам пола и приобрели актуальность исследования в рамках данной проблемы.
Гендерная социализация является одним из наиболее важных факторов в психосексуальном развитии человека. Процесс социализации мужчин и женщин существенно различается. Это обусловлено как психологическими различиями ( мальчики и девочки в силу своих психологических особенностей по- разному воспринимают нормы), так и различиями в предъявляемых обществом требованиях к образу мужчины и женщины. В этом смысле гендерная социализация- процесс принятия ребенком половой роли, всегда производна от норм и обычаев соответствующего общества.
По мнению многих исследователей, к которому мы присоединяемся, процесс социализации является более сложным для девочек, чем для мальчиков. Это происходит по ряду причин.
Во-первых, стереотипно мужская роль всегда ассоциировалась с активностью, динамичностью, соревновательностью. Мужская роль всегда была тождественна профессиональной. Представления о женской социальной роли более размыты. С одной стороны сохраняется традиционное стереотипное отношение, в котором женщина представлена лишь как мать, воспитательница детей, хозяйка с присущими данным ролям качествами: пассивностью, заботливостью, терпимостью. С другой стороны, в связи с вовлечением женщин в общественную и трудовую жизнь актуальность, ценность для них приобрели качества, соответствующие данным видам деятельности и традиционно считающиеся мужскими: ум, энергичность, предприимчивость. Таким образом, женщина в современном обществе оказывается в ситуации выбора между традиционной стереотипной и современной ролями, причем в традиционной роли реализуется ее естественные функции, тогда как с профессиональной ассоциируется социальная успешность. Сложность принятия на себе какой-либо из этих ролей или их сочетание заключается в самой ситуации выбора.
Проблемы гендерной специфики наиболее четко проявляются в подростковом возрасте, когда происходит завершение формирования «Я-концепции», «гендерной идентичности», осознание своих ресурсов, формирование самопознания
Этот возраст является переломным в гендерной социализации девочек. Тогда как социализация мальчиков происходит гораздо раньше- на старте школьного обучения. По мнению Б.И.Хасана и Ю.А Тюменевой это связанно с тем, что «…мальчики не принимая социальные нормы, относясь к ним как к чему-то ограничивающему вынуждены разрешать противоречия между нормами и собственной спонтанностью.»(33.стр.34.)Таким образом, через нормативное экспериментирование мальчики приходят к пользованию нормами как собственным ресурсом в разрешении конфликтов. Поэтому в подростковом возрасте они переживают нормы как гибкие условные препятствия, как способ существования в социальном мире.
Девочки же от ситуации мнимой автономии, идентифицируя себя сначала с матерью, затем с учительницей, которая попросту дополняет материнский образ, принимают исходящие от них социальные нормы. Причем нормы эти взаимодополняющие, в них нет никакого противоречия для девочек. В подростковом же возрасте девочки осознают ситуацию двойной нормативности, где с одной стороны взрослыми поддерживаются и навязываются ценности учебной успешности, а с другой, в связи с физическим развитием и превращением в молодых девушек, у девочек появляется ценность сексуальной успешности, противоречащая предыдущим ценностям. «Но ситуация для девочек усугубляется тем, что они не имеют времени для экспериментирования с социальными нормами, потому что детство как период, когда риск терпится, а результат экспериментов прощается, этот период заканчивается.» (33. Стр.34. )
Так или иначе в подростковом возрасте девочкам приходиться выбирать свою гендерную стратегию; собирать воедино все представления о себе и интегрировать все эти многочисленные образы себя в личную идентичность. При несогласованности же представлений происходит фрагментация личности и смешение роле, что влияет на дальнейшую жизнь. Несформированная гендерная идентичность проявляется в чувстве собственной неполноценности, заниженной самооценке, субъективном переживании раздвоенности.
Здесь мы вплотную подошли к нашей гипотезе: Если гендерный кризис в подростковом возрасте не был разрешен, он вновь актуализируется в ситуации кризиса (перехода), когда женщина оказывается перед выбором форм самореализации.
«В прежние времена формирование устойчивой гендерной идентичности было делом более простым, т.к. набор возможных идентификаций был ограничен. В современном обществе этот набор практически неисчерпаем. Любой культурно заданный стандарт, в принципе доступен каждому.» (6.стр.226.) Средства массовой информации и произведения массовой культуры обрушивают на молодых девушек целую лавину образов, значительная часть которых не имеет ничего общего с реальностью их конкретным социумом и поэтому раскрытие их смысла не всегда возможно. В обилии предлагаемых ролей несложно запутаться. Поэтому для становления женской гендерной социализации, важно наличие женщины, выполняющей посредническую функцию между идеальной и наличной формами.
женственности. На основе идентификации себя с этой женщиной девочка выстраивает свою гендерную стратегию. Причем предполагается наличие реального, а не суррогатного посредника, так как идентификация требует постоянного подкрепления извне, постоянного соотнесения собственного полоролевого поведения с образцом., его корреляцию.
Отсюда мы выводим вторую гипотезу: Если у девочки в подростковом возрасте существует реальный гендерный посредник, то она приобретает ресурсы для гендерного выбора(совпадающего с существующими в обществе стереотипами или нет).
Таким образом, объектом нашего исследования будут являться женщины, в ситуации кризиса (при переходе к новой социальной роли, при выборе форм самореализации).
Его предметом - процесс переживания социального выбора и значение в нем посреднической функции.
Целью исследования будет выявление закономерностей и условий посредничества, ресурсно обеспечивающих выбор гендерной стратегии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать исторические основания сложившихся в обществе стереотипов.
2. Рассмотреть особенности женской гендерной социализации, сложившиеся в современном обществе.
3. Проследить развитие понятия «посредничество» в культурно-исторической концепции.
4. На основе модели посредничества Б.Д. Эльконина, описать посредничество в гендерной социализации, а также выдвинуть требования и критерии, предъявляемые к потенциальным посредникам.
5. Провести интервью, направленное на выявление:
А) наличия кризисов в период формирования гендерной социализации;
Б) субъективного ощущения сформированности гендерной идентичности;
В) того, был ли у женщин посредник в становлении гендерной социализации и какую роль он сыграл в этом процессе.
Разработать вариант репертуарной решетки Дж. Келли,
предназначенной для выявления личностных конструктов в
отношении потенциальных гендерных посредников.
Методы:
1. Техника репертуарных решеток Дж. Келли.
2. Интервью.
3. Самооценочные шкалы по типу Дембо- Рубинштейн.
Список литературы Заключение:

Итак, результаты нашей магистерской диссертации состоят в следующем:
• В главе I нами были проанализированы исторические основания сложившихся в обществе полоролевых стереотипов, причем из философии, религии, мифологии мы выделили те взгляды и концепции, которые оказали наибольшее влияние на формирование стереотипов в общественном сознании.
• Рассмотрены особенности гендерной социализации, сложившиеся в современном обществе.
• Во II главе рассмотрены возрастные новообразования, являющиеся идентификационными ресурсами, и выделен подростковый возраст как наиболее важный для формирования гендерной идентичности женщин.
• На основе модели посредничества Б.Д. Эльконина описано посредничество применительно к гендерной социализации женщин и выдвинуты критерии, предъявляемые к потенциальным посредникам: авторитетность, значимость; удовлетворенность жизнью, самореализованность, целостность и высокий социальный статус, социальная успешность. Выделены и описаны типы посредников: взрослая женщина, представляющая идеальную форму женственности для девочки; образец мужской ментальности, представленный на всех уровнях: в семье, подростковом сообществе, обществе взрослых и дающий возможность оценить свою принадлежность к женскому полу. Также немаловажным представляется наличие образца отношений между мужчиной и женщиной.
• В ходе проведения исследовательской части женщины были разделены на две группы, на основании того, были ли в материалах интервью признаки, свидетельствующие о том, что гендерная идентификация произошла в подростковом возрасте или нет. Вторая группа была разделена, в свою очередь, на четыре подгруппы. Между женщинами, отнесенными нами к различным группам, отмечаются также различия по данным самооценочных шкал и репертуарных решеток, что подтверждает правомерность такого разделения.
• В приложенях содержатся методы, используемые в исследовании (вопросы интервью, самооценочные шкалы, перечень ролей к репертуарным решеткам, образец репертуарной решетки), сводные таблицы по данным результатов исследования женщин всех групп, представлены примеры протоколов исследований женщин, являющихся типичными для различных групп.
• Полученные данные на наш взгляд могут быть использованы в психотерапевтической работе, в практике позитивного подхода к разрешению конфликтов. Также при наличии проблем такого характера можно говорить о дефиците в образовательных программах.



Список литературы:

1. Агеев В.С. Психология и социальные функции полоролевых стереотипов.// Вопросы психологии. 1987 г. № 2
2. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчиной и женщиной // Вопросы психологии 1994г.№4.
3. Арчер Д. Половые роли в детстве: структура и развитие. / Детство идеальное и настоящее. Новосибирск. 1994г.
4. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. М., Когито- центр 1995 г.
5. Бердяев Н.А. Эрос и личность. М., Прометей. 1989г.
6. Бернс Э. Развитие Я- концепции и воспитание. М., Прогресс. 1986г.
7. Бовуар С. Второй пол. СПб., 1997 г.
8. Вайненгер О. Пол и характер. М., Форум. 1991г.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. т.4
10. Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины.// Вопросы психологии 1998г.№ 4.
11. Драгунова Т.В. // Вопросы психологии. 1972 г. № 2.
12. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М., Педагогика.1991г.
13. Кон И.С. Психология половых различий. // Вопросы психологии 1981г. № 2
14. Кон И.С. Психология ранней юности. М. Просвещение.1989г.
15. Кон И.С. Введение в сексологию. М. Медицина 1999г.
16. Короленко Ц.П. Мифология пола. Красноярск. 1994г.
17. Крайг Г. Психология развития. СПб. Питер. 2000г.
18. Мартынова Э.И. Основы феминологии. Красноярск. КГТИ. 1998г.
19. Митина О.В., Петренко В.Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения // Вопросы психологии. 2000г. № 1.
20. Мольтман- Вендель Э. И сотворил бог мужчину и женщину(феминистская теология и человеческая идентичность).// Вопросы философии 1991г.
21. Пол. Гендер. Культура. / Шоре Э., Хайдер К.М. 1999г.
22. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М. АСАDEMA 1991г.
23. Психология возрастных кризисов./ Сельчонок К.В. Минск. 2000г.
24. Психологический словарь./ Петровский А. М. Политическая литература. 1985г.
25. Рац М.В., Ойзерман М.Т., Слепцов Б.Г. Ресурсы и ресурсная политика.// Вопросы методологии 1996 г. № 1.
26. Севела Э. Остановите самолет- я слезу. М. Книжная палата. 1990г.
27. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Школа- пресс.1995г.
28. Франсела Ф., Бонистер Новый метод исследования личности.
29. Фрейд З. Психология бессознательного. М. Просвещение.1989г.
30. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. Психологическая и психоаналитическая библиотека./ Ермаков И.Д.
31. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М. 1993г.
32. Хасан Б.И., Бреслав Г.М. Пол и образование. Красноярск.. 1996г.
33. Хасан Б.И., Тюменева Ю.А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола. // Вопросы психологии 1997г. № 3.
34. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. Красноярск. 1996 г.
35. Хорни К. Женская психология. М.Смысл. 1997г.
36. Л.Хьел, Д. Зиглер Психологические теории личности. СПб. Питер. 1997г.
37. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М. Интерпракс. 1995г.
38. Шевандрин Н.А. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М. Владос. 1999 г.
39. Эльконин Д.Б. Послесловие к 1 тому собрания сочинений Л.С.Выготского.
40. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М. Тривола 1994 г.
41. Энциклопедия психологических тестов. / Карелин А. М. АСТ. 1997 г.
42. Эриксон Э. Детство и общество. СПб АСТ. 1996 г.
43. Эриксон Э. Отрочество. Идентичность: юность и кризис. М. 1996г.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1500





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.