У нас уже
176407
рефератов, курсовых и дипломных работ
Сделать закладку на сайт
Главная
Сделать заказ
Готовые работы
Почему именно мы?
Ценовая политика
Как оплатить?
Подбор персонала
О нас
Творчество авторов
Быстрый переход к готовым работам
Контрольные
Рефераты
Отчеты
Курсовые
Дипломы
Диссертации
Мнение посетителей:
Понравилось
Не понравилось
Книга жалоб
и предложений
Название
Влияние познавательных потребностей на социальную потребность
Количество страниц
68
ВУЗ
Московский государственный открытый педагогический уни-верситет
Год сдачи
2005
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. Понятие потребности с точки зрения различных психологов 6
ГЛАВА 2. Развитие потребности в онтогенезе 12
ГЛАВА 3. Классификация потребностей 18
3.1 Классификация потребностей в отечественной
психологии 18
3.2 Классификация потребностей в зарубежной психологии 23
ГЛАВА 4. Психологические и возрастные особенности мотивации обучения школьников старших классов 36
4.1 Роль и функции учебной игры при обучении иностранному языку 39
4.2 Сущность игры и ее влияние на формирование
мотивации 39
ГЛАВА 5. Экспериментальное исследование 42
5.1 Методика проведения констатирующего эксперимента 42
5.2 Констатирующий эксперимент 49
5.3 Формирующий эксперимент 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРА 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 Игровые формы обучения английского языка по учебнику “Snowball””
Приложение 2 Игровая форма закрепления конструкции there is/ there are
Приложение 3 Использование игровых фонов на уроках английского языка
Приложение 4 Использование высказываний и английских посло-виц по теме “Семья””
Приложение 5 Самостоятельная работа учащихся на уроках ан-глийского языка
Приложение 6 Урок по учебнику “THE ENGLISH PAGE” по теме "What is to be a good neighbour"”
Приложение 7 Игровые приемы обучения лексике по учебнику “THE ENGLISH PAGE”.
ВВЕДЕНИЕ
Среди множества психических явлений (мышление, память, способности, темперамент и т.д.) есть одно, стоящее наособицу и превосходящее по значе-нию все другие – потребность. Это особая сущностная сила Я, внутренняя энергия личности, как бы заряжающая человека для действий по обеспечению самосохранения и саморазвития недавно приобрела статус центрального пси-хологического явления.
Актуальность нашей работы состоит в том, что потребности человека яв-ляются исходными побуждениями к деятельности. Полноценное формирование личности решающим образом зависит от “самодвижения” потребностей. Проблема воспитания потребностей в педагогике раскрывается недостаточно: она не выдвигается в качестве специальной задачи воспитания, такого раздела нет в учебниках, нет его и в программе воспитательной работы в школе. Вследствие этого нет и разработанной методики воспитания потребностей и мотивов. Вопрос о потребностях растворен в теме “деятельность”. К изучению данной проблемы обращались такие известные отечественные и зарубежные психологи как Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Божович Л.И., К.Левин, А.Маслоу, Д.Уотсон, В. Шутц. В своей работе мы остановимся на некоторых концепциях этих авторов.
Учитель должен знать хорошо, какие потребности побуждают активность учащегося, чтобы, создавая условия для их удовлетворения, решать свою главную профессиональную задачу – вызывать к жизни мотивы, делающие человека хорошим учеником. Отсюда учителю требуется конкретное знание системы потребностей, какова соотносительная сила каждой из них.
Цель нашей работы – проведение теоретического и практического иссле-дования проблемы удовлетворения социальных потребностей учащихся и их влияния на качественное обучения иностранного языка посредством игр.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме изучения потребностей.
2. Подобрать группу испытуемых для проведения эксперимента и изучить социальные потребности межличностных отношений учащихся.
3. Подобрать методику для определения уровня удовлетворения социаль-ных потребностей учащихся.
4. Провести экспериментальное исследование по выявлению уровня удо-влетворения потребностей межличностных отношений и влияние на успеваемость.
5. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Поставленные задачи решались методами:
1. Наблюдения
2. Тестирования
3. Беседы
4. Изучения литературы
5. Анкетирования
Гипотеза: нами выдвинуто предположение о том, что использование игры с учетом социальных потребностей учащихся влияет на успешность усвоения иностранного языка.
Список литературы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе научной работы, опираясь на различные методы исследований (литературу, анкету “Познавательная потребность”, опросник В. Шутца, экспе-римент), мы пришли к выводу, что использование игры с учетом удовлетворе-ния социальных потребностей влияет на успешность усвоения английского языка.
Если раньше проблема воспитания потребностей не выдвигалась в каче-стве специальной задачи, то сейчас на современном этапе этот вопрос является одним из важнейших. Рассмотрев классификации потребностей в отечественной и зарубежной психологии, можно сказать, что центральным звеном в формировании личности является развитие мотивационной сферы человека: его потребностей, желаний, намерений. В целях обоснования материала нашей дипломной работы напомним, что потребность - это психологическое отношение личности, переживаемое как противоречие между общественным эталоном потребления какой-то ценности или блага и уровнем потребления данного индивида и выступающее силой активности. (30. с.6) Потребности требуют своего удовлетворения, а это создает необходимость возникновении и совершенствовании способов и средств, направленных на поиски нахождение предметов их удовлетворения. В зависимости от развития потребностной сферы школьников осуществляется развитие их познавательных способностей, навыков и умений. Основываясь на мнении зарубежных и отечественных психологов можно сказать, что понимание потребности, как отношения личности, выгодно тем, что выводит проблему формирования потребностей на уже освоенный уровень общих закономерностей воспитания школьников. Развитие потребностей в конечном итоге, исходит от самого человека. Задача учителя развивать потребностную сферу учащихся. В ходе экспериментального исследования мы изучили межличностные потребности учащихся 10 класса и доказали гипотезу о за-висимости познавательной потребности и межличностной потребности.
В начале нашего эксперимента мы установили, что уровень познаватель-ной потребности учащихся 10 класса низкий. Учитывая эти показатели и исхо-дя из психологических и возрастных особенностей мотивации учения старших школьников, мы пришли к выводу, что именно игра способствует формированию прочной мотивации учения. В подростковом возрасте существенно укрепляются учебно-познавательные мотивы, для которых характерен интерес и способы приобретения знаний, возникает потребность совершенствования своей учебной деятельности. Результаты статистики доказали, какие действия, в какой последовательности и с каким результатом должен совершить учитель для того, чтобы по прошествии определенного промежутка времени - нескольких месяцев, всего учебного года можно было констатировать у данного школьника заранее запланируемую потребность. В нашей работе особый интерес представляла познавательная потребность.
Как показывает практика, использование игр на уроках английского язы-ка способствовало повышению познавательной потребности, успешному раз-витию практических задач (у учащихся заметно увеличился объем ЛЕ и темп высказывания), а также воспитательных и образовательных задач. Это позволяет прийти к выводу, что игра это:
1) деятельность
2) мотивированность
3) индивидуальность
4) развитие способностей
5) ученье с увлеченьем
Именно эти пять факторов повышают познавательную потребность у учащихся старших классов на уроке английского языка. Конечно же, при организации учебного процесса не следует забывать и о неигровых формах работы, можно добиться наибольших успехов на уроке иностранного языка.
Проанализировав результаты констатирующего и формирующего экспе-риментов, мы пришли к выводу, что долг учителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за учащимися, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них и принимать решения по их организации с целью повышения эффективности работы и успеваемости учащихся на уроке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания, - М., 1977г.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. - М., Педагогика, 1980 г.
3. Андриевская В.В. О психологических основах преподавателя ино-странного языка. - //ИЯШ, 1981 г., №4 с.50
4. Андреева П.М. Социальная психология: Учебник для вузов. - М., Наука, 1994 г.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды/Под редакция Д.И. Фельдштейна. - М. 1995 г.
6. Бенвенист Э. Общая лингвистика, - М., Прогресс, 1947 г.
7. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., Педагогика, 1983 г.
8. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям. - М.,1995 г.
9. Бутко Г.В. Языковые игры на уроках английского языка, - //ИЯШ., 1988 г., №4
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., Педагогика, 1991г.
11. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 1988 г.
12. Диллигенский Г.Г. Социально-политическая психология. - М., Новая школа, 1996 г.
13. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. - М., 1978.
14. Зимняя И.А. Психология обучения иностранного языка в школе. - М., Просвещение, 1991 г.
15. Ильин А.В. Мотивы человека. - М., 1995 г.
16. Каменева В.Г. Липкина А.С. Об использовании активных методов обучения иностранному языку. - Иркутск, 1994 г.
17. Каверин С.Б. Психология потребностей. - УМП., ТГУ, 1996 г.
18. Корнеенков С.С. Психологические теории личности и ее потребно-стей. - Владивосток., 1997 г.
19. Красильников В.С. Игра и игровые приемы при обучении иностранным языкам. - ИЯШ., 1975 г., №5 с.17.
20. Кривобокова И.Я. Некоторые приемы работы над лексикой". - //ИЯШ., 1985 г. №1 с.26
21. Ковалев А.Г. Психология. - 2-е изд. - М., Просвещение, 1965 г.
22. Кувшинов В.И. Игры на занятиях англ. яз. - //ИЯШ., 1993 г.
23. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Подросток: физиология и психология. - Биология в школе. - 1998 г. №2 с.2
24. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель: Практическая психология для педагогов. - Ростов-на-Дону., Феникс, 1995 г.
25. Леонтьев А.Н. Избирательные психологические произведения. - М., Педагогика, 1983 г.
26. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. - М.,Смысл,1993г. с. 43
27. Левитов Н.Д. Психология характера. - М., 1969 г.
28. Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. - М., Наука, 1984 г.
29. Личность, семья, школа (пособие для учителей школ) Спб, ГУПМ - 1996 г.
30. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. - М., НПО "Модак", 1995 г.
31. Майерс Д. Социальная психология. - М., СП, 1997 г.
32. Меншинская Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. - М., Педагогика, 1971 г.
33. Маслоу А. Психология бытия - М., 1997 г.
34. Маркова Формирование мотивации учения. - М., 1994 г.
35. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной дея-тельности коллектива. - М., Педагогика, 1984 г.
36. Никифоров А.С. Эмоции в нашей жизни. - М., 1974 г.
37. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., Тривола.
38. Обуховский К. Психология человеческих отношений. - М., 1996 г.
39. Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъективно-сти". Учебное пособие для вузов. - Ростов-на-Дону, Феникс, 1996 г.
40. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1982 г.
41. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М., Наука, 1976 г.
42. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового воз-раста. Вопросы психологии. - 1996 г. - №1 с.20-23.
43. Предвечный Т.П., Шерковин Ю.А. Социальная психология. - М., 1975 г.
44. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность. - М., Наука, 1984 г.
45. Стронин М.Ф. Игра - как средство обучения иностранному языку. - //ИЯШ, 1979 г., №1.
46. Стромская В.Н. О привитии интереса к иностранному языку. - //ИЯШ, 1984 г., №2 с.40-41.
47. Страков И.В. Психология характера. - Саратов, СГПИ, 1970г.
48. Столин В.В. Самосознание личности. - М., Издательство МГУ, 1983.
49. Радаль В.В. Социальная стратификация. Учебное пособие для вузов. - М., 1996 г.
50. Равинская С.В. Игры - как средство обучения иностранному языку. - //ИЯШ, 1980 г., №1 с.33
51. Родкин К.А., Соловьева Т.А. Игры на английском языке: для средней школы. - М., Просвещение, 1960 г.
52. Рогов Е.И. Общая психология. М., 1998 г.
53. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., Педагогика, 1976 г.
54. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1991 г.
55. Шамов А.Н. *-Языковые и речевые лексические игры на уроках ан-глийского языка. - //ИЯШ, 1993 г., п.6
56. Шутц В. Глубокая простота. Основы социальной философии. Перевод с английского. - СПБ, Роза мира, 1993 г.
57. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., Педагогика, 1978 г.
58. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Под редакцией Давыдова В.В. - М., Педагогика, 1989 г.
Цена, в рублях:
(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
2000
Найти готовую работу
ЗАКАЗАТЬ
Обратная
связь:
Связаться
Вход для партнеров
Регистрация
Восстановить доступ
Материал для курсовых и дипломных работ
15.04.24
Задачи, условия и этапы организации экспериментальной работы
15.04.24
Критерии качества преподавания
15.04.24
Категория нормы в обучающей деятельности
Архив материала для курсовых и дипломных работ
Ссылки:
Счетчики:
© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.