У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОГО ЕДИНСТВА В ВОИНСКОМ КОЛЛЕКТВЕ
Количество страниц 63
ВУЗ Новосибирское высшее военное командное училище (военный институт)
Год сдачи 2012
Содержание ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение................................................................................................................. 3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы ценностно-ориентационного единства воинского коллектива
&1. СУЩНОСТЬ ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА И ЕГО ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОГО ЕДИНСТВА………………………………………….8
&2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОГО ЕДИНСТВА ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВОВ…………………………………...……………………………12
Глава 2. Эмпирические аспекты формирования ценностно-ориентационного единства воинского коллектива
&1.СИСТЕМА МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОГО ЕДИНСТВА ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА…………...……………………………………………………..36
&2.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОГО ЕДИНСТВА ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА…………………………………………………………...……..41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... ……60
ПРИЛОЖЕНИЕ…










ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность проблемы исследования. Проблема формирования ценностно-ориентационного единства воинских коллективов в условиях реформирования Вооруженных Сил теоретически актуальна и практически значима по ряду причин.
Во-первых, изменения в общественной жизни, сложность современного этапа в развитии страны и армии привели к переоценке ценностей, отразились на социальном самочувствии военнослужащих, ослабили сплоченность воинских коллективов. Боевые действия на Северном Кавказе подтвердили возросшее значение ценностно-ориентационного единства воинских коллективов, обозначив современные проблемы его формирования и развития.
Во-вторых, переход к новой системе комплектования войск по призыву и контракту, изменение мотивации военной службы, снижение её престижа, недостаток офицеров первичных звеньев управления, бытовые трудности ослабили служебную активность военнослужащих и сплоченность воинских коллективов.
В-третьих, новое оружие, развитие информационно-психологических технологий еще более обострили проблему формирования ценностно-ориентационного единства воинских коллективов, потребовав информационной защиты войск и населения.
Исследование механизмов формирования ценностно-ориентационного единства, его повышения в условиях реформирования Вооруженных Сил связано с научным анализом потенциала личности военнослужащего и воинского коллектива как субъектов, действующих в новых социально-психологических условиях.
Состояние научной разработанности проблемы. Особенности формирования ценностно-ориентационного единства трудовых, учебных, научных, воинских коллективов привлекали внимание многих исследователей. Ученые рассматривали различные аспекты формирования психологии личности, коллектива управления, но акмеологический аспект формирования ценностно-ориентационного единства в условиях реформирования вооруженных сил не анализировался.
Многоуровневые связи, межличностные отношения рассмотрены в динамике, но акмеологические проблемы формирования ценностно-ориентационного единства воинских коллективов в них не анализируются. Социально-психологические проблемы формирования и развития воинских коллективов исследованы в ряде коллективных трудов военных авторов. В работах: А.В.Барабанщикова, В.И.Варварова, М.И.Дьяченко, А.Д.Глоточкина, В.И.Ковалева, С.Л.Кандыбовича, Я.В.Подоляка, В.Ф.Перевалова, Н.Ф.Феденко проанализированы актуальные проблемы психологии. С учетом особенностей военной сферы обоснован коллективно-личностный подход к управлению, изложены некоторые критерии зрелости воинских коллективов и пути преодоления неуставных взаимоотношений.
Анализируя сущность, воспитательные возможности психологии коллектива, авторы рассматривают и проблему ценностно-ориентационного единства. Научная ценность многих работ несколько снижена преувеличением роли коллектива в воздействии на личность и излишней идеологизацией выводов о развитии психологических процессов. Я.В.Подоляк рассмотрел проблемы практической психологии сплочения воинских коллективов и управления ими, обобщил опыт психологического отбора военнослужащих ведущих специальностей и кандидатов на командные должности. Исследуя этапы формирования взаимоотношений, роль микрогрупп и их лидеров, он обосновал уровни и критерии зрелости воинских коллективов. Командиры ориентированы на осуществление воспитания во всех сферах воинской деятельности и применение активных форм воздействия, обеспечивающих эффективную обратную связь.
Учитывая актуальность, теоретическую и практическую значимость проблемы, недостаточную степень разработки её современных аспектов, я вижу необходимость исследовать условия формирования ценностно – ориентационного единства воинского коллектива на современном этапе.
Цель исследования: выявить основные условия обеспечения ценностно-ориентационного единства в воинском коллективе.
Объект исследования: процесс формирования ценностно-ориентационного единства воинского коллектива.
Предмет исследования: условия формирования ценностно-ориентационного единства воинского коллектива в условиях реформирования Вооруженных Сил.
Гипотеза работы: психологические условия формирования ценностно-ориентационного единства воинских коллективов определяются общностью задач, технической оснащенностью ратного труда, требующего особой согласованности действий. Ценностно-ориентационное единство воинских коллективов развивается под воздействием решения социальных проблем, реальной организации боевой учебы и ведения боевых действий, их морально-психологического обеспечения.
Я предполагаю, что основными условиями, определяющими формирование ценностно-ориентационного единства в условиях реформирования Вооруженных Сил, выступают: общественный статус, управляемость, субординация во взаимоотношениях, функциональная, правовая, организационная определенность коллективов.
Успешное формирование ценностно-ориентационного единства может быть обеспечено решением социальных проблем военнослужащих, активизацией морально-психологического обеспечения и оптимизацией организационно-управленческих условий.
Предложенный алгоритм психологической адаптации молодого пополнения к армейским условиям и его продуктивная психологическая подготовка должны заложить базу ценностно-ориентационного единства, совершенствование которого должно осуществляться на каждом занятии, обеспечивая единство действий.
Как высшая форма интеграции ценностных, профессионально- деятельностных и эмоциональных компонентов, единство развивается и совершенствуется при преобладающей роли профессиональной составляющей. Оптимальный уровень формирования ценностно-ориентационного единства достигается не только воспитанием, а требует всестороннего морально-психологического обеспечения и устойчивого управления с ориентацией на боевую действительность с учетом повышения профессионализма и психологической устойчивости военнослужащих и подразделений и обеспечения безопасности в условиях накала информационно-психологического противоборства.
Ценностно-ориентационное единство обеспечивает повышение всех форм активности военнослужащих: деятельности, поведения, общения, согласуя действия воинского коллектива, направленные на продуктивную служебную деятельность.
Психологические особенности формирования ценностно-ориентационного единства воинского коллектива в условиях реформирования Вооруженных Сил и ведения боевых действий характеризуются рядом тенденций. Изменения ценностных, профессионально-деятельностных и эмоциональных установок породили напряженность в воинских коллективах. Общественный статус, управляемость, субординация во взаимоотношениях, функциональная, правовая, организационная определенность воинских коллективов были ослаблены.
Изменение содержания компонентов ценностно-ориентационного единства и форм его проявления, ослабление мотивации воинского труда, стимулирования добросовестной службы, снижение качества деятельности и усиление эмоционального накала межличностных и межгрупповых отношений в коллективах ослабили согласованность их действий. Личностно-профессиональное развитие и наращивание потенциала личности военнослужащего в условиях повышенной социально-психологической напряженности, в ситуациях преобладания факторов и условий, тормозящих развитие субъектов деятельности, проявлялись противоречиво.
В условиях реальной военной угрозы, осознанной военнослужащими и населением страны, и необходимости вооруженного отпора агрессии международного терроризма, временные рамки формирования ценностно-ориентационного единства воинских коллективов существенно сокращаются.
Обострилось противоречие между возросшей необходимостью сплочения и ослаблением функционирования нормативно-правовых актов и морально-психологических факторов регулирования деятельности коллективов.
Анализ путей повышения сплоченности в условиях модернизации армии позволяют выделить морально-психологическое обеспечение и оптимальное управление коллективами как механизм сплочения. Их единство определяет становление, развитие и регулирование сплоченности с учетом возрастания профессионально-психологической составляющей.
Ключевой проблемой исследования является анализ проблем формирования ценностно-ориентационного единства воинских коллективов в сложных условиях реформирования Вооруженных Сил, обоснование факторов, условий и механизма его формирования. Человек - не производная общественных явлений, а субъект деятельности, и как личность, способен решать личные и общественно-значимые проблемы. Он является главной силой на войне и проблемы личностно-профессионального развития военнослужащего важны для развития общества и для обеспечения национальной безопасности страны
В обычных условиях функционирования коллектива интеграционные процессы скрыты и проявляются в условиях помех, сложных ситуаций. Напряженность в обществе и армейских коллективах актуализировала эти процессы, вызвала переоценку сложившихся стереотипов деятельности, межличностных отношений, ценностных суждений. Всё это отражается на уровне ценностно-ориентационного единства воинских формирований. За 4 года (1996-1999) количество преступлений в силовых ведомствах составляет 28 тысяч ежегодно, из них почти половину составляют уклонения от военной службы». Но в стране уровень преступности еще выше.
Изучая, учитывая и развивая степень ценностно-ориентационного единства подразделения, боевого расчета, экипажа, командиры создают условия для эффективного руководства подчиненными, для предупреждения и преодоления межличностных конфликтов, для качественного выполнения личным составом профессионального долга. Методологической основой данной работы явились труды: Амелин В.Я., Немов Р.С., Сыромятников И.В. Барабанщиков А.В., Дёмин В.Г., Галкин М.С.,Донцов А.И. ,Калюжный А.С.,
Список литературы ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги социально-психологического рассмотрения теоретических и прикладных аспектов ценностно-ориентационного единства воинских коллективов, можно сделать заключение о перспективности этого направления дальнейшего совершенствования боеспособности личного состава Российской Федерации.
Являясь характеристикой уровня развития взаимоотношений военнослужащих в морально-политической, военно-профессиональной и межличностно-бытовой сферах, ценностно-ориентационное единство проявляется в морально-политическом единстве, боевой сработанности и психологической совместимости членов воинского коллектива. От степени доверительности во взаимоотношениях воинов, от уровня их служебно-профессионального взаимопонимания и эмоциональной удовлетворенности общением во многом зависит моральный дух войск, характер коллективного обслуживания и боевого использования техники и оружия.
Ценностно-ориентационное единство может быть качественно и количественно оценено с помощью различных методов психологических исследований, а результаты такой оценки являются основанием для проведения воспитательной работы среди личного состава по совершенствованию взаимоотношений в воинском коллективе. Для того, чтобы работа по сплочению воинского коллектива была продуктивной, офицерский состав должен овладевать психологическими знаниями, методами изучения психического мира личности, приемами управляющих воздействий на характер взаимоотношений в морально-политической, военно-профессиональной и межличностно бытовой сферах.
Изучая, учитывая и развивая степень ценностно-ориентационного единства подразделения, боевого расчета, экипажа, командиры создают условия для эффективного руководства подчиненными, для предупреждения и преодоления межличностных конфликтов, для качественного выполнения личным составом профессионального долга, для повышения эффективности совместной деятельности.
Содержательная сторона этих понятий не имеет принципиальных различий. Но на практике термин "подбор" чаще всего употребляется тогда, когда нужно подобрать к имеющимся членам экипажа оптимально подходящего недостающего воина. В более редких случаях, когда речь идет о замене большей части экипажа (вплоть до создания нового экипажа), целесообразнее использовать термин "комплектование" экипажа. Причем, если комплектование предусматривает поиск наилучшего сочетания партнеров в составе экипажа, то при подборе приходится ориентироваться как на уже изученные ранее особенности неукомплектованного экипажа, так и на изучение находящихся вне его кандидатов. Требования к кандидатам основываются на выявлении у них необходимого уровня индивидуального профессионального мастерства, соответствии социальной роли кандидата в системе неофициальных взаимоотношений требуемому типу социальной роли в экипаже, недопущении в число кандидатов лиц, склонных к конфликтам.
Психологические явления в любой социальной общности, в том числе и в воинских коллективах, оказывают существенное влияние на качество всех видов групповой военно-профессиональной деятельности. Для того, чтобы создать в подчиненном коллективе положительный социально-психологический климат, офицеру необходимо знать сущность и закономерности формирования и проявления основных психологических явлений в социальной общности его подчиненных. Овладев доступными методиками оценки социально-психологических явлений в первичном воинском коллективе, офицер сможет быстро и достаточно глубоко их диагностировать (изучать), оказывать на них эффективное управленческое влияние, повышая качество решения стоящих перед коллективом боевых и служебных задач.
Научное понимание сущности, динамики формирования коллектива и его психологии помогает командиру полнее охватить служебные проблемы своей деятельности, организовать ее на принципах системности. Командование подразделением в психологическом смысле - это специфическое, учитывающее все тонкости и сложности закономерностей внутреннего мира человека и межличностных связей в группе, руководство индивидуальной и коллективной психологией. В этом случае высокий статус офицера, как эффективного руководителя личного состава объективно обусловливается следующим:
• во-первых, он осуществляет непосредственный сбор, обработку и интерпретацию полученной информации;
• во-вторых, он может, накапливая психологическую информацию, отслеживать динамику протекающих социально-психологических процессов в подчиненных коллективах;
• в-третьих, он уполномочен не только изучать подчиненный коллектив, но и осуществлять его психологическую коррекцию, как на уровне личности, так и на уровне контактной группы.
Офицеру необходимо это помнить и полностью реализовывать в собственной военно-профессиональной деятельности не только свои служебные полномочия, но и разработанные российскими военными учеными психологический «инструментарий» изучения внутриколлективных (межличностных) отношений в подчиненном подразделении. Это позволит ему существенно повысить уровень своей управленческой деятельности.
Подводя итог, можно отметить, что ценностно-ориентационное единство экипажа - дело тонкое, требующее не только участия в нем командиров, их заместителей по воспитательной работе, военных психологов и кадровых работников, но и активного отношения к этой работе личного состава экипажей и боевых расчетов.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Амелин В.Я. и др. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Курс лекций. Ч. 1. –М.: МПИ ФСБ РФ, 2003. –312 с.
2. Военная психология и педагогика: Учеб. пособие. –М.: Совершенство, 1998. –384 с.
3. Во имя России: Учеб. пособие. –М.: Изд-во «Русь -РКБ» 1999. 336 с.
4. Немов Р.С. Психология: Учебник. –М.: Просвещение, 2000. 499–576 с.
5. Сыромятников И.В. Организация психологической работы в воинской части в мирное время: Учебное пос.
6. Барабанщиков А.В., Дёмин В.Г. О закономерностях военно-педагогического процесса. М.: ВПА,1967.208- 216 с.
7. Галкин М.С. Новый путь современного офицера. М.,1996. 310-317с.
8. Гуманитаризация подготовки кадров: пути, опыт, проблемы. - М.: ВПА, 1991.120 -135 с.
9. Военная педагогика и психология. / Под редакцией А.В. Барабанщикова - М.: Воениздат, 1986. 210-235 с.
10. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. - М.:, 1979, с 50.
11. Калюжный А.С. Психология коллектива воинского подразделения: Учеб. пос. -Н.Новгород: НГТУ, 2004. 75-89 с.
12. Военная психология и педагогика: Учеб. пос. Гл. 3-6. -М.: Совершенство, 1998. -С. 49-126.
13. Калюжный А.С. Психология коллектива: Учебное пособие. – ВМИ ФПС России, 2002. –43 с.
14. Психология и педагогика: Учеб. пос. Николаенко В.М. и др. -М.: ИНФРА-М, 2000. -175 с.
15. Современный словарь по психологии /Авт. сост. В.В.Юрчук. -Минск: Элайда, 2000. 704 с.
16. Социально-педагогические проблемы теории и практики комплексного подхода к воспитанию в воинских коллективах Уч. пособие Н.И.Кирянов Москва 1980г.
17. Психология единоначалие и коллективности Д.П.Кайдалов Е.И.Сучменко Москва 1979г.
18. Проблемы психологии воинского коллектива В.В.Шеляга Москва 1973г.
19. Психология воинского коллектива А.В.Баробанщиков А.Д.Глоточкин Москва 1976г.
20. Социально-психологический климат коллектива и личность В.В.Бойко, А.Г.Ковалев Москва 1983г.
21. Воинский коллектив «Динамика отношений» В.Ф.Перевалов, Москва 1991г.
22. Психология воинского коллектива, коллективные настроение НВОКУ-Новосибирск 1985г.
23. Общественное мнение в воинском коллективе Москва 1993г. Г.П.Андреев, И.М.Барковский
24. Воспитание война: в коллективе и через коллектив Воен.,издание 1984г. Черкасов Л.В.
25. Социально психологические проблемыруководства педагогическим коллективом Шакуров Р.Х. 1982г.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
3000





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.