У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Особенности взаимодействия ДОУ и семьи на современном этапе
Количество страниц 88
ВУЗ МГУЭСИ
Год сдачи 2012
Содержание СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА І ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ……………………………………………………………...6
1.1 Актуальные проблемы взаимодействия ДОУ с семьей………….......6
1.2. Особенности организации системы взаимодействия семьи и педагогов ДОУ…………………………………………………………….15
1.3. Формы и принципы единства воспитательных воздействий ДОУ и семьи……………………………………………………………………….20
1.4. Основные направления в работе ДОУ с родителями дошкольников……………………………………………………………..29
ГЛАВА ІІ АНАЛИЗ СОТРУДНИЧЕСТВА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ………………………….35
2.1. Характеристика современной методики взаимодействия ДОУ и семьи (на примере ДОУ № 916 г. Москвы)……………………………..35
2.2. Оценка уровня взаимодействия и сотрудничества воспитателей ДОУ № 916 г. Москвы и родителей воспитанников……………………42
2.3. Рекомендации по усовершенствованию организации взаимодействия семьи и ДОУ в процессе воспитания дошкольников…………………………………………………………..…53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..……62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....65
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….……71


ВВЕДЕНИЕ

Современный дошкольник живет в среде, которая все время усложняется и развивается. Адаптироваться к нему ребенку должен помочь взрослый человек. Требования общества к уровню воспитания и развития детей дошкольного возраста в современных условиях выходит за рамки типичных представлений прошлого; расширились знания относительно их возможностей; усложнились задания развития.
Глубокий психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое должно быть присущим всем родителям. Именно контакт с родителями дает ребенку возможность почувствовать родительскую любовь, благосклонность и беспокойство. Психологический климат, который складывается в семье (семейный микроклимат) является одним из главных условий, которые влияют на психологическое состояние ребенка.
Вместе с тем, семья в современных условиях, как никогда, требует как материальной, так и педагогической и культурологической помощи. Эту помощь в воспитании дошкольника ей призваны, в известной мере, предоставить дошкольные образовательные учреждения (далее – ДОУ).
Проблемами настоящего продиктована необходимость теснее интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить провозглашенный приоритет семейного воспитания, учитывая интересы, запросы и ценности, образовательно-культурный уровень, социальное и материальное положение семей. С этой целью работа дошкольных заведений должна направляться на активное привлечение семьи к участию в педагогическом процессе. Гармоничное взаимодействие дошкольного учреждения с семьей является залогом полноценности бытия ребенка, раскрытия и реализации его потенциала, выхода на новые орбиты социальной реальности.
Поэтому проблему отношений между семьей и ДОУ можно признать одной из важнейших в процессе воспитания дошкольников.
Данную проблему исследовали ученые в теории и практике социального воспитания детей в условиях разных социально-воспитательных институтов: И. Бех, A. Безпалько, А. Бойко, Р. Вайноли, И. Зверева, А. Капская, Н. Лавриченко, А. Макаренко, Л. Мищик, А. Мудрик, Р. Сережникова, В. Сухомлинский и другие. Основой для изучения проблемы социального развития дошкольников стали труды отечественных и зарубежных ученых: Л. Бондарь, Г. Ващенко, Л. Виготского, О. Киричука, С. Козловой, Л. Кольберга, О. Кононко, Т. Куликовой, Д. Леонтьева, Р. Овчаровой, Е Протасовой, Е. Помыткина, Е. Протасовой и др.
Особую значимость в контексте данной проблемы представляют работы Козловой С.А (дошкольная педагогика) и Куликовой Т.А. (семья и социальное развитие ребенка).
Российские и зарубежные ученые, исследуя процессы организации социально-педагогической работы во взаимодействии семьи и образовательных учреждений, выявляют факторы и раскрывают социально-педагогические условия социализации детей разного возраста. В то же время проявляется ряд вопросов, которые остаются нераскрытыми и нуждаются в решении. Поэтому тема дипломной работы: «Особенности взаимодействия ДОУ и семьи на современном этапе» является актуальной как в теоретическом, так и в прикладном аспектах.
Объект исследования: взаимодействие дошкольного учреждения с семьей.
Предмет исследования: особенности современных форм и методов взаимодействия дошкольного учреждения с родителями дошкольников.
Цель исследования: теоретическое обоснование традиционных форм взаимодействия ДОУ с семьей и внесение предложений по разработке и внедрению в практику работы ДОУ современных формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Согласно поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать актуальные проблемы взаимодействия ДОУ с семьей.
2. Проанализировать особенности организации системы взаимодействия семьи и педагогов ДОУ
3. Определить формы и принципы единства воспитательных воздействий ДОУ и семьи.
4. Раскрыть основные направления в работе ДОУ с родителями дошкольников.
5. Охарактеризовать современную методику взаимодействия ДОУ и семьи (на примере ДОУ № 916 г. Москвы).
6. Оценить уровни взаимодействия и сотрудничества воспитателей ДОУ № 916 г. Москвы и родителей воспитанников.
7. Разработать рекомендации по усовершенствованию организации взаимодействия семьи и ДОУ в процессе воспитания дошкольников
В процессе исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой взаимодействие ДОУ с семьёй, независимо от ее категории, будет эффективным при условии внедрения современных инновационных форм взаимодействия, в основе которых лежат принципы преемственности, доверия и открытости.
Структура исследования: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Список литературы ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольное детство – один из важнейших этапов в жизни ребенка. И очень важно в этот период правильно организовать все пространство, в котором находится ребенок. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. В настоящее время детские сады в России посещают 50% детей дошкольного возраста, и установление нового типа взаимосвязи детского сада и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного воспитания.
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.
Проблема сотрудничества воспитателей и родителей в настоящее время является актуальной как для ученых, так и для практиков, которые работают непосредственно с детьми ДОУ.
Решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную работу детского сада.
Работа дошкольного учреждения с родителями воспитанников нацелена на решение следующих задач:
 вызвать интерес родителей к познанию самих себя;
 дать возможность родителям через знакомство и овладение некоторыми психолого-педагогическими основами понять, что воспитание детей сложный и многогранный процесс, требующий ежедневных усилий со стороны не только педагогов, но и семьи.
 эффективно организовать общение с ребенком в семье;
 повысить самоценность родителей в глазах самих же родителей.
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
Основная цель всех форм и методов взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
Родители проявляют активность и высокую гражданскую ответственность, если отношения с педагогами строятся на открытости, доверии, сотрудничестве, взаимодействии.
Привлечение родителей к участию в образовательном процессе способствует повышению их общей педагогической культуры, предоставляет возможность лучше понять собственного ребенка, адекватно оценить его развитие, поведение и общаться с ним.
Согласованное скоординированное взаимодействие воспитателей, специалистов, администрации – залог эффективного взаимодействия с семьей, обеспечения системы работы, сбалансированности деятельности по педагогическому просвещению родителей, защите прав и законных интересов ребенка.
Семья оказывает на ребенка значительное воспитательное воздействие, ни один педагог не может сравниться в этом с родителями. Ребенок, получая первичную социализацию в семье, приобретает в дошкольном учреждении опыт: общения со сверстниками, сотрудничества с другими детьми и взрослыми, самостоятельной деятельности. Возможность развиваться творчески с помощью воспитателей. Воспитание в семье и работа педагогов в дошкольном учреждении дополняют друг друга, в результате чего ребенок получает гармоничное развитее.
В установлении контакта с родителями главная роль отводится педагогическому коллективу. Но, в тоже время, и родители должны проявлять активность и содействовать установлению положительных отношений с воспитателями.
Использование структурно-функциональной модели взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи по вопросам развития ребенка, состоящей из информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного блоков, позволяет наиболее эффективно использовать современные формы взаимодействия ДОУ с семьей.
Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. И с этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.
Таким образом, исходя из выше изложенного мы можем сказать что использование современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями, а тесное сотрудничество семьи и дошкольного учреждения действительно способствует воспитанию разносторонне развитых, физически и психически здоровых детей.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст]. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 78 с.
2. Авдеева, И. Н. Работа фасилитатора по созданию поддерживающих отношений в социальной сети клиента [Текст] / И. Н. Авдеева // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». – М. : Изд-во МГОУ. – № 4. – 2007. – С. 227-239.
3. Айрапетова, В. В. Актуальные проблемы воспитания [Текст] / В. В. Айрапетова // Педагогика. – 2008. – № 5.
4. Амонашвили, Ш. А. В школу с шести лет [Текст]. / Ш. А. Амонашвили– М., 1986. – 285 с.
5. Амонашвили, Ш. А. Как любить детей (опыт самоанализа) [Текст]. / Ш. А. Амонашвили. – М., 2010. – 112 с.
6. Амонашвили, Ш. А.Чтобы дарить ребенку искорку знаний, учителю надо впитать море света [Текст]. / Ш. А. Амонашвили. // Три ключа. 2010. Вып 12. – 114 с.
7. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья [Текст]. / Е.П. Арнаутова – М., «Академия», 2002. – 264 с.
8. Арнаутова, Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника [Текст] / Е. П. Арнаутова. - М.: Просвещение, 1994.- 92 с.
9. Баркан, А. Дети нашего времени [Текст] / А. Баркан.– М.: АСТ, Астрель, 2010. – 411 с.
10. Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст] : [учебное пособие] / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб. : Питер, 2007. – 304 с.
11. Василькова, Ю. В. Социальна педагогика [Текст]: курс лекций: учебное пособие/ Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. – 7-е изд., стер.. – М.: Академия, 2008. – 448 с.
12. Венгер, Л. А. Психология [Текст] : учебное пособие по специальностям “Дошкольное воспитание” и “Воспитание в дошкольных учреждениях” / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. – М. : Просвещение, 1998. – 336 с.
13. Ветохина, А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. [Текст]: Методическое пособие для педагогов. / А. Я Ветохина, З. С. Дмитренко, Е. Н. Краснощекова, С. П. Подопригора, В. К. Полынова, О. В. Савельева. – СПб.: «ООО Изд. «Детство-пресс», 2010. – 192 с.
14. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса [Текст] : Методические рекомендации / И. Букина // Материалы научно-практической конференции. - Ориенбург, 2003. - 321 с.
15. Взаимодействие детского сада и семьи в социальном развитии ребенка [Текст] : сб. науч. тр. / Департамент образования г. Москвы, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования г. Москвы "Моск. гор. пед. ун-т" (ГОУ ВПО МГПУ), Ин-т педагогики и психологии образования, Каф. дош. педагогики ; [ред. кол.: С. А. Козлова, Т. А. Куликова]. – М. : МГПУ, 2011. – 157 с.
16. Волкова, Т. В. Семейный детский сад в системе государственного дошкольного воспитания и образования [Текст]: Метод. пособие для работников дошкольных образоват. учреждений / Т. Волкова, А. Червова. – М. : Обруч, 2011. – 256 с.
17. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада /Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др., Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М., 1989.
18. Гуз, А. А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи [Текст]: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образвания/ А. Гуз – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2007. – 191 с.
19. Гумницкая, А. В. Психологическая культура в детско-родительских отношениях [Текст]: Автореф. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. / А. В. Гумницкая.– СПб., 2006.– 22 с.
20. Далинина, Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей [Текст] / Т. Далинина. // Дошкольное воспитание. 2000. № 1. – С. 41-49.
21. Деркунская, В. А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников [Текст] / В. А. Деркунская // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 5, с. 49 – 51.
22. Детский сад и семья [Текст] / Н. Ф. Виноградова, Г. Н. Година, Л. В. Загик и др.; Под ред. Т. М. Марковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 207 с.
23. Дошкольное образование [Текст] : Словарь терминов / Составитель Виноградова Н.А. – М.: Айрис-пресс, 2005.– 400 с.
24. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития [Текст] / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. – М.: Линка-Пресс. – 2006. – 224 с.
25. За единство принципов воспитания детей в дошкольном учреждении и семье [Текст]: Из опыта работы. / Сост.: Р. А. Маркова, Л. Г. Емельянова и др.; / Под ред. Ф. А. Курбатовой. – М. Просвещение, 1982. – 176 с.
26. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и дошкольное воспитание [Текст] : Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведен. / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. – М.:Академия, 2001. – 160 с.
27. Зимонина, В. Н. Воспитание ребенка-дошкольника [Текст]. / В. Н. Зимонина – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с.
28. Каруле, А. Я. Обучение шестилетних детей в школе [Текст] : Из опыта работы подготовительных классов. / А. Каруле – М.: Наука, 2001. – 93 с.
29. Ковалевская, А. В. Психолого-педагогическая помощь детям, находящимся в социально опасном положении [Текст] / А. В. Ковалевская, З. Н. Ганчарик. – Минск: Зорны Верасок, 2010. – 271 с.
30. Козлова, А. В. Работа ДОУ с семьей [Текст] : Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. / А. В. Козлова., Р. П. Дешеулина – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 112 с.
31. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: Учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. Заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 416 с.
32. Козлова, С.А. Социальное воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста в условиях семьи и учреждений общественного воспитания [Текст] / С. А. Козлова // Взаимодействие детского сада и семьи в социальном развитии ребенка : сб. науч. тр. / ГОУ ВПО МГПУ, Ин-т педагогики и психологии образования, Каф. дош. педагогики ; [ред. кол.: С. А. Козлова, Т. А. Куликова]. – М., 2011. – С. 7–13.
33. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы детей [Текст]. / Е. Кравцова. – М : Педагогика, 1991. – 152 с.
34. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашние воспитание [Текст] : учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т.А. Куликова. – 2-е изд. – М. : Академия, 2004. – 361 с.
35. Куликова, Т.А. Семья и социальное развитие ребенка [Текст] / Т. А. Куликова // Взаимодействие детского сада и семьи в социальном развитии ребенка : сб. науч. тр. / ГОУ ВПО МГПУ, Ин-т педагогики и психологии образования, Каф. дош. педагогики ; [ред. кол.: С. А. Козлова, Т. А. Куликова]. – М., 2011. – С. 13–25
36. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения [Текст] : в 8 т. / А. С. Макаренко. – Т. 4. – М. : Педагогика, 1984. – С. 13-363.
37. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми [Текст]. / И. М. Марковская. – СПб.: ООО Изд-во «Речь», 2002. – 150 с.
38. Млодик, И. Ю. Современные дети и их несовременные родители, или О том, в чем так непросто признаться [Текст] / И. Ю. Млодик.– М.: Генезис, 2011. – 232 с.
39. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей [Текст] / Т. С. Лобанок. – 2-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2003.
40. О воспитании дошкольников в семье [Текст] : вопросы теории и методики. Сост. Т. А. Маркова, Л. Ф. Островская. – М. : Педагогика – 1983. – 318 с.
41. Овчарова, Р. В. Психология родительства [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. В. Овчарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 368 с.
42. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : около 65000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. – 26-е изд., перераб. и доп. – М.: Оникс, 2008. – 735 с.
43. Панько, Е. А. Психология личности и деятельности педагога дошкольного образования [Текст] : Монография. / Е. А. Панько. – Мн.: БГПУ, 2005. – 231 с.
44. Пониманская, Т. И. Дошкольная педагогика [Текст] / Т. И. Пониманская. – К. : «Академвидав», 2008. – 456 с.
45. Пралеска: программа дошкольного образования [Текст] / Е. А. Панько и др. – 2-е изд. – Минск: НИО; Аверсэв, 2010. – 320 с.
46. Протасова, Е. Ю. Интеркультурная педагогика младшего возраста [Текст] / Е. Ю. Протасова, Н. М. Родина. – М.:ФОРУМ, 2011. – 397с.
47. Развернутое перспективное планирование по программе "Радуга". Старшая группа [Текст] / авт.– сост. С. В. Шапошникова. – Волгоград: Учитель, 2010.–124 с.
48. Рудакова, Н. Н. Педагогика Марии Монтессори: История и современность [Текст] : Учебное пособие. / Н. Н. Рудакова; Псков. гос. пед. ун-т им. С. М. Кирова. – Псков:ПГПУ, 2010. – 228 с.
49. Семенова, Е. М. Психологическое здоровье ребенка и педагога [Текст] : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. М. Семенова, Е. П. Чеснокова.– Мозырь: Белый ветер, 2010.– 174 с.
50. Сластенин, В. А. Общая педагогика [Текст] : [учебное пособие] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. – М. : Владос, 2003. Ч. 2. – 2003. – 256 с.
51. Слободчиков, В. И. Проблема научного обеспечения инновационной деятельности в образовании (Концептуальные основы) [Текст] : научное издание / В. И. Слободчиков. – Киров : КОГУП, 2003. – 186 с.
52. Современная семья: состояние, тенденции развития [Текст] : материалы X город. научно-практ. конф.(14 марта 2008 г.) / [ред. кол.: С. А. Козлова, Т. А. Куликова (отв. ред.), Н. П. Флегонтова]; Правительство Москвы, Департамент образования г. Москвы, ГОУ ВПО Моск. гор. пед. ун-т, Фак. дошк. педагогики и психологии, Ин-т ин. яз., Каф. грамматики и истории англ. яз. – М. : МГПУ, 2009. – 218 с.
53. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду [Текст] : справочно-методические материалы / сост. Н. Б. Вершинина, Т. И. Суханова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 112 с.
54. Сыромятникова, Л. М. Активные формы сотрудничества дошкольного учебного заведения и семьи по вопросам развития и становления личности ребенка [Текст] / Л. М. Сыромятникова // Практическая психология и социальная робота // Научно-практический и образовательно-методический журнал. – №11, 2008. – С. 49-59
55. Фельдштейн, Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития [Текст] / Д. И. Фельдштейн // Мир психологии.– № 2 (62). – 2010.– С. 206-221.
56. Шаршова, Н. Сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка [Электронный ресурс] / Н. Шаршова // Работа с родителями. – 2009. – Режим доступа: http://www.detskiysad.ru / fizvos/sotrudnichestvo.html.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
3000





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.