У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Особенности материнско-детских отношений в разведенных семьях
Количество страниц 92
ВУЗ Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
Год сдачи 2013
Бесплатно Скачать 29764.doc 
Содержание ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Психическая сущность «отношения»
1.2. Понятие детско-родительских отношений
1.3. Специфика материнско-детских отношений
1.4. Развод, как определяющий фактор материнского отношения..
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МАТЕРИНСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗВЕДЕННЫХ СЕМЬЯХ
2.1 Общая характеристика экспериментальной выборки и
методов исследования
2.2 Анализ полученных результатов и их интерпретация
2.3 Коррекционная программа, направленная на оптимизацию материнско-детских отношений в разведенных семьях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
ВВЕДЕНИЕ


В современных условиях социально-экономического развития общества, семья в традиционном понимании, теряет свою важность, значимость, слабеют внутрисемейные связи в нашей стране.
Материнско-детские отношения оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Развод родителей влияет на отношения матери и ребенка. Больше всего дети боятся, что они не смогут больше общаться с отцом или матерью, с бабушкой или дедушкой, с родственниками и друзьями, к которым они привыкли с младенчества. Дети опасаются грядущих изменений в их жизни. Ведь им, вероятно, придется приспосабливаться к другому режиму дня, к другим домашним обязанностям. Иногда испытанное ребенком ощущение потери одного из родителей, перерождается в страх потери и второго. Дети перестают чувствовать себя в опасности, их волнует, кто будет о них заботиться.
Споры и напряженность в отношениях родителей приводят к тому, что дети начинают чувствовать свою вину за происходящее в доме. А попытки каждого из взрослых привлечь детей на свою сторону ведут к тому, что дети перестают доверять обоим родителям и чувствуют себя полностью одинокими.
Актуальность работы. Распад семьи является острой проблемой современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей, которые воспитываются в неполных семьях, где воспитателем является мать. Жизнь и условия воспитания ребенка без отца откладывают отпечаток материнско-детские отношения, которые имеют свою специфику и отличаются от отношений матери к ребенку в полной семье. Даже если мать старается восполнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, она в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. Актуальность темы исследования материнско-детских отношений в разведенных семьях, обусловлена тем, что материнско-детские отношения отражаются на особенностях личностного развития ребенка, его эмоциональном самочувствии, самооценке, отношении к окружающим людям.
Исследования свидетельствуют об изменении материнско-детские отношения после развода. Факт развода вызывает такие тяжелые последствия, как неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении. Однако вопрос о том, являются ли эти отклонения временными или сохраняются спустя несколько лет после расторжения брака, остается открытым.
Проблемы материнско-детские отношения получили свое развитие в трудах таких ученых как: Аронс К., Акерман Н., Валлерштейн Дж.В., Голод С.И., Дружинин В.Н., Келли Дж.В., Ковалев А.Г., Маслоу А., Раттер М., Харчев А.Г., Целуйко В.М., Фигдор Г., Фромм Э. и др. Однако данная тема не достаточно изучена и ее значимость состоит в необходимости выявления особенностей материнско-детские отношения, их влияния на дальнейшее развитие ребенка.
Рассмотрев все выше изложенные факты, можно с уверенностью говорить о том, что такая проблема, как материнско-детские отношения требует рационального управленческого решения и является актуальной для современности.
Объектом исследования является: отношения, как система индивидуальных избирательных связей личности с разными сторонами объективной действительности.
Предмет исследования: стиль материнско-детских отношений в разведенных семьях.
Цель исследования: выявить и изучить особенности материнско-детских отношений в разведенных семьях.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные концептуальные подходы к проблеме изучения отношений в психологии;
2. Рассмотреть содержание детско-родительских отношений,
3. Определить факторную обусловленность материнско-детских отношений.
4. Охарактеризовать особенности материнско-детских отношений в разведенных семьях;
6. Сравнить особенности материнско-детских отношений в сетьях в состоянии развода 1 год и 3 года;
7. Разработать коррекционную программу, направленную на оптимизацию материнско-детских отношений в разведенных семьях.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют особенности материнско-детских отношений в разведенных семьях, которые проявляются в доминировании типов материнско-детских отношений «симбиоз» и «гиперсоциализация».
Теоретико-методологической основой исследования послужили:
- концепции В.Н. Мясищева, где отношения рассматриваются как система индивидуальных избирательных связей личности с разными сторонами объективной действительности.
- положение Л.С. Выготского о том, что аффективный характер отношений ребенка к среде следует рассматривать в виде переживания. Переживаемые эмоциональные состояния в неблагоприятных ситуациях могут стать особым видом личностных нарушений, важной чертой которых является их обратимость и коррегируемость;
- идеи Карабановой О.А., Спиваковской А.С. о детско-родительских отношениях, как отношениях, обеспечивающих ребенку условия для формирования целостной личности, важной характеристикой которой является обретенная идентичность;
- модель материнства и ее соотношение с семейной и культурной
моделями Филипповой Г.Г. раскрывающая материнское отношение как оценку самой матерью отношения к себе, рефлексия степени удовлетворенности матери своим материнством.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ психологической литературы по проблеме исследования особенностей материнско-детских отношений в разведенных семьях.
2. Эмпирические методы:
­ Тест «Рисунок семьи» (Хоментаускас Г.Т.)
­ Методика исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений Рене Жиля.
­ Методика диагностика родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).
3. Интерпретационно-описательные методы исследования представле-ны количественным и качественным анализом полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления о взаимосвязи между типами материнско-детских в разведенных семьях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами была выявлены особенности материнско-детских отношений в разведенных семьях, соотнесены друг с другом и интегрированы в целостную систему результаты психологических и педагогических исследований, связанных с этой проблемой, а так же систематизированы имеющиеся данные по этой проблеме с целью использования их для решения задач практической деятельности. Изучение проблемы детско-родительских отношений позволит уменьшить недопонимание между родителями и детьми, в неполных семьях.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается использованием методик, адекватных целей и предмету исследования, количественным и качественным анализом эмпирического
материала, а так же методологической базой исследования.
Структура дипломной работы состоит из титульного листа, введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения
Список литературы БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009. - № 4. - Ст. 445.
2. Алфеева, Е.В. Особенности работы психолога с семьёй / Е.В. Алфеева. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2000. – 60 с.
3. Боровикова, Н. В. Тренинг зрелого отцовствования и материнствования / Н. В. Боровикова, www.rusmedserv.com/psychpregn/tr2.htm/
4. Варга, А.Я., Столин, В.В. Тест родительского отношения. Психологические тесты. / Ред. А.А.Карелин. - М., 2001, Т.2., С.144-152.
5. Гребень, Н. Ф. Психологические тесты для профессионалов / Н. Ф. Гребень. – Минск: Соврем. шк., 2007. – 496 с.
6. Гурко, Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях / Т.А. Гурко // Социс, 2009.- №11. - С. 72-79.
7. Елизаров, А.Н. Анализ предразводной ситуации в психологическом консультировании / А.Н. Елизаров // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2008. - №1. - С. 36 - 44.
8. Елизаров, А.Н. Разработка интерактивной методики по психологическому консультированию семьи / А.Н. Елизаров // Фундаментальные исследования в области гуманитарных наук: Конкурс грантов 2002 года: Сборник рефератов избранных научно-исследовательских работ. Книга 1 / Под ред. Б.В. Емельянова. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2005. - С. 139 - 142.
9. Елизаров, А.Н. Психологический смысл, предмет и задачи консультативной психологии / А.Н. Елизаров // Вестник психосоциаль-ной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2004. – №2. - С. 23.
10. Ермолаева, О. Ю. Математическая статистика для психологов / О.Ю. Ермолаева. 4-е издание испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2006. -210 с.
11. Жигалин, С.С. Анализ экспериментального исследования родительских позиций в семьях подростков / С.С. Жигалин //Семья и будущее России: Материалы международной научно-практической конференции».- Екатеринбург, 2004. - С.22-25.
12. Журавлев, А.Л. История отечественной и мировой психологической мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее: Материалы международной конференции по истории психологии «IV московские встречи», 26 - 29 июня 2006 г. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2006. С. 346-352.
13. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / В.И. Загвязинский, Р.А. Атаханов. – М.: Академия, 2003.- 208 с.
14. Истратова, О.Н., Эксакусто, Т. В. Справочник психолога средней школы /О.Н. Истратова Т. В. Эксакусто - Изд. 5-е. - Ростов н./Д.: Феникс, 2008. – 415 с.
15. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2010. - 320 с.
16. Карабанова, О.А. Диагностика родительских отношений. Методическое пособие. / О.А. Карабанова. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 210 с.
17. Карелина, А.А. Психологические тесты / Под редакцией А.А. Карелина: В 2 т. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. - т. 1. – 415 с.
18. Кривцова, С. В. Сценарий тренинга педа¬гогической эффективности. Учебное пособие / С.В. Кривцова, Р.А. Мухаматулина - М.: ПЦ «Инсайт», 2010. – 418 с.
19. Калинин, С.И. Компьютерная обработка данных для психологов / С.И. Калинин. - СПб.: Речь, 2004. – 185 с.
20. Кошелева, А.Д. Диагностика и коррекция материнского отношения / А.Д. Кошелева - М.: НИИ Семьи, 1997. – 255 с.
21. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). Учебное пособие, 4-е изд-во / И. Ю. Кулагина - М.:«УРАО», 2008. - 318 с.
22. Лидерс, А.Г. О культуре публикации психодиагностических методик / А.Г. Лидерс // Психологическая диагностика, №2, 2004. – С. 27.
23. Лидерс, А. Г. Основы возрастно-психологического консультирования: Учеб¬но-методическое пособие для студентов фак. психол. гос. ун-ов / Г. Б. Андриющенко, Т. В. Бурменская, Н. И. Евсикова, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере, Н. С. Филиппенкова. Под ред. А. Г. Лидерса. - М.: Изд-во Моск. университета, 2008. - 420 с.
24. Лихачёв, Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК - 4-е изд., перераб. и доп. / Б.Т. Лихачёв - М.: Юрайт, 2003. - 523 с.
25. Малкина-Пых, И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / И.Г. Малкина-Пых. - Эксмо, 2008. – 85 с.
26. Маклаков, А. Г. Общая психология. Учебное пособие / А.Г. Маклаков - СПб.: Питер, 2002. – 425 с.
27. Морозова, О.П. Педагогический практикум: Учебные задания, задачи и вопросы. Учебное пособие для студентов высших пед. учебн. Заведений / О.П. Морозова - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.
28. Мудрик, А.В. Социальная педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластёнина.- 4-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 200 с.
29. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология разви¬тия, детство, отрочество. Учебное пособие для вузов /В.С. Мухина - М.: «Академия», 1997. – 315 с.
30. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А.Д. Наследов - СПб. : Речь, 2004. – 315 с.
31. Немов, Р. С. Психоло¬гия. Учеб. для студентов высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - 4-е изд. / Р.С. Немов - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 512 с.
32. Овчарова, Р. В. Психология родительства / Р. В. Овчарова. – М.: Академия, 2005. – 210 с.
33. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие / А.А. Осипова. - М.: Сфера, 2002 - 510 с.
34. Осницкий, А.К. Выявление проблем ребенка и родителей с помощью методики Рене Жиля / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. М. - 1997. - №1. - С. 55-62.
35. Программное обеспечение для статистического анализа данных Пакет STATISTICA Neural Networks.
36. Реан, А.А.Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для пси¬хологов, педагогов, родителей / А.А. Реана. - СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – 210 с.
37. Радугина, А.А. Психология и педагогика / А.А. Радугина. – М.: Центр, 2003. – 385 с.
38. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в об-разовании: Учебное пособие / Е. И. Рогов. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. – 315 с.
39. Русаков, А.А. Методы математической статистики и анализ данных психолого-педагогических исследований. Практический курс / А.А. Русаков, Ю.И. Богатырева - Тульский Государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого - Тула, 2004. – 210 с.
40. Рабинович, П.Д. Зависимость успеваемости студентов от их характелогических особенностей / П.Д. Рабинович, М.П. Нуждина // Вопросы психологии. – 1991. - №6. – С.28.
41. Романко, В. К. Курс теории вероятностей и математической статистики для психологов / В. К. Романко. - М.: Московский городской психолого-педагогический институт, 2000. – 382 с.
42. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Социально-психологический центр, 2001. – 310 с.
43. Сластёнин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших пед. учебн. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под. ред. В.А. Сластёнина. – 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 576 с.
44. Спиваковская, А.С. Популярная психология для родителей: 2-е изд., исправл. / Под ред. А.С. Спиваковской - СПб.: Союз, 1997. – 315 с.
45. Спиваковская А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций // Семья и формирование личности. - М., 1981. - С. 38-44.
46. Столин, В. В. Психологические основы семейной терапии / В.В. Столин // Вопросы психологии. - 1982. - № 4. - С. 104-115.
47. Смирнов, С.Л. Педагогика: педагогические теории, системы. Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведении / С.Л. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; Под ред. С.Л. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 512 с.
48. Фигдор, Г. Дети разведенных родителей. - М., 1995
49. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. / И.Ф. Харламов - М.: Гардарики, 2003. - 519 с.
50. Филиппова, Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии / Г.Г. Филиппова // Вопросы психологии. – 2001. - № 2. - С. 24 - 35.
51. Филиппова, Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие / Г.Г. Филиппова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 240 с.
52. Филиппова, Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход / Г.Г. Филиппова // Психологический журнал. – 2003. - № 5. - С. 81 - 88.
53. Хоментаускас Г.Т. Отражение межличностных отношений в диагностическом рисунке семьи. Диссертация. – М.; 1984. – 165 с.
54. Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребенка / Г.Т. Хоментаускас - М.: Педагогика, 1989. - 156 с.
55. Чепиков, В.Т. Педагогика. Краткий учебный курс. / В.Т. Чепиков . - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 173 с.
56. Целуйко, В.М. Неполная семья. / В.М. Целуйко. - Волгоград, 2000. – 368 с.
57. Карелин, А.А. Психологические тесты / Под. Ред. А.А. Карелина: В 2 т. М. 2000. Т. 2. – 285 с.
58. Янина, Амос. Мои чувства. Развод / Амос Янина - М.: МАК Медиа, 2010. – 110 с.
59. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. 6-е издание - М.: Наука, 2008. http://psylib.org.ua/books/andrg01/txt14.htm
60. Поляковская С.Е. Управление эмоциями. Психология отношений.// ttp://www.sunhome.ru/psychology/12774
61. Ротенберг, В. Самовосприятие и психологические механизмы зависимых отношений // http://www.rjews.net/v_rotenberg/zavisim-otnoch.html
62. Изотова, Е.И.. Эмоциональная сфера ребенка. Коррекция детско-родительских отношений // http://www.psyinst.ru/seminar.php?id=112
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1800
Скачать бесплатно 29764.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.