У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии
Количество страниц 50
ВУЗ МГТУ
Год сдачи 2013
Содержание СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ 5
1.1. Развитие коммуникативных умений и навыков в старшем дошкольном возрасте 5
1.2. Психолого-педагогические исследования роли сказки в развитии коммуникативных умений детей 13
1. 3. Сказкотерапия как средство активизации речевого развития старших дошкольников 18
РАЗДЕЛ II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ СКАЗКОТЕРАПИИ 29
2.1. Диагностика развития коммуникативных умений старших дошкольников 29
2.2. Коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие коммуникативных умений старших дошкольников и проверка ее эффективности 37
2.3. Исследование эффективности сказкотерапии при формировании коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ







ВВЕДЕНИЕ

Коммуникативные умения – важное условие формирования личности ребёнка-дошкольника. Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем психологии и педагогики. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Эмоциональное и речевое общение со взрослыми часто заменяют средства массовой информации, телевидение. В дошкольном возрасте из-за проблем общения могут возникнуть задержки речевого развития, замкнутость, агрессивность.
Сформированные же коммуникативные умения позволяют детям справиться с неблагоприятной ситуацией, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности.
Следовательно, в воспитательно-образовательной и коррекционной работе психологов и педагогов более пристальное внимание должно быть уделено решению задач развития коммуникативных умений.
Большие возможности в этом плане имеет использование возможностей сказки как жанра, который наиболее доступен и интересен для детского восприятия. Сказкотерапия, то есть лечение и влияние сказкой, является самым древним психологическим и педагогическим методом. Сегодня под сказкотерапией мы понимаем способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека.
Сказкотерапия как направление в психологии переживает настоящий бум популярности. Появляются многочисленные статьи в газетах и журналах, теле- и радиопередачи. Однако применение сказкотерапии в развитии коммуникативных умений и коррекционной работе требует очень чуткого и знающего руководства со стороны взрослого, так как предполагает вмешательство во внутренний мир ребенка, правильное использование форм и методов работы. Вопросы сказкотерапии требуют детального изучения и развития как направления психологии.
Цель дипломной работы: теоретически обосновать и практически проверить развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста посредством метода сказкотерапии.
Задачи научной работы:
• исследовать развитие коммуникативных умений детей в старшем дошкольном возрасте;
• проанализировать историю изучения воздействия метода сказкотерапии на формирование и коррекцию речевых умений и его основные принципы;
• составить коррекционно-развивающую программу с использованием сказкотерапии, направленную на развитие коммуникативных способностей дошкольников;
• определить эффективность разработанной программы в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: использование метода сказкотерапии может способствовать развитию коммуникативных умений у старших дошкольников.
Объект исследования научной работы – процесс формирования коммуникативных умений у старших дошкольников.
Предметом выступает метод сказкотерапии.
Методы исследования: теоретические – изучение, анализ психолого-педагогической литературы по данной теме; практические – разработка и внедрение коррекционно-развивающей программы с использованием сказкотерапии, анализ эффективности разработанной программы для развития и коррекции речевого общения.
Список литературы ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Проблема формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста рассматривалась в работах многих известных психологов и педагогов, но современные темпы развития общества требуют применения новых методов ее решения.
2. Коммуникативные умения включают в себя важные стороны общения как вида деятельности, формирование осознанности поведения и его культуры, умения общаться и выражать свои мысли по отношению к взрослым и сверстникам. Для комплексного формирования речевых умений нами был определен метод сказкотерапии.
3. Сказкотерапия — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний [12]. Применение сказкотерапии приносит высокую эффективность в формировании коммуникативных умений и преодолении проблем в общении, что подтвердили результаты проведенного нами эксперимента по внедрению коррекционно-развивающей программы «Страницами сказок Шарля Перро».
4. Результаты исследования показали, что у старших дошкольников экспериментальной группы детского сада существенно повысились показатели понимания ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия, состояния сверстника, способов выражения своего отношения ко взрослому и к сверстнику; осознанности мотивов общения, культуры поведения.








СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анцупова Г.Л. Давай поиграем! - Ростов на Дону, 2000. - 54 с.
2. Бабаева Т.И. Игра в социокультурном развитии дошкольников// Игра и дошкольник: развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сб/ под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. СПб.: Детсво-Пресс, 2004, с 3-15.
3. Вачков И. В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И. В. Вачков. — М. : Эксмо, 2007. — 416 с.
4. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.: ил.
5. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
6. Гнездилов А. В. Авторская cказкотерапия. Дым старинного камина. Сказки доктора Балу. – С. Пб., 2003.
7. Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб.: Речь, 2003. — 400 с.
8. Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. — М.: Логос, 2003. — 248 с.
9. Детская художественная литература / Сборник сказок. – М.: Дрофа-Плюс, 2003.
10. Ермолова Т. «Для чего ребенку нужны друзья» // Обруч. – 2002. – № 5. – С. 18-20.
11. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. - СПб.: ООО "Речь", 2006. - 208 с.
12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: ООО "Речь", Санкт-Петербург, 2000. - 310 с.
13. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. Проективная диагностика в сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2003.
14. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. - СПб.: ООО "Речь", 2006. - 176 с.
15. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
16. Кравцова Е., Бережковская Е. Ребенок внутри общения // Дошкольное образование. – 2005. - № 3.
17. Кудзилов Д. Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии / Д. Б. Кудзилова, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб. : Речь, 2003. — 146 с.
18. Махортова Г. Х. Расскажи историю. Проективная методика исследования личности ребенка. – М.: Когито-центр, 2001.
19. Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка /Пер. с англ. Т.К. Кругловой. - М.: Независимая фирма «Класс» (Библиотека психологии и психотерапии) - 92 с.
20. Михальченко К. А. История развития и значение сказкотерапии как направления практической психологии // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 42-45.
21. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. / Под ред. Лисиной М.И. – М., 2009.
22. Панфилова М. А. Игротерапия общения. – М., 2000.
23. Пономарева В.И. Там, на неведомых дорожках... Из практики сказкотерапии. – М.: Альма Матер, 2008.
24. Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
25. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.— 224 с.
26. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. — М.: Лабиринт, 2001. – 192 с.
27. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. Рузской А.Г. – М., 2009.
28. Разум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. – СПб, 2007. – С. 76-85.
29. Родари Джанни. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М.: Прогресс, 1990.
30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – С.-Пб.: Питер, 2002. – 720 с.
31. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. – М., 2000.
32. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 2002.
33. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. — М.: Эксмо-пресс, 2001; 2005. — 224с.
34. Соколов Д. Школа сказкотерапии на лесной поляне, первый класс. М.: Класс, 2008.
35. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
36. Тищенко В. А. Коммуникативные умения: к вопросу классификации // Казанский педагогический журнал. – 2008. - № 2. – С. 14 – 23.
37. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
38. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. - М.: Издательство ACT, 2000. - 464 с.
39. Фон Франц М-Л. Феномены Тени и зла в волшебных сказках. М.: Независимая фирма «Класс», 2010.
40. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений.- Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 256 с.: ил.
41. Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. - СПб.: ООО "Речь", 2002 - 168 с.
42. Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 208 с.
43. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы. М.: Академический проект, 2007.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1500





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.