У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Развитие способности к сопереживанию у детей старшего дошкольного возраста
Количество страниц 93
ВУЗ МГУ
Год сдачи 2014
Содержание СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ К СОПЕРЕЖИВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………..…8
1.1 Способность к сопереживанию как показатель развития личностной системы ребёнка…………………………………………………………....8
1.2 Особенности развития социальной перцепции старших дошкольников……………………………………………………………..14
1.3 Развитие эмоционально-волевой сферы старших дошкольников…21
1.4 Самосознание и межличностные отношения как фактор формирования способности к сопереживанию…………………………30
ГЛАВА ІІ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К СОПЕРЕЖИВАНИЮ…………………………………….37
2.1 Организация и методы исследования………………………………..37
2.2 Модель формирования способности к сопереживанию старших дошкольников с помощью средств художественной литературы……..45
2.3 Исследование эффективности эксперимента……………………….50
2.4 Методические рекомендации по применению модели формирования способности к сопереживанию…………………………60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….71
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….76








ВВЕДЕНИЕ

Актуальность теми дипломной работы заключается в том, что развитие сопереживания представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений и способности управлять своими чувствами, переживаниями.
Согласно содержанию Государственного стандарта образования Российской Федерации и требованиям времени, одним из ведущих приоритетов образования является национально-нравственное воспитание детей. Это является значимым, так как развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Современная педагогическая теория и практика уделяют большое внимание воспитанию межличностных отношений, развитию способности ребенка управлять своими чувствами, переживаниями (Е.В. Бондаревская).
Одна из наиболее трудных и сложных задач воспитания – научить ребенка «видеть и чувствовать людей». Умение сопереживать близким и чужим - это способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, проникать в их внутренний мир, делая их частью своей личности (В.В. Абраменкова, Л.П. Стрелкова).
В этой связи целесообразно обращение к старшему дошкольному периоду детства (6-7 лет), благоприятному для нравственного развития ребёнка, во многом предопределяющему будущий нравственный облик человека. Научные исследования учёных Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Ю.Б. Гиппенрейтер, М.И. Лисиной, Н.И. Непомнящей, Е.О. Смирновой, В.А. Сухомлинского свидетельствуют о том, что данный период является исключительно благоприятным для эмоциональных переживаний, которые играют роль первых «толчков» в развитии способностей детей при взаимодействии со сверстниками, взрослыми и живыми объектами природы.
Проблема воспитания и развития способности к сопереживанию у детей старшего дошкольного возраста принадлежит к числу наиболее важных в детской психологии и педагогике. В современной психолого-педагогической литературе исследовалась проблема проявления и развития эмпатии у взрослых (Г.И. Метельский, Т.Х.Шингаров, Е.В.Субботский), у детей школьного возраста (Т.П.Гаврилова, В.Н. Лозоцева, Т.А. Немчин и др.), у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (Е.Р. Овчаренко). Таким образом, гораздо меньше исследований было посвящено изучению этой проблемы в дошкольном возрасте. Вместе с тем именно в старшем дошкольном возрасте, когда закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности, важно определить эффективные пути развития у детей сопереживания к другим людям и живой природе.
Анализ теоретических наработок и образовательной практики позволяет сделать вывод о том, что проблема создания воспитательно-образовательного пространства, ориентированного на развитие способности к сопереживанию у детей 6-7 лет остаётся на сегодняшний день актуальной, теоретически и практически значимой, и вместе с тем, не до конца изученной, что и явилось стимулом в выборе темы исследования.
Анализ существующей практики эмоционально-нравственного воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях свидетельствует об отсутствии целостной системы развития способностей к сопереживанию у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, возникает определенное противоречие между требованиями, складывающимися в парадигме гуманистического образования и отсутствием эффективной технологии организации процесса развития способностей к сопереживанию у детей старшего дошкольного возраста.
Данное противоречие определило проблему нашего исследования: осмысление теоретических основ построения педагогического процесса, позволяющего развивать способности к сопереживанию у детей старшего дошкольного возраста.
Проблема обусловила выбор темы исследования: «Развитие способности к сопереживанию у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования – процесс воспитания сопереживания детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является совокупность педагогических условий, способствующих развитию способности к сопереживанию у детей 6-7 лет.
Целью исследования дипломной работы является изучение теоретических аспектов и разработка практических рекомендаций по совершенствованию развития способностей сопереживания у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из поставленной цели, нами определены следующие задачи исследования:
 систематизировать научные представления о понятии «способность к сопереживанию» как показателю развития личностной системы ребёнка;
 выяснить особенности развития социальной перцепции старших дошкольников;
 проанализировать развитие эмоционально-волевой сферы старших дошкольников;
 проанализировать теорию и практику самосознания и межличностных отношения как факторов формирования способности к сопереживанию;
 раскрыть основные аспекты организации и методов исследования;
 рассмотреть модель формирования способности к сопереживанию старших дошкольников с помощью средств художественной литературы;
 оценить исследование эффективности эксперимента;
 разработать методические рекомендации по применению модели формирования способности к сопереживанию.
В соответствии с объектом, предметом, целью и задачами исследования была выдвинута гипотеза исследования – развитие способности к сопереживанию у детей старшего дошкольного возраста будет реализовываться эффективно, если:
1. Будет изучена психолого-педагогическая литература о сущности понятия «способность к сопереживанию» и рассмотрены особенности развития способности к сопереживанию у детей старшего дошкольного возраста.
2. Основным педагогическим средством в процессе развития способности к сопереживанию старших дошкольников будут выступать средства художественной литературы.
3. Будут определены уровни развития способности к сопереживанию у детей 6-7-летнего возраста.
4. Будет разработана и практически реализована модель формирования способности к сопереживанию старших дошкольников с помощью средств художественной литературы.
В ходе решения задач исследования и проверки достоверности выдвинутой гипотезы использовались следующие группы методов исследования: 1) группа теоретических методов: теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме; 2) группа эмпирических методов: использование серии методик для диагностики проявлений сопереживания; наблюдение; педагогический эксперимент; качественный и количественный анализ результатов диагностических методик.
Этапы исследования:
Первый этап – теоретический анализ проблемы, формулировка категориального аппарата, отбор и адаптация диагностических методик, апробация отдельных педагогических средств, направленных на развитие способности к сопереживанию.
Второй этап – разработка модели формирования способности к сопереживанию старших дошкольников с помощью средств художественной литературы, организация и проведение формирующего этапа исследования.
Третий этап – итоговая обработка и систематизация результатов экспериментальной работы, формулировка выводов.
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад № 524 (ГБОУ детский сад № 524).
Научная новизна исследования: выявлена сущность понятия «способность к сопереживанию» у человека, как теоретическая основа для развития способности к сопереживанию у детей старшего дошкольного возраста; разработана теоретическая модель процесса развития способности к сопереживанию у детей 6-7 лет средствами художественной литературы;
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: выявлены и научно обоснованы педагогические факторы, условия, предпосылки, способствующие развитию способности к сопереживанию у детей старшего дошкольного возраста, определены критерии эффективности её развития; теоретически доказана эффективность развития способности к сопереживанию средствами художественной литературы; определены и обоснованы принципы применения теоретических положений на практике.
Исследование имеет практическую значимость: научно обоснованные рекомендации по организации педагогических условий эффективного развития процесса способности к сопереживанию могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Список литературы ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В дошкольном возрасте дети очень любят слушать художественные произведения, так как они раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы окружающих людей. У них формируются гуманные чувства, способность проявлять участие и заботу, различать несправедливость. А именно этих качеств так не хватает в современном мире.
Художественную литературу можно расценивать как наиболее доступный вид искусства, способствующий эмоциональному развитию детей. Чтение ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное время провождения, как приятное доступное ребёнку занятие; напротив, - это очень существенное средство развития в ребёнке тонкого понимания внутреннего эмоционального мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в будущем.
Художественный потенциал детской литературы очень велик, но, изучив научную и специальную литературу по данной теме, можно сделать вывод, что детские сказки, рассказы, стихи, потешки, загадки для развития способности к сопереживанию у детей старшего дошкольного возраста используются редко, хотя литература является действенным средством для развития эмоционального мира детей.
В период дошкольного детства значительно обогащается содержание эмоциональной сферы ребёнка, происходит не только развитие представлений о том, как нужно себя вести в определённой ситуации, но и начинает своё развитие воля.
Формирование эмоций и чувств, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка: меняются его взгляды на мир и отношения к окружающим. Способность ребёнка познавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, её необходимо развивать. Действенным средством для этого является художественная литература.
Проведённое в дипломной работе исследование позволило доказать правомерность выдвинутой нами гипотезы. Разработанные и реализованные в процессе опытно-экспериментальной работы педагогические условия и критерии степени выраженности способности к сопереживанию у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы доказали свою состоятельность.
В заключении представлены основные выводы, позволяющие утверждать, что задачи исследования решены, цель достигнута.
Теоретико-методологическое исследование позволило нам приблизиться к пониманию сущности способности к сопереживанию у человека, и представить их в качестве теоретической основы для развития способности к сопереживанию у детей 6-7 лет с опорой на психологические механизмы в условиях моделирования средствами художественной литературы.
Способность к сопереживанию у детей старшого дошкольного возраста, связана с особенностями развития эмоциональной сферы, восприятия, представлений, воображения, суждений, с усилением субъектной составляющей самосознания ребёнка в данном возрастном периоде; с рассмотрением нравственной сферы дошкольника, как интегрального единство сознания, чувств и поведения.
Возможности развития способности к сопереживанию предоставляются в практической деятельности, общении, игре с учётом культурно-нравственного характера общения всех участников воспитательного процесса, и наличии эмоциогенной природной среды – фактора «движителя» для воспитания чувственного видения мира, человечности, доброты и чуткости.
Опираясь на данные теоретических исследований проблемы и практику дошкольного образования, учитывая, что эмоциональный отклик на Другого человека, к состояниям сочувствия и переживания общности чувств с другими создаётся в определённых педагогических условиях. С нашей точки зрения, требует усиления сопереживательного компонента за счёт средств художественной литературы. Нами доказано, что развитие внутренних резервов ребёнка (способности к сопереживанию) будет более эффективно осуществляться посредством постижения смысловых значений этических категорий с установкой на Другого («добро», «отзывчивость», «милосердие», «сострадание») средствами художественной литературы.
Результаты работы подтвердили эффективность разработанного комплекса педагогических условий, ориентированных на развитие способности к сопереживанию:
 моделирование формирования способности к сопереживанию старших дошкольников с помощью средств художественной литературы, ориентированного на воспитание и развитие способности к сопереживанию;
 взаимодействие педагога и ребёнка, основанное на принципах доверия, уважения и понимания;
 включение ребёнка в разнообразные по содержанию и эмоционально-притягательные по форме виды деятельности, способствующие раскрытию смыслов этических категорий с позитивной установкой на Другого и рефлексивных способностей ребёнка «проникать разумом» и чувствами в состояние Другого;
 содержание, которое будет обеспечивать накопление опыта переживания и усвоения смысловых значений этических категорий («добро», «милосердие», «отзывчивость», «сострадание») посредством обсуждения художественных произведений, игрового, коммуникативного и диалогового взаимодействия между ребёнком и педагогом в предметной, смысловой, рефлексивной деятельности;
 опора на совокупность психологических механизмов проявления способности к сопереживанию.
Критерии и показатели подтверждают достоверность настоящего исследования и позволяют увидеть перспективные направления дальнейшей работы. Выводы и заключения сформулированные в работе будут полезны воспитателям, работающим с дошкольниками. Результаты будут более эффективны, если осуществлять преемственность между детским садом и школой.









СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.: МПСИ, 2000. – 416 с.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2000.
3. Алексеева Н. И. Особенности развития готовности к сопереживанию у детей шестилетнего возраста в детском саду и школе: Автореф. канд.дис. М., 1987.
4. Андреева Г. М. Социальная психология : учебник / Г. М. Андреева. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : МГУ, 2006. – 452 с.
5. Андреева И.Н. Гендерные различия в сфере эмоционального интеллекта// Вопросы психологии. – 2004. - № 1. – С.62-68.
6. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. – М., 2004. – С. 245.
7. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. -М., 2005. - 279 с.
8. Болотина Л. Р., Баранов С. П., Комарова Т. С. Дошкольная педагогика : учебн. пособие для студентов высших учебных заведений. – [2-е изд., испр. и доп.] // Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. – М., 2005. – 240 с.
9. Бондарь М.В. К вопросу о развитии эмоциональной сферы дошкольника// Дошкольное воспитание. – 2000. - № 1. – С.10-12.
10. Вальчевская С.В. Гендерное противостояние: независимость или привязанность // Вопросы психологии. – 2009. - № 1. – С.56-61.
11. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. / Программа воспитания и обучения в детском саду. - М.: Мозаика - Синтез, 2005. С. 145
12. Возрастная психология: И. Шаповаленко – М. : Гардарики, 2007 г.- 352 с.
13. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах: монография / Воронов В.В.. – М., 2010. – 289 с.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Выготский Л.С. - М.: «Педагогика», 2001. - 480 с.
15. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии / Выготский Л.С. //Собрание сочинений: В 6- ти т. - М., - 2002. - Т. 2. - 504 с.
16. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Исторический обзор и современное состояние проблемы./ Вопросы психологии. - 2005. №2. - С. 147-156.
17. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. - М.: Академия, 2007. - 7 с.
18. Дошкольная педагогика / О. Солнцева, М. Крулехт, Т. Бабаева. – Р. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. – 125 с.
19. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ /Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А.Сохина. - М.: Просвещение, 2006. – 415 с.
20. Дьяконов Г.В. Психология первого впечатления о другом человеке: Автореф. дис. . . канд. психол. наук. - М., 1999. – 18 с.
21. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребёнком - дошкольником // Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост.Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2007. - с.163-164.
22. Иванова Г. П. Театр настроений. – Издательство «Скрипторий», 2006г.
23. Князева О.Л. – «Я–ТЫ –МЫ». Программа социально-эмоционального развития дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2003.
24. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – [2-е изд., переработанное и дополненное] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М. : Изд. центр “Академия”, 2000. – 286 с.
25. Крайг Г. Психология развития: Пер. с англ. / Крайг Г. - СПб.: Питер, 2011. - 992 с.
26. Куницина В.Н. Межличностное общение. - Спб, 2001. – 253 с.
27. Лисина М.И., Смирнова Р.А. Генетические проблемы социальной психологии. – Мн.,2005. – 254 с.
28. Методические советы к программе «Детство». Санкт - Петербург. Детство – Пресс. 2002.
29. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников: монография / Минаева В.М. – М.: Аркти, 2003 – 236 с.
30. Московичи С. Общество и теория в социальной психологии / С. Московичи // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. – М., 2004. – С. 45.
31. Панферов В.Н. Психологическая структура познания человека человеком //Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. – Краснодар. – 1977. - С. 21 - 28.
32. Педагогика и психология: Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская – Санкт-Петербург, Гардарики, 2009 .- 480 с.
33. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье: Н. П. Сазонова, Н. В. Новикова – Москва, Детство-Пресс, 2010.- 128 с.
34. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство». Санкт – Петербург. Детство – Пресс, 2002.
35. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М., 1996 – 85 с.
36. Психология и педагогика. Пространства взаимодействия: – Санкт-Петербург, НИИ школьных технологий, 2010.- 400 с.
37. Психология и педагогика: И. В. Андреева, О. Б. Бетина – М. : Эксмо, 2008.- 224 с.
38. Психолого-педагогический практикум по детской психологии: О. О. Косякова – М. : Феникс, 2009.- 160 с.
39. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. – М., 1982
40. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психологические исследования/ Под ред.А.В.Запорожца, Я.З.Неверовича. – М.: Педагогика, 2006. – 176 с.
41. Романова И.В. Режиссерская игра как средство воспитания гуманного отношения к сверстникам у старших дошкольников// Дошкольное воспитание. – 2010. - № 4. – С.22-26.
42. Русина Н.А. Семантические образования в восприятии другого человека.: Автореферат дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. н. - М.,1983. - 18 с.
43. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать: монография / Семенака С.И. – М.: Аркти, 2003 – 152 с.
44. Смирнова Е.О., Холмогорова В.А. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. Средний и старший дошкольный возраст// Педагогика. – 2009. - № 6. – С.18-26
45. Социальная психология : учебн. пособ. для вузов / сост. А. В. Мокашенцева. – Новосибирск : Сибирское соглашение ; М. : ИНФРАМ, 2007. –278 с..
46. Специальная психология и педагогика: учеб. пособие / Колесникова Г.И. – Москва, 2010.- 250 с.
47. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников.- М., Академия, 2007. – 196 с.
48. Стрелкова Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребёнка. Пособие для воспитателей детского сада. – М. Просвещение, 2010. – 254 с.
49. Стрелкова Л.В. Творческое воображение: эмоции и ребенок // Вопросы психологии. – 2006. - № 4. – С.24-27
50. Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: Автореф. канд. диссертации. – М., 2007. – 351 с.
51. Черных, Т.В. Развитие способности к сопереживанию у детей 6-7 лет средствами Природно-педагогического комплекса // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - Июнь 2010, ART 1426. - CПб., 2010 г. - URL: http://www.emissia.org/offline/2010/1426.htm
52. Черных, Т.В. Развитие этических переживаний дошкольника в программах дополнительного образования с учётом регионального компонента [Текст] / Т.В. Черных // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: материалы II - ой Международной научной заочной конференции - Липецк, 2009г. – С. 37 – 41.
53. Черных, Т.В. Роль этических переживаний старшего дошкольника в процессе нравственного воспитания [Текст] / Т.В. Черных // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». – Москва, 2010. №1. – С. 89-95
54. Шехтер С., Сингер Дж. Когнитивные, социальные и физиологические детерминанты эмоционального состояния // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – С. 462-480
55. Щербакова Н.А. Художественная литература в психологическом образовании / Н. Щербакова. – М.: Университетская книга, 2009. – 160 с.
56. Юсупов И. М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис. …д-ра. Психол. Наук. С. – Петерб. Гос. Ун-т. СПб, 1995. – 252
57. http://ru.wikipedia.org/wiki/Восприятие.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
2500





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.