Быстрый переход к готовым работам
|
Эвристическая интуиция как элемент инновационной деятельностиТворческая или эвристическая интуиция, являющаяся неотъемлемым элементом творческого процесса, имеет важнейшее значение при создании нового интеллектуального знания. В XXI веке важнейшим стимулом экономического развития становятся результаты интеллектуальной деятельности, а не природные ресурсы. Мир, в котором мы живем, становится все более сложным и противоречивым. Стратегическим потенциалом общества выступают не вещество и энергия, а информация. В современной рыночной системе в виде товаров обращаются не только материальные объекты, но и результаты интеллектуальной деятельности. Создание условий производства и потребления интеллектуальных продуктов сегодня меняет качество жизни общества. Устойчивое развитие государства определяется эффективностью использования имеющейся информации и научных знаний, а также способностью создания инновационных знаний. Лишенные природных ресурсов Финляндия, Япония и Ирландия создали инновационные системы, основанные на использовании интеллектуальных ресурсов, благодаря которым смогли быстро решить социально-экономические проблемы, значительно поднять уровень жизни и национальной безопасности. Под выражением результаты интеллектуальной деятельности, по мнению М.В. Волынкиной, можно понимать «выраженный в объективной форме ее продукт, именуемый в зависимости от его характера научным или научнотехническим результатом, достижением либо изобретением, промышленным
‘ 105 образцом, товарным знаком, произведением науки, литературы, искусства»[1]. Интеллект превращается в ресурс, более значимый и эффективный, чем материальные ресурсы. Одним из важнейших приоритетов дальнейшего развития России является переход от экономики, основанной на эксплуатации материальных ресурсов, к экономике инновационных, интеллектуальных технологий. По мнению В.А. Штофа, «деление стран на бедные и богатые, экономический рост и конкурентоспособность, национальная безопасность и равноправное включение в глобальные процессы интеграции человеческого бытия стали зависеть от уровня научно-технического и технологического развития. Нельзя не видеть, что только страны с динамичным развитием своих научных, технических и технологических возможностей могут теперь выдержать жесткую конкуренцию и решать проблемы своего дальнейшего развития»[2]. Именно наука и соответственно ученые становятся главной и непосредственной производительной силой, и от развития науки зависит судьба страны и народа. По утверждению Ю.В. Сачкова, «современное развитее общественных структур все чаще характеризуется как построение общества, основанного на знаниях, активно включает и опирается на науку. Соответственно встают вопросы о путях и источниках развития науки, об основаниях и формах ее включенности в разнообразные виды жизнедеятельности человека»[3]. В попытках найти универсальные характеристики для современного этапа развития страны и мира, ученые используют термины инновационная деятельность, инновационное развитие и подчеркивают необходимость формирования инновационной культуры личности и общества. B.C. Семенов считает, что «наука находится в постоянной новации, в поисках новых знаний, в углубляющемся проникновении в «истину разума», непрерывно обновляет и совершенствует общую научную картину мира — человека, общества, цивилизации, человечества, что становится в руках масс людей, народов мощным орудием и средством совершенствования общества и цивилизаций, улучшения жизненного бытия людей»[4]. По мнению JI.E. Елизаровой, в широком смысле инновационная культура - это «готовность и способность общества к инновациям во всех их проявлениях: в управлении, образовании, производстве, законодательстве»[5]. Инновационная культура означает не только принятие инноваций, но и способность участвовать в их создании, поскольку инновационный процесс включает этапы создания, распространения и использования новшеств[6]. Источником высокой инновационной культуры и инновационного развития в целом является теоретическое знание, которому в информационном обществе отводится особая роль. Новое знание первоначально возникает в рамках научно-исследовательской деятельности, которая, как правило, носит творческий характер. [1] Волынкина М.В. Концепция «исключительных прав» и понятие «интеллектуальной' собственности» в гражданском праве // Журнал Российского права. - 2007. - №6. - С. 32. [2] Шилков Ю.М. В.А. Штоф и современная философия науки // Вопросы философии. - 2007. - №9. - С. 88. [3] Сачков Ю.В. Фундаментальные науки как стратегический ресурс развития // Вопросы философии. - 2007. - №3. - С. 88. [4] Семенов B.C. О путях прогрессивного развития российского общества и цивилизации в XXI веке // Вопросы философии. - 2007. - №4. - С. 95. [5] Елизарова J1.E., Холодкова JI.A., Чернолес В.П. Инновационная культура личности и общества: сущность и условия формирования // Инновации в образовании. - 2006. -№3. - С. 80. [6] Кучко Е.Е. Инновационный процесс // Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. — М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. - С. 416. Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/bagdasaryan-lusine-shagenovna-intuiciya-v-sisteme-kognitivnoy-deyatelnosti.html |
|