Быстрый переход к готовым работам
|
Проблема развития интуиции как эмерджентного явления сознанияВ предыдущих параграфах была показана роль интуиции в различных сферах когнитивной активности человека, включая религиозное и художественно-эстетическое познание мира. Интуиция также выступает в качестве ключевого элемента в деятельности по разработке и созданию инноваций. В этой связи вопрос о возможности развития интуиции предстает достаточно актуальным. Можно утверждать, что интуитивное знание - априорное, невыводимое, что интуиция является исключительно врожденной способностью, и нет возможности ее развить. Но такой подход никаким образом не решает проблему развития интуитивных способностей. Несомненно, что существует зависимость интуитивных способностей от личностных, природных характеристик, но, тем не менее, интуиция - это способность, которую может развить каждый человек в пределах, детерминированных биологическими данными. А.В. Брушлинский подчеркивает: «в психике людей уже с момента ее возникновения в онтогенезе нет ничего, что было бы только природным (но не социальным), или, напротив, только социальным (но не природным)»[1]. Социальное здесь понимается в широком смысле как все виды взаимодействия человека с миром. Существуют природные задатки, но они «не фатально определяют формирование способностей в процессе деятельности, общения и других видов активности людей»[2]. Прежде чем рассмотреть проблему развития интуиции, необходимо обратиться к результатам исследований природы интуиции на современном этапе развития науки. По мнению диссертанта, наиболее перспективными среди множества теорий относительно сущности интуиции являются те, которые предлагаются в русле когнитивного подхода, основывающегося на междисциплинарные данные в рамках теории познания, антропологии, психофизиологии, лингвистики, компьютерной науки и др. Одним из принципов когнитивного подхода является представление о том, что поведение человека определяется системой субъективных представлений о реальности, соответственно, «центральной проблематикой когнитивных наук являются вопросы приобретения, преобразования, представления, хранения и воспроизведения разного рода информации»[3], связанные, в том числе, с рассмотрением природы интуиции. Теория объяснения сущности интуиции в русле когнитивного подхода опирается на методологию синергетики и психофизиологические исследования деятельности сознания. Как считает Е.Н. Кучер, «методология синергетического подхода, успешно описывающего процессы самоорганизации, является полезной для исследований когнитивной проблематики, что ведет к формирования когнитивно-синергетической научной о программы, строящейся на принципах нелинейного мышления» . Синергетика распространяет свой универсальный метод и для исследования сложных, относящихся к разряду «человеческих», феноменов. [1] Брушлинский А.В. О деятельности субъекта и его критериях // Субъект, познание, деятельность. - М.: Канон+ ОИ «Реабилитация», 2002. - С. 354. [2] Брушлинский А.В. О деятельности субъекта и его критериях // Субъект, познание, деятельность. - М.: Канон+ ОИ «Реабилитация», 2002. - С. 352. л Кучер Е.Н. Познание познания: когнитивные науки // Когнитивный подход. Научная монография / Ответственный редактор - академик РАН В.А. Лекторский. М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2008. - С. 156. Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/bagdasaryan-lusine-shagenovna-intuiciya-v-sisteme-kognitivnoy-deyatelnosti.html |
|