У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Основные характеристики процесса формирования качества жизни студентов различного профиля обучения
Количество страниц 255
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 23421.doc 
Содержание Содержание
Список сокращений... 4

ВВЕДЕНИЕ ...5-8

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ...9-41

1.1. Анализ современного состояния проблемы «качество жизни» и ее методического обеспечения...9-13

1.2. Состояние основных гигиенических составляющих качества жизни студентов...14-40

1.2.1. Некоторые особенности обучения студентов в ВУЗе...14-23

1.2.2. Состояние здоровья учащейся молодежи...24-32

1.2.3. Основы влияния здорового образа жизни и вредных привычек на состояние здоровья...32-40

1.3. Заключение...40-41

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗЕЦИЯ, ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ...42-49

ГЛАВА 3. ГИГИЕНИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ И БЫТА СТУДЕНТОВ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА И ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...50-64

ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА...65-126

4.1. Состояние основных показателей здоровья студентов физико-математического факультета ...65-113

4.1.1. Оценка основных показателей физического развития студентов физико-математического факультета...66-78
АЛ.2. Характеристика заболеваемости студентов физико-математического

факультета и роль отдельных факторов в ее формировании...79-95

4.1.3. Анализ состояния психофизиологического здоровья студентов физико-математического факультета ...95-113

4.2. Социально-гигиенические условия формирования качества жизни

студентов физико-математического факультета...113-126

ГЛАВА 5. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...127-190

5.1. Состояние основных показателей здоровья студентов факультета

физической культуры...127-176

5.1.1 Оценка основных показателей физического развития студентов

факультета физической культуры...128-142

5.1.2.Характеристика заболеваемости студентов факультета физической

культуры и роль отдельных факторов в ее формировании...142-159

5.1.3. Анализ состояния психофизиологического здоровья студентов факультета физической культуры...159-176

5.2. Социально-гигиенические условия формирования качества жизни

студентов факультета физической культуры...177-190

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...191-200

ВЫВОДЫ...200-202

Библиографический список использованной литературы...203-231

Приложение № 1...232-240

Приложение №2...241-249

Приложение №3...250-251

Приложение №4...252

Приложение №5...253

Приложение №6...254-255



Список сокращений:

ФМФ- студенты физико-математического факультета.

ФФК- студенты факультета физической культуры.

ТМОМ- теория и методика обучения математики

ПОЭВМ - программное обеспечение ЭВМ

ОЭФ- общая и экспериментальная физика

ПРФЗ- практикум решения физических задач

ТСО- технические средства обучения

ТАСО- технические и аудиовизуальные средства обучения

ГО- гражданская оборона

ПФСС- Педагогическое физкультурное спортивное совершенствование

ТМФВ- теория и методика физического воспитания

ВРФВ- внеклассная работа по физическому воспитанию

ТМФК- теория и методика физической культуры

Уд/ мин- ударов в минуту

Мм.рт.ст.- миллиметров ртутного столба

ЖИЧ- жизненный индекс человека

ЧСС- частота сердечных сокращений

АСД- артериальное систолическое давление

АДД- артериальное диастолическое давление

ПД- пульсовое давление

СО- систолический объем крови

МОК- минутный объем крови

PWC- физическая работоспособность

W- мощность нагрузки

Ср. знач.- среднее значение

Дисп.- дисперсия

г - коэффициент корреляции


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

На протяжении последних десятилетий в современной России отмечается стойкая тенденция ухудшения социальных и гигиенических условий жизни [Какорина Е.П., 2000; Рахманин Ю.А., Румянцев Г.И., Новиков СМ., 2001 и др.], которые являются одной из ведущих причин неблагоприятных изменений в состоянии физического и психического здоровья населения нашей страны, особенно молодежи [Назарова И.Б., 1998; Кучма В.Р. с соавт., 2000; Максимова Т.М. с соав., 2003 и др.]. Именно молодежь является наиболее чувствительной к изменениям и наиболее лабильной социальной группой. В этой связи особый интерес представляет учащаяся молодежь, которая будет определять состояние интеллектуального уровня нашей страны, ее конкурентоспособность [Куценко Г.И. с соав., Журавлева И.В., 2000; Камаев И.А. с соавт.].

В настоящее время в науке «о человеке» все шире используется критерий «Качество жизни», который позволяет оценить различные стороны существования личности [Гордеев В.И., Александрович Ю.С., 2001; Ушаков И.Б., Турзин П.С., Агаджанян Н.А., 2001]. Главными составляющими качества жизни являются объективные показатели состояния здоровья и субъективная оценка личностью степени удовлетворения своих физиологических, материальных и духовных потребностей [Новик А.А., 1999; Кузмичев Л.А., Федоров JM.B., Задесенец Е.Е., 2000; Хащенко В.А., Хащенко Н.Н., 2002]. Существуют значительные противоречия между этими объективными и субъективными показателями [Петров В.И., Седова Н.Н., 2001], которые особенно ярко прослеживаются у молодежи, так как в этот период еще не достаточно сформированы критерии самооценки качества жизни. Поэтому, актуальность подхода основанного на исследование качества жизни и методические сложности его внедрения требуют

проведения дальнейших исследований, направленных на внедрение этого в гигиеническую практику.

Здоровье студенческой молодежи является необходимым условием учебы в ВУЗе. Высокая умственная и психоэмоциональная нагрузка, вынужденные частые нарушения режима труда, отдыха и питания, кризис нравственных ценностей, неуверенность в своем будущем, смена места жительства и многие другие факторы требуют от студентов мобилизации сил для адаптации к новым условия проживания и обучения, формирования межличностных отношений вне семьи и преодоления сложных жизненных ситуаций [Макошов С.Н. с соав., 1995; Агаджанян Н.А., 1999; Краевская Г.Н. с соав., 1999; Осипова Г.Ф., Любочкин Ф.В., 2002 и др.]. По свидетельству многих авторов [Hinton J.W., 1990; Кучма В.Р. с соавт, 2000, 2002; Ляхович А.В., 2000; Онищенко Г.Г., 2001; Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., 2001; Рапопорт И.К., 2004 и др.] здоровье студентов в значительной степени зависит от социально-гигиенических параметров обучения и быта. Не соответствующее требованиям гигиены состояние учебной среды создает предпосылки для возникновения и развития психосоматической патологии [Агаджанян Н.А., 1999; Ляхович А.В., 1998; Шубочкина Е.И., Молчанова С.С., Дартау Л.А., 2001; Рудева Г.В. с соавт., 2002; Михайлиди СВ., 2004 и др.]. В связи с этим, создание благоприятных условий для учебы, труда, быта, способствующих сохранению и поддержанию здоровья, следует считать важнейшей задачей, требующей неотложного решения.

Из выше изложенного краткого анализа проблемы можно сделать вывод об актуальности и практической важности проблемы формирования качества жизни учащейся молодежи. Среди перспективных для разработки вопросов особую значимость могут представлять вопросы, связанные с комплексной оценкой состояния и взаимного влияния основных показателей качества жизни, прежде всего - здоровья, гигиенических условий обучения и быта студентов.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЦЕЛЬ: Установить характер и степень влияния социально-гигиенических факторов на формирование качества жизни студентов различного профиля обучения на примере Воронежского государственного педагогического университета.

ЗАДАЧИ:

1. Дать гигиеническую оценку условиям учебы и быта студентов.

2. Определить основные объективные и субъективные показатели, характеризующие качество жизни студентов.

3. Сопоставить характеристики качества жизни юношей различного возраста и профиля обучения.

4. Установить взаимосвязи социально-гигиенических, медико-биологических и психолого-педагогических факторов жизни студентов и определить динамику этих факторов в процессе обучения.

5. Выявить наиболее значимые факторы, влияющие на формирование качества жизни студентов для разработки эффективных мероприятий по улучшению состояния здоровья учащейся молодежи.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Впервые ранжированы и сопоставлены по приоритетности объективные и субъективные показатели качества жизни студентов физико-математического факультета и факультета физической культуры в процессе обучения.

2. Впервые достоверно установлены различия в структуре качества жизни юношей физико-математического факультета и факультета физической культуры Воронежского государственного педагогического университета.
3. Впервые значимо показано улучшение физического развития студентов факультета физической культуры и ухудшение здоровья и физического развития студентов физико-математического факультета в процессе обучения ВУЗе.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Разработаны методические рекомендации по «Изучению и оптимизации физического здоровья и развития студентов» и внедрены в работу деканата и кафедр факультета физической культуры Воронежского государственного педагогического университета (Акт внедрения № 05/ 875 от 9.11.2004 г., утвержден ректором Воронежского государственного педагогического университета, профессором Подколзиным В.В.)

2. Результаты исследования внедрены в практику работы отдела гигиены детей и подростков Центра Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Воронежской области (Акт внедрения № 89 от 17.01.2005г., утвержден Главным Государственным санитарным врачом ЦГСЭН в Воронежской области, д.м.н., профессором М.И.Чубирко).

НАУЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Нарушения гигиенических норм учебной деятельности являются причиной снижения основных показателей качества жизни студентов.

2. Более выражено отрицательное влияние факторов обучения на студентов физико-математического факультета.

3. Более высокие показатели качества жизни юношей факультета физической культуры.

4. Несовпадения динамики объективных и субъективных- критериев качества жизни студентов.

ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1.Анализ современного состояния проблемы «качество жизни» и ее методического обеспечения

Концепция «качество жизни» появилась в недрах западной экономической науки в конце 1950-х годов. Она имеет сравнительно недолгую, но богатую историю. С конца 70-х годов она становится объектом детальных медико-гигиенических исследований [236]. Сегодня на Западе концепция «качество жизни» активно разрабатывается целым рядом специалистов [250, 273, 274, 249, 252, 275, 263].

Термин качество жизни, а в международной аббревиатуре- QOL (Quality of Life- англоязычный вариант - более распространенный) или LD (Leben- squalitat- вариант менее распространенный, встречающийся только в немецкоязычной литературе), возник в процессе формирования гуманистической социальной политики и решения ее проблем, прежде всего исходя из необходимости адаптации человека к изменившимся условиям существования в связи с болезнью. Однако это относительно новое понятие в медицине.

За последние десятилетия произошла трансформация подходов к проблеме качества жизни. Первопроходцем в исследовании этой проблемы стал Д.Форестер [1978]. По его мнению, существует принцип обратной зависимости между уровнем и качеством жизни, суть которого - чем выше уровень жизни, тем ниже ее качество, и наоборот. Оценку качества жизни он проводил по четырем основным факторам: питание, загрязнение окружающей среды, материальный уровень жизни и плотность населения. Качество жизни им определялось в снижении стрессов и уменьшении трудностей, в ликвидации голода и заболеваний, в сокращении плотности населения, в снижении степени загрязнения окружающей среды.
Л.Леви и Л.Андерсон [1979] качество жизни трактуют как оценку совокупности социального и умственного благополучия, как они понимаются отдельным индивидуумом и отдельной группой, включая понимание таких состояний, как счастье, удовлетворение, удовольствие. В этом определении можно отметить некоторое сходство с трактовкой ВОЗ понятия «Здоровье» [1981, 1984]. Она определяет качество жизни как индивидуальное соотношение своего положения в жизни общества, в контексте его культуры и системы ценностей, с целями данного индивида, его планами, возможностями и степенью неустройства. Таким образом, оно может рассматриваться как система потребностей для оптимальной жизни человека, с другой стороны - сам человек является элементом этой системы.

Многие годы медико-гигиенические исследования проблемы качества жизни проводятся и в нашей стране [29, 62, 4, 30, 214, 31, 141]. В настоящее время к данной концепции возрос интерес со стороны деятелей клинической медицины [126, 156, 165, 225, 50, 73].

И.В.Бестужев- Лада [1983] предлагает определять качество жизни как социальную категорию, которая выражает качество удовлетворения материальных и культурных потребностей людей. Расширяет это понятие А.И.Субетто [1994]. В предисловии материала семинара, посвященному качеству жизни, он охарактеризовал данную категорию как систему духовных, материальных, социокультурных, экологических и демографических компонентов жизни.

В целом, можно согласиться с мнением ряда авторов [4, 50, 232], которые понимают под качеством жизни степень удовлетворенности при наличии условий, соответствующих его потребностям и позволяющих вести активную в биологическом, социальном и экономическом плане жизнь, отражающую его ролевую функцию в конкретном обществе. Одним словом, качество жизни характеризует ценностные установки мироощущения индивидуума.
В последние годы к проблемам качества жизни проявляют интерес различные специалисты, исследования которых связаны с изучением проблем здоровья, образования, демографии населения и других вопросов [198, 176, 166, 127, 221, 28, 135].

Специалисты медицинского профиля большое внимание уделяют критериям состояния здоровья. Так, Новик А.А. [1999] определяет качество жизни как интегральную характеристику физического, психологического, эмоционального и социального функционирования, основанную на субъективном восприятии. Петров В.И. и Седова Н.Н. [2001] выдвигают следующее определение качества жизни: «...качество жизни есть адекватность психосоматического состояния индивида его социальному статусу». Одно из последних определений указывает, что качество жизни представляет собой системное медико-социальное явление, охватывающее психофизическое и соматическое здоровье человека, его духовные и культурные ценности (жизненные ценности), уровень цивилизованности общества и его экономическое развитие [213].

Систематизирующим фактором качества жизни является здоровье (индивидуальное, общественное, семейное, профессиональное), которое определяется шестью основными составляющими: заболеваемость и связанная с ней продолжительность жизни (смертность), потребление (с ним связаны геоэкология и гигиена производств), риск как социально-биологическое явление, потомство (семья), медико-санитарное состояние (здравоохранение) и информационное обеспечение человека (печать, радио, телевидение, общение) [232]. Однако, определение самого понятия «здоровье» до настоящего времени четко не разработано. Так, Васильева О.С., Филатов Ф.Р.[2001] отмечают, что наряду с житейским, существует еще не менее девяти подходов к определению здоровья, из которых группа «глобальные», в определенной степени, перекликается с понятием качество жизни.
С точки зрения А.А.Новика [1999] и Л.А.Кузьмичева [2000] в современном понимании проблем качества жизни вырисовываются две стороны: объективная и субъективная- психологическая. Однако кроме них могут быть выделены социальные (общественные отношения) и физические (окружающая природная среда) аспекты жизни. Вследствие этого, попытки строго детерминировать критерии качества жизни сталкиваются с трудностями, обусловленными имеющимися противоречиями между перечисленными показателями. Если объективная оценка может быть определена как совокупность статистических показателей, отражающих меру удовлетворения научно-обоснованных потребностей населения, параметров здоровья, то субъективная оценка представляет собой результат исторически сформированного ощущения той или иной степени психологического комфорта [254, 262]. Последний, разумеется, зависит от доступности социальных, экономических и экологических благ, но, в значительной мере, связан с типологическими особенностями личности, ее социальным бытием, нравственной ориентацией. Можно сказать, что именно через эмоциональное восприятие человек оценивает качество собственной жизни, и это восприятие в значительной степени влияет на состояние личного и репродуктивного здоровья, трудовых потенций или, напротив, служит причиной возникновения многих физических и психических нарушений [213].

Так как большинство авторов основным показателем качества жизни считают эмоциональное восприятие личностью собственного существования, то и оценка качества жизни выступает как оценка самой жизни. Как подчеркивает Какорина Е.Щ2000], специфическим моментом, характеризующим выбор критериев оценки качества жизни, является то, что в конечном итоге главным мерилом здесь выступает субъект, который и определяет степень удовлетворенности своей жизнью. Носенко Э.Л. [1998] отмечает, что самооценка влияет на взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, на отношение к
успехам и неудачам в своей деятельности, на ее эффективность. По мнению % автора, характер самооценки формирует такие черты характера как

уверенность в себе, а закрепившаяся самооценка не ограничивается рамками одной какой- либо деятельности и распространяется на другие ее виды.

Обобщая анализ литературы, посвященной разработке проблемы качества жизни, отметим, что в настоящее время имеет место чрезвычайная пестрота, и даже, парадоксальное сочетание взаимоисключающих подходов к определению этого сложного феномена человеческого бытия. Ушаков И.Б.[2000] приводит два близких, но не тождественных определения качества жизни. В одном оно рассматривается как «совокупность природных и социальных условий, обеспечивающих (или не обеспечивающих) комплекс здоровья человека...». Другое определяет качество жизни как «... соответствие среды жизни социально- психологическим установкам личности». Таким образом, можно сказать, что само это понятие и, тем более, методика его определения применительно к различным группам населения, до конца не разработаны. Качество жизни не должно быть глобальным понятием, оно может быть неодинаковым для различных стран, регионов, ^ социальных когорт. Даже в рамках одного общества мнения об этом понятии

различаются в зависимости от индивидуальности и уровня культуры. Поэтому, в наступившем столетии основная задача - интенсивные, действенные поиски конкретных методик и определения качества жизни, превращение его в реальный фактор для различных категорий населения, особенно молодых людей, которые представляют собой будущее нашей планеты.
1.2. Состояние основных гигиенических составляющих

качества жизни студентов 1.2.1. Некоторые особенности обучения студентов в ВУЗе

Подготовка высококвалифицированных кадров специалистов в высших учебных заведениях в современных условиях бурного развития науки и техники является одной из важнейших предпосылок успешного решения задач экономического, культурного и социального развития общества [211, 195, 88]. Вопрос о кадрах был и остается основным звеном в обеспечении научно- технического и социального прогресса, и требования к их подготовке это непосредственный результат объективно складывающихся потребностей государства. Таким образом, количество и профессиональный состав специалистов, уровень их теоретической и практической подготовки диктуется объективными закономерностями общественного развития, а условия обучения - конкретными достижениями науки, техники, общественного производства и культуры, перспективными тенденциями развития современного общества [26, 61]. Успешное решение данной проблемы во многом зависит от состояния здоровья и работоспособности студенческой молодежи [67, 217, 224, 8].

Студенты высших учебных заведений, а их в Российской Федерации в настоящее время насчитывается более 5 млн., составляют особый социальный слой населения, объединенный определенным возрастом, специфическими условиями обучения и образом жизни [90].

Основную массу первокурсников вузов в настоящее время составляют молодые люди в возрасте от 17 до 20 лет. Для большинства студентов первые годы учебы в институте совпадают с юношеским возрастом, когда еще продолжается процесс формирования организма и окончательного становления личности. Характерной чертой этого возраста является еще не завершенное формирование сердечно-сосудистой и других систем организма, а также отдельных мозговых структур и высших нервно-
психических функций, и соответственно этому наблюдается их повышенная неустойчивость и ранимость [224]. Как считают И.А.Камаев и О.Л.Васильева [1999], студентов, как особый социальный слой населения следует отнести к группе повышенного риска.

Несомненно, обучение в вузах следует отнести к категории специфического умственного труда, то есть труда, требующего постоянного, длительного активного напряжения интеллектуальных, эмоциональных, волевых и других функций [98, 218, 161]. Обучение в вузе характеризуется целым рядом особенностей, а именно: а) постоянно нарастающим и меняющимся объемом, усложнением и новизной информации, необходимой для усвоения; б) ограниченностью времени, выделяемого для этого; в) необходимостью овладения способностью творческого логического решения конкретных проблемных ситуаций, возможных в будущей практической деятельности, г) постоянной и довольно частой сменой количества и качества источников информации в результате смены изучаемых предметов и преподавателей; д) жесткостью контроля качества усвоения и эффективности использования полученных знаний в дальнейшем в период зачетных занятий и экзаменационных сессий; е) нарастающей гиподинамией; ж) новизной бытовой и учебной обстановки, преимущественно в начале обучения, требующей соответствующей природно-климатической и психологической адаптации (к новому климату при обучении в другой местности, к проживанию в общежитии, к новым товарищам, к новому положению в коллективе и т.д.); з) относительной свободой в распределении вне учебного времени; и) нарушением в режиме питания; к) совмещением нескольких видов деятельности (учебной, трудовой и других) и т.д. [5].

Как указывают многие авторы [97, 151, 105, 220, 138] при решении вопросов оптимизации и повышения эффективности обучения молодежи нельзя игнорировать целый ряд проблем общего и частного характера, с которыми тесно связан этот сложный и важный вопрос. Только широкое
научное обоснование методов обучения позволит достичь поставленной цели и избежать неблагоприятных последствий.

Изучением пограничных состояний у студентов и проблемами адаптации занимались М.А.Куликов и А.Г.Румянцева [1985], Н.А.Агаджанян и К.Г.Ветчинкин [1987], О.П.Добромыслова и В.Г.Маймулов [1991], А.В.Мурашов [1991], М.А.Камалиев [1992], Н.А.Агаджанян, Т.В.Ионова и М.Ф.Сауткин [1994], С.А.Гапонова [1994], D.W. Kreger [1995], S.M. Stewart [1995], С.Н.Макашов и соавт. [1995], Н.В. Дмитриева и В.Ю.Шевелев [1998]. Отечественными и зарубежными авторами [20, 230, 108, 200, 196, 161, 241, 246, 272] было показано, что в основе многих соматических заболеваний лежат психические нарушения, которые приводят к изменениям в вегетативной и эндокринной системах с последующим развитием соматических расстройств.

Адаптация к процессу обучения в вузах сопровождается напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма студентов, которое может быть усилено действием погодно-климатических факторов [223, 143]. Действие этих факторов часто приводит к срыву процесса адаптации и развитию патологических функциональных отклонений и заболеваний [187].

Обучение в вузе, как уже было сказано, сопровождается увеличением объема учебной нагрузки, новизной и сложностью материала, которым должен овладеть студент, изменением форм и методов преподавания и так далее, что предъявляет к организму студентов повышенные требования [98, 200, 161]. Продолжительность учебного дня студентов (включая аудиторные и внеаудиторные занятия) по данным различных авторов составляют от 10 часов [145] до 14 часов [171], причем, такая занятость в вузе сопровождается недостаточной продолжительностью сна (менее 7 часов) [137, 86]. При этом, во время экзаменационных сессий, у студентов развивается хотя и кратковременный, но очень сильный эмоциональный стресс, сопровождающийся многообразными функциональными сдвигами в
организме [171]. Именно экзамены, зачеты, коллоквиумы, обладая наиболее выраженной эмоциогенностью, занимают видное место среди причин, способствующих возникновению невротических состояний дидактогенной природы [26].

Совокупное влияние всех факторов экзаменационной сессии и стрессов «оценок» может приводить к развитию стойких стрессовых состояний и неврозов [230]. Характерно, что возникающее в период экзамена психоэмоциональное возбуждение, сопровождающееся учащением пульса, увеличением артериального давления и даже температуры тела, не зависит от знаний учащегося, а в основном обусловлено личностными свойствами студента, среди которых наиболее важное значение имеют тревожное настроение и страх. При этом эмоциональный стресс в наибольшей степени выражен в момент личного непосредственного общения студентов с экзаменатором, когда и возникают наиболее выраженные сдвиги в организме [44, 79, 122, 34].

Как отмечают Г.Ф.Осипова и Ф.В.Любочкин [2002], из-за неумения правильно организовать свой режим на первом наиболее ответственном этапе обучения такие студенты не могут справиться с неожиданно возросшим объемом нагрузок. При этом они нередко испытывают растерянность, неуверенность в своих силах и в возможности освоить непрерывно возрастающий учебный материал. Эта ситуация может сохраняться длительное время, сопровождаясь формированием нервно-психической напряженности, ведущей постепенно к астенизации нервной системы. Поэтому в процессе учебных занятий в высшей школе создаются достаточные предпосылки для утомления обучающихся и следствием этого должно быть включение защитно-приспособительных реакций.

Многолетние исследования адаптации студентов к учебным нагрузкам в процессе обучения в вузе показали, что первый год обучения сопровождается наиболее выраженными функциональными сдвигами в организме студентов,
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 23421.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.