У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Человек и действительность в отечественном кинематографе 70-к годов
Количество страниц 149
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24855.doc 
Содержание Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение, (стр. 3).

Глава I. "Производственный фильм" — идеологически заданная модель действительности.

§ 1. Жанрово-тематический феномен и черты его родословной, (стр. 18).

§ 2. От рассвета до заката «производственной» темы, (стр. 31).

§ 3. На обочинах «производственного» сюжета, (стр. 54).

Глава II. Человек как барометр духовно-нравственного состояния общества.

§ 1. Драматический разрыв с действительностью традиционного социально-значимого героя, (стр. 58).

§ 2. Драма нереализованных внутренних возможностей человека, (стр. 79).

§ 3. Экран и ценности религиозного сознания, (стр. 98).

Глава III. История на экране: проекция на болевые точки современной действительности.

§ 1. Актуальность литературной классики на экране. (стр.108).

§ 2. Кинематограф «семидесятых» на войне, (стр. 119).

Заключение, (стр. 130).

Библиография, (стр. 144). Фильмография. (стр.149).

Введение



Введение.

Предметом исследования настоящей работы является отражение в отечественном киноискусстве

взаимоотношений человека с обществом, государством, историей в период 1970-х годов, который принято называть «застойным».

После "оттепели", с ее надеждами на демократизацию и гуманизацию общественной жизни, на возможность преобразования сложившейся при Сталине административно-командной системы, на экономический прогресс — уже во второй половине 1960-х годов обнаружилось очевидное «сползание» страны в состояние «застоя». Состояние, когда стало тормозиться, а затем и сходить на нет, живое и плодотворное движение, развитие в сфере официальной идеологии, государственных структурах и экономике.

Эти регрессивные изменения в жизни страны отчетливо отразились на самоощущении и мироощущении советского человека. В его духовно-нравственном, психологическом "портрете" появились и нарастали социальная инертность, разочарование в официальной идеологии, недоверие к декларациям власти об "успехах в строительстве коммунизма" и "развитого социализма".

Все это нашло отражение в изменении нравственной атмосферы многих кинокартин, в самоощущении их героев к концу 1960-х годов. Эти тенденции весьма отчетливо обнаружились в целом потоке талантливых работ, к которым следует отнести: «Листопад» О. Иоселиани (1967), «Комиссар» А.Аскольдова (1967), «Короткие встречи" К.Муратовой (1968), «Три дня Виктора Чернышова» М.Осепьяна (1968), «Необыкновенная выставка» Э.Шенгелаи (1968) и целый ряд других, не менее значительных произведений. Не случайно в современном киноведении условные границы «семидесятых» относят к 1968 - 1969 годам1, как завершению эпохи «шестидесятых».

1 Смотреть, например: Аннинский Л. Шестидесятники и мы. Кинематограф, ставший и не ставший историей. М.: ВТПО «Киноцентр», 1991 г.; Шилова И. «...и мое кино». М.: НИИК, «Киноведческие записки», 1993 г.

В ответ на изменение «оттепельных» настроений в советском кино власть заметно ужесточает идеологическую регламентацию и цензуру в сфере духовной жизни, в искусстве, в том числе и в кино. В постановлении ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии» (1972) жестко обозначены требования к кинематографу, который должен, прежде всего, «активно способствовать формированию у широчайших масс марксистско-ленинского мировоззрения...», сформулирован круг обязательных для воплощения на экране тем («процессы коммунистического созидания и воспитания нового человека», «претворение в жизнь великих Ленинских идей» и т.д.). Как на наиболее серьезный недостаток кинематографа в постановлении указывалось на отсутствие «необходимой глубины в художественном отражении важнейших процессов современности..., экономических, общественных и культурных преобразований, осуществляемых советским народом под руководством партии, важных социальных изменений, происходящих в жизни рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции». Подверглись осуждению те фильмы, которым «не хватает идейной целеустремленности, четкого классового подхода...», а также картины, в которых замечались «попытки некритического заимствования приемов зарубежного кино, чуждых искусству социалистического реализма»2.

Комментируя постановление с официальных позиций, советник по кино при ЦК КПСС А.Камшалов (будущий председатель Госкино) наставлял художников: «указания партии имеют тем большую актуальность, что до сих пор появлялись у нас еще фильмы, где правдивый показ жизни с позиций ленинской партийности и народности подменялся поверхностным, односторонним, подчас просто неверным истолкованием событий и фактов. Отдельным картинам недостает идейной целеустремленности, в некоторых из них проявляются мещанские настроения»3. В качестве примера А.Камшалов называет фильм К.Муратовой «Долгие проводы», причем, в окружении откровенно слабых лент, вроде «Каждый вечер в одиннадцать» и «Чудный характер».

2 Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии». Ж., «Искусство кино», № 11, 1972 г. с. 1-4.

3 Камшалов А. Программа творчества. В кн.: Экран 1972-1973. Сборник. М.: «Искусство», 1974 г. с. 99.

Картина К.Муратовой, как и целый ряд фильмов других крупных мастеров кино, была положена на «полку».

Идеологическая программа, сформулированная в постановлении, незамедлительно начинает претворяться в жизнь. В кинорепертуаре возрастает количество фильмов, пропагандирующих «достижения развитого социализма», «успехи партии в воспитании нового человека», «победу ленинских идей в международном масштабе». Особенно отчетливо сказался пресс партийно-государственного идеологического заказа в фильмах о революции и гражданской войне (опыт новаторских историко-революционных фильмов, созданных в пору «оттепели», был пресечен), в картинах на темы международной политической жизни (так называемые «политические фильмы»).

Следствием идеологического заказа стало также появление на экранах середины — второй половины 1970-х годов большой группы фильмов "производственной" темы, которые, по замыслу "заказчиков", призваны были продемонстрировать усилия партии по совершенствованию экономической системы социализма с помощью достижений НТР, рациональной организации производства, дабы убедить зрителя в жизнеспособности и эффективности Системы, заставить людей вновь поверить в торжество коммунистических идей, в прочность перспектив строительства «светлого будущего».

Спустя несколько лет после появления постановления, тот же А.Камшалов будет констатировать: «Советский художник испытывает сегодня своего героя на идейную зрелость, гражданскую стойкость, нравственную чистоту. Он бросает героя в пучину современного производства, в водоворот производственных и моральных конфликтов. Он проверяет героя на прочность, сопротивляемость, жизнеспособность. Главное — нравственное содержание личности эпохи НТР. Мы говорим о герое, готовом взять на себя высокую ответственность, проявляющем благородное честолюбие, стремящемся к самоутверждению не во имя сиюминутной выгоды, а в интересах общегосударственной перспективы, не для себя, а во имя коллектива. Он не «сверхчеловек». Нет! Он просто сумел раскрыть талант, свои резервные возможности быстрее, ярче, полнее, чем другие. И в этом сила общества развитого социализма, в котором

совершается необратимый, все ускоряющийся процесс изживания, вытравливания индивидуализма, остаточных проявлений буржуазности из самых потайных уголков человеческого сознания»4.

Однако в действительности все было далеко не так гладко, как рисовалась в процитированных образцах официальной демагогии. Фильмы, ориентированные на выполнение партийно-государственного идеологического заказа, за редким исключением, не дали заметных художественных достижений, нередко реанимируя, казалось бы, изжитые в нашем кино идеологические и эстетические штампы, характерные для экрана первого послевоенного десятилетия. Да и художественные успехи в этой области (например, фильм С.Микаэляна — А. Гельмана «Премия» (1974) формировались как бы вопреки регламентирующим установкам идеологического заказа, о чем пойдет речь ниже.

В то же время рядом с ангажированной кинопродукцией существовало и развивалось киноискусство, противостоявшее партийно-государственным требованиям и идеологии «застойного» времени. Это фильмы А.Тарковского, В. Шукшина, А.Кончаловского, О.Иоселиани, А.Германа, К.Муратовой, Г.Панфилова, Н.Михалкова, В.Абдрашитова, других талантливых кинематографистов разных поколений. Разноликим по проблематике и жанрово-стилевым решениям фильмам вышеназванных художников была совершенно чужда декретированная сверху тема "коммунистического созидания и воспитания нового человека" так же, как и "классовый подход в анализе явлений общественной жизни". Кинематографисты этого ряда чутко фиксируют приходящие на смену "оттепели" приметы "застоя" и кризиса, исследуют процесс девальвации в сознании людей, живущих в ситуации безвременья, привычных социальных идеалов, утверждают на экране не узко классовые, а общечеловеческие нравственные ценности. Даже фильмы, созданные на материале прошлых эпох (национальная история, литературная классика), своеобразно преломляли мироощущение современного человека, драматизм и глубину переживаемых им конфликтов — внутренних и внешних.

4 Камшалов А. Драматический конфликт и герой в современном фильме. В сб.: «Кино и время». Вып. 2. М.: «Искусство», 1979 г. с. 21-22.

Конечно, такое киноискусство встречало сопротивление со стороны партии, государства, разветвленного цензорско-редакторского аппарата. Многие десятки фильмов, как известно, оказываются на «полке». Однако, у власти, возможно, втайне уже ощущавшей свою непрочность, не хватает сил и энергии, чтобы противостоять напору питающих искусство свежих прогрессивных идей. В лучших фильмах «семидесятых» подцензурному экрану удается высказать правду о человеке и обществе, человеке и времени.

Именно этот аспект киноискусства рассматриваемого периода и станет предметом исследования в настоящей диссертации.

Нам представляется, что такое исследование имеет не только чисто исторический, но и практический интерес. Ведь на всем протяжении 1990-х годов, в кризисный этап становления отечественного кинематографа, картины, созданные в «семидесятые», составили кинофонд, который активно использовался и продолжает использоваться на телевизионном пространстве. Многие фильмы указанного периода сегодня изданы на видеокассетах.

В чем же причины нынешней популярности упомянутых произведений? Прежде всего, в высоком художественном уровне значительной части лент кинематографа «застойной» поры. Мы уже называли крупнейших отечественных кинохудожников, активно действовавших в те годы, — для них «семидесятые» стали главным этапом творческой биографии.

Следовательно, если в современном художественном процессе активно задействован массив отечественной кинокультуры 1970-х, то мы должны признать, что хотя бы некоторые из проблем, характерных для того периода, по-прежнему волнует отечественного зрителя. Бесспорная популярность этих лент сегодня позволяет надеяться, что исследование заявленной темы, как уже отмечалось, может представлять и практический интерес.

Важна, конечно, не только популярность у нынешних зрителей фильмов 70-х годов. Не менее существенно, что творческий опыт картин этого периода актуален и для современного этапа развития отечественного кино, поскольку во многом предвосхищает существование

неподцензурного, неангажированного официальной идеологией киноискусства.

Надо сказать, что наше киноведение, начиная с середины 1980-х годов, достаточно активно изучало творческий опыт «семидесятых». Так, в 1984 году в издательстве «Искусство» выходит книга «Советское кино. 70-е годы. Основные тенденции развития», подготовленная Всесоюзным научно-исследовательским институтом Госкино СССР (коллектив авторов, под общей редакцией С.В.Дробашенко ).

Авторы издания поставили своей задачей обозначить и проанализировать основные тенденции развития

киноискусства этого периода. По их мнению, «круг вопросов и тем, охваченных кинематографом семидесятых, был принципиально важен для дальнейшего совершенствования кино, для укрепления его роли в обществе развитого социализма»5. Авторы книги стремились также показать «своеобразие современного периода советского кинематографа, его глубокую связь с исторически сложившимися революционными традициями, раскрыть смысл последовательных усилий художников по дальнейшему развитию и совершенствованию экранного искусства»6.

В книге «Советское кино. 70-е годы», действительно, отслежен и прокомментирован обширнейший кинематографический материал (нашлось место даже для мультипликации и научно-популярных картин).

Во Введении (авторы В. Баскаков и В. Кичин) справедливо отмечались трудности анализа современного, еще во многом не завершенного этапа кинопроцесса, определения границ периода, обобщения на короткой исторической дистанции ведущих тенденций экрана, выявления характерных направлений творческого поиска.

Некоторые из этих трудностей авторам книги удалось преодолеть. В главах, написанных В.Баскаковым, С.Дробашенко, М.Заком, В.Кичиным, М.Кузнецовым, Л.Маматовой, В.Михалковичем, В.Трояновским, Ю.Тюриным и другими талантливыми киноведами, немало зорко увиденных и глубоко проанализированных явлений и

5 Советское кино. 70-е годы. Основные тенденции развития. М.: «Искусство», 1984 г. с. 3. 6Там же, с. 3.

тенденций, характерных для развития кино этого периода. В то же время, методологически исследователи вынуждены были опираться на постулаты партийно-государственной идеологии, на указания, содержавшиеся в партийных документах. Кинопроцесс в значительной мере рассматривался сквозь призму «программных задач партии, прежде всего в области формирования коммунистического сознания, воспитания нового человека», в реализации которых «призван непосредственно участвовать» экран7.

Эти нормативные идеологические и эстетические установки так же, как и неизбежная в те годы необходимость выполнять требования цензуры, в определенной степени снизили научную значимость книги. В частности, из кинопроцесса 1970-х оказались "вычеркнуты" столь значительные творческие фигуры, как А.Тарковский, С. Параджанов, К. Муратова. Среди проанализированных на страницах книги кинопроизведений мы не найдем и таких фильмов, положенных на «полку», как «Операция «С Новым годом!» (1971, выпущенный под названием "Проверка на дорогах» в 1986 году) А. Германа, «Иванов катер» М.Осепьяна (1972), «Агония» Э.Климова (1974), «Тема» Г.Панфилова (1975) и других.

Из составивших книгу десятков глав нас более всего интересует первая - «Современная тема в киноискусстве. Нравственные искания героя» (авторы В.Кичин и Н.Савицкий). Кинокритики отмечали, что в самых значительных фильмах 1970-х гг. художники стремились не просто отразить те или иные жизненные явления как готовый результат, но и осмыслить сам процесс развития, его противоречия и сложности. Авторы говорили о том, что менялся и способ воплощения положительного героя на экране - он обретал все большую узнаваемость и, что особенно важно, изображался не в качестве дидактического примера, а как реальная личность во всей ее психологической сложности. Но эти, в целом, верные характеристики носили весьма общий смысл, остающийся в рамках идеологических нормативов. Совершенно очевидно, что кризисные взаимоотношения человека и современной ему действительности 1970-х годов (по причинам, скорее, объективного, нежели субъективного, свойства) уходили из

7 Советское кино. 70-е годы. Основные тенденции развития. М.: «Искусство», 1984 г. с. 12.

поля зрения киноведов. Так, определяя хронологические рамки периода, его нижней границей Кичин и Савицкий называют фильм Ю.Райзмана «Твой современник» (1968) с его жизнеутверждающим пафосом коммунистического строительства. В то же время остаются «за кадром» атмосфера кризиса и духовный надлом в сознании героев многих кинопроизведений конца 1960-х - начала 1970-х, будь-то представители интеллигенции или так называемые "простые люди".

Годом ранее сектор кино ЛГИТМиК выпустил сборник научных трудов «Нравственная проблематика кинематографа 70-х годов», имевший специфическое тематическое направление - актуальные проблемы нравственного самоопределения героя-современника на материале советских фильмов семейной темы. В сборнике рассматривались социально-нравственные проблемы современной семьи. Освещался подход к решению семейной проблематики в документальном кино. Это был опыт критико-публицистического киноведения.

Авторы сборника ставили перед собою задачу «дать идейно-эстетичекий анализ фильмов семейной тематики, рассмотреть их, в первую очередь, с точки зрения содержательности, исследовать кинематографическую модель семьи, сопоставляя ее с реальным прототипом». Этой задачей определялась и методология — «своего рода двуединство в подходе к фильму: фильм рассматривается одновременно и как художественная, и как непосредственно жизненная реальность. При подобном подходе для исследователя представляет интерес самый разнородный с эстетической точки зрения материал — не только фильмы высокой художественной ценности, но и весь кинематографический поток, тем более, что именно в фильмах потока подчас с особой очевидностью находят отражение процессы, происходящие в реальной действительности»8.

Такой подход совпадает с интересами настоящей диссертации, поскольку привлечение широкого художественного и социально-психологического контекста к анализу фильмов соответствующей тематики позволяет видеть корректировку идеологической схемы самой жизнью.

8 Нравственная проблематика кинематографа 70-х годов. Сб. научных трудов. Л., ЛГИТМиК, 1983, с. 4.

10

Тем более, что герои анализируемых в сборнике картин гораздо активнее, чем где бы то ни было, проявляли себя в сфере быта и семьи, хотя авторы обращались и к "производственной" тематике (смотри, например, статью С.Гуревич «Частная жизнь делового человека»).

В 1991 году историко-теоретический журнал «Киноведческие записки» в своем одиннадцатом выпуске обратился к 1970-м годам, как к проблеме. Создатели выпуска стремились взглянуть на «семидесятые» не как на этап стагнации искусства, но как на этап движения, но движения, внутри себя, несомненно, противоречивого.

В разделе «... проблема» в статьях самых различных авторов мы находим общую характеристику периода, попытку определить типологию и характерологию героя. Так, С.Шумаков в статье с "говорящим" названием "Усталый человек" определяет душевное состояние человека 70-х как состояние усталости. "Он рухнул под тяжестью истории, государства, культуры и даже собственного веса", — пишет критик. "В конце 70-х мы имеем дело уже с героем, у которого нет Опоры под ногами и который не знает, что такое целостная и осмысленная жизнь"9. С этим утверждением можно согласиться, если применить его к эволюции на экране образа «простого человека». Но на уровне героя высокого духовного самопостижения, даже при наличии «тотального разрыва человеческий связей», существует отчетливая попытка воссоединить мир через веру и жертву, как, например, в творчестве А. Тарковского. Да и «простой человек», остро переживая кризис своего миросознания, в глубине этого сознания держит образ общего Дома.

Статья Л.Аннинского в этом выпуске называется «Без опор» и, кажется, продолжает тему, начатую Шумаковым. Но смысл статьи несколько иной: «В 60-е годы кинематограф был великим иллюзионом. Иллюзионом нравственным, духовным, идеологическим, каким хотите. Он закончился крахом. Ничем иным закончиться он не мог. Личность себя на трагедии только и осознает. Если нет трагедии — это индивид. 70-е годы - это осознание всей глубины краха. А где мы находимся сегодня - я не знаю...»10. Это откровенное

9 Шумаков С. Усталый человек. Ж. «Киноведческие записки»., № 11, 1991 г., с 24-25.

10

Там же, с. 33.

11

признание "шестидесятника" как раз и отсылает нас к названию статьи — нет опор сейчас, потому что их не было, по сути, и в 60-е.

Да, в "оттепельную" пору родилось довольно много иллюзий, связанных, например, с духовными "полетами" розовских юношей и их экранными отражениями в исполнении О. Табакова / «Шумный день», реле. Г.Натансон совм. с А.Эфросом (I960)/, Л. Харитонова /"В добрый час", реле. В.Эйсымонт (1957)/. Но в ту лее пору созревало и осознание глубины краха, о чем свидетельствует катастрофизм фильмов А. Тарковского, напряженный, раскаленный до звона мир "Первого учителя" А. Кончаловского, где фанатизм героя ставит на «карту» коммунистической идеи и свою леизнь, и лсизнь рода. А герой В.Шукшина, еще леивший иллюзией «полета» в первом фильме мастера, уже во втором - «Ваш сын и брат» (1966) -остро ощущает вериги времени, хотя бы потому, что, убегая из заключения Домой, оказывается, в конце концов, в том лее заключении. Мы возьмем на себя смелость утверледать, что эйфория «оттепели" такая лее реальность, как и ощущение в кинематографе 60-х нешуточной тяжести отечественной истории, созревание осознания ответственности за пребывание в ней.

Ведь сам Аннинский свою книгу о «шестидесятниках» в кино начинает с фильма М. Калатозова "Летят леуравли» (1957), трагизм которого выходит далеко за исторические рамки Отечественной войны, что показал незаслуженно забытый следующий фильм режиссера "Неотправленное письмо"(1959).

Рассматриваемый выпуск "Киноведческих записок" завершается призывом продолжать исследование одного из самых интересных и противоречивых периодов отечественного кино - периода "семидесятых", уточнять оценки, перечитывать его еще и еще раз именно как проблему. Настоящая работа и представляет собой как раз попытку такого рода исследования.

В 1997 году увидела свет книга "Советское киноискусство 70-х — первой половины 80-х годов" — учебное пособие, изданное во ВГИКе коллективом авторов, под общей редакцией М.П.Власова. В учебном пособии анализируются как общая ситуация в киноискусстве того периода («Киноискусство и эпоха «застоя», «Современность и

12

современник» — автор М.П. Власов), так и развитие отдельных жанров кино («Кинокомедия и музыкальный фильм» — автор К.М. Исаева) и «тематических общностей» (историко-революционные фильмы, фильмы о Великой Отечественной войне, исторические фильмы и экранизации литературной классики, рассмотренные М.П.Власовым, А.Н.Золотухиной и Л.А.Зайцевой).

Структура учебного пособия позволила его авторам охватить значительный кинематографический материал в рамках системного (по жанрово-тематическим направлениям) аналитического описания. Таким образом, издание «Советское кино семидесятых...", при скромности объема и прикладном характере задач, является на сегодня едва ли не первым трудом, дающим целостное представление о содержании кинопроцесса интересующего нас периода.

В пособии сделана серьезная попытка объяснить логику кинопроцесса "семидесятых», исходя из реальной социально-политической, социально-психологической и духовно-нравственной ситуации и, в то нее время с учетом специфического развития собственно художественных явлений, духовного состояния больших мастеров кино. Так, в открывающей пособие главе "Киноискусство и эпоха "застоя" /автор М.П. Власов/ говорится о непрекращаемости художественных поисков в этот период, несмотря на препятствия, возводимые системой в виде идеологических запретов и регламентации.

Особенности личностного миросознания таких мастеров, как А.Тарковский, Т. Абуладзе, В.Шукшин, В.Абдрашитов, Р.Балаян, А.Герман, К. Муратова и ряда других, позволяли им и в указанных условиях становится авторами картин, «основанных на материале истории и современности и решенных в широком диапазоне стилей и жанров, с тревогой и болью исследовать социально-нравственное состояние общества», выступать «против общественного благодушия и конформизма», ополчаться «на экспансию бездуховности», пытаться восстановить «преемственность с ценностями духовного и нравственного наследия прошлых

эпох»11.

11 Советское кино семидесятых - первой половины восьмидесятых годов. Учебное пособие. М.: ВГИК, кафедра киноведения, 1997 г., с.4.

13

В этой главе речь идет также о богатстве и содержательном разнообразии проблемно-тематических направлений данного периода, среди которых выделяется и специально интересующее нас "производственное" кино как сфера пристального внимания официальной идеологии и особая группа фильмов, которая при известной искусственности своего возникновения, тем не менее, сумела заострить "общественное внимание на бедах и несовершенствах нашей экономики, системы управления и планирования, и порой делала это с мерой откровенности, ранее нашему кино неведомой"12.

Подводя итог рассмотрению довольно обширного кинематографического материала, авторы сборника возвращают читателя к одному из главных наблюдений над кинопроцессом этого периода. Они полагают, что определение социально-экономического состояния нашего общества 70-х — первой половины 80-х, как "застойного", вполне справедливо, но безоговорочно переносить это определение на весь кинопроцесс того времени ошибочно. "Застойной" была система киноуправления и кинопроизводства, что самым прямым образом сказалось на облике значительной части кинорепертуара, нацеленной на пропаганду "достижений развитого социализма". Но параллельно развивалась и мощная "антизастойная" тенденция, противостоявшая официальным идеологическим и эстетическим установкам. Многочисленные фильмы, созданные в русле этой тенденции, обогатили наш экран бесспорными художественными достижениями и способствовали духовному развитию общества" 13.

Нам близко это утверждение, и задача настоящей диссертации состоит в том, чтобы, более зримо выделив указанную авторами пособия тенденцию в нашем киноискусстве, чем это могли позволить рамки и сугубо прикладные цели их работы, проследить ее тенденцию в нескольких проблемно-тематических и жанрово-стилистических направлениях, предложив, таким образом, материал для более фундаментальных трудов.

Серьезным подспорьем на этом пути будут для нас не только вышеперечисленные работы, но и статьи, книги

12 Советское кино семидесятых - первой половины восьмидесятых годов. Учебное пособие. М.: ВГИК, кафедра киноведения, 1997, с. 6.

13 Там же, с. 180.

14

известных киноведов и кинокритиков, среди которых назовем Л. Аннинского, Л.Белову, В.Демина, М. Зака, Л. Маматову, И. Шилову, Р.Юренева и ряд других авторов.

В их работах охватывается широкое поле кинематографического материала, глубоко анализируются фильмы значительных мастеров, творивших в указанный период, намечаются определенные закономерности развития киноискусства.

Условное понятие «семидесятые» в вышеназванных исследованиях обрело более или менее внятные границы. По общему мнению, период открывается, как уже говорилось, 1968-1969 гг. Завершение его авторы пособия «Советское кино семидесятых...», например, видят в рубежном для истории нашего киноискусства V съезде кинематографистов СССР /май 1986 г./. Соглашаясь с этим в принципе, мы бы хотели предложить и свою "верхнюю" границу периода в живом, так сказать, потоке кинопроцесса. Имеется в виду время завершения работы над картиной Т.Абуладзе «Покаяние», которая снималась с 1981 по 1984 гг. Работа над фильмом и его завершение, несмотря на то, что он тут же был упрятан на «полку», по мнению авторов того же учебного пособия, показали: "для того, чтобы безраздельно подчинить развитие кинематографа своим идеологическим интересам, у дряхлеющего режима «застойной» поры нет уже ни достаточных сил, ни необходимой решительности...»14.

Уже сам этот факт делал картину итоговой для периода, хотя вышла она на экран только в 1987 г. При этом весьма показателен был ее поистине ошеломляющий общественный резонанс, что является также свидетельством «рубежности» произведения. Мы же, в свою очередь, хотим указать на меру художественного обобщения фильма, его притчевую публицистичность, жанрово-стилевую синтетичность, тягу к образному «аттракциону». Все эти качества произведения, учитывая многие из тех картин, которые делались во время работы над «Покаянием» другими кинематографистами, но в близкой Абуладзе стилистике, — все это делает фильм симптоматично-знаковым средоточием идейно-

художественных усилий «семидесятых» и указанием направления дальнейшего развития нашего кино.

14 Советское кино семидесятых - первой половины восьмидесятых годов. Учебное пособие. М.: ВГИК, кафедра киноведения, 1997, с. 179.

15

Итак, определив концептуальные интересы данной диссертации и хронологические границы рассматриваемого периода, укажем критерии отбора киноматериала. Речь идет, прежде всего, о фильмах, которые, во-первых, находились в центре общественного, зрительского внимания, а также в зоне специфических интересов критики и киноведения; а во-вторых, о картинах, которые объективно были связаны с реальными социальными и нравственными проблемами нашей действительности, миросозерцания и личностных исканий советского человека, глубоко и заинтересованно их отражая.

В настоящей диссертации мы, как уже было сказано, намереваемся проследить и определить идейно-художественное содержание периода, а также объективно «вписать» его в историю отечественного кино во взаимодействии с предшествующими и последующими этапами. Таковы насущные и перспективные задачи, которые мы ставим перед собой. Мы действительно хотим взглянуть на «семидесятые» в истории отечественного кино как на движение вопреки «застою».

В этой связи мы выделяем три аспекта исследования, и, соответственно, три его главы.

В первой главе «Производственный фильм» идеологически заданная модель действительности» будет проанализировано одно из самых идеологически ангажированных проблемно-тематических направлений советского кино. Тема человека и действительности находила в фильмах этого ряда откровенно «запрограммированное» отражение. Тем важнее увидеть, как благодаря лучшим из них существо кинематографического процесса складывается как бы поверх идеологической схемы и в споре с ней. Этот «спор», как мы увидим, делает и сам образ взаимоотношений человека с действительностью в кинематографе более обостренным и выразительным.

Вторая глава "Человек как барометр нравственного состояния общества" обращается к разным формам конфликтных взаимоотношений героя со средой его существования. Прежде всего, нам интересен разлад социально значимого для советской идеологии героя -рабочего, так называемого «простого человека», с действительностью его жизни. Необратимые процессы нравственного конфликта «простого человека» с

16

реальностью, его окружающей, нашли отражение в лентах М.Осепьяна, В. Мельникова, В. Абдрашитова, Г. Данелии. В таких фильмах, как «Иванов катер», «Здравствуй и прощай», «Афоня», «Охота на лис» и других, воплотился драматический разрыв декларируемых государственной идеологии ценностей и реального бытия и сознания рабочего человека.

Здесь же мы обратимся к проблеме нереализованности внутренних возможностей человека в условиях его наличного бытия. Речь будет идти о людях творческого склада, какими выступают герои картин «Жил певчий дрозд» О. Иоселиани, «Осенний марафон» Г. Данелии, «Тема» Г.Панфилова; о героях, склонных к духовно-нравственным поискам, рефлексиям, как то происходит с героем фильма Р. Балаяна «Полеты во сне и наяву», или с «простым человеком» совершенно, кажется, противоположного типа, как в фильме В.Шукшина «Калина красная».

Последняя часть второй главы будет посвящена, в известном смысле, новой для нашего киноведения теме — теме отражения на экране 1970-х годов ценностей религиозного сознания. Мы собираемся обратиться к кинематографу А. Тарковского, а также к творчеству Т.Абуладзе, в частности, к его последней работе «Покаяние».

Третья глава диссертации — это анализ освоения кинематографом «семидесятых» исторического материала как проекции на болевые точки современной действительности. Мы собираемся обратиться к фильмам-экранизациям отечественной классики (в частности, произведений А.Чехова и И.Гончарова) А. Кончаловского, Н.Михалкова, а также к фильмам о Великой Отечественной войне, созданным А. Германом, Л.Шепитько и некоторыми другими кинематографистами.

В Заключении мы попытаемся сформулировать существо эволюционных процессов в кинематографе 70-х годов.
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24855.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.