У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Влияние регулярный занятий физической культурой на психофизиологический статус студентов
Количество страниц 129
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24910.doc 
Содержание ВВЕДЕНИЕ...5

1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ...9

1.1. Профиль функциональной асимметрии больших полушарий мозга человека...9

1.1.1. Современные представления о функциональной межполушарной асимметрии ...9

1.1.2. Функциональная межполушарная асимметрия и двигательные качества спортсмена...11

1.2. Электроэнцефалограмма как метод исследования функционального состояния центральной нервной системы...14

1.2.1. Электроэнцефалограмма здоровых людей с различным профилем функциональной межполушарной асимметрии...14

1.2.2. Особенности биоэлектрической активности головного мозга спортсменов...18

1.3. Психометрические и психологические особенности индивида...22

1.3.1. Психометрические характеристики здорового взрослого человека...22

¦* 1.3.2. Особенности психометрических показателей спортсменов...25

1.3.2.1. Психометрические параметры спортсменов с разным профилем функциональной межполушарной асимметрии...28

1.3.3. Использование цветового теста Люшера и корректурной пробы в психофизиологии...29

1.4. Особенности регуляции позы человека...32

1.4.1. Стабилография как метод изучения регуляции позы человека...32

1.4.2. Применение метода стабилографии в спортивной физиологии...40

1.5. Восстановление как центральная проблема физиологии спорта...42

1.5.1. Физиологические обоснования восстановительного процесса...42

2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ...49

2.1. Схема эксперимента...49

2.2. Определение индивидуальных особенностей функциональной межполушарной асимметрии...51

2.3. Регистрация электрической активности головного мозга...53

2.4. Психометрическое тестирование...53

2.5. Методика стабилографического исследования...55

2.6. Психологическое тестирование...55

J ' 2.7. Исследование энерготрат...57

2.8 Адаптационный потенциал...58

2.9. Статистический анализ...59

3 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ...60

3.1. Исследование фоновых психофизиологических характеристик студентов, регулярно занимающихся и не занимающихся физической культурой...60

3.1.1. Электроэнцефалографические характеристики студентов, регулярно занимающихся и не занимающихся физической культурой...60

3.1.1.1. Электроэнцефалографические характеристики студентов регулярно занимающихся физической культурой на первом году обучения...60

3.1.1.2. Сравнительные характеристики биоэлектрической активности головного мозга студентов с различным уровнем нагрузки на двигательный анализатор...70

3.1.1.3. Особенности суммарной электрической активности головного мозга студентов, регулярно занимающихся физической культурой с различным профилем функциональной межполушарной асимметрии...74

3.1.1.4. Особенности электрической активности головного мозга у представителей разной спортивной специализации...75

3.1.2. Особенности психометрических характеристик у студентов, регулярно занимающихся и не занимающихся физической культурой...79

3.2. Исследование психофизиологических характеристик спортсменов до тренировки

и в период раннего восстановления...83

3.2.1. Контроль срочного восстановления у спортсменов...83

3.2.1.1. Особенности срочного восстановления психофизиологических параметров у спортсменов с различной специализацией...83

3.2.1.2. Особенности срочного восстановления психофизиологических параметров у спортсменов с различным профилем ФМА...91

3.3. Исследование психофизиологических характеристик студентов регулярно занимающихся физической культурой на втором курсе обучения...97

3.3.1. Электроэнцефалографические характеристики спортсменов' на втором курсе обучения...97

3.3.2. Особенности психометрических характеристик спортсменов на втором курсе обучения...99

3.3.3. Особенности вертикальной устойчивости спортсменов при адекватном раздражении

вестибулярного аппарата...101

3.3.3.1. Особенности фоновой позной устойчивости у студентов, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, и их сверстников, не занимающихся физической культурой...101

4 3.3.3.2. Особенности реакции стабилографических показателей спортсменов с разным

профилем ФМ А на нагрузку с вращениями...104

3.3.3.3 Изменение стабилографических показателей спортсменов разной специализации

под влиянием нагрузки с вращениями...110

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...117

ВЫВОДЫ...128

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...129

Введение



5 ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

В настоящее время большое внимание исследователей обращено на спорт, особенно спорт высших достижений. Физическая культура массового характера находится в стороне, и функциональные изменения, адаптивные перестройки при этом изучаются в меньшей степени (Солодков, 1993).

В связи с этим возникает необходимость комплексного диагностического исследования лиц, занимающихся массовой физической культурой с целью оценки и прогноза их физиологических возможностей в процессе решения задач, связанных со спортивной деятельностью. Одновременно возникает проблема оптимизации тренировочной деятельности, решение которой должно базироваться на результатах комплексных медико-биологических исследований. Комплексный подход позволяет выявить взаимосвязь физиологических систем в процессе адаптации к физическим нагрузкам (Казин, Рифтин, Федоров, 1990; Романчук, 1996).

Проведение наблюдений над одним и тем же контингентом спортсменов в динамике предтренировочного (фонового), тренировочного и восстановительных процессов позволяет выявлять последовательно развивающиеся функциональные изменения, обусловленные процессом приспособления организма к физическим нагрузкам (Казин, Рифтин, Федоров, 1990; Романчук, 1996; Солодков, Сологуб, 2001).

Изучение процессов восстановления, составляющих существо отставленного тренировочного эффекта, имеет столь же важное значение, как и исследование непосредственного влияния нагрузки. После окончания действия физических нагрузок в организме человека некоторое время сохраняются функциональные изменения, присущие периоду спортивной деятельности, и осуществляются основные восстановительные процессы, которые носят неоднородный характер (Волков, 1974).

По мнению СЕ. Павлова (2001), проблема восстановления в физиологии спорта не может считаться даже относительно решенной, т.к. до сих пор нет единого мнения о продолжительности восстановительного периода у спортсменов различной специализации, не разработаны эффективные методы, способствующие восстановлению.

Обычно изучение физиологических процессов, лежащих в основе двигательной активности, проводится в лабораторных условиях. Для этих целей используются физические нагрузки на велоэргометре, работа на тредбане (Аулик, 1977; Солодков, Сологуб, 2001). Такие исследования, однако, не могут отобразить полноту тех процессов и функциональных перестроек, которые происходят в процессе реальных тренировочных

6

занятий и соревнований. В связи с этим исследования восстановительных процессов в реальных условиях спортзала, бассейна, стадиона приобретают важное значение.

В исследованиях динамики функционального состояния спортсменов доминирует изучение соматических систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и т.д. В то же время, крайне мало работ, посвященных оценке функционального состояния ЦНС, особенно мало исследований изменений межполушарных отношений в динамике спортивной деятельности (Хомская, Ефимова, 1989; Кураев, Соболева, Глумов, 1994). Технические приемы прыжков, метаний, элементы спортивной гимнастики, акробатики, бокса, борьбы и многих других видов спорта далеко не одинаково выполняются в левую и правую стороны, той и иной конечностью (Поцелуев, 1960). Кроме того, известно, что лица с различным профилем функциональной межполушарной асимметрии по-разному адаптируются к спортивной деятельности (Хомская, Ефимова, 1989).

Цель работы: изучить психофизиологические характеристики юношей, регулярно занимающихся и не занимающихся физической культурой, в процессе обучения в высшем учебном заведении.

Задачи исследования:

1. Изучить психофизиологический статус (по ЭЭГ, психометрическим и стабилографическим характеристикам) юношей, регулярно занимающихся и не занимающихся физической культурой. >

2. Исследовать характеристики электрической активности головного мозга и психометрические параметры юношей различной спортивной специализации.

3. Исследовать характеристики раннего восстановления психофизиологических параметров юношей различной спортивной специализации и с разным профилем ФМА после тренировочного занятия.

4. Исследовать реакции системы поддержания позы (по стабилографическим характеристикам) на разнонаправленные вращательные нагрузки у юношей с различной спортивной специализацией и с разным профилем ФМА.

Научная новизна.

Впервые изучены характеристики адаптационных резервов организма у студентов физкультурного ВУЗа и студентов, не занимающихся физической культурой.

Впервые обнаружена прямая связь между адаптационными возможностями организма и типом ЭЭГ у лиц молодого возраста.

7

Впервые показано, что после тренировки психофизиологические характеристики возвращаются к исходному уровню раньше у спортсменов с правым профилем ФМА, а позже - у спортсменов с левым и амбидекстральным профилем ФМА.

Впервые показано, что для амбидекстров и левшей характерна симметричность реакции системы поддержания позы после вращательных нагрузок, а для правшей -асимметричность.

Научно-практическая значимость работы.

Полученные результаты могут быть использованы при изучении студентами комплекса медико-биологических дисциплин в институтах физической культуры, при чтении лекций по физиологии человека, возрастной физиологии, валеологии, при разработке тренировочных занятий студентов физкультурного ВУЗа, планировании и контроле тренировочных циклов спортсменов различной специализации, в массовых физкультурных учреждениях, в работе центров валеологии ВУЗов России.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Наиболее высоким адаптационным потенциалом, определенным по психофизиологическим характеристикам, обладают юноши, регулярно занимающиеся физической культурой, и ЭЭГ которых относится к 1 группе 1 типу.

2. После тренировки психофизиологические характеристики возвращаются к исходному уровню быстрее у юношей с правым профилем ФМА, а медленнее - у юношей с амбидекстральным и левым профилем.

3. Для юношей - амбидекстров и левшей, регулярно занимающихся физической культурой, характерна симметричность реакции системы поддержания позы после вращательных нагрузок, а для правшей - асимметричность.

Апробация диссертационной работы. Материалы диссертации докладывались и обсуждались на XXXI неделе науки биолого-почвенного факультета Ростовского государственного университета (Ростов-на-Дону, 2003); на Российской научно-практической конференции «Физическая культура, спорт и туризм: как фактор воспитания и оздоровления студенческой молодежи» (Ростов-на-Дону, 2003); на конференции «Проблемы общей биологии» (Ростов-на-Дону, 2003); на седьмой Всероссийской медико-биологической конференции молодых исследователей «Человек и его здоровье» (Санкт-Петербург, 2004).

8

Публикации. По теме диссертации опубликовано 12 работ. Личный вклад автора в опубликованном материале 52,0%, объем 1,26 п.л.

Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 150 страницах, включая библиографию. Работа состоит из введения и четырех глав: обзор литературы, материалы и методы исследования, результаты исследования и их обсуждение, заключения, выводов, списка использованной литературы. Библиографический указатель включает 311 источников,-из них 53 иностранных авторов. Работа иллюстрирована 27 рисунками и 30 таблицами.

9 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Профиль функциональной асимметрии больших полушарий мозга человека 1.1.1. Современные представления о функциональной межполушарной асимметрии

мозга

Функциональная межполушарная асимметрия (ФМА) мозга привлекает внимание значительного числа исследователей, так как эта проблема является актуальной в теоретическом отношении для понимания механизмов формирования обучения, надежности и пластичности мозга, а также в практическом для формирования конкретных условий деятельности (Гот, Депенчук, 1960; Гот, 1965; Доброхотова, Брагина, 1977, 1986, 1994).

Явление ассиметрии в последние годы нашло отражение в философских обобщениях, представленных категориями симметрии и асимметрии (Гот, Депенчук, 1960; Гот, 1965; Доброхотова, Брагина, 1977,1986,1994).

Известно, что в осуществлении любой психической деятельности принимают участие оба полушария мозга, но каждое выполняет свои функции, т.е. между ними существует функциональный антагонизм (Баллонов, Деглин, Николаенко, 1976; Шанина 2002). Закономерности межполушарного взаимодействия и межполушарной асимметрии характеризуют интегративные особенности мозга как единой системы.

В познании проблемы, связанной с функциональной межполушарной асимметрией, выделяют три этапа (В кн. Кураев, Соболева, Сорокалетова 1994):

1. Концепция доминантности полушарий (главенствующая роль отводилась левому полушарию) (Дакс, Брока, Джексон).

2. Концепция специализации полушарий (между полушариями наблюдается распределение функций) (Бианки, Воеводкова, 1971; Газзанига, 1974)

3. Современные представления, базирующиеся на концепции взаимодействия полушарий (Балонов, Деглин, 1976; Бианки, 1980; Кураев, 1983)

Для изучения межполушарной асимметрии используются различные методы: дихотического прослушивания (Kimura, 1967; Траченко, 1987), тахистоскопического предъявления зрительных стимулов (Le Doux et al., 1977), регистрации электрической активности мозга при выполнении испытуемыми различных заданий (Жирмунская и др., 1982; Galin et al., 1982; Орбачевская, Сербиенко, 1985; Жирмунская, 1991), условнорефлекторный метод (Кураев, 1982). Ценный материал получен в ходе клинических наблюдений за больными с односторонним поражением больших полушарий головного мозга (Бабенкова, 1971; Брагина, Доброхотова, 1988) и больными с

10

разобщенными по медицинским показаниям полушариями (Sperry, 1961; Газзанига, 1974); при унилатеральной противосудорожной терапии (Деглин и др., 1979), электрической стимуляции различных полей коры открытого мозга во время хирургических операций (Penfild, Jasper, 1954).

В этих исследованиях представлены данные, свидетельствующие о существовании специфических функций, осуществляемых правым и левым полушариями. Лингвистические и математические функции сосредоточены преимущественно или исключительно в пределах левого полушария. Правое полушарие играет ведущую роль в восприятии пространства и топографических взаимоотношений объектов, в восприятии музыки и интонационно-голосовых характеристик речи, в формировании просодических особенностей собственной речи.

По мнению Б.И. Белого (1987), можно говорить о наличии двух различных принципов функционирования правого и левого полушарий. Левое полушарие действует по дискретному принципу, осуществляя дробление и анализ поступающей информации. Структуры правого полушария выполняют, главным образом, суммацию, сопоставление и синтез поступающей информации.

В настоящее время в физиологии, медицине, психологии и педагогике широко используется понятие профиля функциональной межполушарной асимметрии (ФМА). Под профилем ФМА понимается распределение доминирования активности полушарий при организации моторных, сенсорных и психических функций. Индивидуальный профиль асимметрии определяется сочетанием моторных, сенсорных и психических симметрии-асимметрии (Брагина, Доброхотова, 1988).

Выделяют четыре основных типа профиля: правый, смешанный (парциальный), амбидекстральный и левый. Смешанным обозначается профиль асимметрии, когда правые асимметрии одних органов сочетаются с левыми асимметриями других. Если доминирование сенсорных и моторных функций распределено по разным полушариям, то говорят о парциальном (смешанном) профиле, если же в этих функциях доминирует одно полушарие, говорят об одностороннем профиле доминирования (Кураев, 1982; Агаджанян, Куцов, Кураев, Бахтин, 1990; Кураев, Пожарская, Глумов, 1996; Кураев, Соболева, 1996).

На основании возможных вариантов моторно-сенсорных асимметрий и встречаемости их в человеческой популяции было выявлено 27 вариантов профилей латеральной организации в системе «рука-ухо-глаз», которые при классификации разделяются на 5 типов (Хомская, 1987):

1. «Чистые» правши - ППП;

11

2. Праворукие - ППА, ПАП, ПАА, ПАЛ, ПЛА, ППЛ, ПЛП, ПЛЛ;

3. Амбидекстры - ААА, АПП, АЛА, ААП, АЛЛ, АПА, АПЛ, АЛП;

4. «Чистые» левши - ЛЛЛ, где

П - преобладание правосторонней функции; Л - левосторонней; А - равенство функций.

Среди взрослых людей чистый правый профиль встречается у 36-40% испытуемых, парциальный 60-54 %, чистый левый 4-6 % (Кураев, 1982; Агаджанян, Куцов, Кураев, Бахтин, 1990; Кураев, Пожарская, Глумов, 1996; Кураев, Соболева, 1996).

В литературе прослеживается тенденция придавать моторной асимметрии рук основополагающее значение в развитии межполушарной асимметрии (Kimura, Archibaid, 1974). D.Kimura и Y.Archibaid (1974) предполагают, что эволюционные преимущества, которые получило левое полушарие в связи с развитием сложнокоординированных движений правой руки, оказались основанием для построения системы общения, которая вначале была жестовой и предполагала использование правой руки, впоследствии трансформировалась в речевую и левое полушарие приобрело контроль над речевой функцией. Однако указанная теория оставляет неясным, почему для сложной моторной деятельности стала использоваться именно правая рука и почему некоторое количество людей предпочитает левую руку.

Таким образом, проблема изучения особенностей функциональной межполушарной асимметрии головного мозга не теряет своей актуальности. Большой интерес представляют исследования выраженности ФМА у лиц разного пола, возраста, образа жизни.

1.1.2. Функциональная межполушарная асимметрия и двигательные качества

спортсмена

Современный спорт предъявляет повышенные требования ко всем сторонам подготовки спортсмена, умению управлять собой и формировать устойчивое функциональное состояние, позволяющее осуществить в экстренных условиях оптимальную психомоторную деятельность. Успешность выполнения требований, предъявляемых различными видами спорта, связана с межполушарными функциональными асимметриями. Технические приемы прыжков, метаний, элементы спортивной гимнастики, акробатики, бокса, борьбы и многих других видов спорта далеко не одинаково выполняются в левую и правую стороны, той и другой конечностью (Поцелуев, 1960). Кроме того известно, что лица с различным профилем ассиметрии по разному адаптируются к спортивной деятельности (Хомская, Ефимова, 1989).

12

Проявление функциональной асимметрии мозга различно у спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта. Это связано как с двигательным опытом (Матова, Бережковская, 1980; Ермаков, 1988; Фомина, 1998), так и с тем, что сам тип функциональной ассиметрии является существенным фактором для овладения определенными спортивными навыками (Хомская, Ефимова, 1989; Ефимова, 1992)

Проведенные П.Н. Ермаковым (1988) исследования моторных асимметрий показали, что с учетом суммарного значения коэффициента правой руки виды спорта могут быть расположены в порядке убывания правосторонней асимметрии в следующей последовательности - стрельба, тяжелая атлетика, спортивные единоборства, баскетбол. Такое же распределение было получено после обследования правосторонней асимметрии ног у представителей перечисленных выше видов спорта.

В работе Ефимовой И.В. (1996) по мере накопления синестральности виды спорта образовали следующий ряд: спортивная гимнастика, теннис (мужчины), плавание, теннис (женщины), бег, художественная гимнастика, самбо.

В игровых видах спорта отдается предпочтение амбидекстрам, в боксе и фехтовании - врожденным и переученным левшам. Результаты динамометрии кистей рук "искусственных" левшей показали меньшую силу левой и правой руки в сравнении с правшами и левшами. Мышечно-суставная чувствительность лучше у левшей, они продемонстрировали наименьшую ошибку в дифференцировании усилия. Можно предположить, что это связано с активацией правого полушария мозга, которое сопряжено с обработкой сенсорной информации (Караев, Новиков, 1985).

Накопление синестральных лиц у представителей ситуационных видов спорта можно объяснить с одной стороны спецификой технико-тактических действий левшей в боксе, фехтовании и теннисе, отработкой приемов на обе стороны в единоборствах, с другой стороны это явление может быть объяснено активацией правого полушария, отвечающего за обработку пространственно-зрительной информации.

Ильин Е.П. (1963) показал, что половина прыгунов в длину и бегунов барьеристов отталкиваются правой ногой, другая же половина левой. У прыгунов в высоту в большинстве случаев толчковой была левая нога.

По данным В. Старосты (1963), из 149 обследованных фигуристов при прыжках в длину левая нога была толчковой - у 82, при прыжках в высоту - у 97, а при прыжках на льду - у 115. Это говорит о том, что спортивная деятельность приводит к функциональным различиям между ногами.

13

Анализ результатов зрительных асимметрий показал, что среди спортсменов 85.4% имели ведущий правый глаз, 11.8% - ведущий левый глаз, 2.8% - без асимметрии (Ермаков, 1988).

Е.Д. Хомская (1989) указывает на то, что для гимнастов характерен очень высокий процент «чистых правшей» (77,27%). Правостороннее доминирование мануальных, слуховых и зрительных функций является благоприятным показателем успешности зрительно-пространственной деятельности. Как известно, к пространственным функциям относятся, с одной стороны, ориентация в «собственном теле», с другой - ориентация во внешнем зрительном пространстве, которые в большей степени выражены у людей занимающихся спортивной гимнастикой (Хомская, Гасимов, Ефимова, 1991). Люди с таким профилем латеральной асимметрии лучше адаптируются к различным видам деятельности в жестко регламентированных рамках, а в эмоционально-стрессовой ситуации характеризуются высокой профессиональной надежностью.

Борцы-самбисты часто имеют симметричный профиль латерального фенотипа, такие люди хорошо адаптируются к деятельности, требующей инициативы и гибкости мышления (Хомская, 1989; Ефимова, Куприянов, 1995).

Спортсмены-единоборцы со смешанным профилем латеральной асимметрии оказались более устойчивыми к воздействию предельных и околопредельных нагрузок, чем спортсмены с односторонним доминированием. При этом не было обнаружено различий в скорости простых зрительно-моторных реакций (Ермаков, 1988).

Для пловцов характерен перекрестный тип моторной асимметрии: ведущими являются правая рука и левая нога (Солодков, Сологуб, 2001)

Важную роль в формировании асимметрии, наряду с биологическими предпосылками играют и социальные факторы к числу последних можно отнести и педагогические приемы формирования двигательных навыков.

Среди американских спортсменов 11.7% леворуких, среди отечественных спортсменов - 4.9%. Это объясняется тем, что в отличии от наших спортсменов, американцы могли использовать во время тренировки любую удобную по ситуации руку (Фомина, 1998).

Врожденные асимметрии могут значительно видоизменятся под влиянием многолетней спортивной тренировки. Направленность изменений зависит от симметричности выполняемых действий. При систематическом выполнении преимущественно односторонних упражнений происходит преобладающее развитие ведущей конечности и развитие асимметрии. Однако при выполнении многих симметричных упражнений функциональная асимметрия оказывает отрицательное

14

влияние на спортивный результат. Функциональная асимметрия снижает дальность прыжка на лыжах с трамплина, плавании, ходьбе и т.д. Поэтому для повышения эффективности спортивной деятельности в данных видах спорта необходимо направлять тренировочные занятия на сглаживание имеющейся асимметрии. Иная направленность управляющих воздействий должна быть в случае необходимости усиления асимметрии (например в стрельбе, фехтовании, теннисе и др.) (Солодков, Сологуб 2001).

Таким образом, к настоящему времени накоплен существенный фактический материал о специфических функциях правого и левого полушарий, их доминантно-субдоминантных взаимоотношениях, которые могут изменяться в зависимости от вида деятельности, функционального состояния субъекта, уровня автоматизации навыка выполняемой деятельности. Тем не менее, многие вопросы межполушарной асимметрии и интеграции остаются до сих пор не решенными. Не существует общепризнанной теории, объясняющей специализацию именно левого полушария головного мозга человека в отношении речевой функции и моторного контроля доминантной руки; также нет единого мнения о причинах, обуславливающих левшество у человека. Большое значение для спортивной физиологии имеет определение профиля латеральной симметрии (соотношения левых и правых асимметрий в фенотипе), так как он коррелирует с эмоционально-личностными особенностями, оказывает влияние на способность к адаптации в экстремальных условиях, эфективностью произвольной деятельности и спортивной одаренностью. Накопленные в литературе сведения о функциональных асимметриях у спортсменов не в полной мере отражают особенности проявления ФМА у этого контингента обследуемых. До настоящего момента не проводилось комплексного обследования представителей многих видов спорта по всем функциональным асимметриям, включая психические. В связи с этим необходимо исследовать связь между функциональными асимметриями спортсменов и успехами в достижении спортивного мастерства, изучить динамику изменения профиля латеральной симметрии по мере роста спортивной квалификации. Особый интерес представляют реакции на нагрузку и особенности восстановления у представителей различной спортивной специализации в зависимости от их профиля межполушарной асимметрии.

1.2. Электроэнцефалограмма как метод исследования функционального состояния

центральной нервной системы

1.2.1. Электроэнцефалограмма здоровых людей с различным профилем функциональной межполушарной асимметрии

Метод регистрации электроэнцефалограммы (ЭЭГ) - суммарной электрической

15

активности мозга, отводимой с поверхности головы, получил в настоящее время чрезвычайное распространение и рассматривается как наиболее адекватный, и точный для отображения функциональной активности центральной нервной системы. Многоканальная запись ЭЭГ позволяет одномоментно регистрировать электрическую активность многих функционально различных областей коры головного мозга (Чугунов, 1956; Егорова, 1973; Гусельников, 1976; Бреже, 1979; Гриндель, 1988; Кирой, 1998).

О функциональной асимметрии активности полушарий головного мозга, в основном, судят по ЭЭГ-показателям, в частности, по альфа-ритму (Raney, 1939; Костюченко, 1977; Гнездицкий, 2000; Кураев, 2003). Все литературные данные об асимметрии активности полушарий головного мозга можно разделить на две группы: когда ЭЭГ регистрировалась в состоянии покоя, и когда человек совершал произвольные двигательные акты.

В работах 30-40-х годов было показано значительное преобладание альфа активности в зрительных областях правого полушария (Raney, 1939; Cornil, Gastaut, 1947). Однако в более поздних работах различий по альфа - активности в затылочных отведениях не было обнаружено. По мнению ученых, асимметрия альфа-ритма в зрительных областях не имеет никакого отношения к «рукости» (Glanville, Antonitis, 1955).

С. Wells (1963) обнаружил, что у испытуемых с ведущим правым глазом и правой рукой наблюдалось более значительное блокирование альфа-ритма в левом полушарии, а у испытуемых с ведущим левым глазом - в правом.

Русинов B.C. и др. (1976) отмечали, что спектры мощности ЭЭГ затылочных, теменных, центральных, и лобных областей правого и левого полушарий характеризуются высокой степенью симметричности и стабильности в широкой полосе и отдельно взятых альфа- и дельта- диапазонах, при этом средние уровни когерентности ЭЭГ симметричных точек полушарий мозга практически совпадают у всех исследованных людей и отличаются высокой степенью стабильности. Вместе с тем, по некоторым данным фоновая ЭЭГ приобретает более отчетливо выраженную стабильность в правом полушарии по сравнению с левым (Айрапетянц, 1982).

Коновалова В.Ф. и др. (1987) указывают на левостороннюю асимметрию по мощности альфа - ритма в затылочных отведениях и на небольшую правостороннюю в лобных. По данным Я.И. Левина и др. (1986), относительная мощность фоновой ЭЭГ в диапазонах дельта- и тета- выше в затылочной области правого полушария, а быстрых колебаний - левого полушария, в альфа - диапазоне отмечается симметрия мощности. Другие исследователи в фоновой ЭЭГ не наблюдали выраженной ассиметрии основных

16

ритмов (Бартельс, Сельцовский, Перов, 1986). Обращает внимание на отсутствие асимметрии ЭЭГ в лобных отделах и на ее левостророннюю выраженность в теменных и височных отделах в состоянии спокойного бодрствования испытуемых правшей (Орбачевский, Сербиенко, 1985).

По данным Ермакова П.Н. (1988) правосторонняя ассиметрия мощности альфа -ритма наблюдалась у 59%, левосторонняя - у 18% и без асимметрии мощности у 23% испытуемых.

Жаворонкова Л.А. (2001) показала, что в покое средние уровни внутриполушарной когерентности ЭЭГ у правшей имели более высокие значения в левом полушарии, а у левшей - в правом и наиболее отчетливо в лобно-височно-центральных областях, в основном, за счет вклада альфа-диапазона.

Из всего вышесказанного следует, что до сих пор нет единого мнения по поводу наличия асимметрии электрической активности в правом и левом полушариях мозга на ЭЭГ, зарегистрированной в состоянии покоя.

Межполушарные различия, обусловленные выбором задач, предъявляемых испытуемым, были продемонстрированы в ряде исследований (Morgan, McDonald P., McDonald H,1971; Butler, Glass, 1974; Beaumont, Mayes, Rugg, 1978; Omstein, Johnstone, Herron, Swencionis, 1980; Yingling, 1980; Rugg, Dickens, 1982).

M.C. Бычков (1953) нашел асимметрию (при доминировании левого полушария) в том случае, когда испытуемый представлял предмет, ранее им воспринимавшийся зрительно (при восприятии асимметрия не была выявлена).

Условный раздражитель, связанный с произвольными движениями, вызывал более раннее начало и более позднее окончание депрессии альфа-ритма в левом полушарии. Кроме того, после стадии генерализации ограничение очага возбуждения и исчезновение блокады альфа-ритма (после упрочнения условного рефлекса) происходило сначала тоже в левом полушарии (Бабиян, 1961).

У левшей, по данным Бабиян СМ., (1961) более сильная активность в таких же экспериментах наблюдалась в правом полушарии, либо была одинакова в обеих полушариях.

Большую продолжительность депрессии альфа-ритма в левом полушарии при сжимании динамометра наблюдала М.М. Иванова (1962).

Многочисленные данные свидетельствуют о связи ведущей (правой) руки с выраженностью высокочастотных колебаний в центральных областях левого полушария, а также о блокировании мю- и алфа-ритма в центральных отделах у испытуемых правшей в различных условиях двигательной активности (Павлова, Точилов, 1960; Kuhlman, 1978;

17

Иванова, 1978; Storm van Leeuwen, Wieneke, Spoelstra, Versteeg, 1978; Pocock, 1980; Pfurtscheller, 1981; Сологуб, 1981; Autret, Auvert, Laffont, Larmande, 1985).

Жаворонкова Л.А. (2001) показала, что при выполнении движений ведущей рукой у правшей обнаружено максимальное увеличение средних уровней когерентности в центрально-височных областях левого полушария при одновременном ее снижении в аналогичных областях правого полушария, а у левшей - увеличение в обоих полушариях.

Бердичесвкая Е.М., Косолапое П.А. (2001) исследовали 62 юношей с "чистым правым", левым и перекрестным (с ведущей левой ногой) профилем ФМА (по схеме: рука-нога-глаз-ухо). При правом и левом индивидуальном профиле асимметрии более высокая частота максимальной мощности спектра характеристик модельных движений верхних и нижних конечностей сопровождала движение неведущей руки, все компоненты коротковолновых соматосенсорных вызванных потенциалов возникали быстрее для ведущей руки. Асимметрия скоростных характеристик афферентации больше выражена у правшей. При перекрестном профиле ФМА асимметрия сглаживалась, моторные задачи выполнялись менее экономично. Это подтверждает необходимость учета профиля ФМА для адекватной оценки электрофизиологических параметров симметричных конечностей при нейрофизиологических и клинико-диагностических исследованиях.

Наконец, левосторонняя асимметрия активности полушарий выявлена при умственной деятельности (Киряков, 1963;Пратусевич, Хоружая, 1963).

Л.П. Павловой и И.В. Романовой (1969) показано доминирование правого полушария при зрительном слежении и оперативном выборе сигналов.

Morgan et al. (1971) Получили относительно низкое значение альфа-индекса в правом полушарии в условиях выполнения пространственной задачи у 16 из 20 испытуемых. Существенным моментом в их работе оказалось то, что у «праворуких» в правом полушарии альфа - активность была выше, чем в левом.

По данным Горбачевской Н.Л., и др. (2001) ритмическая фотостимуляция увеличивает уровень межполушарной асимметрии, выявляя в большинстве случаев более высокие значения спектральной плотности в правом полушарии.

Таким образом, нет единого мнения авторов относительно наличия асимметрии распределения альфа-активности, а также зависимости ее от индивидуальных особенностей профиля функциональной межполушарной асимметрии, поэтому необходимы дальнейшие исследования данного феномена.

Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24910.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.