У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Сравнительная характеристика функционального состояния организма первоклассников в процессе обучения по разным программам
Количество страниц 134
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 24925.doc 
Содержание ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА МОРФОЛОГИЧЕСКИХ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА 10

1.1. Развитие опорно-двигательного аппарата 10

1.2. Возрастные изменения сердечно - сосудистой системы 16

1.3. Влияние вегетативной нервной системы на функциональное состояние организма 24

1.4. Изучение функционального состояния организма детей с

помощью компьютерной «РОФЭС»-диагностики 29

1.5. Профилактические и оздоровительные средства для улучшения функционального состояния организма младших школьников 34

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 42

2.1. Организация обследований 42

2.2. Комплексные методы исследования функционального состояния организма младших школьников 44

2.2.1. Классические методы исследования и методы индексов 45

2.2.2. Компьютерная «РОФЭС» - диагностика 48

2.3. Содержание программы развивающего обучения «Школа - 2100» 57

2.4. Структурная модель программы «Здоровье» 63 ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОМАТОМЕТРИ-ЧЕСКИХ, ГЕМОДИНАМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ТРАДИЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММАМ 68 3.1. Изменения длины и массы тела у первоклассников 68

3

3.2. Особенности изменения показателей гемодинамики и функционального состояния организма младших школьников 79

3.3. Динамика функционального состояния учащихся первых классов

по данным компьютерной «РОФЭС» - диагностики 89

ГЛАВА 4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 99

ВЫВОДЫ 111

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 113

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 114

ПРИЛОЖЕНИЯ 134

Введение



4 ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Изучению функционального состояния организма младших школьников посвящено значительное количество исследований. Особый интерес представляет изучение влияния учебной нагрузки на функциональное состояние организма первоклассников, обучающихся по традиционной и развивающей «Школа - 2100» программам.

Исследования состояния здоровья младших школьников по уральскому региону показывают, что уже при поступлении в школу до 45% детей имеют значительные функциональные отклонения, хронические заболевания (М.В. Иванова, СИ. Малафеева, 2001; Р.А. Шабунин, Н.В. Сапогова, 2002; Е.Г. Кокорева, 2002). Ухудшение здоровья четко прослеживается от начала обучения в школе к его окончанию. По данным М.В. Антроповой, Л.М. Кузнецовой (1997), А.Г. Ильина, М.И.Степановой (1998), Г.В. Бородкиной, М.М. Безруких (2002), за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза.

За последние годы изменилась структура выявляемых заболеваний. В настоящее время наиболее часто встречаются отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, функциональные изменения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, расстройства психоневрологического характера, а так же органов системы пищеварения.

Отражая сложные функциональные изменения в организме, рост и развитие находятся под влиянием многих факторов. Наряду с особенностями питания на рост влияют социально-экономические, в том числе бытовые и гигиенические условия (Н.А. Матвеева с соавт., 1997; Л.И. Абросимова с соавт., 1998; М. Henneberg, G.J. Louw 1995; В. Bogin, J. Loucry 1997).

Значительное место отводится изучению сердечно-сосудистой системы (ССС) у детей младшего школьного возраста для оценки функционального

5 состояния организма в условиях школьного образования (Н.Н. Гребнева , С.Г.

Кривощеков, А.Б. Загайнова, 2001; Е.Г. Кокорева, 2002; Д.А. Погонышев, 2002; П.Г. Койносов, А.П. Койносов, Э. Вашкулатова, 2004).

Возрастная динамика гетерохронности усиливает колебания функциональных показателей ССС (СИ. Русинова, Ф.Г. Ситдиков, 2000). В то же время требования к ребенку и к образовательной системе неуклонно возрастают.

В результате исследований СП. Ефимовой (1996), М.И. Степановой (1998), М.М. Безруких (2002) выявлено, что функциональная неготовность первоклассника к обучению в школе является основным фактором риска для его здоровья.

Ряд авторов (М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер (2000) отмечает, что успешность образования и воспитания во многом зависят от уравновешенности функционального состояния детского организма. Известно, что образовательная среда должна строиться с учетом функциональных возможностей организма каждого ученика.

М.В. Антропова, А.Г. Хрипкова, (1982), И.О. Тупицин (1985),СИ. Русинова (1989), А.В. Крылова (1990), Г.А. Назипова (2002), Д.А. Погонышев (2002) уделяют особое внимание оптимизации школьного образования и снятию нарастающего напряжения во время учебного процесса.

Не менее важной проблемой является адаптация детей к учебной нагрузке. Первый год обучения в школе является одним из существенных переломных периодов в жизни ребенка. От функционального состояния организма первоклассника в период адаптации к школе, к учебной нагрузке зависит успешность процесса обучения (Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких, 2002).

Одним из путей снижения негативных воздействий окружающей среды на организм ребенка является внедрение прогрессивных оздоровительных

6

технологий, которые способствуют профилактике и коррекции отклонений и повышают уровень здоровья. Основными аспектами профилактических и коррекционных программ является дозированная физическая нагрузка преимущественно аэробной направленности, с учетом гетерохронности развития систем организма, а также критических и сенситивных периодов индивидуального развития (П.Г. Койносов, А.П. Койносов, Э. Вашкулатова, 2004).

Целью настоящей работы явилось изучение функционального состояния систем организма первоклассников, обучающихся по традиционной и развивающей программам.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

1. Дать комплексную оценку функционального состояния организма первоклассников, обучающихся по разным программам.

2. Изучить соматометрические показатели у первоклассников в динамике учебного года.

3. Исследовать реакцию сердечно-сосудистой системы на учебную нагрузку с использованием классических методов и индексов у детей младшего школьного возраста, обучающихся по традиционной и развивающей программам, с учетом возрастно-половых особенностей.

Научная новизна. Проведено комплексное исследование функционального состояния организма первоклассников, обучающихся по традиционной и развивающей программам, в условиях гимназии с использованием комплекса стандартных методов, а также компьютерной диагностики методом «РОФЭС» (регистрация оценки функционально-эмоционального состояния по меридиональной системе). Установлено, что нарастание тотальных размеров тела у первоклассников протекают неравномерно и степень прироста длины тела больше массы; в этом возрасте нами не отмечено половых различий в этих

7 показателях. Выявлена гетерохрония показателей ССС у девочек и мальчиков,

независимо от программы обучения. Изменения минутного объема крови (МОК) как в классах традиционного обучения, так и в классах развивающего сопровождаются увеличением частоты сердечных сокращений (ЧСС) и нарастанием величины ударного объема кровообращения (УОК); у мальчиков увеличение УОК наблюдалось во всех группах (контрольных и экспериментальных). Развитие адаптивного напряжения в показателях кровообращения подтверждено выраженным сдвигом вегетативного равновесия в симпатическую сторону. По интегральным характеристикам «РОФЭС» -диагностики выделено три группы адаптации: первая группа (хорошая адаптация); вторая группа (проблемы с адаптацией); и третья - «группа риска».

Отмечена положительная динамика влияния программы «Здоровье» на детский организм в условиях традиционного, и особенно развивающего обучения.

Теоретическая значимость работы. Данное исследование расширяет представления о функциональных характеристиках организма первоклассников в первый год обучения в школе, т.к. демонстрирует ряд характерных закономерностей в возрастном изменении гемодинамических и антропометрических показателей (длины и массы тела). В аспекте возрастной физиологии по интегральным характеристикам (вегето-эмоционального тонуса и психоэмоционального статуса) «РОФЭС» - диагностики получены данные о психоэмоциональном состоянии первоклассников в период обучения по разным программам.

Обоснована возможность применения современной компьютерной диагностики в комплексе с традиционными методами исследования функционального состояния организма детей.

Практическая значимость работы. Комплексная оценка функционального состояния организма первоклассников, обучающихся по разным программам,

8 дает представление о возрастно-половых особенностях и адаптационных

возможностях сердечно сосудистой системы детей, что представляет научно-практический интерес для физиологов, психологов, педиатров, педагогов.

Использование авторской программы оздоровления создало положительную динамику в изменении функционального состояния организма детей, обучающихся по традиционной и развивающей «Школа-2100» программам.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Физиологические параметры и соматометрические показатели первоклассников, обучающихся по традиционной и развивающей программам, соответствуют возрастно-половым особенностям в условиях уральского региона.

2. У обследованных нами детей по данным интегральных характеристик «РОФЭС»-диагностики в обеих экспериментальных группах (Э) отмечено увеличение, тогда как в контрольных группах (К) имело место уменьшение количества адаптированных к школе детей к концу года.

3. Предложенный комплекс профилактических и оздоровительных мероприятий для детей традиционного и развивающего обучения привел к улучшению функционального состояния организма в целом и показателей сердечнососудистой системы в динамике учебного года.

Апробация работы. Материалы диссертации докладывались на региональных конференциях: «Актуальные вопросы валеологии» (Екатеринбург, 1997), «Психофизиологические аспекты адаптации и реабилитации» (Екатеринбург, 2000), «Актуальные проблемы физического воспитания, спортивной тренировки и формирования ЗОЖ» (Екатеринбург, 2000), «Здоровая образовательная среда - здоровый ребенок» (Тюмень, 2004); на II Всероссийской конференции «Научно-методологические основы формирования физического и

9

психического здоровья детей и молодежи» (Екатеринбург 2000), XVIII и XIX

съездах физиологического общества имени И.П. Павлова (Казань 2001; Екатеринбург 2004), VIII Международной конференции «Школа-2000...» (Москва 2003), Всероссийской конференции, посвященной 100 - летию со дня рождения О.Д. Курмаева (Казань 2004).

Публикация статей в сборниках: Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии № 2 (2003) и № 3 (2004), Российском физиологическом журнале имени И.М. Сеченова Т. 90, № 8. 2004.

Создана и сертифицирована образовательная программа «Организация валеологического процесса в школе» (Сертификат № 0156 Серия НМЛ Выдан 12.03.97г. Per. №135 Екатеринбург.-1997г). Публикация авторской программы «Здоровье» в журнале Пайдея III Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 2004.

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 12 печатных работ и две авторские программы.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, обзора литературы, описания материалов и методов исследования, главы собственных исследований и их обсуждения, заключения и выводов. Список используемой литературы включает 180 источников, в том числе 11 на иностранном языке. Работа изложена на 133 странице машинописного текста, иллюстрирована 24 рисунками и 8 таблицами.

10 ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА МОРФОЛОГИЧЕСКИХ И

ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Изучение закономерностей развития растущего организма вызывает повышенный интерес у исследователей (Р.А. Калюжная, 1973; В.М. Король, 1980; P.M. Васильева, 1983; Ю.А. Ямпольская, 1997; М.В. Антропова, 1998; М.М. Безруких, 2000). Эта проблема приобретает особую значимость в настоящее время. На детский организм оказывают все возрастающее влияние различные факторы: ухудшение экологического состояния окружающей среды, низкий уровень социально-экономических условий жизни, увеличение умственных нагрузок на фоне относительно невысокой двигательной активности, возрастание психо - эмоциональных влияний, что отражается на состоянии здоровья детей, изменяя их устойчивость к различным воздействиям. Одним из таких периодов является возраст 6,5 - 8,5 лет, когда происходят интенсивные морфо -функциональные перестройки органов и систем, связанные с продолжающимися процессами роста и тканевой дифференциацией. Этот период, труден тем, что ребенок идет в школу, где нагрузка на его организм увеличивается, изменяется его социальный статус, к которому ребенок должен адаптироваться (М.М. Безруких, СП. Ефимова, 2000).

1.1. Развитие опорно-двигательного аппарата

Среди детей младшего школьного возраста широко распространены отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, ряд авторов отмечают даже патологические изменения (не менее 35%) (Альбамасова В.А., 1982; Корж Н.А., Колесниченко В.А., 1999; Иваничев Г.А. 2001).

Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат и мускулатура) у детей 6-7 лет еще далеко от своего завершения. В этом

11

возрасте почти каждая из 206 костей скелета продолжает значительно изменяться по форме, размерам и внутреннему строению. (Антропова М.В., Кольцова М.М., 1983).

К 6-7 годам интенсивным становится рост трубчатых костей в толщину, а также идет процесс окостенения. Так, например, в кисти ребенка 6-7 лет наблюдаются центры окостенения всех костей запястья. Однако некоторые отделы лопатки и ключицы у детей 6-7 лет остаются хрящевыми. Рост, окостенение и формирование всех отделов грудной клетки к 6 годам не заканчивается, как отмечают Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. (1986) увеличение окружности грудной клетки составляет 56,9 см у девочек и 59,1см у мальчиков.

Рост костей особенно заметен. Это касается, в первую очередь, лицевых, а также длинных костей рук и ног. Однако, в костной системе детей по-прежнему меньше неорганических соединений, больше воды и белковоподобных веществ, чем в костях взрослых. Детские кости требуют лучшего кровоснабжения, связки закреплены менее прочно, а в местах их соединений больше пространства, чем у взрослых, поэтому растущий ребенок более гибок и в то же время более чувствителен к давлению и растяжению мышц, обладает меньшей сопротивляемостью костным инфекциям, чем взрослый (Васильева В.Е., Каптелин А.Ф. 1969).

Позвоночный столб ребенка 6-7 лет весьма чувствителен к деформирующим воздействиям. В этом возрасте лишь начинается формирование так называемых апофизов (костных выступов).

К 7 годам корреляционные связи между длиной тела и конечности наиболее высоки. Длина тела - основной показатель физического развития ребенка. Это показатель не только ростового процесса, но и определенного уровня зрелости у детей 6-7лет.

12 Темпы роста детей и подростков имеют половую специфичность (Гребнева

Н.Н., Кривощеков С.Г., Загайнова А.Б. 2001). Мальчики растут быстрее девочек. Исключением является лишь короткий период «второго вытягивания», который наступает у девочек раньше.

Длина тела (ДТ), как наиболее стабильный показатель, не сразу меняется под влиянием различных условий. Ее изменения всегда свидетельствуют о благополучии или о длительном неблагополучии в состоянии организма. Известно, что у детей 4-5 лет ежегодная прибавка в росте должна составлять от 4 до 5 см, а в 6-7 лет от 7 до 10 см, именно поэтому возраст с 5 до 7 лет называют периодом «первого вытягивания» (Никитюк Б.А., Чтецов В.П., 1990).

По мнению В.А. Доскина с соавт. (1998) «первое вытягивание» происходит в 5-8 лет, «второе вытягивание» - в 11-13 лет (для девочек) и в 11-15 лет (для мальчиков); одновременно наблюдается нарастание массы тела (МТ).

Поскольку неблагоприятные условия жизни в большей степени сказываются на скорости роста и развития мальчиков, в некоторых группах может наблюдаться многолетняя задержка их роста. В таких случаях первый перекрест кривых роста может отсутствовать (Никитюк Б.А., Чтецов В.П. 1990).

У большинства учащихся в 6-8 лет рост и развитие организма происходит относительно равномерно (Бородкина Г.В. 2002). Однако, наиболее интенсивно развивается мышечная система. При этом преобладает развитие крупных мышц; мелкие же мышцы кистей рук развиты еще недостаточно. Это создает определенные трудности для обучения детей 6-8 лет письму. Формирование у детей мышц кисти руки протекает еще длительное время после начала систематического обучения.

Особенно интенсивно развиваются мышцы, обеспечивающие прямостояние и ходьбу. К 7 годам поперечный размер волокон в этих мышцах становится больше, чем во всех других. Движения носят обобщенный характер. Начинают

13 вырабатываться простейшие бытовые двигательные навыки и трудовые

движения. Тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей. Это приводит к тому, что при длительном сидении ребенку трудно держать спину выпрямленной. Дети 6-7 лет обладают сравнительно низкими показателями мышечной силы. Силовые и особенно статические упражнения вызывают у них быстрое утомление.

Кривая нарастания массы тела нередко претерпевает у детей значительные отклонения по сравнению с обычными изменениями. В период адаптации, при переходе от воспитания в детском саду к систематическому обучению в школе, наблюдается у детей не только снижение интенсивности нарастания массы тела, но даже ее падение. Нарушение гигиенических требований к условиям воспитания детей в начальной школе может отрицательно сказаться на годичных приростах длины и массы тела. Равномерное увеличение массы тела является одним из важных критериев адаптации ребенка к школе (С.Н. Малафеева, Л.Н. Егорова 1996, Г.В. Бородкина, 2002).

Лукина С.Ф., Колосова Т.С. провели мониторинговое обследование 679 первоклассников. Оценка морфо - функциональных показателей первоклассников выявила: низкий уровень развития костно - мышечного аппарата, тенденцию напряжения механизмов физиологической адаптации. У 39,5% детей отмечен дефицит массы тела. О замедленном темпе созревания костно - мышечной системы свидетельствует и низкий уровень развития динамометрии.

Важнейшим индикатором здоровья детей является физическое развитие. По данным Антроповой М.В. с соавторами (1996, 1997, 1998) и Ямпольской Ю.А. (1997) показатели физического развития детей стали уменьшаться, особенно масса тела, Что увеличивает в два раза риск возникновения любого заболевания.

Как утверждают Еливанова М.А., Еливанов А.В. в системе социально -гигиенического мониторинга одним из важных критериев здоровья населения

14 является состояние физического развития детей и подростков. Для определения

физического развития широко используются длина и масса тела, зависимость которых от социально - экономических и экологических условий позволяет им служить основой популяционного мониторинга (Ямпольская Ю.А. 1996). Обнаруженные изменения антропометрических показателей школьников, отражают неблагоприятное воздействие социально - экономических условий. Уменьшение средних величин длины и массы тела 7-9 летних детей, снижение средней массы тела в возрасте 15-17 лет, возросшее расслоение популяции по соответствию массы и длины тела свидетельствуют об отрицательных сдвигах физического развития современных школьников.

В исследованиях Клишиной СВ. (2003) детей в возрасте 6-8 лет показано, что учебный процесс не оказывает тормозящего влияния на их физическое развитие. Увеличение длины и массы тела школьников было равномерным, рост в среднем на 2,9 см за год, масса тела на 2,2 кг. Низкие результаты оценки функционального состояния они объясняли недостаточным уровнем двигательной активности в процессе обучения.

Трохимчук Л.Ф., Кириллова Т.Г. с соавторами (2000) в течение учебного года наблюдали отрицательные сдвиги в динамике прироста показателей массы тела у функционально неготовых и со средним уровнем функциональной готовности детей начальной школы.

По мнению Воронцова И.М. (1985) изменение относительной массы тела прямо коррелирует с состоянием лимфоидной ткани и количеством функционально активных субпопуляций Т-лимфоцитов. Поэтому при сниженной массе тела можно ожидать и снижение свойств иммунологической реактивности.

Согласно данным Гребневой Н.Н., Кривощекова С.Г., Загайновой А.Б. (2001), процесс увеличения массы тела (МТ) с возрастом также протекает неравномерно. В первые месяцы жизни идет интенсивное нарастание, затем темпы

15 прироста несколько снижаются: с 3 до 5 лет годичные прибавки составляют 1,5-2

кг, с 5 до 7 лет прибавка МТ возрастает до 3,5 кг в год. У мальчиков наименьшая прибавка отмечается на третьем, а девочек на четвертом году жизни. На шестом году происходит некоторая задержка увеличения данного показателя (Козлов, Фарбер, 1983). Значительный прирост МТ у мальчиков и девочек наблюдаются в период полового созревания - с 10-11 до 14-15 (В.А. Доскин с соавт, 1997). Таким образом, интенсивность нарастания МТ уменьшается с возрастом, но вновь увеличивается в пубертатный период.

По данным Волобуевовой Н.А. (2004) за период с 1992 по 2002 исследована динамика антропометрических показателей 1017 детей в возрасте 7-10 лет. Автором установлено, что длина тела у детей обоего пола достоверно снизилась в 2002 по сравнению с 1992 годом. За время исследования количество учащихся начальных классов, входящих в первую группу здоровья снизилось в 2,5 раза, во вторую, третью, четвертую - возросло в 4 раза по сравнению с 1992 годом. Полученные результаты свидетельствуют об ухудшении физического развития и здоровья у современных школьников начальных классов по сравнению со сверстниками в 1992г.

Талалаева В.А., Сидорова И.Ю. (2004) на протяжении учебного года у школьников начальных классов с разными программами обучения проводили антропометрические и скриннинговые исследования. Авторы отмечают, что в целом, у детей, обучающихся по традиционной системе достоверно ниже уровень встречаемости дисгармоничного физического развития, чем у школьников, обучающихся по программе Л.В. Занкова и системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

По мнению Жвавого Н.Ф. с соавторами (1997) годичные приросты по длине тела у мальчиков 7-11 лет составляют 10-11 %; по массе - 8-11 %, у девочек,

16

соответственно - 7,6 и 17,3 %. При этом различия между интенсивностью приростов показателей по полу несущественны (Лесь, 1997)

Таким образом, наиболее существенные изменения в двигательной функции отмечаются в младшем школьном возрасте. Согласно данным литературы (Джубаева Р.С. и др., 2001г.) параметры физического развития, в частности массу и длину тела, можно считать маркером возможного формирования адаптивных нарушений в организме ребенка с последующей хронизацией.

1.2. Возрастные изменения сердечно - сосудистой системы

Исследования системы кровообращения в детском возрасте имеют важное научно - практическое значение, позволяя, с одной стороны, изучить механизмы формирования вегетативной регуляции в процессе развития, с другой стороны, получить данные о функциональном состоянии организма (Берсенев Е.Ю., Берсенева И.А., 2001).

Для изучения функционального состояния и уровня физического развития организма детей применяли комплекс методов. Регистрация большого количества параметров и определение разнообразных индексов, отражающих состоятельность физиологических механизмов и их регуляции, может дать ответ об общей адаптации организма (Соловьев B.C. с соавт. 2004).

Возрастные особенности сердечно - сосудистой системы (ССС) во многом определяют адаптивные возможности детей, которые нужно учитывать при назначении любых нагрузок и других воздействий на детский организм (Толстогузов С.Н. 1998, Бондарь Н.В. 2000).

По данным Батенковой И.В., Горбунова Н.П., Шабунина Р.А. (2004) систематические занятия статическими упражнениями оказывают влияние на кардиореспираторную систему младших школьников. Систематические занятия статическими упражнениями повышают функциональные возможности системы

17 кровообращения. У младших школьников, по данным авторов, адаптированным к

статическим усилиям, сохранялся высокий уровень активности симпатического отдела вегетативной нервной системы и центрального контура регуляции сердечного ритма.

Частота сердечных сокращений (ЧСС) у детей 6 лет в пределах 90-95 уд/мин, у детей 7 лет - 86±4 уд/мин. Максимальное давление (САД) у девочек 6-7 лет в среднем 97,88±1,98 мм. рт. ст., у мальчиков - 97,76±1,82 мм. рт. ст., ударный объем 39,25±1,45 мл. ЧСС - показатель весьма лабильный. Он изменяется под влиянием температуры, эмоций, мышечной деятельности ребенка. Вместе с тем, при прочих равных условиях, высокая ЧСС у здоровых детей 6-7 лет в состоянии относительного покоя указывает на запаздывание становления холинэргичесих черт гомеостаза (Аршавский И.А., 1976).

Сердечно-сосудистая система (ССС) ребенка остро реагирует на увеличение умственной нагрузки и снижение двигательной активности (Безобразова В.Н., Догадкина СБ. с соавтор., 2003).

В то же время данные разных авторов неоднозначны. Так, Сидтиков Ф.Г. и др. (2000), Безобразова В.Н., Догадкина С.Б.( 2001) не выявили зависимость адаптивных реакций на нагрузку у детей 8-16 лет от типа гемодинамики .

Наиболее благоприятные условия деятельности сердца в младшем возрасте отмечают у детей 9-10 лет (Алферова - Попова Т.В., 1990; Самигуллин Г.Х. и др., 1998). Многие авторы приводят данные о гетерохронном морфофункциональном развитии сердца и адаптационных механизмах к нагрузкам (Васильева P.M., 1998) в период от 7 до 15 лет (Попова Т.В., 1990; Рублева Л.В., 1998).

Великанова Л.К., Шуленин Н.С. (2001) изучали состояние сердечно -сосудистой системы учащихся, овладевающих новыми формами обучения. Состояние центральной гемодинамики оценивалось на основе определения систолического (САД), диастолического (ДАД) пульсового (ПД) давления,

Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 24925.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.