У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Литургия в творчестве русский композиторов конца XVIII-XX веков
Количество страниц 282
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 25135.doc 
Содержание Введение... 5

Глава I: Авторский хоровой цикл литургии:

богослужебный и музыкально-художественный аспекты . 16

§ 1. Проблемы жанровой ориентации, содержания и стиля авторского литургийного цикла... 17

1.1. Литургия в жанровой системе духовно-музыкального искусства... 17

1.2. Исторический процесс жанрового расслоения в литургии... 21

1.3. Жанровая специфика храмовой ветви литургии... 29

1.4. Жанровая специфика концертной ветви литургии... 35

§ 2. Проблемы организации авторского литургийного цикла. Богослужебная структура и принципы музыкальной композиции... 41

2.1. Литургия как исторически типизированная композиция. Богослужебная структура... 44

2.2. Литургия как индивидуальная музыкальная композиция. Общие принципы организации цикла . 52

§ 3. Канон и эвристика в литургии. Проблема

индивидуального творчества в сакральной сфере... 61

3.1. Соотношение сакральной и художественной сфер в русской духовной музыке. Научно-теоретические подходы... 63

3.2. Канон и канонические модели в богослужебно-певческой системе литургии... 67

3

Глава II: Литургия в творчестве русских композиторов конца XVIII - начала XX веков... 77

§ 1. Литургийный цикл в творчестве композиторов эпохи

«русского классицизма» конца XVIII— начала XIX веков

(М. Березовский, Д. Бортнянский, А. Ведель, С. Давыдов,

П. Турчанинов): принципы композиции, проблемы жанрового

содержания и стиля... 77

1.1. Принципы композиции литургийного цикла

конца XVIII - начала XIX веков... 79

1.2. Жанровое содержание и стиль литургии конца

XVIII - начала XIX веков... 87

§ 2. Литургия Иоанна Златоуста ор. 41 П. Чайковского. Богослужебный канон и авторское художественное

творчество... 94

§ 3. Литургийный цикл в творчестве композиторов

московской школы Нового направления конца XIX— начала

XX веков (С. Рахманинов, А. Гречанинов, А. Чесноков,

П. Чесноков). Синтез традиционных богослужебных форм с

художественными формами профессиональной музыкальной

культуры XIX века... 108

3.1. Жанровое содержание, стиль, канонические

модели в литургии Нового направления... 113

3.2. Принципы композиции литургии Нового направления... 119

Глава III: Литургия в творчестве русских композиторов

последней четверти XX века (Н. Сидельников, В.

Успенский, В. Кикта). Специфика жанра и организация

цикла в контексте возрождения православной культуры

на новом историческом этапе... 135

4

§ I. Художественные и социально-политические особенности периода возрождения традиций православной культуры. Жанровая панорама духовно-музыкальных

сочинений последней четверти XXвека... 135

§ 2. Жанровое содержание и стиль литургии последней

четверти XX века... 145

§ 3. Организация цикла литургии последней четверти XX

века... 161

Заключение... 177

Библиографический список... 183

Приложение 1: Типы и виды древней литургии... 209

Приложение 2: Структура Евхаристического канона ... 212 Приложение 3: Номерные структуры авторских

литургийных циклов... 217

Приложение 4: Нотные примеры... 229

Приложение 5: Схемы... 287

Введение



Введение

Актуальность темы исследования. В представляехМой диссертации предпринята попытка выявить специфику жанра и принципы организации цикла песнопений главного богослужения Православной церкви — Божественной литургии в творчестве русских композиторов конца XVIII — XX веков. Заявленная тема предполагает рассмотрение вопросов жанрового содержания и стиля, музыкальной композиции, взаимодействия канона и эвристики в литургийных циклах композиторов разных исторических периодов, начиная с эпохи* «русского классицизма» последней четверти XVIII века и заканчивая временем возрождения православной культуры в 80-90-х годах XX века. Эти вопросы, несомненно, важны для музыковедения, так как в настоящее время практически отсутствуют исследования, специально освещающие такие сущностные аспекты литургии, которые связаны со взаимодействием богослужебно-канонического и художественно-эвристического начал. Следует принять во внимание и возрастающую роль православной культуры в духовном облике^ и национальном своеобразии* России, а также большое-значение богослужебно-певческих традиций для развития русского профессионального музыкального искусства XIX - XX веков.

Таким образом, целью исследования является определение сущности феномена авторского литургийного цикла в плане его жанровой ориентации, музыкальной композиции, взаимодействия сфер внеличностного, сакрального и личностно-творческого мышления композиторов.

Поставленная цель предполагает разрешение ряда задач, среди которых центральное место занимает разработка принципов анализа авторского литургийного цикла в связи с проблемой синтеза богослужебной структуры и ее индивидуального музыкального воплощения. Наряду с основополагающей задачей следует отметить и другие; рассмотрение бого-

6

служебной структуры литургии в свете взаимодействия трех ее основных элементов (священнодействие, чтение и пение); освещение исторического пути литургии с учетом художественного и социально-политического контекста эпохи.

Обзор научной литературы. Научные работы по данной теме удобнее всего разделить на три основные группы: 1) Богословие, литургика; 2) Духовно-музыкальное искусство; 3) Общие музыкально-теоретические вопросы жанра и формы.

К первой группе мы отнесем труды ученых в области богословия и литургики — науки о церковном богослужении, его содержании, назначении. Так, на рубеже XVIII-XIX веков была написана книга И. Дмитревского «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии», впервые изданная в 1804 г. Среди ученых в области богословия и литургики рубежа XIX-XX веков следует назвать А. Голубцова, М. Скабаллановича, И. Карабинова. Во второй половине XX века важное место занимают труды представителей «русского зарубежья» архимандрита Киприана (Керна), протопресвитера Александра Шмемана, а также крупнейшего представителя отечественной школы литургики, истории и теории богослужебного пения Н. Успенского.

Ко второй группе мы отнесем труды исследователей, освещающих проблемы богослужебного пения, его соответствия нормам Устава, а также проблемы русской духовно-музыкальной культуры в целом. Здесь мы назовем представителей этого направления середины XIX века - В. Ундоль-ского, И. Сахарова, В. Одоевского, прот. Д. Разумовского, рубежа XIX-XX веков и начала XX века - С. Смоленского, прот. В. Металлова, свящ. М. Лисицына, прот. С. Протопопова, А. Преображенского. Среди крупнейших исследователей в области богослужебного пения в XX веке следует назвать представителя «русского зарубежья» И. Гарднера. Во второй половине и особенно в последней четверти XX века появилось значительное

7

количество исследований, отражающих новые научные подходы к теории и истории русской духовно-музыкальной культуры. Здесь следует назвать имена В. Протопопова. А. Кандинского, Т. Владышевской, М. Рахмановой, Н. Герасимовой-Персидской, Н. Заболотной, Н. Гуляницкой, Н. Серегиной, С. Зверевой, И. Лозовой, Н. Денисова, А. Тевосяна, Ю. Паисова, Н.В. Парфентьевой, Н.П. Парфентьева, Ю. Евдокимовой, Г. Пожидаевой, А. Кручининой, Н. Плотниковой, и многих других.

К третьей группе относятся работы, освещающие общие музыкально-теоретические вопросы жанра, стиля, формы и т.п. Здесь важно отметить вклад таких исследователей, как Б. Асафьев, А. Альшванг, В. Цук-керман, А. Сохор, И. Способин, Л. Мазель, В. Холопова, В. Медушевский, Е. Назайкинский и других.

Особый интерес для раскрытия темы диссертации представляют следующие работы:

1) Богословие, литургика: «Евхаристия» архим. Киприана (Керна) -[17], «Византийская литургия», «Анафора» Н. Успенского [31], «Евхаристия. Таинство Царства» Александра Шмемана [35]. Эти труды в своей совокупности дают полное представление об истории формирования чина литургии, таинственном смысле и назначении тех или иных элементов священнодействия, молитвословия, богослужебного текста.

2) Духовно-музыкальное искусство. Здесь прежде всего следует назвать фундаментальное исследование И. Гарднера «Богослужебное пение Русской Православной церкви. Сущность. Система. История» в двух томах [70, 71], написанное ученым в конце 70-х гг. XX века. Этот труд во многом дополняет и корректирует работы Д. Разумовского, С. Смоленского, В, Металлова и других исследователей в области богослужебного пения рубежа XIX-XX вв. Большого внимания заслуживает разработанная И. Гарднером периодизация истории церковного пения в России с разделением на две «контрастные эпохи». Одна из них - эпоха господства одно-

8

голосного (унисонного) пения, «не испытавшего на себе западных светских влияний» [70, 24]. По словам И. Гарднера, эта эпоха продолжалась от начала «организованной христианской церкви» на Руси до середины XVII века. Другая — эпоха господства «многоголосного хорового пения по западному, часто светскому образцу» [там же]. Эта эпоха охватывает период * с середины XVII по XX век включительно. Так как в историческом аспекте освещения темы настоящей диссертации мы будем опираться на периодизацию эпохи многоголосного хорового пения по И. Гарднеру, будет целесообразным привести здесь ее конкретные пункты [70, 24-27]:

- Первый период (середина XVII - последняя четверть XVIII века). Время господства «украинско-польского «партесного» хорового стиля и стиля религиозного канта»;

- Второй период (последняя четверть XVIII - вторая четверть XIX века) связан с «руководящим значением итальянской вокальной музыки»;

- Третий период (вторая четверть — последняя четверть XIX века) назван «Петербургским» или периодом преобладания немецкого влияния в церковном пении. Руководство же общим направлением хорового церковного пения, включая сюда и стилистические направления, находится во время этого периода в руках директора С-Петербургской Императорской Придворной Певческой Капеллы;

- Четвертый период (первая четверть XX века) назван «Московским», так как в это время особое значение приобретает группа композиторов, связанных с Московским синодальным училищем. «Его характерная черта - возвращение к каноническим древним роспевам <...> и искание новых путей для многоголосной хоровой обработки этих роспевов <...>» [70,26].

9

И. Гарднер не дает утвердительного ответа о времени окончания четвертого периода, так как, по его словам, после Октябрьской революции церковное пение «продолжало культивироваться в эмиграции».

Среди работ отечественных музыковедов последней четверти XX в., посвященных вопросам духовно-музыкального искусства и непосредственно литургии в первую очередь следует назвать книгу В. Протопопова «Музыка русской литургии» [184], законченную автором в 1990 г. Эта книга фактически является одним из первых опытов в историческо*м и музыкально-теоретическом исследовании жанра с точки зрения проблемы музыкальной цикличности. Рассматривая духовно-музыкальные сочинения разных исторических периодов, автор отстаивает позиции преемственности мелодико-гармонической цикличности авторских хоровых сочинений гласовой цикличности «знаменной литургии» конца XVII века в гармонизации Ст. Беляева. В книге дается подробный анализ наиболее значительных литургийных циклов русских композиторов второй половины XIX -начала XX веков: П. Чайковского, А. Архангельского, Н. Черепнина, А. Гречанинова, С. Рахманинова, а также образцов партесной литургии конца XVII - начала XVIII веков - «Служб Божиих».

Особое место среди трудов по русской духовной музыке последнего времени занимают сборники серии «Русская духовная музыка в документах и материалах», подготовленные специалистами Государственного института искусствознания и Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки С. Зверевой, А. Наумовым, М. Рахмановой (в течение 1998-2002 гг. вышли в свет 4 тома настоящей серии). Здесь впервые опубликованы многие документальные материалы, раскрывающие исторический контекст, сущность процессов, происходивших в русском церковном пении второй половины XIX — первой четверти XX века. Особое место уделено деятельности представителей московской ком-

10 позиторской школы Нового направления, Синодального хора и училища

церковного пения.

Разработке теоретических аспектов русской духовной музыки XX века посвящена книга Н. Гуляницкой «Поэтика музыкальной композиции» [85], где автором рассматриваются вопросы жанровой системы, формообразования, звуковысотной, пространственной, тембровой организации русской духовной музыки. Особую ценность, на наш взгляд, представляет освещение исследователем широчайшей панорамы сочинений 80-90-х годов XX века как богослужебного, так и небогослужебного характера.

3) Среди трудов, рассматривающих вопросы жанра и формы в музыке, в плане раскрытия темы настоящей диссертации представляются особенно важными работы А. Сохора «Эстетическая природа жанра в музыке» [248], В. Холоповой «Формы музыкальных произведений» [253]. Так, в работе А. Сохора как определяющий признак жанра выделен социологический аспект, соответствие музыкального произведения той или иной обстановке исполнения. Такая постановка вопроса нам представляется актуальной в связи с выявлением жанровой специфики авторского литургийного цикла, определением критериев его «церковности» или «кон-цертности». В упомянутой книге В. Холоповой важным для нас является выделение трех содержательных уровней формы музыкального произведения: 1) музыкальная форма как феномен; 2) музыкальная форма как исторически типизированная композиция; 3) музыкальная форма как индивидуальная композиция произведения. Освещая проблемы организации авторского литургийного цикла, мы будем опираться на соотношение второго и третьего уровней формы в музыке, рассматриваемых В. Холоповой.

Научная новизна. Данная работа является одним из первых опытов исследования литургии как единого целого — во взаимодействии богослужебного и музыкально-художественного аспектов. Поэтому, анализ авторских литургийных циклов соотносится здесь с раскрытием сущности ли-

11

тургии как христианского таинства, освещением содержания богослужения, его предназначения, особенностей архитектоники и т.д. Для решения этой задачи автором диссертации разработаны:

- проблема соотношения канона и эвристики в русской литургии конца XVIII - XX веков, проявления творческой индивидуальности композитора в рамках строгих богослужебных форм;

- типология канонических моделей в богослужебно-певческой системе литургии;

- проблема жанровой специфики храмовой и концертной ветвей литургии, выявленных в результате исторического процесса расслоения жанра;

- проблема организации авторского литургийного цикла в плане соотношения его богослужебной структуры с индивидуальной музыкальной композицией.

Новые положения диссертации, выносимые на защиту

1. Впервые дается анализ сложного и противоречивого процесса постепенного жанрового расслоения литургии на храмовую и концертную ветви, обусловленного теми или иными причинами исторического, социально-политического, личностно-творческого характера и др.;

2. Авторский литургийный цикл рассматривается с точки зрения его жанровой ориентации, соответствия храмовой или концертной «обстановке исполнения». Если, например, совокупность признаков церковности и концертности в литургии конца XVII — начала XX веков позволяет авторскому хоровому циклу оставаться в лоне церкви (несмотря на установившуюся на рубеже XIX-XX веков практику исполнения литургии на концертной эстраде), то в последней четверти XX века наблюдается выделение концертной ветви в самостоятельную художественную категорию. При этом возникает новое жанровое образование - литургический кон-

12

церт (литургийный цикл Н. Сидельникова) и сохраняется традиционная храмовая ветвь литургии.

3. Организация литургийного цикла представлена на двух содержательных уровнях музыкальной формы в соответствии с научно-теоретической разработкой В. Холоповой: авторский литургийный цикл рассматривается как исторически типизированная композиция (архитектоника, богослужебная структура и т.п.) и как индивидуальная композиция произведения.

4. Особое внимание в диссертации уделено рассмотрению авторских литургийных циклов в плане индивидуального преломления, акцентирования тех или иных особенностей богослужения (опорные точки, арочные связи, образование «малых циклов» песнопений), что до сих пор недостаточно освещено в исследованиях.

Методологическая основа исследования состоит в совмещении исторического подхода (распределение материала диссертации по историческим периодам наряду с его осмыслением с позиций генезиса, общехудожественного контекста эпохи и перспективы дальнейшего развития) с теоретическим (в плане выведения определенных типологий и обобщений, систематизации явлений, использования отечественных разработок по вопросам жанра и стиля, новых идей музыкально-теоретической науки - канон и эвристика, содержание музыкальной формы, — а также совмещения анализа авторских литургийных циклов на уровне отдельных средств музыкальной выразительности с теорией богослужебного пения, его традиций).

Практическая ценность исследования заключается в том, что анализируемый материал творчества композиторов разных исторических периодов, стилей и направлений дает возможность ярче представить художественный феномен авторского литургийного цикла, определить его роль и место в жанровой системе русской духовной музыки. Материал диссерта-

13

ции может быть полезен для музыкантов разного профиля - исполнителей, теоретиков, историков русской музыки, специалистов, изучающих бого-служебно-певческие традиции и др.

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографического списка, пяти приложений, куда помещены необходимый справочный материал по истории и содержанию литургии (типы и виды древней литургии, структура Евхаристического канона, номерные последования авторских литургийных циклов), а также нотные примеры, схемы.

Глава I - «Авторский хоровой цикл литургии: богослужебный и музыкально-художественный аспекты», состоящая из трех параграфов, посвящена разработке научно-теоретических основ, методологии анализа авторских литургийных циклов во взаимодействии богослужебного и музыкально-художественного аспектов. § 1. «Проблемы жанровой ориентации, содержания и стиля авторского литургийного цикла» включает в себя следующие подпараграфы по вопросам жанра: «Литургия в жанровой системе духовно-музыкального искусства», «Исторический процесс жанрового расслоения в литургии», «Жанровая специфика храмовой ветви литургии», «Жанровая специфика концертнойi ветви литургии». В § 2 -«Проблемы организации авторского литургийного цикла. Богослужебная структура и принципы музыкальной композиции» - в соответствии с освещением настоящей темы на двух содержательных уровнях музыкальной формы выделены два подпараграфа: «Литургия как исторически типизированная композиция. Богослужебная структура»; «Литургия как индивидуальная музыкальная композиция. Общие принципы организации цикла».

В § 3 - «Канон и эвристика в литургии. Проблема индивидуального творчества в сакральной сфере» — рассматривается одна из актуальнейших проблем русской духовной музыки - проблема соотношения богослу-жебно-певческих традиций и авторского музыкального творчества. Здесь

14

мы выделяем подпараграфы: «Соотношение сакральной и художественной сфер в русской духовной музыке. Научно-теоретические подходы»; «Канон и канонические модели в богослужебно-певческой системе литургии». В главах II и III диссертации предлагается анализ авторских литургийных циклов русских композиторов конца XVIII-XX веков. В основе структуры этих глав — историческая периодизация духовной музыки в России. Так, глава II - «Литургия в творчестве русских композиторов конца XVIII - начала XX веков» - охватывает исторический период в развитии настоящего жанра от эпохи «русского классицизхма» (последняя четверть

XVIII века) до времени кардинальных изменений в государственном устройстве России в 1917-1918 гг. Соответственно исторической периодизации глава II состоит из трех параграфов: § 1. «Литургийный цикл в творчестве композиторов «русского классицизма» конца XVIII - начала XIX веков (М. Березовский, Д. Бортнянский, А. Ведель, С. Давыдов, П. Турчанинов: принципы композиции, проблемы жанрового содержания и стиля»; § 2. «Литургия Иоанна Златоуста ор. 41 П. Чайковского. Богослужебный канон и авторское художественное творчество»; § 3. «Литургийный цикл в творчестве композиторов московской школы Нового направления конца

XIX - начала XX веков (С. Рахманинов, А. Гречанинов, А. Чесноков, П. Чесноков). Синтез традиционных богослужебных форм с художественными формами профессиональной музыкальной культуры XIX века».

Глава III - «Литургия в творчестве русских композиторов последней четверти XX века (Н. Сидельников, В. Успенский, В. Кикта). Специфика жанра и организация цикла в контексте возрождения православной культуры на новом историческом этапе» охватывает незначительный по времени исторический период (два десятилетия), но немало значимый в плане возникновения круга вопросов и проблем, связанных с возрождением традиций православной культуры в новых исторических условиях. Поэтому важное место в этой главе занимает ее § 1 — «Художественные и

15

социально-политические особенности периода возрождения традиций православной культуры. Жанровая панорама духовно-музыкальных сочинений последней четверти XX века». Здесь дается характеристика обширной жанровой панорамы произведений библейско-христианской тематики настоящего периода, определяются особенности социального функционирования произведений духовной музыки 80-90-х гг. XX века. В §§ 2 и 3 - «Жанровое содержание и стиль литургии последней четверти XX века» и «Организация цикла литургии последней четверти XX века» -рассматриваются литургийные циклы ведущих композиторов второй половины XX века Н. Сидельникова, В. Успенского, В. Кикты. Эти сочинения выбраны не случайно: на их примере отчетливо проявляются разные пути, тенденции и направления в развитии жанра на рубеже XX-XXI веков. Материал этой главы согласован с композиторами В. Успенским и В. Киктой.

В Заключении даны обобщения, выводы о сущности феномена авторского литургийного цикла в плане его жанровой ориентации, музыкальной композиции, взаимодействия сферы внеличностного, сакрального и оригинальности творческого мышления композитора, а также — о значении литургии в контексте эпохи рубежа XX-XXI веков как духовно-нравственном ориентире в период постепенного и длительного процесса восстановления связи времен, возрождения православных традиций.

16 Глава I. Авторский хоровой цикл литургии:

БОГОСЛУЖЕБНЫЙ И МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АСПЕКТЫ

О, чудная литургия - знамение безмерной любви Божией к роду человеческому и чудного возвеличения человеческого естества, обоженного чрез воплощение Сына Божьего Единородного и чрез вкушение пречистого Тела и Крови Его в таинстве причащения.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Само слово «литургия» - греческого происхождения, дословно означает «народное» или «общее» дело. То есть указывает на то или иное действие, совершаемое для народа или широкими слоями народа. В это понятие у древних эллинов входило и «устройство гимнастических упражнений» и «устройство народных общественный угощений» [18, 7], а также «добровольные пожертвования зажиточных граждан, которые вносились ими для облегчения государственных расходов и для поддержки какого-либо предприятия в случаях чрезвычайных» [9,144].

Применительно к христианскому православному богослужению слово «Литургия» означает «общественная служба», которую можно охарактеризовать как таинство собрания верующих, во время которого происходит причащение Тела и Крови Христа, установленное согласно Священному Писанию самим Господом Иисусом Христом на Тайной Вечери в обращении к ученикам-апостолам: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое... сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» [Мф. 26, 26-28], «сие творите в Мое воспоминание» [Лк. 22, 19]. По заповеди Иисуса Христа апостолы и их преемники продолжали совер-

17

шать таинство и передали его последующим поколениям как воспоминание о земной жизни Господа, его страданиях и смерти, Воскресении и Вознесении на небо.

Наименование «Литургия» с известной долей условности также носят и авторские хоровые циклы композиторов конца XVIII- XX веков, в основе которых лежит текст и чинопоследование главного православного богослужения. Эти сочинения являются, таким образом, музыкальным воплощением идеи, содержания, сакрального смысла Божественной литургии.

§ 1. Проблемы жанровой ориентации, содержания и стиля авторского литургийного цикла.

1.1. Литургия в жанровой системе духовно-музыкального искусства.

Духовно-музыкальное искусство настоящего времени, на рубеже

ХХ-ХХ1 веков, с одной стороны, включает в себя жанровую систему цер-ковно-певческого искусства XI-XVII веков как образец канонических песнопений русской православной церкви. С другой — жанровую систему хоровой и инструментальной музыки библейско-христианской тематики в самых различных ее формах, сложившихся в России на протяжении XVIII - XX веков.

Тема жанрового своеобразия церковно-певческого искусства XI — XVII вв., периода от установления традиционных форм песнопений в православном богослужении на Руси до появления первых образцов партесного многоголосия, подробно рассмотрена Т. Владышевской в исследовании «Музыка Древней Руси» [62]. Т. Владышевская отмечает такие общие признаки «семьи» богослужебных жанров, как их относительная стабильность, устойчивость (в отличие от подвергавшегося изменениям их мелодического стиля), влияние текста, его содержания и поэтической формы на музыкальную форму и музыкальный язык песнопений. Т. Владышевская
Список литературы
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1425
Скачать бесплатно 25135.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.