У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Адаптация к учебе младших школьников
Количество страниц 35
ВУЗ МГУЭСИ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 27610.doc 
Содержание Содержание
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Теоретический обзор литературы по проблеме факторов успешной учебной деятельности младших школьников………………………………….. 5
1.1. Психологические особенности младших школьников……………….5
1.2.Влияние учителя младших классов на формирование успешной учебной деятельности…………………………………………………………...10
1.3. Проблема успешности обучения младших школьников…………....14
1.4. Адаптация к школе как следствие успешности обучения…………..19
2. Экспериментальное изучение показателей успешности учебной деятельности как показателя адаптации к школе……………………………..23
2.1 Описание групп испытуемых и методов
исследования……………………………………………………………….23
2.2 Результаты экспериментального исследования и анализ полученных данных ………..............................................................................................24
Заключение…………………………………………………………………….…26
Литература……………………………………………………………………….28
Приложение 1……………………………………………………………………30
Приложение 2……………………………………………………………………36


Введение
Современная школа находится в поиске моделей учебно-воспитательного процесса, которые могли бы обеспечить всестороннее развитие личности школьников. Глубокие изменения, происходящие в личности младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В настоящее время многие авторы экспериментальных образовательных программ подтверждают необходимость преобразования педагогического процесса в школе с таким расчетом, чтобы любой урок, независимо от учебного предмета, способствовал интеллектуальному развитию ребёнка и был психологически комфортным уроком.
Актуальность данной темы обусловлена усилением интереса педагогов и детских психологов к условиям успешной учебной деятельности. Эффективная адаптация, по мнению ряда авторов, - одна из предпосылок успешной учебной деятельности, причем ведущая для детей младшего школьного возраста, так как представляет собой сложную систему мероприятий, направленных на овладение новыми формами деятельности, поведения, общения, и связана с изменением социального статуса младшего школьника.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
На сложность и значимость периода, связанного с адаптацией ребенка к условиям школьной среды, указывают исследования, проведенные в области психологии, педагогики, медицины, физиологии, теории и методики физического воспитания, социологии и др. (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андрееева, В.К. Бальсевич, М.Р. Битянова, М.М. Врублевска, Л.Л. Головина, Ю.А. Копылов, Л.В. Корель, Л.И. Лубышева, Н.Ю. Синягина, Н.А. Фомин и др.).
Успешная социальная адаптация детей начальной школы к условиям школьной среды помогает сформировать систему их отношений со сверстниками и взрослыми, базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в средней школе успешность обучения, эффективность стиля общения с учениками и взрослыми людьми, возможность личностной самореализации.
Цель данной работы – изучить успешность учебной деятельности младших школьников как показатель адаптации их к школе.
Объект исследования – процесс успешной учебной деятельности.
Предмет исследования – условия адаптации к школе.
Гипотеза исследования – эффективность адаптации к школе у учеников младших классов зависит от их успешности в учебной деятельности.
1. Изучить психологические особенности младших школьников и влияние учителя младших классов на формирование успешной учебной деятельности
2. Изучить проблему успешности обучения младших школьников
3. Рассмотреть проблему адаптация к школе как следствие успешности обучения
4. Провести диагностику и проанализировать полученные данные.
Экспериментальная база: СШ № 7 г.Йошкар-Олы.
Список литературы Заключение
Итак, современная школа находится в поиске моделей учебно-воспитательного процесса, которые могли бы обеспечить всестороннее развитие личности школьников. Глубокие изменения, происходящие в личности младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе.
Поступление в школу ведет не только к формированию потребности в познании и признании, но и к развитию чувства личности. Ребенок начинает занимать новое место внутри семейных отношений: он - ученик, он - ответственный человек, с ним советуются и считаются. Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе.
Для детей младшего школьного возраста характерны низкие критические способности к воспринимаемой информации, поэтому мнение учителя является для них всегда истинным. Похвала учителя является мотивацией к учебной деятельности. Но под влиянием неуспеха в решении одной учебной за¬дачи школьник может и остальные воспринимать как непосильные для себя. Вследствие этого падает интерес к учению.
Мировоззрение и жизненная позиция учителя начальных классов оказывает заметное влияние на формирование личности младшего школьника. Отсутствие педагогического подхода приводит к формированию в ходе обучения новых отрицательных качеств еще больше затрудняющих процесс обучения. Длительная неуспеваемость вызывает у школьника моральную и психическую травму, порождает неверие в свои силы. Учащиеся с высокоразвитым чувством ученического долга компенсируют прилежанием трудности в учении. Ученики, которые формально относятся к учебным занятиям, убеждены в непосильности стоящей перед ними задачи.
Для успешного обучения младшим школьникам необходим эмоциональный комфорт, одобрение, уверенность в своих силах, что ведет к формированию мотивации на обучение, основы которой закладываются именно в младшем школьном возрасте.
На самых начальных этапах организации учебной деятельности, а именно в младших классах, учить себя с помощью учителя, стать субъектами коллективно распределенной учебной деятельности легче всего тем детям, которым, в силу особенностей их развития, нужна минимальная помощь взрослых. То есть тем, кто быстрее и легче адаптируется к учебной деятельности.
Мы предположили, что эффективность адаптации к школе у учеников младших классов зависит от их успешности в учебной деятельности. И провели исследование, в результате которого выяснилось, что по итогам исследования адаптации к школе, отмечается преобладание положительных чувств, что говорит о хорошем психологическом климате в классе, где учатся наши испытуемые и о достаточно высокой адаптации в данном школьном коллективе.
В результате диагностики познавательных процессов мы выяснили, что у большинства школьников отмечается средний и высокий уровень памяти и внимания, что говорит о хорошей успеваемости в классе. Таким образом, высокий уровень адаптации в данном школьном коллективе является достаточным основанием для успешного обучения, что подтверждает нашу гипотезу о том, что эффективность адаптации к школе у учеников младших классов зависит от их успешности в учебной деятельности.
Таким образом, гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены, цель достигнута.





Литература
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. / Ш.А. Амонашвили – М.: Респекс. - 2006-256c.
2. Андреева И.В. Педагогика и психология. – Санкт-Петербург, 2003-368c
3. БогдановаТ. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребёнка./ Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова – М.: Просвещение. - 2004-264с.
4. Былеева Л., Таборко М., Шитик С. Игры и развлечения./ Л. Былеева, М. Таборко, С.Шитик. – М.: Росмэн. - 1992-274с.
5. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников./ А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. – М.: Просвещение. - 2001-367с.
6. Волков Б.С. Психология младших школьников./ Б.С. Волков – М, 2002-396с.
7. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе./ Н.И. Гуткина. – СПб.: Питер, 2004-368с.
8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения/ В.В. Давыдов. – М, 2006-274с.
9. Дик Н.Ф. Развивающая игра для школьников./ Н.Ф. Дик. – Чертково, 2002-356с.
10. Дубровинская Н.В. Психофизиология ребенка./ Н.В.Дубровинская, - М, 2000-368с.
11. Детская психология: Учебное пособие / Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; - Минск: Университетское изд.,- 2003. - 399с.
12. Истомина З.М. возрастные и индивидуальные различия в детей в дошкольном возрасте. /З.М. Истомина - М: Просвещение,-2003.- 156с.
13. Казымова Е.Н. Дети «группы риска» школьной дезадаптации // Е.Н. Казымова. – М.: Школа. – 2001, №5.С89-93
14. Кон И.С. Открытие «Я». / И.С. Кон. – М, 1998-274с.
15. Корсакова Н.К. Микадзе Ю.В. Балашова Ю.Е. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников./ Н.К.Корсакова, Ю.В Микадзе, Ю.Е. Балашова – М, 2002 – 267с.
16. Ковалева Е., Синицина Е. Готовим ребенка к школе. / Е. Ковалева., Е. Синицина – М.: Лист-Нью,-2000.-336с.
17. Козаренко В.А. Память, мышление, речь. // В.А. Козаренко - Дошкольное вос¬питание.-1977. № 2. С. 19—21.
18. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М, 2002-275с.
19. Миллер С. Психология игры./ С.Миллер. – Санкт-Петербург, 2003-354с.
20. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков. / Т.Д. Молодцова. – М, Просвещение. - 2005-364с.
21. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М, 2000-364с.
22. Развитие мотивов у детей 6 – 7 лет. Особенности психического развития детей 6 – 7- летнего возраста// Ред. Д. Б. Эльконин, А. Л. Вегнер. – М, 2004-268с.
23. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. / В.Д. Семенов. – М, просвещение. - 1996-296с.
24. Эльконин Д.Б. Психология игры./ Д.Б.Эльконин – М, Просвещение. - 2002-463с.
25. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний./ Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. – М, 2004-384с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
1000
Скачать бесплатно 27610.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.