У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Cоциальная обусловленность профессиональной подготовки специалистов для работы с новыми типами семей
Количество страниц 41
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2010
Бесплатно Скачать 28555.doc 
Содержание Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Анализ состояния проблемы подготовки психологов для работы с новыми типами семей в отечественной и зарубежной литературе.…………..6
Глава 2. Специфика практической деятельности психолога в работе с новыми типами семей…………………………………………………………………….20
Глава 3. Социально-педагогическая модель профессиональной подготовки психологов, работающих с новыми типами семей……………………………31
Заключение………………………………………………………………………38
Литература………………………………………………………………………41




Введение
В ряду многочисленных проблем современной социально-педагогической теории и практики одной из традиционных и неизменно актуальных является проблема профессиональной подготовки будущих специалистов для работы в сфере социальной защиты семьи и детства. Последнее десятилетие характеризуется масштабными изменениями в политическом, экономическом, социальном и культурном укладе жизни страны. Адаптация к новым макроусловиям сопровождается ростом психического напряжения. Стрессы, фрустрации, социальная и личностная нестабильность сформировали общественную потребность в психологической помощи населению и, прежде всего, семье как важнейшей социальной форме организации бытия индивида. Ответом на этот социальный запрос стало интенсивное развитие служб семьи, возникновение широкого круга учреждений и организаций, ставящих своей целью оказание психологической помощи семье.
В 90-е годы в связи с резко изменившимися экономическими условиями в стране, потрясения затронули, наряду с другими социальными институтами, и семью. В семье наблюдаются существенные перемены. Прежде всего, появились совершенно новые типы семьи. Если в социалистическом обществе на основе профессиональной деятельности выделялось три социальных типа семей: рабочих, колхозников и интеллигенции, то в новых условиях можно выделить семью миллионера, семью бизнесмена, уличного торговца, семью безработного и т.д. Эти семьи наряду с традиционными семейными проблемами, порождают новые проблемы психологического и социокультурного плана, такие как ребенок и заработок, ребенок и секс, ребенок и духовное его развитие и др. При этом члены таких семей не только не знают, как их решать, но зачастую и не видят их. На основании эмпирических данных можно говорить и о разных формах семьи. В ХХ веке, наряду с семьями, состоящими из супругов с детьми и без детей, получили распространение и ряд нетрадиционных моделей семьи. Альтернативой полных семей являются неполные семьи с одни родителем. Неполная семья – результат овдовения или развода. При этом, если в первой половине ХХ века неполные, семьи были главным образом результатом овдовения, то со второй половины – развода. Процент разводов по отношению к бракам все время растет. Эта тенденция подтверждает новые особенности семейной жизни – наличие детей все в меньшей степени служит препятствием для развода. Все больше детей остается без одного из родителей. В результате разлад между супругами дополняется кризисом родительства.
В последнее время широкое распространение получили альтернативные браку семьи. Это прежде всего внебрачное сожительство, когда супруги, живя вместе и ведя общее хозяйство, не регистрируют свой брак или регистрируют его, когда может или уже появился ребенок; так называемый Годвин-брак, предполагающий раздельное проживание супругов. С появлением “новых русских” широкое распространение получила еще одна модель альтернативной семьи, которой сербский юрист М.Босанац дал название “семья – “конкубинат”, означающее возможность мужчины жить в официальном браке и при этом иметь параллельный союз с другой женщиной, имеющий от него внебрачного ребенка или, сохранив неформальную связь с первой женой, юридически оформить брак с бывшей конкубиной.
В настоящее время, как утверждает известный российский социолог С.И.Голод, можно говорить о том, что семья в своем развитии выходит на стадию супружества. Супружество - это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями. Семья – содружество способствует индивидуальному развитию, которое осуществляется через раскрытие индивидуального своеобразия каждого из супругов. Муж и жена не безоговорочно подчиняют свои интересы интересам детей, в супружеские отношения проник эротизм, акцентируемый как ключевой момент новой семьи. В границах одного семейного типа возникают богатые и разнообразные отношения между полами и поколениями, создаются широкие возможности для самореализации каждого индивида.
Существующая тенденция говорит о том, что семья постепенно теряет те функции, которые не связаны с воспитанием детей. Сначала была потеряна функция «экономической ячейки», теперь теряется сексуальная функция. Появляются гомосексуальные браки, все большую популярность приобретает свингерство.
В науке сложились определенные предпосылки для разработки теоретических и прикладных аспектов проблемы профессиональной подготовки социальных педагогов к работе с семьей. Вопросы профессиональной подготовки социальных педагогов рассмотрены в работах В.Г.Бочаровой, М.А.Галагузовой, Ю.Н.Галагузовой, В.Н.Гурова, М.П.Гурьяновой, И.П.Клемантович, Л.В.Мардахаева, А.В.Мудрика, Н.И.Никитиной, Л.Я.Олиференко, М.М.Плоткина, В.А.Сластенина и др.
Проведенный анализ научной литературы свидетельствует, что проблеме подготовки социального педагога к работе с семьей посвящено значительное количество исследований (Н.Аккерман, А.Н.Ганичева, В.И.Гребенников, В.И.Зацепин, О.Л.Зверева, Г.М.Коджаспирова и др.). В исследованиях Л.А.Беляевой, В.Г.Бочаровой, Б.З.Вульфова, Л.В.Мардахаева, Л.Я.Олиференко, Е.И.Холостовой разработаны общие методологические подходы к раскрытию сути социально-педагогической деятельности по оказанию квалифицированной помощи семье.
Анализ состояния данной проблемы в социально-педагогической теории и практике обусловили необходимость написания данного реферата и определили актуальность его темы: «Анализ состояния проблемы подготовки психологов для работы с новыми типами семей».
Список литературы Заключение
В настоящее время общественность единодушна в отношении необходимости укрепления семьи, но само понимание того, что такое прочная семья, благополучная семья, не остается неизменным. Оно отражает объективные тенденции семейной эволюции, социально-экономические особенности общества и особенности семейной идеологии. В одном случае упрочение семьи означает усложнение и даже фактическое запрещение разводов, нетерпимость к новым, нетрадиционным формам организации семейных отношений, запрещение абортов. В другом — это предоставление максимальных возможностей выбора стиля семейной жизни, обеспечение реального равенства, предоставление женщинам возможности работать, приобретать профессиональную квалификацию и т.д.
Проблема отечественной практической психологии состоит не только в разобщенности психологов и отсутствии единого формализованного перечня принципов, регулирующих профессиональную деятельность, но и в том, что в нашей стране еще нет детально разработанных процедур выдачи лицензий на осуществление частной психологической практики, а также не определены форма и содержание государственного контроля в этой сфере.
В профессиональной подготовке специалистов для работы с семьей необходимо учитывать современные изменения и требования общества. Сегодня семья может не выполнять свою социализирующую, социокультурную функцию в силу очень низкого культурного уровня или нарушения каких-то жизненно важных внутрисемейных связей. Основы неблагополучия могут быть различны: материальная необеспеченность, алкоголизм, наркомания, преступность, отчуждение, «нелюбовь» и т.д. В этих условиях члены семей в наибольшей степени нуждаются в специальной помощи — материальной, правовой, социально-психологической и медицинской.
В наши дни задачи специалистов, работающих с семьей, стали шире и включают в себя не только помощь семье в кризисных ситуациях, но и работу с молодежью по подготовке их к созданию семьи. Молодые люди должны не из случайных обрывочных сведений, почерпнутых из обыденных суждений, знать о специфике семейных взаимоотношений, в том числе и об их психологическом содержании. Современный образ жизни создает при определенных условиях для части людей трудности в поиске спутника или спутницы жизни.
Социальная психология, должна взять на себя функции организации психологической помощи одиноким людям, всякая консультация в этой области должна обязательно включать в себя профессиональное обучение общению. Важнейшей формой прикладных социально-психологических исследований должны стать исследования, выясняющие формы и структуру семейных конфликтов, способы их разрешения.
При работе с каждой семьей цели и задачи уникальны, как и ее жизненная ситуация. Но если говорить об общей задаче консультирования семьи, то главное в кризисной ситуации - помочь принять жизнь во всех ее проявлениях, пройти через жизненные трудности, и, переосмыслив свои отношения с собой, другими, миром в целом, принять ответственность за свою жизнь и жизнь своих близких и продуктивно преобразовать жизненную ситуацию.
Таким образом, подготовка квалифицированных специалистов для работы с семьей, является очень важной задачей в современном обществе, и необходимость включения социального психолога в штат сотрудников семейной консультации очевидна.
В настоящее время в России подготовка специалистов для работы с новыми типами семей стала реальностью. Эта область включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделить такие, как работа с супружескими парами, добрачное консультирование, решение детско-родительских проблем, совместное консультирование детей и родителей, психологическая помощь семьям в предразводный и послеразводный периоды, индивидуальное консультирование.
Чтобы блокировать отрицательные моменты в развитии семей новых типов, чтобы помочь семье, необходима тщательно выверенная и логически выстроенная система семейной политики. Чтобы создать эту систему прежде всего необходим теоретический анализ жизнедеятельности семьи на современном этапе. Эффективность рекомендаций непосредственно сопряжена с наличием концептуальных построений. При этом концепция семейной политики каждого региона должна опираться на теоретические исследования семейной жизни данного региона.





Список литературы
1. Аккерман Н. Роль семьи в современном обществе // Хрестоматия: Семейная психотерапия. - СПб.: Питер, 2000.- 512с.
2. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 2005. -№5, С.47-49.
3. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., Наука.: 2004.-367с.
4. Аристова Н.Г. Семья как объект социальной политики // Социс, 2006.№ 5.-С.37-41.
5. Воспитание детей в неполной семье // Под ред. Ершовой А.Н. - М.: Прогресс, 2000. -357с.
6. Голод С.И., Клещин А.А. Состояние и перспективы развития семьи. Теоретико-типологический анализ. Эмпирическое обоснование. С-Пб. Филиал ИС РосАН, 2004. -370с.
7. Гурко Т.А. Трансформация института семьи: постановка проблемы // Социологические исследования. 2005. №10.-С.27-31.
8. Димитрашку Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопросы психологии. 2006. №2.- С.45-48.
9. Дружинин В.Н. Современный психологический словарь. - М: Просвещение, 2009.-680с.
10. Елизаров А.Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи // Вестник московского университета, серия 14, психология. 2006. №1. С.42
11. Заикина Г.А. Либерализация половой морали и семья // Становление брачно-семейных отношений. М.: ИСИ АН РФ, 2007.- 358с.
12. Леванов Е.Е. Семейное воспитание: состояние и проблемы // Социс. 2009. №1. С.116.
13. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 2007. №4. С.79.
14. Немчинов Г. Изучение и прогнозирование развития службы семьи //Научно-методический журнал. 2001. №7. С.13
15. Радина Н.К. Об использовании тендерного анализа в психологических исследованиях // Вопросы психологии. 2009. №2.С.56.
16. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. - М., 1999.-368с.
17. Рыбаков С.И. Семья глазами социолога // Народное образование. 2006. №4. С. 175
18. Торохтий B.C. Психология социальной работы с семьей. -М.: Наука, 2005.-468с.
19. Шевандрин Н.И., Социальная обусловленность новых типов семей. // Социс. 2007. №10. С.47-50.
20. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, 2004.-398с.
21. Этика и психология семейной жизни // Под редакцией Ребенникова И.В. -М.: Просвещение, 2007.-479с.
Цена, в рублях:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
800
Скачать бесплатно 28555.doc 





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.